Научная статья на тему 'Метапредметность как условие восприятия целостной картины мира'

Метапредметность как условие восприятия целостной картины мира Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
819
178
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Magister Dixit
Область наук
Ключевые слова
МЕТАПРЕДМЕТНЫЙ ПОДХОД / МЕТАПРЕДМЕТНОЕ СОДЕРЖАНИЕ / МЕТАПРЕДМЕТ / ИНТЕГРАЦИЯ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ / METACONCRETE APPROACH / METACONCRETE CONTENT / METASUBJECT / INTEGRATION / EDUCATIONAL RESULTS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Лущикова Ксения Сергеевна, Почерней Ирина Николаевна

В данной статье исследуется сущность метапредметного подхода в образовании через историю возникновения данного понятия и его связи с другими явлениями в образовательном процессе. Цель исследования на основании рассмотренных позиций определить сущность метапредметного подхода и его связь с образовательными результатами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article deals with the content of metaconcrete approach in education through its history and the connection with other educational concepts. The research purpose is to find the appropriate content of metaconcrete approach and its connection with the educational results.

Текст научной работы на тему «Метапредметность как условие восприятия целостной картины мира»

16. Kroeber A., Kluckhohn C. Culture: a Critical Review of Concepts and Definitions. - Cambridge, Massachusetts, USA, 1952. - 223 p.

ДЕБЮТ В НАУКЕ Лущикова Ксения Сергеевна

Преподаватель английского языка Школы иностранных языков «LVR», Иркутск, Россия

Магистрант ФГБОУ ВПО «ИГЛУ», Иркутск, Россия Почерней Ирина Николаевна

Преподаватель английского языка МОУ СОШ № 9, г. Иркутск, Россия

УДК 37.011 ББК 74.00

МЕТАПРЕДМЕТНОСТЬ КАК УСЛОВИЕ ВОСПРИЯТИЯ ЦЕЛОСТНОЙ

КАРТИНЫ МИРА

В данной статье исследуется сущность метапредметного подхода в образовании через историю возникновения данного понятия и его связи с другими явлениями в образовательном процессе. Цель исследования - на основании рассмотренных позиций определить сущность метапредметного подхода и его связь с образовательными результатами.

Ключевые слова: метапредметный подход; метапредметное содержание; метапредмет; интеграция; образовательные результаты.

METACONCRETENESS AS A CONDITION FOR THE PERCEPTION OF HOLISTIC PICTURE OF THE WORLD The article deals with the content of metaconcrete approach in education through its history and the connection with other educational concepts. The research purpose is to find the appropriate content of metaconcrete approach and its connection with the educational results.

Key words: metaconcrete approach; metaconcrete content; metasubject; integration; educational results.

В течение последних десятилетий в нашей стране происходят значительные экономические и социальные преобразования. Модернизация экономики и общественных институтов, направленная на совершенствование и стабилизацию общего состояния Российской внутреннейполитики во всех сферах, потребовала новых подходов к подготовке мобильного, стрессоустойчивого и компетентного специалиста, способного прогнозировать, принимать решения и творчески разрешать поставленные перед ним задачи. Исходя из вышеуказанного, перед школьным образованием ставятся новые задачи, заявленные в федеральных государственных образовательных стандартах (далее - ФГОС). Мы сталкиваемся с установкой на получение результативности обучения не только путем предметного прохождения основной образовательной программы (далее -

ООП), а также через метапредметный принцип как условие достижения высокого качества образования. Это, в свою очередь, вызывает необходимостьизме-нения содержания образования на основе принципа метапредметности. В связи с отсутствием в научной литературе четкого определения данного термина, обратимся к характеристике данного понятия - метапредметность.

В древнегреческом языке предлог мета- и приставка мета-имеют значение «после, следующее, за», а также «через», «между».

Из истории известно, что родоначальником метапредметов является «Метафизика» Аристотеля. Термин был введен Андроником Родосским. Изначально «метафизика» использовалась им для обозначения философских работ мыслителя с рассуждениями о первопричинах бытия, позднее под «метафизикой» стали предполагать учение о началах всего сущего.

Не первое десятилетие существует и развивается представление о метапси-хологии (в трактовках И.Е. Гарбера, Г.В. Суходольского, З. Фрейда), концепциях метанауки Д. Гильберта и метасистемного перехода В.Ф. Турчина.

Несмотря на долгую историю понятия «метапредметность», в науках и в педагогике, в частности,нет единого его толкования.

Первое исследование метапредметного содержания образования, проходившее в 80-х гг. прошлого века, посвящено фундаментальным константам, традиционно распределённым по учебным предметам - физическим, математическим, химическим и астрономическим постоянным. Выяснилось, что понятия слова, числа, буквы, знака, звука; золотое сечение в литературе и искусстве; первостепенные процессы - происхождение, рождение, движение, развитие; категории мира, пространства, времени, человека - всё это примеры метапред-метного содержания, которое хотя и относится к определённой науке или учебному предмету, но освобождает человека от границ неких первоединых основ. Познавая и осмысливая суть мировых констант, ученик медленно, но верно приближается к метапредметным знаниям и образному восприятию картины мира

Идея целостного восприятия мира нашла отражение и продолжение в современных исследованиях. Так, ученые, разрабатывающие основы метапред-метного подхода в образовании сегодня (А. Асмолов, Ю. Громыко, О. Лебедев, А. Хуторской и др.), считают, что метапредметный подход в образовании и, как следствие, метапредметные образовательные технологии были разработаны с целью, чтобы решить проблему разобщенности и оторванности друг от друга разных научных дисциплин и, соответственно, учебных предметов. Под мета-предметным подходом они понимают междисциплинарное взаимодействие, позволяющее сохранять и отстаивать в социуме культуру мышления и культуру формирования целостного мировоззрения.

Научная школа А.В. Хуторского, в основе которой заложены принципы че-ловекосообразности, более двух десятилетий осуществляет и реализует мета-предметную образовательную деятельность, включая метапредметное содержание и учебные метапредметы. В качестве основной цели исследований представленной школы лежит «проектирование и реализация человекосообразного

типа образования». Именно принцип человекосообразного типа образования, по мнению А.В. Хуторского, отражает метапредметную суть образования -«смысл образования состоит в выявлении и реализации внутреннего потенциала человека по отношению к себе и внутреннему миру, связь внутреннего и внешнего в человеке, его микро- и макрокосма, обеспечивается через деятельность, относящуюся к фундаментальным узловым основам мира и человека» [Хуторской, 2012].

А.В. Хуторской характеризует метапредметность как «выход за предметы, но не уход от них. Метапредмет - это то, что стоит за предметом или за несколькими предметами, находится в их основе и одновременно в корневой связи с ними.

В научной школе Ю.В. Громыко под метапредметным содержанием образования понимается «деятельность, не относящаяся к конкретному учебному предмету, а, напротив, обеспечивающая процесс обучения в рамках любого учебного предмета» [Громыко, 2000]. В качестве метапредметных в научной школе Ю.В. Громыко выделены такие предметы, как «Знание», «Знак», «Проблема», «Задача». Ученые отмечают, что значимой в этом контексте является проблема готовности педагогов к ведению таких курсов и «готовности» обучающихся к восприятию метапредметного содержания образования [Живокорен-цева, 2005, с.54].

Результаты исследований российских учёных (А.В. Хуторской, Г.П. Щедро-вицкий, Ю.В. Скрипкина и др.) подтверждают тот факт, что метапредметное содержание образовательных стандартов должно состоять изобщекультурных знаний об изучаемой действительности, в том числе фундаментальных про-блем;реальных объектов изучаемой действительности, не исключая фундаментальных образовательных объектов;метапредметных (общеучебных) навыков, умений, обобщённых способов деятельности;метапредметных (ключевых) образовательных компетенций.

Во ФГОС метапредметность занимает позицию интеграции содержания образования, как способ формирования универсальных учебных действий и теоретического мышления, обеспечивающий создание полноценной картины мира в детском сознании.

Результаты научных и практико-ориентированных исследований российских ученых (В.В. Краевский, М.Л. Прокопенко, А.В. Хуторской) позволили сгруппировать метапредметные умения, навыки и способы деятельности в виде блоков личностных качеств, подлежащих диагностике, оценке и разви-тию:когнитивные (познавательные) качества; креативные (творческие) качества; оргдеятельностные (методологические) качества; коммуникативные качества; мировоззренческие качества - эмоционально-ценностные установки учащегося, его умение к самодвижению и самопознанию, способность обозначать своё место и роль в окружающем мире, в государстве, в семье, в коллективе и природе; обозначать свои общечеловеческие и национальные устремления, толерантные и патриотические качества личности.

Перечень этих качеств в соответствии с идеологией человекосообразности основывается на целостном представлении об учащемся как человеке с физической, эмоциональной и интеллектуальной составляющей, а также с ценностной, духовно-нравственной основой жизнедеятельности. Эти качества личности есть сквозные по отношению к указанным их группам. Именно они составляют педагогическое основание для проектирования в стандартах метапредметных и предметных образовательных результатов.

Библиографический список

1.Громыко, Ю. В. Мыследеятельностная педагогика (теоретико-практическое руководство по освоению высших образцов педагогического искусства) [Текст] / Ю. В. Громыко — Минск, 2000.

2.Громыко, Н. В. Мыследеятельностная педагогика и новое содержание образования. Метапредметы как средство формирования рефлексивного мышления у школьников [Электронный ресурс] / Н. В. Громыко. — URL : http://1314.ru/node/24 (дата обращения: 08.11.2013).

3.Живокоренцева, Т. В. Интеграция содержания образования в педагогическом колледже как проблема коллективного практико-ориентированного исследования [Электронный ресурс]: дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01 [СПб., 2005]. — URL : http://www.dissercat.com/content/integratsiya-soderzhaniya-obrazovaniya-v-pedagogicheskom-koüedzhe-kak-problema-kollektivnog (дата обращения: 03.11.2013).

4.Лебедев, О. Оценка результатов школьного образования при переходе к ЕГЭ [Текст] / О. Лебедев // Народное образование. — 2009. - № 4. - С. 18-27.

5.Скрипкина, Ю. В. Метапреметный подход в новых образовательных стандартах: вопросы реализации [Электронный ресурс] / Ю. В. Скрип-кина // Новые образовательные стандарты. Метапредметный подход : материалы пед.конф., Москва, 17 декабря 2010 г. // Центр дистанц. образования "Эйдос", Науч. шк. А. В. Хуторского ; под ред. А. В. Хуторского. - М.: ЦДО «Эйдос», 2010. — URL : http://eidos.ru/shop/ebooks/220706/index.htm (дата обращения: 05.11.2013).

6. Хуторской, А. В. Метапредметное содержание и результаты образования:

как реализовать федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) [Электронный ресурс] / А. В. Хуторской // Эйдос : Интернет-журнал. — 2012. —№ 1. — URL : http://www.eidos.ru/journal/2012/0229-10.htm. (дата обращения: 05.11.2013).

7.Хуторской, А. В. Метапредметное содержание образования с позиций че-ловекосообразности [Электронный ресурс] / А. В. Хуторской. — Персональный сайт - Хроника бытия, 02.03.2012 г. - URL : http://khutorskoy.ru/be/2012/0302/index.htm (дата обращения: 11.11.2013).

Кошкина Мария Валерьевна

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.