Научная статья на тему 'МЕТОД ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ВЛОЖЕНИЙ В ИССЛЕДОВАНИЯ И ПРОИЗВОДСТВЕННЫЕ МОЩНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЙ ОБОРОННОПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА'

МЕТОД ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ВЛОЖЕНИЙ В ИССЛЕДОВАНИЯ И ПРОИЗВОДСТВЕННЫЕ МОЩНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЙ ОБОРОННОПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
108
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
оборонно-промышленный комплекс / исследования и разработки / производственные мощности / бюджетные ассигнования / эффективность вложений / факторы и показатели / конкурентная продукция / классификация инноваций / этапы жизненного цикла / defense industry complex / research and development / production capacities / budgetary appropriations / efficiency of investments / factors and indicators / competitive products / classification of innovations / stages of life cycle
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «МЕТОД ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ВЛОЖЕНИЙ В ИССЛЕДОВАНИЯ И ПРОИЗВОДСТВЕННЫЕ МОЩНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЙ ОБОРОННОПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА»

Кохно П.А.

д.э.н., профессор, директор Института нечетких систем

pavelkohno@mail.ru

Кохно А. П.

к.э.н., начальник лаборатории финансового планирования и прогнозирования Института нечётких систем

МЕТОД ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ВЛОЖЕНИЙ В ИССЛЕДОВАНИЯ И ПРОИЗВОДСТВЕННЫЕ МОЩНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЙ ОБОРОННО-ПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА

Ключевые слова: оборонно-промышленный комплекс, исследования и разработки, производственные мощности, бюджетные ассигнования, эффективность вложений, факторы и показатели, конкурентная продукция, классификация инноваций, этапы жизненного цикла.

Keywords: defense industry complex, research and development, production capacities, budgetary appropriations, efficiency of investments, factors and indicators, competitive products, classification of innovations, stages of life cycle.

В ряде авторских монографий и статей1 показано, что состояние и развитие отечественного оборонно-промышленного комплекса (ОПК) - один из важнейших показателей, влияющих не только на состояние национальной безопасности и обороноспособности, но и на перспективы развития экономики государства в целом. Внимание к ОПК со стороны руководителей государства в последние годы указывает на то, что стратегические интересы России состоят в решении этих взаимосвязанных проблем: создание современной инновационно-ориентированной экономики и обеспечение национальной безопасности. Под эффективностью расходования средств традиционно понимается степень достижения поставленных целей и задач в рамках реализации государственных программ путем соотнесения полученного результата и произведенных затрат. Понятие эффективности выражает относительный эффект, результативность процесса, операции, проекта, определяемые как отношение эффекта, результата к затратам, расходам, обеспечившим его получение. Из международного опыта известно, что механизм оценки эффективности используемых ресурсов должен опираться на аудит эффективности, который с полным правом рассматривается в качестве действенного инструмента финансового контроля. В Российской Федерации проблема оценки и управления эффективностью в достаточной мере не решена, законодательная и нормативная правовая база для осуществления аудита эффективности не совершенна.

Эффективность и результативность использования бюджетных средств являются принципами отечественной бюджетной системы, установленными ст. 34 Бюджетного кодекса Российской Федерации, которая определяет, что «при составлении и исполнении бюджетов участники бюджетного процесса в рамках установленных им бюджетных полномочий должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств или достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств». Разработка путей реализации данной правовой нормы в ОПК является одной из задач НИР.

В соответствии с концептуальными и программными положениями в области развития ОПК, сформулированными в Основах государственной политики в области развития оборонно-промышленного комплекса Российской Федерации на период до 2020 года и дальнейшую перспективу, а также в программе развития оборонно-промышленного комплекса, важным направлением деятельности органов управления и организаций ОПК является обеспечение инновационного развития ОПК, и, в первую очередь, на основе совершенствования научных исследований и разработок и повышения их эффективности. Решение данной задачи должно осуществляться комплексно, то есть с учетом приори-

1 Кохно А.П., Кохно П.А. Производственная мотивация: монография. - М.: Издательский дом «Граница», 2022. - 232 с.; Кохно П.А. Промышленность востребованной продукции: монография / Кохно П.А., Кохно А.П., Слепов В.А.; отв. ред. д.э.н., проф. П.А. Кохно. - М.: Издательский дом «Граница», 2021. - 287 с.; Кохно П.А. Как стать страной науки и технологий? / П.А. Кохно, А.П. Кохно, А.А. Артемьев; отв. ред. д.э.н., проф. П.А. Кохно. - Тверь: Тверской государственный университет, 2021. - 248 с.; Кохно П.А. Исследования. Разработки. Инновации: монография / П.А. Кохно, А.П. Кохно, А.А. Артемьев; отв. ред. д.э.н., проф. П.А. Кохно. - Тверь: Издательство Тверского государственного университета, 2021. - 288 с.; Кохно П. А., Бондаренко А.В. Стратегическая промышленность: монография / Отв. ред. д.э.н., проф. П.А. Кохно. - М.: Издательский дом «Граница», 2020. - 336 с.; Кохно П.А., Кохно А.П. Эффективный оборонно-промышленный комплекс: монография / Отв. ред. д.э.н., проф. П.А. Кохно. - М.: Издательский дом «Граница», 2018. - 432 с.; Кохно П.А., Кохно А.П. Модель обновления военной и гражданской продукции двойного предназначения // Вестник воздушно-космической обороны. 2021. - № 2. - С. 5-11; Кохно П.А., Кохно А.П. Метод оптимизации бюджетных ассигнований на программы оборонно-промышленного комплекса // Вестник воздушно-космической обороны. 2021. - № 3. - С. 5-13; Кохно П.А., Кохно А.П. Определение уровня зависимости продукции от применяемых иностранных комплектующих // Вестник Московского университета Министерства внутренних дел России. 2021. - № 3. - С. 298-306.

тетных направлений развития ОПК на весь программный период, особенностей развития ОПК и с учетом всей совокупности проблем и следующих факторов развития ОПК в указанный период:

- необходимость создания в рамках научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (НИОКР) опережающего научно-технического задела на первом этапе реализации той или иной программы ОПК и эффективного использования его результатов с учетом предусмотренных объемов, структуры и динамики финансирования;

- ограниченность бюджетного финансирования, связанная с преодолением кризисных явлений в экономике, и необходимость преодоления дефицита бюджетного финансирования инновационных проектов за счет привлечения внебюджетных средств, оптимизации затрат и коммерциализации разработок;

- возрастание роли и ответственности новых центров компетенции - системообразующих интегрированных структур ОПК, в том числе в области управления ресурсами, нацеленных на создание технологий и продуктов нового поколения;

- оптимизация структуры сектора науки и высоких технологий ОПК путем создания отраслевых и межотраслевых организаций (информационно-аналитических центров, технологических и проектных институтов), что создает предпосылки для повышения эффективности использования средств на НИОКР при решении общесистемных и специальных задач ОПК;

- необходимость повышения конкурентоспособности ОПК с учетом положений стратегии инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года и дальнейшую перспективу, что предъявляет особые требования к управленческим решениям по обеспечению обоснованного и с учетом имеющихся рисков размещения заказов на НИОКР, а также по оценке эффективности научных исследований и разработок, в том числе их бюджетной и коммерческой эффективности;

- несовершенство методологии оценки стоимости НИОКР, влияния объемов, структуры и динамики финансирования на результативность работ и необходимость проведения оптимизационных расчетов рекомендуемой начальной цены, в том числе с учетом дополнений, внесенных в Федеральный закон «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (Федеральный закон от 21 апреля 2011 года №79-ФЗ);

- необходимость обеспечения совокупности эффектов, составляющих интегральную эффективность расходования средств на НИОКР, которая помимо соотношения расходов и производственной результативности по отдельным видам продукции включает эффекты воздействия на развитие организаций ОПК в целом, перспективы их долговременного и устойчивого роста, гарантирование социальной стабильности и общей экономической эффективности.

Инвестирование средств на создание производственных мощностей является важным финансово-экономическим фактором создания производственных мощностей, являющихся производственно-технологической основой реализации НИОКР и выпуска образцов вооружения, военной и специальной техники (ВВСТ). Вместе с тем, инвестиционные средства становятся одной из важных составляющих расходов на создание ВВСТ, и этим обусловлена актуальность проблемы повышения их эффективности. Учитывая высокий уровень износа оборудования организаций ОПК и сохраняющийся дефицит как бюджетных, так и собственных и привлеченных средств, для финансирования работ по созданию производственных мощностей по всей номенклатуре мероприятий государственной программы вооружения и заданий государственного оборонного заказа, существует острая необходимость повышения эффективности использования средств, выделяемых на создание производственных мощностей. Методология анализа и оценки эффективности использования средств, выделяемых на НИОКР и создание производственных мощностей, остается несовершенной. Сам процесс оценки недостаточно формализован. Критерии оценки не в полной мере соответствуют современным требованиям к развитию отечественного ОПК. Отсутствие единых подходов, специально разработанных алгоритмов и методик не позволяет сделать процесс оценки эффективности более объективным и системным.

Реализуемые в настоящее время органами управления, в том числе государственными заказчиками, процедуры оценки эффективности часто осуществляются по несовершенным регламентам и алгоритмам, без обеспечения надлежащей системности, межведомственной унификации и с преобладанием субъективных и часто ненаучных подходов, чем обусловлена недостаточная объективность и достоверность оценок и чрезмерная зависимость качества и адекватности оценок от квалификации отдельных специалистов. Кроме того, при оценке эффективности использования средств, направляемых на НИОКР и создание производственных мощностей, недостаточно используется передовой мировой опыт в области оценки степени соответствия тематики и результатов НИОКР требованиям концептуальных документов в соответствующих областях знаний и научно-технической деятельности, степени увязки отдельных работ, и всей совокупности научно-технических разработок и инвестиционных проектов в ОПК по целям, задачам, времени, ресурсам, заказчикам и др.

Недостаточное внимание уделяется также степени сбалансированности и координации НИОКР и инвестиционных проектов, осуществляемых в рамках различных программ и планов. Одной из важных причин недостаточной эффективности НИОКР и инвестиций является отсутствие обратной связи между результатами работ, финансируемых из бюджета и средств предприятий, и действиями государственных заказчиков по коррекции программ и планов, структуры и содержания НИОКР и проектов по созданию производственных мощностей. Внедрение такого механизма призвано исключить повторение решений, которые однажды уже оказались неэффективными, обеспечить более устойчивую связь и зависимость между объемами расходуемых средств и эффектами от их реализации.

***

Инновация — это коммерциализованное новшество, обладающее высокой эффективностью и являющееся конечным результатом интеллектуальной деятельности человека, творческого процесса, открытий, изобретений и рационализации. Она характеризуется введением на рынок продукции (товаров и услуг) с новыми потребительскими

свойствами или качественным повышением эффективности производственных систем. Это не всякое новшество или нововведение, а только такое, которое серьезно повышает эффективность действующей системы. Инновация является результатом инвестирования в разработку и получение нового знания, ранее не применявшейся идеи в сфере технологий, создания новых образцов изделий, управления, политики, организации труда, науки и информатизации, и в последующий процесс внедрения (производства) этого с фиксированным получением дополнительной ценности (прибыль, опережение, лидерство, приоритет, коренное улучшение, качественное превосходство, прогресс)1.

Для экономики, страны, комплекса или предприятия, не занимающего передовых позиций, инновация означает «обгонять, не догоняя», так как процесс приближения к мировому уровню называется модернизацией, а не инновацией. Понятие «инновация» не следует также смешивать с понятием «изобретение», или с простым улучшением (усовершенствованием) товаров и услуг. Важно, что рамках этого взгляда инновация не является инновацией до того момента, пока она успешно не внедрена и не начала приносить пользу.

Предложения по формализации результатов анализа инноваций2:

1. Классификация инноваций.

1.1. По функциональной структуре. Выделяются два вида инноваций: технологические — получение нового или эффективного производства имеющегося продукта, изделия, техники, новые или усовершенствованные технологические процессы; в области организации и управления производством или другой деятельностью.

1.2. По новизне3. Новизна инноваций оценивается по технологическим параметрам, а также с рыночных позиций.

Инновационный процесс можно представить в виде последовательно выполняемых этапов: исследования - разработка - процесс внедрения — получение результата (качественного улучшения). Процесс признается инновационным на основе следующих критериев: использование частично или полностью охраноспособных результатов интеллектуальной деятельности (ЭЖЦ-14); обеспечение выпуска патентоспособной5 продукции (ЭЖЦ-2); внедрение новых высокопродуктивных технологий (ЭЖЦ-3, ЭЖЦ-4); обеспечение выпуска товаров и/или услуг, по своему качеству, соответствующих или превышающих мировой уровень (ЭЖЦ-5); высокая экономическая эффективность в производстве или потреблении продукта (ЭЖЦ-6). Важной составляющей управления нововведениями является определение (оценка) эффективности инноваций, научно-технических и инновационных мероприятий, которое должно проводиться на каждом этапе инновационного процесса. Оценку эффективности инновационных проектов предлагается проводить с точки зрения их инвестиционной привлекательности по Методике расчета экономической эффективности инновационного проекта. Оценка должна проводиться комплексно, учитывая все имеющиеся инвестиционные потоки.

Методика оценки эффективности инноваций

В зависимости от учитываемых результатов и затрат различают следующие виды эффекта: экологический; социальный, ресурсный; экономический; научно-технический; финансовый. Каждый эффект характеризуется своими факторами и показателями: 1) Экологический эффект. Шум, электромагнитное поле, освещенность (зрительный комфорт), вибрация. Показатели учитывают влияние инноваций на окружающую среду. 2) Социальный эффект. Показатели учитывают социальные результаты реализации инноваций. 3) Ресурсный эффект. Показатели отражают влияние инновации на объем производства и потребления того или иного вида ресурса. 4) Экономический эффект. Показатели учитывают в стоимостном выражении все виды результатов и затрат, обусловленных реализацией инноваций. 5) На-

1 . Кохно П.А. Экономическая безопасность России в системе мирового технологического развития // Научный вестник оборонно-промышленного комплекса России. 2019. - № 1. - С. 75-86; Кохно П.А. Инновационные малые формы хозяйствования в условиях мирового кризиса // Интеллектуальная собственность. Промышленная собственность. 2021. - № 4. - С. 18-28; Кохно П.А., Кохно А.П. Вклад малых и средних промышленных предприятий в инфраструктурное обеспечение // Общество и экономика. 2021. - № 4. - С. 59-80; Кохно П.А. Уровень высокотехнологичного производства определяется человеческим капиталом // Экономика высокотехнологичных производств. 2021. - Т. 2, - № 3. - С. 169-180; Кохно П.А., Кохно А.П. Мотивация промышленного персонала // Общество и экономика. М., 2022. - № 1. - С 16-32; Кохно П. А., Кохно А.П. Определяющий вклад человеческого капитала в развитие оборонного производства // Общество и экономика. - М., 2021. - № 11. - С. 44-63; Кохно П.А. Инновационная модель мирового промышленного производства // Интеллектуальная собственность. Промышленная собственность. 2021. - № 12. -С. 23-30.

Методология описания и оценки инноваций в условиях рыночной экономики базируется на международных стандартах: Руководство Фраскати («Предлагаемая стандартная практика для обследований исследований и экспериментальных разработок»); «Руководство Осло» (Методика сбора данных о технологических инновациях).

3 Оценка включает четыре основных этапа: определение номенклатуры показателей, необходимых для оценки; формирование группы аналогов и установление значений их показателей; выделение базовых образцов из группы аналогов; сопоставление оцениваемого образца с базовыми.

4 ЭЖЦ - этапы жизненного цикла, в том числе: ЭЖЦ-1 - НИР, ЭЖЦ-2 - ОКР, ЭЖЦ-3 - подготовка производства, ЭЖЦ-4 -выход на мощность, ЭЖЦ-5 - производство, ЭЖЦ - 6 - эксплуатация, ЭЖЦ-7 - утилизация.

5 Патенты служат источником информации о новейших научно-технических достижениях. В качестве изобретений и полезных моделей не охраняются: научные теории и математические методы; методы организации и управления хозяйством; условные обозначения, расписания, правила; методы выполнения умственных операций; алгоритмы и программы для вычислительных машин; проекты и схемы планировки сооружений, зданий, территорий; решения, касающиеся только внешнего вида изделий, направленных на удовлетворение эстетических потребностей; технологии интегральных микросхем; решения, противоречащие общественным интересам, принципам гуманности и морали; решения, обусловленные исключительно тактической функцией изделия; объекты архитектуры (кроме малых архитектурных форм), промышленных, гидротехнических и других стационарных сооружений; печатная продукция как таковая; объекты неустойчивой формы из жидких, газообразных, сыпучих или им подобных веществ.

учно-технический эффект. Новизна, простота, полезность, эстетичность, компактность. 6) Финансовый эффект. Расчет финансового эффекта базируется на финансовых показателях.

В зависимости от временного периода учета результатов и затрат различают показатели эффекта за расчетный период, показатели годового эффекта. Продолжительность принимаемого временного периода зависит от продолжительности инновационного периода; срока службы объекта инноваций; степени достоверности исходной информации; требований инвесторов. Общим принципом оценки эффективности является сопоставление эффекта (результата) и затрат. Данное отношение может быть выражено как в натуральных, так и в денежных величинах и показатель эффективности при этих способах выражения может оказаться разным для одной и той же ситуации. Но, главное, нужно четко понять: эффективность в производстве - это всегда отношение.

В целом проблема определения экономического эффекта и выбора наиболее предпочтительных вариантов реализации инноваций требует, с одной стороны, превышения конечных результатов от их использования над затратами на разработку, изготовление и реализацию, а с другой - сопоставления полученных при этом результатов с результатами от применения других аналогичных по назначению вариантов инноваций. Особенно остро возникает необходимость быстрой оценки и правильного выбора варианта на фирмах, применяющих ускоренную амортизацию, при которой сроки замены действующих машин и оборудования на новые существенно сокращаются. Метод исчисления эффекта (дохода) инноваций, основанный на сопоставлении результатов их освоения с затратами, позволяет принимать решение о целесообразности использования новых разработок.

Общая экономическая эффективность инноваций

Для оценки общей экономической эффективности инноваций может использоваться система показателей: 1). Интегральный эффект. 2). Индекс рентабельности. 3). Норма рентабельности. 4). Период окупаемости.

1). Интегральный эффект Эинт представляет собой величину разностей результатов и инновационных затрат за расчетный период, приведенных к одному, обычно начальному году, то есть с учетом дисконтирования результатов и затрат.

Тр

Эинт I (Рt 30 Од ,

t=0

где: Тр - расчетный год; Р; - результат в ^й год; Зt - инновационные затраты в Ьй год; а( - коэффициент дисконтирования (дисконтный множитель).

Интегральный эффект имеет также другие названия, а именно: чистый дисконтированный доход, чистая приведенная или чистая современная стоимость, чистый приведенный эффект.

2). Индекс рентабельности инноваций JR . Метод дисконтирования - метод соизмерения разновременных затрат и доходов, помогает выбрать направления вложения средств в инновации, когда этих средств особенно мало. Данный метод полезен для организаций, находящихся на подчиненном положении и получающих от вышестоящего руководства уже жестко сверстанный бюджет, где суммарная величина возможных инвестиций в инновации определена однозначно. В таких ситуациях рекомендуется проводить ранжирование всех имеющихся вариантов инноваций в порядке убывающей рентабельности. В качестве показателя рентабельности можно использовать индекс рентабельности. Он имеет и другие названия: индекс доходности, индекс прибыльности. Индекс рентабельности представляет собой соотношение приведенных доходов к приведенным на эту же дату инновационным расходам. Расчет индекса рентабельности ведется по формуле:

т

-I р

р

IД,* а;

тр

I К;* О;

;=0

где: ^ - индекс рентабельности; Д - доход в периоде К; - размер инвестиций в инновации в периоде 1

Приведенная формула отражает в числителе величину доходов, приведенных к моменту начала реализации инноваций, а в знаменателе - величину инвестиций в инновации, продисконтированных к моменту начала процесса инвестирования. Иначе говоря, здесь сравниваются две части потока платежей: доходная и инвестиционная. Индекс рентабельности тесно связан с интегральным эффектом, если интегральный эффект Эинт положителен, то индекс рентабельности > 1, и наоборот. При ^ > 1 инновационный проект считается экономически эффективным. В противном случае ^ < 1 - неэффективен. Предпочтение в условиях жесткого дефицита средств должно отдаваться тем инновационным решениям, для которых наиболее высок индекс рентабельности.

3). Норма рентабельности Ер представляет собой ту норму дисконта, при которой величина дисконтированных доходов за определенное число лет становится равной инновационным вложениям. В этом случае доходы и затраты инновационного проекта определяются путем приведения к расчетному моменту времени:

Д = и К = 1- К;

;=1

(1+ЕрУ «(1+ЕрУ

Данный показатель иначе характеризует уровень доходности конкретного инновационного решения, выражаемый дисконтной ставкой, по которой будущая стоимость денежного потока от инноваций приводится к настоящей стоимости инвестиционных средств. Показатель нормы рентабельности имеет другие названия: внутренняя норма доходности, внутренняя норма прибыли, норма возврата инвестиций. За рубежом расчет нормы рентабельности часто применяют в качестве первого шага количественного анализа инвестиций. Для дальнейшего анализа отбирают те инновационные проекты, внутренняя норма доходности которых оценивается величиной не ниже 15-20%. Норма рентабельности определяется аналитически, как такое пороговое значение рентабельности, которое обеспечивает равенство нулю интегрального эффекта, рассчитанного за экономический срок жизни инноваций.

Получаемую расчетную величину Ер сравнивают с требуемой инвестором нормой рентабельности. Вопрос о принятии инновационного решения может рассматриваться, если значение Ер не меньше требуемой инвестором величины. Если инновационный проект полностью финансируется за счет ссуды банка, то значение Ер указывает верхнюю границу допустимого уровня банковской процентной ставки, превышение которого делает данный проект экономически неэффективным. Если имеет место финансирование из других источников, то нижняя граница значения Ер соответствует цене авансируемого капитала, которая может быть рассчитана как средняя арифметическая взвешенная величина плат за пользование авансируемым капиталом. Инвестирование в условиях рынка сопряжено со значительным риском, и этот риск тем больше, чем длиннее срок окупаемости вложений. Слишком существенно за это время могут измениться и конъюнктура рынка, и цены. Этот подход неизменно актуален и для отраслей, в которых наиболее высоки темпы научно-технического прогресса и где появление новых технологий или изделий может быстро обесценить прежние инвестиции.

4). Наконец, ориентация на показатель «период окупаемости» часто избирается в тех случаях, когда нет уверенности в том, что инновационное мероприятие будет реализовано и потому владелец средств не рискует доверить инвестиции на длительный срок. Формула периода окупаемости:

К

то = д ,

где: К - первоначальные инвестиции в инновации; Д - ежегодные денежные доходы.

В рамках различных подходов к оценке эффективности той или иной Программы ОПК (национального проекта) и использования денежных средств органы управления используют три группы показателей эффективности НИОКР и капитальных вложений в рамках анализируемой Программы ОПК (см. табл. 1).

Таблица 1

Группы показателей эффективности НИОКР и капитальных вложений в рамках Программы ОПК

Группа показателей Показатели Применение

1 группа На основе показателей качества управления бюджетными расходами Оценивается эффективность использования средств, достигаемая за счет совершенствования управления ресурсами

2 группа На основе показателей, характеризующих непосредственные результаты Оценивается патентная эффективность, инновационная эффективность, эффективность использования средств, достигаемая за счет повышения результативности освоения средств на микроэкономическом уровне

3 группа На основе показателей, характеризующих конечные результаты Оценивается эффективность использования средств, достигаемая за счет повышения результативности освоения средств на мезо- и макроэкономическом уровне

Показатели 1 группы применяются при оценке экономической эффективности использования бюджетных средств при реализации управленческого подхода к оценке эффективности и характеризуют качество управления расходованием бюджетных средств.

Показатели 2 группы применяются при оценке экономической эффективности использования бюджетных средств при реализации инновационного, и патентного подхода и характеризуют степень достижения результативности при расходовании бюджетных средств.

Показатели 3 группы применяются при оценке экономической эффективности использования бюджетных средств в результате реализации мероприятий Программы ОПК в интересах обеспечения производства важнейших образцов вооружения, военной и специальной техники (ВВСТ) в рамках Государственной программы вооружений (ГПВ).

1 группа. Показатели качества управления бюджетными расходами. Под показателями качества бюджетных расходов понимаются показатели, характеризующие ресурсное обеспечение административной и управленческой деятельности государственного заказчика - органа исполнительной власти Российской Федерации, а также степень использования современных методов управления финансовыми ресурсами. Основные показатели качества управления бюджетными расходами по направлению приведены в табл. 2.

Таблица 2

Основные показатели качества управления бюджетными расходами

№ Показатели оценки Информационная база

1.1 Доля бюджетных расходов органа исполнительной власти, осуществляемых в рамках реализации Программы, в общих бюджетных расходах органа исполнительной власти, % Бюджетная роспись

1.2 Доля бюджетных расходов органа исполнительной власти (органа местного самоуправления), осуществляемых по результатам конкурсов на размещение государственных закупок, в общих бюджетных расходах на реализацию Программы, % Ведомственная отчетность

1.3 Соотношение кассового исполнения бюджетных расходов от плановых бюджетных расходов на реализацию Программы по итогам года, % Бюджетная отчетность

1.4 Объем неиспользованных лимитов бюджетных обязательств государственного заказчика на реализацию Программы, ( %) Бюджетная отчетность

1.5 Динамика изменения кредиторской задолженности государственного заказчика, % по сравнению с предыдущим годом Бюджетная отчетность

1.6 Доля бюджетных расходов органа исполнительной власти (органа местного самоуправления), представленных в реестре расходных обязательств, в общих бюджетных расходах органа исполнительной власти, % Плановый реестр расходных обязательств

1.7 Сумма изменений в бюджетной росписи по расходам органа государственного заказчика, связанных с качеством бюджетных проектировок, руб. Бюджетная отчетность

1.8 Объем нецелевых бюджетных расходов государственного заказчика, выявленных органами государственного финансового контроля Отчеты о проведении ревизий и проверок

1.9 Наличие нормативного акта государственного заказчика (органа исполнительной власти), регулирующего порядок и процедуры подготовки бюджетных проектировок Региональная (муниципальная) нормативная база в части бюджетного планирования

1.10 Наличие реестра расходных обязательств, составленного в соответствии с установленными требованиями Нормативные акты Минфина России и региональная (муниципальная) нормативная база в части составления реестра расходных обязательств

1.11 Наличие нормативного акта государственного заказчика (органа исполнительной власти), регулирующего порядок и процедуры внутреннего контроля бюджетных расходов Региональная (муниципальная) нормативная база в части проведения финансового (бюджетного) контроля

1.12 Наличие сведений о мерах по повышению эффективности расходования бюджетных средств в годовой бюджетной отчетности государственного заказчика (органа исполнительной власти) Нормативные акты Минфина России по составлению годовой бюджетной отчетности

2 группа. Показатели непосредственных результатов. Под показателями непосредственных результатов понимаются показатели, характеризующие результативность Программы ОПК, оцененной в соответствии с установленными целевыми индикаторами и задачами. При этом предполагается, что эти показатели находятся в компетенции и под контролем данного органа исполнительной власти (органа местного самоуправления) субъекта Российской Федерации (см. табл. 3).

Таблица 3

Типовой набор показателей непосредственных результатов по направлению

№ Показатели оценки Информационная база

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2.1 Доля продукции ОПК (военного, двойного и гражданского назначения) в общем объеме промышленного производства, % Государственная статистическая и ведомственная отчетность

2.2 Доля высокотехнологичной (наукоемкой) продукции в общем объеме продукции, производимой организациями ОПК, % Государственная статистическая и ведомственная отчетность

2.3 Доля экспорта продукции военного назначения, производимой организациями ОПК, в общем объеме экспорта продукции, % Государственная статистическая и ведомственная отчетность

2.4 Уровень производственно-технологической готовности организаций ОПК для обеспечения производства приоритетных образцов ВВСТ и повышения оснащенности Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов современными образцами ВВСТ, % Государственная статистическая и ведомственная отчетность

2.5 Доля инновационной продукции в общем объеме продукции, производимой организациями ОПК, % Государственная статистическая и ведомственная отчетность

2.6 Доля продукции, производимой организациями ОПК на экспорт в общем объеме продукции, производимой организациями ОПК, % Государственная статистическая и ведомственная отчетность

2.7 Удельный вес оборудования возрастом до 10 лет, % Государственная статистическая и ведомственная отчетность

2.8 Средний возраст работников организаций ОПК (в промышленности и научной сфере) Государственная статистическая и ведомственная отчетность

3 группа. Показатели конечных результатов. Под показателями конечных результатов понимаются показатели, характеризующие эффект (значимые результаты) для Минобороны России и других потребителей от серийного производства и поставок предприятиями ОПК продукции. При этом предполагается, что установление этих показателей

находится в компетенции высшего органа исполнительной власти (Президент Российской Федерации, Правительство Российской Федерации, Военно-промышленная комиссия Российской Федерации), но ведущую роль в подготовке мощностей по производству вооружений играет ОПК и орган исполнительной власти Российской Федерации, ответственный за разработку и реализацию государственной политики в сфере ОПК. Показатели конечных результатов сформированы и приведены в табл. 4.

Таблица 4

Типовой набор показателей конечных результатов

№ Показатели оценки Информационная база

3.1 Обеспечить готовность к выпуску и поставке приоритетных вооружений, военной и специальной техники: ГПВ, отчетность о результатах НИОКР и создании производственных мощностей; данные о результатах испытаний опытных образцов

лазерные комплексы; - « -

космические аппараты и системы; - « -

РКСН; - « -

зенитные ракетные системы; - « -

АПЛ, надводные корабли и морские ВВТ; - « -

авиатехника; - « -

комплексы ОАЦСС и АСУ; - « -

вооружение и техника общевойскового назначения; - « -

средства разведки, РЭБ и другие средства информационного обеспечения; - « -

средства экспериментально-испытательной базы на испытательных полигонах - « -

3.2 Обеспечить выпуск и поставку отечественным заказчикам приоритетных вооружений, военной и специальной техники в объемах и по обоснованным ценам: Государственная программа вооружения, данные об оснащенности ВС РФ образцами ВВСТ, данные о поставках ВВСТ заказчикам, включая поставки по экспорту

лазерные комплексы - X комплексов по цене У; - « -

космические аппараты и системы - X единиц (спутников) по цене У и др.; - « -

РКСН - X комплексов по цене У, X ракет по цене У; - « -

зенитные ракетные системы - X комплексов по цене У, X ракет по цене У; - « -

АПЛ, надводные корабли и морские ВВТ - X единиц по цене У; - « -

авиатехника X единиц по цене У; - « -

комплексы ОАЦСС и АСУ - X комплексов по цене У; - « -

вооружение и техника общевойскового назначения X комплексов по цене У, X единиц ВВСТ по цене У; - « -

средства разведки, РЭБ и другие средства информационного обеспечения. - « -

средства экспериментально-испытательной базы на испытательных полигонах - « -

3.3 Обеспечить выпуск и поставку иностранным заказчикам приоритетных вооружений, военной и специальной техники в объемах и по ценам: Государственная программа вооружения, данные о поставках ВВСТ по экспорту

лазерные комплексы - X комплексов по цене У; - « -

космические аппараты и системы - X единиц (спутников) по цене У и др.; - « -

РКСН - X комплексов по цене У, X ракет по цене У; - « -

зенитные ракетные системы - X комплексов по цене У, X ракет по цене У; - « -

АПЛ, надводные корабли и морские ВВТ - X единиц по цене У; - « -

авиатехника X единиц по цене У; - « -

комплексы ОАЦСС и АСУ - X комплексов по цене У; - « -

вооружение и техника общевойскового назначения X комплексов по цене У, X единиц ВВСТ по цене У; - « -

средства разведки, РЭБ и другие средства информационного обеспечения. - « -

средства экспериментально-испытательной базы на испытательных полигонах - « -

В настоящее время при выявлении нецелевого или неправомерного использования средств федерального бюджета применяются правовые нормы по возврату использованных средств, вплоть до уголовных мер. Для возврата государству неэффективно использованных средств законодательная основа отсутствует, поэтому организация - головной исполнитель осуществляет перерасчет цены следующего этапа, снижая ее на сумму затрат, не подтвержденных первичными учетными документами. Учитывая, что суммы неэффективно использованных средств достигают значительных размеров, в целях повышения эффективности их использования рекомендуется предусмотреть обязательное проведение экспертизы затрат соисполнителей выполнения НИОКР организацией - головным исполнителем или приглашенными независимыми экспертами. Целесообразно предусматривать в цене контракта определенную сумму средств на проведение такой экспертизы НИОКР.

Государственные средства, выделяемые на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы, могут и должны использоваться значительно более эффективно, что не может быть достигнуто исключительно ужесточением бюджетного контроля, а лежит на пути инициирования спроса оборонных предприятий на инновации, устранения

иждивенческой мотивации и стимулирования реального новаторства. Эти тенденции определяют необходимость корректировки проводившейся до сих пор политики в сфере инноваций, смещения акцентов с наращивания общих объемов поддержки по всем составляющим национальной инновационной системы на радикальное повышение эффективности, концентрацию усилий государства на решении критических для обороны и инновационного развития проблем. Повышение эффективности Программ ОПК и других крупных проектов больше не может обеспечиваться за счет концепции экстенсивного роста и быстрого наращивания направляемых бюджетных ассигнований. Главный источник эффективности состоит в инновационности, налаживании истинно-партнерских отношений с бизнесом и в расширении использования рыночных механизмов.

Заключение. Реальное рассмотрение параметрических зависимостей между объемом и структурой финансирования, способом отбора получателя денежных средств - участника Программы ОПК в области разработки и изготовления приоритетных образцов ВВСТ и эффективностью использования денежных средств на реализацию программных мероприятий, а также проведенное моделирование показало:

1) Есть только два подхода к обеспечению эффективности выполнения Программы. Либо на этапе планирования закладывается полное ресурсное обеспечение потребностей программы, и программные мероприятия полностью достигают цели при одновременной некоторой экономии средств, обусловленной отбором исполнителей мероприятий по критерию «цена». Либо на заключительном этапе планирования объем ассигнований уменьшается, целевые ориентиры Программы, не нарушая принципа приемлемости, незначительно снижаются, чтобы обеспечить их полное достижение при одновременном полном и эффективном расходовании ресурсов, распределяемых посредством конкурсных процедур по критерию «качество работ». Никакой компромисс неприемлем, так как он ведет к резкому снижению эффективности выделяемых средств. Для реализации данного требования необходимо внести изменения в порядок отбора исполнителей работ и предоставить государственным заказчикам более широкие права по выбору стратегии конкурсного отбора.

2) Наивысшая эффективность расходования средств обеспечивается при обеспечении оптимальной динамики финансирования по годам и периодам Программы. К резкому снижению эффективности ведут любые попытки органов управления перераспределить денежные средства между этапами, концентрируя ассигнования на заключительном или стартовом этапах Программы.

3) Наращивание объема продаж ВВСТ не ведет к прямо пропорциональному повышению эффективности использования денежных средств, так как рост налоговых поступлений происходит с временным лагом и коэффициентом корреляции не более 0,8.

4) Увеличение доли внебюджетных средств в структуре финансирования Программы ведет к росту эффективности их использования вследствие роста ответственности за расходование средств и привнесения в Программу общей более высокой эффективности, присущей частному предпринимательству.

5) Привлечение кредитных средств в условиях высокой инфляции и недостаточной определенности с объемом закупаемых ВВСТ ведет к дополнительным издержкам государства в виде расходов по субсидированию процентных ставок и в связи с увеличением цены вооружений и военной техники. Снижение стоимости заемных средств и рост рентабельности предприятий ОПК позволят произвести замещение средств, инвестируемых из прибыли, заемными средствами, что сделает кредитные схемы финансирования Программы эффективными1.

1 Кохно П.А. Инновационное развитие определяется структурой государственных расходов // Интеллектуальная собственность. Промышленная собственность. 2021. - № 8. - С. 5-12; Кохно П.А. Драйверы промышленного роста: монография / П.А. Кохно, А.П. Кохно, А.А. Артемьев; отв. ред. д.э.н., проф. П.А. Кохно. - Тверь: Тверской государственный университет, 2022. - 290 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.