УДК 796 Гузь Д.И., Левин П.В.
Гузь Д.И.
Рязанский государственный университет им. С.А. Есенина
(г. Рязань, Россия)
Левин П.В.
кандидат педагогических наук, доцент
Рязанский государственный университет им. С.А. Есенина
(г. Рязань, Россия)
МЕТОД МАКСИМАЛЬНЫХ МЫШЕЧНЫХ УСИЛИЙ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ СПЕЦИАЛЬНОЙ ВЫНОСЛИВОСТИ ЛЫЖНИКОВ ГОНЩИКОВ НА ЭТАПЕ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ
СПОРТИВНОГО МАСТЕРСТВА
Аннотация: в статье рассматриваются вопросы развития специальной выносливости лыжников гонщиков на этапе совершенствования спортивного мастерства посредство метода максимальных мышечных усилий при преодолении подъема.
Ключевые слова: лыжные гонки, специальная выносливость, тренировка, максимальные мышечные усилия, спортивное совершенствование.
Актуальность настоящей статьи обусловлена тем, что, во-первых, лыжный спорт является одним из самых популярных и массовых видов спорта в России, имеющим богатые традиции и глубокие исторические корни. Подготовка спортсменов в этом виде спорта имеет стратегическое значение для развития и популяризации лыжного спорта в стране.
Во-вторых, лыжные гонки - это сложный и техничный вид спорта, требующий длительной и систематической подготовки. Начинать занятия лыжным спортом рекомендуется в раннем возрасте, чтобы заложить прочную
основу для дальнейшего развития физических качеств, технических навыков и психологической устойчивости.
В-третьих, подготовка лыжников - гонщиков является важным звеном в системе подготовки спортивных резервов и формирования национальной сборной команды. Именно из этого числа спортсменов отбираются наиболее талантливые и перспективные лыжники, которые в будущем могут представлять страну на международных соревнованиях и добиваться высоких результатов.
Подготовка лыжников - гонщиков требует комплексного подхода и включает в себя ряд ключевых аспектов:
1. Физическая подготовка: развитие выносливости, силы, координации, гибкости и других физических качеств, необходимых для успешного выступления в лыжных гонках.
2. Техническая подготовка: освоение и совершенствование техники лыжного хода, правильной техники подъемов и спусков, а также тактических приемов ведения лыжной гонки.
3. Психологическая подготовка: формирование у юных спортсменов психологической устойчивости, умения справляться со стрессовыми ситуациями, а также развитие мотивации и целеустремленности.
4. Теоретическая подготовка: изучение основ лыжного спорта, правил соревнований, вопросов истории и развития лыжного спорта.
Выбирая методы развития специальной выносливости, необходимо учитывать комплекс факторов, влияющих на эффективность тренировочного процесса. К таким факторам относится: интенсивность выполнения физической работы, продолжительность её выполнения, продолжительность отдыха между нагрузками, характер отдыха, число повторений, состояние работоспособности организма перед выполнением тренировочного занятия. Величина физической нагрузки, а также ответная реакция организма на спортивную нагрузку будут различными в зависимости от сочетания перечисленных компонентов [1].
В своем исследовании, мы планируем доказать, что метод максимальных усилий при преодолении подъема является эффективным средством развития специальной выносливости.
Интенсивность выполняемой работы. Чем выше интенсивность работы, тем быстрее наступает утомление.
При умеренном передвижении (скорости) расход энергии будет находиться в пределах 40 - 60% от максимальных величин. В этой зоне кислородный запрос меньше аэробных возможностей спортсмена, поэтому потребление кислорода полностью удовлетворяется поступающим в организм кислородом. Кислородный долг очень незначителен и возникает только в первые минуты работы.
При увеличении скорости передвижения спортсмен достигает критической величины, где кислородный запрос равен максимальному потреблению кислорода (МПК). Уровень критической скорости зависит от кислородного потолка спортсмена. Интенсивность выше критической называется надкритической [2].
В зоне надкритической интенсивности кислородный запрос превышает аэробные возможности спортсмена, поэтому работа происходит в условиях кислородного долга за счет анаэробных поставщиков энергии. Кислородный запрос увеличивается в этой зоне гораздо быстрее, чем скорость передвижения, как правило, пропорционально кубу скорости, что резко снижает эффективность физической работы. Например, при увеличении скорости бега с 7 до 10 м/с, т.е. в 1,5 раза, кислородный запрос возрастает в 3,3-3,4 раза.
При выборе интенсивности для тренировочных занятий необходимо учитывать соотношение с режимом соревнований. Трасса для лыжных гонок обычно состоит примерно из 45% спусков, 45% подъемов и 10% равнинных участков. Важно подобрать такую интенсивность прохождения подъемов, чтобы к моменту следующего подъема большая часть кислородного долга была компенсирована, иначе скорость гонщика резко снизится.
При превышении критической частоты пульса, которая составляет примерно 170-180 ударов в минуту, происходят изменения в работе сердечно -сосудистой системы. Одним из таких изменений является снижение систолического объема сердца, то есть объема крови, выбрасываемого сердцем за одно сокращение. Это в свою очередь приводит к уменьшению минутного объема крови, то есть объема крови, перекачиваемого сердцем за одну минуту.
Снижение минутного объема крови ведет к снижению потребления кислорода организмом. Обычно организм потребляет около 20-40% кислорода из перекачиваемой им крови, однако при превышении критической частоты пульса этот процент снижается. Такие изменения в работе сердца и сосудов могут наблюдаться как при выполнении физических нагрузок на финишных ускорениях, так и при подъеме, если за ним последует продолжительный спуск или период отдыха[2].
Важно отметить, что такие изменения в работе сердечно-сосудистой системы являются адаптивными и позволяют организму адекватно реагировать на повышенные требования кислорода и энергии во время физической активности. Они помогают поддерживать баланс между поступлением крови и ее потреблением в органах и тканях.
Однако, помимо этого, есть ещё несколько факторов, которые следует учесть при тренировке. Например, важно учитывать индивидуальные особенности каждого спортсмена. Каждый человек имеет свою уникальную физическую подготовку и способность к восстановлению. Поэтому интенсивность тренировок должна быть адаптирована к индивидуальным потребностям каждого гонщика.
Также следует учесть погодные условия и состояние трассы. Если трасса замерзла и стала жесткой, то подъемы могут быть более трудными и требовать больше усилий. В таком случае, интенсивность тренировок следует увеличить, чтобы адаптироваться к условиям соревнований.
Для того, чтобы определить эффективность предложенной нами методики, а именно метод максимальных усилий при преодолении подъема
лыжником гонщиком, как средства развития специальной выносливости, нами был проведен педагогический эксперимент, который длился с ноября 2022 года по март 2023 года на базе культурно - спортивного центра Милославского района. В эксперименте приняли участие 14 спортсменов, находящихся на этапе совершенствования спортивного мастерства.
Для проведения эксперимента необходимо установить исходный уровень специальной выносливости участников формирующего педагогического эксперимента. Для этого были проведены тесты для оценки специальной выносливости, результаты которых приведены в таблице 1.
Перед началом реализации нашей методики, мы провели констатирующий эксперимент, с целью определения уровня развития специальной выносливости лыжников гонщиков на этапе спортивного совершенствования.
Таблица 1 . Результаты тестов на специальную выносливость до эксперимента.
Тест Среднее время
Передвижение без помощи рук в подъем 6-9°, 100 м, (свободный стиль) 30 с.
Передвижение с помощью одних рук в подъем 6-9°, 100м. 27 с.
Эксперимент начался с последнего этапа подготовительного периода (предсоревновательного). Тренировка лыжников гонщиков, впервые 5 занятий, носила традиционный характер, после, с очередностью 3 раза в неделю, была добавлена методика максимальных усилий при преодолении подъема. Занятия проводились 4 раза в неделю.
Упражнения для метода максимальных усилий при преодолении подъема:
Преодоление подъема в 6-9° с максимальной скоростью свободным стилем (100 м)
Преодоление подъема свободным стилем в 6-9° с использованием утяжелителей весом 300 грамм (100 м)
Все упражнения выполнялись с очередностью 5-6 раз. Перед каждой тренировкой проводилась комплексная разминка, также для снятия напряжения после тренировки проводилась заминка.
После завершения запланированного цикла занятий с использованием вышеуказанной методики, были получены следующие показатели развития специальной выносливости. (см. табл. 2)
Таблица 2. Показатели развития специальной выносливости лыжников гонщиков на этапе спортивного совершенствования до начала и после окончания эксперимента.
Пол Тест Этап X Д I Знак Р
Мальчики (п=14) Передвижение без помощи рук в подъем 6-9°, 100 м, Начало 30 3 2,83 > 2,06
(свободный стиль) Окончание 27
Передвижение с помощью одних рук в подъем 6-9°, 100м. Начало 27 4 2,90 > 2,06
Окончание 23
Таким образом, исходя из анализа данных, указанных в таблице 2 видно улучшение уровня специальной выносливости лыжников гонщиков. Об этом
нам позволяет говорить расчет достоверности полученных в ходе исследования различий результатов (р <0,05). Достаточно оснований утверждать то, что экспериментальная методика, развития специальной выносливости, для лыжников гонщиков на этапе спортивного совершенствования, оказалась эффективной. Результаты, полученные по итогам исследования, являются достоверными.
Подводя итог, отметим, что метод максимальных усилий как средство развития специальной выносливости действительно хорошо себя зарекомендовал и доказал свою самостоятельность на примере проведенного исследования.
Таким образом, методика занятий, апробирована нами, рекомендована для применения в подготовительном этапе тренировочного процесса.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Раменская, Т.И. Лыжный спорт: Учебник / Т.И. Раменская, А.Г. Баталов -М.: Физическая культура, 2005. - 320 с;
2. Слимейкер Р. Серьёзные тренировки спортсменов на выносливость: учебное пособие / Р. Слимейкер, Р. Бреунинг. - Мурманск: Тулома, 2007
Guz D.I., Levin P. V.
Guz D.I.
Ryazan State University named after S.A. Yesenin (Ryazan, Russia)
Levin P.V.
Ryazan State University named after S.A. Yesenin (Ryazan, Russia)
METHOD OF MAXIMUM MUSCULAR EFFORT AS MEANS OF DEVELOPING SPECIAL ENDURANCE OF SKI RACERS AT STAGE OF IMPROVING SPORTS SKILLS
Abstract: the article deals with the development of special endurance of ski racers at the stage of improving sports skills through the method of maximum muscular effort when overcoming the climb.
Keywords: cross-country skiing, special endurance, training, maximum muscular effort, sports improvement.