Научная статья на тему 'Метаморфозы понятия «Патриотизм» в условиях глобализации и размывания культурных границ'

Метаморфозы понятия «Патриотизм» в условиях глобализации и размывания культурных границ Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
264
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПАТРИОТИЗМ / ГЛОБАЛИЗАЦИЯ / РАЗМЫВАНИЕ / ИДЕНТИЧНОСТЬ / РОДИНА / КУЛЬТУРНЫЕ ГРАНИЦЫ / PATRIOTISM / CULTURAL BORDERS / GLOBALIZATION / CULTURAL DE-BORDERING

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Носкова Нина Алексеевна

Статья посвящена культурологическому анализу понятия «патриотизм» в условиях современной глобализации. Это понятие для российской действительности всегда имело особенное значение, что отражалось не только в сфере духовной, но и в идеологии, политике, культуре, экономике. В связи с вышеуказанным, понимание сущности современного патриотизма в России, формировавшегося на протяжении многовековой истории российского социума, является актуальной задачей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Metamorphoses of the concept "patriotism" under conditions of globalization and cultural de-bordering

This paper is dedicated to the culturological analysis of the concept "patriotism" in a contemporary rapidly globalizing world. This concept had always the singular value for the Russian reality that was reflected not only in the spiritual medium, but also in ideology, policy, culture, economy, etc. In this connection, it is a topical task to understand the essence of the contemporary patriotism in Russia formed throughout centuries-old history of the Russian society.

Текст научной работы на тему «Метаморфозы понятия «Патриотизм» в условиях глобализации и размывания культурных границ»

УДК 316.75 ББК 60.563.0 Н 84

Н.А. Носкова,

кандидат культурологии, доцент кафедры международных отношений и лингвистики Новороссийского филиала Московского гуманитарно-экономического института, г. Новороссийск, тел.: +79883410545, e-mail: efimenkonini@gmail.com

МЕТАМОРФОЗЫ ПОНЯТИЯ «ПАТРИОТИЗМ» В УСЛОВИЯХ ГЛОБАЛИЗАЦИИ И РАЗМЫВАНИЯ КУЛЬТУРНЫХ ГРАНИЦ

( Рецензирована )

Аннотация. Статья посвящена культурологическому анализу понятия «патриотизм» в условиях современной глобализации. Это понятие для российской действительности всегда имело особенное значение, что отражалось не только в сфере духовной, но и в идеологии, политике, культуре, экономике. В связи с вышеуказанным, понимание сущности современного патриотизма в России, формировавшегося на протяжении многовековой истории российского социума, является актуальной задачей.

Ключевые слова: патриотизм, глобализация, размывание, идентичность, Родина, культурные границы.

N.A. Noskova,

Candidate of Cultural Science, Associate Professor of the Department of International Relations and Linguistics, the Novorossiysk Branch of the Moscow Institute of the Humanities and Economics, Novorossiysk, ph.: +79883410545, e-mail: efimenkonini@gmail.com

METAMORPHOSES OF THE CONCEPT "PATRIOTISM" UNDER CONDITIONS OF GLOBALIZATION AND CULTURAL DE-BORDERING

Abstract. This paper is dedicated to the culturological analysis of the concept "patriotism" in a contemporary rapidly globalizing world. This concept had always the singular value for the Russian reality that was reflected not only in the spiritual medium, but also in ideology, policy, culture, economy, etc. In this connection, it is a topical task to understand the essence of the contemporary patriotism in Russia formed throughout centuries-old history of the Russian society.

Keywords: patriotism, cultural borders, globalization, cultural de-bordering.

В условиях глобализации, объективного и закономерного процесса развития земной цивилизации, теоретический и практический интерес вызывают вопросы, связанные с влиянием этого процесса на такой срез общественного и

индивидуального сознания, как его патриотическая составляющая. То есть сегодня особой актуальностью характеризуются проблемы, касающиеся любви к Родине и мировой цивилизации. В связи с этим одним из ведущих выступает следующий

вопрос: какие преобразования претерпевает понятие «патриотизм» в условиях активно протекающих глобализационных процессов и стирания культурных границ?

Актуальность изучения такого явления, как «патриотизм», обусловлена многовариантностью оценок процессов глобализации, которые приводят к изменению устоявшихся взглядов на национальную идентичность и патриотизм. Сегодня при рассмотрении патриотизма мы сталкиваемся с разнонаправленными тенденциями: с одной стороны, существуют мнения, настаивающие на отказе от патриотизма как от отжившей и устаревшей ценности космополитизма, а с другой стороны - речь идет об абсолютизации патриотизма, его сопоставлении с ксенофобией, национальной нетерпимостью, ненавистью ко всему иному. Эти непростые и спорные процессы нуждаются в переосмыслении обществом и учеными.

Также необходимость обстоятельного анализа понятия «патриотизм» в условиях глобализации вызвана размытостью и нечеткостью самого термина. Полифонизм истолкования понятия «патриотизм», его искажение свидетельствуют о том, что научное определение данной категории не завершено. Для концептуализации рассматриваемого понятия необходимо дистанцироваться от политизации, от эмоциональных перегрузок в понимании патриотизма, требуется уточнить смысловую нагрузку понятия и определить специфические характеристики патриотизма в условиях глобализации.

Смысловая нагрузка понятия «патриотизм» нацелена на формирование абстрактных образов, имеющих ярко выраженную субъективную окраску в сознании человека, строящего свою жизнедеятельность в условиях современного социума. Это приводит к дисбалансу между провозглашаемыми принципами патриотизма и мотивацией

человека к совершению действий патриотического характера. Данная рассогласованность наиболее проявляет себя в периоды социальных противоречий, которыми богата история государства российского.

Период активной глобализации мировых систем оказался сложным для нашей страны и сопровождался распадом СССР, крахом ценностной социалистической парадигмы, заменой системы ценностей. Только за последние сто лет в России три раза менялось государственное устройство, а, следовательно, пересматривался и предмет патриотизма. Важно отметить, что на каждом историческом этапе развития государства трансформировался не только объект патриотизма, но изменялось и содержание самого рассматриваемого понятия. Патриотизм провозглашался пережитком прошлого и объявлялся вечной ценностью.

В условиях таких абсолютно диаметральных подходов к патриотизму для многих россиян он стал обесцениваться, восприниматься как лозунг, прикрывающий политиков для достижения своих целей. Однако в XXI веке, как и прежде, на лидирующих позициях в мире остаются страны, у которых высокий уровень развития патриотизма. Глобальные мировые игроки, предлагая другим народам космополитическую идентификацию, вкладывают огромные средства именно в формирование патриотизма у своего народа.

Патриотизм, будучи структурным компонентом российской культуры и социально-гуманитарных наук, характеризуется богатой историей и устойчивыми традициями. Он всегда знаменовал собой смелость, храбрость и героизм российского народа, он выступает необходимым основание консолидации и величия России.

Многообразие и неоднозначность в понимании понятия «патриотизм» можно объяснить

многовариантностью сущностей данного явления, наличием разных аспектов в его содержании, неповторимостью структуры, разнообразием форм проявления.

На современном этапе изменения российского социума патриотизм выступает фактором преобразования духовного состояния социума, усовершенствования экономической сферы жизнедеятельности общества, формирования гражданского общества.

Патриотизм как моральная категория выступает следствием конструирования образа жизни и этнических традиций и ценностей того или иного народа. Патриотизм прививается в ходе овладения языком и характерными способами мышления, образцами культуры. Он транслируется в ходе общения представителей старшего поколения и молодежи благодаря одобрению или порицанию поведения последних.

Также мы считаем, что формирование патриотических чувств тесно связано с менталитетом этноса, который детерминирован социальной и природной средой, социокультурными условиями жизни [1]. Ментальность складывается из ценностных форм сознания, мира коллективного бессознательного, поведенческих стереотипов, методов социального контроля. Мы закладываем в понимание патриотизма такой смысл, который позволяет противопоставить его космополитизму и национализму.

Идея патриотизма на уровне государства придает новый импульс для создания нового имиджа армии и укрепления обороноспособности страны.

На социальном уровне патриотизм выступает частью общественного сознания, которая проявляется в умонастроениях масс, чувствах по отношению к образу жизни российских граждан, истории, государству, фундаментальным ценностям.

На уровне конкретной личности патриотизм можно рассмотреть как специфическую характеристику, выражающую нравственные идеалы и нормы, мировоззрение. Воспитание в духе патриотических ценностей формирует иерархию

- от любви к малой родине до патриотического самосознания на государственном уровне, осознанной преданности Отечеству.

В современной социальной науке можно выделить следующие направления изучения патриотизма:

- духовная ценность, имеющая определяющее значение для эффективного функционирования общества;

- необходимый компонент социализации личности;

- ценностное свойство человека, которое можно целенаправленно сформировать;

- комплекс способов и средств формирования патриотизма у молодого поколения россиян.

Многие ученые и общественные деятели рассматривали патриотизм в разных аспектах: в бытийном - как реальные чувства, взгляды, идеи; в познавательном

- как отражение в сознании человека процессов и явлений социальной действительности; в ценностном - восприятие человеком мира через призму авторитетных духовных и материальных нормативов, как созидательное в духовно-нравственном аспекте отношение к социальной действительности.

Изучение патриотизма с позиции онтологического аспекта затрагивает его бытие, тенденции функционирования и развития, а также человека с его качествами, так как человек - это субъект социальной жизни, включенный в систему социальных отношений. Это раскрывает объективную основу многосторонних точек зрения по рассматриваемому вопросу, устанавливает разные подходы к пониманию сущности патриотизма. Можно предположить, что сама эта

сущность изменяется, наполняясь всевозможным содержанием.

Гносеологический аспект понятия «патриотизм» связан с презентацией однообразия на эмоциональном и рациональном уровнях. К этому можно отнести решение следующих проблем: каким образом реализуется понимание всех процессов, связанных с проблематикой патриотизма, какая роль отводится общественным практикам и различным способам социокультурных исследований в его познании. Также этот аспект понимания патриотизма показывает его структуру с точки зрения отражения общественного бытия. Структуру патриотизма в теоретико-гносеологическом аспекте можно представить как феномен, проявляющийся на двух уровнях: обыденно-повседневном и научно-теоретическом. Как в социально-историческом плане, так и с точки зрения гносеологии, патриотизм, несомненно, присутствует в обыденно-повседневном сознании человека. На примере патриотизма весьма заметно, что психология патриотизма предшествует его идеологии. Идеологии патриотизма еще не было, когда патриотическое чувство насчитывало уже долгие века своего существования. Идеология патриотизма оформляется лишь в буржуазную эпоху, оставаясь до этого времени главным элементом социальной психологии.

Аксиологический и праксеологический аспекты в понимании патриотизма отражают связь сознания с практической деятельностью человека. Эти аспекты патриотизма дают один из наиболее ярких образцов активной роли сознания по отношению к бытию, ибо они служат стимулятором поступков человека, как в повседневной деятельности, так и в защите Отечества. Действенная сторона патриотизма является решающей, ибо она выступает результатом «работы» эмоционального и рационального уровней,

трансформирует идеи в материальную силу.

Однако, несмотря на разное понимание патриотизма, все три аспекта тесно связаны между собой и образуют целостную структуру.

Разнообразие способов трактовки рассматриваемого нами такого социального явления как патриотизм можно систематизировать следующим образом:

1. Патриотизм как любовь к Родине. В данном направлении фиксируется позитивное отношение к Отечеству, характеризуется ярко выраженной эмоциональной окраской. Включает в себя поклонение обобщенным понятиям - природе, родному краю, дому, семье. Данное понимание патриотизма наиболее распространено не только среди творческой и интеллектуальной элиты, но и преобладающей массы людей. Данный подход наиболее представлен в научной литературе и публицистике.

2. Патриотизм как синтез эмоций и деятельности. Патриотическое отношение к Родине не ограничивается чувствами, а подтверждается активными действиями, совершаемыми на благо Отчизны. Деятельностный подход к пониманию патриотизма является необходимым условием и критерием истинной любви к Родине. От активной созидательной деятельности социального сообщества, направленной на развитие и укрепление Отечества, зависит степень проявления патриотизма у конкретной личности. Активно-деятельностное отношение к своей стране можно рассматривать как одно из наиболее значимых чувств, позволяющих идентифицировать человеку себя со своей Родиной.

3. Патриотизм как общественное явление. В советский период развития нашей страны патриотизм выступал краеугольным камнем идеологии СССР, основой нравственного воспитания молодежи. С конца XX века патриотизм

в социально-гуманитарных науках рассматривается как явление общественного сознания, одно из явлений духовной сферы жизнедеятельности общества. В рамках данного подхода патриотизм рассматривается как явление, пронизывающее все сферы жизнедеятельности общества, как некий ресурс возрождения России, ее трансформации.

4. Объект патриотизма - государство. Понимание необходимости создания условий для укрепления государства. Здесь уместно отметить формирование национальной гордости за страну, развитие государства как условия развития личности и общества.

5. Патриотизм как ценность личности. Сущность патриотизма раскрывается с позиции личности, которая является высшей ценностью, как в отношении к обществу, так и в отношении к государству. Личностный патриотизм - это и созидательное творчество, и национальное напряжение личных сил каждого члена социума, нацеленные на служение всему народу и Отечеству.

6. Патриотизм - этап самовыражения личности, ее духовного совершенствования. Данное направление транслирует божественную природу Отечества, а, следовательно, следует сказать и о готовности к самопожертвованию и самоотречению во имя его.

В советский период патриотизм пропагандировался с точки зрения классово-идеологических позиций, господствовавших в то время. Однако исследования советских теоретиков являются характерным отражением эпохи строительства социализма и заслуживают внимания и объективной оценки. Нельзя не отметить, что в годы Великой Отечественной войны, когда решался вопрос о судьбе нашего Отечества, армия и народ проявили истинный, небывалый по силе патриотизм, который стал основой духовно-нравственного

превосходства над непобедимым доселе врагом [2; 89].

В научно-теоретических исследованиях 70-х и особенно 80-х гг. XX века патриотизм в качестве духовной ценности социалистического общества нередко рассматривался без явно выраженного антирелигиозного звучания. Значительное внимание к духовно-религиозному содержанию патриотизма характеризовалось заинтересованностью, что проявлялось в его рассмотрении под углом скорее позитивной, нежели негативной критики. Это было присуще и работам значительной части военных исследований, изучающих проблему патриотизма.

Особую остроту приобрела проблема патриотизма в современном российском обществе. Она стала центром социокультурных, этнических, культурно-исторических коллизий.

Таким образом, исследователи проделали значительную работу по концептуализации понятия «патриотизм», определили источники его формирования и структуру, предложили классификацию патриотизма. Вместе с этим, изменения реальности в условиях глобализации инициируют пересмотр устоявшихся концепций.

Существующие определения патриотизма отличаются друг от друга, но не противоречат, так как показывают важную роль в различных сферах деятельности людей. Однако каждое из них страдает определенной односторонностью, неполнотой, отражая лишь какую-то одну, качественную, сторону патриотических отношений в обществе. Это несовпадение можно объяснить различием в методологии исследования, мировоззренческими ориентациями исследователей, задачами исследований, а также сложностью самого феномена, его многоаспектностью, многообразием форм проявления, изменением отношения к нему государственного руководства и общественной элиты, особенностями

научных исследований проблемы патриотизма (осуществляемых в разных исторических, социально-политических условиях, на базе различных наук и т.д.).

Понятие «патриотизм» в России имеет ряд характерных особенностей, обусловленных неповторимостью ее исторического развития, самой судьбы русского народа, его культуры, образа жизни, менталитета, национального самосознания, богатством этносов, необходимостью преодоления межэтнической напряженности [3; 90], необъятностью территории, многообразием природы, климата и т.д. Важной закономерностью исторического развития патриотизма в нашем Отечестве является его неравномерный характер: за небывало высоким всеобщим подъемом, как правило, следует спад, депрессия и даже де-патриотизация общества. Поэтому на протяжении последних столетий российский патриотизм был вынужден отстаивать свое право на существование и выживание, что не может не восприниматься как парадоксальное явление, непостижимое для большинства стран мира.

Таким образом, понятие «патриотизм» - неотъемлемый символ существования нации, общества, народа, государства, личности, представляющий одно из главных условий единства, культурной целостности и развития общества.

Патриотизм можно охарактеризовать как сложное, многоаспектное структурированное явление, имеющее свои этапы и уровни развития, проявляющиеся в различных сферах жизни страны. Поэтому он по-разному воспринимается, понимается, проявляется не только разными группами и слоями общества, но и по-разному трактуется, рассматривается в научно-исследовательской литературе, в результате чего до сих пор остается нерешенной проблема понимания его истинной сущности, и, соответственно, не снята необходимость ее более глубокой теоретической разработки.

На наш взгляд, традиционные подходы к формированию патриотизма в новых условиях являются малоэффективными. Патриотизм необходимо не только «воспитывать» у граждан, но и конструировать с использованием мощи современных информационно-

коммуникационных технологий. В условиях глобализации патриотизм необходимо ориентировать на национальную замкнутость и самодостаточность. Только понимаемый таким образом патриотизм может стать противовесом космополитизации и вестернизации и условием успешного развития многонациональной общности. Обозначенные изменения содержания патриотизма в условиях глобализации нуждаются в глубоком философском осмыслении.

Примечания:

1. Ильинова Н.А. Личность в современном социокультурном пространстве. Майкоп, 2003. URL: http://elibrary.ru/download/76791055.pdf (дата обращения: 15.10.2016 г.).

2. Ешев М.А. Патриотизм в советской и постсоветской России // Власть. 2014. № 5. С. 85-89.

3. Афасижев Т.П., Ильинова Н.А. Взаимодействие этносов в теоретических конструктах Н.Я. Данилевского и JI.H. Гумилева // Вестник Адыгейского государственного университета. Сер. Регионоведение: философия, история, социология, юриспруденция, политология, культурология. 2015. Вып. 3 (163). С. 89-95.

References:

1. Ilyinova N.A. Personality in contemporary social and cultural space. Maikop, 2003. [Electronic resource] http://elibrary.ru/download/76791055.pdf (date of access: 15.10.2016).

2. Eshev M.A. Patriotism in the Soviet and post-Soviet Russia // Power. 2014. No. 5. P. 85-89.

3. Afasizhev T.I., Ilyinova N.A. The interaction of ethnic groups in the theoretical constructs of N.Ya. Danilevsky and L.N. Gumilyov // Bulletin of Adyghe State University. Series 1: Area Studies: Philosophy, History, Sociology, Jurisprudence, Political science and Cultural studies. 2015. No. 3 (163). P. 89-95.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.