Научная статья на тему 'МЕТОД ЭФФЕКТИВНОГО ПЛАНИРОВАНИЯ СУММАРНЫХ ЗАТРАТ НА СОЗДАНИЕ И РАЗВИТИЕ ЛЕСОТРАНСПОРТНЫХ СИСТЕМ С УЧЕТОМ ПРИНЦИПОВ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ ТЕРРИТОРИЙ'

МЕТОД ЭФФЕКТИВНОГО ПЛАНИРОВАНИЯ СУММАРНЫХ ЗАТРАТ НА СОЗДАНИЕ И РАЗВИТИЕ ЛЕСОТРАНСПОРТНЫХ СИСТЕМ С УЧЕТОМ ПРИНЦИПОВ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ ТЕРРИТОРИЙ Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
38
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОЛОГО-СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ЭФФЕКТ / ТРАНСПОРТНАЯ СИСТЕМА / ЗЕМЛИ ЛЕСНОГО ФОНДА / ЛЕСНАЯ ДОРОЖНАЯ СЕТЬ / СУММАРНЫЕ ЗАТРАТЫ / ECOLOGICAL / SOCIO-ECONOMIC EFFECT / TRANSPORT SYSTEM / FOREST LAND / FOREST ROAD NETWORK / TOTAL COSTS

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Ковалев Р.Н., Еналеева-Бандура И.М.

В современных экономических условиях перед лесной отраслью стоит задача обеспечения многоцелевого, рационального, непрерывного, неистощимого лесопользования. При этом транспортные системы на территории лесного фонда имеют решающее значение, поскольку без них невозможно использование, охрана, защита и воспроизводство лесов. Транспортную систему, функционирующую на территории лесного фонда регионов страны (ТСЛФ) в общем виде можно рассматривать как сложную передаточную динамически развивающуюся систему путей, транспортных средств, погрузочных, перегрузочных, разгрузочных машин, связывающих совокупность грузообразующих лесных кварталов и выделов с транзитным путем транспорта лесопродукции потребителям. Между элементами ТСЛФ существуют технологические, технико-экономические, организационные и управленческие связи, которые в совокупности и определяют ее структуру в 2-х аспектах - статическом (устойчивые отношения) и динамическом (способ функционирования и взаимодействия элементов). Отличительной особенностью развития транспортной инфраструктуры лесных территорий региона является использование территориального и отраслевого подходов, учитывающих как интересы грузоперевозчиков - пользователей лесных дорог, так и потребности прогрессивного социально-экономического развития лесных территорий. В рамках территориального подхода выделяются такие элементы, как: дороги общего пользования лесных территорий, специализированные транспортно-логистические центры, придорожные организации ремонта и сервиса, оказывающие влияние на социально-экономическое развитие лесных территорий. Отраслевой подход выделяет систему специальных лесовозных дорог, оказывающих влияние на функционирование регионального лесозаготовительного комплекса. Задача формирования новой ТСЛФ в целом и её дорожной сети в частности требует значительных финансово-материальных ресурсов и поэтому должна быть научно обоснована и спланирована. Важно с учетом экологической направленности современного лесопользования обосновать эффективность затрат на создание и развитие лесной дорожной сети (ЛДС) с учетом общего эколого-социально-экономического эффекта от реализации государственного проекта. Учитывая вышеизложенное, можно утверждать, что разработка эффективного метода планирования затрат на создание и развитие лесной дорожной сети (ЛДС) является актуальной научной задачей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социальной и экономической географии , автор научной работы — Ковалев Р.Н., Еналеева-Бандура И.М.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

METHOD OF EFFECTIVE PLANNING OF TOTAL COSTS FOR CREATION AND DEVELOPMENT OF FORESTRY SYSTEMS WITH RESPECT TO THE PRINCIPLES OF SUSTAINABLE DEVELOPMENT OF TERRITORIES

In modern economic conditions, the forest industry is faced with the task of ensuring multi-purpose, rational, continuous, inexhaustible forest management. At the same time, transport systems on the territory of the forest fund are crucial, since without them the use, protection, protection and reproduction of forests is impossible. The transport system that operates on the territory of the forest fund of the country's regions (TSLF) in general can be considered as a complex transfer dynamically developing system of tracks, vehicles, loading, reloading, unloading machines that connect the totality of cargo-forming forest blocks and sections with a transit way of transporting forest products to consumers. Between the elements of TSLF there are technological, technical, economic, organizational and managerial relations, which together determine its structure in 2 aspects - static (stable relationships) and dynamic (the way the elements work and interact). A distinctive feature of the development of the transport infrastructure of the forest areas of the region is the use of territorial and sectoral approaches that take into account both the interests of freight carriers - users of forest roads and the needs of the progressive socio-economic development of forest territories. Within the framework of the territorial approach, such elements are distinguished as: public roads of forest areas, specialized transport and logistics centers, roadside repair and service organizations that affect the socio-economic development of forest areas. The sectoral approach highlights the system of special logging roads that affect the functioning of the regional logging complex. The task of forming a new TSLF as a whole and its road network in particular requires significant financial and material resources and therefore must be scientifically substantiated and planned. It is important, taking into account the environmental focus of modern forest management, to justify the cost-effectiveness of the creation and development of the forest road network (LDS), taking into account the general environmental, socio-economic effect of the implementation of the state project. Given the above, it can be argued that the development of an effective method of planning costs for the creation and development of the forest road network (LDS) is an urgent scientific task.

Текст научной работы на тему «МЕТОД ЭФФЕКТИВНОГО ПЛАНИРОВАНИЯ СУММАРНЫХ ЗАТРАТ НА СОЗДАНИЕ И РАЗВИТИЕ ЛЕСОТРАНСПОРТНЫХ СИСТЕМ С УЧЕТОМ ПРИНЦИПОВ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ ТЕРРИТОРИЙ»

Хвойные бореальной зоны. XXXVII, № 6,2019

УДК 630*377

Хвойные бореальной зоны. 2019. Т. XXXVII, № 6. С. 455-459

МЕТОД ЭФФЕКТИВНОГО ПЛАНИРОВАНИЯ СУММАРНЫХ ЗАТРАТ НА СОЗДАНИЕ И РАЗВИТИЕ ЛЕСОТРАНСПОРТНЫХ СИСТЕМ С УЧЕТОМ ПРИНЦИПОВ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ ТЕРРИТОРИЙ

Р. Н. Ковалев1, И. М. Еналеева-Бандура2

Уральский государственный лесотехнический университет Российская Федерация, 620100, г. Екатеринбург, ул. Сибирский тракт, 37 E-mail: kir9624@yandex.ru 2Сибирский государственный университет науки и технологий имени академика М. Ф. Решетнева Российская Федерация, 660037, г. Красноярск, просп. им. газ. «Красноярский рабочий», 31

E-mail: melnikovl978@inbox.ru2

В современных экономических условиях перед лесной отраслью стоит задача обеспечения многоцелевого, рационального, непрерывного, неистощимого лесопользования. При этом транспортные системы на территории лесного фонда имеют решающее значение, поскольку без них невозможно использование, охрана, защита и воспроизводство лесов.

Транспортную систему, функционирующую на территории лесного фонда регионов страны (ТСЛФ) в общем виде можно рассматривать как сложную передаточную динамически развивающуюся систему путей, транспортных средств, погрузочных, перегрузочных, разгрузочных машин, связывающих совокупность грузо-образующих лесных кварталов и выделов с транзитным путем транспорта лесопродукции потребителям. Между элементами ТСЛФ существуют технологические, технико-экономические, организационные и управленческие связи, которые в совокупности и определяют ее структуру в 2-х аспектах - статическом (устойчивые отношения) и динамическом (способ функционирования и взаимодействия элементов). Отличительной особенностью развития транспортной инфраструктуры лесных территорий региона является использование территориального и отраслевого подходов, учитывающих как интересы грузоперевозчиков - пользователей лесных дорог, так и потребности прогрессивного социально-экономического развития лесных территорий. В рамках территориального подхода выделяются такие элементы, как: дороги общего пользования лесных территорий, специализированные транспортно-логистические центры, придорожные организации ремонта и сервиса, оказывающие влияние на социально-экономическое развитие лесных территорий. Отраслевой подход выделяет систему специальных лесовозных дорог, оказывающих влияние на функционирование регионального лесозаготовительного комплекса. Задача формирования новой ТСЛФ в целом и её дорожной сети в частности требует значительных финансово-материальных ресурсов и поэтому должна быть научно обоснована и спланирована. Важно с учетом экологической направленности современного лесопользования обосновать эффективность затрат на создание и развитие лесной дорожной сети (ЛДС) с учетом общего эколого-социально-экономического эффекта от реализации государственного проекта.

Учитывая вышеизложенное, можно утверждать, что разработка эффективного метода планирования затрат на создание и развитие лесной дорожной сети (ЛДС) является актуальной научной задачей.

Ключевые слова: Эколого-социально-экономический эффект, транспортная система, земли лесного фонда, лесная дорожная сеть, суммарные затраты.

Conifers ofthe boreal area. 2019, Vol. XXXVII, No. 6, P. 455-459

METHOD OF EFFECTIVE PLANNING OF TOTAL COSTS FOR CREATION AND DEVELOPMENT OF FORESTRY SYSTEMS WITH RESPECT ТО THE PRINCIPLES OF SUSTAINABLE DEVELOPMENT OF TERRITORIES

R. N. Kovalev1,1. M. Enaleeva-Bandura2

1U ra 1 State Forest Engineering University 37, Siberian tract Av., Ekaterinburg, 620100, Russian Federation

E-mail: kir9624@yandex.ru 2Reshetnev Siberian State University of Science and Technology 31, Krasnoyarsky Rabochy Av., Krasnoyarsk, 660037, Russian Federation E-mail: melnikovl978@inbox.ru

In modern economic conditions, the forest industry is faced with the task of ensuring multi-purpose, rational, continuous, inexhaustible forest management. At the same time, transport systems on the territory of the forest fund are crucial, since without them the use, protection, protection and reproduction of forests is impossible.

Ковалев Р. Н., Еналеева-Бандура И. М. Метод эффективного планирования суммарных затрат на создание ...

The transport system that operates on the territory of the forest fund of the country's regions (TSLF) in general can be considered as a complex transfer dynamically developing system of tracks, vehicles, loading, reloading, unloading machines that connect the totality of cargo-forming forest blocks and sections with a transit way of transporting forest products to consumers. Between the elements of TSLF there are technological, technical, economic, organizational and managerial relations, which together determine its structure in 2 aspects - static (stable relationships) and dynamic (the way the elements work and interact). A distinctive feature of the development of the transport infrastructure of the forest areas of the region is the use of territorial and sectoral approaches that take into account both the interests of freight carriers - users of forest roads and the needs of the progressive socio-economic development of forest territories. Within the framework of the territorial approach, such elements are distinguished as: public roads offorest areas, specialized transport and logistics centers, roadside repair and service organizations that affect the socioeconomic development offorest areas. The sectoral approach highlights the system of special logging roads that affect the functioning of the regional logging complex. The task of forming a new TSLF as a whole and its road network in particular requires significant financial and material resources and therefore must be scientifically substantiated and planned. Lt is important, taking into account the environmental focus of modern forest management, to justify the cost-effectiveness of the creation and development of the forest road network (LDS), taking into account the general environmental, socio-economic effect of the implementation of the state project.

Given the above, it can be argued that the development of an effective method ofplanning costs for the creation and development of the forest road network (LDS) is an urgent scientific task.

Keywords: Ecological, socio-economic effect, transport system, forest land, forest road network, total costs.

ВВЕДЕНИЕ

Для эффективного решения острой проблемы развития лесотранспортных систем необходимо выработать стратегические принципы их планирования с учетом современных реалий рыночной экономики и переходе мирового сообщества и России на принципы устойчивого развития. Формирование транспортных систем вообще и новой дорожной сети на территории земель лесного фонда в частности требуют значительных финансово-материальных ресурсов и поэтому важно с учетом принципов устойчивого развития территорий обосновать эффективность затрат на их создание и развитие с учетом общего эколого-социо-экономического эффекта от реализации государственного проекта.

Однако до настоящего времени в научной литературе отсутствуют надежные, универсальные методы эффективного планирования затрат на создание и развитие лесной дорожной сети на территории земель лесного фонда, учитывающих эффект обозначенный выше.

ОБЪЕКТЫ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

ТСЛФ как система существует в производственной среде, подверженной изменениям - параметры лесного фонда изменяются в соответствии с биологическими закономерностями роста древостоев, происходит перевод части территории лесов из одной категории в другую, меняется лесное и экологическое законодательство, требования к используемым технологиям и т.д. Вот почему она экономически эффективна, если в каждый момент времени она соответствует требованиям внешней среды. Процесс такого приспособления является адаптацией. Поэтому сейчас актуально рассматривать ТСЛФ не только как сформированную систему в виде материализованного единства взаимосвязанных технических объектов, но и как сложную открытую систему, характеризующуюся функционированием, развитием и адаптацией во взаимосвязи с внешней средой. Такое рассмотрение отражает не только потребности производства, но и

современный уровень исследования транспортных систем, который последовательно развивается с переходом от изучения отдельных элементов со статическими характеристиками к пространственным, динамическим, адаптивным системам. Кроме того, задача планирования ТСЛФ носит не только конструктивный и функциональный, но и компромиссный характер в связи с тем, что ее стоимость, экологичность и техническая эффективность противоречивы, причем указанные компромиссы между собой взаимосвязаны и определяют новые противоречия.

Очевидно, что параметры системы ТСЛФ могут быть установлены только после выбора рационального варианта лесопользования для природно-производ-ственных условий конкретного региона, как на данный момент, так и на перспективу. Это может быть сделано на основе региональной системы лесохозяй-ственных мероприятий, дифференцированных в зависимости от целевого назначения лесов, особенностей природно-экономических условий региона и уровня интенсификации ведения лесного хозяйства, лесово-дственных свойств лесообразующих древесных пород, а в их пределах - хозяйственных групп типов леса. Этот выбор и определяет, в конечном счете, величину рабочей нагрузки на систему ТСЛФ в динамике ее развития.

ТСЛФ является важным и капиталоёмким компонентом современной лесной экосистемы, без неё невозможно получение каких-либо реальных экономических доходов от использования лесных ресурсов и реализации экологического потенциала лесных территорий, не говоря уже о достижении максимума их эколого-социо-экологической продуктивности [1].

Исходя из значимости проекта планирования транспортной системы на территории лесного фонда, естественно, возникает вопрос, каким образом с наибольшей эффективностью и минимальными издержками следует планировать статьи затрат, а также какие показатели должны содержать обозначенные статьи. Согласно анализу источников [2-7] в статьях затрат на создание и развитие транспортной системы

Хвойные бореальной зоны. XXXVII, № 6,2019

на территории лесного фонда учитываются следующие показатели: затраты на строительство и содержание лесных дорог, расходы на вывозку и транспортировку до потребителя лесоматериалов, исходя из возможности их заготовки в настоящее время, затраты на охрану, защиту и воспроизводство лесов.

Подобный подход к планированию суммарных затрат, связанных со строительством и эксплуатацией ТСЛФ не учитывает:

- природно-производственные условия региона;

- динамику параметров лесного фонда и ТСЛФ;

- затраты на строительство и эксплуатацию с учетом изменений внешней среды;

- издержки, включающие в себя потенциальный доход, упущенный вследствие откладывания поступлений доходов от лесопользования плюс издержки удаления доходов от будущих производственных циклов.

Вследствие, пренебрежения, обозначенными выше, показателями проекта планирования ТСЛФ величина фактических суммарных затрат будет значительно выше плановых показателей. Данное незапланированное увеличение суммарных затрат является фактором негативного воздействия на финансовую устойчивость инвестирующего в проект предприятия. Последствия воздействия обозначенного фактора могут стать катастрофическими для предприятия инвестора.

Таким образом, разработка метода эффективного планирования затрат на создание и развитие транспортных систем является актуальной научной задачей.

Метод эффективного планирования затрат на создание и развитие транспортных систем реализуется посредством разработанной нами математической модели в динамической постановке на базе комплексного подхода к лесопользованию.

Для решения поставленной оптимизационной задачи требуется однозначное описание всех зависимостей, входящих в математическую модель ТСЛФ, в целевую функцию и систему ограничений.

РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

В целях эффективного ведения лесного хозяйства и лесопользования, отвечающих требованиям устойчивого управления лесами, в данной статье нами предлагается метод эффективного планирования суммарных затрат на создание и развитие транспортной сети на территории лесного фонда.

Планируемые суммарные затраты (максимально допустимые затраты, связанные со строительством и эксплуатацией ТСЛФ (лесозаготовками и лесовосста-новлением за период освоения территории лесного фонда) определяются выражением (1):

—> Ш1П,

^пр "X

П„ +П„ +Я, - А/

£

¡=0

и

т

т=Ъ>

(пв

(1 + в)'

,+п +п

1+-

(1+е)

(1+в)'

1+-

(1+е)

(1)

где Л'||р - суммарные прямые затраты связанные

с лесозаготовками, лесовосстановлением, строительством и эксплуатацией ТСЛФ за период освоения территории лесного фонда, руб.; Л'кос - суммарные косвенные затраты связанные с лесозаготовками, лесовосстановлением, строительством и эксплуатацией ТСЛФ за период освоения территории лесного фонда, руб.; П3 - приведенные затраты на создание и эксплуатацию ТСЛФ, руб.; Пв - нормативные затраты

на воспроизводство, охрану и защиту лесов, гарантирующие их восстановление на вырубках, выращивание до возраста зрелости, охрану и защиту, руб.; -

омертвление актива лесного хозяйства (не реализация) от не освоения территории лесного фонда ввиду отсутствия ЛДС, на 1 м3 (гектар, выдел, м2) в момент времени руб.; Д/ - период неосвоения территории лесного фонда, лет; е - коэффициент дисконтирования; Т - период освоения территории лесного фонда, лет; I - время от момента оценки до момента заготовки ресурса, /е {0,...,Г}, лет; Пвп - расходы вспомогательных производств, связанные со строительством и эксплуатацией ТСЛФ лесозаготовками, лесовосстановлением, руб.; Поп - общепроизводственные расходы, связанные с лесозаготовками, лесовосстановлением, руб.; Пох - общехозяйственные расходы, связанные с лесозаготовками, лесовосстановлением, строительством и эксплуатацией ТСЛФ, руб.; п - количество этапов строительства ТСЛФ за период освоения территории лесного фонда, п е {1,..., \ [.

Приведенные затраты на создание и эксплуатацию ТСЛФ в период времени I определяются выражением (2):

пз =пс1р +ПЭКС -ншп.

(2)

¡=о

ПС1Р = (пдсм + П1р +Птех + П;|| )•[>,.

к=1

пэкс= (пс+пр+па+пср+пл).П^

к=1

где Пстр - затраты на создание ТСЛФ в период времени I. руб.; Пэкс - затраты на эксплуатацию ТСЛФ в период времени руб.; Пдсм- стоимость дорожно-

строительных материалов, полуфабрикатов, конструкций и изделий в период времени руб.; Птр-

транспортные расходы на доставку материалов и рабочих в период времени I. руб.; Птех- затраты на приобретение и эксплуатацию строительных машин и оборудования в период времени руб.; Пзп - основная и дополнительная заработная плата рабочих в период времени I. руб.; к, - коэффициенты корректирующие суммарную величину затрат на строительство ТСЛФ в период времени I в зависимости от влияния природно-географических факторов. Таких как влияние вида грунта на ширину работ по рубке деревьев, корчевке пней, снятию растительного слоя,

Ковалев Р. Н., Еналеева-Бандура И. М. Метод эффективного планирования суммарных затрат на создание

засыпки ям, разравниванию и уплотнению грунта; влияние вида грунта на объем работ по возведению земляного полотна в зависимости от ширины земляного полотна, рабочей отметки и вида грунта; влияние отдаленности строительства дороги от промышленных центров и путей сообщения и т. п.; Пс - затраты на строительство временных веток и усов, руб.; П -заработная плата рабочих, руб.; Па- амортизационные отчисления для постоянных путей, руб.; Пср-

затраты на содержание и текущий ремонт транспортной сети, руб.; Пл- транспортные расходы на вывозку лесного сырья, руб.; кп- коэффициенты корректирующие суммарную величину эксплуатационных затрат в период времени I.

Нормативные затраты на воспроизводство, охрану и защиту лесов, гарантирующие их восстановление на вырубках, выращивание до возраста зрелости, охрану и защиту определяются выражением (3):

пв=(пм+п;х+п;р+п:п)-п^

к=1

(3)

строительства и эксплуатации ТСЛФ за период освоения территории лесного фонда.

При реализации предложенной нами математической модели эффективного планирования суммарных затрат, связанных с лесозаготовками, лесовосстанов-лением, строительством и эксплуатацией ТСЛФ за период освоения территории лесного фонда следует учитывать следующие ограничения.

1. Окупаемость проекта планирования ТСЛФ:

ДГ

(4)

где Дг - дисконтированный валовый доход в результате освоения территории лесного фонда за период времени Т. руб.

Данный доход определяется выражением (5):

Дг =

лТ т п К

(1 + е)Т

->■ тах

где Пм - материальные затраты на проведение мероприятий по воспроизводству, охране и защите лесов в период времени I. руб.; П*ех- затраты на приобретение и эксплуатацию машин и оборудования в период времени I. руб.; П ф- транспортные расходы на доставку материалов и рабочих в период времени I. руб.; П*, - основная и дополнительная заработная плата рабочих в период времени I. руб.; ку - коэффициенты корректирующие суммарную величину нормативных затрат на воспроизводство, охрану и защиту лесов в период времени I.

Коэффициенты ку учитывают влияние изменения планируемых объемов работ, влияние технической оснащенности бригад на величину нормативных затрат, влияние природно-климатических условий местности и т. п.

Следует отметить, что затраты приведенные в выражении (3) относятся к прямым затратам, и как другие прямые затраты будут учитываться при формировании себестоимости лесопродукции. Затраты на управление природоохранной деятельностью являются косвенными и учитывается в категории общехозяйственные расходы.

Ру рассматривается нами, как издержки, включающие в себя потенциальный доход, упущенный вследствие откладывания поступлений доходов от лесопользования плюс издержки удаления доходов от будущих производственных циклов на период времени А/.

Коэффициенты к представляют собой отклонение фактических показателей проекта от плановых.

Сумма затрат (Пвп+Поп+П0Х) рассматривается нами как, накладные расходы, связанные с организацией, управлением и обслуживанием технологических процессов: лесозаготовок, лесовосстановления,

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

(5)

где Су (/) - цена реализации 1 м3 (или других единиц

количества лесных ресурсов) по видам лесных ресурсов с /-того лесного участка, /' е ¡1...../;/[. (гектара,

выдела, м2), на /-й склад (прирельсовый участок, потребителю), У £ {1,...,«}, руб.; (']■' (/) - транспортные расходы на единицу продукции, руб. на момент времени V. (/) - суммарный объем продукции по

видам лесных ресурсов с /'-го лесного участка (квартала, выдела, м2), на /-й склад, подлежащий к заготовке и транспортировке к-м типом транспорта в момент времени I. к е ¡1...... м1 (или других единиц количества лесных ресурсов).

2. Финансовая устойчивость предприятия инвестирующего в проект планирования ТСЛФ:

¡=о

(1 + е)'

(

1 + -

+ £(Пвп+Поп+Пох)

¡=о \

<гт

(:ив?

(6)

(1+в)

где Пшах - финансовые возможности предприятия, руб.

3. Транспортная доступность лесоучастков: Согласно источнику [4] эффективное плечо вывозки лесного ресурса от /'-го лесного участка до /-го склада сырья не должно превышать 120 км.

¿у <120, (7)

где Ьу - расстояние между /'-м лесным участком и /-м

складом сырья, км.

4. Естественная не отрицательность грузопотоков:

Хвойные бореальной зоны. XXXVII, № 6,2019

5. Требование непрерывного, неистощимого лесопользования:

Т т п К Ь

ХХХХХ«^ +1) / • [С,+С- ]. +1) / --П3 (/ +1) / - Пв (/ +1) / - Ру • Д/ (/ +1))/) -

Т т п К Ь

(0' ■ [с,+с™ ] • (0/ ■-п3 (0/ -

1=01=1 ;=1к=11=1

-Пв(/)/-4-Д/(/))/)>0, 1 = 1,...,Ь. (9)

где / - номер хозяйственной секции (породы).

Предлагаемая математическая модель в динамической постановке обеспечивает корректный расчет суммарных затрат на создание и развитие транспортной сети на территории лесного фонда с учетом общего эколого-социально-экономического эффекта от реализации государственного проекта.

ВЫВОД

Предлагаемый метод эффективного планирования суммарных затрат на создание и развитие транспортной сети на территории лесного фонда позволяет выполнять расчет плановых показателей статей затрат с минимальными погрешностями по отношению к фактическим показателям при многоцелевом использовании ресурсного потенциала лесного фонда. Разработанная нами математическая модель в динамической постановке, положенная в основу метода эффективного планирования суммарных затрат на создание и развитие транспортной сети на территории лесного фонда, позволяет учесть: природно-производственные условия региона; динамику параметров лесного фонда и ТСЛФ; затраты на строительство и эксплуатацию с учетом изменений внешней среды; издержки, включающие в себя потенциальный доход, упущенный вследствие откладывания поступлений доходов от лесопользования плюс издержки удаления доходов от будущих производственных циклов. Подобный учет обеспечивает минимальное отклонение базовых показателей статей затрат проекта от фактических.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЕ ССЫЛКИ

1. Ковалев Р. Н., Гуров С. В. Планирование транспортных систем лесных предприятий в условиях многоцелевого лесопользования : монография / Урал. гос. лесотехн. акад. Екатеринбург, 1996. 250 с.

2. Ковязин В. Ф., Романчиков А. Ю. Проблема кадастровой оценки лесных земель с учетом инфра-

структуры лесного фонда // Записки Горного института. СПб., 2018. Т. 229. С. 98-104.

3. Ковязин В. Ф., Романчиков А. Ю. Проблема определения кадастровой стоимости земель лесного фонда // Записки Горного института. СПб., 2015. Т. 216. С. 232-237.

4. Ельдештейн Ю. М. Моделирование и оптимизация производственных процессов в лесной и деревообрабатывающей промышленности : учеб. пособие / Сиб. гос. технологич. ун-т. Красноярск, 2003. 104 с.

5. Майоров И. Г., Третьяков А. Г. Экономическая доступность лесных ресурсов и транспортная доступность // Экономика и управление. 2014. № 10(119). С. 24-28.

6. Громская Л. Я. Обоснование рациональной структуры и размещения сети лесных автомобильных дорог на базе геоинформационных систем : дис. ... канд. техн. наук. СПб., 2011. С. 12-63.

7. Савельев В. В. Методика и математические модели определения стоимости строительства лесовозных автодорог // Вестник МарГТУ. Йошкар-Ола, 2009. № 1. С. 52-58.

REFERENCES

1. Kovalev R. N., Gurov S. V. Planning of transport systems of forest enterprises in the conditions of multipurpose forest use : monograph / Ural. State Forestry Technician Academy. Yekaterinburg, 1996, 250 p.

2. Kovyazin V. F., Romanchikov A. Yu. The problem of cadastral valuation of forest lands taking into account infrastructure of the forest fund // Notes of the Mining Institute. St. Petersburg, 2018, Vol. 229, P. 98-104.

3. Kovyazin V. F., Romanchikov A. Yu. The problem of determining the cadastral value of forest land lands // Notes of the Mining Institute. St. Petersburg, 2015, Vol. 216, P. 232-237.

4. Eldestein Yu. M. Modeling and optimization of production processes in the forestry and woodworking industries : a training manual. Krasnoyarsk : SibGTU, 2003, 104 p.

5. Mayorov I. G., Tretyakov A. G. Economic accessibility of forest resources and transport accessibility // Economics and Management. Moscow, 2014, No. 10 (119), P. 24-28.

6. Gromskaya L. Ya. The rationale for the rational structure and location of the forest road network based on geographic information systems : dis. Cand. tech. Sciences. Saint Petersburg, 2011, P. 12-63.

7. Savelyev V. V. Methodology and mathematical models for determining the cost of construction of timber roads // Vestnik MarSTU. Yoshkar-Ola, 2009, No. 1, P. 52-58.

О Ковалев P. H., Еналеева-Бандура И. M., 2019

Поступила в редакцию 27.09.2019 Принята к печати 12.12.2019

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.