Научная статья на тему 'Метапредметный подход в интерпретации текста'

Метапредметный подход в интерпретации текста Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
370
96
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕТАПРЕДМЕТНЫЙ ПОДХОД / "ЖИВОЕ ЗНАНИЕ" / "ПЕРЕЖИВАНИЕ-ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ" / "LIVE KNOWLEDGE" / "EXPERIENCE-ACTIVITY" / THE METASUBJECT APPROACH

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ахметова Мария Николаевна

В статье рассматриваются вопросы метапредметного подхода в интерпретации текста как образно-смыслового способа познания действительности на основе философского осмысления явлений, идей, образов. Раскрываются компоненты метапредметного подхода, стратегические решения

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Metasubject Approach in Text Interpretation

In the article questions of the metasubject approach in text interpretation as is figurative-semantic way of knowledge of the validity on the basis of philosophical judgement of the phenomena, ideas, images are considered. Components of the metasubject approach, strategic decisions are revealed.

Текст научной работы на тему «Метапредметный подход в интерпретации текста»

УДК 378.078.01 ББК Ч 48

М. Н. Ахметова

г. Чита, Россия

Метапредметный подход в интерпретации текста

В статье рассматриваются вопросы метапредметного подхода в интерпретации текста как образно-смыслового способа познания действительности на основе философского осмысления явлений, идей, образов. Раскрываются компоненты метапредметного подхода, стратегические решения.

Ключевые слова: метапредметный подход, «живое знание», «переживание-деятельность».

M. N. Akhmetova

Chita, Russia

The Metasubject Approach in Text Interpretation

In the article questions of the metasubject approach in text interpretation as is figurative-semantic way of knowledge of the validity on the basis of philosophical judgement of the phenomena, ideas, images are considered. Components of the metasubject approach, strategic decisions are revealed.

Keywords: the metasubject approach, «live knowledge», «experience-activity».

Оценивая отрицательно «лоскутность и разрозненность школьных знаний», загромождение восприятия ученика «бесконечным числом отдельных фактов», Л. С. Выготский называл мир «связанным и ритмически целым», где мелкие элементы объединяются в группы, в новые большие образования. Мир воспринимается как бы в стихах, где отдельные слоги объединяются в стопы. Стопы - в полустишия, полустишия - в стихи, а стихи - в строфы и т. д. [5, с. 148]. Предметное расчленённое знание умерщвляет живую действительность, превращает биосферу в технонекросферу. «В отличие от него знание живое нравственно, эмоционально, поэтично-образно, эстетично, гармонично, а потому есть способ выражения-утверждения жизни, включая человека. <...> Поэтому смысл живого знания представим в той же мере, как и смысл жизни, искусства, творчества, любви, гармонии, человека» [6, с. 13]. К тому же люди, по образному выражению учёных, не существительные, а процессы. И у каждого человека своё пространство, своя интерпретация опыта, который постоянно меняется. Истину человек находит в «свободном индивидуальном процессе, приближаясь к ней, насколько это возможно» (К. Роджерс).

В современном инновационном поле реализации учебных программ нового по-

коления получил утверждение метапредметный подход. И поскольку каждая новая точка зрения влечёт за собой изменение и уточнение понятий, необходимо это сделать и в отношении метапредметности. Любой научный подход излагается в виде теорий, теоретических основ, положений, принципов, закономерностей и т. д., добытых исследовательским путём, доказанных и подтверждённых опытом. Подход - это познавательное средство, метод, инструмент познания, способ преобразования действительности. Это руководящая общая стратегия деятельности. Метапредметный подход нацелен на философское осмысление явлений, идей, построение знаний в ситуациях перехода к новому образу и смыслу, позволяет найти ответ на вопрос о смысле жизни. Это ориентация учителя при осуществлении своих действий, побуждающих к использованию определённой совокупности взаимосвязанных понятий, идей и способов педагогической деятельности.

Компоненты метапредметного подхода:

1. Основные понятия: личность; индивидуальность; индивидуальное мировидение («Я» - «Другой», «Я-Концепция», «Я» -«Мир»); «Закон эмоциональной реальности фантазии» (Л. С. Выготский); переживание - деятельность; метапрограмма.

2. Принципы как исходные положения: метапредметности; свободы выбора позиции;

24

© Ахметова Г. Д., 2011

творчества; системности идей; логической тождественности структуры знаний межличностному общению, принципы доверия; поддержки и сопровождения.

3. Технология построения «живого» знания: философское осмысление явлений построенного «живого» знания; креативность деятельности технологического подхода к созданию образа, рисунка, схемы; технология диалога, в том числе «внутреннего», при создании гипотез, проектировании, моделировании, конструировании педагогических ситуаций «одухотворенности», в основе которых - метапредметность. Б условиях «живого» знания метапредметный подход, по мысли Б. И. Козлачкова и К. И. Шили-на, выполняет «тройную функцию»: а) является средством отождествления людьми себя, включая детей, с живой природой, биосферой в целом; б) себя со всем миром имеющейся культуры, т. е. опытом поколений, включая опыт эволюции жизни; в) себя - со всей будущей созидаемой Жизнью, Биосферой во имя Творчества Жизни. На основании сказанного представим наше обобщённое понимание метапредмет-ного подхода: это образно-смысловой способ познания действительности на основе философского осмысления явлений, идей, образов, теоретических основ, положений, принципов, закономерностей; способ построения «живого» знания в ситуациях перехода к новому образу и смыслу; способ создания схемы, проекта, модели, рисунка в условиях восприятия знаний; это замысел, гипотезы, стратегии.

Технологические решения данного системного описания метапредметного подхода ещё должны быть найдены и определены. Обратимся к некоторым примерам стратегических вопросов метапредметного подхода в условиях интерпретации текста. Речь пойдет о существенных, важных направлениях действий учителя для достижения поставленных целей на определённом этапе процесса обучения. Во-первых, метапредметный подход предполагает технологию выявления стратегии обучаемого в работе с книгой: создаёт ли школьник при чтении книги внутренние образы? То, что мы чувствуем, замечает Л. С. Быготский, всегда реально. Так, сказка, читаемая школьником, остаётся сказкой, но он комбинирует элементы действительности, творчески её преображая. Действует закон эмоциональ-

ной реальности фантазии, сформулированный учёным: независимо от того, реальна или нереальна действительность, воздействующая на читателя, «эмоция, связанная с этим воздействием, всегда реальна» [5, с. 298]. Преображение действительности направляется эмоциональными запросами ребенка. Ученик интерпретирует картину мира, создает некоторую эмоциональноценностную познавательную конструкцию (индивидуальное мировидение).

Во-вторых, стратегически существенно важна реализация метапредметного подхода в форме внутреннего диалога при чтении книги. У Александра Асмолова, известного психолога, есть поэтические произведения. Процитируем несколько строк как свидетельство внутреннего диалога: «Я обшариваю полушария, // Я отыскиваю себя».

Читающий «отыскивает себя» в окружающем мире, поскольку наше «Я» не принадлежит только нам самим. По словам А. Н. Леонтьева, ни один человек не является островом, отделённым от других. Каждый как бы часть континента, часть материка. «Я» школьника-читателя «встраивается» в Мир.

Третий вопрос стратегии метапред-метного подхода: ведёт ли восприятие искусства не просто к созерцанию, но к «человеческой чувственной деятельности», в которую активно включён и сам обучаемый? (Ф. Е. Василюк). Это ситуация «переживания-деятельности», внутренняя работа индивида по принятию им фактов и событий жизни, установление смыслового соответствия между сознанием и бытиём [4, с. 180]. Эмоцию учёные называют «оценщиком» жизненных ситуаций, «работником», вносящим свой вклад в психологическое разрешение этих ситуаций. Практика подтверждает этот вывод [2].

У Ренуара читаем о том, что произведение искусства должно захватить, увлечь, увести с собой. Это средство, которым художник передаёт свою страсть. Это брызжущий из него поток, и поток этот в своём порыве увлекает за собой.

В концепции эстетического развития её автор Ю. П. Азаров назвал такую технологию обучения «одухотворённой», способной эмоционально подвигать школьника к красоте, помогать ему найти свою цветовую гамму, бережно прикоснуться к свету, познать и породить сияние красок, найти в себе свой

собственный Свет [1]. Реализация метапредметности возможна в условиях, когда креативность школьника соприкасается с высокими помыслами его души и сердца. Учитель ставит перед школьниками неожиданные, казалось бы, вопросы. Например, есть ли общее между Музыкой и эмоциональнонравственной позицией человека?

Четвертый вопрос стратегии метапредметного подхода, ориентирующего на философское осмысление жизни: возникают ли проблемы в связи с читаемым текстом? Волнуют ли они? Рождается ли желание их решить? Стратегия творческого переживания, по мнению Ф. Е. Василюка, предполагает доверие к реальности, возможность действовать в соответствии со своей позицией. Учитель предлагает прочесть стихотворение Н. Рубцова «Цветы» и ответить на вопрос: что же особенного в том, что оказались скошенными вместе с травой цветы? Сенокос - обычное явление в жизни сельчан. Пишет школьница: «Читаю стихи: «По утрам умываясь росой, // Как цвели они! Как красовались! // Но упали они под косой, // и спросил я: А как назывались? - // И мерещилось многие дни // Что-то тайное в этой развязке, // Слишком грустно и нежно они // Назывались - «анютины глазки». Думаю. Рождается мысль: Красоту Природы нельзя разрушать. Человек - со-творец этого мира, младший автор Природы. Где-то я читала эту фразу, но теперь это мои слова, моя проблема: я должна защитить Природу. Я - Человек».

«Живое» знание, его теория, экософия, как пишут ученые, - это стратегия развития образования. Очень важно подвести школьников к пониманию «биообщения», общению межличностному, высокому творчеству Жизни. Вершина философии Мартина Бубера - книга «Я и Ты» (1923).

Связь между «Я» и «Ты» - отношения универсальные. Во встрече с «другими» и вещами эта связь шире: «Я - Ты - связь». Это связь с Природой. Когда наше «Ты» замирает на кончике языка [3].

Учитель ставит вопрос: можно ли общаться с Природой? Сопоставимы ли Искусство (например, музыка) и Природа?

Один из ответов на этот вопрос: «Я хочу увидеть музыку. // Что такое эта музыка? // Птичьи трели - это музыка. // И капели - это музыка. // Есть особенная музыка // В тихом шелесте ветвей. // Видишь, лист кленовый кружится, // Тихо кружится под музыку. // Видишь, тучка в небе хмурится - // Будет музыка дождя. // И у ветра, и у солнышка, // И у тучки, и у дождика, // И у маленького зёрнышка // Тоже музыка своя. // Я хочу услышать музыку...» (стихи, цитируемые Ириной И.).

Учитель должен стать конструктором педагогических ситуаций, в основу которых положена метапредметность.

Таким образом, школа действительно становится ответственной не только за знания, но и за развитие личности ребенка. Отмечается необычное в метапредметном подходе, требующем «подняться над содержанием урока».

Утверждается синергетичексое понимание формы бытия как «не ставшее, а становящееся, не покой, а движение», не завершённые, вечные, устойчиво-ценностные формы, а переходные, временные. Мета-предметный подход предполагает становление, под которым понимается, по мысли учёных, переход возможности в действительность в процессе развития, «вектор движения из прошлого состояния в настоящее как предпосылку будущего» [7]. Поставленная проблема предполагает инновационную деятельность учителя.

Список литературы

1. Азаров Ю. П. Педагогика любви и свободы. М. : Тоникал, 1994. 608 с.

2. Ахметова М. Н., Лейно И. Ф. Творческие действия воспитанников в «живом» знании метапредметного подхода: ситуативные конструкции ассоциативного поля, метафоричное обозначение предмета исследования // Сибирский педагогический журнал. 2010. № 3. С. 203-209.

3. Бубер М. Два образа веры. М. : Республика, 1995. 464 с.

4. Василюк Ф. Е. Психология переживания. М. : Изд-во Моск. ун-та, 1984. 200 с.

5. Выготский Л. С. Педагогическая психология. М. : Педагогика, 1991. 449 с.

6. Козлачков В. И., Шилин К. И. Живое знание экологизации // Педагогика. 1991. № 1. С. 13-20.

7. Колесникова И. А., Горчакова-Сибирская М. П. Педагогическое проектирование. М. : Академия, 2005. 288 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.