УДК 658.7:Ю7 ББК У9(2)40
МЕТОД ОПТИМИЗАЦИИ ЗАТРАТ, УРОВНЯ ОБСЛУЖИВАНИЯ И ПОСТАВОК В ЛОГИСТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЕ ПРЕДПРИЯТИЯ*
Ю.В. Бутрина
Статья посвящена авторскому методу оптимизации логистических затрат, уровня обслуживания и поставок в логистической системе предприятия. Метод оптимизации уровня обслуживания по критерию «минимум логистических затрат» интегрирован с методом безубыточности, что позволило достоверно установить корреляцию цен, классических и логистических затрат, уровня обслуживания, поставок и потерь от неоптимального уровня обслуживания.
Ключевые слова: затраты, уровень обслуживания, потери, логистика, предприятие.
Современный потребитель отдает предпочтение предприятию, способному доставить товар к определенному сроку («lead time»), в требуемом количестве, удобной таре, приемлемым размером партии, в соответствии с заказанным ассортиментом и т. д. Поэтому уровень логистического обслуживания является средством повышения конкурентоспособности.
Логистический подход позволяет реализовать цели предприятия с позиций удовлетворения требований потребителей и является стратегическим фактором достижения конкурентных преимуществ. В конечном итоге успешность предприятия на рынке напрямую зависит от его умения привлекать и удерживать потребителей.
Обслуживание потребителей - это процесс создания существенных выгод, содержащих добавленную стоимость, при условии поддержания эффективного уровня затрат в цепи поставок. Таким образом, обслуживание потребителей является частью управления цепью поставок.
Уровень логистического обслуживания - это удовлетворение потребностей клиентов, выраженное в надлежащем выполнении заказов, отсутствии ошибок, эффективном предоставлении услуг и постоянном стремлении к повышению уровня обслуживания, а также в соответствии уровня обслуживания стандартам потребителя, условиям договора или обычно предъявляемым требованиям к качеству обслуживания.
Уровень обслуживания становится одним из решающих преимуществ в конкурентной борьбе. Высокое качество логистических услуг может обеспечить надежный рынок сбыта для предприятий. Все больше предприятий начинают понимать факт важности соблюдения оптимального уровня качества не только в процессе производства продукции, но и на всех стадиях деятельности предприятия.
В настоящее время конкурентоспособность предприятия может быть обеспечена несколькими ключевыми аспектами, в том числе высоким уровнем обслуживания потребителей. В условиях роста конкуренции происходит сокращение количества поставок отдельных предприятий. Увеличение заказов возможно благодаря оптимизации уровня обслуживания клиентов. Отметим, что низкий уровень обслуживания покупателей может привести к потерям как отдельных заказов, так и потерям потребителей в будущем.
Не менее важным показателем логистической деятельности являются логистические затраты.
Проблема управления затратами как одна из важнейших задач управления предприятиями вновь актуальна. Практически неограниченный рост объемов продаж в период переходной экономики (1991-1998 гг.) не способствовал снижению затрат. В это время происходил количественный рост поставок, росли рынки сбыта, что не сопровождалось качественным ростом, связанным не только с улучшением качества продукции, но и с повышением уровня обслуживания покупателей. Управление затратами в тот период как одна из задач управления предприятием отошло на второй план.
Но с 2008 г., когда мировой финансовый кризис достиг России, одновременно стали увеличиваться затраты и снижаться доходы. Это привело к давлению на поставщиков, сокращению инвестиций и другим непопулярным мерам.
Таким образом, ввиду взаимосвязанности категорий «уровень обслуживания», «логистические затраты» и «прибыль», необходим эффективный инструментарий оценки и управления затратами и уровнем обслуживания в логистической системе фирмы.
Изучением вопросов уровня обслуживания занимаются американские специалисты Баллоу Р. [2], Кристофер М., Уотерс Д., Бауэрсокс Д. и
* Статья подготовлена при финансовой поддержке аналитической ведомственной целевой программы Министерства образования и науки «Развитие научного потенциала высшей школы» №2.1.3/10616.
Клосс Д. и др. Среди российских логистов следует отметить Миротина Л.Б., Лукинского B.C. Американский исследователь М. Мак-Гиннис после проведения анализа выполнения заказов выявил, что уровню обслуживания придается большее значение, чем стоимости оказания услуг. Многие авторы отмечают, что логистика обеспечивает удовлетворение потребности потребителей, относящихся к времени и месту наличия продуктов, а также к сопутствующим услугам, эффектом логистики является обслуживание потребителей.
Проблемами эффективного взаимодействия с потребителем (ECR) занимаются логисты из Германии Корстен Д., Пётцль Ю. и другие. Среди трудов германских специалистов, занимающихся проблемами управления затратами следует отметить работы Мюллендорфа Р. и Карренбауэра М. [1], Циммермана К. [4], Боутеллира Р. и др. Тематика безубыточности деятельности предприятия из-за своей популярности рассмотрена в трудах многих зарубежных авторов. Логистический подход и управление цепями поставок (SCM) рассмотрен во многих трудах Иванова Д.А. [3]. Однако вопросы оценки логистических затрат на организацию высокого уровня обслуживания не рассмотрены.
Общеизвестно, что эффективное управление означает, в частности, использование системного подхода. Важнейший конечный результат работы любого предприятия - прибыль. Основные факторы прибыли: уровень обслуживания покупателей (на первом месте с позиций логистического подхода); затраты на достижение определенного уровня обслуживания; цена; затраты на производство и реализацию продукции (работ, услуг); потери от неоптимального уровня обслуживания. Все эти факторы очень тесно связаны между собой. Последовательно рассмотрим графическую и математическую модели взаимосвязи результирующего показателя и факторов.
На рис. 1 представлена известная модель безубыточности деятельности предприятия, отражающая поставки, и результирующие показатели -совокупные затраты (факторы - переменные и постоянные затраты), выручку (факторы - цена и рыночные условия: объем спроса, уровень обслуживания покупателей, конъюнктура и др.) и прибыль.
На рис. 1 под общими затратами понимается сумма переменных и постоянных затрат. Причем в данной модели используются так называемые классические затраты, т. е. по элементам (материальные затраты, затраты на оплату труда, отчисления от заработной платы, амортизация и прочие) или статьям.
Проанализируем конфигурацию кривых модели. Характер и динамика всех кривых в моделях, рассматриваемых далее, выявлены на основе анализа статистических данных предприятий Челябинской области. Общие затраты при нулевом ко-
личестве поставок представляют собой постоянные затраты (например, амортизация); с увеличением числа поставок они могут пропорционально возрастать за счет увеличения переменных затрат; далее по мере роста поставок возможно их небольшое сокращение за счет эффекта масштаба; затем общие затраты растут быстрее, чем увеличиваются заказы, так как каждая дополнительная поставка требует больших усилий. Кривая выручки выходит из начала координат, сначала идет равномерный рост по причине опережения роста выручки роста объемов продаж (за счет повышения цен, например); затем происходит рост выручки, который может быть пропорциональным; затем рост замедляется (происходит насыщение рынка сбыта) и увеличение выручки, например, за счет снижения цены (скидок), которое позволяет повысить число поставок; далее выручка с увеличением заказов становится величиной постоянной (за счет дальнейшего снижения цен) и далее происходит небольшой спад (потребители насыщены и их не мотивирует дальнейшее снижение цен). Кривая прибыли образована из разности выручки и общих затрат, ее значения обращаются в нуль дважды при двух разных количествах поставок, т. е. точках безубыточности 1 и 2, в которых выручка равна общим затратам. Преодолев величину поставок Оь прибыль увеличивается; затем на определенном участке ее рост сокращается, и прибыль становится примерно постоянной при увеличивающемся количестве поставок; далее происходит снижение до количества 02.
На рис. 2 представлена логистическая кривая предприятия, где У* - оптимальный уровень обслуживания покупателей, 3* - оптимальные логистические затраты.
Под логистическими затратами понимаются затраты на выполнение логистических операций. Кратко охарактеризуем конфигурацию логистической кривой. Предприятие несет постоянные логистические затраты на обслуживание (например, на содержание складов), поэтому кривая выходит не из начала координат, а из точки, равной минимальным постоянным затратам. Особенностью логистических затрат является резкий рост их чувствительности к изменению качества работы логистической системы, и согласно исследованиям специалистов, начиная с 70 % и выше затраты на сервис растут экспоненционально, при повышении уровня с 95 до 97 % экономический эффект повышается на 2 %, а расходы возрастают на 14 %, и выше 90 % сервис становится невыгодным.
Величина затрат в модели безубыточности определяется количеством поставок, а на логистической кривой - уровнем обслуживания.
Поместим обе модели (рис. 1 и 2), зеркально перевернув модель безубыточности относительно денежной оси, в одну систему координат, где вертикальная ось затрат является общей и имеется две горизонтальные оси - уровень обслуживания покупателей и количество поставок.
Рис. 1. Модель безубыточности предприятия (долгосрочный период)
Первое совмещение представлено на рис. 3. Допущения модели:
1) интегральные затраты - это сумма логистических и классических затрат (под классическими затратами понимаются затраты, связанные с производством и реализацией: материальные, на оплату труда и т. д.);
2) потери от неоптимального уровня обслуживания (от «ухода» покупателей, от потери заказов, от «ухода» поставщиков, от скидок на готовую продукцию, от скидок по оплате за сырье) не учитываются;
3) количество поставок (О*), соответствующее оптимальному уровню обслуживания покупателей (У*), находится между двумя точками безубыточности, т. е. приносит логистический эффект;
4) логистический эффект (ЛЭ) означает прибыль (здесь и далее будем разграничивать эти по-
нятия, так как термин «прибыль» больше применим, когда употребляются классические затраты (т. е. прибыль - это разница между выручкой и классическим затратами), а термин «логистический эффект» учитывает также логистические затраты, потери, альтернативные издержки); логистический эффект, соответствующий величине поставок оЛЭмакс, означает не единственное значение, а небольшую по протяженности зону, находящуюся левее и правее этой точки (обозначена серым цветом), где разница между значениями логистического эффекта незначительна.
На модели, изображенной на рис. 3, сначала определяется оптимальный уровень обслуживания (исходя из предпочтений клиентов), затем его величина проецируется на кривую интегральных затрат, затем значение затрат проецируется на левую часть модели, на которой определяется опти-
Количество поставок, „ „ЛЭмокс „ л „ _
О? О* О О1 О У* Уровень обслуживания, %
натур, или ден. ед. изм. * ! '
Рис. 3. Совмещенная модель логистической кривой и безубыточности
мальное число поставок, которое должно принадлежать зоне безубыточности.
Чтобы нейтрализовать значительное допущение, связанное с потерями, преобразуем совмещенную модель, добавив потери к логистической кривой, результаты представим на рис. 4: при уровне обслуживания близком к 0 % потери - максимальны; по мере увеличения уровня обслуживания происходит сокращение потерь; соответственно, чем ближе к 100 %-ному уровню обслуживания, тем потери становятся ниже, близкими к нулю; т. е. наблюдается обратная зависимость.
На рис. 4 оптимальный уровень обслуживания определен исходя из критерия - минимума суммы интегральных затрат и потерь. Затем путем проецирования на левую часть графика определено количество поставок, которое является оптимальным, если входит в зону безубыточности. Добиваясь еще большего соответствия двух моделей, введем в модель безубыточности аналогичные с моделью логистической кривой потери. Логистика -одна из немногих наук, учитывающая потери и альтернативные издержки при принятии управленческих решений.
Результаты представим на рис. 5. В этом случае в левой части графической модели происходят изменения - протяженность зоны безубыточности сокращается влево и вправо. Также на величину потерь сокращается величина логистического эффекта. Оптимальное число поставок определяется исходя из минимума суммы классических, логистических затрат и потерь от неоптимального уровня обслуживания. Для максимизации логи-
стического эффекта необходимо управлять постоянными затратами: 1) путем трансформирования их в переменные, что возможно при передаче бизнес-функций на аутсорсинг; 2) за счет сдачи в аренду недозагруженных производственных мощностей. Все это позволяет расширить зону безубыточности и увеличить логистический эффект.
Продолжением данного метода является эко-номико-математическая модель оптимизации логистических затрат, уровня обслуживания и количества поставок в логистической системе предприятия.
Основные параметры модели: уровень обслуживания; логистические затраты; потери, связанные с обеспечением определенного уровня обслуживания. Оптимизация параметров системы осуществляется следующим образом. Определяются логистические затраты в разрезе постоянных и переменных. Устанавливается взаимосвязь их величины с уровнем обслуживания. Затем рассчитываются потери от неоптимального уровня обслуживания, которые включают в себя потери от «ухода» покупателей, от потери заказов, от «ухода» поставщиков, от скидок на готовую продукцию, от скидок по оплате за сырье. Далее определяются общие классические затраты (по элементам или статьям) в разрезе переменных и постоянных. Затем рассчитываются интегральные затраты как сумма классических и логистических затрат. После этого определяется оптимальный уровень обслуживания потребителей с учетом минимума суммы интегральных затрат. Согласно предлагаемому нами подходу при определении зоны безубыточности используются не только классиче-
Количество поставок, натур, или ден. ед. изм.
О* 0ЛЭмакс 0 0
У*
Уровень обслуживания, %
Рис. 4. Совмещенная модель логистической кривой (с учетом потерь) и безубыточности
Затраты,
выручка,
логистический
Рис. 5. Совмещенная модель логистической кривой и безубыточности с учетом потерь в исходных моделях
ские затраты, но и сумма интегральных затрат и потерь, которая сужает эту область по количеству поставок и уменьшает величину прибыли. Найденный оптимальный уровень обслуживания через минимум суммы интегральных затрат и потерь сопоставляется с областью безубыточности. В результате определяется оптимальное число поставок предприятия.
Приведем пример расчета с условными числами в качестве значений кривых, который при отсутствии реальных данных используется как пример к теоретической части статьи. Затраты на логистическое обслуживание (логистическая кривая) могут быть выражены следующей функцией:
Логистические затраты = (ех +Х2-1|-^ + -^,(1)
где X - уровень обслуживания, выражаемый в долях единицы от 0 до 1 или от 0 до 100 % (%/100).
Все затраты и потери будем измерять в условных денежных единицах.
Исходя из нашего опыта по построению логистической кривой для реального предприятия на основе представленных статистических данных была получена более сложная функциональная зависимость, которая включала еагсс03 х.
Потери от неоптимального обслуживания могут быть выражены таким образом:
1 9
Потери =-----;-----------г-----. (2)
100(0,1-Х + 0,01) 100
Классические затраты могут быть выражены функцией:
Классические затраты =
V
е*'10+ —-100
■1
2 1_ 7 +10
(3)
где х - количество поставок в единицах от 0 до 10 (для удобства расчетов); одна единица может означать, например, 200 шт. продукции или 150 кв. м продукции в зависимости от ее вида.
Функция выручки будет иметь вид
„2 ^ ,
Выручка =
/X +-
100
(4)
Тогда прибыль как разница между выручкой и классическими затратами может быть представлена функцией
Прибыль =
( ..2 А і
і
100 4 ~
ґ У2
ех/10+ —■ 100
-1
_1_
10
А функция логистического эффекта будет иметь вид
ЛЭ =
( 2 ^ 1
О о 4
Ґ 2 е*/10+ —.
100
-1
_1_
10
-(ех+х2-і)і +
3 2 100(0,1Х + 0,01) 100'
(6)
Примечания:
1. Все кривые нормированы по оси ординат от 0 до 1 условных денежных единиц. Это сделано в связи с тем, что конкретные значения отсутствуют, а для сопоставления они должны быть в одном масштабе. С этой целью в формулы введены дополнительные коэффициенты и слагаемые.
2. Количество поставок также варьируется в условных единицах от 0 до 10.
Модель оптимизации затрат состоит из целевой функции и ограничений. Целевые функции означают максимизацию логистического эффекта и уровня логистического обслуживания. Ограничения связаны с необходимостью поддержания уровня обслуживания на уровне оптимального, проведения грамотной ценовой политики.
Целевые функции:
/х +-
Г г
X
100
<
(ех+Х2
-,и+
100 ,
1
_1_
10
1
3 2
(7)
100(0,1-Х + 0,01) V X -> тах.
100
По экономическому смыслу ставок и уровень обслуживания -рицательные, поэтому: х > 0;
X > 0 (или 0 %). Ограничения:
ГХ > X*;
г т \
к
(8)
количество по-величины неот-
(9)
(10)
(11)
ц>
ех/10+^--1 100 у
2 1 ,
—I--------1_
7 10
ех +Х2
"О
хТБ1<х<хТБ2,
;(12)
(13)
.(5)
где X* - оптимальный уровень обслуживания; Ц -цена единицы поставок; хТБ|, хТБ2 - безубыточные количества поставок.
При решении данной экономико-математи-ческой модели были получены следующие результаты. Минимум суммы логистических затрат и потерь достигается в точке X = 0,3, т. е. оптимальный уровень обслуживания равен 30 %. Величина суммарных затрат и потерь в точке оптимума составляет 0,3 уел. ед. (рублей). При наложении кривых выручки и классических затрат образуются две точки безубыточности, 0,5 и 7 уел. ед.
Что важно, оптимальный уровень суммы логистических затрат и потерь на обслуживание, равный 0,3 уел. ед., находится внутри области безубыточности и соответствует интервалу от 1,5 до 4 уел. ед. по количеству поставок.
Максимум прибыли (разница между выручкой и классическими затратами) достигается при количестве заказов, равном 4 усл.ед., и составляет 0,18 уел. ден. ед., что соответствует оптимальному уровню обслуживания, равному 30 % и оптималь-
ному уровню затрат и потерь на обслуживание, составляющему 0,3 уел. ед.
Расчет через максимум логистического эффекта приводит к аналогичным результатам - максимум ЛЭ достигается при уровне заказов, равном 4 уел. ед., что соответствует оптимальному уровню обслуживания, равному 30 % и оптимальному уровню затрат и потерь на обслуживание 0,3 уел. ед.
Значение логистического эффекта при этом составляет 0,05 уел. ден. ед.
Следует отметить, что на практике оптимальные параметры модели (уровень обслуживания и количество поставок предприятиия) могут иметь не единственное значение (так как функции не являются линейными, а также задача является двухкритериальной), а некоторый диапазон оптимальных решений, например, уровень обслуживания 78-84 % и количество поставок 5-6 уел. ед.
При использовании более сложных функциональных зависимостей для нахождения оптимального варианта выполнения заказов потребителей (оптимальное число поставок с предоставлением оптимального уровня обслуживания потребителям при минимальной сумме классических и логистических затрат, а также потерь) необходимо выполнить их перебор.
Таким образом, разработан авторский метод оптимизации логистических затрат, уровня обслуживания и поставок в логистической системе предприятия. Метод оптимизации уровня обслуживания по критерию «минимум логистических затрат» интегрирован с методом безубыточности, что позволило достоверно установить зависимость цен, классических и логистических затрат, уровня обслуживания, поставок и потерь от неоптимального уровня обслуживания.
Выявлены графические и аналитические зависимости анализируемых параметров и переменных модели. На основе статистических данных пред-
приятий Челябинской области выявлены характер и динамика кривых в рассматриваемых моделях, описаны особенности их конфигурации. Продолжением данного метода является экономикоматематическая модель оптимизации логистических затрат, уровня обслуживания и поставок в логистической системе предприятия.
В итоге предложенный метод позволяет определить оптимальные логистические затраты, уровень обслуживания и количество поставок предприятия. Результаты исследования способствуют пониманию оптимизации работы логистической системы предприятия. Имея статистические данные о рынках сбыта, характеристиках поставок и т. п., параметры экономико-математической модели могут быть настроены под конкретное предприятие. Выводы и методические разработки имеют практическую значимость и могут быть использованы руководителями и специалистами логистических подразделений предприятий.
Литература
1. Мюллендорф, Р. Производственный учет : снижение и контроль издержек: обеспечение их рациональной структуры / Р. Мюллендорф, М. Каррэнбауэр; пер. М.И. Корсаков. - М.: ФБК-ПРЕСС, 1996. -160 с.
2. Ballou, R. Business Logistics / R. Ballou // Supply Chain Management. Pearson Prentice Hall. -2004.
3. Ivanov, D. A multi-structural framework for adaptive supply chain planning and operations control with structure dynamics considerations / D. Ivanov, B. Sokolov, J. Kaeschel // European Journal of Operational Research. -2010. -200(2). -P. 409-420.
4. Zimmermann, G. Grundzuge der Kosten-rechnung / G. Zimmermann. - Stuttgart; Berlin; Koln; Mainz: Kohlhammer, 1985.
Поступила в редакцию 12 октября 2010 г.
Бутрина Юлия Владимировна. Кандидат экономических наук, доцент, доцент кафедры банковского дела, Южно-Уральский государственный университет (г. Челябинск). Область научных интересов - логистика, цепь поставок, логистические затраты, уровень обслуживания.
Yuliya Vladimirovna Butrina. Candidate of Science (Economics), Associate Professor, an associate professor of the Banking Department, South Ural State University, Chelyabinsk. Research interests: logistics, supply chain, logistic costs, service level.
E-mail: [email protected]