Научная статья на тему 'Метод экспериментирования в ДОУ'

Метод экспериментирования в ДОУ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2640
326
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЕ В ДОУ / ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ДОШКОЛЬНИКИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Емельянова Ирина Евгеньевна

Цель реализации модуля развивать исследовательскую активность и потребность проявлять творческий потенциал в преобразовании окружающего микросоциума. Задачи: познавательное развитие; творческое развитие; развитие исследовательской активности; развитие умений решать творческие задачи. Блоки: «Моё здоровье», «Мои правила», «Мои интересы», «Мои почему», «Я исследователь». Методы и приемы ОТСМ-ТРИЗ-РТВ-педагогики позволяют эффективно организовать проектный метод. Анализируя методы и формы развития детей дошкольного возраста в ДОУ, мы пришли к выводу о том, что квазиисследование является одним из эффективнейших методов своевременного раскрытия потенциалов и развития творческих способностей в приоритетных видах деятельности ребенка. Детское исследование отличается от проектного метода тем, что проект предполагает решение практической задачи с обязательным ощутимым продуктом, а исследование представляет собой путь бескорыстного поиска истины. Современные исследователи (А.И. Савенков, А.И. Иванова, И.Э. Куликовская, О.В. Дыбина и др.) рекомендуют использовать метод экспериментирования и в работе с детьми дошкольного возраста для развития исследовательских способностей. Главное достоинство детского эксперимента заключается в том, что он дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания, пронизывая все сферы детской деятельности, обогащая память ребенка, активизируя мыслительные процессы, развивает интеллект, стимулируя развитие речи, становится стимулом личностного развития дошкольника [3, 27]. Целью экспериментирования является создание условий для формирования основ целостного мировидения ребёнка средствами физического эксперимента. Это позволяет решать следующие задачи: 1. Формировать у детей представления о возникновении и совершенствовании приборов в истории человечества. 2. Расширять представления детей о физических свойствах окружающего мира: знакомить с различными свойствами веществ; знакомить с основными видами и характеристиками движения; развивать представления об основных физических явлениях. 3. Формировать у детей элементарные географические представления. 4. Развивать эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру. Преимущества метода экспериментирования: ребёнок самостоятельно воздействует различными способами на окружающие его предметы и явления с целью более полного их познания; в эксперименте достаточно чётко представлен момент саморазвития: преобразования объекта, производимые ребёнком, раскрывают перед ним новые стороны и свойства объекта, а новые знания об объекте, в свою очередь, позволяют производить новые, более сложные и совершенные преобразования; он позволяет знакомиться с окружающим миром; деятельность экспериментирования пронизывает все сферы детской жизни, в том числе и игровую.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Метод экспериментирования в ДОУ»

Метод экспериментирования в ДОУ

Емельянова Ирина Евгеньевна

ФГБОУ ВПО "ЧГПУ", г.

Челябинск

Ключевые слова:

Экспериментирование в ДОУ, исследовательская деятельность, дошкольники

Цель реализации модуля - развивать исследовательскую активность и потребность проявлять творческий потенциал в преобразовании окружающего микросоциума.

Задачи: познавательное развитие; творческое развитие; развитие исследовательской активности; развитие умений решать творческие задачи.

Блоки: «Моё здоровье», «Мои правила», «Мои интересы», «Мои почему», «Я - исследователь».

Методы и приемы ОТСМ-ТРИЗ-РТВ-педагогики позволяют эффективно организовать проектный метод. Анализируя методы и формы развития детей дошкольного возраста в ДОУ, мы пришли к выводу о том, что квазиисследование является одним из эффективнейших методов своевременного раскрытия потенциалов и развития творческих способностей в приоритетных видах деятельности ребенка. Детское исследование отличается от проектного метода тем, что проект предполагает решение практической задачи с обязательным ощутимым продуктом, а исследование представляет собой путь бескорыстного поиска истины.

Современные исследователи (А.И. Савенков, А.И. Иванова, И.Э. Куликовская, О.В. Дыбина и др.) рекомендуют использовать метод экспериментирования и в работе с детьми дошкольного возраста для развития исследовательских способностей. Главное достоинство детского эксперимента заключается в том, что он дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания, пронизывая все сферы детской деятельности, обогащая память ребенка, активизируя мыслительные процессы, развивает интеллект, стимулируя развитие речи, становится стимулом личностного развития дошкольника [3, 27]. Целью экспериментирования является создание условий для формирования основ целостного мировидения ребёнка средствами физического эксперимента. Это позволяет решать следующие задачи:

1. Формировать у детей представления о возникновении и совершенствовании приборов в истории человечества.

2. Расширять представления детей о физических свойствах окружающего мира:

- знакомить с различными свойствами веществ;

- знакомить с основными видами и характеристиками движения;

- развивать представления об основных физических явлениях.

3. Формировать у детей элементарные географические представления.

4. Развивать эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру. Преимущества метода экспериментирования:

- ребёнок самостоятельно воздействует различными способами на окружающие его предметы и явления с целью более полного их познания;

- в эксперименте достаточно чётко представлен момент саморазвития: преобразования объекта, производимые ребёнком, раскрывают перед ним новые стороны и свойства объекта, а новые знания об объекте, в свою очередь, позволяют производить новые, более сложные и совершенные преобразования;

- он позволяет знакомиться с окружающим миром;

- деятельность экспериментирования пронизывает все сферы детской жизни, в том числе и игровую.

Эксперименты составляют основу всякого знания, без них любые понятия превращаются в сухие абстракции. Большое поле для исследований дает нам изучение природы и явлений. Здесь дети продолжают познание классификаций, свойств и функций природного и рукотворного мира. В процессе экспериментирования дети учатся наблюдать за явлениями природы, выдвигают гипотезы, проверяют их. Приведем примеры целевые ориентиры и аспекты содержания поисково-преобразовательного модуля (таблица 1).

Таблица 1. - Целевые ориентиры и аспекты содержания поисково-преобразовательного модуля в экспериментировании детей дошкольного возраста

№/№ Блоки модуля Целевые ориентиры, методы и приемы ТРИЗ Содержание и рекомендации

I. Поисково-преобразовательный модуль

1. «Мои почему» Расширение кругозора и эрудированности. Становление предпосылок к овладению статуса субъекта учения, образования. Развитие чувствительности к противоречиям. Системное мышление. Решение творческих задач. Знакомство детей с миром физики, химии, биологии и т.д. Данный блок насыщен детскими экспериментами, прогнозами, задачами открытого типа. Этап предполагает накопление, подбор интересующей информации, создание копилки, коллекции и систематизация, классификация полученных данных. Рекомендуемая литература для прочтения и анализа: В. Бианки «Хвосты», «Сова», «Кто чем поет», «Чей нос лучше», «Лис и мышонок», А.А. Усачев «Бинокль», «Горчица», «Как Соня научилась разговаривать». Рекомендуемые мультипликационные фильмы для просмотра и анализа: «На задней парте», коллекционные издания ВВС.

2. «Я - исследователь» Формирование умений Проектная и

проводить исследование (путеводитель по этапам и способам проведения исследования).

Разрешение

противоречий,

системное мышление,

презентация

результатов

(моделирование,

доклады).

исследовательская деятельность совместно со значимыми взрослыми. Исследовательские темы генерирует ребенок, взрослые не навязывают свое видение, а сопровождают путь маленького исследователя.

Рекомендуемая литература для прочтения и анализа: Е. Пермяк «Удачливый рыбак».

Рекомендуемые мультипликационные фильмы для просмотра и анализа:

коллекционные издания ВВС, «Вокруг света за 80 дней», «Нептуна», «КОАП», Р. Саакян «Природоведение для самых маленьких», «Физика маленьким», «Занимательная химия», «Геометрия для маленьких», «38 попугаев», «Котенок по имени Гав», «Умная собачка Соня». Д. Макуля (режиссер Д. Замора) «Хотим все знать», «Лунтик» (выборочные серии).

Предлагаем темы проектных и исследовательских работ по данному модулю.

1 блок «Мои почему».

Темы «Почему так хочется рисовать на обоях?», «Презентуйте классификацию пуговиц, заколок для причесок, игрушек и т.д.», «Расскажи нам о том, что такое тень, корень, книга, сострадание, память и т.д.». В этом блоке в основном информационные проекты, продуктом которых является систематизированная информация, например, созданные ребенком классификации, выявление сути определения, разработка рекомендаций и тому подобное.

2 блок «Я - исследователь».

Тема «Детский сад будущего», где гипотезой является предположение о возможностях общеобразовательного учреждения для детей, не имеющего внешних и информационных границ. Тема «У страха глаза велики», по сюжету мультфильма «Два брата», гипотеза - можно перейти болото, если надеть на обувь широкие пластины. Тема «Не плачь, не утонет в речке мяч», гипотеза - мяч не утонет, даже если сделать его из дерева или железа. Тема «Добрый

доктор Айболит», творческая задача: «В детском саду для насекомых стали проводить медосмотр. Как узнать, какова температура у здоровой божьей коровки?» и др. [1].

Познавательная мотивация и исследовательская активность ребенка, по мнению академика А.М. Матюшкина, выражаются в высокой избирательности ребенка по отношению к исследуемому новому, что составляет основу развития специальных способностей [2]. Поэтому уже в раннем возрасте нужно создавать исследовательскую среду, наполненную звуками, цветами, формами и материалами, обеспечивающими исследовательскую деятельность в избирательном поле ребенка. Например, избирательное поле ребенка - цвета, следовательно, для исследовательской деятельности младшего дошкольника подойдут краски разных консистенций и оттенков, материалы, на которые ложатся краски (различные виды и цвета бумаги, ткани, дерево, глина и др.). Дети до 2-3 лет, познавая, в основном имитируют действия, прежде запечатленные в деятельности других людей, поэтому здесь доминантная роль в способах познания отводится педагогу, владеющему в нашем примере художественным творчеством. С 3-5 лет возрастает стремление к самостоятельным действиям в избранном поле -интересно экспериментировать с красками, которые при термической обработке меняют размер и форму; интересно выделять объекты, для которых цвет является существенным признаком и др.

Таким образом, экспериментирование в ДОУ обеспечивает развитие творческой деятельности детей через проектирование, прогнозирование, разрешение противоречий; через новый способ применения полученной информации и результатов исследования; через ответы на контрольные вопросы и постановку новых вопросов. Нравственный аспект деятельности заключается в понимании значимости полученного ребенком продукта деятельности, его назначения, ценности для себя и других.

Список литературы:

1.Емельянова, И.Е. Принцип поддержки разных видов детства в период подготовки к обучению в школе / И.Е. Емельянова // Дошкольное образование в контексте введения и реализации ФГОС: материалы Всероссийской научно-практической конференции. -Челябинск: Цицеро, 2013. - C. 34-38.

2.Матюшкин, А.М. Одаренность и возраст. Развитие творческого потенциала одаренных детей [Текст]: учеб. пособие / под ред. А.М. Матюшкина - М.: Издательство НПО «МОДЭК», 2004. - 192 с.

3.Савенков, А.И. Путь к одаренности: Исследовательское поведение дошкольников [Текст]: учеб. пособие / А.И. Савенков. - СПб. и др.: Питер, 2004. - 272 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.