Эксплуатация и надежность авиационной техники
УДК 656.7
МЕТОД ПОДДЕРЖАНИЯ ЛЕТНОЙ ГОДНОСТИ ВОЗДУШНЫХ СУДОВ С БОРТОВЫМ ЦИФРОВЫМ КОМПЛЕКСОМ В УСЛОВИЯХ ЭКСТРЕМАЛЬНО НИЗКИХ ТЕМПЕРАТУР
Д. В. Липатов
Сибирский государственный университет науки и технологий имени академика М. Ф. Решетнева Российская Федерация, 660037, г. Красноярск, просп. им. газ. «Красноярский рабочий», 31
E-mail: [email protected]
Рассматриваются задачи нового этапа освоения Российской Арктики и Крайнего Севера, которые не могут быть решены без обеспечения бесперебойного межарктического воздушного сообщения .
Ключевые слова: GPS, эффективность, дополнительное оборудование.
METHOD OF MAINTAINING AIRWORTHINESS OF AIRCRAFT WITH ON-BOARD DIGITAL COMPLEX IN EXTREMELY LOW TEMPERATURES
D. V. Lipatov
Reshetnev Siberian State University of Science and Technology 31, Krasnoyarsky Rabochy Av., Krasnoyarsk, 660037, Russian Federation E-mail: [email protected]
The tasks of the new stage of development of the Russian Arctic and the Far North cannot be solved without ensuring uninterrupted inter-Arctic air communication
Keywords: search area, efficiency, additional equipment.
Задачи нового этапа освоения Российской Арктики и Крайнего Севера не могут быть решены без обеспечения бесперебойного межарктического воздушного сообщения как между городами и населенными пунктами Севера страны, так и с основными узловыми центрами Сибири, Урала и других регионов. [1] Необходимость обеспечения постоянного базирования современных воздушных судов, способность безопасной и надежной работы авиатехники в самых тяжелых условиях Заполярья и Сибири при отсутствии ангарных мощностей - наиболее важное требование, предъявляемое к воздушным судам наряду с их экономическими показателями. Однако решение этих задач потребует гораздо более широкого применения именно тех воздушных судов, которые наиболее приспособлены к условиям эксплуатации в условиях низких и экстремально низких температур. В то же время необходимо отметить, что за последние 25 лет произошло почти полное вытеснение самолетов советского и российского производства западной авиатехникой, Эксплуатация современных ВС в условиях низких и экстремально низких (-40 °С и ниже) температур наружного воздуха при длительном безангарном времени стоянки приводит к увеличению параметра потока отказов в ряде систем: гидравлической, шасси, системах электрогенерации, силовых установок и особенно систем авионики и водяной системе, тем самым создавая проблему поддержания требуемого уровня летной годности воздушных судов (ВС). Опыт 25-летней эксплуатации ВС западного производства в нашей стране показывает, что проблемы
адаптации к условиям низких и особо низких температур в Сибири, Якутии, Крайнем Севере и в Арктике не решены как в практическом, так и в общесистемном плане, анализ и классификация факторов, ограничивающих эксплуатацию цифровых воздушных судов в условиях экстремально низких температур;
- выполнение комплекса работ по климатическим испытаниям воздушных судов в условиях экстремально низких температур [2];
- выполнение теплофизических оценок по результатам испытания ВС, находящегося на открытой стоянке в условиях экстремально низких температур с определением температурно-временных параметров в зонах уязвимости;
- отработка моделей и расчетных методов оценивания надежности цифровых воздушных судов в условиях экстремально низких температур;
- отработка рекомендаций и перспективных решений обеспечения надежности эксплуатации воздушных судов отечественного и иностранного производства для условий экстремально низких температур [3].
Библиографические ссылки
1. Униченко Е. Г. Разработка методов повышения уровня безопасности полётов воздушных судов путем улучшения качества функционирования систем информационного обеспечения УВД : дис. ... канд. техн. наук : 05.02.14 ; [Место защиты: Моск. гос. техн. ун-т гражд. авиации]. М., 2008. 130 с.: ил. РГБ ОД, 61 09-5/1195.
Решетневскуе чтения. 2018
2. Щетинин А. В. Разработка элементов системы управления безопасностью при производстве полетов гражданских воздушных судов : дис. ... канд. техн. наук : 05.02.22 ; [Место защиты: Моск. гос. техн. ун-т гражд. авиации]. М., 2008. 165 с.: ил. РГБ ОД, 61 09-5/430.
3. Малышева Т. А. Организационно-методическое обеспечение системы поддержки принятия решений в области регулярности полетов воздушных судов гражданской авиации : дис. ... канд. техн. наук : 05.02.22 ; [Место защиты: Моск. гос. техн. ун-т гражд. авиации]. М., 2007. 200 с.: ил. РГБ ОД, 61 07-5/5361.
References
1. Unichenko E. G. Razrabotka metodov povysheniya urovnya bezopasnosti poletov vozdushnykh sudov putem uluchsheniya kachestva funktsionirovaniya sistem informatsionnogo obespecheniya UVD [Development of
methods to improve the level of aircraft safety by improving the quality of air traffic management information support systems PhD tehn. diss]. Mosow, MGTU GA Publ., 2008. 130 p.
2. Shchetinin A. V. Razrabotka elementov sistemy upravleniya bezopasnostyu pri proizvodstve poletov grazhdanskikh vozdushnykh sudov. [Development of elements of safety management system in civil aircraft operations PhD tehn. diss]. MGTU GA Publ., 2008. 165 p.
3. Malysheva T. A. Organizatsionno-metodicheskoye obespecheniye sistemy podderzhki prinyatiya resheniy v oblasti regulyarnosti poletov vozdushnykh sudov grazhdanskoy aviatsii : dissertatsiya kandidata tekhnicheskikh nauk. [Organizational and methodological support of decision-making support system in the field of regularity of civil aviation aircraft flights: PhD thesis PhD tehn. diss] MGTU GA Publ., 2007. 200 p.
© Липатов Д. В., 2018