ОРИГИНАЛЬНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ
Метапневмо- и бокавирусная инфекции у детей (по данным стационара медико-санитарной части № 59, Пензенская область, г. Заречный)
И.А. Малова
ГБОУ ДПО «Пензенский институт усовершенствования врачей» Минздрава России
ФГБУЗ «Медико-санитарная часть № 59» ФМБА России, Пензенская область, Заречный
В статье представлены результаты анализа клинических особенностей метапневмо- и бокавирусной инфекций у детей, госпитализированных в инфекционное отделение медико-санитарной части (МСЧ) № 59 г. Заречный Пензенской области. Обследованы 704 пациента, находившиеся на лечении в инфекционном стационаре с клиникой острой респираторной вирусной инфекции (ОРВИ). Этиологическую верификацию ОРВИ проводили, выявляя РНК и ДНК вирусов в носоглоточном отделяемом, - использовали метод поли-меразной цепной реакции в реальном времени. В 5,97% случаев выявлена метапневмовирусная инфекция (НМРУ), в 2,56% случаев - бокавирусная (НВоУ), в 4,12% - микст-инфекция. Изучали гендерные и возрастные особенности этих инфекций. Клинические проявления НВоУ- и НМРУ-инфекций характеризовались поражением верхних и нижних дыхательных путей, у 50% пациентов они ограничивались явлениями трахеита и бронхита. У 29,4% пациентов с бокавирусной инфекцией и у 51,3% с метапневмовирусной инфекцией заболевание осложнялось развитием пневмонии.
Ключевые слова:
метапневмовирус человека, бокавирус человека, дети
Human metapneumovirus and Bocavirus infections in children (according to data of in-patient department of hospital # 59, Penza Region, Zarechny city)
I.A. Malova
Penza Institute of Advanced Medical
Medical Sanitary Part # 59 of FMBA of Russia, Zarechny City
In the article results of analysis of clinical features of metapneumovirus and human Bocavirus infections are presented for the children hospitalized in infectious department of in-patient department # 59, Penza region, Zarechny city. 704 patients with clinical picture of ARVI were exanimated in infectious in-patient department. Etiologic verification of ARVI came true by an exposure RNA and DNA of viruses in epipharyngeal sequestrate by using Real-time PCR method. In 5.97% cases metapneumovirus infection (HMPV) was elicited, in 2.56% cases - human Bocavirus (HBoV) was elicited, in 4.12% a mixt-infection was elicited. Gender and age-related features of these infections were studied. Clinical manifestations of HBoV- and HMPV infection were characterized by defeat of upper and lower respiratory tract limbs. In 50% of cases clinical findings were limited by tracheitis and bronchitis implications. For 29.4% patients with Bocavirus infection and for 51.3% patients with metapneumovirus infection the disease was complicated by pneumonia development.
Keywords:
human
metapneumovirus, human Bocavirus, children
Острые респираторные вирусные инфекции (ОРВИ) стабильно занимают 1-е место в структуре инфекционной заболеваемости и характеризуются широким распространением, массовостью поражения населения, риском развития летальных исходов, значительным экономическим
ущербом [1]. Для ОРВИ характерна высокая поражаемость детского населения. Эксперты Всемирной организации здравоохранения отмечают, что ребенок первого года жизни может иметь в анамнезе от 2 до 12 эпизодов острых респираторных заболеваний, каждый школьник болеет 4-5 раз
И.А. Малова
МЕТАПНЕВМО- И БОКАВИРУСНАЯ ИНФЕКЦИИ У ДЕТЕЙ (ПО ДАННЫМ СТАЦИОНАРА МЕДИКО-САНИТАРНОЙ ЧАСТИ № 59, ПЕНЗЕНСКАЯ ОБЛАСТЬ, г. ЗАРЕЧНЫЙ)
за эпидемический сезон, а ребенок дошкольного возраста -6 раз. Известно также, что около 50% всех случаев гриппа и ОРВИ приходится на детей в возрасте до 14 лет [2]. В этиологической структуре ОРВИ большую роль играют возбудители гриппа, парагриппа, респираторно-синцитиальные вирусы, более 100 риновирусов, 65 типов энтеровирусов, реовирусы и др. Современные лабораторно-диагностические технологии позволили обнаружить новые вирусы, в том числе метапнев-мовирус человека (HMPV), бокавирус (HBoV), коронавирусы (HCoV-HKHl, NL63) и др. [3, 4]. Доказано, что метапневмо-вирус человека (HMPV), впервые обнаруженный в 2001 г., вызывает тяжелые заболевания респираторного тракта, преимущественно у детей первого года жизни, пожилых людей и взрослых с ослабленной иммунной системой. В работе, выполненной в Vanderbilt University (Нешвилл, США), исследователи подтверждали роль HMPV в развитии инфекционных заболеваний дыхательных путей у детей младших возрастных групп до 5 лет [5]. Около 80% заболеваний, вызванных метап-невмовирусом, возникали во время осенне-зимнего подъема заболеваемости гриппом и ОРВИ [5, 6].
Бокавирус человека (HBoV) впервые был обнаружен в 2005 г. в носоглоточных смывах детей, госпитализированных с ОРВИ. Доказано, что в настоящее время HBoV циркулирует практически во всех странах мира, а по результатам исследования, проведенного в Швеции, выявлено, что респираторно-синцитиальный вирус, метапневмовирус и вирус парагриппа являются наиболее частыми этиологическими факторами ОРВИ у детей [7, 8]. Авторы также упоминают о высокой частоте случаев инфекций, вызываемых одновременно HBoV и другими возбудителями респираторных инфекций человека; частота коинфекций, вызванных (HBoV) и другими респираторными вирусами, колеблется в пределах 18-90%. В то же время клиническая дифференциация респираторных инфекций затруднена из-за схожести симптоматики и этиологического фактора и часто не установлена. Поэтому изучение респираторных инфекций, вызванных новыми вирусами, актуально и, несомненно, представляет научно-практический интерес.
Цель настоящего исследования - изучение клинических особенностей метапневмо- и бокавирусной инфекций у госпитализированных детей.
Материал и методы
Проведено исследование пациентов, находившихся на лечении в инфекционном отделении медико-санитарной части (МСЧ) № 59 ФМБА России г. Заречный Пензенской области в 2011-2014 гг. У 704 пациентов этиология ОРВИ и гриппа была верифицирована путем выявлением РНК и ДНК вирусов в носоглоточном секрете с помощью метода полимеразной цепной реакции в реальном времени (см. рисунок).
Забор материала производили в течение первых суток пребывания больного в стационаре. Мазок брали из обоих носовых ходов сухим ватным тампоном с последующим помещением его в пробирку с 0,5-1,0 мл среды. Для верификации возбудителей ОРВИ в клиническом материале использовали метод полимеразной цепной реакции (ПЦР) с гибридизационно-флуоресцентной детекцией набором реагентов «АмплиСенсОРВИ-скрин-FL». Реакцию амплификации проводили при помощи прибора для ПЦР в режиме реального времени «ДТ-96» («ДНК-технология», Россия). Исследование проводилось на базе ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Пензенской области» и ФГБУЗ ЦГиЭ № 59 ФМБА России. Из 704 пациентов больных гриппом было 45,45%, а ОРВИ - 54,55%. У 60 (8,52%) человек из 704 обнаружены HMPV (42 пациента) и HBoV (18 пациентов); 56 из 704 пациентов - дети до 14 лет, из них 20 девочек и 36 мальчиков. Все пациенты детского возраста с метапневмо- (39 пациентов) и бокавирусной (17 пациентов) инфекциями были включены в настоящее исследование; больным проводили комплексное объективное и лабораторно-инструментальное обследование, в том числе общеклинические исследования крови, мочи и рентгенография органов грудной клетки. Статистический анализ проводили с помощью программы Statistica 10 Rus («StatSoft Inc.», США). Исходные качественные и количественные показатели сравнивали с использованием t-критерия Стьюдента и критерия наименьшей значимой разности (НЗР) Фишера; для определения показателя достоверности р при сравнении признаков в малых группах больных применяли методику (табл. 1-5) В.С. Геннеса.
Результаты и обсуждение
От общего числа этиологически верифицированных случаев заболеваний (704 случая) доля больных гриппом A(H3N2) составила 18,18%, гриппом A(H1N1) - 16,76%, гриппом В - 10,51%, парагриппом - 14,2%, риновирусной инфекцией 12,64%, респираторно-синцитиальной инфекцией -9,52%, метапневмовирусной инфекцией - 5,97%, аденовирусной инфекцией - 4,26%, бокавирусной инфекцией -2,56%; в 4,12% случаев (29 пациентов) диагностирована микст-респираторная инфекция. В единичных случаях были выявлены больные с коронавирусной инфекцией (1,14%), возбудитель которых не относился к разновидности вируса ТОРС или коронавирусного ближневосточного респираторного синдрома (см. рисунок).
Микст-инфекции в 4,12% (29 пациентов) от числа 704 этиологически верифицированных случаев были представлены различными сочетаниями в основном двух вирусных геномов; в одном случае в материале верифицировано 3 различных вируса, вызывающих ОРВИ (риновирус + метапневмовирус + бокавирус). Среди 29 пациентов с микст-инфекциями у 18 (62,07%) обнаружены сочетания возбудителей метапневмо- или бокавирусной инфекций с риновирусом, аденовирусом, респираторно-синцитиаль-ным вирусом, вирусом парагриппа. Не выявлено ни одного случая сочетания геномов вирусов гриппа и ОРВИ.
Возрастная структура распределения детей с верифицированным диагнозом представлена в табл. 1.
Бокавирусная инфекция в данном исследовании диагностировалась только у пациентов в возрасте до 3 лет. Среди госпитализированных больных мальчиков было больше: с метапневмовирусной инфекцией - в 1,6 раза, а с бокавирусной инфекцией - в 2,4 раза (р<0,05).
Клинически оба заболевания сопровождались лихорадкой, интоксикацией, катаральными явлениями (ринит, фарингит), а у части пациентов развитием трахеита (при бокавирусной инфекции - в 17,7% случаев, при метапневмовирусной - в 20,5%), бронхита (при бокавирусной инфекции -в 35,29% случаев, при метапневмовирусной - в 33,3%) и пневмонии (при бокавирусной инфекции - в 29,4% случаев, при метапневмовирусной - в 51,3%). У всех больных отмечалось острое начало заболевания; увеличение лимфатических узлов при бокавирусной инфекции отмечено в 52,9% случаев, при метапневмовирусной в 74,4%.
Абсолютное число больных с пневмонией, возникшей на фоне метапневмовирусной инфекции, было в 5 раз больше,
чем при бокавирусной инфекции, что отразилось на продолжительности госпитализации пациентов в группах больных. Как при бокавирусной, так и при метапневмовирусной инфекции не обнаружено достоверных различий при сравнении между группами мальчиков и девочек таких признаков, как выраженность лихорадки, продолжительность госпитализации, показатели общего анализа крови (р>0,05; см. табл. 2 и 3).
Поскольку при метапневмовирусной инфекции больные были распределены в 3 возрастные группы, а бокавирусная инфекция диагностировалась только у пациентов в возрасте до 3 лет, сравнение клинических признаков заболеваний и некоторых гематологических показателей при бока- и метапневмовирусной инфекциях проведено только в группах детей раннего возраста (до 3 лет); эти группы пациентов также были сопоставимы по полу больных. При сравнении данных, приведенных в табл. 4 и 5, выявлены следующие достоверные различия (р<0,05) между бока- и метапневмовирусной инфекциями: развитие фарингита чаще сопровождало метапневмовирусную инфекцию; повышение уровня лейкоцитов, нейтрофильный сдвиг в лейкоцитарной формуле и тенденция к снижению уровня гемоглобина были более выражены у больных бокавирусной инфекцией, а лим-фоцитоз при метапневмовирусной инфекции соответствовал возрастным показателям; срок пребывания в стационаре был продолжительнее у пациентов с метапневмовирусной инфекцией.
Заключение
Из представленных результатов исследования следует, что удельный вес метапневмо- и бокавирусной инфекции (как моноинфекций) от числа этиологически верифицированных случаев у госпитализированных больных составил 5,97 и 2,56% соответственно. Бока- и метапнев-мовирусная инфекции у госпитализированных больных характеризовались острым поражением верхних и нижних дыхательных путей. Среди заболевших детей превалировали пациенты дошкольного возраста (при бокавирусной инфекции - 100%, при метапневмовирусной - 76,9%), преимущественно мальчики (при бокавирусной инфекции -70,6%, при метапневмовирусной - 61,5%). Клинически оба заболевания характеризовались повышением температуры тела в среднем до 38,3 °С, катаральными явлениями, интоксикацией, увеличением подчелюстных и (или) шейных лимфатических узлов. Почти у 50% пациентов течение болезни ограничивалось явлениями трахеита и бронхита.
Таблица 1. Распределение детей с верифицированным диагнозом по возрасту
Нозология Пол Возрастная группа Всего
до 3 лет от 3 до 6 лет от 7 до 14 лет
абс. I %±m абс. I %±m абс. I %±m абс. 1 %
Бокавирусная инфекция Жен. 5 100,0 - - 5 100,0
Муж. 12 100,0 12 100,0
Метапневмовирусная инфекция Жен. 6 40±12,6 5 33,3±12,2 4 26,7±11,6 15 100,0
Муж. 11 45,8±10,5 8 33,3±9,6 5 20,9±8,3 24 100,0
Итого 34 60,7±9,9 13 23,2±5,6 9 16,1±4,9 56 100,0
И.А. Малова
МЕТАПНЕВМО- И БОКАВИРУСНАЯ ИНФЕКЦИИ У ДЕТЕЙ (ПО ДАННЫМ СТАЦИОНАРА МЕДИКО-САНИТАРНОЙ ЧАСТИ № 59, ПЕНЗЕНСКАЯ ОБЛАСТЬ, г. ЗАРЕЧНЫЙ)
Таблица 2. Средние величины лабораторных показателей крови и продолжительности лечения при бокавирусной инфекции (возрастная группа до 3 лет)
Показатель I Всего (n=17) I Мальчики (n=12) I Девочки (n=5)
Длительность лечения, койко-дни 5,4±2,8 5,5±2,2 5,4±2,8
Лихорадка, °С 38,7±1,0 38,6±1,1 39,1±1,0
Гемоглобин, г/л 119,2±6,3 120,2±4,4 118,8±7,1
Эритроциты, х1012/л 4,55±0,4 4,68±0,4 4,49±0,4
Лейкоциты, хю9/л 8,0±2,3 10,2±1,6 7,1±1,9
Палочкоядерные, % 3,0±3,5 2,0±0 3,5±4,1
Сегментоядерные, % 54,6±5,1 56,0 ±5,5 54,0 ± 5,1
Эозинофиты, % 1,1±0,6 0,6±0,6 1,3±0,5
Лимфоциты, % 32,5±7,2 34,2±4,4 31,8±8,1
Моноциты, % 7,8±5,6 6,0±0 8,5±6,6
СОЭ, мм/ч 9,4±8,4 18,4±7,7 4,3±2,2
Примечание. Различия при сравнении признаков в группах мальчиков и девочек не достоверны; р>0,05.
Таблица 3. Средние величины лабораторных показателей крови и продолжительности лечения при метапневмовирусной инфекции
Показатель I Всего (n=39) I Мальчики (n=24) Девочки (n=15)
Длительность лечения, койко-дни 8,1±2,1 8,5±2,1 7,3±1,9
Лихорадка, °С 38,0±0,9 38,0±0,9 38,1 ±0,8
Гемоглобин, г/л 126,5±9,1 127,4±9,0 125,0±9,4
Эритроциты, *1012/л 4,6±0,3 4,7±0,3 4,5±0,3
Лейкоциты, хю9/л 7,0±2,8 7,2±3,3 6,8±1,6
Палочкоядерные, % 1,7±2,5 2,3±3,0 0,7±0,9
Сегментоядерные, % 42,3±12,1 43,0±12,9 41,3±10,9
Эозинофиты, % 1,4±1,1 1,3±1,0 1,5±1,3
Лимфоциты, % 46,9±14,4 44,6±14,8 51,1±13,3
Моноциты, % 7,1±4,3 8,2±4,9 5,2±2,2
СОЭ, мм/ч 11,5±7,0 11,1±7,5 12,2±6,2
Примечание. Различия при сравнении признаков в группах мальчиков и девочек не достоверны; р>0,05.
Таблица 4. Частота развития клинических симптомов при бока- и метапневмовирусной инфекциях у пациентов до 3-летнего возраста
Показатель Бокавирусная инфекция (n=17) Метапневмовирусная инфекция (n=17) I Р
Увеличение лимфатических узлов 9 11 >0,05
Интоксикация 8 9 >0,05
Ринит 11 11 >0,05
Фарингит 3 11 <0,01
Трахеит 3 4 >0,05
Бронхит 6 8 >0,05
Пневмония 5 7 >0,05
Кашель сухой 6 6 >0,05
Кашель влажный 6 7 >0,05
Дыхательная недостаточность 9 6 >0,05
Примечание. р - достоверность различий с учетом таблиц В.С. Геннеса.
Таблица 5. Средние величины лабораторных показателей крови и продолжительности лечения при бока- и метапневмовирусной инфекциях у пациентов до 3-летнего возраста
Показатель 1 Бокавирусная инфекция (n=17) Метапневмовирусная инфекция (n=17) I Р
Длительность лечения, койко-дни 5,4±2,8 8,4±2,2 <0,01
Лихорадка, °С 38,7±1,0 38,3±1,1 0,07
Гемоглобин, г/л 119,2±6,3 121,3 ± 0,01
Эритроциты, х1012/л 4,55±0,4 4,7±0,3 0,4
Лейкоциты, х109/л 8,0±2,3 7,7±3,8 0,05
Палочкоядерные, % 3,0±3,5 2,9±3,4 0,08
Сегментоядерные, % 54,6±5,1 44,4±15,3 <0,01
Эозинофиты, % 1,1±0,6 1,0±0,9 0,13
Лимфоциты, % 32,5±7,2 42,7±18,2 <0,01
Моноциты, % 7,8±5,6 8,4±4,5 0,97
СОЭ, мм/ч 9,4±8,4 13,2±8,6 0,35
Примечание. р - достоверность различий между бока- и метапневмовирусной инфекциями.
У 29,4% пациентов с бокавирусной и у 51,3% с метапневмовирусной инфекцией заболевание осложнялось развитием пневмонии. Сроки пребывания в стационаре были выше
при метапневмовирусной инфекции: при бокавирусной инфекции - 5,4±2,8 койко-дня, при метапневмовирусной -8,1±2,1 койко-дня.
СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ
Малова Ирина Анатольевна - аспирант кафедры инфекционных болезней ГБОУ ДПО «Пензенский институт усовершенствования врачей» Минздрава России (заочная аспирантура), заведующая инфекционным отделением ФГБУЗ «Медико-санитарная часть № 59» ФМБА России, Пензенская область, г. Заречный E-mail: infekz@msch59.ru
ЛИТЕРАТУРА
1. Романцов М.Г., Ершов Ф.Н. Часто болеющие дети : руководство для врачей. М. : ГЭОТАР-Медиа. 2009. С. 34-38.
2. Селькова Е.П., Гренкова Т.А., Лапицкая А.С., Гудова Н.Н. Лечение ОРВИ и гриппа у часто болеющих детей // Леч. врач. 2014. № 11. С. 100.
3. Вартанян Р.В. и др. Бокавирусная инфекция у детей раннего возраста // Детские инфекции. 2010. Т. 9, № 3. С. 10-14.
4. Panda S., Mohakud N.K., Pena L., Kumar S. Human metapneumovirus: review of an important respiratory pathogen // Int. J. Infect. Dis. 2014. Vol. 25. P. 45-52.
5. Edwards K.M., Zhu Y., Griffin M.R., Weinberg G.A., et al.; New Vaccine Surveillance Network. Burden of human metapneumovirus infection in young children // N. Engl. J. Med. 2013. Vol. 368, N 7. P. 633-643.
6. Шкарин В.В., Ковалишена О.В. Новые инфекции, систематизация, проблемы, перспективы. Н. Новгород : Изд-во НГМА, 2012. 512 с.
7. Мажуль Л.А., Исаева Е.И., Злобин В.И., Вязов С.О. Бокавирус человека // Вопр. вирусол. 2009. Т. 54, № 3. C. 6-7.
8. Rhedin S., Lindstrand A., Rotzen-Ostlund M., Tolfvenstam T. et al. Clinical utility of PCR for common viruses in acute respiratory illness // Pediatrics. 2014. Vol. 133, N 3. P. e538-e545.
REFERENCES
1. Romantsov M.G., Ershov F.N. Often ill children. Guide for physicians. Moscow: GEOTAR-Media; 2009: 34-8. (in Russian)
2. Sel'kova E.P., Grenkova T.A., Lapitskaya A.S., Gudova N.N. Treatment of SARS and influenza in sickly children. Lechashchiy vrach [Attending Physician]. 2014; Vol. 11: 100. (in Russian)
3. Vartanyan R.V., et al. Bocavirus infection in infants. Detskie infektsii [Children's Infections]. 2010; Vol. 9 (3): 10-4. (in Russian)
4. Panda S., Mohakud N.K., Pena L., K. Subrat. Human metapneumovirus: an important review of several pathogen. Int J Infect Dis. 2014; Vol. 25: 45-52. (in Russian)
5. Edwards K.M., Zhu Y., Griffin M.R., Weinberg G.A., et al.; New Vaccine Surveillance Network. Burden of human metapneumovirus infection in young children. N Engl J Med. 2013; Vol. 368 (7): 633-43.
6. Shkarin V.V., Kovalishena O.V. New infections, systematization, problems, prospects. Nizhniy Novgorod: NGMA, 2012: 512 p. (in Russian)
7. Mazhul' L.A., Isaeva E.I., Zlobin V.I., Vyazov S.O. Human Bokavirus. Voprosy virusologii [Problems of Virology]. 2009; Vol. 54 (3): 6-7. (in Russian)
8. Rhedin S., Lindstrand A., Rotzen-Ostlund M., Tolfvenstam T., et al. Clinical utility of PCR for common viruses in several acute illness. Pediatrics. 2014; Vol. 133 (3): e538-45.