УДК 616.089-083
МЕТАКОГНИТИВНЫЙ ТРЕНИНГ: ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ, ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ, ЭФФЕКТИВНОСТЬ
С.Ю. Кузнецов2, М.В. Афян2, М.Ю. Кожевникова3, Л.Г. Мовина1
1 Московский научно-исследовательский институт психиатрии -филиал ФГБУ «НМИЦ ПН им. В.П. Сербского» Минздрава России 2ГБУЗ «ПКБ № 4 им. П. Б. Ганнушкина ДЗМ» 3ГБУЗ «ПКБ № 1 им. Н.А. Алексеева ДЗМ»
Шизофрения характеризуется высоким процентом инвалидизации и является экономически затратным заболеванием, что обусловливает ее социальную значимость [4, 5, 8, 10]. Для шизофрении характерны, с одной стороны, повторяющиеся обострения продуктивной психопатологической симптоматики или ее персистирование, а с другой стороны, нарушения социальной адаптации, которые проявляются во всех сферах жизни больных - работа, обучение, независимое проживание, взаимодействие с окружением [2, 22]. Важной особенностью этого заболевания является недостаточная эффективность психофармакотерапии как в отношении редукции позитивных симптомов (прежде всего бреда и галлюцинаций), так и в отношении нарушений социальной адаптации. Так, по данным Н.Б1^ около 20-30% пациентов, страдающих шизофренией, обнаруживают резистентность к антип-сихотикам [17]. Н.КеИ^ег, A.Kostacog1u указывают, что количество пациентов, в отношении которых терапевтические возможности ограничены, доходит до 60% [27]. Высока частота самостоятельной отмены антипсихотиков из-за таких факторов, как побочные эффекты, непонимание пациентом механизма действия препарата и отсутствие терапевтического альянса [15]. Даже когда антипсихотические препараты принимаются в соответствии с рекомендациями врача, их эффективность в отношении позитивных симптомов достигает лишь умеренных значений [29], а полного выздоровления удается достичь редко [24]. Вызывают настороженность данные о вероятном (но пока малоизученном) нейродегенеративном действии антипсихотических препаратов [23]. Кроме того, терапия, основанная исключительно на фармакологическом лечении, не позволяет значимо улучшить социальное функционирование пациентов [24].
Известно, что с течением заболевания позитивные симптомы могут ослабевать, в то время как на первый план выступают расстройства, лежащие в основе социальной дезадаптации, к которым относят
нарушения мотивации, нейрокогнитивный и социально-когнитивный дефицит. Социальные когниции, определяемые многими авторами как набор способностей, необходимых для социального взаимодействия, играют в этом процессе одну из ключевых ролей [3]. М.БесЫ и соавт. указывают на то, что нарушения социальных когниций в значительно большей степени, чем психопатологическая симптоматика или дефицит базовых когнитивных функций, обуславливают социальную дезадаптацию больных шизофренией [13]. При этом по данным Т^ук^ и соавт. когнитивная реабилитация уменьшает когнитивную дисфункцию при шизофрении [41].
Исследования социально-когнитивных нарушений в настоящее время представлены изучением их роли в процессах психотической декомпенсации и стабилизации состояния, а также разработкой методов социальной реадаптации. Принято выделять четыре основных домена социальных когниций (познавательных процессов), такие как: 1) эмоциональный процессинг; 2) внутренняя модель сознания другого (ВМСД); 3) атрибутивный стиль; 4) социальная перцепция [1, 3]. Нарушения в каждом из представленных доменов могут приводить к ухудшению социального функционирования, что требует включения в программу комплексной (медикаментозной и психосоциальной) терапии вмешательств, направленных на восполнение данного дефицита [7, 9]. К вмешательствам такого рода относится, в частности, метакогнитивный тренинг, в основе которого лежат теоретические представления когнитивно-поведенческой модели шизофрении [6, 21, 30].
Когнитивно-поведенческий подход в терапии пациентов с шизофренией
В когнитивной модели психических расстройств психотические симптомы (бред и галлюцинации) возникают благодаря когнитивным искажениям. Считается, что жизненное событие, являющееся
триггером, запускает у предрасположенной личности механизм нарушения когнитивного процесса, что выражается двумя путями: нарушением переноса прошлого опыта на настоящие события и трудностями контроля над намерениями и действиями. В сознание пациента проникает неструктурированный поток сенсорной информации и несвязанного материала из памяти, что приводит к возникновению намерений и действий, которые человек воспринимает как чужеродные по происхождению. Особенно подчеркивается, что нарушение когнитивного процесса приводит к аномальным сознательным переживаниям (например, нейтральные действия воспринимаются как преднамеренные, мысли кажутся вложенными, устанавливается причинная связь между двумя несвязанными событиями) [21]. Литературные данные указывают на то, что основные черты бреда (такие как убежденность в бредовой идее, некорректируемость и поспешное принятие решений) не ограничиваются только бредовыми переживаниями, а представляют собой стили мышления, которые проявляются у пациентов и в нейтральных ситуациях. Хотя эти когнитивные искажения связаны с психозом, они рассматриваются когнитивной психологией как расширение нормальных стилей мышления, которые могут быть скорректированы с использованием стандартных психологических подходов [19]. Таким образом, бредовые идеи, возможно, являются лишь видимой «вершиной айсберга» [32].
В когнитивной модели галлюцинаций Я.БейаП подчеркивается роль нарушения процесса атрибуции, при котором когнитивные операции, связанные с генерацией внутренних мыслей, оказываются необъективными. Из-за искажения операции мониторинга источника, необходимого для определения контекста, собственные мысли воспринимаются как чуждые собственной психике. Происходит экстернализация внутренних когнитивных событий во внешний источник [31]. Также показано, что когнитивные искажения играют роль в образовании бреда из-за неспособности пациентов надлежащим образом оценивать факты [26]. От 40 до 70% пациентов с диагнозом шизофрения собирают недостаточно информации для принятия решения, прежде чем делают выводы. Более того, показано, что данное когнитивное искажение, называемое «преждевременными выводами», сохраняется у пациентов и в ремиссии [31]. Поскольку бредовый синдром является одним из ключевых симптомов шизофрении и других психотических расстройств, и может привести к опасным последствиям, в том числе к агрессии или суициду, работа в рамках когнитивной модели направлена, прежде всего, на редукцию данного синдрома [20].
В рамках когнитивно-поведенческого подхода существует два направления работы. Одно из них -когнитивно-бихевиоральная терапия психозов (КБТп). В КБТп предметом терапевтической работы
являются убеждения пациента в отношении реальности, как бредовые, так и небредовые, которые могут способствовать поддержанию симптомов. Второе направление - это работа с метакогнициями, которая направлена на когнитивные убеждения, лежащие в основе психотических переживаний [37]. Одним из методов, основанных на этом подходе, и является метакогнитивный тренинг (МКТ), разработанный S.Moritz и соавт. [35, 36].
Характеристика метакогнитивного тренинга
Метакогнитивный тренинг (МКТ) - это форма психосоциального вмешательства, целью которого является коррекция специфических когнитивных нарушений при шизофрении, связанных с особенностями восприятия окружающих и с недостатками в социальном познании, которые могут приводить к ошибочным выводам, заблуждениям, бредообразо-ванию и психотической декомпенсации. В процессе тренинга происходит повышение осведомленности пациентов о когнитивных отклонениях и искажениях, лежащих в основе формирования и поддержания бреда, обогащение и изменение набора стратегий решения проблем и побуждение пациентов к критическому осмыслению последствий когнитивных искажений в повседневной жизни [6, 36]. Данная программа сочетает в себе элементы психообразования, когнитивной реабилитации и когнитивно-поведенческой терапии. В МКТ пациентам предъявляются многочисленные когнитивные задачи (например, запоминание деталей на картинке, восстановление рисунка по его части), при этом основное внимание уделяется уменьшению чрезмерной уверенности в ошибках, а не точности выводов. Подобно когнитивной терапии психозов (КБТп), МКТ нацелен на позитивные симптомы, но прежде обращается к когнитивным процессам в целом, а затем переходит к уровню симптомов. Этот подход считается более мягким и подходит для пациентов, которые не могут дистанцироваться от своих заблуждений, как например, пациенты с преимущественно параноидными переживаниями [38]. Кроме того, МКТ также направлен на повышение самооценки, поскольку пациенты с шизофренией имеют сниженную самооценку по сравнению со здоровыми лицами [34].
МКТ может проводиться в групповом формате, что является предпочтительным, рекомендуемое количество участников в группе - 3-10 человек, продолжительность занятия - 45-60 минут, 8 или 16 занятий в цикле. Также существует индивидуальный формат метакогнитивного тренинга (МКТ+), который, по данным S. Moritz и соавт., особенно эффективен в снижении выраженности продуктивных симптомов, когнитивных искажений, а также в повышении приверженности лечению для пациентов, имеющих противопоказания к участию в группе [32].
В процессе МКТ обсуждаются конкретные когнитивные искажения, их влияние на развитие психоза
и социальное функционирование. Каждое занятие посвящено определенной теме и состоит из теоретической части, в которой пациенты знакомятся, например, со стилями атрибуции, поспешными выводами, внутренней моделью сознания другого (ВМСД), депрессивными схемами, и практической, в которой представлены специально разработанные упражнения [36]. Для того, чтобы подчеркнуть актуальность тренинга для пациентов и обеспечить пролонгированный эффект в отношении улучшения социального познания, в каждом модуле подчеркивается связь когнитивных искажений с формированием и поддержанием психоза, что сопровождается доступными «жизненными» примерами [35]. Различные модули МКТ демонстрируют пациентам, что сложные события могут иметь очень разные объяснения и редко определяются отдельными причинами, что доказательства могут меняться со временем, и что не следует спешить с выводами или быть слишком уверенными в суждениях, особенно в ситуациях с потенциально важными результатами.
Эффективность метакогнитивного тренинга
В настоящее время проводятся исследования эффективности метакогнитивного тренинга при лечении пациентов с расстройствами шизофренического спектра в отношении уменьшения выраженности продуктивных симптомов и когнитивных искажений. Результаты и выводы отдельных эмпирических исследований, мета-анализов и обзоров довольно противоречивы. Величина влияния МКТ на продуктивные симптомы, нейрокогнитивные функции, общий уровень психологического, социального и профессионального функционирования у различных исследователей колеблется от незначительной [30], средней [14], до выраженной [28]. Разница в величине эффекта объясняется различиями в дизайне исследований, а также в критериях включения и исключения исследований в мета-анализы.
D.Pankowski и соавт. [37] проанализировали 14 исследований, опубликованных с 2009 по 2015 годы (11 рандомизированных контролируемых и 3 нерандомизированных контролируемых исследования) и показали удовлетворительную эффективность МКТ в отношении позитивных симптомов. Примечательно, что выявленный эффект сохранялся не менее полугода после участия в тренинге. Одно из рассматриваемых исследований продемонстрировало устойчивое улучшение после трехлетнего периода наблюдения [33]. Наилучший результат был показан в отношении бреда и вызванного им дистресса. Некоторые исследования также показали уменьшение тяжести галлюцинаторных расстройств [14], однако размер эффекта в отношении данной категории расстройств был меньше. Авторы обзора предполагают, что разница в величине влияния соотносится с тем, что вмешательства МКТ направлены, в первую очередь, на когнитивные искажения, связанные с бредом (например,
преждевременные выводы), а не с нарушениями восприятия. Не все полученные результаты были статистически значимыми, несмотря на то, что во всех исследованиях отмечался хотя бы небольшой положительный эффект.
Мета-анализ B.Van Oosterhout и соавт. был направлен на изучение влияния МКТ на позитивные симптомы (9 исследований, 436 участников), бред (7 исследований, 500 участников) и когнитивные искажения (3 исследования, 219 участников) [39]. Данный мета-анализ имел очень строгие критерии включения, а именно: МКТ как экспериментальное воздействие, исследование должно быть сравнительным, с рандомизацией или без нее, быть опубликованным в рецензируемом журнале, иметь измерения до и после воздействия, не менее 75% респондентов должны были иметь расстройства шизофренического спектра. Все исследования показали небольшие, незначимые эффекты, что говорит об отсутствии эффективности МКТ в отношении продуктивных симптомов, бреда и когнитивных искажений. Поправки на систематическую ошибку публикации методом «обрезки и заполнения» привели к еще большему снижению эффекта. B.Van Oosterhout и соавт. делают вывод о том, что, несмотря на уменьшение симптомов в обеих группах и улучшение состояния в целом, улучшение в экспериментальной группе нельзя отнести к влиянию МКТ. Кроме того, автор отмечает, что МКТ не влияет на субъективное переживание когнитивных искажений, дисфункциональные когнитивные убеждения и критику.
C.Eichner, F.Berna в мета-анализе, посвященном эффективности метакогнитивного тренинга в отношении позитивных симптомов и бреда для пациентов с шизофренией [16] выступили с критикой мета-анализа В.Van Oosterhout. В качестве аргумента авторы приводят статистические недостатки данного мета-анализа, особенно в отношении избирательного исключения положительных исследований. По их мнению B.Van Oosterhout и соавт. не включили три исследования с положительными результатами ввиду использования чрезмерно консервативных критериев исключения, что значительно исказило результат, особенно при рассмотрении небольшого числа доступных исследований. Таким образом, были исключены два исследования, в которых были недоступны значения пре- и пост-тестирования, несмотря на то, что были приведены данные о различии показателей до и после, и существуют статистические методы для определения величины эффекта в таких случаях. Одно исследование было исключено из-за того, что в нем были представлены результаты по отдельным шкалам, хотя полные данные были доступны при обращении к авторам исследования. C.Eichner, F.Berna представили результаты собственного мета-анализа, в котором выявлено положительное влияние МКТ на позитивные симптомы с малыми и средними значениями размера эффекта. Аналогичные данные
приведены в систематическом обзоре .Т.Ла^ и соавт., включающем четыре исследования [25].
В 2014 году 8.МогЙ2 и коллеги представили обзор эмпирических исследований, посвященных применению МКТ при психозах. После пилотного исследования, проведенного в Германии самими авторами [35], в нескольких последующих исследованиях была подтверждена безопасность и применимость МКТ. Все исследования, в которых оценивалось отношение пациентов к тренингу (с помощью опросника из 10 пунктов), показали, что МКТ хорошо воспринимается пациентами [10, 12]. Три четверти пациентов оценивали тренинг как «интересный». Также большинство участников рекомендуют его другим людям с диагнозом шизофрения. Авторы подчеркивают, что, несмотря на то, что удовольствие и субъективная выгода являются вторичными параметрами результата, они играют важную роль ввиду частого «выпадения» из лечения, недостаточной мотивации и аффективного «уплощения» в данной группе пациентов. Также авторы обращают внимание на ограничения, связанные с тем, что не все пациенты с шизофренией обладают одинаковым профилем когнитивных искажений, поэтому не все модули МКТ несут одинаковую пользу для всех пациентов. Что касается влияния МКТ на выраженность бреда и других позитивных симптомов, результаты оказались следующими: контролируемые исследования показали величину изменений от малой и средней до большой. Кроме того, неконтролируемые исследования обнаружили сильное влияние на позитивные симптомы [18]. Среди факторов, влияющих на разницу в величине эффекта, авторы выделяют различия в методиках оценки. Так, в некоторых исследованиях [30], шкала оценки психотических симптомов (Р8УИАТ8) была более чувствительной, чем шкала оценки позитивных и негативных синдромов (РАК88), в нескольких исследованиях было верно обратное [14]. По мнению авторов, эти расхождения могут быть связаны с тонкими различиями между двумя рейтинговыми шкалами, а также с желанием пациентов диссимулировать симптомы из-за недостатка доверия или понимания. В большинстве исследований был обнаружен низкий или умеренный эффект МКТ в отношении уменьшения частоты «преждевременных выводов» [32].
Заключение
Метакогнитивный тренинг основывается на теоретических представлениях когнитивно-поведенческой модели шизофрении, но использует несколько иные терапевтические подходы. Данный тренинг представляет собой структурированную программу для пациентов с шизофренией, которая базируется на принципах когнитивной ремедиации в сочетании с тренировкой навыков в условиях повседневной реальности. Коррекция социально-когнитивных нарушений, которая осуществляется в рамках МКТ, направлена на уменьшение выраженности бреда, предупреждение обострений психопатологической симптоматики и улучшение социального функционирования пациентов.
Данные большинства исследований говорят об эффективности МКТ в отношении коррекции когнитивных искажений, а также о положительном влиянии тренинга на позитивные симптомы, прежде всего, бред и связанный с ним дистресс. Величина эффекта колеблется от незначительной до выраженной, наряду с этим, в одном мета-анализе, отмечается отсутствие влияния МКТ на уменьшение симптомов и на дисфункциональные когнитивные убеждения. Разброс результатов объясняется различиями в организации исследований, методах оценки, требованиях, предъявляемых к включению и исключению пациентов. Также необходимо учитывать особенности профиля когнитивных искажений у разных пациентов, что может снижать эффективность тех или иных модулей МКТ. Таким образом, необходимо дальнейшее изучение эффективности метакогнитив-ного тренинга с использованием унифицированных методик оценки, рандомизации и контроля. С учетом развития внебольничного звена психиатрической помощи, включения медико-реабилитационных отделений в структуру психиатрических учреждений представляется особенно важным определение эффективности данного вида когнитивной реабилитации на разных этапах оказания психиатрической помощи (отделения круглосуточного пребывания, полустационарные формы, амбулаторное звено), а также дифференцированная оценка показаний для участия в метакогнитивном тренинге в зависимости от параметров социально-когнитивного функционирования и клинических особенностей пациентов.
ЛИТЕРАТУРА
1. Гурович И.Я., А.Б. Шмуклер. Психосоциальная и когнитивная терапия и реабилитация психически больных. Практическое руководство / Под ред. И.Я.Гуровича, А.Б.Шмуклера М.: «Медпрактика-М», 2015. 420 с.
2. Гурович И.Я., Папсуев О.О. Дифференциация подходов к изучению нарушений социального функционирования у больных шизофренией и расстройствами шизофренического спектра и инструментарий для его оценки // Социальная и клиническая психиатрия. 2015. N° 2. С. 9-18.
3. Гурович И.Я., Папсуев О.О., Миняйчева М.В., Мовина Л.Г. Социальные когниции при шизофрении и расстройствах шизофренического спектра // Доктор.Ру. 2014. № 6-1. С. 81-87.
4. Доклад о состоянии здравоохранения в мире. Психическое здоровье: новое понимание, новая надежда. М.: Весь Мир, 2001. 215 с.
5. Дорофеева М.В., Петрова Н.Н. Нарушения когнитивных функций при шизофрении и их коррекция // Современная терапия психиче-
ских расстройств. 2015. № 1. С. 2-9.
6. Папсуев О.О., Мовина Л.Г., Миняйчева М.В. Метакогнитивный тренинг для больных шизофренией и расстройствами шизофренического спектра // Социальная и клиническая психиатрия. 2014. Т. 24. № 3. С. 33-36.
7. Папсуев О.О., Мовина Л.Г., Семенова Н.Д., Миняйчева М.В., Сторожакова Я.А., Лиманкин О.В., Нарышкин А.В., Шейфер М.С., Арбузова Л .А., Буянцева И.Н., Железнякова А. А., Моргунова Ю.Г., Мязина О.Б., Палин А.В. Комплексный подход к социально-когнитивным вмешательствам при работе с больными шизофренией // Социальная и клиническая психиатрия. 2015. Т. 25. № 1. С. 36-44.
8. Софронов А.Г., Спикина А.А., Савельев А.П. Нейрокогнитивный дефицит и социальное функционирование при шизофрении: комплексная оценка и возможная коррекция // Социальная и клиническая психиатрия. 2012. Т. 22, № 1. С. 33-37.
9. Холмогорова А.Б., Н.Г. Гаранян, А. А. Долныкова, А.Б. Шмуклер. Программа тренинга когнитивных и социальных навыков (ТКСН) у больных шизофренией // Социальная и клиническая психиатрия. 2007. № 1. C. 67-77
10. Aghotor J. et al. Metacognitive training for patients with schizophrenia (MCT): feasibility and preliminary evidence for its efficacy // J. Behav. Therapy Exp. Psychiatry. 2010. Vol. 41. N 3. P. 207-211.
11. Andreasen N.C. Assessment issues and the cost of schizophrenia // Schizophr. Bull. 1991. Vol. 17, N 3. P. 475-481.
12. Balzan R.P. et al. Metacognitive training for patients with schizophrenia: preliminary evidence for a targeted, single-module programme // Aust. NZ J. Psychiatry. 2014. Vol. 48. N 12. P. 1126-1136.
13. Bechi M. et al. Theory of mind and emotion processing training for patients with schizophrenia: preliminary findings // Psychiatry Res. 2012. Vol. 198. N 3. P. 371-377
14. Briki M. et al. Metacognitive training for schizophrenia: a multicentre randomised controlled trial // Schizophr. Res. 2014. Vol. 157. N 1-3. P. 99-106.
15. Byerly M.J., Nakonezny P.A., Lescouflair E. Antipsychotic medication adherence in schizophrenia // Psychiatr. Clin. North Am. 2007. Vol. 30. N 3. P. 437-452.
16. Eichner C., Berna F. Acceptance and efficacy of metacognitive training (MCT) on positive symptoms and delusions in patients with schizophrenia: a meta-analysis taking into account important moderators // Schizophr. Bull. 2016. Vol. 42. N 4. P. 952-962.
17. Elkis H. Treatment-resistant schizophrenia // Psychiatr. Clin. North Am. 2007. Vol.. 30. N 3. P. 511-533.
18. Favrod J. et al. Improving insight into delusions: a pilot study of metacognitive training for patients with schizophrenia // J. Adv. Nursing. 2011. Vol. 67. N 2. P. 401-407.
19. Freeman D. Suspicious minds: the psychology of persecutory delusions // Clin. Psychol. Rev. 2007. Vol. 27. N 4. P. 425-457.
20. Freeman D., Garety P. Advances in understanding and treating persecutory delusions: a review // Soc. Psychiatr. Psychiatric Epidemiol. 2014. Vol. 49. N 8. P. 1179-1189.
21. Garety P. A. et al. A cognitive model of the positive symptoms of psychosis // Psychol. Med. 2001. Vol. 31. N 2. P. 189-195.
22. Gurovich I.Y., Papsuev O.O., Shmukler A.B., Movina L.G., Storozhakova Y. A., Kiryanova E.M. Cognitive bias salience in patients with schizophrenia in relation to social functioning: a four-case observation study // PsyCh. J.. 2016. Vol. 5. N 1. P. 36-47.
23. Ho B.C. et al. Long-term antipsychotic treatment and brain volumes: a longitudinal study of first-episode schizophrenia // Arch. Gen. Psychiatry. 2011. Vol. 68. N 2. P. 128-137.
24. Jaaskelainen E. et al. A systematic review and meta-analysis of recovery in schizophrenia // Schizophr. Bull. 2012. Vol. 39. N 6. P. 1296-1306.
25. Jiang J. et al. Metacognitive training for schizophrenia: a systematic review // Shanghai Arch. Psychiatry. 2015. Vol. 27. N 3. P. 149.
26. Kaney S., Bentall R.P. Persecutory delusions and attributional style //
Br. J. Med. Psychol. 1989. Vol. 62. N 2. С. 191-198.
27. Keltzer H., Kostacoglu A. Treatment-resistant schizophrenia // Comprehensive care of schizophrenia: a textbook of clinical management / J.Lieberman, R.Murray (Eds.). London (UK): Martin Dunitz, 2001. P. 181-203.
28. Kumar D. et al. Effect of meta-cognitive training in the reduction of positive symptoms in schizophrenia // Eur. J. Psychother. Counselling. 2010. Vol. 12. N 2. P. 149-158.
29. Leucht S. et al. How effective are second-generation antipsychotic drugs? A meta-analysis of placebo-controlled trials // Molecular Psychiatry. 2009. Vol. 14. N 4. P. 429.
30. Moritz S. et al. Complementary group Metacognitive Training (MCT) reduces delusional ideation in schizophrenia // Schizophr. Res. 2013. Vol. 151. N 1-3. P. 61-69
31. Moritz S. et al. Detecting and defusing cognitive traps: metacognitive intervention in schizophrenia // Curr. Opin. Psychiatry. 2010. Vol. 23. N 6. P. 561-569.
32. Moritz S. et al. Sowing the seeds of doubt: a narrative review on metacognitive training in schizophrenia // Clin. Psychol. Rev. 2014. Vol. 34. N 4. С. 358-366.
33. Moritz S. et al. Sustained and "sleeper" effects of group metacognitive training for schizophrenia: a randomized clinical trial // Jama Psychiatry. 2014. Vol. 71. N 10. С. 1103-1111.
34. Moritz S., Werner R., Collani G. The inferiority complex in paranoia readdressed: a study with the Implicit Association Test // Cogn. Neuropsychiatr. 2006. Vol. 11. N 4. P. 402-415.
35. Moritz S., Woodward T. S. Metacognitive training for schizophrenia patients (MCT): a pilot study on feasibility, treatment adherence, and subjective efficacy // Germ. J. Psychiatry. 2007. Vol. 10. N 3. P. 69-78.
36. Moritz S., Woodward T. S., Burlon M. Metacognitive skill training for patients with schizophrenia (MCT) // Manual. Hamburg: VanHam Campus Verlag, 2005.
37. Pankowski D., Kowalski J., Gaw^da L. The effectiveness of metacognitive training for patients with schizophrenia: a narrative systematic review of studies published between 2009 and 2015 // Psychiatria Polska. 2016. Vol. 50. N 4. P. 787-803
38. Sundag S. Viel Feind - viel Ehr? Eine Untersuchung zum Zusammenhang von Selbstwert und Paranoia bei Schizophrenie [The more enemy, the more honor? An investigation into the relationship between self-esteem and paranoia in schizophrenia]. 2012.
39. Van Oosterhout B. et al. Metacognitive training for schizophrenia spectrum patients: a meta-analysis on outcome studies // Psychol. Med. 2016. Vol. 46. N 1. P. 47-57.
40. Woodward T.S., Menon M. Misattribution models (ii): source monitoring in hallucinating schizophrenia subjects // Neurosci. Hallucinat. Springer, New York, NY, 2013. P. 169-184.
41. Wykes T. et al. Cognitive behavior therapy for schizophrenia: effect sizes, clinical models, and methodological rigor // Schizophr. Bull. 2008. Vol. 34. N 3. P. 523-537.
МЕТАКОГНИТИВНЫЙ ТРЕНИНГ: ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ, ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ, ЭФФЕКТИВНОСТЬ
С.Ю. Кузнецов, М.В. Афян, М.Ю. Кожевникова, Л.Г. Мовина
В настоящем обзоре проведен анализ российских и зарубежных публикаций, посвященных метакогнитивному тренингу в структуре комплексной психосоциальной терапии пациентов с шизофренией. Обозначена актуальность и эффективность подхода, делающего акцент в
терапии на улучшении социального функционирования, нарушенного в результате дефицита социальных когнитивных функций и метапознания.
Ключевые слова: шизофрения, психосоциальная реабилитация, метакогнитивный тренинг.
METACOGNITIVE TRAINING: THEORY, PRACTICS, EFFICACY S.Yu. Kuznetsov, M.V. Afyan, M.Yu. Kozhevnikova, L.G. Movina
This paper focuses on Russian and international publications on metacognitive training as a part of complex psychosocial treatment of patients with schizophrenia. Outlined the value and efficiency of the
approach aiming to improve social functioning deficit via social cognitive and metacognitive enhancement. Key words: schizophrenia, psychosocial rehabilitation, metacognitive training.
Кузнецов Сергей Юрьевич - заочный аспирант учебно-методического отдела при ФГБУ «Национальный медицинский исследовательский центр психиатрии и наркологии им. В.П.Сербского» Минздрава России, врач психиатр, сотрудник ГБУЗ «Психиатрическая клиническая больница №4 им. П.Б.Ганнушкина ДЗ г. Москвы»; e-mail: sergey_y_kuznetsov@mail.ru
Афян Мария Валентиновна - медицинский психолог ГБУЗ «Психиатрическая клиническая больница №4 им. П.Б.Ганнушкина ДЗ г. Москвы»; e-mail: ostmariamsu@gmail.com
Кожевникова Марина Юрьевна - врач психиатр ГБУЗ «Психиатрическая клиническая больница №1 им. Н.А.Алексеева ДЗ г. Москвы»; e-mail: kozh_marina@mail.ru
Мовина Лариса Георгиевна - кандидат медицинских наук, старший научный сотрудник отделения клинико-социальных и биологических исследований расстройств психотического спектра МНИИП - филиала ФГБУ «Национальный медицинский исследовательский центр психиатрии и наркологии им. В.П.Сербского» Минздрава России; e-mail: movina_larisa@bk.ru