Научная статья на тему 'Метод комментированного чтения при изучении лирики Серебряного века на уроках литературы в старших классах'

Метод комментированного чтения при изучении лирики Серебряного века на уроках литературы в старших классах Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
773
107
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ЛИТЕРАТУРЕ / КОММЕНТИРОВАННОЕ ЧТЕНИЕ / СЕРЕБРЯНЫЙ ВЕК / METHODS OF TEACHING LITERATURE / COMMENTED READING / SILVER AGE

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Багдасарова Назели Арташесовна

В статье приведен аналитический обзор метода комментированного чтения при изучении лирики Серебряного века на уроках литературы в старших классах. Комментированое чтение особый вид работы с постоянным участием учителя, который дает художественному тексту исторический, этнический, социально-бытовой, биографический или другой комментарий. Автор статьи считает такой метод обучения одним из самых эффективных, поскольку усиливается восприятие художественного произведения учащимися, расширяется кругозор, формируются важнейшие культурные и читательские компетнции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COMMENTARY READING METHOD FOR STUDYING SILVER CENTURY LYRICS IN LITERATURE LESSONS IN SENIOR

The article provides an analytical review of the method of commented reading when studying the lyrics of the Silver Age in literature classes in high school. Commented reading is a special kind of work with the constant participation of the teacher, which gives the artistic text a historical, ethnic, social, biographical or other comment. The author of the article considers this teaching method to be one of the most effective, since the perception of the work of art by students is strengthened, their horizons are expanded, and the most important cultural and reading competencies are being formed.

Текст научной работы на тему «Метод комментированного чтения при изучении лирики Серебряного века на уроках литературы в старших классах»

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

МЕТОД КОММЕНТИРОВАННОГО ЧТЕНИЯ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ЛИРИКИ СЕРЕБРЯНОГО ВЕКА НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ В

СТАРШИХ КЛАССАХ Багдасарова Н.А. Email: Bagdasarova679@scientifictext.ru

Багдасарова Назели Арташесовна - магистр, кафедра отечественной и мировой литературы, Гуманитарный институт Северо-Кавказский федеральный университет, г. Ставрополь

Аннотация: в статье приведен аналитический обзор метода комментированного чтения при изучении лирики Серебряного века на уроках литературы в старших классах. Комментированое чтение - особый вид работы с постоянным участием учителя, который дает художественному тексту исторический, этнический, социально-бытовой, биографический или другой комментарий. Автор статьи считает такой метод обучения одним из самых эффективных, поскольку усиливается восприятие художественного произведения учащимися, расширяется кругозор, формируются важнейшие культурные и читательские компетнции. Ключевые слова: методика обучения литературе, комментированное чтение, Серебряный век.

COMMENTARY READING METHOD FOR STUDYING SILVER CENTURY LYRICS IN LITERATURE LESSONS IN SENIOR

Bagdasarova N.A.

Bagdasarova Nazeli Artashesovna - Master, DEPARTMENT OF DOMESTIC AND WORLD LITERATURE,

HUMANITARIAN INSTITUTE NORTH CAUCASIAN FEDERAL UNIVERSITY, STAVROPOL

Abstract: the article provides an analytical review of the method of commented reading when studying the lyrics of the Silver Age in literature classes in high school. Commented reading is a special kind of work with the constant participation of the teacher, which gives the artistic text a historical, ethnic, social, biographical or other comment. The author of the article considers this teaching method to be one of the most effective, since the perception of the work of art by students is strengthened, their horizons are expanded, and the most important cultural and reading competencies are being formed. Keywords: methods of teaching literature, commented reading, Silver Age.

УДК 372.882

Изучение русской литературы в школе всегда имело доминирующее значение для воспитания подрастающего поколения, задавая нравственные ориентиры личности, и вследствие этого закладывая основы национальной культуры. Без развития гуманитарного знания невозможен общественный прогресс, и литература как школьный предмет в решении этой проблемы играет первостепенную роль, поскольку искусство слова позволяет осваивать культурный потенциал и задает вектор нравственного развития общества. Такая значимость литературы определяет необходимость улучшения методической и профессиональной компетентности современных учителей-словесников. Под профессиональной компетентностью понимается навык эффективного использования методов и инновационных форм

урочной и внеурочной работы на разных этапах школьного литературного образования. Последний аспект особенно важен для результативной деятельности учителя-словесника, поскольку от правильно выбранной методологии зависят достижение поставленных в ходе урока целей, глубина и системность освоения учебного материала.

Метод комментированного чтения получил давнюю и прочную закрепленность в отечественной педагогической традиции, доказав результативность применения в практике школьного преподавания. Метод активно разрабатывался в 50-е гг. И. Беленьким и М.А. Шнеерсоном, поставившими важнейший вопрос о видах и объеме комментария на уроках литературы. Намеченный почти полвека назад вопрос чрезвычайно актуализировался в современной педагогике, поскольку при чтении классических текстов сегодняшние школьники испытывают все больше и затруднений: сказывается узость кругозора, низкий уровень знания историко-культурных фактов, отсутствие интереса к чтению из-за повсеместной распространенности Интернет-технологий; отсутствие мотивации к самообразованию. В школьной программе едва ли можно найти такое произведение, основной материал которого был бы понятен учащимся без пояснений учителя. Зачастую учащиеся, прочитав произведение, лишь поверхностно осваивают его содержание, анализируют (нередко механически повторяя учебник и учителя) его идейное значение, но не понимают отраженных там исторических и культурных явлений, следовательно, и самого текста.

В методике преподавания известны разные виды комментария, применяемого при изучении художественного текста: историко-лингвистический или этимологический (Н.М. Шанский); лингво-культурологический (Е.М. Верещагин, В. Г. Костомаров), интегративный культурологический (Л.А. Веселова), лингвоисторический. Л.А. Лисина отмечает, что из различных видов комментария в современной практике прочно закрепились 4 вида:

1) текстологический (источниковедческий, библиографический), который помогает проследить историю создания текста и его источники;

2) историко-литературный, отражающий историческую основу произведения и его места в истории литературы;

3) реальный (исторический), объясняющий реалии: события, обстоятельства, имена и др.;

4) словарный (лингвистический), раскрывающий специфику употребления слов и устойчивых сочетаний в тексте [Лисина, с. 6].

Выбор подходящего комментария определяется намеченными целями, поставленными задачами, логикой изложения материала на уроке литературы. Однако важно отметить: какой бы комментарий не выбрал учитель, его применение требует серьезной и глубокой подготовки педагога, особенно в старшей школе.

Например, при изучении литературного процесса в старшей школе необходим особый историко-культурологический комментарий с привлечением сведений из области истории, философии, искусства. Опишем подробнее исторический комментарий, использование которого является первостепенным при изучении поэзии Серебряного века.

Вводная обзорная лекция по литературе Серебряного века (в современных УМК по литературе на нее выделяется не более 1-2 уроков) должна открывается историческим комментарием, поскольку без понимания социокультурной ситуации рубежа веков учащиеся не смогут понять оснований появления модернистских течений в отечественном литературном процессе. Эпоха конца XIX-нач. ХХ века отличается сложными мировоззренческими и общекультурными поисками. Россия пережила три революции, русско-японскую войну 1904-1905 гг., Первую мировую войну 1914-1918 гг., Гражданскую войну. Сложность общественных процессов; перемены и перестройка во всех областях жизни; неоднозначные оценки этих

перемен, борьба идей; попытки изменить страну - все эти явления определили формирование нового миропонимания, отражённого в литературе и разных видах искусства. Применяя исторический комментарий, учитель выполняет важнейшую сверхзадачу, направленную на развитие у школьников не только навыков анализа художественного текста, но и формирование умения вписывать произведение в художественно-эстетические координаты литературы и искусства рубежа веков. Комментарий способствует фундаментальному освоению изучаемого художественного произведения с учетом историко-культурного контекста эпохи, создает положительную мотивацию обучения, формирует интерес к самообразованию и расширяет кругозор школьника.

Комментируя эпоху рубежа веков, учитель должен отметить специфическую черту - активное взаимодействие разных видов искусств, межвидовую диффузию. На уроках литературы Серебряного века широко практикуется обращение к сходным явлениям изобразительного искусства. Характеризуя метод символизма, можно привлекать творчество объединения «Мира искусства», картины В.Э. Борисова-Мусатова. Продемонстрировать характерные художественные явления, свойственные акмеизму, учителю поможет обращение к картинам М.А. Врубеля, А.Н. Бенуа, Е.Е. Лансере, Л.С. Бакста. Неисчерпаемые возможности для использования изобразительного искусства дает ознакомление с методом футуризма, поскольку многие из поэтов-футуристов известны своими картинами и плакатами: Д.Д. и

H.Д. Бурлюки, М.Ф. Ларионов, П.Н. Филонов.

Использование исторического комментария подтверждает, что первый урок-лекция отражает не только литературный материал, но и имеет особую специфику урока постижения искусства. Такая специфика требует от учителя значительного педагогического мастерства для создания особой эмоционально-нравственной атмосферы, обеспечивающей эстетическое воздействие на читателя. Поэтому важно обдумать не только содержание и логику построения материала, но и предусмотреть возможность его эмоционального восприятия. Помочь в реализации этой цели может яркий эмоциональный финал с привлечением смежных видов искусства. Закончить урок-лекцию можно музыкой С.В. Рахманинова или А.Н. Скрябина, это станет живым эмоциональным аккордом.

Новые требования общества к уровню образованности привели к необходимости изменения технологий обучения, поскольку главной задачей литературного образования является качественное совершенствование читательского восприятия школьников. Поверхностное обзорное чтение художественного произведения не может обеспечить полноценного восприятия учащимися идейно-тематического содержания и должного нравственного, эстетического воздействия на обучающихся. Учебное комментирование -следующая ступень в восприятии произведения, это аналитическое чтение. Технология учебного комментирования текста реализует установку на понимание всей глубины художественного произведения. В процессе комментирования школьник учится внимательно читать текст, понимать подтекст произведения.

Таким образом, использование метода комментированного чтения имеет безусловные достоинства, позволяющие активно применять его в практике преподавания литературы Серебряного века. Комментированное чтение способствует более глубокому проникновению в идейно-художественную ткань произведения.

Список литературы /References

I. Лисина Л.А. Художественный текст как объект лингвоисторического

комментирования: На материале произведений И.С. Тургенева: Дисс. ... канд.

филол. наук. Хабаровск, 2006. 338 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.