Научная статья на тему 'Металлические зеркала как предмет внешней и внутренней торговли в Золотой Орде'

Металлические зеркала как предмет внешней и внутренней торговли в Золотой Орде Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
229
88
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРЕДМЕТ ВНЕШНЕЙ И ВНУТРЕННЕЙ ТОРГОВЛИ / ТИПЫ МЕТАЛЛИЧЕСКИХ ЗЕРКАЛ / ОРГАНИЗАЦИЯ РЕМЕСЛЕННОГО ПРОИЗВОДСТВА / РАСШИРЕНИЕ ТОВАРНОГО ПРОИЗВОДСТВА В БУЛГАРИИ И ЗОЛОТОЙ ОРДЕ / РЕАЛИЗАЦИЯ МЕСТНОЙ И ИМПОРТНОЙ ПРОДУКЦИИ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Валеев Рафаэль Миргасимович

Металлические зеркала, поступавшие из восточных стран в результате внешнеторговых контактов, были широко распространены как предметы быта и, учитывая их эстетические качества, являлись произведениями декоративно-прикладного искусства. В результате технически-художественной подготовленности ремесленных производств в Булгаре и Золотой Орде и широкой потребности в этом виде товара было организовано их местное изготовление. Они распространялись на внутреннем рынке путем реализации местной и импортной продукции, поэтому являются одним из важных показателей, характеризующих расширение товарного производства в Золотой Орде.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Металлические зеркала как предмет внешней и внутренней торговли в Золотой Орде»

Вестник Челябинского государственного университета. 2009. № 37 (175). История. Вып. 36. С. 47-53.

р. М. Балеев

МЕтАллиЧЕскиЕ ЗЕРКАЛА КАК ПРЕДМЕТ ВНЕШНЕЙ И ВНУТРЕННЕЙ ТОРГОВЛИ Б ЗОЛОТОЙ ОРДЕ

Металлические зеркала, поступавшие из восточных стран в результате внешнеторговых контактов, были широко распространены как предметы быта и, учитывая их эстетические качества, являлись произведениями декоративно-прикладного искусства. В результате технически-художественной подготовленности ремесленных производств в Булгаре и Золотой Орде и широкой потребности в этом виде товара было организовано их местное изготовление. Они распространялись на внутреннем рынке путем реализации местной и импортной продукции, поэтому являются одним из важных показателей, характеризующих расширение товарного производства в Золотой Орде.

Ключевые слова: предмет внешней и внутренней торговли, типы металлических зеркал, организация ремесленного производства, расширение товарного производства в Булгарии и Золотой Орде, реализация местной и импортной продукции.

О внешней торговле Золотоордынского государства, называемого в ХШ-ХУ вв. Улусом Джучи, в той или иной степени писали практически все занимавшиеся вопросами истории и археологии этого государства. Специальному анализу были подвергнуты связи Золотой Орды и Египта1. По данным нумизматики были выявлены достаточно активные контакты этого государства с Индией. Серии золотых монет, найденные как в кладах, так и на Булгарском городище, стали основанием для таких выводов. Вывозились самые различные товары - меха из Булгара, которые, по словам Ибн-Баттуты, отправлялись в Индию, Китай, Иран, где оценивались очень высоко2. Хлеб, мед, лес, ковры, ткани, серебро, кони и крупный рогатый скот - главные статьи экспорта. Из внешнеполитических партнеров надо отметить также города Италии, Египта, Венеции, Средней Азии и др. Товары татарских купцов ценились за рубежом. Ибн-Дукмак сообщает, что хан Узбек отправил египетскому султану наряду с другими подарками кольчугу, булатный шлем и меч. Никто из царей прежде не присылал ничего подобного2. Наиболее ярким примером внешнеторговых связей Булгара является тот факт, что название юфть в виде «ал-булгари» вошло в монгольский, венгерский, румынский, тибетский и другие языки3.

Более опосредованными были контакты с Китаем. При раскопках на Булгарском городище выявлен большой массив селадоновой и фаянсовой посуды, часть которой несомненно поступила из Китая.

Однако говоря о торговых отношениях Золотой Орды, стоит подходить к этому вопросу шире. Практически невозможно сегодня выделить единые центры производства серийных изделий в Золотой Орде, таких как украшения или предметы туалета. Достаточно сложно атрибутировать и импорт из государств чиингизидов. В данной статье мы остановимся на одном сюжете, который даст представление не только об импорте товаров, но и о заимствовании идей, образов, художественных приемов и организации на этой основе производства и реализации востребованных на внутреннем рынке товаров.

Рассмотрим это на примере металлических зеркал. Г. А. Федоров-Давыдов так писал о них: «Хорошо видны синкретизм и эклектичность художественных вкусов у обитателей золотоордынских городов в оформлении некоторых бытовых предметов, например обратной стороны круглых металлических зеркал»4.

К изучению зеркал обращались в XIX в. Не раз становились они объектом исследований и в последующее время. О зеркалах имеются сюжеты в работах исследователей ХХ в. А. П. Смирнова5, Т. А. Хлебниковой6. Изучением этой категории предметов активно занималась Г. Ф. Полякова7. Также зеркала ордынского Увека и его округи были проанализированы в работе Л. Ф. Недашковского8.

Находки зеркал с негородских поселений на территории Волжской Булгарии, зафиксированные на Полянском, Малиновском, VI Старокуйбышевском, III и V Семеновских,

II Коминтерновском селищах, опубликованы Е. П. Казаковым9. Из раскопок на селищах происходят зеркала из Кременкинского поселения Х11-Х1У вв. в Ульяновской области, из Убейского селища XII - начала XV в. в Чувашии10 и из селища Песчаный остров второй половины XIII - начала XIV в. в Татарстане. В этот круг находок надо включить зеркала из кочевнических погребений и могильников на территории Булгарии: Балымерского11 и Песчаный остров12.

Типология зеркал VIII-IX вв. предложена С. А. Плетневой13, а X-XIV вв. - Г. А. Федоровым-Давыдовым14. Эта типология была дополнена В. А. Ивановым и В. А. Кригером15.

Г. А. Федоровым-Давыдовым было проведено также исследование стилистики изображений на зеркалах, что позволило создать основу для их искусствоведческой характеристики^. В искусствоведческом аспекте изучались булгарские зеркала Ф. Х. Валеевым17 и Г. Ф. Валеевой-Сулеймановой18. Специальный раздел был посвящен зеркалам в монографии Д. К. Валеевой19.

Стоит отметить характеристику сюжетов, характерных для этой категории предметов, данную Г. А. Федоровым-Давыдовым. «Художественная культура Золотой Орды восприняла и поглотила как составной свой элемент не только вещи, разные по этническим своим традициям и по происхождению, но и вещи одного происхождения, но совершенно разностильные, разных эпох. Но все же на большинстве изделий мы чувствуем или ярко выраженную, или замаскированную тенденцию к объединению расчлененной формы мотивами орнамента - особенность декоративного стиля этой эпохи»20.

Наиболее интересным и важным вопросом было происхождение этих зеркал. Основные точки зрения по этому вопросу изложены в исследовании Б. А. Литвинского21. Большинство ученых, начиная с А. Ф. Лихачева, Н. Ф. Катанова, М. П. Лаврова, считали их иранского и китайского производства и, соответственно, предметами импорта в Поволжье в результате внешней торговли. В золотоордын-ских городах Нижнего и Среднего Поволжья, в том числе в Булгаре, Биляре, Джукетау, Казани, Елабуге, металлические зеркала были широко распространены как предметы быта и, учитывая их эстетические качества, являлись произведениями декоративно-

прикладного искусства. Изготавливались они из особого сплава меди и олова, известного под названием зеркального, и поверхность, служившая для отражения, всегда была хорошо отполирована.

Несомненно, что среди большого количества этих зеркал было немало импортных, поступивших в Булгарию и Золотую Орду из Ирана, Средней Азии и Китая в результате внешнеторговых контактов или военных походов. Однако в результате новых исследований в последние годы было доказано, что некоторые виды металлических зеркал производились в Золотой Орде и в Булгаре, в частности22. А, следовательно, выступали и как предмет для продажи в организации внутренней торговли. На примере металлических зеркал можно ярко проиллюстрировать процесс организации их производства и продажи. В условиях, когда потребность населения Золотой Орды в зеркалах не удовлетворялась только за счет импорта из Ирана и Китая, ремесленниками городов этого государства было налажено их изготовление. В соответствии с экономической теорией товар включает одновременно и благо, поскольку он нужен потребителю, и затраты, с учетом, что для его производства необходимы ресурсы и соответствующие технологии. А эти качества товара проявляются как полезность, поскольку удовлетворяются потребности людей, редкость, поскольку для их производства нужны ограниченные ресурсы, и ресурсоемкость. Но товар обладает не только свойством удовлетворять человеческие потребности, но и свойством вступать в отношения с другими предметами, обмениваться на другие товары. Эта способность товара к обмену в определенных количественных пропорциях и есть меновая стоимость23. Итак, в крупных городах Золотой Орды при сформировавшейся потребности было налажено изготовление металлических зеркал и их продажа на рынках.

Золотая Орда представляла собой государство с достаточно развитой экономикой, основу которой составляло скотоводство, земледелие, городское ремесло (металлургическое, гончарное, ювелирное, кожевенное, косторезное, строительное и др.), а также торговля. Экономика Золотой Орды была основана на симбиозе оседло-земледельческого и кочевого компонентов, и это явилось тем фактором, который длительное время определял экономическое благосостояние Улуса Джучи24.

Однако необходимо отметить, что экономику Улуса Джучи надо рассматривать внутри каждого из этих укладов хозяйствования в плане разграничения конкретных географических регионов и определенных категорий населения, связанного с дифференциацией внутренней структуры, методов ведения хозяйства и характера организации общественных связей. Общественные системы, которые существовали в Волжской Булгарии, Хорезме, Крыму, мордовских землях и других областях с оседлым населением, испытав огромное потрясение в момент монгольского нашествия, сохранились в своих основных чертах и в условиях созданной империи развились и достигли зрелых форм25.

Следует заметить, что в экономике Золотой Орды ремесленные производства играли важную роль. Для кочевников Улуса Джучи были характерны домашние промыслы, которые составляли необходимую принадлежность натурального хозяйства26. На этом этапе образования государства Плано Карпини отмечает, что у монголов жены делают полушубки, платья, башмаки, сапоги и все изделия из кожи, также они правят повозками и чинят их. В. Рубрук добавляет, что мужчины делают луки и стрелы, приготовляют стремена, уздечки, делают седла, строят дома и повозки27. В период распада Золотой Орды И. Барбаро сообщает, что у кочевников имелись следующие ремесла: сукновольное, кузнечное и оружейное. Ремесленники были заняты только обслуживанием нужд ханского двора и неотлучно находились во дворе28.

Совсем иной характер носили ремесленные производства в городах Улуса Джучи, поскольку ханы после завершения завоевательных войн, осознав значение городского ремесленного производства и торговли, стали способствовать возрождению старых городских и созданию новых центров и безопасности торговых путей. Торговля в экономике Золотой Орды играла значительную роль. Причем она начала возрождаться уже в 40-е гг. XIII в. Плано Карпини, побывавший на территории Улуса Джучи в 1246-1247 гг., сообщает о западноевропейских купцах из Генуи, Венеции, Акры, Пизы и других городов, приезжавших «через землю татар» в Киев из Константинополя29. А. Джувейни в своей книге «История завоевателя мира» («Тарих-и-джехангуша» - 1252-1260 гг.) пишет о Бату хане: «Торговцы с (разных) сторон

привозили ему различные товары; все это, чтобы оно ни было, он брал и за каждую вещь давал цену, в несколько раз превышавшую ее

30

стоимость»30.

Начало чеканки джучидских дирхемов в Булгаре в 40-50-е гг. XIII в. свидетельствует о потребности в серебряных и разменных медных монетах для организации купли-продажи. По сравнению с домонгольским периодом, вначале Среднее Поволжье, а затем и Нижнее стало центром империи, где силой государственной власти гарантировалась безопасность спокойной торговли, внутренней и внешней, без таможенных сборов, без борьбы с ордами кочевников, окружавших мелкие государства и разбойников. Это определяло коренное отличие торговли между домонгольским и золотоордынскими периодами в истории Волжской Булгарии и в целом Среднего Поволжья, а также расцвет развития внутренней торговли и внешнеторговых связей.

В 1266-1272 гг. золотоордынский хан Менгу-Тимур направляет ярлык-послание великому князю Владимирскому Ярославу, в котором просит дать путь немецкому гостю на свою волость31, по всей видимости, для обеспечения безопасности рижских купцов из Прибалтики через Владимиро-Суздальскую Русь в Поволжье для активизации торговли с Балтикой и Западной Европой. Расположение государства в благоприятном в географическом отношении районе Евразии, где находились Волга, Кама и Вятка - три крупнейшие водные магистрали - и стык торговых путей Запада и Востока, а также соединение традиционного пути из Причерноморья и Прикаспия с торговой магистралью из Балтийского региона и включение в огромную и сложную систему Великого шелкового, Волжского и пушного путей, определило значение и роль Золотой Орды в истории Евразии и резко усилило социально-экономические и цивилиза-ционные процессы.

Во второй половине XIII в. вместе с прежними городами домонгольской Волжской Булгарии появляются и развиваются города Нижнего Поволжья - Сарай, Укек, Хаджи-Тархан и другие, которые во многом были связаны со значением Волги как крупнейшей торговой артерии32. Происходило по сути искусственное расширение оседлого уклада за счет принудительного переселения жителей старых городов, ранее задействованных в товарном производстве. В первой половине

XIV в. усиление централистских тенденций в Золотой Орде привели к интенсивному развитию процесса урбанизации степной части государства и переносу в Нижнее Поволжье

33

экономического центра33.

Г. А. Федоров-Давыдов отмечает, что золо-тоордынские города как торгово-ремесленные центры зависели во многом от сильной ханской власти и не смогли существовать сами по себе, без ее поддержки в разорванном междоусобицами государстве. Золотоордынский стиль и городская цивилизация были в значительной степени имперскими. Разноголосица электически соединяемых элементов покрывалась мощным звучанием нового стиля в прикладном искусстве - главном искусстве золотоордынской культуры, стиля в значительной степени патетического с сильной тенденцией к «живописности»34.

Высокий уровень развития торговли в Волжской Булгарии35 и других оседлых районах в домонгольский период определили преемственность, дальнейшее развитие товарно-денежных отношений в XIII - начале XV в. Развивающаяся внутренняя торговля, налаженная денежно-весовая система, обширная внешняя торговля, оставившая после себя столько ярких свидетельств, все эти черты экономики Золотой Орды отразились и в социальной сфере. В Золотой Орде активно развивался слой купечества, который можно рассматривать как особую социальную группу.

Письменные источники сохранили нам значительное число сведений, в которых само упоминание торговой деятельности в Золотой Орде как самой обыденной весьма показательно. Сначала для булгар, а затем и для населения Золотой Орды торговая деятельность является одной из важнейших характеристик. Купечество пользовалось большим влиянием и участвовало в государственных делах. Шло и организационное оформление купечества. Г. А. Федоров-Давыдов отмечает создание торговых «товариществ» (уртачества)36, куда активно вступала и джучидская знать, которая принимала участие в деловых предприятиях купцов, и им давались соответствующие широкие полномочия. При этом она сама не занималась торговыми и финансовыми операциями, а просто передоверяла их своим доверенным лицам: «Если [говорить] об их торговле и купле-продаже, то [они] все, начиная от владетеля татар до незаконных царевичей, незаконных князей, незаконных принцесс и

прочих, отдают мусульманам [в оборот] серебро. [Те же] или дают его взаймы народу и [имеют на] нем огромные проценты - на один вложенный динар накручиваются за 10 лет проценты в [размере] 1024 динаров, или покупают всяческие товары и перевозят для торговли [в дальних местах], или требуют с народа возмещения убытков, ссылаясь на [якобы] ночное воровство (Пер. с кит. ист.: Хэй-да ши-люэ (Краткие сведения о черных татарах)»37.

Вопросы, связанные с практикой организации ремесленной деятельности, являются одним из наиболее сложных и вместе с тем наименее изученных сфер экономики Улуса Джучи. В историографии изучаемой нами темы в 20-40-е гг. XX в. наметилась тенденция преувеличения степени развития ремесла и торговли в городах Золотой Орды, писалось о наличии здесь «восточного капитала», «заводов», «фабричного производства типа современной индустрии»38. Однако археологические раскопки показали, что ремесло включало три основные формы организации товарного производства: мелкое ремесло отдельных производителей, ремесла при усадьбах крупных представителей джучидской аристократии и большие мануфактуры с использованием рабского труда, причем последние обеспечивали основную часть продукции, выпускаемой местными ремесленниками39.

Монографически исследованное археологами Булгарское городище позволяет получить представление об объемах торговли зеркалами в масштабах города. Общее количество зеркал, найденных на городище, составляет 879, и они являются обычной находкой в золотоордынских напластованиях памятника. Массовое изготовление зеркал в Булгарии осуществлялось в XIII-XIV вв. и рассматривается как одно из проявлений новых черт в булгарской культуре после монгольского нашествия и включения в состав Золотой Орды40. Причем эти зеркала имеют аналогии в нижневолжских и северокавказских городах Золотой Орды, кочевнических курганах XIII-XIV вв. на р. Чардам (бывш. Саратовской губернии), Минусинском крае, Муранском могильнике, в Новгороде в слое 60-80-х гг. XIII в.41 Интересно и то, что на территории Билярского городища - крупнейшего ремесленного центра Булгарского государства домонгольского периода - найдено не более 25 зеркал. Исследовательница

Г. Х. Полякова на основе имеющегося материала делает вывод, что производство зеркал в Волжской Булгарии домонгольского времени не было значительным42.

Достаточно большое количество находок металлических зеркал в кочевнических погребениях ХШ-ХГУ вв. ярко свидетельствует о торговле между городом и степью, а также о включении во внешнюю торговлю по караванным путям, связывавшим Золотую Орду с Китаем, Ираном и Средней Азией. Но, как пишет исследователь кочевнических курганов ХП-Х]У вв. на Южном Урале В. Иванов, количество зеркал, найденных в Булгарах, почти в 5 раз превышает количество зеркал, найденных в кочевнических погребениях зо-лотоордынского времени, и их распространение соответствовало традиционным эстетическим канонам, уходящим корнями еще в домонгольскую, половецко-кыпчакскую культуру. При этом в материальной культуре золотоордынских кочевников русские вещи так и не появились43. Находки зеркал на селищах Волжской Булгарии золотоордынского периода свидетельствует о продаже их из городов и в сельской местности.

Следовательно, технологические и художественные возможности для производства металлических зеркал в крупных городах Поволжья были и, учитывая востребованность этого товара, кроме привозных зеркал, были и своего изготовления, которые вливались в ассортимент внутренней торговли. Тем более известно, что кроме своего прямого назначения, металлические зеркала использовались в качестве талисманов и играли определенную роль в магии и астрологии44, что еще более увеличивало их потребительную стоимость.

Итак, разработана типология этих предметов, а также проведен хронологический, культурный, искусствоведческий и историко-экономический анализ. Это позволяет нам перейти к анализу возможных истоков этой категории предметов.

Наиболее простыми и распространенными были зеркала без орнамента или с несложным геометрическим орнаментом. Прототипы в среде кочевников восточноевропейских степей имеют зеркала45 без орнамента (тип А) и с геометрическим орнаментом: из концентрических кругов, с утолщением по краю в центре (тип Б); с ромбами, вписанными между кругами и с утолщением по краю с боковой

ручкой или со стилизованным растительным орнаментом типа «бегущая волна» между кругами, с утолщением по краю (тип В-111, !У). К этой группе зеркал относятся изделия с крестово-арочным орнаментом из ромбов, состоящих из выпуклых зерен и таких же пирамидок или точек между ними (тип Ю-1)46.

Растительные мотивы в орнаменте золо-тоордынских зеркал формировались в городских ремесленных центрах джучидского государства и не имели единого прообраза. Это зеркала с орнаментом в виде многолепестковой розетки, с утолщением по краю и боковой ручкой; с орнаментом в виде четы-рехлепестковой розетки. По краю бордюр с наческами, между лепестками стилизованный растительный орнамент. Внутри основного рисунка композиция из маленьких восьми лепестковых розеток с точкой в каждом лепестке (типы Д1, II). Как самостоятельный ордынский орнаментальный мотив можно рассматривать изображения тюльпанов или лотосов (тип Ц-1), хотя их восточные истоки вполне очевидны.

В Х!У в. и ранее из мусульманских стран пришли в орнаментику зеркал сюжеты с арабесками. Это изделия с надписью почерком «насх» вокруг центральной орнаментальной розетки, с утолщением по краю (тип С-11) и зеркала с орнаментом из двух полос: на внешней эпиграфический орнамент, в центре - симметричное изображение двух сфинксов (тип 111-1).

Китайские сюжеты тиражировались на зеркалах с изображением четырех фигур божеств и помещенных по сторонам драконов (тип К-П); с фестончатым краем, с изображением драконов (тип Л-11). Г. Ф. Полякова считает местом их производства г. Булгар и датирует ХШ-Х]У вв.47 Весьма многочисленны зеркала с изображением рыб (тип Н-1). Встречаются как традиционные для Китая изображения карпов, так и весьма схематичные рисунки рыб.

В Китае династии Тан имеют истоки зеркала с четырьмя «кнопками» и с рельефным псевдорастительным орнаментом между ними (тип Т-1).

Восточное происхождение (отчасти и китайское) имеют мотивы, связанные с зодиакальным календарным циклом в виде «гона» животных или стилизаций. К последним относятся сюжеты с изображением бегущих собак (тип О-1); с изображением четырех

оленей или козлов (тип П-11); с орнаментом в виде сетки из четырехлепесковых розеток (тип Х-!). В наиболее полном виде такие зеркала украшены орнаментом из трех полос: внешней, где изображен гон животных на растительном фоне, средней и внутренней со стилизованным растительным орнаментом (тип Ч-1).

Таким образом, мы можем констатировать, что металлические зеркала являются важным показателем, характеризующим расширение товарного производства в Волжской Булгарии и Золотой Орде [отчерк наш. -Р. В. ], когда их изготовление нужно не для собственного потребления производителя, а в качестве носителя стоимости, позволяющего получить нужные предметы. Они как нельзя лучше отвечали на три ключевых вопроса рыночного механизма, что, как и для кого производить? Зеркала, которые являлись предметом восточного импорта, были достаточно востребованы и имели высокую цену. А в соответствии с экономической теорией известно, что количество товара, которое покупатели хотят и могут купить, в зависимости от изменения цены этого товара называют изменением величины спроса48. Учитывая этот спрос, ремесло Булгарии, в частности, и городов Золотой Орды в целом, смогло создать технологические и художественные возможности для их производства на месте и, учитывая их полезность и ценность предложить на рынке, обеспечив тем самым потребности общества. Зеркала распространялись на внутреннем рынке как путем реализации импортного товара, а также местной продукции, в результате производства копий или стилизаций, достаточно востребованных и обеспечивавших потребности населения Золотой Орды в этом виде товара.

Примечания

1 Закиров, С. Дипломатические отношения Золотой Орды с Египтом (XIII-XIV вв.). М., 1966.

2 Тизенгаузен, В. Г. Сборник материалов, относящихся к истории Золотой Орды. СПб., 1984. Т. 1. С. 298.

3 Подробнее см.: Валеев, Р. М. Развитие торговли и товарно-денежных отношений Улуса Джучи в XIII-XV вв. // Катанов. чтения. Казань, 1998. С. 114-123.

4 Федоров-Давыдов, Г. А. Искусство кочевни-

ков и Золотой Орды. Очерки культуры и искусства народов Евразийских степей и золо-тоордынских городов. М., 1976. С. 162.

5 Смирнов, А. П. Волжские Булгары. М., 1951. С. 117-118.

6 Хлебникова, Т. А. Основные производства волжских булгар периода X - начала XIII в. : автореф. дис. ... канд. ист. наук. Казань, 1964.

7 Полякова, Г. Ф. : 1) К вопросу о систематизации зеркал Волжской Булгарии // Древности Волго-Камья. Казань, 1977. С. 78-82; 2) Зеркала с драконами из Болгар // Вопросы древней и средневековой археологии Восточной Европы. М., 1978. С. 217-218; 3) Изделия из цветных и драгоценных металлов // Город Болгар. Ремесло металлургов, кузнецов, литейщиков. Казань, 1996. С. 223-239.

8 Недашковский, Л. Ф. Золотоордынский город Укек и его округа. М., 2000. С. 50-67.

9 Казаков, Е. П. : 1) Булгарское село X-XIII веков низовий Камы. Казань, 1991. С. 91; 2) О домонгольских торгово-ремесленных поселениях волжских булгар в Закамье // Памятники истории и культуры Верхнего Поволжья. Н. Новгород, 1991. С. 342-352.

10 Васильева, И. Н. Кременкинское поселение // Археологические исследования в Поволжье. Самара, 1993. С. 237-238; Каховский, В. Ф. Исследования археологических памятников Чувашии в 1982 г. // Новые исследования по археологии и этнографии Чувашии. Чебоксары, 1983. С. 18. Рис 4, 8.

11 Халикова, Е. А. Археологические исследования в Куйбышевском районе ТАССР // КСИА. 1965. № 104. С. 114-116.

12 Руденко, К. А. Могильники на острове «Песчаный» // Тат. археология. Казань, 1999. № 1-2 (4-5). С. 3-10. Рис. 3-10.

13 Плетнева, С. А. На славяно-хазарском по-граничье. Дмитровский археологический комплекс. М., 1989. С. 100-104.

14 Федоров-Давыдов, Г. А. Искусство кочевников и Золотой Орды. С. 163.

15 Иванов, В. А., Кригер В.А. Курганы кыпчак-ского времени на Южном Урале (XII-XIV вв.) / В. А. Иванов, В. А. Кригер. М., 1988. С. 19.

16 Федоров-Давыдов, Г. А. : 1) Искусство кочевников и Золотой Орды; 2) Кочевники Восточной Европы под властью золотоор-дынских ханов. Археологические памятники. М., 1966.

17 Валеев, Ф. Х. Древнее и средневековое искусство Среднего Поволжья. Йошкар

Ола, 1975.

18 Валеев, Ф. Х. Древнее искусство Татарии / Ф. Х. Валеев, Г. Ф. Валеева-Сулейманова. Казань, 1987.

19 Валеева, Д. К. Искусство волжских булгар периода Золотой Орды (ХШ-ХУ вв). Казань, 2003. С.153-157.

20 Федоров-Давыдов, Г. А. Искусство кочевников и Золотой Орды. С. 181.

21 Литвинский, Б. А. Орудия труда и утварь из могильников Западной Ферганы // Могильники Западной Ферганы. М., 1978. Вып. 4. С. 91-93.

22 Полякова, Г. Ф. : 1) Изделия из цветных и драгоценных металлов // Город Болгар. Ремесло металлургов, кузнецов, литейщиков. Казань, 1996. С. 223-239; 2) Изделия из цветных и драгоценных металлов из Болгар : ав-тореф. дис. ... канд. ист. наук. М., 1983. С. 11. Рис. 18.

23 Экономическая теория (политэкономия). М., 1997. С. 68-71.

24 Егоров, В. Л. Развитие центробежных устремлений в Золотой Орде // Вопр. истории. 1974. № 8. С. 37.

25 Федоров-Давыдов, Г. А. Общественный строй Золотой Орды. М., 1973. С. 26-28.

26 Сафаргалиев, М. Г. Распад Золотой Орды. Саранск, 1960. С. 76-78.

27 Путешествия в восточные страны Плано Карпини и Рубрука / ред., вступ. ст. и прим. Н. П. Шастиной. М., 1957. С. 78.

28 Сафаргалиев, М. Г. Распад Золотой Орды. С. 77.

29 Путешествия в восточные страны Плано Карпини и Рубрука. С. 82.

30 Тизенгаузен, В. Г. Сборник материалов, относящихся к истории Золотой Орды. М. ; Л., 1941. Т. 2. С. 22.

31 Грамоты Великого Новгорода и Пскова. М. ; Л., 1949. С. 57.

32 Егоров, В. Л. Историческая география Золотой Орды в ХШ-ХРУ вв. М., 1985. С. 94120.

33 Федоров-Давыдов, Г. А. Золотоордынские города Поволжья. М., 1994. С. 10-13.

34 Там же. С. 12-17, 210.

35 Валеев, Р. М. Волжская Булгария : торговля и денежно-весовые системы К - начала ХШ в. Казань, 1995. С. 30-112.

36 Федоров-Давыдов, Г. А. Общественный строй Золотой Орды. С. 81-82.

37 Храпачевский, Р. П. Эволюция государственного аппарата в государстве Чингисхана и ее влияние на экономическую политику в монгольской империи (по китайским источникам) // Тр. III междунар. нумизмат. конф. «Монеты и денежное обращение в монгольских государствах XIII-XV вв.» Старый Крым. М., 2005. С. 82.

38 Якубовский, А. Ю. К вопросу о происхождении ремесленной промышленности Сарая Берке // Изв. ГАИМК. 1931. Т. VIII, вып. 2/3. С. 11-15.

39 Федоров-Давыдов, Г. А. Исторические особенности городов в монгольских государствах Азии в XII-XIV вв. // Средневековая городская культура Казахстана и Средней Азии. Алма-Ата, 1983. С. 217.

40 Полякова, Г. Ф. Изделия из цветных и драгоценных металлов. С. 236-237.

41 Там же. С. 237-239.

42 Там же. С. 237.

43 Иванов, В. Великий Волжский путь и кочевая степь в эпоху средневековья (к проблеме историко-культурного взаимодействия) // Великий Волжский путь. Казань, 2001. С. 136137.

44 Валеева, Д. К. Проблемы возникновения и развития татарского ювелирного искусства в контексте «Запад-Восток» // Очерки по истории татарской культуры. Казань, 2001. С. 515.

45 По величине зеркала достаточно стандартны и имеют диаметр 6-8 и 8,5-14,5 см.

46 Типы обозначены в соответствии с типологией (Федоров-Давыдов, Г. А. Кочевники Восточной Европы под властью золотоор-дынских ханов. Археологические памятники. М., 1966) и дополнениями (Руденко, К. А. Материальная культура булгарских селищ низовий Камы XI-XIV вв. Казань, 2001).

47 Полякова, Г. Ф. Изделия из цветных и драгоценных металлов. С. 234-236, 239.

48 Экономика. М., 2004. С. 114-115.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.