Научная статья на тему 'МЕТАМОРФОЗЫ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ В СТАДИИ "КОГНИТИВНОГО КАПИТАЛИЗМА" ИНДУСТРИАЛЬНОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ'

МЕТАМОРФОЗЫ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ В СТАДИИ "КОГНИТИВНОГО КАПИТАЛИЗМА" ИНДУСТРИАЛЬНОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
34
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РАБОЧАЯ СИЛА / ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ КАПИТАЛ / ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ ТРУД / ОБЩЕСТВО ЗНАНИЙ / ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ СОБСТВЕННОСТЬ

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Бондаренко В.П., Римский В.П., Шамардин Н.Н.

В статье дана философско-антропологическая и философско-культурологическая критика современных неолиберальных и анархо-индивидуалистических концепций «человеческого капитала » и «общества знаний» в контексте актуализации классических идей К. Маркса. Обосновано, что в индустриальной цивилизации продукты интеллектуального труда и духовного производства выступают как специфический товар, а культурный (человеческий) капитал через становление правовых форм интеллектуальной собственности включается в целостную систему товарно-денежной экономики. В духовном производстве индустриализма продукты интеллектуального труда в качестве культурного капитала вступают в противоречие с частной собственностью на средства производства, в том числе на человеческий капитал как превращенную форму «рабочей силы», который измеряется уже не просто «рабочим временем», а виртуальными количественными показателями биржевых индексов и аукционных спекуляций по продаже культурных ценностей, бухгалтерским учётом интеллектуальной собственности на предприятиях, различного рода рейтингами в сфере культуры, науки и образования. Таким образом, количественные темпоральные индикаторы человеческого капитала в «когнитивном капитализме» существуют в превращенных формах измерения интеллектуального труда (интеллектуальная собственность, биржевые индексы, индексы цитирования учёных, имиджевые рейтинги и т.п.).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

METAMORPHOSIS OF INTELLECTUAL PROPERTY IN THE STAGE "COGNITIVE CAPITALISM" OF INDUSTRIAL CIVILIZATION DEVELOPMENT

The article suggests the philosophical, anthropological and culturological criticism of the contemporary neo-liberal and anarcho-individualistic conceptions «human capital» and «knowledge society» in the context of updating K. Marx`s classic ideas. The article substantiates the idea that within the framework of the industrial civilization the intellectual and spiritual products become specific ones, and the cultural (human) capital due to the establishment of legal forms of intellectual property is included into an integrated system of commodity-money economy. In the area of spiritual production the intellectual products as cultural capital come into conflict with the private ownership for means of production and for human capital which is considered as a transformed form of the labour force. It is measured not just by «working time» but also by virtual stock exchange quantitative indices and auction speculations on the sale of cultural goods as well as by accounting of intellectual property at enterprises, and by various ratings in the sphere of culture, science and education. Thus, quantitative temporal indicators of human capital in «cognitive capitalism» are reflected in the measurement of intellectual labor (intellectual property, stock indexes, citation indexes scientists, image ratings, etc).

Текст научной работы на тему «МЕТАМОРФОЗЫ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ В СТАДИИ "КОГНИТИВНОГО КАПИТАЛИЗМА" ИНДУСТРИАЛЬНОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ»

УДК 130.2

Е. А. Бондаренко, аспирант кафедры философии и истории науки ГБОУ ВПО «Белгородский государственный институт искусств и культуры» e-mail: zhuravleva_ek@mail.ru

В. П. Римский, доктор философских наук, профессор, заведующий кафедрой философии и истории науки, ГБОУ ВПО «Белгородский государственный институт искусств и культуры» e-mail: rimskiy@bsu.edu.ru

Н. Н. Шамардин, аспирант кафедры философии и теологии, ФГАОУ ВПО «Белгородский государственный национальный исследовательский университет» e-mail: shamardin_n@mail.ru

МЕТАМОРФОЗЫ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ В СТАДИИ «КОГНИТИВНОГО КАПИТАЛИЗМА» ИНДУСТРИАЛЬНОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ

В статье дана философско-антропологическая и философско-культурологическая критика современных неолиберальных и анархо-индивидуалистических концепций «человеческого капитала» и «общества знаний» в контексте актуализации классических идей К. Маркса.

Обосновано, что в индустриальной цивилизации продукты интеллектуального труда и духовного производства выступают как специфический товар, а культурный (человеческий) капитал через становление правовых форм интеллектуальной собственности включается в целостную систему товарно-денежной экономики. В духовном производстве индустриализма продукты интеллектуального труда в качестве культурного капитала вступают в противоречие с частной собственностью на средства производства, в том числе на человеческий капитал как превращенную форму «рабочей силы», который измеряется уже не просто «рабочим временем», а виртуальными количественными показателями биржевых индексов и аукционных спекуляций по продаже культурных ценностей, бухгалтерским учётом интеллектуальной собственности на предприятиях, различного рода рейтингами в сфере культуры, науки и образования.

Таким образом, количественные темпоральные индикаторы человеческого капитала в «когнитивном капитализме» существуют в превращенных формах измерения интеллектуального труда (интеллектуальная собственность, биржевые индексы, индексы цитирования учёных, имиджевые рейтинги и т.п.).

Ключевые слова: рабочая сила, человеческий интеллектуальная собственность, рейтинги.

Статья продолжает серию наших публикаций по обозначенной проблематике [1; 2; 3; 4; 12; 13]. Мы исходим из понимания, что в развитой системе духовного производства индустриальной цивилизации, существующей вплоть до наших дней, мыслительная активность и творчество человека достигают, на первый взгляд, наибольшего подъёма и результативности в науке, литературе и искусстве. Здесь продукты интеллектуального труда становятся специфическим товаром и через становление правовых форм интеллектуальной собственности вклю-

капитал, человеческий труд, общество знаний,

чаются в целостную систему капиталистического (индустриального) товарно-денежного производства.

В этом контексте и возникают проблемы природы культурного и человеческого капитала, их взаимодействия, специфики интеллектуальной собственности и её превращенных форм в духовном производстве нового индустриализма, обозначенного в современной западной и отечественной науке и философии такими расплывчатыми концептами, как «постиндустриализм», «когнитивный капитализм»

и т.п. В современной философии и социально-гуманитарных науках сплошь и рядом употребляются модные термины и понятия: «человеческий капитал» и «общество знания/знаний», маскирующие, как и не менее популярные концепты «постиндустриальное общество», «информационное общество», «когнитивный капитализм» и т.п., суть дела. Мы не будем подробно рассматривать экономические идеи и практики неолиберализма, нам интересны сами эти концепты, так как здесь присутствуют не столько рационализации реалий «новой» капиталистической экономики, сколько политико-идеологические, мировоззренческие и антропологические смыслы.

П. Бурдьё в начале семидесятых годов прошлого века был первым, кто ввёл целый веер концептов («культурный капитал», «символический капитал», «человеческий капитал» и т.п.), исследуя кризис в системе французского образования [6]. Интерпретация феномена культурного капитала, как оно первоначально эксплицировано в концепции Бурдьё и в работах современных авторов [6; 7; 8; 16], позволяет дать его суммарное понимание, связанное с его включенностью в сферу духовного производства. Культурный капитал в этом плане выступает в трех состояниях, которые очевидным образом присутствуют в духовном производстве:

1. Инкорпорированное состояние как накопление первичного культурного капитала: культурно-антропологические (телесные и ментальные) объективные структуры (физическая, поведенческая, эмоциональная, интеллектуальная, коммуникативная и нравственная культура индивида, практическое знание, первичные навыки социализации), заложенные воспитанием в семье, приобщением к региональной и этнической культуре, инвестициями в школьное образование, а также самовоспитанием; культурные мотивации и компетенции индивида (состояние здоровья и уровень физической культуры, культурная идентичность, уровень общего образования, культура поведения и мышления, первичные навыки культурного творчества и т.д.); символические статусы и репутации, связанные с разными условиями доступа индивида к культурному капиталу и вхождением человека в культурно-цивилизаци-онные, традиционные, семейные и региональные статусные сообщества (первичный символический капитал);

2. Объективированное (аксиологическое) состояние как наследование культурного капитала: культурные ценности (разговорный и литературный язык, книги, словари, музыкальные записи, картины, культурные артефакты, музейные и выстовочные экспонаты, инструменты, машины, научное и техническое знание и т.д.); права собственности на культурные ценности (семейное наследие в форме явного и неявного знания, корпоративные секреты, авторское право, интеллектуальная собственность и т.п.); символические статусы и репутации, связанные с наследованием культурного капитала и компетенций, с вхождением в иерархические статусные сообщества (классовые, политические, корпоративные, клановые «династии» и т.п.).

3. Институционализированное состояние как воспроизводство культурного капитала: объективации в виде культурных квалификаций и профессионализма (инновационные, образовательные - самодеятельные и академические - навыки, компетенции и квалификации как результат развития унаследованного и приобретенного культурного капитала); сертификаты о культурных компетенциях (разряды, аттестаты, дипломы, патенты, лицензии и т.п.); символические статусы и репутации, связанные с воспроизводством культурного капитала и вхождением в новые горизонтальные (солидарные) статусные сообщества (неформальные, субкультурные, профессиональные и т.п.).

Как видим, интеллектуальная собственность, которая в явной форме становится легитимированной в эпоху индустриализма, является лишь одной из модификаций культурного и человеческого капитала, имеющего достаточно длительную историю.

Философско-антропологическую интерпретацию концепта «человеческий капитал» дал ещё М. Фуко в лекциях «Рождение биополитики» [17], подготовленных и прочитанных в 1978-1979 гг. на волне прихода к власти неолибералов, которые оказались в США и Англии неоконсерваторами (французские социалисты, кстати, стали придерживаться этого же курса). Надо отметить, что в своих лекциях Фуко вёл скрытую полемику с концепцией культурного (человеческого) капитала П. Бурдьё: хотя лишь в одном месте, в примечаниях, имеется прямая отсылка к оппоненту. Что же привлекло «левого» интеллектуала М. Фуко в концепте «чело-

веческий капитал» и почему он критикует позицию другого «левого» интеллектуала?

Во-первых, Фуко совершенно справедливо пишет о взаимоотношении марксистской и неолиберальной мысли: «Неолибералы практически никогда не обсуждают Маркса в силу того, что можно считать экономическим снобизмом. Но мне кажется, что, если бы они дали себе труд дискутировать с Марксом, они обнаружили бы то, что [уместно] было бы назвать анализом Маркса. Они сказали бы: совершенно очевидно, что Маркс в своем анализе сделал труд одной из сущностных основ. Но что делает Маркс, когда он анализирует труд? Он показывает, что рабочий продает что? Не труд, но рабочую силу [17, с. 279]. Но далее он фактически примыкает к неолиберализму, отмечая, что «классическая экономия была неспособна позаботиться об анализе труда в его конкретной спецификации и его качественных модуляциях, потому что она оставила эту чистую страницу, эту лакуну, эту пустоту в своей теории, поспешив создать вокруг труда целую философию, антропологию, политику, представителем которой и был Маркс... они упускают спецификацию, качественные модуляции и экономические эффекты этих качественных модуляций, так это, в сущности, потому, что классические экономисты всегда рассматривают в качестве объекта экономии процесс, капитал, капиталовложение, машину, продукт и т.п. [17, с. 280, 281]. Так ли это? Игнорирует ли К. Маркс в своём анализе труда его «качественные модуляции»?

Обратимся к классическим текстам Маркса из первого тома «Капитала», прижизненной манифестации его идей. Действительно, в своих исследованиях он делал упор на время как меру абстрактного труда специфического товара «рабочая сила», отвлекаясь от «качественных модуляций» труда. Маркс, различая потребительную и меновую стоимость товара, определяет последнюю количественными параметрами, действительно абстрагируется в данном случае от качественных и индивидуальных характеристик труда [14, с. 47]. Но игнорирует ли Маркс в своём анализе труда его «качественные модуляции»? Выступает ли для него «труд» и носитель «труда», человек, в виде некоей безжизненной абстракции? Разумеется, нет. Это видно уже из хрестоматийной цитаты, где речь идёт о философском определении труда как

такового: «Кроме напряжения тех органов, которыми выполняется труд, в течение всего времени труда необходима целесообразная воля, выражающаяся во внимании, и притом необходима тем более, чем меньше труд увлекает рабочего своим содержанием и способом исполнения, следовательно, чем меньше рабочий наслаждается трудом как игрой физических и интеллектуальных сил» [14, с. 188-189]. Где же здесь отход от «качественных модуляций» труда? Аналогичное, качественное определение труда мы находим и в характеристике «докапиталистических», конкретно-исторических форм труда [15]. Качественные определения труда теряются не столько в силу «абстрагирующей силы» ума теоретика, сколько в процессе социальной трансформации самого труда при переходе к механическому мануфактурному, а затем машинному индустриальному производству [14, с. 374]. Маркс показал, что абстрактные, стоимостные характеристики труда и процесс его превращения в «рабочую силу», количественную темпоральную абстракцию есть продукт «естественноисторического» развития капитализма и индустриального способа производства.

Критики Маркса и классической политэкономии порой соглашаются, что количественное измерение рабочей силы и труда временем имеет смысл на ранней стадии индустриализма, в эпоху «свободной конкуренции». Но оно якобы теряет свою значимость при переходе к «постиндустриализму» и «обществу знаний». Так ли это?

В этом плане интерес представляют достаточно противоречивые идеи А. Горца, с одной стороны, критикующего марксистское понимание труда, а с другой - опирающегося на его мысли о будущем свободном развитии труда и производства знания (науки), заложенном в рукописном наследии. Он говорит о превращении «рабочей силы» в «человеческий капитал» в условиях «общества знаний», когда не только научное знание, но и «неявное», неформализованное профессиональное знание («живое знание») становятся факторами социальной динамики [11, с. 13]. Пока мы зададим Горцу один риторический вопрос: от того, что эксплуатация в обществе «когнитивного капитализма» (ещё одно название для «общества знаний» или «информационного общества») становится «самоэксплуатацией», она перестает быть таковой

и при этом именно на капиталистический лад? Как у Горца, так и у Фуко, на которого первый и опирается, главный интерес в концепте «человеческий капитал» представляет момент превращения человека в «самопредприятие», что очень важно для актуализации и развития фу-кианского концепта «практики себя», с которым он фактически связывает прогресс человеческих «практик свободы», начиная от античного «познай себя» и исповедальных практик христианства и заканчивая либеральными и анархическими практиками свободы. В тот момент, когда Фуко читал свои лекции, посвященные либеральным «практикам самости», он как бы уже и забыл о своих анархически-индивидуалистических исканиях периода студенческих бунтов и борьбы со «знанием-властью». Он вдруг увидел в неолиберализме более реалистический путь постепенного обретения свободы человека. Вот здесь его и заинтересовал неолиберальный «человек-фирма» как реализация метафоры «человеческого капитала» [17, с. 284]. Но разве у Маркса речь шла о том, что «базовым элементом» классического индустриализма является машина или рабочий, а не «предприятие» (вначале мануфактура, а затем фабрика)?

Именно между капиталистическими предприятиями как в эпоху раннего, так и во времена зрелого индустриализма (государственно-монополистического, а затем транснационального) разворачивается основная конкурентная борьба, в ходе которой и реализуется в рационально-иррациональных формах капитал, создаваемый в конечном счете рабочими на предприятиях. Разве перенесение неолибералами конкуренции вовнутрь предприятия и её напряженная реализация между «человеками-предприятиями» (будь они наёмными инженерами, менеджерами или обслуживающими рабочими, заботящимися о своей профессиональной конкурентноспособности и «ликвидности») отменяет саму природу капиталистической конкуренции, которая только и создаёт капитал как самовозрастающую стоимость? Разумеется, нет. Надо одеть неолиберальные очки, чтобы не видеть эксплуатации «человека-предприятия» и в «когнитивном капитализме», и в «обществе знаний».

Может быть, здесь исчезают и количественные оценки «интеллектуализированного», «нематериального» труда как реализации «живых

знаний» (А. Горц) или «экспертного знания (Э. Гидденс)? «Производительный труд, измерявшийся в единицах произведенного за единицу времени продукта, сменился так называемым нематериальным трудом, который уже не поддается измерению классическими способами» [11, с. 21], - пишет Горц. Но ему и себе противоречит Фуко, когда пишет: «Чем же конституируется это инвестирование, формирующее компетенцию-машину? Известно из экспериментов, из наблюдений, что оно конституируется, к примеру, тем временем (выделено нами - авт.), которое родители посвящают своим детям помимо простой воспитательной деятельности в собственном смысле» [17, с. 289]. Сюда же надо отнести не только время воспитания родителями детей и инвестирования в их образование и здоровье, но и время инвестирования в себя, которое происходит как до прихода «человека-предприятия» на большое предприятие после школы, колледжа или университета (при этом часто молодые люди вынуждены сами зарабатывать на учёбу «неквалифицированным» трудом), так и после, работая, под угрозой потери работы, затрачивая свои «доходы» и «свободное время» на инвестиции в себя. Здесь через задний ход возвращается измерение труда «человека-предприятия» временем и его количеством, когда обращается к тому факту, что все инвестиции в «человеческий капитал» так или иначе связаны с временными затратами индивида и семьи.

Это вряд ли то «свободное время», как время свободной реализации человеческой личности, о котором писал Маркс. Скорее всего, мы здесь имеем в завуалированной форме всё тот же феномен «рабочего времени»: «В капиталистическом обществе свободное время одного класса создается посредством превращения всей жизни масс в рабочее время (выделено нами)» [14, с. 539]. Здесь время заботы, чуть ли не по М. Хайдеггеру, когда индивид вынужден не реализовать смысл бытия, а думать о хлебе насущном «здесь и сейчас», о завтрашнем дне в условиях объективации «бытия в мире» и о лучшей продаже своего «индивидуального предприятия» всё тем же транснациональным предприятиям. Это и есть капиталистическая биополитика, описываемая Фуко, в которой управленческие манипуляции жизнью человека со стороны общества и капитала дополняются самоманипуляциями человека. Че-

ловек в «обществе знаний» и «когнитивном капитализме» становится той унтер-офицерской вдовой неолиберализма, которая сам/сама себя создаёт, сам/сама с собой конкурирует и сам/ сама себя эксплуатирует. Только во благо кого или чего?

Время «самоэксплуатации» вынесено за стены капиталистического предприятия (очень удачная неолиберальная рационализация экономии оплаты труда!) в семью (своеобразная социальная архаизация на основе новейших технологий). Человек фактически вынужден трудиться чуть ли не полные сутки над своим специфическим товаром «человек-предприятие», сменившим в «когнитивном капитализме» товар «рабочая сила». Да, он якобы получает «доход», а не «заработную плату», капитализирует свои инвестиции в себя (теории «трудового дохода» и т.п. иллюзии Маркс критиковал применительно к классической политэкономии и наивных представлений самих рабочих). Но реализация основной прибыли отнесена уже в сферу финансового капитала и фондовых рынков, создающих сверхприбыль на спекуляциях вокруг брендиро-ванных (фактически виртуальных и фиктивных) 1Т-предприятий. И не они в конечном счете создают реальную прибавочную стоимость, о которой писал Маркс, а те массы по-прежнему индустриальных рабочих в странах третьего мира и «догоняющей индустриализации» и «догоняющей постиндустриализации» (Китай, Вьетнам, Восточная Европа, Африка и т.п.), куда вынесены технологии реального производства товаров. Мы видим, что реальный «постиндустриализм» на самой деле означает не доминирование интеллектуального труда над материальным и не только их различие в рамках национальных экономик, но их глобальное разделение: страны «золотого миллиарда», как производители интеллектуальных технологий и «экспертного знания», - и остальные страны, производители массовых товаров широкого потребления с использованием дешевого товара «рабочая сила» (телевизоры и автомобили Америка давно уже не производит). Символами такого глобального разделения на два мира - мир Труда и мир Капитала - давно стали Китай и США.

Маркс никогда не писал, что стоимость товара «рабочая сила» напрямую измеряется временем, затраченным рабочим в процессе труда на конкретном предприятии. В «Капитале» читаем: «Сравнительно сложный труд

означает только возведенный в степень или, скорее, помноженный простой труд, так что меньшее количество сложного труда равняется большему количеству простого. Опыт показывает, что такое сведение сложного труда к простому совершается постоянно. Товар может быть продуктом самого сложного труда, но его стоимость делает его равным продукту простого труда, и, следовательно, сама представляет лишь определенное количество простого труда. Различные пропорции, в которых различные виды труда сводятся к простому труду как к единице их измерения, устанавливаются общественным процессом за спиной производителей (выделено нами - авт.) и потому кажутся последним установленными обычаем. Напротив, всеобщая форма стоимости (выделено нами - авт.) возникает лишь как общее дело всего товарного мира. Данный товар приобретает всеобщее выражение стоимости лишь потому, что одновременно с ним все другие товары выражают свою стоимость в одном и том же эквиваленте, и каждый вновь появляющийся товар должен подражать этому. Вместе с тем обнаруживается, что так как стоимостная предметность товаров представляет собой просто «общественное бытие» этих вещей, то и выражена она может быть лишь через их всестороннее общественное отношение, что их стоимостная форма должна быть поэтому общественно значимой формой (выделено нами - авт.)» [14, с. 53]. Мы не будем останавливаться подробно на том факте, что именно в сфере общественного разделения труда формируются такие количественные индикаторы для измерения специфического товара «знание», которые выступают превращенными формами темпоральных характеристик труда, в том числе и труда интеллектуального.

Это, прежде всего, интеллектуальная собственность, которая как собственность на патенты возникает еще во времена А. Смита и Д. Рикардо и делает «экспертные знания» специфическим товаром, покупаемым и продаваемым. Начиная с XVIII века, но особенно в следующем столетии происходит взрывное развитие авторского и патентного права. К сожалению, Маркс почти не обратил внимания на проблему и природу интеллектуальной собственности, на роль патентов и патентного права (авторского права и т.п.) в развитии капиталистического индустриализма. Хотя уже

его основной «учитель» Г.В.Ф. Гегель в «Философии права» (под влиянием именно этой работы начинается творческий путь создателя великого коммунистического нарратива и нового социально-гуманитарного знания) зафиксировал феномен интеллектуальной собственности [9, с. 101-103, 123-124], в том числе и его онтологические основания. Время первого прижизненного издания этой работы Гегеля -1820 год. Еще не изданы законы о патентах и авторском праве в Германии и многих других европейских странах, но великий мыслитель уже увидел глубокий философский смысл в феномене собственности и интеллектуальной собственности как её разновидности. Здесь важно подчеркнуть, что Гегель проницательно отметил то, что интеллектуальный труд и духовное производство, как и интеллектуальная собственность, становятся в «мире разума», как он номинировал новый «научный мир» доминирующими модусами бытия человека. Интересно, что идеи Гегеля о количественных, временных и товарно-денежных параметрах существования интеллектуальной собственности, что Маркс, разумеется, использовал потом в своём «Капитале». И мы далеки от мысли, что Маркс «не понял» Гегеля и чего-то не увидел в окружающем его мире индустриализма. Он увидел главное: роль науки и духовного производства если не в реалиях XIX столетия, то уж точно в

грядущем обществе, где наука будет играть роль непосредственной производительной силы.

Разумеется, во времена «свободного» капитализма и первых форм капиталистического применения науки в индустриальном производстве не было и таких развитых количественных индикаторов измерения научного труда, как различного рода индексы цитирования учёного или рейтинги университетов, основных производителей знания в современном «когнитивном капитализме». Но в реалиях современной «постиндустриальной» экономики эти количественные индикаторы измерения научного интеллектуального труда и интеллектуальной собственности являются лишь превращенными и виртуализированными формами всё того же времени, затрачиваемого конкретным индивидом, будь он простым рабочим на китайском предприятии, российским чиновником, эффективным менеджером в транснациональной компании или профессором «предпринимательского университета». Это время эксплуатации человеческого труда, затрачиваемого на производство промышленных товаров, научных знаний, технологических инноваций или на образование и повышение квалификации. Это не отменяет капиталистической природы любого труда в современном мире «постиндустриализма» и его рационально-иррационной природы. Маркс и в этом был прав.

Литература

1. Бондаренко, Е. А. Интеллектуальный труд и духовное производство: философско-методо-логическая экспликация понятий / Е. А. Бондаренко, В. П. Римский // Научные ведомости БелГУ. Серия «Философия. Социология. Право». - 2014. - № 2 (173). - Вып. 27. - С. 33-42.

2. Борисов, С. Н. Культурный капитал и интеллектуальные субкультуры в античном духовном производстве. Статья 1 / С. Н. Борисов, Е. А. Бондаренко, В. П. Римский // Научные ведомости БелГУ. Серия «Философия. Социология. Право». - 2014. - № 9 (180). - Вып. 28. - С. 5-19.

3. Борисов, С. Н. Культурный капитал и интеллектуальные субкультуры в античном духовном производстве. Статья 2 / С. Н. Борисов, Е. А. Бондаренко, В. П. Римский // Научные ведомости БелГУ. Серия «Философия. Социология. Право». - 2014. - № 16 (187). - Вып. 29. - С. 5-11.

4. Борисов, С. Н. Интеллектуальные субкультуры в средние века и эпоху Возрождения / С. Н. Борисов, Е. А. Бондаренко, В. П. Римский // Наука. Культура. Искусство. Научный журнал БГИ-ИК. - 2014.- № 4. - С. 178-190.

5. Брун, М. Патенты на изобретения / М. Брун // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т (82 т. и 4 доп.). - СПб., 1890-1907.

6. Бурдьё, П. Воспроизводство: элементы теории системы образования / Пьер Бурдьё, Жан-Клод Пассрон ; пер. Н. А. Шматко. М. : Просвещение, 2007. - 267 с. - (Образование: мировой бестселлер).

7. Бурдьё, П. Начала. Choses dites / пер. с фр. Н. А. Шматко. - M. : Socio-Logos, 1994. - 288 с.

8. Бурдьё, П. Практический смысл / пер. с фр.: А. Т. Бикбов, К. Д. Вознесенская, С. Н. Зенкин, Н. А. Шматко ; отв. ред. пер. и Послесл. Н. А. Шматко. - СПб. : Алетейя, 2001. - 562 с.

9. Гегель, Г.В.Ф. Философия права / Г.В.Ф. Гегель. - М. : Мысль, 1990. - 524 с.

10. Гидденс, Э. Последствия современности / пер. с англ. Г. К. Ольховикова ; Д. А. Кибальчича ; вступ. статья Т. А. Дмитриева. - М. : Издательская и консалтинговая группа «Праксис», 2011. -352 с. - (Серия «Образ общества»).

11. Горц, А. Нематериальное. Знание, стоимость и капитал / пер. с нем. и фр. М. М. Сокольской. - М. : Высшей школы экономики, 2010. - 208 с. - (Социальная теория).

12. Игнатова, В. С. Проблема «традиции - инновации» и генезис научно-инновационных субкультур: (культурно-цивилизационный контекст) / В. С. Игнатова, В. П. Римский // Наука. Культура. Искусство. Научный журнал БГИИК. - 2012. - № 1. - С. 34-57.

13. Игнатова, В. С. Генезис науки, инноваций и научного университета (к девяностолетию со дня рождения М. К. Петрова) / В. С. Игнатова, В. П. Римский // Наука. Культура. Искусство. Научный журнал БГИИК. - 2013. - № 2. - С. 61-75.

14. Маркс, К. Капитал. Критика политической экономии. Т. I // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т. 23. - М. : Изд-во полит. лит-ры, 1960. - С. 23-907.

15. Маркс, К. Теории прибавочной стоимости. IV том «Капитала». Часть первая // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т. 26. Ч. I. - М. : Изд-во полит. лит-ры, 1962. - 476 с.

16. Радаев, В. В. Понятие капитала, формы капиталов и их конвертация / В. В. Радаев // Общественные науки и современность (ОНС). - 2003. - № 2 . - С. 5-17.

17. Фуко, М. Рождение биополитики: курс лекций, прочитанных в Коллеж де Франс в 19781979 учеб. году / М. Фуко ; пер. с фр. : А. В. Дьякова. - СПб. : Наука, 2010. - 448 c. - (Programme A. Pouchkine).

References

1. Bondarenko, E. A., Rimsky B. P. (2014) Intellectual work and spiritual production: philosophical and methodological explication of concepts [IntellektuaFnyji trud I dukhovniye proizvodstvo] // Belgorod state University Scientific Bulletin. Series ".Philosophy. Sociology. Right". No 2 (173), vol. 27, pp. 33-42.

2. Borisov, S. N., Bondarenko E. A., Rimsky B. P. (2014) Cultural capital and intellectual subculture in the ancient spiritual production. Article 1 [Kulternyji capital I intellectualnyye subkultury v antichnom dukhovnom proizvodstve. Stat'ya 1] // Belgorod state University Scientific Bulletin. Series "Philosophy. Sociology. Right". No 9 (180), vol. 28. pp. 5-19.

3. Borisov, S. N., Bondarenko E. A., Rimsky B. P. (2014) Cultural capital and intellectual subculture in the ancient spiritual production. Article 2 [Kulternyji capital I intellectualnyye subkultury v antichnom dukhovnom proizvodstve. Stat'ya 2] // Belgorod state University Scientific Bulletin. Series "Philosophy. Sociology. Right". No 16 (187), vol. 29, pp. 5-11.

4. Borisov, S. N., Bondarenko E. A., Rimsky B. P. (2014) Intellectual subculture in the middle ages and the Renaissance [Intellektualnyye subkultury v sredniye veka i epokhu Vozrozhdeniya] // Science. Culture. Art. Scientific journal BGII. No. 4. pp. 178-190.

5. Brun, M. Patents[Patenty na izobreteniye] // Encyclopedic dictionary Brockhaus and Efron: 86 volumes (82 tonnes and 4 additional), SPb., 1890-1907.

6. Bourdieu, P. (2007) Reproduction: elements of the theory of education [Vosproizv odstvo: element teorii sistemy obrazovaniya] / Pierre Bourdieu, Jean-Claude Passeron; [transl. by N. A. Shmatko]; Mosk. the Supreme. SHK. social. and Econ. Sciences. - M : Education, 267 p. (Education: global bestseller).

7. Bourdieu, P. (1994) The Beginning. Nachala]: TRANS. with FR. Shmatko N. A. - M. : SocioLogos, 288 p.

8. Bourdieu, P. (2001) Practical sense [Prakticheskiji smysl] Lane. with FR. A. So The Bikbov, K. D. Ascension, S. N. Zenkin, N. A. Shmatko; Resp. Ed. trans. and Comm. N. A. Shmatko. - SPb., 562 p.

9. Hegel, G. C. F. (1990) Philosophy of law [Filosofiya prava]. - M.: Mysl', 524 p.

10. Giddens, E. (2011) Consequences of modernity. [Posledstviya sovremennosti] TRANS. from English. G. K. Olhovich; D. A. were; takes. article I. A. Dmitriev. - M. : Publishing and consulting group "praxis", 352 p. (Series "the Image of society").

11. Gorts, A. (2010) Intangible. Knowledge, value and capital [NemateriaFnoye. Znaniye, stoimost' i capital] / Per. s nem. and FR. M. M. Sokol; GOS. University - Higher school of Economics. - M. : Publishing House. the State house. University - Higher school of Economics, 208 p. - (Social theory).

12. Ignatova, V. S., Rimsky B. P. (2012) Problem of "tradition - innovation" and the Genesis of scientific-innovative subcultures: cultural and civilizational context) [Problema "Traditsii-innovatsii" i genesis nauchno-innovatsionnykh subkultur: (kurturno-tsivilizatsionnyji protsess)] // Science. Culture. Art. Scientific journal BGII. No. 1, pp. 34-57.

13. Ignatova, V. S., Rimsky B. P. (2013) Genesis of science, innovation and university (ninetieth birthday birthday M. K. Petrova) // Science. Culture. Art. Scientific journal BGII. - No. 2, pp. 61-75.

14. Marx, K. (1960) Capital. Critique of political economy. V. I [Kapital. Kritika politicheskoi ekonomii. V. I] K. Marx, F. Engels, Soch. Ed. second. So 23. - M. : Izd-vo watered. literature, pp. 23-907.

15. Marx, K. (1962) The Theory of surplus value. IV volume of "Capital". Part one [Teoriya pribavochnoi stoimosti. IV tom "Kapitala"] // K. Marx, F. Engels, Soch. Ed. second. So 26. Ch. I. - M. : Izd-vo watered. literature, 476 p.

16. Radaev, V. (2003) Notion of capital, forms of capital and their conversion centuries [Ponyatiye kapitala, formy kapitalov i ikh konvertatsiya] // Social Sciences and modernity (TTR). No 2, pp. 5-17.

17. Foucault, M. (2010) Birth of biopolitics [Rozhdeniya biopolotiki]: a course of lectures at the College de France 1978-1979 textbook. year ; translated from FR. A. C. Diacov. - St. Petersburg: Nauka, 448 p. - (Programme A. Pouchkine).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.