К.Б. Сагаан-оол1
МЕТОДОЛОГИЯ УПРАВЛЕНИЯ ТЕРРИТОРИАЛЬНЫМИ ПРОИЗВОДСТВЕННЫМИ КОМПЛЕКСАМИ
В основе методологии формирования промышленной политики региона лежит понятие промышленного потенциала. Промышленный потенциал аккумулирует возможности по развитию производственного комплекса и в то же время является объективным ограничителем реализации конкретных планов и программ.
Анализируя социально-экономическую сущность промышленного потенциала нельзя не заметить следующей особенности - он является интегративной категорией, т. к. формируется на основе взаимодействия потенциалов конкретных коммерческих организаций (компаний), и одновременно - категорией, включенной в интегрированную совокупность других категорий, образующих «древовидную» структуру. Двойственный характер промышленного потенциала обуславливает необходимость его изучения в двух аспектах:
- с позиции отдельных компаний, организаций формирующих потенциал -микроэкономический аспект;
- с позиций территорий (регионов), в рамках которых формируется промышленный потенциал.
Следуя принципам территориально-экономической структуризации, второй из рассматриваемых аспектов может быть рассмотрен применительно к национальной (федеральной) социально-экономической системе, т. е. выступать как макроэкономический аспект, или применительно к регионам, очерчивая мезоэкономических или региональный аспект.
Следует отметить, что в экономической литературе до сих пор не сформировалось достаточно устойчивого понятия «промышленный потенциал», с которым согласилось бы подавляющее большинство исследователей.
Обращение к раскрытию понятия "потенциал" выявило, что даже в современной справочно-энциклопедической экономической литературе данное понятие (потенциал - от лат.potentia - сила, мощь) трактуется не всегда однозначно и рассматривается (рис. 1.2) как:
- совокупность имеющихся средств, возможностей в какой-либо области (например, военный потенциал какой-либо страны - совокупность её экономических, морально-политических и военных ресурсов для ведения войный;
- в экономике - совокупность различных видов ресурсов, включая материальные, финансовые, интеллектуальные, научно-технические и иные, с помощью которых можно получить определённые результаты;
- источники, возможности, средства, запасы, которые могут быть использованы для решения какой-либо задачи, достижения определённой цели;
- энергетическая характеристика параметр.
Под потенциалом вообще понимаются возможности, способности, скрытые, нереализованные резервы изучаемого объекта, которые при изменении окружающих условий могут перейти из возможности в действительность. Наличие потенциала у какого-либо объекта обязательно предполагает множество вариантов использования этого потенциала. Сам по себе потенциал без определения цели его использования существовать не может, поскольку, говоря о каком-либо потенциале, всегда имеют в виду то, для чего собственно и требуются резервы и возможности, а именно для достижения некоторого конечного результата. [11, с.58]. Например: инвестиционный потенциал [8, 9], конкурентный потенциал [7, 8], трудовой потенциал, научно-инновационный потенциал [10], инновационный потенциал [7, 8].
В терминологической практике используется понятие социально-экономического потенциала территории, как одной из характеристик территориальной социально-экономической системы.
1 Карим Байлак-оолович Сагаан, аспирант Тувинского государственного университета. E-mail: [email protected]
В этой связи целесообразно представить результаты исследования содержащие устоявшиеся понятия «потенциал», раскрываемых с позиции различных концепций (табл.1) [11].
Таблица 1
Результаты исследования содержательности раскрываемых понятий "потенциал" с позиции разных концепций потенциальных возможностей хозяйствующих _субъектов экономики_
Сущностные характеристики понятия "потенциал", приводимые в справочно-экономической литературе Авторская трактовка реализуемой концепции потенциальных возможностей
1. Совокупность различных видов ресурсов, включая материальные, финансовые, интеллектуальные, научно - технические, и иные, с помощью которых можно получить определённые результаты Ресурсная концепция
2. Совокупность имеющихся средств, возможностей в какой либо области Комплексная концепция (ресурсная концепция дополнена стратегической концепцией)
3. Источники, возможности, запасы, которые могут быть истолкованы для решения какой - либо задачи, достижения какой - либо цели Комбинированная концепция
4. Совокупность изменяемых количественных и качественных свойств ресурсов, средств, источников, возможностей Динамическая концепция потенциала развития
5. Совокупность располагаемых стратегий, форм и методов управления, которые могут быть использованы для решения какой-либо задачи, достижения определенной цели Управленческая концепция (разновидность ресурсной)
В фокусе исследовательского интереса в основном размещается экономические составляющие территориального потенциала. При этом исходному содержательному понятию «потенциал» соответствуют различные дефиниции: «возможности», «резервы», которые при определенных условиях могут быть задействованы в воспроизводственном процессе; «совокупность ресурсов». Что касается сути социально-экономического потенциала территории, то в большинстве случаев он характеризуется как возможности для стратегического развития территории и привлечения всего комплекса территориальных ресурсов, использования особенностей существующей и перспективной структуры хозяйственного комплекса территориального образования, а также имеющихся резервов повышения готовности (социально-экономической, нормативно-правовой, научно-методической, профессиональной и т. п.) населения и органов территориального управления к разработке и реализации стратегии территориального развития на инновационной основе.
В экономической литературе рассматриваются различные типы потенциалов: геополитический, инфраструктурный, экологический, градостроительный и другие. Несмотря на то, что эти работы грешат фрагментарностью, представляется полезным провести их экспресс-анализ. Например, применительно к территориальной проблематике используется понятие «геополитический потенциал», под которым понимается совокупность ресурсов и возможностей их использования [4]. Инфраструктурный потенциал характеризует совокупность факторов, связанных с обеспечением нормального функционирования всех территориальных систем. Особенно актуальным становится изучение экологического потенциала. Известно, что экологическая обстановка в российских регионах крайне не стабильна. Нарушения наблюдаются практически во всех слагаемых экосистемы. Экологический потенциал отражает ресурсы и возможности региона с точки зрения состояния окружающей среды и экологии. Региональный контекст актуализирует понятие «градостроительный потенциал» [4]. Он связан с перспективами развития городских территорий как целостной эффективной системы. Существуют различные модели развития
городов, которые определяют возможности их стратегического развития, в том числе в части, касающейся развития промышленного комплекса. Кроме того, существует система градостроительных норм и ограничений, проводимая администрацией градостроительная политика, которые определяют направления использования градостроительного потенциала. Последний или взаимосвязан с промышленным потенциалом (в одних трактовках), или включает его в себя как составной элемент иерархии потенциалов (в других трактовках). Представления о градостроительном потенциале могут быть трансформированы на региональный уровень с сохранением базовых принципов и подходов к формированию структуры потенциалов и взаимодействию между элементами этой структуры.
Системные исследования территориального потенциала включают в себя ряд различных точек зрения. Например, теория международного маркетинга предлагает свой подход к изучению потенциала территории, а точнее ее привлекательности. В международном маркетинге выделяют семь основных направлений, определяющих привлекательность территории (иностранного рынка) [1]:
• экономическая среда,
• политическая среда,
• культурная среда,
• конкурентная среда,
• технологическая среда,
• географическая среда и инфраструктура,
• структура каналов распределения.
Следует отметить, что данный подход скорее применим для оценки рыночного потенциала территории, который составляет лишь часть потенциала территории. Международный маркетинг рассматривает проблемы изучения потенциала территории лишь с точки зрения предпринимателя, который собирается выходить на определенный региональный рынок, в то время как целостная концепция маркетинга территории предполагает не только привлечение потенциальных инвесторов, но также учет интересов и привлечение других целевых групп (потенциальных туристов, рабочей силы, местных жителей и т. д.).
Крайне интересно предложение по оценке потенциала территории, основанное на теории Портера. Предлагается рассматривать и оценивать территории при помощи шести полей потенциалов:
• эндогенные потенциалы (например, климат, потенциал рабочей силы, инфраструктура, культура страны);
• сбытовые и рыночные потенциалы (например, потенциал рынка и динамика рынка);
• потенциалы взаимодействия (например, территориальная близость родственных отраслей, успех бизнес-партнера);
• человеческие производственные потенциалы (качество менеджмента и компетентность сотрудников);
• государственные потенциалы (например, субсидии, налоги, законы);
• имиджевые потенциалы.
Данный подход расширяет и развивает «классические» интерпретации потенциала территории, но все-таки остается достаточно общим, что не позволяет провести анализ потенциальных компонентов с достаточно высокой степенью детализации.
Комплексный подход представлен в работах ряда отечественных ученых. В частности в работах Песоцкой Е.В. [9] ресурсный потенциал характеризуется как сложное, многоаспектное понятие, охватывающее весь комплекс социальных, экономических, природно-экологических сторон жизнедеятельности общества. Выделяется три важнейших группы потенциалов: социальный, экономический и экологический и предлагается рассматривать дерево ресурсных потенциалов (рис. 1). На рисунке представлено два уровня потенциалов, но вполне возможно дифференцировать каждый из элементов второго уровня, стремясь к расширению структуры. Можно выделить пять основных групп факторов, которые должны быть учтены в постановке приоритетов хозяйственного развития территории, обусловленных состоянием потенциала:
• природно-климатические факторы;
• историко-культурные факторы;
• общественно-политические факторы;
социально-экономические факторы; экологические факторы.
Демографический Историко-культурный Интеллектуальный
Трудовой
Социально-бытовой и т. п.
Внешнеэкономический Финансовый
Производственный Техногенно-ресурсный Информационный и т.
— Природно-сырьевой
— Минерально-сырьевой
— Климатический
Природно-ландшафтный
— Состояние экосистемы и т. п.
Рис. 1. «Дерево» территориального потенциала
Несмотря на различные подходы к определению составляющих потенциала территории, предлагается вывести некое общее определение: потенциал территории - это агрегированная совокупность потенциалов различного уровня, которыми обладает данная территория, основными из которых являются: природно-ресурсный, производственно-экономический, социальный, политический и экологический потенциалы. При этом каждая из составляющих подлежит декомпозиции, в ходе которой определяются, в частности позиции таких потенциалов, как инновационный, интеллектуальный, трудовых ресурсов, маркетинговый и другие.
В новейшей экономической литературе понятие маркетингового потенциала используется крайне широко. Это не является случайным. Любое промышленное предприятие и любой промышленный комплекс функционирует в рыночной среде, что обуславливает особую значимость маркетинговых аспектов. Большинство из научных трудов, посвященных этим аспектам, а также базисные категории рассматриваются применительно к микроуровню -уровню отдельных предприятий, участвующих в отраслевых, межотраслевых, территориальных процессах. Рассмотрим определение маркетингового потенциала, приведенное Багиевым Г.Л.. В нем предлагается рассматривать маркетинговый потенциал в качестве:
- неотъемлемой части маркетингового потенциала предприятия;
- совокупной способности маркетинговой системы обеспечивать конкурентоспособность предприятия благодаря планированию и проведению эффективных маркетинговых мероприятий в области исследования спроса; формирования товарной, ценовой, коммуникативной и сбытовой политики, а также организации стратегического планирования и контроля за поведением производимой продукции в рыночной среде, поведением конкурентов и потребителей (рис. 2). [1, с.187]
п
Рис. 2. Факторы маркетингового потенциала.
При рассмотрении маркетингового потенциала выделяется его зависимость от уровня развития маркетинговой деятельности, наличия подготовленных специалистов в области маркетинга, состояния информационной маркетинговой системы, наличия и эффективности организационной структуры управления маркетинговой деятельностью, точности маркетингового инструментария и характера его использования для решения задач, определяемых целью развития предприятия и состоянием маркетинговых коммуникаций (рис. 3). [1, с.187]
Рис. 3. Структура маркетингового потенциала
Развивая содержание маркетингового потенциала Юлдашева О.У. отмечает, что маркетинговый потенциал субъекта предпринимательства складывается из возможностей бизнес-субъекта привлекать к приобретению и потреблению его товаров и услуг потенциальных потребителей с учетом имеющихся в распоряжении компании ресурсов [10].
Маркетинговый потенциал определяется степенью влияния компании на рынок потребителей, результатом которого является формирование контингента потенциальных потребителей компании. Маркетинговый потенциал отражает способность маркетингового подразделения компании к разработке такой стратегии продвижения, которая способствовала
бы максимально эффективному использованию маркетинговых ресурсов для привлечения максимально возможного количества потенциальных потребителей к регулярному потреблению и использованию продукции и услуг компании. Зная возможности компании и возможности (потребности) рынка потребителей, маркетинг может найти способы их сбалансирования через разработку маркетинговой стратегии, выстроенной на принципе ресурсного подхода. (рис.4) [14, с.5]
Ресурсы компании
Маркетинговый потенциал
Ресурсы бизнес-партнеров
Рыночный потенциал
Стратегия маркетинга _(поиск
Потенциал
Ресурсы
Рис. 4. Концептуальное содержание маркетингового потенциала компании
Важным является вывод: потребитель представляет собой специфический внешний ресурс компании, определяющий ее маркетинговый потенциал наряду с другими видами внутренних и внешних ресурсов. Социально-экономическое содержание маркетингового потенциала состоит в том, что он отражает возможности организации по формированию контингента потенциальных потребителей его продукции и услуг (социальное содержание) с учетом максимально эффективного использования внутренних и внешних ресурсов, включая ресурсы самого потенциального потребителя (экономическое содержание).
Подходы к определению маркетингового потенциала на макроуровне в общем виде могут быть применены по отношению к территории (региону). Для формулировки такого определения маркетингового потенциала следует ввести понятие маркетинговой системы территории. Маркетинговая система территории может быть определена как совокупность социально-экономических образований (субъектов) рыночного пространства (среды), каждое из которых обладает самостоятельностью и целостностью, находится в непрерывном взаимодействии по поводу формирования и развития спроса на территорию, ее продукты и услуги в целях получения прибыли и удовлетворения потребностей всех субъектов системы. Маркетинговая система территории включает в свой состав различные элементы (рис. 5), которым в первую очередь следует отнести: непосредственно локальную территорию, субъект территории, территории-конкуренты, посредников и потребителей. Формирование и функционирование маркетинговой территориальной системы происходит в определенной окружающей среде, которая создается под влиянием факторов и условий рыночного пространства и ограничений со стороны социально-экономических, политических, культурных, демографических и экологических факторов.
Окружающая среда
Экология
Политика
Технологи я
Экономика
Поставщи ки
Субъект территории
Территория
Потребители
Территории -
Посредни ки
Социальн ая
организа
Культура
Образова ние
Правовые условия
Окружающая среда
Рис. 5. Маркетинговая система территории
Взяв за основу определение маркетингового потенциала организациии и учитывая специфику территории как продукта и как системы, можно сформулировать следующее определение: Маркетинговый потенциал территории - неотъемлемая часть потенциала территории, совокупная способность маркетинговой системы территории обеспечивать постоянную конкурентоспособность этой территории, поддерживать экономическую и социальную конъюнктуру территориального рынка за счет разработки и реализации эффективных маркетинговых программ, а также организации стратегического планирования и контроля за поведением товаров и услуг, обращающихся на данной территории и поведением самой территории как продукта особого рода, конкурирующего с другими территориями. Отметим, что маркетинговый потенциал территории определяется не только ресурсными возможностями территории, но и потребностями потребителей. Способность привлекать потенциальных потребителей является основным свойством потенциала этого вида. Если соотносить потенциал территории и маркетинговый потенциал территории, то очевидно, что второй является более узким понятием. По сути, он является неотделимой частью общего потенциала территории (совокупности факторов- потенциалов территории, образующих территориальный базис) и основывается на его ресурсах.
Нельзя не заметить, что адепты маркетингового подхода к изучению потенциала [1, 4, 14] обладают весьма широким видением. Маркетинг рассматривается ими, по сути, как основной элемент стратегического управления, а в ряде случаев и полное тождество стратегического управления. Такая позиция не является ни основной, ни даже лидирующей. Большинство специалистов в области управления субъектами хозяйствования или иными социально-экономическими системами идентифицируют маркетинг как инструмент управления. Причем если теоретики рассматривают этот инструмент применительно к стратегическому управлению, то управленцы-практики зачастую видят его лишь как тактический инструмент, не имеющий стратегического значения.
Какова бы ни была позиция в отношении методологии использования понятия «маркетинговый потенциал», общие принципы его формирования (изложенные выше) вполне
применимы к исследованию промышленного потенциала. Принципиально важным представляется следующий тезис - потенциал территории определяется не только ресурсными возможностями территории (что признается всеми без исключения авторами), но и потребностями потребителей. Если перейти к промышленному потенциалу, то, следуя данному подходу, в него следует включать:
- ресурсные возможности производственной системы,
- потребности этой системы.
Потребности промышленного комплекса и субъектов хозяйствованиия, входящих в его состав, не случайно оказались в составе элементов промышленного потенциала. Наличие этих потребностей активизирует привлечение инвестиций в рассматриваемый регион, что соответственно ведет к развитию промышленности и социально-экономическому развитию вообще. Промышленный комплекс региона рассматривается при этом как потребитель инвестиций, что крайне важно в условиях, когда перед реально действующими бизнес-субъектами ставятся задачи поиска эффективных направлений инвестирования. Так как вторая из составляющих промышленного потенциала отражает, по сути, потребность в инвестициях, сложившуюся в региональном промышленном комплексе, с определенной долей условности ее можно характеризовать как инвестиционную. Дабы подчеркнуть специфику изложенного подхода предлагается уточнить понятие промышленного потенциала, охарактеризовав его как «инвестиционно-промышленный». Структура такого потенциала может иметь следующий вид (рис. 6).
В современных условиях включение инвестиционных составляющих в состав регионального потенциала представляется особенно актуальным. Реальные инвесторы, независимо от их организационно-правовой формы, сталкиваются с весьма непростой проблемой - далеко не всегда ясно, в какие виды экономической деятельности, сферы, комплексы; в какие коммерческие организации следует направлять инвестиции. В поиске обоснованных направлений инвестор анализирует и оценивает многие региональные факторы и в первую очередь - состояние и перспективы развития промышленности, обусловленные ресурсными составляющими потенциала. Таким образом, инвестиционно-промышленный потенциал, в случае его внедрения в управленческую и хозяйственную практику, поможет не только эффективно использовать ресурсы, которыми обладает региональный промышленный комплекс, но и привлечь инвестиции, столь необходимые регионам, не отличающимся высоким уровнем социально-экономического развития.
Список литературы: Список литературы
1. Багиев, Г. Л. Маркетинг: учебник/ Г. Л. Багиев, В. М. Тарасевич, Х. Анн. - СПб.: Питер,
2008.
2. Баум, П. Ф. Методология оценки инновационного потенциала предпринимательских структур/ П. Ф. Баум // Вестник гражданских инженеров. - 2006. - №2(7). - С. 90-94.
3. Бодрунова, А. С. Инновационный потенциал как фактор реализации инновационной стратегии предприятия/ А. С. Бодрунова // Экономическое возрождение России. - 2010. - №2 (24). - С. 93-102.
4. Жердева, О. В. Оценка маркетингового потенциала локальной территории: дисс. ... канд. экон. наук/ О. В. Жердева. - СПб.: СПбГУЭФ, 2007.
5. Мамедов, Ш. М. Исследование потенциала конкурентоспособности российских предприятий/ Ш. М. Мамедов // Вестник гражданских инженеров. - 2010. - №3(24). - С. 146151.
6. Модернизация экономики на основе технологических инноваций / А. Н. Асаул [и др.]. -СПб.: АНО «ИПЭВ», 2008. - 606 с.
7. Пащенко, В. Н. Инвестиционный потенциал региона как фактор, влияющий на инвестиционный потенциал предприятия/ В. Н. Пащенко // Вестник гражданских инженеров. - 2007. - №4(13). - С. 82-85.
8. Пащенко, В. Н. О факторах, влияющих на состояние инвестиционного потенциала строительной организации/ В. Н. Пащенко // Экономическое возрождение России. - 2010. -№1(23).-С. 88-93.
9. Песоцкая, Е. В. Маркетинг территории/ Е. В. Песоцкая. - СПб.: СПбГУЭФ, 2002.
10. Поляков, В. Г. Экономика региона: структурно-функциональный состав и пространственный потенциал инвестиционной емкости/ В. Г. Поляков // Экономическое возрождение России. - 2010. - №2(24). - С. 20-26.
11. Производственно-экономический потенциал и деловая активность субъектов предпринимательской деятельности /А. Н. Асаул, М. П. Войнаренко, Т. Г. Рзаева - СПб.: АНО «ИПЭВ», 2011.-304 с.
12. Фасхиев, Х. А. Конкурентный потенциал предприятия: оценка и управление/ Х. А. Фасхиев // Экономическое возрождение России. - 2008. - №2 (16). - С. 50-54.
13. Фасхиев, Х. А. Конкурентный потенциал предприятия: оценка и управление/ Х. А. Фасхиев // Экономическое возрождение России. - 2008. - №3(17). - С. 56-62.
14. Шалмуев, А. А. Основные составляющие потенциалов регионального развития/ А. А. Шалмуев // Экономическое возрождение России. - 2006. - №4(10). - С. 57-62.
15. Юлдашева, О. У. Теория и методология формирования и развития маркетингового потенциала фирмы/ О. У. Юлдашева. - СПб.: Инфо-да, 2005.
The list of literature
1. Bagiev, G. L. Marketing: textbook/ G. L. Bagiev, V. M. Tarasevich, H. Anne. - SPb.: Piter,
2008.
2. Baum, P. F. Methodology for assessing the innovation potential of entrepreneurial structures / P. F. Baum // Journal of Civil Engineers. - 2006. - № 2 (7). - P. 90-94.
3. Bodrunova, A. S. Innovative potential as a factor in the implementation of innovative business strategy / A. S. Bodrunova // Economic revival of Russia. - 2010. - №4 (26). - P. 93-102.
4. Zherdeva, O. V. Evaluation of the marketing potential of the local area: Diss. on soisk. uch. Art. PhD/ O. V. Zherdeva. - SPb.: FINEK, 2007.
5. Mamedov, Sh. M. Investigation of the potential competitiveness of Russian enterprises / Sh. M. Mamedov // Herald of Civil Engineers. - 2010. - № 3 (24). - P. 146-151.
6. Modernization of the economy through technological innovation / A. N. Asaul [and others]. -St. Petersburg: ANO «IPEV», 2008. - 606 p.
7. Pashchenko, V. N. Investment potential of the region as a factor influencing the schy the investment potential of the enterprise / V. N. Pashchenko // Herald of Civil Engineers. - 2007. - № 4 (13).-P. 82-85.