О. Р. Тучина, канд. психол. наук, доцент, кафедра философии, Кубанский государственный технологический университет, г. Краснодар, Россия, tuchena@yandex.ru
САМОИНТЕРПРЕТАЦИЯ ЛИЧНОСТИ И ЭТНОКУЛЬТУРНЫЕ ЦЕННОСТИ*
Потребность понять себя, разобраться в своих мыслях, чувствах, намерениях возникает практически у каждого человека, возможность реализовать эту потребности оказывает существенное влияние на поведение и деятельность человека, его самоотношение, самоуважение и даже самочувствие. Поэтому в современной психологии все больший интерес теоретиков и практиков приобретают исследования феномена самопонимания.
Проблема данного феномена является одной из основных проблем психологии человеческого бытия, относительно нового направления психологической мысли. Психология человеческого бытия основана на субъектном подходе в психологии, что означает признание того, что в формировании психики большую роль играют наиболее ценностно-значимые для человека феномены: общение, переживание, постижение, которые способствуют формированию и реализации субъектных качеств человека. _
Соответственно, предметом исследования в психологии человеческого бытия
Одной из основных характеристик человеческого бытия является его ценностность, т. е. избирательная ориентация субъекта на одни ценности и отвержение других.
к миру. В. В. Знаков утверждает, что одной из основных характеристик человеческого бытия является его ценностность, т. е. избирательная ориентация субъекта на одни ценности и отвержение других1.
Ценности, доминирующие в обществе, — это главный элемент культуры, реализующийся в основных целях поведения индивидов. Кросс-культурные исследования данного феномена проходят на двух различных уровнях анализа: индивидуальном и культурном. На уровне индивида ценности понимаются как основа мотивов, которыми люди руководствуются в своей жизни. Для понимания природы ценностей на индивидуальном уровне (их функций, взаимосвязей в структуре личности) С. Шварц и В. Билски разработали теоретическую концепцию, в которой ценности рассматриваются как некие (часто неосознаваемые) критерии выбора и оценки человеком своих поступков, а также оценки других людей и событий.
_ На индивидуальном уровне в качестве медиатора культурного влияния в западной кросс-культурной
являются смысловые образования, выра- психологии рассматривается феномен сажающие ценностное отношение субъекта мопонимания, введенный Х. Маркусом
* Работа выполнена в рамках реализации Федеральной целевой программы «"Научные и научно-педагогические кадры инновационной России" на 2009-2013 гг.». Проект 14.B37.21.0542 «Самопонимание субъекта в разных этнокультурных средах».
ДИСКУССИЯ 4
журнал научных публикаций Ц
и Ш. Китаямой. Понятие «8е1Г-соп81гиа1» переводимое как «схема Я», «самотолкование», «Я-конструкт» или «самоинтерпретация», определяется как «констелляция мыслей, чувств и действий, проявляемых во взаимоотношении с другими»2. По мнению Х. Маркуса и Ш. Китаямы, типы самоинтерпретации явля- _ ются продуктом интериоризации культурных норм и правил. Культурные задачи вырабатывались и отбирались на протяжении многовековой истории каждого социума, реализуя эти культурные задачи, индивиды вырабатывают определенный тип самоинтерпретации.
Ученые выделили следующие типы самоинтерпретации в соответствии со способом самоопределения: «независимая» «взаимозависимая» и «металичностная». Независимая определяется как «отграниченное от других, целостное и стабильное Я, отделенное от социального контекста»3. Взаимозависимая рассматривается исследователями как «гибкое и изменяющееся Я, акцентирующееся на внешних свойствах окружения», таких как социальная, возрастная, гендерная, этнокультурная идентичность, семейная роль, особенности взаимодействия с другими людьми. Мета-личностная самоинтерпретация рассматривается как «чувство идентичности, выходящее за пределы индивида или личности и охватывающее более широкие стороны человеческого существования, жизни, души или космоса»4.
В рамках субъектно-бытийного подхода самопонимание можно рассматривать как поиск и нахождение себя. Самоинтерпретация, таким образом, — способ, стратегия поиска себя. В соответствии с тем, какой вопрос задает себе человек, он узнает что-то о себе. По мнению автора, каждый тип самоинтерпретации представляет собой определенный вид вопросов, которые человек задает себе, определяя, тем самым, направление поиска себя.
Независимая самоинтерпретация — это способ самопонимания, представляющий собой осознание своей уникальности. Используя данный способ, индивиды склонны чувствовать и осознавать, в первую очередь,
На уровне индивида ценности понимаются как основа мотивов, которыми люди руководствуются в своей жизни.
свои отличительные черты, свои возможности, личностные качества и собственные цели. Данная стратегия представлена, прежде всего, способностью и склонностью субъекта к рефлексии, сознательному самоанализу.
Взаимозависимая самоинтерпретация — _ это способ самопонимания, акцентирующийся на принадлежности к определенным группам: этническим, гендерным, возрастным, семейным, профессиональным, статусным и т. д. В данном случае самопонимание осуществляется изнутри социокультурной среды: интерпретация субъектом себя как члена определенной общности. Данный способ основан на соотнесении знаний с принимаемыми субъектом ценностями, которые согласуются с его представлениями о социально и этически должном.
Металичностная самоинтерпретация — это способ самопонимания, представляющий собой постановку вопросов, направленных на поиск смысла своего существования, своих поступков, и мысленный выход за пределы жизни, включение ее в какую-то иную систему координат, в которой жизнь наделяется смыслом.
Теоретико-методологической базой данного исследования является субъектно-бытийный подход, представленный в современной психологии работами В. В. Зна-кова, З. И. Рябикиной, В. П. Бедерхановой, Л. Н. Ожиговой, Г. Г. Танасова. В данном подходе личность рассматривается как полипространственная система, ориентированная в своей субъектной активности на обретение, поддержку целостности, и, одновременно, на расширение своей бытийности. Бытие личности связано с ее включенностью в социокультурную традицию, этническая общность является важнейшей сферой бытийной практики субъекта. В отличие от других форм идентичности (религиозной, профессиональной, классовой и т. п.), которые обретаются в процессе сознательной жизни, этничность является изначальной и, как правило, не изменяется в течение жизни. Поэтому принадлежность к этносу может рассматриваться как важнейшее условие становления личности.
Эмпирические исследования феномена самоинтерпетации, весьма многочисленные в зарубежной психологии, до последнего времени не проводились в отечественной науке. В контексте валидизации методик исследования самоинтерпретации — шкалы независимой-взаимозависимой самоинтерпретации Сингелис и шкалы металичност-ной самоинтерпретации ДеЧикко — автором было проведено исследование связи типов самоинтерпретации и этнокультурных ценностей в трех этнических группах — русских, адыгов и абхазов.
Целью данного эмпирического исследования было выявить связь между типами самоинтерпретации и значимостью каждой ценности в группе русских, адыгских и абхазских респондентов.
Объект исследования — 951 человек от 16 до 28 лет, студенты и курсанты Краснодара, Майкопа, Сухума. Были образованы следующие выборки: русских респондентов — 327 человек (161 женщина и 166 мужчин) в возрасте от 17 до 26 лет, респондентов-адыгов — 305 человек (150 мужчин, 155 женщин) в возрасте от 17 до 28 лет и респондентов-абхазов 319 человек (153 мужчины, 166 женщин) в возрасте от 16 до 27 лет.
Ценностная структура личности была исследована при помощи опросника Шварца и Билски, который содержит 40 утверждений, каждое из которых относится к тому или иному ценностному типу. Для подсчета результатов используется симметричная 6-балльная шкала от «очень похож на меня» до «совсем не похож на меня». Результат подсчитывается путем вычисления среднего балла как для отдельного человека, с дальнейшим построением личностного профи-
ля, так и для вычисления значимости конкретного ценностного типа для группы людей, принадлежащих к одной культуре.
Уровень выраженности каждого типа самоинтерпретации был исследован при помощи адаптированных автором шкалы независимой-взаимозависимой самоинтерпретации Сингелис и шкалы металич-ностной самоинтерпретации ДеЧикко. Шкала Сингелис содержит 30 утверждений, 15 из них относится к независимой самоинтерпретации, а 15 — к взаимозависимой, шкала ДеЧикко содержит 11 утверждений. Респондентам предлагали выразить степень своего согласия-несогласия с данными утверждениями в соответствии с 7-балльной шкалой.
Результаты исследования обрабатывались с помощью корреляционного и регрессионного анализа (пакет STATISTICA 6.0).
На первом этапе исследования методом корреляционного анализа были выявлены связи между уровнем каждого типа самоинтерпретации и значимостью исследуемых ценностей всей выборки респондентов. Значимые коэффициенты корреляции представлены в табл. 1.
Таким образом, результаты корреляционного анализа совокупной выборки респондентов показали связь независимой самоинтерпретации с ценностями индивидуализма, взаимозависимой — коллективизма, а металичностной — с ценностью «Универсализм».
На следующем этапе исследования методом корреляционного анализа были выявлены связи между уровнем каждого типа самоинтерпретации и значимостью исследуемых ценностей в каждой этнической группе. Результаты корреляционного ана-
Таблица 1
Результаты корреляционного анализа всей выборки респондентов
Типы самоинтерпретации власть достижение саморегуляция безопасность традиция конформность универсализм
независимая самоинтерпретация 0,5 0,6 0,34 -0,13
взаимозависимая самоинтерпретация 0,49 0,66 0,54
металичностная самоинтерпретация 0,61
ДИСКУССИЯ 4
журнал научных публикаций Ц
лиза в каждой из исследуемых групп в целом соответствуют результатам исследования выборки в целом, что позволяет утверждать, что выявленные связи не зависят от этнокультурной принадлежности субъекта. Значимые коэффициенты корреляции всех групп респондентов представлены в табл. 2.
Далее при помощи метода регрессионного анализа было выявлено влияние типа самоинтерпретации на значимость исследуемых ценностей. Независимый тип, согласно результатам данного исследования, значимо положительно влияет на выраженность ценностей «Власть» (Ь=0,043; р=0,000) и «Достижения» (Ь=0,044; р=0,000). Отрицательное влияние данного типа самоинтерпретации обнаружено на выраженность ценностей «Конформизм» (Ь=0,041; р=0,001) и «Безопасность» (Ь=0,041; р=0,001). Согласно концепции С. Шварц и В. Билски, ценность «Достижение» выражается в мотиве достижения личного успеха в рамках разделяемых культурных стандартов и вследствие этого — получения социального одобрения. Ценность
«Власть» реализуется в желании обрести высокий социальный статус, престиж и влияние на других людей. Эти ценности являются наиболее значимыми для людей с независимой самоинтерпретацией.
Результаты проведенного исследования соответствуют данным зарубежных ученых, выявивших, что индивиды с независимой самоинтерпретацией рассматривают других членов группы как источник социального сравнения, выявляя свои отличительные черты и свойства, сопоставляя себя с другими членами группы и демонстрируя свои особенности (например, лидерство или чувство юмора). Это сравнение, позитивная оценка и демонстрация своих особенностей служит источником положительной самооценки у индивидов с подобным типом интерпретации.
Взаимозависимая самоинтерпретация значимое положительное влияние оказывает на выраженность ценностей «Безопасность» (Ь=0,050; р=0,000), «Конформизм» (Ь=0,051; р=0,000), «Традиция» (Ь=0,057; р=0,000) и «Достижения» (Ь=0,028;
Таблица 2
Результаты корреляционного анализа русских, адыгских и абхазских респондентов
Типы самоинтерпретации власть достижение саморегуляция безопасность традиция конформность универсализм
Русские респонденты
независимая самоинтерпретация 0,65 0,66 -0,13 0,65
взаимозависимая самоинтерпретация 0,3 0,74 0,69 0,24 0,55
металичностная самоинтерпретация 0,71
Адыгские респонденты
независимая самоинтерпретация 0,6 0,66 -0,17 0,7
взаимозависимая самоинтерпретация 0,74 0,69 0,32 0,6
металичностная самоинтерпретация 0,55
Абхазские респонденты
независимая самоинтерпретация 0,7 0,62 -0,3 0,7
взаимозависимая самоинтерпретация 0,74 0,61 0,5 0,61
металичностная самоинтерпретация 0,51
р=0,014). Ценность «Конформность» выражается в мотиве ограничивать действия и побуждения, причиняющие вред другим или нарушающие социальную гармонию. Ценность «Безо- = пасность» проявляется в желании сохранять стабильность, безопасность и гармонию общества, семьи и самого индивида. Ценность «Традиция» выражается в мотиве поддерживать обычаи, принятые в определенной культуре. Результаты проведенного исследования согласуются с результатами зарубежных исследований. В контексте зависимой самоинтерпретации отношения рассматриваются как интегральная часть бытия личности. Соответственно, ее мысли, чувства и желания могут быть поняты в свете мыслей, чувств и желаний значимых других, в отличие от индивидов с независимым типом самоинтепретации5. Для индивидов с зависимым типом самоинтепрета-ции обязательства по отношению к другим и отзывчивость к нуждам других формируют моральные решения и социальные взаимодействия, цели и нужды семьи и других людей часто важнее собственных.
Металичностная самоинтерпретация значимое влияние оказывает на ценность «Универсализм» (Ь=0,089; р=0,000). Данная ценность (иначе называемая «зрелость», «духовность») выражается в мотиве понимания, благодарности, терпимости и поддержания благополучия всех людей и природы. Несмотря на то, что эмпирических исследований данного типа самоинтерпретации сравнительно немного, можно говорить о том, что данные автора во многом соответствуют результатам зарубежных исследователей. Эмпирические исследования ДеЧикко и Стройнк (2007) выявили, что уровень метаперсональной самоинтерпретации положительно коррелирует со способностью к прощению, так как понимание других является для них составным элементом самопонимания. Результаты другого исследования ученых показали, что металичностная самоинтерпретация положительно связана с духовностью, ко-
Индивиды с независимой самоинтерпретацией рассматривают других членов группы как источник социального сравнения, выявляя свои отличительные черты и свойства, сопоставляя себя с другими членами группы и демонстрируя свои особенности.
торая определяется как неограниченный набор личностных мотиваций, норм поведения, опыта, ценностей и установок, которые основаны на поиске экзистенциального понимания, смысла, цели и трансценден-ции6.
Таким образом, исследование наличия связи между уровнем выраженности каждого типа самоинтерпретации и значимостью каждой ценности выявило, что каждый тип самоинтерпретации связан с соответствующей ценностной структурой, причем эта связь не зависит от этнокультурной принадлежности респондентов. Уровень выраженности независимого типа самоинтерпретации положительно коррелирует с ценностями индивидуализма. Уровень выраженности взаимозависимого типа самоинтерпретации положительно связан с ценностями коллективизма. Уровень выраженности металич-ностного типа самоинтерпретации связан с ценностями всеобщей гармонии и выхода за пределы собственного «Я». Феномен са-моинтепретации, таким образом, аккумулирует этнокультурные ценности и, соответственно, является медиатором культурного влияния.
1. Знаков В. В. Ценности как проблема психологии человеческого бытия // Ценностные основания психологической науки и психология ценностей. — М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2008. С. 102-115.
2. Singelis T M. (1994). The measurement of independent and interdependent self-construals. Personality and Social Psychological Bulletin, n. 20, 580-591.
3. Там же. Р. 581.
4. DeCicco T. L. & Stroink M. L. (2007). A third model of self-construal: The metapersonal self. International Journal of Transpersonal Studies, n. 26, 82-104.
5. Markus H. R., & Kitayama S. (1991). Culture and the self: Implications for cognition, emotion, and motivation. Psychological Review, n. 98, 224-253.
6. Де Чикко T Найти Я в психологии, духовности и религии // Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2007. Т. 4. С. 46-52.