УДК 619:[618.5+618.7]:636.2
МЕТОД БИОТЕХНИЧЕСКОЙ КОРРЕКЦИИ ПРИ ПАТОЛОГИИ РОДОВ У КОРОВ
Б.В. ГАВРИЛОВ, С.В. ТИХОНОВ, И.В. КОВАЛЬ, В.В. СИРЕНКО ФГОУ ВПО «Кубанский государственный аграрный университет» г. Краснодар, Российская Федерация, 350044
(Поступила в редакцию 25.01.2010)
Введение. Патологические роды, сопряженные с первичными слабыми схватками и потугами, а также задержанием последа на почве гипо- и атонии матки у коров отмечаются на фоне нарушенного обмена веществ, сопровождающегося нарушением трофических процессов в половых органах. Свидетельством дистрофических процессов в организме больных коров по данным биохимических исследований сыворотки крови является снижение уровня общего белка на 6,7 %; кальция - на 8,9-31,0 %; фосфора неорганического - на 8,7-11,7%; каротина - на 51,2-62,8 %; глюкозы - на 23,1-27,9 %; щелочного резерва - на 16,1-26,3 %. Эти нарушения обусловлены неблагоприятным влиянием алиментарного, климатического, эксплуатационного и других стресс-факторов на фоне соответствующей наследственной предрасположенности [7,3].
Об ослаблении неспецифической иммунобиологической реактивности организма коров свидетельствует снижение содержания в сыворотке крови гамма-глобулина в среднем на 19,4%, уменьшение уровня бактерицидности крови на 29,9%, а также фагоцитарной активности лейкоцитов крови в среднем на 36,1 %, что сопровождается снижением локального иммунитета.
С учетом этиопатогенеза патологии родов очевидна необходимость комплексного воздействия с целью направленного корректирования течения родового процесса у коров [1,6,8].
В частности, при слабости родовых схваток полезны внутривенные введения растворов хлорида (или глюконата) кальция, глюкозы, также при патологических процессах, сопровождающихся гипо- и атонией матки, целесообразно использовать методы и средства, проявляющие утеротоническое действие (маточные средства, электростимуляция и др.) [4-6].
При оказании родовспоможения в случаях патологических родов в связи с возможностью инфицирования матки показано внутриматоч-ное введение антимикробных препаратов с профилактической целью.
Лечебные процедуры не должны оказывать отрицательное побочное влияние на организм животных как в ближайшие, так и отдаленные сроки после их применения [2,7].
Материал и методика исследований. Эксперимент проводился в двух хозяйствах Краснодарского края на коровах черно-пестрой породы. С учетом некоторых маточных средств, предложенных и исполь-
зуемых в ветеринарной практике, но имеющих ряд недостатков, а также приборов электростимуляции сократительной функции маточной мускулатуры, мы разработали и рекомендовали к применению при патологии родов у коров новый аппарат электростимуляции моторики матки «Стимул-3», отличающийся принципиально новыми конструктивными особенностями и действием. Он защищен двумя патентами.
Терапевтическое влияние аппарата обусловлено совместным воздействием однополярных низкочастотных модулированных импульсов с колоколообразным или трапецеидальным законом изменения частоты и амплитуды следования и высокочастотных импульсов с интегральной амплитудочастотной модуляцией на анатомические структуры матки и яичников через соответствующие биологически активные точки (БАТ), расположенные на коже животных и функционально связанные гениталиями.
Цель работы - изучить эффективность применения прибора «Стимул-3» при патологии родов у коров (первичных и вторичных слабых схватках и потугах, задержании последа), возникающей на фоне атонии и гипотонии мускулатуры матки.
Результаты исследований и их обсуждение. Для научно-хозяйственного опыта отобрали 32 коровы черно-пестрой породы, в том числе 6 коров с первичными слабыми схватками и потугами и 26 -со вторичными слабыми схватками и потугами на почве неправильного членорасположения плода. У всех животных лейкоз, туберкулез, кампилобактериоз, трихомоноз специальными исследованиями исключены. Коров, взятых для опыта, по принципу аналогов, насколько это возможно в условиях клинического эксперимента, разделили на две равные группы: опытную и контрольную по 29 животных в каждой. Во всех случаях слабых схваток и потуг, обусловленных перенапряжением мускулатуры брюшного пресса и матки, не позднее 3-4 часов после начала 2-й стадии родов приступали к оказанию родовспоможения. После туалета вульвы, крупа, промежности и корня хвоста мануальным исследованием с соблюдением требований асептики диагностировали причину патологических родов, которую незамедлительно устраняли и в родовые пути вводили стерильный ослизняющий раствор. Затем осуществляли стимуляцию мускулатуры матки после предварительного внутривенного введения 40%-ного раствора глюкозы (200 мл) и 10%-ного раствора хлорида кальция (100—150 мл). Коровам контрольной группы для активизации схваток и потуг внутривенно вводили окситоцин в дозах 8-10 ЕД на 100 кг массы тела роженицы. У коров опытной группы с этой целью осуществляли электростимуляцию через БАТ матки при помощи аппарата «Стимул-3». При первичных слабых схватках и потугах к стимуляции моторики матки приступали спустя 3-4 часа после начала второй стадии родов: в контрольной группе - окситоцином, в опытной - аппаратом «Стимул-3».
В процессе наблюдений за животными учитывали время и характер проявления схваток и потуг, продолжительность второй и третьей стадии родов, а после проведения стимуляции моторики матки - состояние полученного приплода, особенности течения послеродового пе-
риода и сроки оплодотворения после отела. При этом установили следующее.
Уже спустя 2-3 минуты после электростимуляции у коров опытной группы отмечалась активизация сократительной функции матки, в последующем индекс маточных сокращений возрастал с 1,08 ± 0,02 до 22,5 ± 1,3. Схватки и потуги становились очень сильными и частыми. Их продолжительность доходила до 5 минут, а паузы между отдельными сокращениями ограничивались 2-4 секундами. Это достигалось благодаря тому, что огибающая пакета и сами возбуждающие импульсы плавно нарастают и спадают, что полностью исключает возможность болевых ощущений, соответствует биологической природе возбуждения, имитирует натуральные роды. Плавное изменение частоты следования коротких однополярных импульсов усиливает эффект мягкости возбуждения, а широкий диапазон изменений частоты воздействует на конкретную мышечную ткань или группу мышц.
В контрольной группе индекс маточных сокращений под влиянием окситоцина возрастал с 1,09 ± 0,03 до 16,1 ± 1,4, что в среднем в 1,4 раза меньше, чем в опытной группе. Продолжительность стадии выведения плода после электростимуляции моторики матки у коров опытной группы в сравнении с коровами контрольной группы, подвергнутых воздействию окситоцина, удалось сократить в среднем на 13,6 мин, а продолжительность последовой стадии соответственно на 111,6 мин. В контрольной группе в пять раз чаще пришлось применять физические усилия, направленные на выведение плода из родовых путей коровы. В обеих группах от всех коров получены жизнеспособные телята. Если у коров опытной группы ни в одном случае не отмечено задержание последа, то в контрольной группе оно наблюдалось у 3 (18,7%) коров. Терапевтическая эффективность электростимуляции оказалась на 24,9% выше, чем окситоцина, при слабых схватках и потугах у коров.
После применения физических усилий для выведения плода внут-риматочно вводили антимикробный препарат, осуществляли новокаи-нотерапию. У коров опытной группы в сравнении с контрольной послеродовой период на 31,3% реже осложнялся эндометритом, оплодо-творяемость после первого осеменения на 31,2% выше, индекс осеменения (оплодотворения) на 0,7 ниже, продолжительность бесплодия в среднем на 36,3 дня меньше.
Показатели гематологического, биохимического, иммунобиологического статуса коров в опытный период колебались в физиологических границах.
С учетом значительного удельного веса задержания последа в патологии родов, особенно часто на почве гипо- и атонии матки, недостаточной эффективности применяемых маточных средств было решено испытать лечебное действие электростимуляции маточной мускулатуры через соответствующие БАТ с помощью аппарата «Стимул-3».
Научно-производственный опыт по испытанию эффективности аппарата «Стимул-3» при полном задержании последа у коров был поставлен на 54 головах черно-пестрой породы. По принципу пар-
329
аналогов коров разделили на две равные группы (по 27 животных в каждой) - опытную и контрольную. У всех коров срок от рождения теленка до начала лечения в обеих группах составил 6-8 часов. Кормление и содержание животных обеих групп было одинаковым. Всем животным до начала опыта интравенозно ввели 200 мл 40%-ного раствора глюкозы и 150 мл 10%-ного раствора хлорида кальция.
Коровам контрольной группы для отделения задержавшегося последа после предварительной подкожной инъекции 2-3 мл 1%-ного раствора синестрола внутримышечно вводили 40-50 ЕД окситоцина. При отсутствии эффекта через 3-4 часа введение окситоцина повторяли.
У коров опытной группы с целью отделения задержавшегося последа непосредственно в родильном отделении осуществляли электростимуляцию мускулатуры матки через БАТ на теле животного посредством аппарата «Стимул-3». При испытании аппарата «Стимул-3» мы не применяли никаких других средств консервативной терапии.
Методом баллонной гистерографии мы установили, что уже в течение первых пяти минут после электростимуляции проявляется утеро-тонический эффект, достигавший максимума в последующие 25-35 минут: индекс маточных сокращений возрос с (0,08 ± 0,01) до (14,6 ± ± 0,21). Через сутки и в последующие дни после электростимуляции индекс маточных сокращений несколько снижался, сохраняясь на оптимальном уровне (8,75 ± 0,50). В то же время после введения окситоцина индекс маточных сокращений не превышал 10,2, удерживаясь на этом уровне не более 3-4 часов.
Усиление моторики матки в 182 раза под влиянием электростимуляции происходило за счет увеличения частоты, силы и продолжительности сокращений маточной мускулатуры в послеродовом периоде родов. Отделение задержавшегося последа происходило в течение 20-25 мин, а у коров контрольной группы - спустя 45-60 мин и позже (после повторного введения окситоцина). Индекс маточных сокращений у коров опытной группы в сравнении с контролем был больше через час после стимуляции в среднем в 1,5 раза, спустя сутки - в 4,13 раза.
Терапевтическая эффективность электростимуляции моторики матки в сравнении с окситоцином на 62,6% выше, при этом сокращается срок отделения последа не меньше чем на 20 минут.
Уместно отметить, что в обеих группах из числа коров, у которых послед отделяли оперативным путем, у двух животных выявлено сокращение материнской и плодной плацент. После электростимуляции оперативное отделение задержавшегося последа на почве сращения материнской и плодной плацент значительно облегчилось.
После электростимуляции температура тела животных оставалась на исходном уровне. В течение 1-2 часов отмечалось незначительное учащение пульса (на 4-6 уд./мин) и дыхания (на 10 дых./мин). Никаких отрицательных побочных явлений не выявлено. В случаях отделения последа оперативным путем внутриматочно вводили антимикробный препарат и осуществляли новокаиновую терапию после родо-
вспоможения, чтобы предупредить развитие воспалительного процесса в матке.
По данным клинических исследований у коров опытной группы в сравнении с контрольной на 74,1% реже послеродовой период осложнялся субинволюцией или воспалением матки, в течение 30 дней после родов на 18,5% у большего числа отмечено возобновление половой цикличности и в эти сроки на 18,5% больше животных оплодотворилось после осеменения. Если в контрольной группе продолжительность бесплодия коров составила (54,3 ± 3,6) дня, то в опытной - (20,6 ± 4,2), т.е. в среднем на 33,9 дня меньше. У коров опытной группы наступившая беременность протекала нормально, молочная продуктивность была сравнительно высокой.
Все изложенное свидетельствует о достаточно высокой терапевтической эффективности электростимуляции (сложными импульсами электрического тока с трапецеидальным законом изменения частоты и амплитуды) мускулатуры матки через БАТ с помощью аппарата «Сти-мул-3» при задержании последа у коров.
Заключение. Исследования показали, что применение электростимуляции матки через БАТ с помощью аппарата «Стимул-3» в оптимальных дозах, варьирующих в зависимости от индивидуальных особенностей животных, не ведет к каким-либо отрицательным явлениям в общем состоянии животного, сопровождается нормализацией соотношения процессов возбуждения и торможения в центральной нервной системе, при этом моторика матки увеличивается при слабых схватках и потугах в 22,5 раза, задержании последа - в 182 раза, что в среднем в два раза сильнее, чем под действием традиционно применяемого окситоцина, обеспечивается высокий терапевтический эффект соответственно на 93,8 и 92,6 %.
Следовательно, электростимуляция моторики матки с помощью аппарата «Стимул-3» при слабых схватках и потугах, задержании последа является эффективным методом, способствующим сравнительно быстрому восстановлению воспроизводительной способности у коров.
ЛИТЕРАТУРА
1. Баженов, Н.Б. Механизм биологической защиты половых органов у самок / Н.Б. Баженов // Проблемы акушерско-гинекологической патологии и воспроизводства с.-х. животных: матер. междунар. науч.-практ. конф., посвящ. 100-летию А.П. Студенцо-ва / КГ АВМ им Н.Э. Баумана. Казань, 2003. Ч.1. С.52-56.
2. Батраков, А.Я. Акушерские и гинекологические болезни коров / А.Я. Батраков. СПб.: Петролазер, 2003.240 с.
3. Буряков, Н.П. Кормление стельных сухостойных и дойных коров/ Н.П. Буря-ков // Молочная промышленность. 2008. №4. С.33-37.
4. Казеев, Г.В. Повышение воспроизводительной функции у коров методом элек-тропунктуры / Г.В.Казеев, Л.С.Давыдова, В.А.Лукянченко, А.В.Старченкова // Селекционно-генетические приемы совершенствования крупного рогатого скота. М., 1986. С.114-116.
5. Порфирьев, И.А. Бесплодие и его этиология у высокопродуктивных молочных коров/ И.А. Порфирьев // С.-х. биология. Сер. Биол. животных. 2002. №°2. С.67-81.
6. Соболь, М.А. Эффективность использования электропунктуры для профилактики послеродовых заболеваний у коров / М.А.Соболь // Теоретические и практические
аспекты возникновения и развития болезней животных и защита их здоровья в современных условиях: матер. междунар. конф. Воронеж, 2000. Т.1. С.216-218.
7. Ветеринарное акушерство, гинекология и биотехника размножения/ А.П. Студен-цов, В.С. Шипилов, В.Я. Никитин [и др.]. М.: Колос, 2000. 495 с.
8. Шипилов, В.С. Послеродовая стимуляция половой функции у коров / В.С. Шипилов, В.А. Чирков. Киев: Урожай, 1987. 180 с.
УДК 579.26/.862
БИОЛОГИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА СТРЕПТОКОККОВ, ВЫДЕЛЕННЫХ У КРУПНОГО РОГАТОГО СКОТА В КРАСНОДАРСКОМ КРАЕ
А.А. ШЕВЧЕНКО, Л.В. ШЕВЧЕНКО, О.В. ДВАДНЕНКО ФГОУ ВПО «Кубанский государственный аграрный университет» г. Краснодар, Краснодарский край, Российская Федерация, 350044
(Поступила в редакцию 25.01.2010)
Введение. Для успешного развития животноводства необходимо предотвратить появление и распространение среди животных инфекционных болезней, наносящих значительный экономический ущерб отрасли. С интенсификацией животноводства, переводом его на индустриальную основу ощутимый урон стали наносить ранее имевшие незначительный удельный вес в инфекционной патологии животных болезни, вызываемые стрептококками: аборты, пневмонии, метриты, маститы, сепсис, энтериты, циститы, менингиты, поражение кожи, суставов и др. [1, 2]. Стрептококки широко распространены среди популяций домашних животных. Течение инфекционного процесса при стрептококкозе определяется антигенными свойствами возбудителя и зависит от состояния восприимчивых животных [3]. Для дифференциации микроорганизмов рода Streptococcus предложено использовать их ферментативные, гемолитические, морфологические и культураль-ные свойства. Точная классификация стала возможной лишь с выявлением специфических групповых антигенов [4, 5].
В медицинской практике в зависимости от степени патогенности паразита и восприимчивости хозяина стрептококков подразделяют на оппортунистические, условно-патогенные и безусловно-патогенные. При этом для представителей первой группы имеются свои установившиеся в ходе эволюции специфические экологические ниши. Представители других групп не имеют четко установленных экологических ниш [6].
В ветеринарной практике не всегда четко дифференцируют патогенные и непатогенные стрептококки, что затрудняет определение их эпизоотологического и этиологического значения [7, 8].
Отсутствие сведений о роли стрептококков различных серологических групп в инфекционной патологии животных не позволяет оценить экономическую значимость стрептококкоза и, таким образом, сдерживает разработку средств специфической профилактики стреп-тококкоза крупного рогатого скота.