МЕТОД ПОСЛЕТРУДОВОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ В СИСТЕМЕ ОБЩЕСТВЕННОГО ЗДОРОВЬЯ
Харабаджахьян А.В., Степаненко А.Ф., Колесник В.А.
Ростовский государственный медицинский университет, кафедра гигиены, г. Ростов-на-Дону
Современная производственная работа, безусловно, влияет на общее состояние работающего. Соответственно проблема укрепления здоровья населения и профилактика профессиональных заболеваний приобретает исключительно важное значение.
В настоящее время на многих промышленных предприятиях Ростовской области созданы оптимальные условия для обеспечения благоприятных условий труда. Однако еще остаются определенные производственные вредности, такие как: шум, вибрация, длительное статическое напряжение, гиподинамия и гиперкинезия, психоэмоциональное напряжение, монотонность рабочего процесса. Эти вредности способствуют росту заболеваний органов сердечнососудистой, нервной, костно-мышечной систем, желудочно-кишечного тракта.
Одним из путей борьбы с вышеуказанными неблагоприятными условиями труда и заболеваниями являются методы послетрудовой реабилитации, сконцентрированные в центрах здоровья.
Центры здоровья предусматривают не только профилактику заболеваний и борьбу с утомлением, но и продление трудового долголетия, поднимают уровень физической работоспособности и производительности труда.
В указанных центрах осуществляется подбор средств оздоровления, регламентируются нагрузки и очередность прохождения блоков цехового оздоровительного комплекса, а также составляются комплексные групповые программы послетрудовой реабилитации для различных профессиональных групп.
Для осуществления этих мероприятий прежде всего необходимо проведение экспрессной оценки функционального состояния организма работающего.
В настоящей работе дан краткий перечень методических приемов, к ним относятся:
1. Анкетирование (с использованием «Врачебно-контрольной карты»).
2. Антропометрические измерения (вес, рост, спирометрия).
3. Оценка состояния сердечно-сосудистой системы (АД-метрия, пульсометрия, ЭКГ-диагностика).
4. Способ прогнозирования физического состояния и физической работоспособности.
5. Определение физической работоспособности расчетным способом по методу Пироговой А. С. или методом вело-эргометрии по тесту PWC -170 или PWC.
6. Определение степени утомляемости методом субъективности оценки утомления (СОУ) и путем измерения вагосимпатического индекса по методике Фомина B.C.
7. Изучение психологического статуса по тесту М. Люшера.
Использование вышеуказанных методических приемов позволяет проведение восстановительных мероприятий, которые подразделяются на три группы: педагогические, психологические и естественно-биологические.
Нами установлено, что для достижения необходимого оздоровительного эффекта достаточно трех занятий в неделю. Эта периодичность может быть рекомендована лицам различного возраста и уровня физического состояния. Вместе с тем, она может быть снижена до двух раз в неделю при достижении высокого уровня физического состояния. У лиц с низким и ниже среднего уровнем физического состояния, для которых на начальных этапах физического совершенствования ставится задача обучения двигательным навыкам при использовании нагрузок малой мощности (40-50% максимального потребления кислорода), частота занятий может быть увеличена до 4-5 раз в неделю. Каждому уровню нагрузок соответствуют эквивалентные физические упражнения, которые могут быть использованы в качестве тренирующих, предельно допустимых или восстанавливающих воздействий. Ориентация на энергетические пределы при выборе средств занятий являются гарантией безопасности их использования даже для лиц с низкими физическими возможностями
Таким образом, предложенные нами реабилитационные мероприятия позволяют комплексно осуществлять профилактическую работу, направленную на снижение утомляемости, профилактику профессиональных заболеваний.
ЛИТЕРАТУРА
1. Журнал научных статей. Здоровье и образование в XXI веке. 2007. Т. 9. № 4.
2. Журнал научных статей. Здоровье и образование в XXI веке. 2006. Т. 8. № 4.
3. Журнал научных статей. Здоровье и образование в XXI веке. 2005. Т. 7. № 4.
4. Журнал научных статей. Здоровье и образование в XXI веке. 2004. Т. 6. № 4.
5. Журнал научных статей. Здоровье и образование в XXI веке. 2003. Т. 5. № 4.
6. Журнал научных статей. Здоровье и образование в XXI веке. 2002. Т. 4. № 4.
7. Журнал научных статей. Здоровье и образование в XXI веке. 2001. Т. 3. № 4.
8. Журнал научных статей. Здоровье и образование в XXI веке. 2000. Т. 2. № 4.
9. Электронный научно-образовательный вестник «Здоровье и образование в XXI веке». 2007. Т. 9. № 12. URL: http ://e-pubmed. org/isu. html.
10. Электронный научно-образовательный вестник «Здоровье и образование в XXI веке». 2006. Т. 8. № 12. URL: http ://e-pubmed. org/isu. html.
Материалы IX международного конгресса «Здоровье и образование в XXI веке» РУДН, Москва
11. Электронный научно-образовательный вестник «Здоровье и образование в XXI веке». 2005. Т. 7. № 12. URL: http ://e-pubmed. org/isu. html.
12. Электронный научно-образовательный вестник «Здоровье и образование в XXI веке». 2004. Т. 6. № 12. URL: http ://e-pubmed. org/isu. html.
13. Электронный научно-образовательный вестник «Здоровье и образование в XXI веке». 2003. Т. 5. № 12. URL: http ://e-pubmed. org/isu. html.
14. Электронный научно-образовательный вестник «Здоровье и образование в XXI веке». 2002. Т. 4. № 12. URL: http ://e-pubmed. org/isu. html.
15. Электронный научно-образовательный вестник «Здоровье и образование в XXI веке». 2001. Т. 3. № 1. URL: http ://e-pubmed. org/isu. html.
16. Электронный научно-образовательный вестник «Здоровье и образование в XXI веке». 2000. Т. 2. № 1. URL: http ://e-pubmed. org/isu. html.
МатериалыIIX международного конгресса «Здоровье и образование в XXI веке» РУДН, Москва