Раздел 1. Наземные транспортные средства, энергетические установки и двигатели.
Учебное пособие с грифом УМО. [текст]/ Щербаков В.И., Чабунин И.С. Изд. 2-е испр. и доп. - М.:МГТУ «МАМИ», 2007,- 336с. 9. Шарипов В.М. Конструирование и расчет тракторов. Учебник с грифом Минобрнауки
[текст] / И.М. Шарипов. - М.: Машиностроение, 2004. -592с. Ю.Агапов В.П. Строительная механика автомобиля и трактора. Учебник с грифом Минобрнауки [текст]/ В.П. Агапов, С.С. Гаврюшин, A.J1. Карунин, H.A. Крамской. - М.:МГТУ «МАМИ», 2002. - 400с.
Метод построения компактных кинематических схем планетарных коробок передач
д.т.н. проф. Шарипов В.М., к.т.н. проф. Маринкин А.П.
Университет машиностроения 8(495)223-05-23 (1111), [email protected]
Аннотация. Рассмотрен метод построения компактных кинематических схем планетарных коробок передач на примере планетарной коробки передач с двумя степенями свободы.
Ключевые слова: планетарная коробка передач, трехзвенный дифференци-алъный механизм; уравнение кинематики.
В настоящее время все более широкое применение в мощных промышленных тракторах, автомобилях и особенно в быстроходных гусеничных машинах получают планетарные коробки передач (ПКП), которые позволяют увеличить среднюю скорость движения машины ввиду сокращения времени на переключение передач, имеют более высокий кпд и облегчают процесс управления машиной при существенном снижении веса и габаритов конструкции [1 -6].
После выполнения тягового расчета машины и разбивки передаточных чисел в ПКП перед конструктором стоит проблема выбора наиболее рациональной схемы ее конструкции, реализующей заданные передаточные числа. Выбор схемы ПКП является наиболее трудной и ответственной задачей для конструктора. Проблема состоит в том, что для заданных передаточных чисел можно построить большое многообразие схем ПКП. При этом эти схемы будут существенно отличаться между собой по сложности, величине кпд и целому ряду показателей, влияющих на технический уровень вновь разрабатываемой конструкции. Не зная принципов проектирования ПКП, практически невозможно построить все возможные схемы, реализующие заданные передаточные числа, и тем более выбрать из всего многообразия существующих схем наиболее рациональную.
Методика построения наиболее рациональных кинематических схем ПКП для заданных значений ее передаточных чисел достаточно хорошо отработана [1, 3, 4] и широко используется в практике проектирования ПКП как с двумя, так и с тремя степенями свободы.
При синтезе схем планетарных ПКП кроме одновенцовых трехзвенных дифференциальных механизмов (ТДМ) смешанного зацепления шестерен наиболее часто используют ТДМ внешнего зацепления с двумя солнечными шестернями или смешанного зацепления - с двумя эпициклами [1 - 4]. Эти механизмы могут иметь малые значения характеристик к планетарного ряда (1<к<1,5) и их обычно компонуют с одновенцовыми ТДМ смешанного зацепления шестерен, образуя компактные структуры ПКП с присоединяемыми рядами.
Получаемые компактные структуры упрощают конструкцию ПКП, так как в двух рядом расположенных независимых ТДМ насчитывают лишь четыре центральных звена вместо шести: две солнечные шестерни, эпицикл и общее водило или два эпицикла, солнечную шестерню и общее водило [2].
Однако в литературе очень мало внимания уделено вопросу проектирования ПКП с присоединяемыми планетарными рядами.
Недостатком присоединяемых рядов является более низкий кпд в относительном дви-
Раздел 1. Наземные транспортные средства, энергетические установки и двигатели, жении //о (при остановленном водиле), что снижает общий кпд ПКП. Так, в присоединяемом ряде внешнего зацепления с двумя солнечными шестернями г]о =0,91, в присоединяемом ряде смешанного зацепления с двумя эпициклическими шестернями г]0 =0,95, а в ТДМ смешанного зацепления г]0 =0,96 [3, 4].
Однако присоединяемые ряды в настоящее время применяют в схемах ПКП, где они работают, как правило, на не основных мало используемых по времени передачах.
Условием присоединения (создания компактных структур ПКП) является совпадение индексов двух центральных звеньев, включая водило у основного и присоединяемого планетарных рядов.
Если у основного планетарного ряда совпадающий индекс, кроме водила, имеет солнечная шестерня, то присоединяемый ряд будет внешнего зацепления с двумя последовательно связанными сателлитами.
Если в основном ряде совпадающий индекс, кроме водила, имеет эпицикл, то присоединяемый ряд будет смешанного зацепления с двумя последовательно связанными сателлитами.
В данной работе рассмотрен метод построения компактных кинематических схем ПКП с присоединяемыми планетарными рядами на примере построения кинематической схемы ПКП с двумя степенями свободы, реализующей следующие передаточные числа: их = 3,2; и2 = 1,74; из = 1,0; и_х = -2,6 и и_2 = -0,86.
Анализ схем ТДМ, которые могут быть использованы для построения схемы ПКП с заданными передаточными числами, представлен в таблице 1 [4], где пвщ и пш - частота вращения соответственно ведущего и ведомого вала ПКП; пх, п ,, п , и п - частота вращения тормозного звена ПКП соответственно первой и второй передачи переднего хода и первой и второй передачи заднего хода.
Отбраковку ТДМ в таблице 1 производилась по величине характеристики к планетарного ряда и частоте вращения сателлитов пВо, предполагая, что частота вращения ведущего
вала ПКП птц =2000 мин"1.
Для схем ТДМ со смешанным зацеплением шестерен характеристика планетарного ряда может изменяться в пределах 1,5 < к < 4,0, для ТДМ с двухвенцовыми (блочными) сателлитами 4,5 < к < 10,0, а для присоединяемых ТДМ 1,0 < к < 1,5 [1, 3, 4]. Отбраковка ТДМ по величине характеристики к планетарного ряда проводилась при условии, что схема ПКП будет составлена только из ТДМ со смешанным зацеплением шестерен, для которых 1,5 </с <4,0.
Применяемые для сателлитов серийные подшипники качения допускают под нагрузкой относительную частоту вращения колец пВо до 6000 мин"1, а без нагрузки - до ЮОООмин"1 [3,
4]. Поэтому при пВо <6000 мин"1 уравнение кинематики ТДМ считается годным для дальнейшего исследования, при 6000 < пВо < 10000 мин - условно годным, а при пВо> 10000
мин"1 - негодным.
Таким образом, годными являются уравнения 3, 10 и 19 (таблица 1).
Искомая схема ПКП с двумя степенями свободы должна включать четыре ТДМ, так как она должна обеспечивать получение четырех передач с передаточными числами и ^ 1. Следовательно, из трех ТДМ, описываемых годными уравнениями 3, 10 и 19, построить схему ПКП нельзя. Поэтому в группы механизмов, входящих в схему ПКП, необходимо включить и условно годные ТДМ, описываемые уравнениями 1,7, 11, 12и15.
Рассмотрим пример построения схемы ПКП, используя из таблицы 1 уравнения 10,7, 1 и 2 кинематики ТДМ. Здесь мы дополнительно к годному уравнению 10 и условно годным 7 и 1 добавили уравнение 2, которое ранее нами было отбраковано по величине К характери-
Раздел 1. Наземные транспортные средства, энергетические установки и двигатели, стики планетарного ряда. Для уравнения 2 характеристика планетарного ряда к = 1,35 . Ее величина может быть реализована в схеме ПКП путем использования присоединяемого ряда внешнего или смешанного зацепления с двумя последовательно связанными сателлитами. Предположим, что данное уравнение является годным и по величине пВо относительной частоты вращения колец подшипника. Структурная схема ПКП для группы уравнений 10. 7. 1. 2 представлена на рисунке 1 а.
Таблица 1
Анализ схем ТДМ на возможность дальнейшего использования
№ Уравнение кинематики ТДМ к "Во /7 вщ Структурная схема Примечание
1 2 3 4 5 6
1 2,2 3,6 1 -ем вщ Условно годное
2 Щ +1,35/7^ -2,35^=0 1,35 Исключить по к
3 П«Н -3,б7?ч =0 2,6 1,95 вм --1 вщ Годное
4 "™+1Дб77м(-2,1б77_2=0 1Д6 Исключить по к
5 1,62/7,-2,62^=0 1,62 Ю,1 Исключить по пВо
6 /71+1,01/7^-2,01/7^=0 1,01 Исключить по к
7 77] + 2,14/?ет( - 3,14/? , = 0 2,14 3,76 вщ --2 1 Условно годное
8 /?, + 2,25 пац - 3,25/?, = 0 2,25 5,5 Исключить по пВо
9 /?, + 4,07/?вМ( - 5,07/?_, = 0 4,07 Исключить по к
10 "еЩ +1,78/?_1 -2,78/?_, =0 1,78 2,56 -1 --2 вщ Годное
11 /?, +1,98/7^ - 2,98/?1 = 0 1,98 3,54 вм -1 2 Условно годное
12 /?, +1,64/?ч -2,64/?^ =0 1,64 3,09 -вм 1 Условно годное
13 /7_2+1,18/7,-2,18/7^=0 1ДВ Исключить по к
14 77, + 4,85 /?_, - 5,85 /;„, =0 4,85 Исключить по к
15 7?,+2,5/?_,-3,5/?^ =0 2,5 3,67 г2 -вм '2 Условно годное
16 пвм +1,07/? , -2,01л г = 0 1,07 Исключить по к
17 /?, +1,23 /?, -2,23 /?, =0 1,23 Исключить по к
18 /7 , +1,11/7, -2,11/7, = 0 1Д1 Исключить по к
19 /?, + 2,82 /?_, -3,82/?, =0 2,82 1,74 -2 / Годное
20 /?, + 6,23 /? , - 7,23 /?_, = 0 6,23 Исключить по к
Раздел 1. Наземные транспортные средства, энергетические установки и двигатели.
1
V
-1
вщ
вщ
-2
вщ -2
1
V
Г~~1
I вщ
вщ
2
V
1
ф
Г,
гТ
вщ
Г'
п
_г
Т:
и
ф
© ©
а)
© © ©
б)
Рисунок 1 - Схема ПКП с присоединенным рядом внешнего зацепления: а — структурная; б — кинематическая
На схеме у основного ряда 1 и присоединяемого 2 совпадают индексы у водила, а также солнечной шестерни основного ряда и индекс верхней стрелки для присоединяемого ряда.
Тогда, согласно правилу [4], если у основного планетарного ряда совпадающий индекс, кроме водила, имеет солнечная шестерня, то присоединяемый ряд будет внешнего зацепления с двумя последовательно связанными сателлитами.
На структурной схеме ПКП большая солнечная шестерня присоединяемого ряда внешнего зацепления обозначена штриховой стрелкой, так как данная солнечная шестерня является общей для основного ряда 1 и присоединяемого 2, а связь между солнечными шестернями этих рядов обозначена штриховой линией. Это обозначение введено для удобства построения кинематической схемы ПКП, которая представлена на рисунке 1 б. Здесь видно, что солнечная шестерня основного ряда 1 одновременно является большой солнечной шестерней присоединяемого ряда 2 внешнего зацепления.
В результате мы получили кинематическую схему ПКП с присоединенным рядом внешнего зацепления, обеспечивающую получение трех передач переднего хода и двух заднего. Здесь включение передачи с передаточным числом и ф 1 осуществляется соответствующим тормозом Тр, а прямой передачи - блокировочным фрикционом Ф.
Рассмотрим пример построения схемы ПКП с присоединенным рядом смешанного зацепления, используя из таблицы 1 уравнения 11, 1, 3 и 16 кинематики ТДМ. Здесь мы дополнительно к годному уравнению 3 и условно годным 11 и 1 добавили уравнение 16, которое ранее нами было отбраковано по величине К характеристики планетарного ряда. Для уравнения 16 характеристика планетарного ряда к = 1,07 . Ее величина, как и в ранее рассмотренном примере, может быть реализована в схеме ПКП путем использования присоединяемого ряда внешнего или смешанного зацепления с двумя последовательно связанными сателлитами. Предположим, что здесь, как и в предыдущем случае, уравнение 16 является годным по величине пВо относительной частоте вращения колец подшипника.
Структурная схема ПКП для группы уравнений 11. 1. 3. 16 представлена на рисунке 2а. На схеме у основного ряда 3 и присоединяемого 16 совпадают индексы у водила, а также эпицикла основного ряда и индекс нижней стрелки для присоединяемого ряда.
Тогда, согласно правилу [4], если у основного планетарного ряда совпадающий индекс кроме водила имеет эпицикл, то присоединяемый ряд будет смешанного зацепления с двумя последовательно связанными сателлитами. Следовательно, в рассматриваемом примере можно использовать присоединяемый ряд смешанного зацепления с двумя эпициклическими шестернями.
На структурной схеме ПКП малый эпицикл присоединяемого ряда смешанного зацепления обозначен штриховой стрелкой, так как он является общим для основного ряда 3 и присоединяемого 16, а связь между эпициклами этих рядов обозначена штриховой линией. Это обозначение, как и в ранее рассмотренном примере, введено для удобства построения кинематической схемы ПКП, которая представлена на рисунке 26. Здесь видно, что эпицикл
Раздел 1. Наземные транспортные средства, энергетические установки и двигатели, основного ряда 3 одновременно является малым эпициклом присоединяемого ряда 16 смешанного зацепления.
1 вм -2 ф
2 1 V ч.
ф
вм
U
вм 11
-2 -1 V V
вм
вщ
-1
вщ
-1
LJ
вм
1
вщ
1 Li
т
® ®
® 0>
а) б)
Рисунок 2 - Схема ПКП с присоединенным рядом смешанного зацепления: а — структурная; б — кинематическая
Полученная схема ПКП с присоединенным рядом смешанного зацепления обеспечивает, как и в ранее рассмотренном примере, получение трех передач переднего хода и двух заднего.
Таким образом, мы разобрали метод построения компактных кинематических схем ПКП с использованием присоединяемых рядов.
Для принятия решения о выборе наиболее рациональной схемы ПКП необходимо выполнить все этапы ее синтеза [4].
Литература
1. Красненьков В.П., Вашец А.Д. Проектирование планетарных механизмов транспортных машин. - М.: Машиностроение, 1986. - 272 с.
2. Шарипов В.М. Построение кинематических схем планетарных КП с использованием присоединяемых рядов// Тракторы и сельскохозяйственные машины, 2001, № 4.
3. Шарипов В.М., Крумбольдт Л.Н., Маринкин А.П. Планетарные коробки передач. - Saarbrücken: LAP LAMBERT Academic Publishing GmbH & Co. KG, 2012. - 149 c.
4. Шарипов В.М. Конструирование и расчет тракторов. - М.: Машиностроение, 2009. - 752
5. Тракторы. Конструкция/ Под общ. ред. В.М. Шарипова. - М.: Машиностроение, 2012. -790 с.
6. Балдин В. А. Планетарные передачи в общем, транспортном и специальном машиностроении. - М.: МАДИ (ТУ), 2000. - 185 с.
Буксование выравнивающего элемента синхронизатора в преселекторной
коробке передач
д.т.н. проф. Шарипов В.М., к.т.н. Крючков В.А.
Университет машиностроения, ОАО «НИИ Стали» 8(495)223-05-23 (1111), trammiami.ru. 8(916)679-44-51, Smashmist.ru Аннотацня. Рассмотрен процесс переключения передач с помощью синхронизатора в коробке передач автомобиля и трактора с учетом действующего поводкового момента от выключенной фрикционной муфты. Предложен метод расчета работы буксования и времени синхронизации для условий нагружения синхронизатора с учётом действующего от выключенной фрикционной муфты поводкового момента.
Ключевые слова: синхронизатор; коробка передам; переключение передам; работа буксования, время сннхронизацшi В настоящее время в автомобиле- и тракторостроении постепенно внедряются пресе-лекторные коробки передач (КП), где переключение передач осуществляется без разрыва по-