ПРОБЛЕМЫ ЮРИДИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ И ПСИХОЛОГИИ БЕЗОПАСНОСТИ
Реуцкая Ирина Евгеньевна,
кандидат психологических наук, доцент, доцент кафедры психологии, педагогики и организации работы с кадрами,
Академия управления МВД России, Российская Федерация, 125171, г. Москва, ул. Зои и Александра Космодемьянских, д. 8
E-mail: [email protected]
Irina Evgen'evna Reuckaya,
Candidate of Psychological Sciences, Associate Professor, Associate Professor of the Department of Psychology, Pedagogy and HR Management, Management Academy of the Ministry of the Interior of Russia, Russian Federation, 125171, Moscow, Zoi and Alexander Kosmodemyanskikh St., 8 E-mail: [email protected]
Научная специальность: Scientific specialty: 5.8.7. Юридическая психология 5.8.7. Legal Psychologists
УДК 159.9
Дата поступления: 15 мая 2024 г.
Дата принятия статьи в печать: 29 мая 2024 г.
Метод фокус-групп как один из методов научного исследования юридической психологии
The focus group method as one of the methods of scientific research of legal psychology
Аннотация
Актуальность: статья посвящена вопросам использования метода фокус-групп при проведении научных исследований. В работе рассмотрены общетеоретические основы применения данного метода и этапы его реализации на практике.
Предмет исследования: применение метода фокус-групп при проведении научных исследований.
Целью исследования является анализ возможности применения метода фокус-групп при проведении научных исследований.
Результаты работы. Метод фокус групп относится к качественным методам получения информации в гомогенной по составу группе. Данный метод относится к лабораторным, может применяться как самостоятельно, так и в сочетании с другими методами.
Метод фокус групп может применяться на начальной, основной и заключительной стадиях
Abstract
Relevance. The article is devoted to the issues of using the focus group method in conducting scientific research. The paper considers the general theoretical foundations of the application of this method and the stages of its implementation in practice.
The subject of the study is the application of the focus group method in conducting scientific research.
The purpose of the study is to analyze the possibility of using the focus group method in conducting scientific research.
The results of the work. The focus group method refers to qualitative methods of obtaining information in a homogeneous group. This method belongs to the laboratory, can be used both independently and in combination with other methods.
The focus group method can be used at the initial, main and final stages of the study, but the
исследования, но цель его использования в каждом из вышеназванных случаев будет разная.
Метод фокус-групп положительно зарекомендовал себя при реализации исследований с сотрудниками органов внутренних дел. Однако в данном случае важным является фактор позиционного равенства участников группы.
Проведение исследования по методу фокус-групп включает три этапа: подготовительный, работа с группой, обработка и оформление результатов исследования.
Ключевые слова: метод фокус-групп; научное исследование; качественные методы исследования; этапы исследования; сценарий; методы обработки результатов исследования; оформление результатов исследования.
purpose of its use in each of the above cases will be different.
The focus group method has proven itself positively in the implementation of research with employees of internal affairs agencies. However, in this case, the factor of positional equality of the group members is important.
Conducting research using the focus group method includes three stages: preparatory, working with a group, processing and processing of research results.
Keywords: focus group method; scientific research; qualitative research methods; research stages; scenario; methods of processing research results; design of research results.
Актуальность изучения методов научного исследования обусловлена их ведущей ролью в научном познании. Совокупность данных методов составляет методологию, являющуюся основой научной работы.
Метод фокус групп относится к качественным методам получения информации в гомогенной по составу группе. С точки зрения Р. Мертона, создателя данного метода, «чем более социально и интеллектуально гомогенной является группа, тем более продуктивны ее сообщения» [4; 1, с. 79]. Гомогенность группы определяется отношением ее участников к изучаемому предмету или явлению.
В основу данного метода положено сфокусированное интервью, разработанное Р. Мерто-ном и его коллегами [1, с. 27, 28].
Метод фокус групп широко применяется в различных сферах деятельности, где требуется изучение какого-либо явления, предмета, отношения представителей того или иного социального слоя общества к чему-либо. Таким образом, рассматриваемый метод используется не только в прикладных изысканиях (например, в маркетинге), но и для целей научного исследования. Данный метод относится к лабораторным, поскольку для проведения исследования требуются специально созданные условия. Рассматриваемый метод может применяться как самостоятельно (для проверки полученных в результате исследования данных), так и в сочетании с другими методами.
Метод фокус групп может применяться на начальной, основной и заключительной стадиях исследования, но цель его использования в каждом из вышеназванных случаев будет разная. На начальной (пилотажной) стадии — для уточнения понимания языка респондентов, проверки однородности группы по значи-
мому для исследования признаку, оценки их реакций, разработки системы понятий, которые будут ясны всем участникам группы, проверки гипотез, в качестве самостоятельного метода; на основной стадии — для получения информации наряду с другими, в том числе и количественными методами; на заключительной стадии — для уточнения и полученных результатов в качестве самостоятельного метода.
Возможность применения метода фокус-групп в научных, в том числе и психологических исследованиях, связана с тем, что он базируется на научных принципах, в качестве которых Е. В. Дмитриева выделяет следующие: учет групповой динамики (все участники группы находятся в непосредственном взаимодействии и могут влиять друг на друга), соблюдение равноправного характера взаимодействия, интерпретация вербальных и невербальных реакций, вычленение акта социального взаимодействия, включение элементов анализа на всех этапах проведения исследования, саморефлексия ученого [2].
В рамках фокус-групп осуществляется интервьюирование его участников с использованием открытых вопросов, направленных на изучение мнения определенной категории лиц на конкретные темы.
Проведение направленного интервью в группе имеет как положительные, так и отрицательные стороны. К первым относятся следующее: 1) наличие в группе участника, готового поделиться своим мнением, впечатлением, опытом относительно изучаемого вопроса; 2) равенство между участниками группы (нивелируется должностное, образовательное, возрастное неравенство); 3) наличие возможности у участников группы «бросить вызов» друг другу [1, с. 54]. Ко вторым относится нежелание выдавать в группе
51
52
сокровенные мысли. В ходе индивидуальной беседы люди более откровенны.
Метод фокус-групп положительно зарекомендовал себя при реализации исследований с сотрудниками органов внутренних дел. Однако в данном случае важным является фактор позиционного равенства участников группы, которые во время проведения исследования (может быть на определенный срок (например, в случае обучения на курсах повышения квалификации) должны оказаться в равном положении относительно своего статуса (должности, звания и т. д.). Это важно для достижения эффекта «стирания границ» между участниками группы.
Проведение исследования по методу фокус-групп включает три этапа: подготовительный, работа с группой, обработка и оформление результатов исследования.
На подготовительном этапе осуществляется теоретическое изучение предмета исследования, составление вопросов и разработка сценария (гайда) для его проведения, подбор группы.
Теоретическое изучение предмета исследования включает изучение научной литературы (книг, статей, диссертаций), практики, публицистики, публикаций в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и т. д.
Осуществить подбор группы в органах внутренних дел — задача сложная, поскольку необходимо соблюдать принцип добровольности участия в исследовании. Вместе с тем, с точки зрения А. С. Белановского, существуют ограничения на участие в фокус-группах, к которым относится следующие требования к участникам группы, а именно ими не могут быть лица:
— знакомые друг с другом или с модератором,
— профессионально знакомые с предметом обсуждения,
— профессиональная деятельность которых связана с фокус-групповыми исследованиями,
— знакомые с процедурой проведения фокус-групп [1, с. 85].
Однако в ситуации проведения исследований в подразделениях, организациях органов внутренних дел, учебных группах учебных организаций системы МВД России соблюдать данные правила достаточно сложно, потому что, если это касается профессиональной принадлежности респондентов, то могут обсуждаться вопросы, непосредственно связанные с их служебной деятельностью; при проведении исследований в подразделениях или учебных группах не будет соблюдаться запрет на участие в нем лиц, знакомых друг с другом; реализация фокус-группы в профессиональной среде психологов будет препятствовать соблюдению требований профессионального незнакомства с процедурой проведения исследования.
Однако практика применения метода фокус-групп для целей научного исследования позволяет говорить о необязательности соблюдения вышеприведенных требований. Так, интервьюирование психологов по вопросам психологического консультирования позволило получить значимые результаты.
Интерес представляет этап составления вопросов. При проведении фокус-групп используются открытые вопросы, которые позволяют выяснить отношение респондентов к изучаемому предмету, и дают возможность свободно мыслить без опоры на предлагаемые варианты ответов.
Сценарий (гайд) фокус-группы целесообразно конструировать из трех частей: вводной, основной и заключительной. Продолжительность работы в группе может варьироваться от 1 до 3 часов в зависимости от количества участников, сложности вопросов, которые перед ними ставятся.
Вводная часть длится 15—20 минут и направлена на решение следующих задач: знакомство и установление психологического контакта с респондентами. При переходе к основной части для увеличения концентрации внимания участников группы целесообразно предусмотреть специальные упражнения.
В рамках основной части решаются исследовательские задачи, которых может быть не более двух в одной фокус-группе. Это связано с длительностью проведения мероприятия (продолжительность основной части в среднем — около 90 минут), и зависит от количества вопросов, респондентов; особенностей восприятия респондентами вопросов и ответов на них (скорости, точности и т. д.). Для решения исследовательских задач создается блок вопросов, на которые нужно получить ответы от каждого респондента. Вопросы участникам группы задаются поочередно.
Заключительная часть направлена на подведение итогов работы и включает вопросы, позволяющие выявить возможные не учтенные при подготовке исследования аспекты и наиболее важные и интересные для респондентов вопросы, рассмотренные в рамках данной группы.
Обработка результатов исследования представляет собой, прежде всего, качественный анализ полученной информации, который проводится с применением метода контент-анализа и на основе которого выделяются группы схожих по смыслу ответов респондентов. Полученный материал также может быть обработан количественными методами, например посредством факторного или кластерного анализа.
Немаловажное значение для восприятия оценки результатов исследования имеет их оформление. Практика показала, что удобным вариантом оформления результатов фокус-групп является табличная форма (табл. 1).
Таблица 1
Пример оформления результатов исследования по методу фокус-групп [3]
№ п/п
Содержание вопроса
Общие направления ответов респондентов
В целом, использование метода фокус-групп при проведении научных исследований позволяет
получить необходимую информацию, отвечающую требованиям достоверности и надежности.
Список литературы:
1. Белановский С. А. Метод фокус-групп: учебное пособие. М.: Никколо-Медиа, 2001. 280 с.
2. Дмитриева Е. В. Фокус группы в маркетинге и социологии // Сайт «Электронная библиотека Booksee.org». URL: // http: dl. booksee. org (дата обращения: 16.04.2024).
3. Реуцкая И. Е. Психологическое консультирование руководителей органов при затруднениях в профессиональном росте личности: дис. ... канд. психол. наук. М.: Академия управления МВД России. 2005. 252 с.
4. Merton, Robert K, Marjorie Fiske and Patrici L. Kendall (1956, 1990). The Focused interview. Glencoe, IL: Free Press.
References:
1. Belanovskij S. A. Metod fokus-grupp: uchebnoe posobie. M.: Nikkolo-Media, 2001. 280 s.
2. Dmitrieva E. V. Fokus gruppy v marketinge i so-ciologii // Sajt "Elektronnaya biblioteka Book-see.org". URL: // http: dl. booksee.org (data obrashcheniya: 16.04.2024).
3. Reuckaya I. E. Psihologicheskoe konsul'tirovanie rukovoditelej organov pri zatrudneniyah v professional'nom roste lichnosti: dis. ... kand. psihol. nauk. M.: Akademiya upravleniya MVD Rossii. 2005. 252 s.
4. Merton, Robert K, Marjorie Fiske and Patrici L. Kendall (1956, 1990). The Focused interview. Glencoe, IL: Free Press.
Для цитирования:
Реуцкая Ирина Евгеньевна. Метод фокус-групп как один из методов научного исследования юридической психологии // Педагогика и психология: академический журнал. 2024. № 3 (6). С. 50-53.
For citation:
Reuckaya Irina Evgen'evna. The focus group method as one of the methods of scientific research of legal psychology // Pedagogy and Psychology Academic Jurnal. 2024. № 3 (6). P. 50-53.
53