Научная статья на тему 'Метод конкретных ситуаций для проведения государственного экзамена по специальности'

Метод конкретных ситуаций для проведения государственного экзамена по специальности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
56
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБУЧАЕМЫЙ / ЭКЗАМЕН / КОНКРЕТНЫЕ СИТУАЦИИ / ТЕХНОЛОГИИ / МЕТОДИКА РАЗРАБОТКИ / СРЕДСТВА / ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ / TRAINEE / EXAM / SPECIFIC SITUATIONS / TECHNOLOGIES / DEVELOPMENT METHODOLOGY / TOOLS / EXPECTED RESULTS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Герасимов Б.Н.

В настоящее время много внимания уделяется повышению профессионализма специалистов. Для этого существуют определенные образовательные инструменты, в т.ч. конкретные ситуации. Разработаны, состав, содержание и ожидаемые результаты использования конкретных ситуации для проведения государственного экзамена. Благодаря их применению возможно получение спектра ожидаемых результатов и преодоления противоречий, барьеров и тупиков в процессе их мышления и деятельности.Currently, much attention is paid to improving the professionalism of specialists. For this purpose, there are certain educational tools, including specific situations. Developed, composition, content and expected results of using specific situations for the state exam. Through their application, it is possible to obtain a range of expected results and overcome contradictions, barriers and dead ends in the process of their thinking and activity.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Метод конкретных ситуаций для проведения государственного экзамена по специальности»

МЕТОД КОНКРЕТНЫХ СИТУАЦИЙ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО ЭКЗАМЕНА ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ

Б.Н. Герасимов, д-р экон. наук, профессор Самарский университет государственного управления «Международный институт рынка» (Россия, г. Самара)

DOI: 10.24411/2500-1000-2020-10298

Аннотация. В настоящее время много внимания уделяется повышению профессионализма специалистов. Для этого существуют определенные образовательные инструменты, в т.ч. конкретные ситуации. Разработаны, состав, содержание и ожидаемые результаты использования конкретных ситуации для проведения государственного экзамена. Благодаря их применению возможно получение спектра ожидаемых результатов и преодоления противоречий, барьеров и тупиков в процессе их мышления и деятельности.

Ключевые слова: обучаемый, экзамен, конкретные ситуации, технологии, методика разработки, средства, ожидаемые результаты.

Современное управление в экономических системах типа «организация» обеспечивается высоким профессионализмом и компетентностью специалистов и руководителей. При этом, управленческая деятельность, чаще всего, позиционируется в полипрофессиональном контексте, так как управленец необходимо использовать знания и умения консультанта, педагога, психолога, методолога и т.д. Для такой полипредметности в рамках деятельности управленца необходимы определенные склонности, способности, образование, компетентности и длительный практический опыт [11].

Традиционный метод сдачи государственного экзамена по билетам, как правило, определяет уровень и объем знаний студентов и в меньшей степени выявляет степень готовности молодого специалиста использовать эти знания в практической деятельности [12]. Государственный экзамен с применением интенсивных образовательных технологий (ИОТ) представляет значительно больше возможностей оценивания приобретенных компетентностей [7], а также наличия деловых, организаторских способностей.

Основные задачи государственного экзамена:

- приближение условий испытаний к условиям практики специалиста;

- создание дополнительного стимула качественной подготовки студента и последующей подготовки к защите выпускной квалификационной работы;

- активизация выпускников в конце пребывания в учебном заведении;

- демонстрация поведенческих навыков выпускников (выступление, дискуссия, презентация) перед будущей самостоятельной работой;

- формирование материала для выбора направлений активизации всего учебного процесса.

Конкретная ситуация - педагогический инструмент, подразумевающий анализ конкретных ситуаций из практики организации, известный уже более 100 лет [8]. Современная конкретная ситуация - это несколько страниц текста с описанием деятельности организации, её положения на рынке, а также комплекс взаимосвязанных событий, с которой столкнулся её менеджмент в деятельности.

Существует ряд организаций, например, European Case Clearing House (ECCH), которые ведут активную деятельность в сфере разработки и использования конкретной ситуации. В настоящее время в состав ECCH входит около 340 организаций, у каждой из которых свой комплекс конкретных ситуаций. Следует отметить, что разное целевое назначение конкретной ситуации, разные программы обучения вряд

ли позволят найти полностью удовлетворяющий условиям государственного экзамена конкретной ситуации.

Написание конкретной ситуации, как правило, осуществляется силами преподавателей ВУЗа. Разработка конкретной ситуации для проведения государственного экзамена - это процесс, в котором необходимо учитывать материалы, приведенные

в [1, 2]:

-темы конкретной ситуации (предметный раздел, программа и её содержание) и уровни изучения темы для разной квалификации обучающихся и разных программ обучения (слушатели MBA с практическим опытом, студенты дневной или заочной формы обучения, слушатели программ повышения квалификации или студенты, получающие второе высшее образование);

- наличие или отсутствие источников требуемой для написания конкретной ситуации информации;

- наличие собственных идей авторов конкретной ситуации и их потенциала.

Со стороны любой образовательной программы имеются определенные требования к конкретной ситуации, носящие характер ограничений.

Размер конкретной ситуации. В учебном процессе могут для различных целей применяться конкретной ситуации разных размеров. И если объём классического конкретной ситуации до недавнего времени составлял 20-40 стр., то современные тексты конкретной ситуации, как правило, существенно короче.

Экзаменационная конкретная ситуация должен быть такого объёма, чтобы в отведенное для проведения государственного экзамена время была возможность ознакомиться с её материалом и дать ответы на поставленные в ней вопросы. Практика показывает, что конкретной ситуации в 812 стр. текста может быть прочитан и понят экзаменуемым за 1-1,5 часа. Еще примерно столько же времени (1,5-2 часа) должны занимать ответы на поставленные в конкретной ситуации вопросы. При необходимости конкретной ситуации может быть и большего объёма, но в этом случае в качестве варианта можно предложить знакомство экзаменуемого с текстом кон-

кретной ситуации заранее (за 1-2 дня), а получение вопросов непосредственно на экзамене (по классификации, предложенной в [5], - это конкретной ситуации с предварительной подготовкой).

Содержание, актуальность и стиль конкретной ситуации. Экзаменационные конкретной ситуации, требующие детальной информации, должны разрабатываться на основе местных организаций, так как они требуют непосредственного взаимодействия с их менеджерами. Преимущество конкретной ситуации, в которых описывается деятельность организации, заключается в том, что студенты, как правило, уже имеют представление о ее деятельности. Они могут быть знакомы с людьми, работающими в этой организации, или являться потребителями ее продукции.

Конкретные ситуации - это, как правило, события или цепь событий, которые были или существуют в реальных организациях в различных сферах их деятельности: в операционной, маркетинговой, финансовой или информационной.

Особенно много конкретных ситуаций может быть описано сформулировано и описано на базе производственных событий. Существует даже отдельный класс ИОТ - производственные задачи [4], в которых варьируя различные параметры производственного процесса можно разрабатывать комплексы конкретных ситуаций для бакалавриата, магистратуры и системы повышения квалификации специалистов.

Конкретные ситуации должны содержать следующим атрибуты:

- наличие реально существующей организации;

- наличие нескольких «героев», участвующих в описанных событиях;

- определенная хронология движения событий и их временные рамки;

- наличие реальных противоречий, трудностей, барьеров в каком-либо процессе управления организации, требующей формулирования и разрешения;

- представление текста, записанного в «событийном» стиле с интригой.

Информация может быть представлена в различной последовательности, однако

необходимо помнить, что структурирование информации является одной из задач студентов, работающих над конкретной ситуацией. Факты могут сопровождаться мнениями менеджеров, цитатами их высказываний.

Описание же, в свою очередь, предоставляет информацию, раскрывает ситуацию, расставляет акценты, подталкивает к заключениям для использования в ответах на вопросы. Однако при обсуждении вопросов могут возникать конфликты, иногда очень острые [10].

Количество вопросов. Из практического опыта установлено, что 10 вопросов по программам экзаменуемых дисциплин позволяют провести контроль знаний по нескольким изучаемым дисциплинам и ответы на них могут быть написаны студентом за 1,5-2 часа.

Структура конкретной ситуации может быть разная и определяется либо автором, либо образовательной программой. В [9], например, предлагается структура конкретной ситуации, представленная ниже:

Введение включает постановку задачи; название организации, имена и должности главных персонажей; название и номенклатура продукции организации, название конкретной ситуации и авторство.

Цель введения - «зацепить» внимание и интерес читателей и дать им ключ к тому, о чем необходимо задуматься, а также задать направление для последующего повествования.

Проблема включает следующий материал:

- описание проблемы (иногда её видение разными участниками событий);

- описание при возможности структуры проблемной ситуации.

Материалы для ситуации структурируется в форме вопросов и ответов. Материалы, необходимые для решений каждого конкретного сюжета конкретной ситуации, самостоятельно определяются автором. Цель этого раздела - в явной форме представить большой объем информации.

Самая общая схема структурирования материала включает:

- историю организации с важнейшими моментами в ее развитии;

- описание внешней среды (если требуется) - история отрасли, в которой организация действует, и главные силы, вызывающие изменения; описание состояния рынка в данной области (продукты, потребители, производство, распределение и т.п.); разбор главных конкурентов (их стратегии, позиции на рынке, политика маркетинга и распределения);

- расширенное описание ситуации по проблеме или решению - общее состояние дел в организации, ее слабые и сильные стороны; дилеры и партнеры; управленческая стратегия; организационные отношения; ключевые фигуры в деятельности; производственные операции, продукты и процессы; финансовое положение организации; маркетинговая информация; взаимодействие работников;

- схемы, таблицы, статистика, финансовая отчетность, возможно и фотографии персонажей (если они есть).

Сценарии решения конкретной ситуации: возможные альтернативы в решении проблемы; свободный вариант.

Организация процесса разработки конкретной ситуации - в общем виде может быть разделена на 6 этапов [17].

1. Определение предмета конкретной ситуации. На данном этапе разработки конкретной ситуации определяются его цели и формулируются ряд проблем и вопросов, которые необходимо рассмотреть и, по возможности, решить, а также выбрать объект исследования и оценить наличие наиболее доступных источников информации. Необходимо определить основные проблемы и вопросы, которые будут находиться в центре внимания конкретной ситуации.

2. Сбор информации по теме и предмету конкретной ситуации. После определения общего направления следует этап более четкого обозначения той информации, которая должна быть включена в текст конкретной ситуации. Стандарт структуры конкретной ситуации является путеводной нитью в сборе информации. Для сбора данных можно с успехом применять теорию и практику проведения

маркетинговых исследований, изложенную во многих литературных источниках.

Большое количество информации по выбранной теме, особенно для организаций, работающих на потребительских рынках, как правило, уже имеется в публикациях и статистических справочниках. Изучение уже существующих материалов называется кабинетным исследованием. В ходе этих исследований следует тщательно взвесить возможности и условия использования уже имеющихся доступных данных, так как они были собраны, сгруппированы и проанализированы для других целей. Подобная информация называется вторичной, которая делится на внутренние и внешние.

Важными внешними источниками вторичных данных, к которым часто обращаются разработчики конкретной ситуации, являются органы государственной статистики; торговые промышленные палаты; государственный таможенный комитет; маркетинговые организации; производственные и торговые ассоциации; отраслевые организации. Однако при использовании вторичных данных необходимо соблюдать осторожность, так как они могут быть ненадежными.

По способам сбора первичных данных в маркетинге различают следующие методы полевых исследований: наблюдения, эксперименты, интервью [10, 13]. При написании конкретной ситуации наиболее эффективным будет проведение любого вида интервью (личное интервью, опрос по почте или по телефону), в ходе которого необходимо выявить мнение опрашиваемых людей (экспертов, менеджеров, клиентов организации, местных жителей и т.п.).

Информация в конкретной ситуации может даваться в хронологической последовательности, в соответствии с планом интервью или согласно некоторой модели или схеме (например, краткая история организации, структура собственности, организационная структура управления, производственный процесс и ассортимент выпускаемой продукции и т.д.).

Выбор организации для разработки конкретной ситуации может осуществляться различными способами. Начальная информация может быть получена из газет, телевизионной рекламы, личных знакомств, торгово-промышленных палат и ассоциаций организаций. Одним из возможных критериев выбора организации или отрасли может быть наличие в качестве, например, председателя или члена ГЭК представителя обсуждаемой в ходе решения конкретной ситуации организации или менеджера-практика из организация той же отрасли, что и рассматриваемая в конкретной ситуации организации.

Менеджеры организации имеют возможность познакомиться с новыми теориями, причем не в их абстрактном виде, а применительно к своей организации. Они имеют возможность увидеть качество подготовки специалистов в вузе, предложить наиболее перспективным студентам работу в своей организации.

Публичное рассмотрение проблем организации (пусть даже и в учебном формате) может быть одним из элементов РЯ организации.

Количество же времени, затрачиваемого менеджерами на помощь в подготовке конкретной ситуации, зависит от типа конкретной ситуации и наличия печатной информации об организации (табл. 1).

Таблица 1. Затраты времени менеджера организации на участие в разработке конкрет-

ной ситуации (час.)

Этап Содержание этапа Время

Подготовительный Предоставление максимально возможного количества информации о организации 4-6

Интервью, посещение организации Получение автором конкретной ситуации уточняющей информации о организации 3-4

Знакомство с черновым вариантом конкретной ситуации Чтение конкретной ситуации, экспертная проверка содержащейся в нём информации и описываемых ситуаций 3-4

Рецензирование. Написание замечаний Подготовка замечаний и предложений по описываемой в конкретной ситуации, уточнение информации 3

Присутствие на итоговой презентации решения конкретной ситуации, оценка работ Для реализации описанных выше выгод желательно присутствие менеджеров организации на государственном экзамене или работа их в качестве членов ГЭК 3

Таким образом, с учетом времени, затрачиваемого менеджерами на присутствие на экзамене, от них потребуется до 20 часов для участия в работе над одним экзаменационным конкретной ситуации.

Часто менеджеры организации полагают, что разработка конкретной ситуации требует детальной и часто конфиденциальной информации. В конце концов, возможно предоставление частично измененной информации, в индексах и т.п. Главное, чтобы используемые в конкретной ситуации цифры отражали динамику процессов, а информация - суть проблемы. Для проверки знаний студентов в применении некоторых специальных методов расчета и анализа, требующих детализированных данных, может использоваться и гипотетическая информация.

В конкретной ситуации, естественно, не должна содержаться конфиденциальная информация, так как она может попасть к конкурентам организации, а также другим организациям. Более того, конкуренты организации и без чтения конкретной ситуации уже обычно располагают наиболее важными для них данными. Поэтому опасность разглашения информации конфиденциального характера невелика.

Некоторые организации могут даже настаивать на подписании обязательства о неразглашении коммерческой тайны. Это чаще всего объясняется психологическими причинами. В процессе работы студентов над конкретной ситуации менеджеры организации обычно приходят к выводу, что

их опасения по поводу конфиденциальности информации излишни.

К концу второго этапа написания конкретной ситуации уже имеется достаточное количество информации, полученной в ходе опросов сведущих людей, изучения статей и книг, ресурсов Интернета.

Если нет возможности получить информацию, полностью соответствующую принятому стандарту конкретной ситуации, то сведения либо частично придумываются, либо приходится вернуться к шагу 1, изменив предмет (тему, объект) конкретной ситуации.

3. Выбор круга вопросов, которые планируется обсудить в ходе решения конкретной ситуации. Необходимо заранее иметь несколько идей по поводу возможных вопросов. Можно сразу начать разработку конкретной ситуации именно с этого этапа, тем самым сократив или уточнив перечень необходимой для сбора информации.

Применение конкретной ситуации в качестве формы контроля знаний студентов может быть нацелено на проверку знаний обучающихся по следующим характеристикам, которые можно представить в виде иерархии целей.

Цель проверки знаний заключается в диагностике умения студента соотнести факты и события конкретной ситуации с теоретическими положениями изучаемого предмета, в повторении и закреплении полученных в ходе обучения определений. Вопросы для этого уровня целей обычно содержат слова «Перечислите...», «Опре-

делите...», «Назовите...», «Опишите...», «Покажите...» и т.п.

Цель второго уровня - проверка понимания - направлена на оценку способности студента понимать полученную информацию, умение обобщать полученную в ходе знакомства с конкретной ситуации информацию, понимание причин и предсказание последствий. Вопросы этого уровня содержат слова «Обобщите.», «Определите различия.», «Обсудите.», «Предскажите. ».

Цель уровня отработки применения обычно связана с использованием собранной в конкретной ситуации информации для проведения расчётов и применением практических методов для решения выявленных проблем. Вопросы этого уровня включают слова «Рассчитайте.», «Примените. », «Продемонстрируйте.».

Четвертый иерархический уровень целей - отработка навыков анализа - предполагает определение причин описанных в конкретной ситуации ситуаций, сравнение ситуации с теорией и отнесение её к какой-либо типологии по отдельным классификационным признакам. Вопросы для этого уровня целей включают слова «Проведите анализ.», «Объясните.», «Установите связь. » или «Сравните. ».

На следующем уровне иерархии целей проверяется умение студентом делать обобщение на основе приведенных фактов, формирование выводов и заключений.

Высший уровень предполагает сравнение и нахождение различий между идеями и различными решениями, формирование системы доказательств предлагаемых идей и решений.

4. Написание основного текста конкретной ситуации. При его написании

следует использовать информацию этапа 2 с учетом предполагаемых вопросов из этапа 3. Текст структурируется и редактируется в соответствии с требованиями.

5. Формулирование окончательного варианта вопросов и написание возможных вариантов ответов. В ходе написания ответов проверяется полнота необходимой для ответа информации, представленной в конкретной ситуации.

6. Корректировки основных параметров конкретной ситуации. Повторяя этапы 3, 4 и 5, можно добавить при необходимости ещё несколько вопросов. В этом случае обычно требуется добавление информации в текст конкретной ситуации, т.е. текст должен быть переписан заново. Необходимо дописать текст с учётом 6 этапа, дописать дополнительные вопросы и возможные на них ответы. При наличии заданий, требующих проведения расчетов, следует пересчитать все цифры конкретной ситуации с целью определения их достаточности и поиска несоответствий в представленной информации. Вообще, разработчику конкретной ситуации следует написать все ответы (варианты ответов) на поставленные вопросы. Это позволит провести контроль достаточности информации в конкретной ситуации, а также может быть использована членами ГЭК при проверке предлагаемых решений.

Основные элементы структуры экзаменационного процесса описаны в работе [3], где в основу сдачи экзамена положена самостоятельная групповая работа студентов. Примерный сценарий проведения такого государственного экзамена представлен в таблице 2.

Таблица 2. Сценарий подготовки и проведения государственного экзамена

Содержание Время выполнения Исполнители и участники

Рабочие совещания членов временного творческого коллектива (ВТК) Заседание методического совета факультета Заседание методического совета института Тренинг оргкомитета Председатель оргкомитета, проректор по учебной работе, председатель ВТК Декан факультета Ректор, проректор по учебной работе Председатель оргкомитета

Открытие экзамена Знакомство с условиями проведения экзамена Выборы лидеров 4 групп Знакомство с программой экзамена Формирование групп Групповая работа по самоопределению (выбор символов, девизов и т.д.) Оформление документов (списков групп) Выступление групп (демонстрация символов, девизов) Отработка группового взаимодействия: «разрезные открытки» Рефлексия в группах Подведение итогов организационного периода Перерыв Общая дискуссия о проблемах самоопределения молодого специалиста Выдача групповых заданий Групповая работа по выполнению учебного блока и игрового задания Обсуждение групповых докладов и выполнение игровых заданий Групповая рефлексия Подведение итогов групповой работы в первый день Выдача домашнего задания Подведение итогов первого дня экзамена и корректировка сценария на следующие дни 5 мин 5 мин 10 мин 5 мин 5 мин 20 мин В это же время 20 мин 20 мин 5 мин 3 мин 80 мин 30 мин 5 мин 90 мин 105 мин 15 мин 10 мин 50 мин Председатель экз. комиссии Методолог Ведущий Методолог Ведущий Лидеры групп, тьюторы Оргкомитет Ведущий, лидеры групп, жюри Тьюторы, лидеры групп Психологи, тьюторы Жюри Преподаватели-разработчики блока, ведущий Методолог ГЭК Студенты, тьюторы, преподаватели-консультанты Студенты, ГЭК, ведущий, жюри Психологи Жюри, оргкомитет Методолог, ГЭК, оргкомитет, методолог

Индивидуальная подготовка к экзамену Консультации по вопросам дисциплин, вошедших в экзаменационные блоки

Общая дискуссия и работа с материалом Выдача групповых заданий и работа по их выполнению Обсуждение групповых докладов и выполнение игровых заданий Общая дискуссия по проблемам блока Выдача групповых заданий и их выполнение Обсуждение групповых докладов и выполнение игровых заданий Групповая рефлексия Объявление итогов групповой работы Обсуждение хода экзамена и корректировка сценария на следующий день 60 мин 90 мин 105 мин 60 мин 90 мин 105 мин 15 мин 5 мин 30 мин Студенты, преподаватели ГЭК, студенты, преподаватели, ведущий ГЭК, студенты, тьюторы Студенты, преподаватели, ведущий ГЭК, студенты, тьюторы Студенты, ГЭК, ведущий, жюри Психологи, студенты Жюри ГЭК, оргкомитет, методолог

Работа с материалом и общая дискуссия Выдача групповых заданий и их выполнение Обсуждение групповых докладов и выполнение игровых заданий 60 мин 90 мин 105 мин Студенты, преподаватели, ведущий ГЭК, студенты, тьюторы ГЭК, ведущий, студенты, жюри

Работа с материалом и общая дискуссия по проблемам блока 60 мин Студенты, преподаватели, ведущий

Выдача групповых заданий и их выполнение Обсуждение групповых докладов и выполнение игровых заданий Групповая рефлексия Объявление итогов групповой работы Обсуждение хода экзамена 90 мин 105 мин 15 мин 5 мин 30 мин ГЭК, студенты, тьюторы Студенты, экз. комиссия, ведущий, жюри Психологи, студенты Жюри ГЭК, оргкомитет, методолог

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Вступительное слово Выдача заданий по групповым проектам Работа по выполнению группового проекта Анкетирование студентов: - самооценка и оценка индивидуальной и групповой работы; - статус молодого специалиста; - что Вам дала игра-экзамен? Заседание экзаменационной комиссии по оценке работы студентов 5 мин 10 мин 300 мин Председатель ГЭК Студенты, тьюторы Психологи, тьюторы Председатель ГЭК

Вступительное слово и объявление базисных оценок Защита групповых проектов первой и второй групп Перерыв Защита групповых проектов третьей и четвертой групп Обсуждение результатов экзамена. Объявление экзаменационных оценок Совещание ВТК по итогам проведения комплексного экзамена Методический семинар по обсуждению итогов экзамена по специальности 10 мин 120 мин 10 мин 120 мин Председатель ГЭК ГЭК ГЭК Председатель ГЭК Ректор, проректор по учебной работе Ректор, проректор по учебной работе

Резюмируя, следует отметить, что даже при возможном некотором изменении последовательности этапов разработки конкретной ситуации, главным принципом остается следующий: сначала создаются вопросы конкретной ситуации, а только потом сам конкретной ситуации!

При составлении конкретной ситуации необходимо помнить, что она должна заключать в себе проблему, которую следует всесторонне изучить, проанализировать и предложить определенное решение, обоснованное рядом условий и критериев. А способ решения, используемые методы, глубина ответов на поставленные вопросы - это объект контроля знаний, экзаменуемого членами ГЭК.

Однако групповая работа затрудняет оценку знаний и вклада каждого экзаменуемого в предложенное решение. Поэтому предлагается индивидуальное решение конкретной ситуации каждым экзаменующимся и его проверка членами ГЭК.

Следует отдельно рассмотреть вопросы норм времени для расчета учебной и учебно-методической работы профессорско-преподавательского состава учебного за-

ведения при проведении государственного экзамена в виде решения конкретной ситуации.

Рассмотрим вопрос норм времени для разработки экзаменационного конкретной ситуации. В большинстве вузов, в качестве одного из видов учебно-методической работы существует норматив времени на «подготовку программы (сценария) проведения деловой игры» - до 60 часов на 1 деловую игру, который утверждается приказом ректора ВУЗза. Кстати, некоторые сюжеты конкретных ситуаций могут встраиваться в сценарии деловых (имитационных) игр, как это показано в работе [6]. В работах [14, 15] приведено несколько примеров игрового моделирования организационных управленческих ситуаций.

Игровое моделирование добавляет состязательность в процессы мыследеятель-ности и коммуникаций [16]. Однако, для использования игровых моделей в государственном экзамене требуется серьезная методологическая подготовка.

Следует отметить, что проведение государственного экзамена предполагает кон-

троль знаний одновременно по нескольким сов на каждого экзаменующегося каждому учебным дисциплинам, что требует уча- члену экзаменационной комиссии (напри-стия в разработке экзаменационного кон- мер, 0,5 часа на одного экзаменующегося кретной ситуации преподавателей не- каждому члену комиссии). скольких учебных дисциплин, а значит Таким образом, при приёме государст-

этот норматив времени (если будет приме- венного экзамена у стандартной по чис-няться он) должен быть распространен на ленности группы студентов в 20-25 чел. всех разработчиков конкретной ситуации, ВУЗ несет общие расходы на оплату чле-либо должен быть введен новый, напри- нам комиссии 50-60 час. учебной работы. мер, «Разработка конкретной ситуации для При проведении государственного экзаме-междисциплинарного государственного на с применением ИОТ логично предпо-экзамена» с нормативом времени «до 60 ложить, что общие расходы вуза не долж-час. на каждого разработчика». ны увеличиться, т.е. следует оценить вре-

При приёме государственного экзамена мя, необходимое на проверку членами в обычной форме устанавливается норма ГЭК каждой индивидуальной работы эк-времени учебной работы в количестве ча- заменуемых.

Библиографический список

1. Битянова Н.Р. Психология личностного роста: практ. пособие по проведению тренинга личностного роста. - М.: Международная педагогическая академия, 1995. - 64 с.

2. Бишеп С., Тейлор Д. Тренинг изменений в организации / пер. с англ. - СПб.: Питер, 2002. - 384 с.

3. Герасимов Б.Н. Исследование и проектирование процессов управления конфликтами в организациях // Менеджмент и бизнес-администрирование. - 2018. - №3. - С. 99-108.

4. Герасимов Б.Н., Герасимов К.Б. Производственный менеджмент. - М.: ИНФРА-М, 2015. - 312 с.

5. Герасимов Б.Н. Исследование роли и места менеджмента в управленческой деятельности организации // Вестник Самарского государственного экономического университета. - 2016. - №1 (135). - С. 55-60.

6. Герасимов Б.Н. Игровое моделирование управленческих процессов в организациях // Менеджмент и бизнес-администрирование. - 2017. - №2. - С. 33-40.

7. Герасимов Б.Н., Морозов В.В., Семенычев Е.В. Интенсивные технологии обучения управлению. - Самара: СМИУ, 2010. - 352 с.

8. Панфилова А.П. Игротехнический менеджмент. Интерактивные технологии для обучения и организационного развития персонала. - СПб.: ИНЭСЭП, Знание, 2003. - 536 с.

9. Ситников А.П. Акмеологический тренинг: теория, методика. Психотехнологии. - М.: Технол. шк. бизнеса, 1996. - 428 с.

10. Степанов С.Ю., Кремер Е.З. От культуровоспроизводства в образовании к образовательному культоротворчеству // Человек, интеллект и образование: сб. науч. ст. Новосибирск: ИФиП, 1995. - С. 65-81.

11. Турчинов А.И. Профессионализация и кадровая политика: проблемы развития теории и практики. - М.: МПСИ, Флинта, 1998. - 272 с.

12. Татур Ю.Г. Компетентность в структуре модели качества подготовки специалиста // Высшее образование сегодня. - 2004. - № 3. - С. 20-26.

13. Фишман Л.И. Методология и механизмы повышения качества образовательных услуг на основе делегирования обратных связей. - Самара: СНЦ РАН, 2009. - 180 с.

14. Что есть реальность? Беседы о реальности: Саратовская интеллигенция в «intellect game session» / Шимельфениг О.В., Солодовниченко Л.Я. - Саратов: Приволжское издательство, 2009. - 680 с.

15. Шарипов Э.И., Кронин С.И. Режиссура социальных игр. - М.: КСП, 2001. - 320 с.

16. Шимельфениг О.В., Герасимов Б.Н. Развитие жизнедеятельности человека на основе постижения мира и самоопределения // Креативная экономика и социальные инновации. -2018. - Вып. 8. № 4 (25). - С. 113-130.

17. Gerasimov B.N., Vasyaycheva V.A., Gerasimov K.B. Identification of the factors of competitiveness of industrial company based on the module approach // Entrepreneurship and sus-tainability issues. - 2018. - V. 6. №2. - P. 677-690.

METHOD OF SPECIFIC SITUATIONS FORCONDUCTING THE STATE EXAM BY

PROFESSION

B.N. Gerasimov, Doctor of Economic Sciences, Professor Samara State University of Management «International Market Institute» (Russia, Samara)

Abstract. Currently, much attention is paid to improving the professionalism of specialists. For this purpose, there are certain educational tools, including specific situations. Developed, composition, content and expected results of using specific situations for the state exam. Through their application, it is possible to obtain a range of expected results and overcome contradictions, barriers and dead ends in the process of their thinking and activity.

Keywords: trainee, exam, specific situations, technologies, development methodology, tools, expected results.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.