Научная статья на тему 'Металичностная самоинтерпретация: концепция и ее измерение'

Металичностная самоинтерпретация: концепция и ее измерение Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
204
61
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
САМОИНТЕРПРЕТАЦИЯ / НЕЗАВИСИМЫЙ / ВЗАИМОЗАВИСИМЫЙ И МЕТАЛИЧНОСТНЫЙ ТИП САМОИНТЕРПРЕТАЦИИ / ШКАЛА МЕТАЛИЧНОСТНОЙ САМОИНТЕРПРЕТАЦИИ / SELF-CONSTRUAL / INTERDEPENDENT / INDEPENDENT AND METAPERSONAL SELF-CONSTRUALS / METAPERSONAL SELF CONSTRUAL SCALE

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Тучина Оксана Роальдовна

Анализируются представления о самоинтерпретации и ее типах в психологии и даются результаты апробации на российской выборке опросника металичностной самоинтерпретации ДеЧикко. Этот тип самоинтерпретации отражает чувство идентичности, которое выходит за пределы индивида или личности. Прилагается шкала измерения металичностной самоинтерпретации, которая может быть использована как надежный и валидный психодиагностический инструмент.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Metapersonal Self-Interpretation: The Concept and Its Measurement

In the article we analyze the concept of self-interpretation and its types in psychology and provide the results of testing for the Russian sample of metapersonal self-interpretation DeChikko questionnaire. The metapersonal self-construal definition suggests that the metapersonal self has a sense of identity that extends beyond the individual or personal to encompass wider aspects of humankind, life, psyche. The scale measuring metapersonal self-interpretation is attached, which can be used as a reliable and valid psychodiagnostic tool.

Текст научной работы на тему «Металичностная самоинтерпретация: концепция и ее измерение»

ВОПРОСЫ ПСИХОЛОГИИ

УДК 159.9

МЕТАЛИЧНОСТНАЯ САМОИНТЕРПРЕТАЦИЯ: КОНЦЕПЦИЯ И ЕЕ ИЗМЕРЕНИЕ

© 2012 г. О.Р. Тучина

Кубанский государственный технологический университет, Kuban State Technological University,

ул. Московская, 2, г. Краснодар, 350072, Moskovskaya St., 2, Krasnodar, 350072,

adm@kgtu.kuban.ru adm@kgtu.kuban.ru

Анализируются представления о самоинтерпретации и ее типах в психологии и даются результаты апробации на российской выборке опросника металичностной самоинтерпретации ДеЧикко. Этот тип самоинтерпретации отражает чувство идентичности, которое выходит за пределы индивида или личности. Прилагается шкала измерения металичностной самоинтерпретации, которая может быть использована как надежный и валидный психодиагностический инструмент.

Ключевые слова: самоинтерпретация, независимый, взаимозависимый и металичностный тип самоинтерпретации, шкала металичностной самоинтерпретации.

In the article we analyze the concept of self-interpretation and its types in psychology and provide the results of testing for the Russian sample of metapersonal self-interpretation DeChikko questionnaire. The metapersonal self-construal definition suggests that the metapersonal self has a sense of identity that extends beyond the individual or personal to encompass wider aspects of humankind, life, psyche. The scale measuring metapersonal self-interpretation is attached, which can be used as a reliable and valid psychodiagnostic tool.

Keywords: self-construal, interdependent, independent and metapersonal self-construals, metapersonal self construal scale.

Современный этап развития российского общественного сознания характеризуется активным формированием новых ценностей и переосмыслением старых, поиском ответа на вопрос Кто Я? Наиболее общей в современной психологии является проблема понимания субъектом мира и себя в мире. Одно из направлений исследования самопонимания в зарубежной психологии - это изучение феномена самоинтерпретации личности, объясняющего, каким образом социокультурное окружение влияет на формирование личности.

Мы хотим дать анализ представлений о самоинтерпретации и ее типах в психологии и результатов апробации на русскоязычной выборке шкалы измерения металичностной самоинтерпретации ДеЧикко.

Для этого необходимо:

1) проанализировать концепт «самоинтерпретация» в современной психологии;

2) проанализировать современные представления о типологии самоинтерпретации;

3) апробировать на русскоязычной выборке шкалу измерения металичностной самоинтерпретации Де-Чикко, это предполагает следующие процедуры:

- перевод с английского и выявление эмпирической валидности методики;

- выявление конструктной валидности методики;

- определение ретестовой надежности шкалы ме-таличностной самоинтерпретации.

Понятие «self-constmal», переводимое как «схема Я», «самотолкование», «Я-конструкт» или «самоин-

терпретация», было введено Х. Маркус и Ш. Китая-мой [1]. Самоинтерпретация характеризуется как «констелляция мыслей, чувств и действий, проявляемых во взаимоотношении с другими» [2, p. 581].

Исследователи выделили, описали и эмпирически исследовали два типа самоинтерпретации: «независимая самоинтерпретация» и «взаимозависимая самоинтерпретация». Первая определяется как «отграниченное от других, целостное и стабильное Я, отделенное от социального контекста». Зависимая самоинтерпретация определяется как «гибкое и изменяющееся» Я, акцентирующееся на внешних свойствах окружения [2, p. 581], таких как статус, роли, взаимоотношения, принадлежность и приспособляемость, занятие собственной позиции и вовлечение в соответствующую деятельность, взаимодействие с другими и понимание других. Индивиды с данным типом самоинтерпретации отличаются «чувствительностью к ситуационному и социальному контексту» [3].

В последние годы были получены результаты эмпирических работ целого ряда ученых, которые позволяют утверждать, что зафиксированный в данных исследованиях тип самоинтерпретации респондентов невозможно свести к независимому и взаимозависимому типам. К ним относятся исследователи, которые рассматривают концепции личности, принятые в восточной философии и духовных практиках Востока [4, 5], представлений о трансцендентном Я [6], а также саморасширяющемся Я [7].

Для разрешения данной научной проблемы Тереза ДеЧикко вводит в научный обиход понятие «мета-

личностной самоинтерпретации», которая определяется как чувство идентичности, выходящее за пределы индивида или личности и охватывающее более широкие стороны человеческого существования, жизни, души или космоса. ДеЧикко утверждает, что в данном подходе «Я» «не ограничено личностными характеристиками, равно как и не определяется социальным контекстом» [8, с. 49.]. Идея металичностной самоинтерпретации имеет истоки в истории психологии и эмпирических исследованиях.

Трансперсональная психология в качестве предмета психологии рассматривает области за пределами общепринятого, персонального, индивидуального уровня переживания, в которых чувство самотождественности выходит за пределы индивидуальной или личной самости, охватывая человечество в целом, жизнь, Дух и космос. Иначе говоря, признавая глубины человеческой личности, выходящие за пределы отдельного, индивидуального существования, человек легко преодолевает неврозы изолированного существования, не будучи привязан к своим чисто личным проблемам [9].

Близким к трансперсональным теориям является «концепция саморасширяющегося Я» Х. Фридмана, которая исходит из предположения, что «не существует ограничений в отношении того, что может составлять Я-концепцию. Это означает, что возможна идентификация человека со всем существующим и буквально все потенциально может стать частью Я-концепции» [10, с. 106]. Более далекие пределы Я-концепции рассматриваются как трансперсональные. Фридман определяет трансперсональную Я-концепцию как расширяющуюся «существенно за пределы «здесь-и-теперь», так что восприятие человеком себя как изолированной биосистемы, существующей только в настоящем, исчезает». В этой модели Я-концепция может расширяться за пределы социальной, экологической, временной, биологической и даже религиозной идентификаций в направлении чего-то большего.

В рамках гуманистической психологии описание ме-таличностной интерпретации можно найти у А. Маслоу, обосновавшего представление о неутилитарных «ценностях Бытия», «пиковых переживаниях», «самоактуализации». Маслоу также ввел идею метапотребно-стей, сверхличностных ценностей - открытого духовного горизонта человека, к которому он всегда устремлен, и только в этом устремлении и реализует свое предназначение. И в этом превозмогании, выходе за пределы, размыкании исторических, культурных, индивидуальных границ и получает смысл само понятие человека и обосновывается и гуманистическая психология [11, с. 48].

Металичностная самоинтерпретация во многом соответствует описанной С. Кук-Грейтер последней, универсальной стадии развития самопонимания, целью которой является просто «бытие», описанной в исследовании, посвященному редким формам самопонимания у взрослых. Эту стадию характеризует высокая степень толерантности, принятие себя и мира как они есть, ощущение себя как «части большого

мира, человечества, истории, непрерывного потока» [12, р. 145]. На данной стадии рациональные мысли и рефлексия перестают восприниматься как данность и становятся объектами сомнения и исследования. У субъекта появляется понимание непрерывности процесса переструктурирования взгляда на мир.

В отечественной психологии основанием рассмотрения металичностной самоинтерпретации являются, прежде всего, труды С.Л. Рубинштейна. Как отмечает ученый в работе «Человек и мир», «Человеческое бытие выступает как то единичное, в котором представлены, по крайней мере потенциально, весь мир, все сущее, все человечество. Человек рассматривается им как «часть бытия, конечное сущее, которое является зеркалом Вселенной, всего бытия; он - реальность, в которой представлено идеально то, что находится за пределами этой конечности» [13, с. 172].

Металичностная самоинтерпретация в контексте психологии субъекта может рассматриваться как проявление субъектности. Как отмечал А. Брушлинский, важнейшее из качеств человека - быть субъектом, т.е. творцом своей истории, вершителем своего жизненного пути: «инициировать и осуществлять изначально практическую деятельность, общение, поведение, познание, созерцание и другие виды специфически человеческой активности - творческой, нравственной, свободной». В самом полном и широком смысле слова субъект - «это все человечество в целом, представляющее собой противоречивое системное единство субъектов иного уровня и масштаба: государств, наций, этносов, общественных классов и групп, индивидов, взаимодействующих друг с другом» [14, с. 87].

Одним из способов исследования особенностей типов самоинтерпретации может быть изучение автобиографического текста. В исследовании Ю.Б. Шлыковой были выделены и изучены три типа автобиографических текстов: «Деятельностный» тип автобиографии, «Социальный» и «Экзистенциально-чувственный» тип автобиографии [15].

«Экзистенциально - чувственный» тип автобиографии отражает поиск автором «идеального», стремление почувствовать, понять, осмыслить происходящее вне и внутри него. Его особенность - глубокое понимание и принятие окружающего мира и самого себя, направленность на поиск смысла жизни, высокий уровень осмысленности жизни, гармония внешнего и внутреннего. Данный тип автобиографии отражает, по нашему мнению, металичностный тип самоинтерпретации, характеризуя присущие ему особенности: выход за пределы индивида, включение своей жизни в более широкую систему координат, в которой жизнь наделяется смыслом, стремление понять не только свое место в жизни, но и в целом жизнь, природу, космос.

Таким образом, результаты исследования Ю.Б. Шлыковой можно рассматривать как эмпирическое подтверждение существования трех типов самоинтерпретации и способ исследования особенностей самоинтерпретации.

Эмпирические исследования ДеЧикко и Стройнк выявили связь уровня металичностной самоинтерпре-

тации с такими психологическими конструктами как эмоции, расизм, толерантность к неопределенности, самооценка, прощение и особенности религиозности.

В контексте исследования особенностей религиозности было выявлено, что металичностная самоинтерпретация не связана с традиционными религиозными убеждениями, значимостью религии и религиозными обрядами, но связана с духовностью, определяющейся как «неограниченный набор личностных мотиваций, норм поведения, опыта, ценностей и установок, которые основаны на поиске экзистенциального понимания, смысла, цели и трансценденции» [8, с. 50].

Эмпирическое исследование металичностной самоинтерпретации предполагает наличие надежного и валидного инструмента диагностики уровня данного типа самоинтерпретации. Таким инструментом является шкала измерения металичностной самоинтерпретации ДеЧикко [5].

Апробация русскоязычного варианта шкалы самоинтерпретации ДеЧикко проводилась в несколько этапов.

На первом этапе исследования осуществлялись перевод с английского и русскоязычная адаптация шкалы самоинтерпретации ДеЧикко, включающей 10 вопросов. Была выявлена эмпирическая валидность методики.

Шкала измерения металичностной самоинтерпретации ДеЧикко

Перед Вами набор утверждений. Прочитайте их и оцените, насколько они имеют отношение к Вам, используя шкалу от 1 до 7, выберите ту цифру, которая лучше всего выражает Ваше согласие или же несогласие с утверждением. Спасибо.

1. Моё существование является значимым и осмысленным.

2. Я верю, что где бы я ни находился и что бы ни делал, я всё равно никогда не отделен от других.

3. У меня реальное ощущение родства со всеми живущими в этом мире.

4. Чувство внутренней умиротворенности очень важно для меня.

5. Я всегда нахожу время для отдыха и спокойствия, с помощью которых я могу освободить свой ум от ежедневных забот.

6. Я считаю, что интуиция рождается в наиболее духовно совершенной части моей личности, поэтому никогда не игнорирую её.

7. Я ощущаю себя частью Вселенной и несу ответственность за эту принадлежность к ней.

8. Суть моей идентичности базируется на том, что объединяет меня со всеми людьми.

9. Я осознаю свою связь со всеми живыми существами на земле.

10. Я ощущаю своё проникновение во всё происходящее в мире.

Опросник заполняли 186 испытуемых (96 мужчин и 90 женщин) в возрасте от 17 до 35 лет (М=20,7 ст. отклонение 5,2). Испытуемые выражали свое согласие/несогласие с пунктами опросника в соответствии с 7-балльной шкалой.

На втором этапе выявлялась конструктная валид-ность методики. В исследовании принимали участие

200 чел. (100 женщин и 100 мужчин) в возрасте от 17 до 26 лет (М=21,4, S=4,8). Они анонимно заполняли шкалу самоинтерпретации Сингелис и тест Куна-МакПартленда.

На третьем этапе 64 студента (31 мужчина и 33 женщины) в возрасте от 17 до 25 лет (М=20,3, S=3,6) с интервалом в четыре недели заполняли шкалу самоинтерпретации для определения ретестовой надежности.

Статистическая обработка данных проводилась с использованием критерия согласованности альфа Кронбаха и критериями Гутмана, коэффициента корреляции Пирсона, коэффициента корреляции Спирмена.

Для шкалы металичностной самоинтерпретации согласованность пунктов по коэффициенту Кронбаха составила а=0,834. Были получены следующие суммарные показатели по шкале: M=41,19, S=11,04; min=21, max=66 (теоретически возможный размах шкалы определяется диапазоном от 10 до 70). Усредненный коэффициент корреляции между пунктами (межпунктовая корреляция в данном наборе пунктов) равен 0, 343, т.е. мы имеем оптимальный показатель согласованности пунктов друг с другом. Коэффициент надежности по расщеплению на 2 половинки (по Гутману) равен 0,879. Таким образом, данную методику можно считать надежным и внутренне согласованным инструментом.

На втором этапе выявлялась конструктная валид-ность методики. Данные исследования ДеЧикко выявили, что уровень метаперсональной самоинтерпретации связан с высокой толерантностью к неопределенности, низким уровнем тревожности, высоким уровнем активности. По данным авторов, уровень металичностной самоинтерпретации отрицательно коррелирует с оценкой себя в рамках требований взаимозависимой концепции (т.е. описания себя как с позиции социальных ролей: я - дочь, американка и т.д.) и высокой - в рамках требований металичност-ной концепции (Я - часть природы, Я - часть космоса, Я - часть всего сущего).

Гипотеза о наличии корреляции между уровнем ме-таличностной самоинтерпретации и количеством черт в самоописаниях, характеризующих групповую принадлежность, и черт, характеризующих металичност-ную ориентацию, проверялась при помощи вычисления коэффициента Спирмена. Результаты исследования подтвердили гипотезу о наличии положительной корреляции между уровнем металичностной самоинтерпретации и количеством черт в самоописаниях, характеризующих металичностную ориентацию (коэффициент Спирмена 0,346; p<0,5). Гипотеза об отрицательной корреляции уровня металичностной самоинтерпретации и черт в самоописаниях, характеризующих групповую принадлежность, не подтвердилась.

Таким образом, можно сделать вывод о конст-руктной валидности методики.

На третьем этапе определялась ретестовая надежность шкалы металичностной самоинтерпретации: 64 студента с интервалом в четыре недели заполняли шкалу. Ретестовая надежность определялась при помощи коэффициента корреляции Пирсона. Ко-

эффициент корреляции Пирсона для пунктов опросника имел значение в интервале 0,247 - 0,487 (р<0,5), соответственно, все пункты опросника обладают ре-тестовой надежностью.

Проведенный анализ теоретических источников и результатов эмпирических исследований показал, что концепт «металичностная самоинтерпретация», введенный Т. ДеЧикко, имеет самостоятельное психологическое содержание и может быть объектом эмпирических исследований. Истоки данного концепта находятся в трансперсональной психологии, гуманистической психологии, а также психологии субъекта.

Мы убедились, что шкала измерения металично-стной самоинтерпретации ДеЧикко является надежным и валидным инструментом диагностики уровня данного типа самоинтерпретации и может быть использована в психологических исследованиях.

Эмпирическое исследование металичностной самоинтерпретации может стать существенным вкладом в изучение таких научных сфер, как психология религиозности, духовности, понимания и самопонимания.

Литература

1. Markus H.R., Kitayama S. Culture and the self: Implications for cognition, emotion, and motivation // Psychological Review. 1991. № 98. P. 224 - 253.

2. Singelis T.M. The measurement of independent and interdependent self-construals // Personality and Social Psychological Bulletin. 1994. № 20. P. 580 - 591.

3. Markus H.R., Kitayama S. The cultural psychology of personality // J. of Cross-Cultural Psychology. 1998. № 29. P. 63 - 87.

Поступила в редакцию

4. Ho D. Selfhood and identity in Confucianism, Taoism, Buddhism, and Hinduism: Contrasts with the West // J. of the Theory of Social Behaviour. 1995. № 25 (2). P. 115 - 139.

5. DeCicco T.L., Stroink M.L. A third model of self-construal: The metapersonal self // International J. of Transpersonal Studies. 2007. № 26. P. 82 - 104.

6. Walsh R., Vaughan F. On transpersonal definitions // J. of Transpersonal Psychology. 1993. № 25 (2). P. 199 - 207.

7. Friedman H. The self-expansiveness level form: A conceptualization and measurement of a transpersonal // J. of Transpersonal Psychology. 1983. № 15. P. 37 - 50.

8. ДеЧикко Т. Найти Я в психологии, духовности и религии // Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2007. Т. 4, № 4. С. 46 - 52.

9. Майков В.В., Козлов В.В. Трансперсональный проект: психология, антропология, духовные традиции: в 2 т. Т. 1. Мировой трансперсональный проект. М., 2007. 350 с.

10. Фридман Х. Расширение Я как психологический конструкт для исследования религиозных феноменов без опоры на религиозные представления // Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2007. Т. 4, № 4. С. 101 - 112.

11. МаслоуА. Мотивация и личность СПб., 1999. 181 с.

12. Cook-Greuter S.R. Rare forms of self-understanding in mature adults // Transcendence and mature thought in adulthood. The further reaches of adult development / Eds. M.E. Miller, S. R. Cook-Greuter. L., 1994.

13. Рубинштейн С.Л. Человек и мир. М., 1997. 180 с.

14. Брушлинский А.В. Проблемы психологии субъекта. М., 1994. 109 с.

15. Шлыкова Ю.Б. Переживание личностью смысла бытия и тип автобиографического текста : дис. ... канд. психол. наук. Краснодар, 2006. 168 с.

14 октября 2011 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.