DOI https://doi.org/10.18551/rjoas.2016-12.14
МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ РЕГИОНАЛЬНЫХ ИННОВАЦИОННО-ИНТЕГРИРОВАННЫХ СИСТЕМ УПРАВЛЕНИЯ
АГРАРНЫМ ВЫСШИМ ОБРАЗОВАНИЕМ
METHODOLOGICAL BASES OF FORMATION AND DEVELOPMENT OF REGIONAL INNOVATIVE-INTEGRATED MANAGEMENT SYSTEMS OF AGRARIAN HIGHER EDUCATION
Родионов А.В., доктор экономических наук Rodionov A.V., Doctor of Economic Sciences Академия ФСИН России, Рязань, Россия Academy of FPS of Russia, Ryazan, Russia E-mail: [email protected]
Шашло Н.В., кандидат экономических наук Shashlo N.V., Candidate of Economic Sciences Владивостокский государственный университет экономики и сервиса
Vladivostok State University of Economics and Service, Vladivostok, Russia
E-mail: [email protected]
АННОТАЦИЯ
В статье представлены результаты исследования вопросов связанных с внедрением организационно-экономических инноваций в управленческий процесс организаций и учреждений системы аграрного высшего образования. Актуальность этой проблематики определяется накоплением существенных изменений и трансформаций в аграрном производстве современной России. Несмотря на значительные сдвиги в социальной-экономической и технологической составляющих российского АПК, система аграрного высшего образования остается достаточно консервативной. В работе был использован широкий ряд общих и конкретно-научных методов научного познания (анализ, синтез, дедукция, системный подход, моделирование, абстракция), а также существенная информационная база в виде работ ряда российских и иностранных ученых. Результатом исследования стало обоснование методологических основ формирования и развития региональных инновационно-интегрированных систем управления аграрным высшим образованием.
ABSTRACT
The article presents the results of study of problems related to the implementation of organizational and economic innovations to management process of organizations and institutions of tagricultural higher education system. The relevance of this issue is determined by the accumulation of significant changes and transformations in agricultural production of modern Russia. Despite significant improvements in social, economic and technological components of the Russian agro-industrial complex, the system of agricultural higher education remains quite conservative. During the research work was used a wide range of general and concrete scientific methods (analysis, synthesis, deduction, system approach, modeling, abstraction), as well as essential information base presented by the works of Russian and foreign scientists. The result of the research is the grounding of methodological bases of formation and development of agricultural higher education regional innovation and integrated management systems.
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА
Аграрный сектор экономики, высшее образование, инновации, развитие. KEY WORDS
Agricultural sector of economy, higher education, innovations, development.
Агропромышленный комплекс является важной составляющей национальной экономической системы. В его рамках создается значительная доля ВВП и общего фонда потребления населения страны. Предприятиями АПК формируется значительный экспортный потенциал экономики, который имеет тенденцию к росту. Кроме того, АПК играет важную роль в процессах наполнения бюджета страны. В современной России АПК также выполняет важную социальную функцию. Несмотря на то, что значительная часть населения живет в сельской местности, социальная функция АПК проявляется в том, что на агропромышленных предприятиях, в сельской местности, трудоустроено подавляющее большинство трудоспособного населения. Другим важным вопросом является то, что в значительном числе случаев, именно за счет предприятий АПК, в отдельных сельских населенных пунктах работают важные социальные и инфраструктурные объекты.
В современных научных работах российских авторов освещается достаточно широкий круг вопросов, связанных с рядом аспектов реформирования и развития системы аграрного высшего образования. В работах Абрамова Н.В. [1], Дозорова В.В. [2], Козлова В.В. и Полешкина И.О. [3] изучены возможности формирования новых организационных научно-образовательных структур высшего аграрного образования, способных конкурентоспособно развиваться в современных социально-экономических условиях. Проблематика реформирования системы высшего экономического образования аграрного профиля получила развитие в работах Коротковой Г.В., Рудневой Н.И., Мосоловой С.Ю. [4], а также Романюк М.А., Личко К.П., Акканиной Н.В. [5] Отдельные вопросы влияния учреждений системы аграрного высшего образования на процессы развития сельских территорий были исследованы в работе Медведчикова В.М., Панарина В.И. и Шефель В.Г. [6] Значительное внимание было уделено вопросам подготовки кадров для аграрного сектора экономики в профильных высших учебных заведениях. Данная тематика была освещена в работах Турьянского А.В., Дорофеева А.Ф. [7], Баутина В.М. [8], Соломова Б.В. [9], Воронина Б.А. и Фатеева Н.Б. [10]. Стратегия развития системы аграрного высшего образования России, ее контуры, параметры и перспективы внедрения стали предметом исследований, представленных в работах Семина А.Н. [11], Ахапкиной Е.Н. и Крохмаль Л.А. [12], Лазарева О.В. [13], Усманова К.Ф. и Соколовой Е.И. [14], Бандурина Р.А. [15], Силайчева П.А. [16]. Актуальность вопросов повышения эффективности системы аграрного высшего образования и его влияния на агропромышленное развитие страны была обоснована в работах Н.В. Шашло и А.А. Кузубова [17-19]. Проблематика развития региональных систем управления аграрным высшим образованием и наукой не получила развития в рамках отдельных научных исследований, однако следует констатировать актуальность этого вопроса и целесообразность обоснования направлений его решения.
АПК имеет сложную отраслевую структуру, в состав которой, кроме исключительно аграрных видов экономической деятельности (растениеводство, животноводство, птицеводство и т.д.), входят перерабатывающий сектор, логистические и специализированные транспортные предприятия, сельскохозяйственное машиностроение и техническое обслуживание, ветеринария и другие направления. При этом, все указанные виды экономической деятельности органически взаимосвязаны, взаимозависимы и, несмотря на разнонаправленность, составляют единый народнохозяйственный комплекс. Именно эта сложная структура и является основой обеспечения продовольственной безопасности страны, которая является важной основой достижения ее экономической безопасности, реального суверенитета и независимости.
Однако, в структуре АПК, кроме вышеперечисленных его составляющих, одну из важных ролей выполняет система аграрного высшего образования. Современная сеть аграрных вузов, находящихся в подчинении Министерства сельского хозяйства России, насчитывает 29 университетов, 24 академии и 1 институт.
Современное состояние экономики страны требует создания новой системы инновационного развития агропромышленного сектора «аграрное образование -
аграрная наука - аграрное производство» и углубления сотрудничества центральных и местных органов исполнительной власти в решении вопросов функционирования и развития аграрного образования и науки.
Проблематика реформирования системы высшего аграрного высшего образования обуславливается тем, что в том виде, который она имеет в настоящее время, она была создана еще в советское время. Не вдаваясь в анализ изменения статусов отдельных вузов и их подчиненности, все вузы Министерства сельского хозяйства были созданы до 1991 года. Большая часть материальной и технической базы этих вузов (в том числе здания, сооружения, исследовательское оборудование, производственные фонды) также была сформирована в советские времена. Но главным является то, что структура, специализация, конкретные места расположения, целевые группы потребителей образовательных услуг высших аграрных учебных заведений определялись централизованной системой советского сельскохозяйственного производства, которому были характерны определенные виды и формы организации экономической деятельности, отношений собственности, размещения производительных сил и т.д.
При этом, следует также отметить значительные изменения, которые получили развитие в самом аграрном производстве, в том числе повышение производительности труда, которое в основном получено за счет внедрения новой производственной техники, машин, механизмов и устройств (чаще всего импортных). В современных условиях были сформировано и динамично развиваются крупные вертикально и горизонтально интегрированные агрохолдинги, банк земли сельскохозяйственного назначения которых насчитывает десятки и сотни тысяч гектаров. Произошло коренное изменение структуры валового сельскохозяйственного производства за счет специализации отдельных хозяйств, которые ориентируются не на централизованные планы, а на текущую конъюнктуру и учет тенденций мировых рынков и т. Отметить следует также либерализацию внешней торговли, в частности продукцией АПК, и вхождение России в ВТО. На современном этапе развития Россия стала крупнейшим в мире экспортером продукции растениеводства и, в то же время, импортирует значительные объемы продукции животноводства.
Так или иначе, значительные изменения, которые произошли в аграрном производстве, почти не повлияли на структуру системы аграрного высшего образования. Хотя, объективно, такого рода изменения в системе организации производственных отношений в аграрном секторе - являются фундаментальным базисом для пересмотра элементов и связей в рамках системы аграрного высшего образования. Заметим, что концептуальные положения экономики знаний о том, что взаимное влияние образования и производства могут иметь обратный характер, то есть система высшего аграрного образования может не рассматриваться как объект реформирования, а сама быть источником модернизации аграрного производства, -являются чисто теоретическими и не получили практической реализации. Таким образом, формирование предпосылок стимулирования инновационного развития аграрного производства в рамках системы аграрного высшего образования является важным вопросом, который в значительной мере связан с реформированием самого аграрного высшего образования в России.
Следует также отметить, что кроме изменений, которые получили развитие в российском аграрном производстве, и которые рассматриваются как объективные предпосылки реформирования системы аграрного высшего образования, внимания заслуживают другие объективные факторы, большинство из которых связаны с современным видением этого процесса в правительственной среде. Несмотря на то, что исследования процессов управления качеством высшего образования осуществляется на уровне всего национального хозяйства и во многом связаны с анализом государственного управления и регулирования экономики, объектом исследования являются процессы в системе высшего образования (на этом этапе исследования - аграрного). Таким образом, на наш взгляд, оправданным является не критический анализ правительственных программ и, в целом, правительственной
политики, а их учета в качестве объективных факторов (так как они уже получили вид официально принятых и опубликованных нормативных актов, на основе которых осуществляется планирование бюджетных расходов и другие процессы макроуровня), которые требуют тщательного анализа и должны рассматриваться в качестве существующих предпосылок и исходных положений решения задач этого этапа исследования.
Главной задачей, которая требует научно-обоснованного решения, на этом этапе - является развитие методологических основ и формирования конструктивного инструментария управления качеством аграрного высшего образования, исходя из объективно существующих предпосылок и стратегических факторов. При этом, основным содержательным критерием, которому должны соответствовать объекты этой конструктивной работы, - является соответствие реальному положению факторов воздействия внешней среды, а также их оптимальность и эффективность.
Методологически, такие организационные реформы должны быть построены на принципах управления качеством, что позволит интенсифицировать реализацию стратегии интегрированного роста и развития. Определение концептуальных основ управления качеством как методологической основы процессов оптимизации и интеграции в системе аграрного высшего образования и науки является вполне оправданным, так как:
- во-первых, большинство мероприятий в сфере управления качеством имеют организационный характер и не является капиталоемких, то есть не наносят дополнительной нагрузки на бюджет исследуемой системы, который предполагается оптимизировать;
- во-вторых, применение методологии управления качеством является удачным с точки зрения достижения состояния оптимума в сложных интегрированных структурах (учебно-научно-производственного характера), определяется высоким потенциалом процессного подхода к решению задач интеграции территориально и функционально обособленных объектов.
На наш взгляд, исходя из обоснованных в ряде работ теоретических и методологических положений управления качеством высшего образования, в основу реализации концепции управления качеством аграрного высшего образования, в условиях его интеграции с научными и производственными предприятиями, учреждениями, организациями, следует положить следующие исходные положения.
Технологии, новации и разработки, которые получаются в результате научно-технической и исследовательской работы определяют производительность и эффективность агропромышленного производства. Эффективность научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ определяет экономическое развитие отечественного АПК, а также его международные конкурентные позиции в стратегической перспективе. В этом процессе значительную роль играет система аграрного высшего образования, которая активно участвует в обеспечении инновационного развития АПК, является источником квалифицированных кадров для агропромышленного производства, а также является первичным звеном в процессе формирования и накопления человеческого капитала аграрной сферы. При этом высшее аграрное образование выступает посредником между научной и производственной сферой АПК. В данном случае речь во многом идет о том, что горизонтальный трансферт технологий между разветвленной и территориально-обособленной сетью научных и образовательных учреждений значительно более оперативный и эффективный по сравнению с вариантами вертикального взаимодействия науки и производства.
Отметим, что главным является то, что в пределах высших аграрных учебных заведений формируется инновационно-ориентированная профессиональная среда, представителями которой являются в т.ч. и студенты, которые в перспективе становятся основным проводником научных разработок и инноваций, внедряемых в аграрное производство. Следует отметить, что в процессе внедрения инноваций одним из важнейших вопросов - является их восприятие на конкретном производстве.
И в этом случае значение приобретает инновационная культура и осведомленность в инновационном процессе кадров агропромышленных предприятий. В то же время, важной также является и обратная связь производственной сферы с учебно-научной средой, на основе которой возможно обеспечить информационную базу развития на основе своевременного применения корректирующих и устраняющих мероприятий в случае выявления несоответствий.
На региональном уровне функционирования такого рода интегрированных структур (исходя из их формирования, обоснованного по критериям оптимальности) позволяет решить ряд вопросов, которые актуальны с точки зрения обеспечения качественных характеристик образовательных услуг по аграрным направлениям, на конкретных территориях. В частности:
- стимулирование, активизация и интенсификация партнерских отношений между региональной сетью аграрных высших учебных заведений и агропромышленными предпринимательскими структурами. В том числе в отношений социального партнерства;
- организация, поддержка и обеспечение устойчивой обратной связи между предприятиями АПК, государственными учреждениями и другими организациями, составляющими потребительскую базу рынка труда на специалистов аграрного профиля;
- формирование интегрированной системы непрерывного обучения, переподготовки и повышения квалификации специалистов аграрного профиля, которая тесно связана с научно-исследовательской работой и современным инновационным агропромышленным производством.
Формирование такого рода интегрированной структуры является важным с точки зрения обеспечения процессов управления качеством аграрного высшего образования. Наличие единого регионального центра определяет возможность, основываясь на принципах единоначалия, формулировать единую политику и стратегию управления качеством аграрного образования на региональном уровне. При этом, существуют достаточные возможности развития систем стратегического, политического и процессного управления качеством, объединенных в единый механизм на уровне региональной инновационно-интегрированной системы.
Анализ научно-практических источников [136; 106; 108; 84; 148; 307], по вопросам разработки организационных структур управления интеграционными объединениями в сфере образования, в частности в рамках отдельных отраслевых направлений, определил, что доминирующими являются два подхода, которые могут использоваться в указанном процессе.
Согласно первому интеграция предусматривает скоординированную деятельность учебных заведений, научных учреждений и других субъектов, направленную на реализацию общей стратегии и политики в области качества, а также в других направлениях. Управления интеграционным объединением осуществляется координирующим органом, который может формироваться на основе делегирования полномочий, ресурсов и руководящего состава. При этом все субъекты этой интеграции остаются отдельными юридическими лицами с собственным имуществом, правами и обязанностями.
Второй, на наш взгляд более совершенный подход, предполагает более глубокую интеграцию на основе формирования единого организационного образования, которое чаще всего осуществляется на базе одного субъекта, который определяется центральным (стержневым) субъектом интеграции. Таким образом, формируется центр принятия решений всех уровней, в распоряжении которого аккумулируются все ресурсы, материально-техническая база и потенциал отдельных организаций. Сравнительно более высокий уровень эффективности такого рода интеграционного объединения объясняется тем, что в его пределах обеспечивается концентрированное использование ресурсов и потенциала в направлении реализации политики и стратегии развития. При этом, следует заметить, что говоря о региональной сети образовательных, научных, исследовательских и производственных учреждений
аграрной специализации, вполне очевидным является определение потребности направления всей деятельности на реализацию региональной стратегии развития и обеспечения качества аграрного образования и науки.
Обоснованные методологические основы формирования и развития региональных инновационно-интегрированных систем управления аграрным высшим образованием позволяют продолжить конструктивную часть исследований в данном направлении и осуществить разработку конкретных моделей управления с достаточным потенциалом для внедрения.
БИБЛИОГРАФИЯ
1. Дозоров А.В. Эффективный аграрный вуз умеет адаптироваться к современным условиям развития экономики // Аккредитация в образовании. 2013. №4(64). С. 80 -81
2. Козлов В.В., Полешкина И.О. Наука и высшее образование должны стать рыночно ориентированными // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. 2014. №5. С. 49 - 53.
3. Абрамов Н.В. Государственные аграрные университеты нового типа: концептуальный подход // Агропродовольственная политика России. 2014. №11(23). С. 2 - 11.
4. Короткова Г.В., Руднева Н.И., Мосолова С.Ю. Стратегия инновационного экономического образования // Вестник Мичуринского государственного аграрного университета. 2015. №3. С. 149 - 154.
5. Романюк М.А., Личко К.П., Акканина Н.В. Экономическое образование в государственных аграрных вузах России // Экономика сельского хозяйства России. 2013. №4. С. 45 - 56
6. Медведчиков В.М., Панарин В.И., Шефель В.Г. Высшее заочное образование и его роль в развитии сельских территорий // Профессиональное образование в современном мире. 2014. №2(13). С. 168 - 175.
7. Турьянский А.В., Дорофеев А.Ф. Инновационные подходы подготовки аграрных специалистов в системе непрерывного образования для регионального агропромышленного комплекса (на примере Белгородской области) // Инновации. 2013. №9 (179). С. 94 - 98.
8. Баутин В.М. Вызовы модернизации аграрного образования и проблемы подготовки кадров // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. 2016. №5. С. 12 - 17.
9. Соломова Б.В. Подготовка профессиональных кадров в системе высшего образования и формирования современного рынка труда в аграрной отрасли // Вестник современной науки. 2016. №1-2(13). С. 110 - 112.
10. Воронин Б.А., Фатеева Н.Б. О подготовке кадров с высшим профессиональным образованием для АПК // Аграрный вестник Урала. 2015. №2(132). С. 77 - 79.
11. Семин А.Н. Развитие высшего аграрного образования в условиях новых вызовов внешней среды: экспертная оценка факторов экстремального и мотивационного воздействия // Агропродовольственная политика России. 2016. №6(54). С. 77 - 79.
12. Ахапкина Е.Н., Крохмаль Л.А. К проблеме развития аграрного образования в России // МИР (Модернизация,, инновации, развитие). 2015. №2(22). С. 129 - 136.
13. Лазарев О.В. Основные цели и направления подготовки будущих специалистов аграрного профиля в учреждениях высшего образования // Азимут научных исследования: педагогика и психология. 2014. №2. С. 50 - 52.
14. Усманов К.Ф., Соколова Е.И. Место и роль высшего аграрного образования в обеспечении устойчивости развития АПК региона // Аграрный вестник Урала. 2009. №10. С. 81 - 82.
15. Бандурин Р.А. Перспективы модернизации высшего аграрного образования в России: административно-правовой аспект. 20009. №14. С. 440 - 441.
16. Силайчев П.А. Современные проблемы структуры высшего аграрного образования // Вестник Московского государственного агроинженерного университета им. В.П. Горячкина. 2011. №3(48). С. 71 - 75.
17. Кузубов А.А., Шашло Н.В. Глобализация мировой экономики в развитии международных корпоративных структур // Азимут научных исследований: экономика и управление. 2016. №3 (16). Т. 5. С. 143 - 146.
18. Кузубов А.А. Основные резервы и факторы повышения конкурентоспособности агропромышленных предприятий // Сельскохозяйственные науки и агропромышленный комплекс на рубеже веков. 2013. №3. С. 119 - 125.
19. Шашло Н.В. Идентификация и развитие компетенций агропромышленных предприятий // Сб. научных трудов «Актуальные проблемы экономической теории и практики» под ред. В.А. Сидорова. Краснодар: НИИ Экономики Южного федерального округа, 2012. С. 84 - 90.