Научная статья на тему 'МЕТАКОГНИТИВНЫЙ ТРЕНИНГ ДЛЯ ПАЦИЕНТОВ С ДЕПРЕССИЕЙ'

МЕТАКОГНИТИВНЫЙ ТРЕНИНГ ДЛЯ ПАЦИЕНТОВ С ДЕПРЕССИЕЙ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
296
57
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕПРЕССИЯ / РАССТРОЙСТВА АФФЕКТИВНОГО СПЕКТРА / КОГНИТИВНАЯ РЕАБИЛИТАЦИЯ / МЕТАКОГНИТИВНЫЙ ТРЕНИНГ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Миняйчева Мария Владимировна, Рубайлова Вероника Евгеньевна, Мовина Лариса Георгиевна

Статья посвящена описанию метакогнитивного тренинга для пациентов с депрессией (МКТ-Д), разработанного L.Jelinek и соавт. Данный тренинг представляет собой структурированную групповую программу, которая совмещает в себе когнитивно-поведенческий и метакогнитивный подход, направленный на предоставление информации о когнитивных искажениях, проявлениях депрессии в виде изменений функций памяти и внимания, снижения самооценки, общей и социальной активности, активизации руминаций. Тренинг нацелен как на непосредственную работу с различными проявлениями аффективных расстройств, так и на формирование устойчивой ремиссии и профилактику рецидивов. Предполагается, что метакогнитивный тренинг для пациентов с депрессией способствует снижению симптомов расстройства за счет деактивации дисфункциональных убеждений и изменения метакогнитивных компонентов.The article is devoted to the description of metacognitive training for patients with depression (MCT-D), developed by L. Jelinek et al. This training is a structured group program that combines a cognitive-behavioral and metacognitive approach, aimed to providing information about cognitive distortions, signs of depression in the form of changes in memory and attention functions, decreased self-esteem, general and social activity, activation of rumination. The training is aimed both at direct work with various manifestations of affective disorders, and at the formation of a stable remission and prevention of relapses. Metacognitive training for patients with depression is supposed to reduce symptoms of the disorder by deactivating dysfunctional beliefs and altering metacognitive components.The article is devoted to the description of metacognitive training for patients with depression (MCT-D), developed by L. Jelinek et al. This training is a structured group program that combines a cognitive-behavioral and metacognitive approach, aimed to providing information about cognitive distortions, signs of depression in the form of changes in memory and attention functions, decreased self-esteem, general and social activity, activation of rumination. The training is aimed both at direct work with various manifestations of affective disorders, and at the formation of a stable remission and prevention of relapses. Metacognitive training for patients with depression is supposed to reduce symptoms of the disorder by deactivating dysfunctional beliefs and altering metacognitive components.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Миняйчева Мария Владимировна, Рубайлова Вероника Евгеньевна, Мовина Лариса Георгиевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «МЕТАКОГНИТИВНЫЙ ТРЕНИНГ ДЛЯ ПАЦИЕНТОВ С ДЕПРЕССИЕЙ»

УДК 616.895-083

МЕТАКОГНИТИВНЫЙ ТРЕНИНГ ДЛЯ ПАЦИЕНТОВ С ДЕПРЕССИЕЙ

М.В. Миняйчева, В.Е. Рубайлова, Л.Г. Мовина

Московский научно-исследовательский институт психиатрии -филиал ФГБУ «НМИЦ ПН им. В.П. Сербского» Минздрава России

По данным ВОЗ депрессивные расстройства выявляются более чем у 264 миллионов человек [34], а их распространенность увеличивается с каждым годом. Кроме того, пандемия вируса СОУГО-19 и ее последствия, связанные как с развитием затяжного астено-депрессивного синдрома на этапе реконва-лесценции после перенесенной инфекции, так и с повышением уровня стресса на фоне значительных изменений привычного образа жизни и ухудшения социально-экономических условий, привели к существенному росту заболеваемости депрессивными и тревожными расстройствами с начала 2020 года [1]. Учитывая тот факт, что данные расстройства приводят к нарушениям социальной адаптации, ухудшают взаимоотношения с близкими, служат барьером для осуществления трудовой деятельности и повышают риск инвалидизации, разработка эффективных стратегий профилактики и лечения тревожно-депрессивных состояний представляется весьма актуальной. Высокая распространенность явлений хронификации и резистентности депрессии к лекарственной терапии обуславливают необходимость разработки дополнительных, немедикаментозных методов лечения [2, 15]. К уже известным подобным методам можно отнести психотерапевтические интервенции на основе когнитивно-поведенческого подхода [31], программы психосоциальной поддержки, в том числе психообразование, и такие методы как электросудорожная терапия (ЭСТ), транскраниальная магнитная стимуляция (ТМС) [28, 32].

Характерные для депрессии клинические симптомы хорошо известны специалистам и подробно описаны [4], в то время как низкоадаптивные глубинные убеждения, которые определяют эмоции и поведение пациентов с депрессией, а также влияют на восприятие окружающего [14, 16, 25], зачастую остаются вне фокуса внимания врачей-психиатров. Между тем в рамках когнитивной терапии депрессий [10] описаны два уровня когнитивных процессов - поверхностный (переработка текущей информации, пессимистичный

взгляд на происходящее, избирательная фокусировка на негативных моментах) и глубинный (дисфункциональные убеждения о себе, мире и других, которые формируют жизненную философию человека, определяют его атрибуцию происходящего и поведенческие паттерны) [8, 9]. По некоторым данным [27], уязвимость к депрессии, в том числе, определяется соответствующими когнитивными схемами, сформированными в детском и подростковом возрасте. Активация дезадаптивных когнитивных установок происходит под влиянием внешних или внутренних стрессовых ситуаций и влияет на дальнейшее восприятие и понимание пациентом текущих, будущих и прошлых ситуаций. Подобные дисфункциональные когнитивные убеждения могут проявляться в виде повышенной самокритики, автоматической пессимистической оценки и реактивной активации низкоадаптивных поведенческих паттернов, что приводит к усугублению негативных переживаний и способствует развитию и углублению депрессии [10]. Также нередко проявляется когнитивная ригидность в виде недостаточной осознанности когнитивных процессов, трудностей переключения внимания, руминаций.

К хронификации дистресса приводит то, что больные депрессиями относятся к неприятным переживаниям как к объективно обусловленным состояниям. Пациенты не чувствуют их ситуативного характера, что приводит к тягостной озабоченности негативными переживаниями и мыслями, а также к проявлениям избегания [6]. По мнению многих зарубежных и отечественных авторов описываемые убеждения выступают предиктором дебюта, рецидива и тяжести депрессии [6, 7, 18, 30, 33]. Данные убеждения не только предшествуют развитию депрессии, сопровождают ее, но и отмечаются после улучшения состояния, а также в период рецидива [11, 17], что определяет важность когнитивных интервенций для повышения качества помощи пациентам с депрессивными состояниями [5, 21]. Несмотря на стойкость данных убеждений, они поддаются реструктури-

зации в ходе когнитивно-поведенческой терапии, что, в свою очередь, может влиять на снижение выраженности депрессивных симптомов [5, 13, 14].

Одним из современных видов когнитивной терапии депрессий является метакогнитивный тренинг (МКТ-Д) [21], разработанный ЬЛеПпек и соавт. [23] на основе метакогнитивного тренинга для пациентов с психотическими расстройствами [3, 29], эффективность которого ранее была доказана. Несмотря на свое название тренинг нельзя отнести к метакогнитивной психотерапии, предложенной А^еШ [35] в рамках трансдиагностического подхода третьей волны когнитивно-поведенческой терапии. Скорее метакогнитивный тренинг депрессии основывается на комбинации когнитивно-поведенческой и метакогнитивной психотерапии с использованием техник социально-когнитивной ремедиации.

МКТ-Д представляет собой оригинальную структурированную групповую программу, которая нацелена на работу с широким спектром идеаторных и поведенческих паттернов и способов совладания с ними, с акцентом на метакогнитивные механизмы. Центральным звеном тренинга выступает работа с когнитивными искажениями, которые играют важную роль в развитии и поддержании симптомов расстройства [23]. В процессе МКТ-Д пациентов обучают распознавать когнитивные ошибки, избегать возможных «ловушек мышления», происходит мотивирование к изменениям поведенческих паттернов и когнитивной оценки ситуаций, воспринимаемых в негативном ключе. В ходе занятий проводится также психообразовательные интервенции, в рамках которых когнитивные искажения рассматриваются в качестве симптомов депрессии, мишеней психотерапевтического воздействия и совладающего поведения.

Тренинг включает в себя 8 занятий, длительностью 60-90 минут. Занятия посвящены искажениям мышления, нарушениям памяти и внимания, снижению самооценки, изменениям поведения (снижение общей и социальной активности) и трудностям в интерпретации чувств и эмоций. Рекомендуемое количество участников 3-10 человек. Критериями включения в МКТ-Д является актуальный депрессивный эпизод в рамках аффективного расстройства и способность пациента концентрировать внимание, воспринимать информацию в ходе всего занятия, а также сохранять упорядоченное поведение. Критериями исключения служат агрессивное или антисоциальное поведение, тяжелая органическая патология, наличие актуальной психотической симптоматики, маниакальный аффект.

Занятия сопровождаются демонстрацией презентаций, которые содержат в себе теоретическую информацию по теме занятия, практические упражнения и вопросы для групповых обсуждений о способах совладания с проявлениями депрессии и методах реструктуризации когнитивных искажений. Каждое нечетное занятие тренинга направлено на изучение

типичных когнитивных искажений для пациентов с депрессией: туннельное мышление, сверхобобщение, поспешные выводы, «черно-белое» мышление, катастрофизация и минимизация, «чтение мыслей». Вторая половина занятий содержит в себе информацию об иных проявлениях депрессии: снижение памяти, концентрации внимания и самооценки, трудности восприятия эмоций и чувств (как собственных, так и принадлежащих другим людям), снижение общей активности и проявление руминаций. В конце занятий участникам группы выдаются опорные материалы, которые содержат в себе краткую теоретическую информацию по теме занятия, а также упражнения для самостоятельной работы в качестве домашнего задания. Авторы тренинга называют его низкопороговым (т.е. с минимальными требованиями) по двум важным причинам [23]. Во-первых, наличие структурированных материалов для проведения занятий позволяет обучиться навыкам ведения тренинга в короткие сроки. При этом важно, чтобы ведущий группы (психолог/врач-психиатр/психотерапевт) уже был знаком с принципами когнитивно-поведенческой терапии, имел опыт работы с пациентами с расстройствами аффективного спектра и владел навыками проведения групповых занятий. Во-вторых, хотя тренинг и предполагает групповое обсуждение тех или иных проявлений, допускается пассивное участие пациентов, только в качестве слушателя. Отсутствие принуждения к активности в ходе обсуждения позволяет малоактивным пациентам чувствовать себя комфортно и не препятствует восприятию информации. Необходимо отметить, что формат тренинга позволяет проведение занятий в онлайн режиме, что повышает его доступность для пациентов и исключает сопутствующие риски, продиктованные современной эпидемиологической обстановкой.

Модуль 1. Когнитивные искажения: ментальный фильтр, сверхобобщение

В вводной части первого занятия ведущий информирует участников о целях и задачах тренинга, количестве занятий, времени и месте проведения, продолжительности каждого занятия, а также о правилах групповой работы. Важное значение для создания доверительной атмосферы в группе имеет процедура знакомства участников, в ходе которой каждого по очереди просят назвать свое имя, возраст, род занятий, увлечения. Также необходимо обсудить с участниками их ожидания от тренинга.

В основной части первого занятия пациентам кратко объясняют (на последующих занятиях напоминают) каково влияние депрессивных моделей мышления или «когнитивных искажений» на развитие или поддержание депрессивных состояний. Далее проводится обсуждение представленных когнитивных искажений: ментальный фильтр - механизм селективного абстрагирования, при котором внимание направлено на

негативные аспекты информации и сверхобощение -тенденция к формированию глобальных (чаще негативных) выводов, основанных на одном или нескольких событиях.

Участников знакомят с проявлениями данных когнитивных искажений в повседневной жизни на примере конкретных ситуаций, предлагаемых тренингом, совместно разбирается влияние активации ментального фильтра и сверхобобщения на мысли и поведение как в актуальной ситуации, так и в долгосрочной перспективе. В том же ключе рассматриваются возможные альтернативные взгляды на ситуацию. Пациентам предлагается обсудить собственные примеры из личного опыта, связанные с активацией ментального фильтра и сверхобобщением. Далее, предлагаются методы совладания с проявлениями сверхобобщения, к которым относятся: оценка ситуации из позиции «здесь и сейчас», изменение точки зрения, выяснение объективных данных в эксперименте, намеренное преувеличение. В рамках практических заданий на протяжении всего тренинга участникам группы предлагается тренировать навык отслеживания когнитивных искажений и непосредственной работы с ними.

Модуль 2. Память и внимание

Занятие начинается с рассмотрения общих характеристик и аспектов памяти. Отдельно освещаются такие нормативные процессы как забывание и ложные воспоминания, предлагаются практические упражнения на память и внимание. Основная цель занятия - объяснить пациентам, что изменения памяти не являются ее истинными нарушениями, как при деменциях, а характеризуются транзитор-ностью, то есть соответствуют в своей динамике депрессивному состоянию, являются обратимыми и в большей степени связаны с нарушениями концентрации внимания. С помощью практических упражнений участникам группы демонстрируется влияние депрессивных проявлений - апатии, снижения эмоционально-волевого компонента, настроения и концентрации внимания, интенсивных руминаций и других когнитивных искажений на функции памяти и внимания (процессы запоминания и извлечения информации, ложные воспоминания и т.п.). Предлагаются практические методы применения эффективных способов удержания информации (различные виды записи информации, трекеры привычек, использование приложений - всевозможные варианты делегирования данной функции вовне) и организации повседневной активности.

Модуль 3. Когнитивные искажения: долженствование, отказ от позитива/принятие негатива

Тема посвящена когнитивным искажениям, которые выступают в роли ключевых конструктов, влияющих на внутренние убеждения, организацию

деятельности, адекватную оценку картины достижений/способностей/слабых сторон и т.п. Долженствование - фиксированная постановка жестких правил, стандартов деятельности и убеждений, переоценка негативных последствий при невыполнении подобных ожиданий. Отказ от позитива/ принятие негатива - ожидание негативных и отказ от положительных оценок (отрицание положительного опыта, рассмотрение его как исключения) в свой адрес. Подобные конструкты во многом влияют на тяжесть состояния, стойкость тех или иных симптомов, качество жизни и возможность своевременного обращения за помощью, что определяет важность включения работы с такими когнитивными искажениями в терапию аффективных расстройств. На занятии рассматриваются основные характеристики тирании долженствования и влияние жестких стандартов на убеждения и поведение. Приводятся наиболее распространенные примеры долженствований, участников просят поделиться стандартами, которые свойственны им самим, отмечаются преимущества и недостатки следования таковым, активация «черно-белого мышления» и внутренней критики. Среди предлагаемых методов преодоления тирании долженствования имеют место поиск альтернативы и справедливой меры сравнения, предъявление реалистичных и конкретизированных требований к себе. Рассматривается влияние ожидания негативной оценки и альтернативной мысли в ответ на критику, эффективные стратегии совладания с отрицательной обратной связью. Подобным образом предлагается рассмотреть влияние отказа от позитива и альтернативной мысли в ответ на похвалу, успешные стратегии принятия положительной обратной связи.

Модуль 4. Самооценка

Занятие начинается с обсуждения понятия «самооценка», ее внешних и внутренних признаков и источников. Самооценка рассматривается как пластичный, изменяющийся с течением времени конструкт, включающий множество компонентов, значимых для человека сфер жизни: отношения, работа, хобби, внешний вид и т.д. На занятии работа направлена на обсуждение как позитивных, не требующих вмешательства, так и негативных аспектов данных сфер, предполагающих работу над изменениями или принятие обозначенных минусов. Метафорически самооценка представляется как стеллаж с ячейками, где каждая полка отдельная сфера жизни. Это позволяет наглядно оценить, что самоопределение не зависит от успеха или неудачи только в одной из них, а представляет собой комплекс сильных и слабых сторон личности. Основной задачей занятия является обсуждение с пациентами изменений самооценки в болезненном состоянии и эффективных техник работы с этими нарушениями. Отдельное внимание уделяется особенностям сравнения себя и своих достижений с другими, влиянию подобных

сравнений на самооценку, рассматриваются способы улучшения самооценки и настроения.

Модуль 5. Когнитивные искажения: преувеличение/минимизация, атрибутивный стиль

Особенности мышления в депрессивных состояниях, касающиеся оценки положительных и отрицательных ситуаций, хорошо изучены [6, 7, 9]. Именно специфические интерпретации тех или иных ситуаций определяют субъективную значимость пережитого опыта и могут оказывать значительное влияние на состояние, самооценку, а также поддержание других симптомов депрессии. Подобными когнитивными искажениями являются: преувеличение масштаба и тяжести ошибок; минимизация - преуменьшение способностей или степени их важности; атрибутивный стиль - устойчивый способ объяснения возникшей ситуации (приписывание себе, другим, обстоятельствам/ситуации). В ходе занятия с участниками группы рассматриваются понятия преувеличение и минимизация, примеры их влияния на интерпретацию различных ситуаций на конкретных примерах. В процессе группового обсуждения предлагается сформулировать альтернативную оценку ситуаций и привести подобные примеры из личного опыта. Участников группы знакомят с понятиями атрибуции, атрибутивного стиля и их проявлениями в депрессивном состоянии (влияние на убеждения и поведение в актуальной ситуации и в долгосрочной перспективе). В практической части участникам группы предлагается обсудить положительные и отрицательные стороны различных форм атрибуций в позитивной и негативной ситуации. Рассматриваются навыки избегания глобальных и односторонних приписываний («разделение ответственности», изменение перспективы, анализ влияния атрибуций на поведение и долгосрочные последствия), предлагаются практические упражнения для закрепления данного навыка.

Модуль 6. Стратегии и поведение

Среди часто регистрируемых проявлений, сопутствующих депрессивным состояниям, выступают руминации [6]. В силу тесной связи и влияния руминаций на другие вышеописанные проявления, работа с ними во многом определяет интенсивность присутствующей симптоматики и качество достигаемой ремиссии. На занятии обсуждается феномен руминаций (особенности, содержание, типы), неэффективные и эффективные стратегии преодоления руминативного мышления, предлагаются практические задания по работе с руминациями и адаптивные методы переключения внимания с подобных мыслей. Обозначаются особенности и проявления механизмов избегания в депрессивных фазах, важность поведенческой активации и поддержания уровня социальной и общей активности, рассматри-

ваются основные правила и техники поведенческой активации.

Модуль 7. Когнитивные искажения: поспешные выводы, катастрофизация, «чтение мыслей»

Данное занятие посвящено взаимосвязи поспешных выводов с проявлениями депрессии, а также типичным стратегиям депрессивного мышления («чтение мыслей» и катастрофизация). Поспешные выводы -формирование выводов на основе небольшого количества информации. Катастрофизация - поспешные выводы, включающие мрачное прогнозирование ситуаций и/или предположение наихудшего исхода. «Чтение мыслей» - предположение или убежденность в знании мыслей другого человека о себе при отсутствии непосредственных доказательств. В процессе занятия происходит формирование навыков отслеживания негативных поспешных выводов и поиска альтернатив, оценка влияния приведенных поспешных выводов на состояние, непосредственное поведение и долгосрочные последствия - развитие навыков отстраненной позиции. С участниками группы обсуждаются преимущества и недостатки тенденции к поспешным выводам, предлагается выполнить практические упражнения, демонстрирующие влияние поспешных выводов на повседневные ситуации.

Модуль 8. Восприятие чувств

Занятие начинается с практического задания на определение эмоционального состояния человека по изолированному признаку. Обозначаются основные источники понимания эмоционального состояния другого, к ним относятся предварительные знания о человеке, окружающая обстановка/ситуация, самонаблюдение, мимика, предлагаются практические задания на определение эмоций. Целью занятия является обсуждение особенностей влияния собственного состояния и настроения на интерпретацию эмоциональных проявлений других людей, формирование навыка распознавания и анализа «негативных интерпретаций эмоций», рассмотрение их с более объективной точки зрения. Отдельно обращается внимание на особенности мимических проявлений эмоций, сложности точного определения и понимания состояния другого человека и способы преодоления недопонимания и поспешных выводов. Приводятся основные функции чувств и эмоций, их субъективность и склонность к «эмоциональным рассуждениям» в депрессивных фазах.

Заключение

Исследования эффективности метакогнитив-ного тренинга для больных с депрессией отмечают влияние описанной программы на снижение симптомов расстройства за счет деактивации дисфункциональных убеждений, умеренные изме-

нения позитивных и негативных метакогнитивных убеждений и улучшение качества жизни [20, 22]. Также авторы предполагают, что метакогнитивные убеждения о неуправляемости или опасности беспокойства, которые демонстрируют позитивные изменения в результате прохождения тренинга, являются своего рода медиатором между лечением депрессии и уменьшением выраженности ее симптомов [25].

Коллектив авторов [12], который проводил структурированную оценку побочных эффектов МКТ-Д (на основании шкалы оценки негативных последствий психотерапии ШЕР [26]), отмечает его структурированность и наполненность за счет обилия сопровождающих материалов, что помогает мотивировать мало заинтересованных и скептически настроенных пациентов, так как тренинг не предполагает активное участие всех слушателей, им не требуется участвовать в дискуссиях или делиться личными примерами во время занятий при отсутствии в этом желания. Также оценка МКТ-Д показала, что многие пациенты отмечают как достоинство четкость и последовательность каждого занятия, большинство пациентов (85-94%) сообщили, что они рекомендовали бы МКТ-Д другим и считали его «полезным и разумным» (83-100%). Практически все пациенты отмечали безопасность тренинга: значительное количество пациентов (94,4%) сообщили, что не испытывали беспокойство непосредственно перед посещением занятий, и многие из них (89%) не отмечали ухудшение своего состояния в ходе прохождения тренинга. Кроме того, большинство пациентов отрицали стигматизацию (97%) в ходе занятий. В последней публикации от 2021 года [19] авторы тренинга поделились пилотным исследованием его модификации (МКТ-8), в котором вместо двух занятий о когнитивных искажениях были включены модули о суицидальном поведении с целью актуализации сомнений в верности решений и избе-

гания поспешных действий в кризисной ситуации, проводилась разработка антикризисного плана и совладающей карточки (психообразование о самоповреждающем поведении, безнадежности и чувстве вины). Результаты сравнения МКТ-Д и МКТ-8 в очередной раз подтвердили безопасность метода, его простоту и быструю обучаемость для специалистов. Авторы предлагают в дальнейшем рассмотреть и оценить эффективность МКТ-Д и МКТ-8 как часть превентивного вмешательства для работы с суицидальными тенденциями.

Сотрудниками Московского научно-исследовательского института психиатрии (МНИИП) материалы МКТ-Д были переведены и адаптированы до публикации русскоязычной версии тренинга на официальном сайте авторов (В.Е.Рубайлова, И.О.Гладышев, К.Г.Кисельникова). В настоящее время на базе стационарных отделений МНИИП проводится комплексное исследование влияния мета-когнитивного тренинга для пациентов с депрессией на выраженность руминативного мышления и мета-когнитивных убеждений в сравнении с психообразовательными интервенциями и оценка устойчивости полученных изменений. Также в задачи данного исследования входит выявление и оценка факторов хронификации депрессивных расстройств. Учитывая сроки госпитализации, занятия проходят с повышенной регулярностью - 4 раза в неделю. Пациенты включаются в групповую работу по направлению лечащего врача.

Предполагается, что результаты исследования предоставят практический опыт ремедиации когнитивной сферы пациентов с депрессивными состояниями и будут способствовать улучшению их качества жизни. Также планируется выявление и изучение специфичных факторов хронификации депрессии у пациентов с рекуррентным депрессивным расстройством и биполярным аффективным расстройством.

ЛИТЕРАТУРА

1. Медведева Т.И., Ениколопов С.Н., Бойко О.М., Воронцова О.Ю. Анализ динамики депрессивной симптоматики и суицидальных идей во время пандемии COVID-19 в России // Суицидология. 2020. Т. 11, № 3 (40). С. 3-16.

2. Мосолов С.Н. Резистентность к психофармакотерапии и методы ее преодоления // Психиатрия и психофармакотерапия. 2002. N° 4. С. 132-136.

3. Папсуев О.О., Мовина Л.Г., Миняйчева М.В. Метакогнитивный тренинг для больных шизофренией и расстройствами шизофренического спектра // Социальная и клиническая психиатрия. 2014. Т. 24, № 3. С. 33-36.

4. Тиганов А.С. Общая психиатрия / М.: Медицина, 405 стр. 1999

5. Холмогорова А.Б. Когнитивно-бихевиоральная терапия «на гребне третьей волны»: революционный поворот или новые акценты? // Современная терапия психических расстройств. 2016. № 2. С. 16-21.

6. Холмогорова А.Б., Пуговкина О.Д. Основные этапы и направления изучения когнитивных дисфункций при депрессиях // Медицинская психология в России: электрон. науч. журн. 2015. № 6.

7. Alloy L.B., Abramson L.Y., Whitehouse W.G. et al. Prospective incidence of first onsets and recurrences of depression in individuals at high and low cognitive risk for depression // J. Abnorm. Psychol. 2006. Vol. 115, N 1. Р. 145-156.

8. Beck A.T. Cognitive models of depression // J. Cogn. Psychother.: An Int. Quarterly. 1987. N 1. P. 5-37.6

9. Beck A.T. The evolution of the cognitive model of depression and its neurobiological correlates // Am. J. Psychiatry. 2008. Vol. 165, N 8. P. 969-977.

10. Beck A.T., Rush A.J., Shaw B.F. et al. Cognitive therapy of depression // The Guilford Press, 1979.

11. Beevers C.G., Miller I.W. Perfectionism, cognitive bias and hopelessness as prospective predictors of suicidal ideation // Suicide Life Threat. Behav. 2004. Vol. 34, N 2. P. 126-137.

12. Dietrichkeit M., Hagemann-Goebel M., Nestoriuc Y. et al. Side effects of the metacognitive training for depression compared to a cognitive remediation training in patients with depression // Published online0, 2021. doi: 10.1038/s41598-021-87198-8

13. Driessen E., Hollon S.D. Cognitive behavioral therapy for mood disorders: Efficacy, moderators and mediators // Psychiatr. Clin. North Am. 2010. N 33. P. 537-555.

14. Faissner M., Kriston L., Moritz S. et al. Course and stability of cognitive and metacognitive beliefs in depression // Depres. Anxiety. 2018. Vol. 35, N 12. P. 1239-1246.

15. Frances A., Donovan S. The diagnosis of chronic depression in primary care // WPA Bull. Depres. 1998. Vol. 4, N 15. P. 3-5.

16. Gaudiano B.A., Miller I.W. Dysfunctional cognitions in hospitalized patients with psychotic versus nonpsychotic major depression // Compr. Psychiatry. 2007. N 48. P. 357-365.

17. Halvorsen M., Wang C.E., Eisemann M. et al. Dysfunctional attitudes

and early maladaptive schemas as predictors of depression: A 9-year follow-up study // Cogn. Ther. Res. 2010. N 34. P. 368-379.

18. Iacoviello B.M., Alloy L.B., Abramson L.Y. et al. The course of depression in individuals at high and low cognitive risk for depression: a prospective study // J. Affect. Dis. 2006. Vol. 93, N 1-3. P. 61-69.

19. Jelinek L., Peth J., Runde A. et al. Metacognitive Training for Depression: Feasibility, safety and acceptability oftwo new treatment modules to reduce suicidality // Clin. Psycho.l Psychother. 2021. Vol. 28, N 3. P. 669-681.

20. Jelinek L., Faissner M., Moritz S. et al. Long-term efficacy of Metacognitive Training for Depression (D-MCT): A randomized controlled trial // Br. J. Clin. Psycho. 2018. Vol. 58, N 20.

21. Jelinek L., Hauschildt M., Moritz S. Metacognitive Training for Depression (D-MCT) // Beltz. 2015.

22. Jelinek L., Hauschildt M., Wittekind C. E. et al. Efficacy of metacognitive training for depression: A randomized controlled trial // Psychother. Psychosomat. 2016. N 85. P. 231-234.

23. Jelinek L., Moritz S., Hauschildt M. Patients' perspectives on treatment with Metacognitive Training for Depression (D-MCT): Results on acceptability // J. Affect. Dis. 2017. N 221. P. 17-24.

24. Jelinek L., Van Q.N., Moritz S. Cognitive and metacognitive mechanisms of change in Metacognitive Training for Depression // Sci. Rep. 2017. N 7. P. 3449.

25. Köhler S., Unger T., Hoffmann S. et al. Dysfunctional cognitions of depressive inpatients and their relationship with treatment outcome // Compr. Psychiatry. 2015. doi:10.1016/j.comppsych.2014.12.020

26. Ladwig I., RiefW., Nestoriuc Y. Welche Risiken und Nebenwirkungen hat Psychotherapie? - Entwicklung des Inventars zur Erfassung Negativer Effekte von Psychotherapie (INEP) // Verhaltenstherapie. 2014. Vol. 24, N 4. P. 252-263.

27. Liotti G. Attachment and cognition: a guideline for the reconstruction

of early pathogenic experiences in cognitive psychotherapy // Cognitive psychotherapy. Theory and practice / C.Perris (Ed.). Berlin, Heidelberg, N. Y.: Springer-Verlag, 1988. P. 62-80.

28. Lisanby S.H., Maddox J.H., Prudic J. et al. The effects of ECT on memory of autobiographical and public events // Arch. Gen. Psychiatry. 2000. Vol. 57. P. 580-590

29. Moritz S., Burlon M., Woodward T.S. Metacognitive training for schizophrenic patients. Hamburg, Germany: VanHam Campus Verlag, 2005.

30. Otto M.W., Teachman B.A., Cohen L.S. et al. Dysfunctional attitudes and episodes of major depression: predictive validity and temporal stability in never-depressed, depressed, and recovered women // J. Abnorm. Psychol. 2007. N 116. P. 475-483.

31. Pim Cuijpers, Cristea I.A., Karyotaki E. et al. How effective are cognitive behavior therapies for major depression and anxiety disorders? A meta-analytic update of the evidence // World Psychiatry. 2016. Vol. 5, N 3 P. 245-258.

32. Speer A.M., Repella J.D., Figueras S. et al. Lack of adverse cognitive effects of 1 Hz and 20 Hz repetitive transcranial magnetic stimulation at 100% of motor threshold over left prefrontal cortex in depression // J. ECT. 2001. Vol. 17. P. 259-263.

33. Struijs S.Y., Groenewold N.A., Oude Voshaar R.C. et al. Cognitive vulnerability differentially predicts symptom dimensions of depression // J. Affect. Dis. 2013. N 151 P. 92-99.

34. Vos T., Abajobir, A.A., Abate K.H. et al. Global, regional, and national incidence, prevalence, and years lived with disability for 328 diseases and injuries for 195 countries, 1990-2016: A systematic analysis for the Global Burden of Disease Study 2016 // The Lancet. 2017. № 390. P. 1211-1259.

35. Wells A. Metacognitive Therapy for anxiety and depression. New York: The Guilford Press. 2011. P. 316.

МЕТАКОГНИТИВНЫЙ ТРЕНИНГДЛЯ ПАЦИЕНТОВ С ДЕПРЕССИЕЙ М.В. Миняйчева, В.Е. Рубайлова, Л.Г. Мовина

Статья посвящена описанию метакогнитивного тренинга для пациентов с депрессией (МКТ-Д), разработанного L.Jelinek и соавт. Данный тренинг представляет собой структурированную групповую программу, которая совмещает в себе когнитивно-поведенческий и метакогнитивный подход, направленный на предоставление информации о когнитивных искажениях, проявлениях депрессии в виде изменений функций памяти и внимания, снижения самооценки, общей и социальной активности, активизации руминаций. Тренинг нацелен как на

непосредственную работу с различными проявлениями аффективных расстройств, так и на формирование устойчивой ремиссии и профилактику рецидивов. Предполагается, что метакогнитивный тренинг для пациентов с депрессией способствует снижению симптомов расстройства за счет деактивации дисфункциональных убеждений и изменения метакогнитивных компонентов.

Ключевые слова: депрессия, расстройства аффективного спектра, когнитивная реабилитация, метакогнитивный тренинг.

METACOGNITIVE TRAINING FOR PATIENTS WITH DEPRESSION M.V. Minyaycheva, V.E. Rubaylova, L.G. Movina

The article is devoted to the description of metacognitive training for patients with depression (MCT-D), developed by L. Jelinek et al. This training is a structured group program that combines a cognitive-behavioral and metacognitive approach, aimed to providing information about cognitive distortions, signs of depression in the form of changes in memory and attention functions, decreased self-esteem, general and social activity, activation of rumination. The training is aimed

both at direct work with various manifestations of affective disorders, and at the formation of a stable remission and prevention of relapses. Metacognitive training for patients with depression is supposed to reduce symptoms of the disorder by deactivating dysfunctional beliefs and altering metacognitive components.

Keyword: depression, affective spectrum disorders, cognitive rehabilitation, metacognitive training.

Миняйчева Мария Владимировна - клинический психолог медико-реабилитационного отделения Московского НИИ психиатрии - филиала ФГБУ «НМИЦ ПН им. В.П.Сербского» Минздрава России; email: minyaycheva@gmail.com

Рубайлова Вероника Евгеньевна - клинический психолог медико-реабилитационного отделения Московского НИИ психиатрии -филиала ФГБУ «НМИЦ ПН им. В.П.Сербского» Минздрава России; email: ve.rubaylova@gmail.com

Мовина Лариса Георгиевна - кандидат медицинских наук, старший научный сотрудник отдела клинико-социальных и биологических исследований расстройств психотического спектра Московского НИИ психиатрии - филиала ФГБУ «НМИЦ Пн им. В.П.Сербского» Минздрава России; email: movina_larisa@bk.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.