Научная статья на тему 'Метапредметные формы работы на уроках ОБЖ как основа формирования знаний о здоровом образе жизни'

Метапредметные формы работы на уроках ОБЖ как основа формирования знаний о здоровом образе жизни Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
704
115
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАНИЕ / ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ / ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ / ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ / МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кугушева Т.В.

В статье представлена методика формирования знаний о здоровом образе жизни в курсе предмета «Основы безопасности жизнедеятельности», основанная на метапред-метных формах обучения. Особое внимание уделяется диагностическому инструментарию оценки уровня сфор-мированности исследуемого качества и критериальному аппарату, представленному взаимосвязанными критериями: мотивационным, когнитивным, деятельностным.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

META-SUBJECT FORMS OF WORK ON LIFE SAFTY FUNDAMENTALS LESSONS AS A BASIS FOR FORMING KNOWLEDGE ABOUT HEALTHY LIFESTYLE

The article presents the method of forming knowledge about a healthy lifestyle in the course of the subject "Life Safety Fundamentals", based on meta-subjective forms of training. Particular attention is paid to the diagnostic tools for evaluation of the formation level of the investigated quality and to the crite-rial apparatus represented by interrelated criteria: motivational, cognitive, activity.

Текст научной работы на тему «Метапредметные формы работы на уроках ОБЖ как основа формирования знаний о здоровом образе жизни»

непрерывного образования // Педагогика: научно-теоретический журнал Российской академии образования. 2012. № 9. С. 16-24.

24. Чистякова С. Н, Родичев Н. Ф., Сахарова В. И. Тенденции развития профессиональной ориентации учащейся молодежи и вызовы времени // Профессиональное образование в России и за рубежом. 2013. № 2(10). С. 23-29.

25. Муратова А. А. Профессиональное самоопределение подростка в процессе предпрофильной подготовки в учреждении дополнительного образования детей : автореф. дис. ... канд. пед. наук. Оренбург, 2008. 24 с.

26. Кононогова О. И. Профессиональная ориентация учащихся в учреждении дополнительного образования : автореф. дис. ... канд. пед. наук. Ростов н/Д., 2007. 24 с.

27. Батырева М. В. Процесс профессионального самоопределения городской молодежи : автореф. дис. ... канд. социол. наук. Тюмень, 2003. 25 с.

28. Зубакина О. В. Социальное партнерство вуза как фактор реализации педагогической и информационной под-

держки профессионального самоопределения старшеклассников : автореф. дис. ... канд. пед. наук. М., 2008. 26 с.

29. Сардушкина Ю. А. Взаимодействие школы и вуза как средство повышения результативности профориентацион-ной работы // Вестник Самарского муниципального института управления. 2013. № 2. С. 165-173.

30. Сибгатова К. И. Профориентационная работа в интегрированной системе «школа - колледж - предприятие» : автореф. дис. ... канд. пед. наук. Казань, 2011. 24 с.

31. Деникаева О. В. Противоречия формирования социального партнерства в современном образовании: региональный аспект : автореф. дис. ... канд. социол. наук. Екатеринбург, 2005. 24 с.

32. Павлов А. В. Профессиональное самоопределение обучающихся в учреждении дополнительного образования детей // Концепт. 2012. № 11. С. 41-45. URL: http://e-koncept. ru/2012/12153.htm (дата обращения: 18.01.2018).

© Каюмова Е. А., 2018

УДК 373.1

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ ФОРМЫ РАБОТЫ

НА УРОКАХ ОБЖ КАК ОСНОВА ФОРМИРОВАНИЯ ЗНАНИЙ О ЗДОРОВОМ ОБРАЗЕ ЖИЗНИ

В статье представлена методика формирования знаний о здоровом образе жизни в курсе предмета «Основы безопасности жизнедеятельности», основанная на метапред-метных формах обучения. Особое внимание уделяется диагностическому инструментарию оценки уровня сфор-мированности исследуемого качества и критериальному аппарату, представленному взаимосвязанными критериями: мотивационным, когнитивным, деятельностным.

Ключевые слова: образование, общеобразовательные учреждения, основы безопасности жизнедеятельности, здоровый образ жизни, метапредметные формы обучения.

T. B. ^yweea T. V. Kugusheva

META-SUBJECT FORMS OF WORK ON LIFE SAFTY FUNDAMENTALS LESSONS AS A BASIS FOR FORMING KNOWLEDGE ABOUT HEALTHY LIFESTYLE

The article presents the method of forming knowledge about a healthy lifestyle in the course of the subject "Life Safety Fundamentals", based on meta-subjective forms of training. Particular attention is paid to the diagnostic tools for evaluation of the formation level of the investigated quality and to the criteria! apparatus represented by interrelated criteria: motivational, cognitive, activity.

Keywords: education, general education institutions, life safety fundamentals, healthy lifestyle, meta-subjective forms of education.

Вопросу формирования здорового и безопасного стиля жизни посвящено немало научных трудов, проведено множество различных конференций, форумов [1]. Значение школы, в частности курса «Основы безопасности жизнедеятельности» (далее - ОБЖ), в формировании здорового и безопасного стиля жизни у ребенка трудно переоценить.

В течение многих лет, обучаясь в школе, ребенок чаще всего изучает разрозненные, не связанные между собой дисциплины, при этом не пытаясь установить связь между ними. Несомненно, улучшить ситуацию в решении данного вопроса позволило введение в школе федеральных образовательных стандартов нового поколения, в которых одним из основных требований к процессу обучения являет-

ся формирование метапредметных результатов (подробнее о метапредметном подходе в образовании см. [2; 3; 4]).

Результатом метапредметного обучения выступают обобщенные метапредметные знания и способы деятельности, освоенные обучающимися в процессе изучения нескольких или всех учебных предметов и применимые не только в образовательном процессе, но и в различных жизненных ситуациях. В основе метапредметного обучения лежит мыследеятельностный тип интеграции учебного материала.

Для получения метапредметных результатов, указанных в образовательных стандартах, необходимы следующие действия:

- разработка и реализация метапредметных образовательных технологий;

- изменение методов работы учителя;

- совершенствование способов диагностики образовательного результата.

Кроме того, для формирования у обучающихся универсальных способов деятельности необходимы определенные организационно-педагогические условия в процессе урочной и внеурочной деятельности, сетевого взаимодействия различных организаций и др. [5].

Метапредметными результатами обучения ОБЖ в основной школе являются:

- овладение умениями формулировать личные понятия о безопасности; анализировать причины возникновения опасных и чрезвычайных ситуаций; обобщать и сравнивать последствия опасных и чрезвычайных ситуаций; выявлять причинно-следственные связи опасных ситуаций и их влияние на безопасность жизнедеятельности человека;

- овладение навыками самостоятельно определять цели и задачи по безопасному поведению в повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях, выбирать средства реализации поставленных целей, оценивать результаты своей деятельности в обеспечении личной безопасности;

- формирование умения воспринимать и перерабатывать информацию, генерировать идеи, моделировать индивидуальные подходы к обеспечению личной безопасности в повседневной жизни и в чрезвычайных ситуациях;

- приобретение опыта самостоятельного поиска, анализа и отбора информации в области безопасности жизнедеятельности с использованием различных источников и новых информационных технологий;

- развитие умения выражать свои мысли и способности слушать собеседника, понимать его точку зрения, признавать право другого человека на собственное мнение;

- освоение приемов действий в опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера;

- формирование умений взаимодействовать с окружающими, выполнять различные социальные роли во время и при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций [6; 7].

Предлагаемая нами методика «Применение метапредметных форм работы в курсе ОБЖ при изучении здорового образа жизни» у обучающихся среднего звена общеобразовательных школ основана на метапредметных формах обучения, представлена активными методами обучения и направлена на формирование знаний о здоровом образе жизни [8].

Опытно-экспериментальная часть исследования заключалась в апробации методики по формированию знаний о здоровом образе жизни у обучающихся среднего звена в курсе ОБЖ. Эксперимент проводился на базе муниципального автономного образовательного учреждения «Основная общеобразовательная школа № 12», г. Чайковский (Пермский край), контингент - обучающиеся 8-х классов.

Необходимость определения уровня сформированности знаний о здоровом образе жизни у обучающихся среднего звена обусловила разработку диагностического инструментария, который включает взаимосвязанные критерии:

- мотивационный, характеризующий познавательный интерес, мотивацию учебной деятельности в области здорового образа жизни;

- когнитивный, характеризующий наличие осознанной потребности в получении знаний о здоровом образе жизни;

- деятельностный, определяющий активное участие в учебно-познавательной деятельности.

Взятые за основу критерии позволили выявить три уровня сформированности освоения знаний о здоровом образе жизни (высокий, средний, низкий) и получить характеристики этих уровней.

К реализации методики были привлечены студенты кафедры теории и методики физической культуры, спорта и безопасности жизнедеятельности федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Чайковский государственных институт физической культуры», которые во время прохождения производственной практики успешно внедряли метапред-метные формы работы в образовательный процесс экспериментальной группы, используя урочные, внеурочные и внеклассные виды деятельности: домашние задания, разработку обучающимися творческого задания, классные часы, создание презентаций, создание стенгазет, викторины и игры о здоровом образе жизни. В контрольной группе занятия осуществлялись при помощи традиционных форм и методов обучения.

В основу методики, основанной на метапредметных формах обучения легли следующие формы проведения образовательного и воспитательного процесса:

учебная деятельность:

- лекция, основанная на метапредмете «Знак»;

- лекция-семинар, основанная на метапредмете «Задача»;

- семинар, с использованием «ситуации-проблемы»;

- урок-повторение в форме игры с использованием метапредмета «Знание»;

- семинар, основанный на метапредмете «Задача»;

- игра с использованием метапредмета «Знание»;

- викторина с использованием «ситуации-тренинга»;

- анализ конкретных ситуаций и др.;

внеклассная деятельность:

- участие в мероприятиях в качестве экспертов и слушателей при разработке образовательных маршрутов обучающихся;

- участие в спортивных мероприятиях, направленных на формирование здорового образа жизни;

- подготовка газет на тему «Мы за здоровый образ жизни» и др.

В рамках внеурочной деятельности обучающимся были предложены следующие задания:

- составить рацион питания на один день в соответствии с пройденной темой;

- составить кроссворд из 15 вопросов по теме на выбор: закаливание, личная гигиена, режим дня, двигательная активность;

- нарисовать рекламный плакат на тему «Мы за чистую планету!» и представить его;

- написать эссе «Что бы изменилось в вашей жизни, если бы вы вели здоровый образ жизни с рождения!» и др.

Гуманитарные исследования • 2018 • № 2 (19)

121

Формирующий этап эксперимента включал в себя проведение занятий в экспериментальной группе по разработанной методике.

По окончании педагогического эксперимента вновь был применен диагностический инструментарий и получены следующие результаты:

- показатели уровня сформированности мотивационно-го критерия:

контрольная группа: количество обучающихся с низким уровнем сформированности уменьшилось на 7,1 %, со средним уровнем - увеличилось на 7,2 %, с высоким уровнем - осталось неизменным;

экспериментальная группа: количество обучающихся с низким уровнем сформированности уменьшилось на 35,7 %, со средним уровнем - увеличилось на 10,7 %, с высоким уровнем - увеличилось на 25 %;

- показатели уровня сформированности когнитивного критерия:

контрольная группа: количество обучающихся с низким уровнем сформированности уменьшилось на 14,3 %, со средним уровнем - увеличилось на 3,6 %, с высоким уровнем - увеличилось на 10,7 %;

экспериментальная группа: количество обучающихся с низким уровнем сформированности уменьшилось на 32,2 %, со средним уровнем - уменьшилось на 7,1 %, с высоким уровнем - увеличилось на 39,3 %;

- показатели уровня сформированности деятельност-ного критерия:

контрольная группа: количество обучающихся с низким уровнем сформированности уменьшилось на 7,1 %, со средним уровнем - увеличилось на 3,6 %, с высоким уровнем - увеличилось на 3,5 %;

экспериментальная группа: количество обучающихся с низким уровнем сформированности уменьшилось на 28,6 %, со средним уровнем - увеличилось на 7,2 %, с высоким уровнем - увеличилось на 21,4 %*.

Результаты эксперимента дают возможность говорить о существенных изменениях уровня сформированности знаний о здоровом образе жизни при использовании на уроках

* С целью сравнения сформированности мотивационного, когнитивного и деятельностного критериев до и после эксперимента нами был применен статистический критерий Вилкоксона. Расчеты подтвердили достоверность результатов (р < 0,05).

метапредметных форм обучения, в частности, при внедрении разработанной нами методики.

Анализируя проведенную опытно-экспериментальную работу по формированию знаний о здоровом образе жизни у обучающихся среднего звена в курсе ОБЖ, мы видим положительную динамику: разработанная нами методика формирования знаний о здоровом образе жизни, основанная на применении метапредметных форм обучения, позволяет повысить качество образовательной и воспитательной деятельности учителя.

1. Фонарев Д. В., Кугушева Т. В., Херувимова Т. А. Физическое воспитание, здоровый и безопасный стиль жизни обучающихся в фокусе научного форума // Теория и практика физической культуры. 2017. № 8. С. 103-104.

2. Хуторской А. В. Метапредметное содержание в стандартах нового поколения // Школьные технологии. 2012. № 4. С. 36-47.

3. Хуторской А. В. Метапредметный подход в обучении: науч.-метод. пособие. М. : Изд-во «Эйдос» : Изд-во Ин-та образования человека, 2012. 73 с.

4. Громыко Ю. В. Метапредмет «Знак». Систематизация и построение знаков. Минск : Пушкинский ин-т, 2001. 288 с.

5. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (Приказ МОиН РФ № 1897 от 17 декабря 2010 г.). URL: httpsV/минобрнауки. рф/документы/938 (дата обращения: 28.02.2018).

6. Федеральный компонент государственного стандарта общего образования (с изменениями на 7 июня 2017 г.). URL: 1"^7/минобрнауки.рф/документы/10603 (дата обращения: 28.02.2018).

7. Шаталов М. А. Об оценивании метапредметных образовательных результатов в обучении основам безопасности жизнедеятельности // Педагогика высшей школы. 2016. № 3.1. С. 210-213.

8. Кугушева Т. В., Херувимова Т. А. Активные методы обучения как эффективное средство формирования знаний о здоровом образе жизни в курсе ОБЖ // Вестник Ижевского государственного технического университета им. М. Т. Калашникова. 2017. Т. 20. № 3. С. 136-138.

© Кугушева Т. В., 2018

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.