А. П. Жуков
МЕТОД ОПРЕДЕЛЕНИЯ ОПТИМАЛЬНОГО КОЛИЧЕСТВА ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ СЛУЖАЩИХ
METHOD OF DETECTION OPTIMAL NUMBER OF MUNICIPAL AND STATE
EMPLOYEES
Аннотация. Определение штатной численности органа государственного управления / местного самоуправления является завершающей и одной из центральных задач формирования его организационной структуры.
Вместе с тем, несмотря на свою очевидную практическую значимость, указанная проблематика до сих пор не проработана как на государственном (федеральном и региональном), так и на муниципальном уровнях управления Россией.
Abstract. Determination of regular number of state body / local government is finishing and one of the central problems of formation of its organizational structure.
At the same time, despite the obvious practical importance, the specified perspective still isn't worked as on state (federal and regional), and on municipal levels of management by Russia.
Ключевые слова. Государственная служба, муниципальная служба, численность государственных служащих, численность муниципальных служащих.
Keywords. Public service, municipal service, number of civil servants, number of municipal employees.
Применительно к государственному сектору, общие для всей системы государственного управления методические рекомендации определения штатной численности сотрудников отделов, управлений, департаментов, ведомств отсутствуют на сегодняшний день.
Данный вопрос обычно решается на уровне каждого ведомства, исходя из конъюнктурных соображений и факторов, и отдельные инициативы отраслевых подразделений органов государственного управления [1] лишь оттеняют отсутствие единого методологического и методического подхода к данной проблеме в общегосударственном масштабе.
На уровне местного самоуправления такая методика также отсутствует. Так, согласно ст. 17 п. 2 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» № 131-ФЗ, параметры формирования и функционирования невыборных органов и должностных лиц местного самоуправления определяются уставами муниципальных образований в соответствии с законами субъектов Российской Федерации. В принятых к настоящему времени законах о местном самоуправлении субъектов Российской Федерации объем нормативного материала, посвященного этим вопросам, различен. В некоторых законах буквально повторяется текст Федерального закона №131. В иных содержатся отдельные нормы о сроках полномочий, наименовании, компетенции, других вопросах деятельности данных органов и должностных лиц. Есть и такие, где регламентирование соответствующих вопросов почти целиком отнесено к полномочиям муниципальных образований в принимаемых ими уставах. Самое же примечательное в правовом регулировании многих сторон формирования, организации и деятельности невыборных органов и должностных лиц местного самоуправления состоит в крайне неодинаковом подходе к ним как в законах субъектов Федерации, так и в уставах муниципальных образований.
Вот почему на практике факторами, определяющими численность исполнительно-распорядительных подразделений местного самоуправления, являются: статус и уровень муниципального образования, особенность его экономики, количество жителей и другие обстоятельства.
Любопытным в этой связи представляется анализ не действующих в
настоящее время «Методических рекомендаций по разработке структуры и определению численности работников органов местного самоуправления муниципальных образований Московской области для решения вопросов местного значения», в соответствии с которыми при определении расчетной численности органов местного самоуправления муниципальных образований (поселений) учитывались следующие нормативы:
1) численность работников территориальных структурных подразделений администрации районов, которая в среднем составила 0,7 человека на 1 тыс. человек населения по Московской области;
2) расчетная численность работников органов местного самоуправления на 1 тыс. жителей определяется как средняя величина по каждой группе муниципальных образований (поселений).
Хотя указанной методикой неофициально руководствуется сегодня большинство муниципальных образований Подмосковья, она не является результативной, поскольку не учитывает ряда существенных факторов, определяющих уровень и социально-экономический «профиль» каждого конкретного муниципального образования.
В этой связи, представляется целесообразным проанализировать подходы определения штатной численности организационных структур, существующие в современной теории управления персоналом.
На данный момент существует ряд различных методик расчета оптимальной численности персонала. Все они основаны на различных критериях и способах оценки, лежащих в их базисе. Основные виды таких критериев могут быть разделены на несколько групп:
• маржиналистский;
• экспертно-статистический;
• аналитически-нормативный [5].
«Маржиналистский подход основан на анализе предельной продуктивности факторов производства, т.е. определении количества работников, которое обеспечивает ему максимум чистого дохода» [3]. Фактически в рамках данного подхода анализируется, сколько дополнительного выпуска или дохода принесет наем еще одного дополнительного сотрудника, а также какие дополнительные расходы понесет компания в связи с его наймом.
«Экспертно-статистический подход основан на установлении статистических зависимостей между численностью персонала и влияющими на нее факторами. В качестве исходной информации используется отчетная информация по видам деятельности, отраслям, предприятиям и их подразделениям» [6]. Данный подход является эффективным в том случае, если изначально имеется массив данных для исследования и анализа. В дальнейшем выводы делаются на основе установленных ранее закономерностей и выявленных зависимостей.
«Аналитически-нормативный подход к определению численности персонала предполагает анализ конкретного трудового процесса, проектирование рациональной организации труда, нормирование трудоемкости работ по каждой группе персонала и на этой основе установление норм численности. Такой подход возможен как в условиях действующего предприятия, так и при проектировании предприятий и их подразделений. Расчет норм численности может осуществляться при заданном варианте разделения труда и в процессе решения общей задачи оптимизации взаимодействия и численности работающих» [3]. Фактически подобный подход описывает, какой должна быть система, как она должна функционировать и какое оптимальное количество сотрудников в каждом подразделении и отделе должно быть.
Проведенный анализ численности администраций больших городов (100-250 тыс. человек) обнаружил большой дисбаланс по отношению к городам с приблизительно равной численностью. Как выявили исследования муниципальных образований, на численность администрации влияют только три фактора:
- количество инвестиций;
- функциональное назначение города;
- количество учреждений.
Анализ существующих методик расчета численности персонала и практики их использования различными учреждениями показывает, что в настоящее время оптимальной или универсальной методики для расчета численности персонала муниципальных и приравненных к ним административных структур не существует. Поэтому возникает объективная потребность в разработке единой доступной методологии расчета [2]. Суть ее состоит в следующем.
Каждая трудовая функция может быть разделена на более малые по размеру и масштабу до простейших операций. Исходя из выше сказанного, численность администрации любого муниципального образования будет рассчитана по формуле (1):
п
- I
N
адм
N
ф
1-1
(1)
Численность сотрудников необходимых для выполнения функций будет рассчитана по формуле (2):
ср Ф ч ч
К
К ссу
К к°р
К ох
обр Т обр.ср
N - I (
кор
Ф рв-) +
Ч 3 ) +
]-1 Где:
• К
Ф рв (2)
к
К к°р
- коэффициент, учитывающий несвойственные работы = 1,2;
- коэффициент значимости параметров 1-ой сферы управления для .-го объекта
управления от 0,5^1 (определяется экспертной группой);
ссу
к.
Ч
- коэффициент структурной сложности управления функции Ч-ой сферы
у правления дляго объекта у правления (0,7^1) (определяется экспертной гру ппой);
к..
- коэффициент охвата объектами управления Ч-ой сферы управления для .-го
объекта управления
N..
ох I]
Ь сущ
..
Фрв
годовой фонд рабочего времени;
X.. - количество объектов управления (учреждений) в Ч-ой сфере управления;
ср
Т
- средневзвешенные затраты рабочего времени на обслуживание одного объекта управления для Ч-ой сферы управления и .-го объекта в чел/час;
обр.ср
Т - средняя трудоёмкость работ на подготовку ответа Ч-ой сфере управления в чел/час;
обр
Nl - количество обращений в Ч-ой сфере управления за год;
к - количество объектов управления; п - количество сфер управления.
Объединив формулы и преобразовав получим формулу (3) для расчета необходимого и достаточного количества служащих в администрациях.
п
адм ф
п ( к
ср
] V
зп ссу кор
обр обр.ср ох _Ч Ч
зп
ох
ох
кор |
N -1 N
г -1
ЩуК
л
г-1 1 ]-1
К кор
п ^ к
Т К ЗП •
л
К ох Nобр • Тобр ср
Ф
рв
, -, V
и-1
ч ч
Ч У
1 1
К кор ^
7ср -¡у зп' ссу. ^ ох Гобр.ср -
ср зп
+1 N бр • '
Ф
рв
л
к
п
п
V г -1
Ч Ч ]-1 Ч 1J 1J 1
г -1
1 | (3)
Для отделов, комитетов, управлений и департаментов, основываясь на нормах управляемости [4], целесообразно следующие формулы 4; 5; 6; 7; для определения численности штатных работников в подразделениях:
Отдел =1 + Nф; (4) не более 5 человек;
Комитет =1+п+ Nф; (5) не более 18 человек;
Управление=1+n+k+Nф; (6) не более 30 человек;
Департамент=1+n+k+m+Nф; (7) не меньше 30 человек;
где:
п, к и т - количество отделов, комитетов и управлений; Nф - необходимое количество служащих.
Представляется, что указанная методика может послужить основой для
разработки методических рекомендаций определения штатной численности государственных и муниципальных служащих в ведомствах и исполнительно-распорядительных органах местного самоуправления России.
Литература
1. Методические рекомендации по определению численности работников отделов по надзору и отделов инспекций межрегиональных территориальных управлений по надзору за ядерной и радиационной безопасностью Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору // Зарегистрированы Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору от 11.06.2008. - Рег. ном. 572.
2. Виханский, О.С. Стратегическое управление: Учебник. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Гардарика, 1998.
3. Корнелиус Н. ИЯ-менеджмент. - Баланс Бизнес Букс, 2005.
4. Новиков Д. А. Теория управления организационными системами: 2-е изд. -М.: Физматлит, 2007.
5. Ульрих Д. Эффективное управление персоналом: новая роль ИЯ-менеджера в организации. - М.: Вильямс, 2006.
6. Хьюзлид М., Ульрих Д., Беккер Б. Измерение результативности работы ИЯ-департамента. Люди, стратегия и производительность. - М.: «Вильямс», 2007.