Научная статья на тему 'МЕТАКОГНИТИВНЫЕ РЕСУРСЫ И МЕХАНИЗМЫ СОВЛАДАЮЩЕГО ПОВЕДЕНИЯ ЛИЧНОСТИ В ЮНОШЕСКОМ ВОЗРАСТЕ'

МЕТАКОГНИТИВНЫЕ РЕСУРСЫ И МЕХАНИЗМЫ СОВЛАДАЮЩЕГО ПОВЕДЕНИЯ ЛИЧНОСТИ В ЮНОШЕСКОМ ВОЗРАСТЕ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
219
62
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АДАПТАЦИЯ / СОВЛАДАЮЩЕЕ ПОВЕДЕНИЕ / МЕТАКОГНИТИВНЫЕ ПРОЦЕССЫ / МЕТАКОГНИТИВНЫЕ МЕХАНИЗМЫ КОПИНГА / САМОРЕГУЛЯЦИЯ / АДАПТАЦИЯ СТУДЕНТОВ / ОТКЛОНЯЮЩЕЕСЯ ПОВЕДЕНИЕ / ADAPTATION / COPING BEHAVIOR / METACOGNITIVE PROCESSES / METACOGNITIVE MECHANISMS OF COPING / SELF-REGULATION / ADAPTATION OF STUDENTS / DEVIANT BEHAVIOR

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Ничипоренко Н.П.

Статья посвящена исследованию взаимосвязи метакогнитивных процессов с копинг-поведением. Актуальность этой статьи обусловлена открытыми вопросами о механизмах копинга, несмотря на многочисленные работы в области совладающего поведения. В данном исследовании изучены взаимосвязи метакогнитивной осознанности с различными видами копинг-стратегий. Цель статьи - показать роль метакогниции в структуре совладающего поведения и рассмотреть метакогнитивные механизмы различных копинг-стратегий. В статье показано, как метакогнитивные процессы включены в организацию и осуществление совладающего поведения личности. Данное исследование предназначено для психологов, педагогов и преподавателей учебных заведений. Материалы исследования могут быть использованы при составлении и проведении мероприятий по психологической профилактике отклоняющегося поведения и сопровождении процессов адаптации студентов высших и средних учебных заведений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Ничипоренко Н.П.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

METACOGNITIVE RESOURCES AND MECHANISMS OF COPING BEHAVIOUR OF A PERSONALITY IN YOUTH AGE

The article is devoted to the study of the relationship between metacognitive processes and coping behavior. The relevance of this article is due to open questions about coping mechanisms, despite numerous works in the field of coping behavior. This study explores a relationship of metacognitive awareness and various types of coping strategies. The purpose of an article is to show the role of metacognition in the structure of coping behavior and to consider the metacognitive mechanisms of various coping strategies. This article shows how metacognitive processes are included in the organization and implementation of coping behavior of a person. This research is intended to psychologists, school teachers and university teachers. These materials can be used in the preparation and implementation of measures for psychological prevention of deviant behavior and support of adaptation processes of university students and secondary education students.

Текст научной работы на тему «МЕТАКОГНИТИВНЫЕ РЕСУРСЫ И МЕХАНИЗМЫ СОВЛАДАЮЩЕГО ПОВЕДЕНИЯ ЛИЧНОСТИ В ЮНОШЕСКОМ ВОЗРАСТЕ»

УДК 159.9

Метакогнитивные ресурсы и механизмы совладающего поведения личности в юношеском возрасте

Metacognitive resources and mechanisms of coping behaviour of a personality in youth age

Ничипоренко Н.П., ФГБНУ «Институт педагогики, психологии и социальных проблем», nichiporenko.n@yandex. ru

Nichiporenko N., Institute of Pedagogy, Psychology and Social Problems, nichiporenko.n@yandex.ru

DOI: 10.34772/KPJ.2020.142.5.031

Статья выполнена по государственному заданию № 0599-2019-0043 «Проблема отклоняющегося поведения в системе современного человековедения».

Ключевые слова: адаптация, совладающее поведение, метакогнитивные процессы, метакогнитивные механизмы копинга, саморегуляция, адаптация студентов, отклоняющееся поведение.

Keywords: adaptation, coping behavior, metacognitive processes, metacognitive mechanisms of coping, self-regulation, adaptation of students, deviant behavior.

Аннотация. Статья посвящена исследованию взаимосвязи метакогнитивных процессов с копинг-поведением. Актуальность этой статьи обусловлена открытыми вопросами о механизмах копинга, несмотря на многочисленные работы в области совладающего поведения. В данном исследовании изучены взаимосвязи метакогнитивной осознанности с различными видами копинг-стратегий. Цель статьи - показать роль метакогниции в структуре совладающего поведения и рассмотреть метакогнитивные механизмы различных копинг-стратегий. В статье показано, как метакогнитивные процессы включены в организацию и осуществление совладающего поведения личности. Данное исследование предназначено для психологов, педагогов и преподавателей учебных заведений. Материалы исследования могут быть использованы при составлении и проведении мероприятий по психологической профилактике отклоняющегося поведения и сопровождении процессов адаптации студентов высших и средних учебных заведений.

Abstract. The article is devoted to the study of the relationship between metacognitive processes and coping behavior. The relevance of this article is due to open questions about coping mechanisms, despite numerous works in the field of coping behavior. This study explores a relationship of metacognitive awareness and various types of coping strategies. The purpose of an article is to show the role of metacognition in the structure of coping behavior and to consider the metacognitive mechanisms of various coping strategies. This article shows how metacognitive processes are included in the organization and implementation of coping behavior of a person. This research is intended to psychologists, school teachers and university teachers. These materials can be used in the preparation and implementation of measures for psychological prevention of deviant behavior and support of adaptation processes of university students and secondary education students.

Введение. В центре внимания данного исследования располагаются два конструкта -совладающее поведение и метакогнитивные процессы. Из многочисленных работ в этих двух проблемных областях, локализованных в разных разделах психологического знания (психология личности и когнитивная психология), выделим те основные аспекты, которые понадобятся нам для

анализа результатов исследования и понимания взаимодействия этих феноменов.

Совладающее поведение (копинг-поведение) - осознанные, целенаправленные внешние или внутренние усилия, реализуемые субъектом для адаптации к трудной жизненной ситуации. Основными задачами копинга являются: сохранение эмоциональной стабильности, преодоление сложившихся обстоятельств,

снижение деструктивных воздействий, формирование позитивного опыта преодоления трудностей, профилактика посттравматического стресса, поддержка уверенности в своих силах и возможностях влиять на ситуацию, приобретение опыта совладания с ситуациями, неподвластными человеку, укрепление социальных связей. «Копинг поведение связано с целеполаганием, прогнозированием исхода процесса, творческим порождением новых решений проблемной ситуации» [3, с.9].

Понятие адаптации как более широкая категория включает в себя не только активность, связанную с преодолением обстоятельств, но и приспособление, обусловленное психическими процессами более низкого порядка, например -работой психологических защит, рефлекторных паттернов, бессознательного использования предыдущего опыта поведения в похожих обстоятельствах. Мы в данном исследовании придерживаемся интегративного подхода к пониманию копинга, согласно которому выбор стратегий совладания определяется сложным взаимодействием личностных и ситуационных факторов. Таким образом, копинг выполняет посредническую функцию между человеком и ситуацией.

Для понимания и обоснования метакогнитивных механизмов копинга нам понадобится несколько фундаментальных идей. Во-первых, тот факт, что регуляторные процессы являются функцией мышления [2;7], а метакогнитивный опыт представляет собой подструктуру интеллекта [10]. Во-вторых, четыре базовые компонента метапознания, выделенные Дж. Флейвеллом - метакогнитивные знания, опыт, цели и стратегии, и расширенная им позже категория метакогнитивного знания, включающая личностные переменные: понимание субъектом собственных интересов, установок, способностей, ценностей [15]. В-третьих, двуединая природа метакогнитивных процессов: являясь

когнитивными по механизмам, они регулятивны по функциональному предназначению и исходно направлены не на объективную, а на субъективную реальность [1, с.7]. В-четвертых, идея о метакогнитивной обусловленности некоторых видов психической патологии, в частности, депрессивных, тревожных и соматоформных расстройств [8;9].

С прикладной точки зрения в ракурсе нашего исследования интересны несколько зарубежных работ. Frith C.D. изучал роль метапознания человека в социальных взаимодействиях и доказал, что метакогнитивные действия позволяют нам размышлять о себе, понимать свое

поведение и поведение других, и это позволяет строить более точную картину мира и самих себя [16]. Gargabi Z.H., Nouri R., Moradi A., Sarami G. исследовали взаимоотношения копинг-стратегий, метапознания и тревожности студентов и установили, что эмоционально-ориентированный и проблемно-ориентированный копинг выполняли посредническую функцию между метакогнитивными убеждениями и

тревожностью, а копинг избегания такой функции не имел [14]. Yilmaz A.E., Gen?öz T., Wells A. изучали метакогнитивные факторы и стресс жизни и показали приоритет метапознания в развитии симптомов тревожности и депрессии в стрессе [17]. Другие результаты указывают на посредническую роль метапознания между тревожностью и теми или иными факторами -родительским отношением, воспитанием, обучением [13], чертами темперамента -эмоциональной реактивностью, подвижностью и уравновешенностью [12].

Таким образом, метакогнитивные процессы обеспечивают активность субъекта в нескольких сферах: познание, мониторинг среды, деятельности и поведения, самопознание, саморегуляция, прошлый опыт.

Применительно к сфере познания Anderson J.R. обобщил результаты исследований метакогнитивных стратегий и выделил пять этапов их использования [11]. 1 этап - оценка проблемной ситуации, формулировка целей, планирование решения, осознавание и усиление мотивации предстоящей деятельности. 2 этап -выбор и применение стратегий, на этом этапе ключевую роль играет важнейшая метаспособность - способность выбирать и использовать те или иные стратегии, исходя из требований задачи. 3 этап - мониторинг эффективности использования стратегий в данных условиях. 4 этап - выработка устойчивых сочетаний (комбинаций) стратегий «под задачи». 5 этап - окончательная оценка эффективности и прогноз успешности используемых групп стратегий [1, с.217-218].

Мы считаем возможным принять за основу выделенные Anderson J.R. [11] этапы использования метакогнитивных стратегий и экстраполировать их содержание на процессы реализации копингов. Проблемной задачей, требующей решения в трудной жизненной ситуации, является адаптация к ней. Далее речь пойдет о функционировании метакогнитивных механизмов целеобразования, принятия решения, прогнозирования, программирования,

планирования, контроля, самоконтроля и коррекции в совладающем поведении личности.

Материалы и методы исследования. Основное исследование было проведено коллективом авторов и включало в себя изучение множества характеристик, связанных со стрессоустойчивостью личности [5]. В данной статье на расширенной выборке мы анализируем соотношение двух параметров -метакогнитивных процессов и совладающего поведения, рассматривая метакогнитивную осознанность как инструментальное наполнение копингов. Методики исследования: опросник метакогнитивной осознанности (Metacognitive Awareness Inventory G. Schraw, R.S. Dennison 1994, адаптация Е.Ю. Савин, А.Е. Фомин), методика исследования способов совладания со стрессом (опросник Lazarus R.S., адаптация Т.Л. Крюковой). Выборка исследования: 282 человека, студенты 1-6 курсов различных вузов г. Казани (Казанский государственный медицинский университет, лечебный факультет; Казанский федеральный университет, химический факультет и факультет татарского языка; Казанский научно-исследовательский технологический университет, факультеты социальной работы и туризма). Средний возраст респондентов 20,2 лет, в основном (92%) жители Республики Татарстан. Статистическая обработка результатов исследования проводилась с использованием сравнительного (метод Стьюдента) и корреляционного анализа (метод Пирсона).

Результаты исследования. В более ранней работе мы анализировали корреляционные взаимосвязи метакогнитивных процессов и различных копингов [6]. На основании проведенного корреляционного анализа рассмотрим, какие инструментальные функции выполняют метакогнитивные процессы в организации и осуществлении совладающего поведения личности.

Все стратегии совладания, с которыми положительно коррелирует метакогнитивная осознанность, представляют собой активные способы преодоления трудной жизненной ситуации и относятся к группе конструктивных копингов. Проблемно-ориентированный копинг направлен на решение, преобразование трудной жизненной ситуации. Его задача - уменьшить негативное влияние стрессора путем изменения либо внешних обстоятельств, либо внутреннего отношения к ним. Представителями этой группы стратегий являются, к примеру, принятие ответственности, планирование решения проблемы, положительная переоценка ситуации. Для их осуществления субъекту необходимо «выйти» из ситуации, посмотреть на нее с позиции наблюдателя, произвести

ориентировочные и оценивающие действия - это процессы метакогнитивного мониторинга.

Ключевым аспектом в анализе результатов исследования стало наличие прямых корреляций метакогнитивной осознанности со всеми копинг-стратегиями конструктивного совладания. Рассмотрим метакогнитивные составляющие каждой из них.

Реализация копинга «принятие

ответственности» (r=0,18, p<0.05) предполагает мониторинг и оценку стрессовых обстоятельств с точки зрения возможностей субъекта на них повлиять. Цель совладающих усилий в этом случае - понять долю ответственности человека в данной ситуации и выбрать интерпсихический или интрапсихический репертуар действий. Те компоненты трудной жизненной ситуации, которые могут быть изменены субъектом и требуют активных преобразований, запускают поведенческие копинги, например, решение проблемы. Если же обстоятельства оцениваются как неподвластные человеку, то совладающее поведение заключается в совершении внутренних (интрапсихических) действий, к примеру, переоценки ситуации в экзистенциальном ключе. Механизмы этих процессов метакогнитивны, т.к. предполагают рефлексивный анализ соотношения ситуации и собственных ресурсов.

Копинг-стратегия «планирование решения проблемы» (r=0,37, p<0.001) представляет собой сложную деятельность, в которой на различных ее этапах в качестве механизмов реализации выступают метакогнитивные процессы мониторинга, целеполагания и планирования. Инструментальное (операциональное) оснащение этих процессов обеспечивается более элементарными действиями: 1) мониторинг и метакогнитивный анализ ситуации; 2) мониторинг и метакогнитивный анализ текущего состояния личностных ресурсов; 3) осознавание своих потребностей в данных обстоятельствах; 4) постановка задач адаптации; 5) прогнозирование альтернативных траекторий развития ситуации, позитивных и негативных вариантов исходов и их вероятностей; 6) целеполагание [6]. Цели совладания являются ментальными

репрезентациями итогов адаптации. В них отражены представления субъекта о конструктивных и неконструктивных, желательных и нежелательных изменениях. С практической точки зрения принципиально важно, в каких формулировках начинают существовать копинг-цели в индивидуальном сознании: как изменение состояния -«успокоиться» (например, «хочу жить спокойно», «перестать страдать», «начать радоваться

жизни»), или как задачи адаптации - «преодолеть, справиться» (например, «научиться с этим жить», «пережить утрату», «преодолеть кризис»). Заключительным метакогнитивным процессом данного копинга будет являться собственно планирование решения проблемы: активация, организация, «настройка» репертуара имеющихся копингов, создание новых комбинаций, формирование новых стратегий.

В некоторых, неподвластных человеку обстоятельствах очень эффективным оказывается копинг «положительная переоценка ситуации» (r=0,33, p<0.001). По своим механизмам он представляет собой интрапсихический (внутренний) процесс, при котором происходящее абстрагируется от текущего, ситуативного контекста и обретает иные смыслы - экзистенциальные измерения,

интегрированность в историю жизненного пути и биографию субъекта. «Опыт преодоления ситуации становится самостоятельной ценностью, а новые способы преодоления (копинги) - новообразованиями, приобретенными в ходе кризисных изменений. Для человека ценность смещается с результата (адаптировался, справился) на процесс - как адаптировался, как справлялся, как выдерживал напряжение, как проживал кризис, какие новые способы творческого приспособления приобрел, как интегрировал опыт» [6].

Метакогнитивные процессы также эффективны в эмоционально-волевой сфере человека. Копинг-стратегия «самоконтроль» (r=0,24, p<0.01) представляет собой произвольные действия, направленные на регуляцию эмоций, аффектов и чувств в условиях стресса. Метакогнитивный аспект саморегуляции как способности человека поддерживать

психическую стабильность максимально представлен в следующем определении. Психическая стабильность - это состояние субъекта, при котором без потери эмоциональной чувствительности к происходящему сохраняется адекватное, неискаженное восприятие реальности, ясность ума, способность эффективно прогнозировать ход настоящих и будущих событий и возможность выбирать оптимальное для данных обстоятельств поведение из нескольких вариантов [4].

Метакогнитивное сопровождение

саморегуляции обеспечивается механизмами рефлексии и метакогнитивной осознанности. «В структуре метапознания рефлексия выполняет двойную функцию: выступает в качестве важнейшей метакогнитивной стратегии как рефлектирование опыта и является механизмом

межуровневого перехода в структуре метапознавательной деятельности» [1, с.241]. Недостаточность или нарушение рефлексивных функций приводит к неблагоприятным изменениям в системе произвольной регуляции психической деятельности и способствует возникновению различных психопатологических процессов, заболеваний и личностных расстройств [8;9;17]. Применительно к задаче саморегуляции функция рефлексивных процессов состоит в отслеживании и осознавании собственных эмоциональных проявлений и их динамики.

Так же метакогнитивно обусловленной копинг-стратегией является «поиск социальной поддержки» (г=0,20, р<0.05). Этот способ совладания в трудной жизненной ситуации требует от субъекта таких метакогнитивных действий, как: 1) анализ соответствия собственных ресурсов и сложившихся обстоятельств, 2) оценка возможности или невозможности адаптации собственными силами, 3) мониторинг ресурсов доступной социальной среды, 4) распределение копинг-задач между возможными социальными ресурсами; 5) формирование запросов о помощи и поддержке в социальную среду, конкретным людям, организациям или сообществам.

Метакогнитивная осознанность не имеет корреляций с копинг стратегиями конфронтации, дистанцирования и избегания. Из этого факта мы можем предположить, что метакогнитивные процессы активируются только в позиции человека как субъекта преодоления и практически не задействованы в условиях пассивного реагирования на стрессовое событие.

Гендерный аспект анализа данных показал наличие статистически достоверных различий (метод 1>Отьюдента) по следующим шкалам копинга: поиск социальной поддержки (1=4,14, р<0.001), принятие ответственности (1=3,42, р<0.001), избегание (1=3,46, р<0.001) и переоценка ситуации (1=3,45, р<0.001) - все значения выше в женской выборке. Видимо, в юношеском возрасте, девушки в целом обладают более сформированной системой копингов по сравнению со своими ровесниками юношами. Метакогнитивная осознанность не имеет статистически значимых половых различий.

Заключение. В ходе проведенного исследования доказано, что метакогнитивная осознанность сопряжена с конструктивным копингом, направленным на активное преодоление трудных жизненных ситуаций. Метакогнитивные знания, действия и способности обеспечивают одновременно и

инструментальную, и организующую функции в целостном копинг поведении личности, являясь сквозными процессами на различных этапах решения субъектом копинг-задачи.

Метакогнитивные процессы интегрированы в совладающее поведение личности и выполняют регулятивные функции в организации сложного поведения человека в трудных жизненных ситуациях.

Новизна исследования состоит в том, что совладающее поведение рассматривается не только как вариант адаптационной активности, но и как особый вид целенаправленной деятельности, в которой метакогнитивные

процессы играют ведущую роль. В связи с тем, что исследование было проведено на студенческой выборке, особенно отметим, что в данном возрасте интенсивно формируются устойчивые паттерны преодоления трудных жизненных ситуаций, строящиеся уже не на стихийном реагировании, в основе которого находятся механизмы психологических защит, а на осознанной целенаправленной активности субъекта совладания. Материалы данного исследования могут быть полезны в разработке и реализации программ профилактики

отклоняющегося поведения в юношеском возрасте когнитивно-поведенческой направленности.

Литература:

1. Карпов А.В., Скитяева И.М. Психология мегакогнитивных процессов личности / А.В. Карпов, И.М. Скитяева. - М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2005. - 352 с.

2. Конопкин О.А. 1980. Психологические механизмы регуляции деятельности / О.А. Конопкин. -М.: Наука. 1980. - 256 с.

3. Крюкова Т.Л. Психология совладания в разные периоды жизни / Т.Л. Крюкова. - Кострома: КГУ им. Н.А. Некрасова. - Костромаиздат, 2010. - 380 с.

4. Ничипоренко Н.П. Система стабилизации личности как фактор этиологии психосоматического процесса и совладания с болезнью / Н.П. Ничипоренко // Практическая медицина. - 2015. - № 5. - С. 46-50.

5. Ничипоренко Н.П., Куприянов Р.В., Нугманова Д.Р. Метакогнитивные процессы в структуре совладающего поведения личности: тезисы докладов / Н.П. Ничипоренко, Р.В. Куприянов, Д.Р. Нугманова // Материалы VII международной конференции по когнитивной науке, Светлогорск, 2024 июня 2016г.; отв. ред. Ю.И. Александров, К.В. Анохин. - М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2016. - С. 454-455.

6. Ничипоренко Н.П., Куприянов Р.В. Метакогнитивное сопровождение копинг-стратегий / Н.П. Ничипоренко, Р.В. Куприянов, Д.Р. Нугманова, Я.В. Карина // Психология стресса и совладающего поведения: ресурсы, здоровье, развитие / Материалы IV Междунар. науч. конференции, Кострома, 22-24 сент. 2016 г.: в 2 т.; отв. ред. Т.Л. Крюкова, М.В. Сапоровская, С.А. Хазова. - Кострома: КГУ им. Н.А. Некрасова, 2016. - Т. 1. - С. 63-65.

7. Тихомиров О.К. Психология мышления: учеб. пособие для студентов высших учебных заведений / О.К. Тихомиров. - 4-е изд., стер. - М.: Издательский центр «Академия», 2008. - 288 с.

8. Труевцев Д.В. Метакогнитивная регуляция при психических расстройствах тревожно-

депрессивного спектра [Электронный ресурс] / Д.В. Труевцев // Медицинская психология в России: электрон. науч. журн. - 2014. - № 2(25). - Режим доступа: http://mprj.ru

9. Холмогорова А.Б. Интегративная психотерапия расстройств аффективного спектра / А.Б. Холмогорова. - М.: Медпрактика-М., 2011. - 479 с.

10. Холодная М.А. Психология интеллекта. Парадоксы исследования / М.А. Холодная. - СПб: Питер, 2002. - 272 с.

11. Anderson J.R. Cognitive psychology and its imhlications (2 nd Ed.). N.Y.: W.H. Freeman, 1985.

12. Dragan M., Dragan W. Temperament and anxiety: The mediating role of metacognition // Journal of Psychopathology and Behavioral Assessment. - 2014. - 36 (2). - Р. 246-254.

13. Gallagher B., Cartwright-Hatton S. The relationship between parenting factors and trait anxiety: Mediating role of cognitive errors and metacognition // Journal of Anxiety Disorders. - 2008. - 22 (4). - Р. 722733.

14. Gargabi Z.H., Nouri R., Moradi A., Sarami G. Evaluation of coping styles, metacognition and their relationship with test anxiety // Journal of Mazandaran University of Medical Sciences. - 2014. - 24 (SUPPL. 1). -Р. 144-155.

15. Flavell J.H., Miller P.H., and Miller S.A. Cognitive Development. Third edition. Englewood Cliffs, NJ: Prentice Hall, 1993.

16. Frith C.D. The role of metacognition in human social interactions // Philosophical Transactions of the Royal Society B: Biological Sciences. - 2012. - 367 (1599). - Р. 2213-2223.

17. Yilmaz A.E., Gençoz T., Wells A. The temporal precedence of metacognition in the development of anxiety and depression symptoms in the context of life-stress: A prospective study // Journal of Anxiety Disorders. - 2011. -25 (3). - Р. 389-396.

References:

1. Karpov A.V., Skityaeva I.M. Psychology of metacognitive processes of personality / A.V. Karpov, I.M.

Skityaeva. - M.: Publishing house "Institute of Psychology RAS", 2005. - 352 p.

2. Konopkin O.A. 1980. Psychological mechanisms of regulation of activity / O.A. Konopkin. - M.: Science. 1980. - 256 p.

3. Kryukova T.L. Psychology of coping in different periods of life / T.L. Kryukov. - Kostroma: KSU im. O.N. Nekrasov. - Kostromaizdat, 2010. - 380 p.

4. Nichiporenko N. P. The personality stabilization system as a factor in the etiology of the psychosomatic process and coping with the disease / N.P. Nichiporenko // Practical Medicine. - 2015. - № 5. - P. 46-50.

5. Nichiporenko N.P., Kupriyanov R.V., Nugmanova D.R. Metacognitive processes in the structure of personality coping behavior: abstracts / N.P. Nichiporenko, R.V. Kupriyanov, D.R. Nugmanova // Materials of the VII International Conference on Cognitive Science, Svetlogorsk, June 20-24, 2016; otv. ed. Yu.I. Alexandrov, K.V. Anokhin - M.: Publishing house "Institute of Psychology RAS", 2016. - P. 454-455.

6. Nichiporenko N.P., Kupriyanov R.V. Metacognitive support of coping strategies / N.P. Nichiporenko, R.V. Kupriyanov, D.R. Nugmanova, Ya.V. Karina // Psychology of stress and coping behavior: resources, health, development / Materials of the IV Intern. scientific. conferences, Kostroma, 22-24 Sept. 2016: in 2 volumes; otv. ed. T.L. Kryukova, M.V. Saporovskaya, S.A. Khazova. -Kostroma: KSU im. O.N. Nekrasov, 2016. - T. 1. - S. 63-65.

7. Tikhomirov O.K. Psychology of thinking: textbook. manual for students of higher educational institutions / O.K. Tikhomirov. - 4th ed., Erased. - M.: Publishing Center "Academy", 2008. - 288 p.

8. Truevtsev D.V. Metacognitive regulation in mental disorders of anxiety-depressive spectrum [Electronic resource] / D.V. Truevtsev // Medical psychology in

Russia: electron. scientific. zhurn. - 2014. - № 2(25). -Access mode: http://mprj.ru

9. Kholmogorova A.B. Integrative psychotherapy of affective spectrum disorders / A.B. Kholmogorov. - M.: Medpraktika-M., 2011. - 479 p.

10. Kholodnaya M.A. The psychology of intelligence. Research paradoxes / M.A. Cold. - SPb: Peter, 2002. - 272 p.

11. Anderson J.R. Cognitive psychology and its imhlications (2nd Ed.). N.Y.: W.H. Freeman, 1985.

12. Dragan M., Dragan W. Temperament and anxiety: The mediating role of metacognition // Journal of Psychopathology and Behavioral Assessment. - 2014. - 36 (2). - R. 246-254.

13. Gallagher B., Cartwright-Hatton S. The relationship between parenting factors and trait anxiety: Mediating role of cognitive errors and metacognition // Journal of Anxiety Disorders. - 2008. - 22 (4). - R. 722-733.

14. Gargabi Z.H., Nouri R., Moradi A., Sarami G. Evaluation of coping styles, metacognition and their relationship with test anxiety // Journal of Mazandaran University of Medical Sciences. - 2014. - 24 (SUPPL. 1). -R. 144-155.

15. Flavell J.H., Miller P.H., and Miller S.A. Cognitive Development. Third edition. Englewood Cliffs, NJ: Prentice Hall, 1993.

16. Frith C.D. The role of metacognition in human social interactions // Philosophical Transactions of the Royal Society B: Biological Sciences. - 2012. - 367 (1599). - R. 2213-2223.

17. Yilmaz A.E., Gençoz T., Wells A. The temporal precedence of metacognition in the development of anxiety and depression symptoms in the context of life-stress: A prospective study // Journal of Anxiety Disorders. - 2011. -25 (3). - R. 389-396.

19.00.01 - Общая психология, психология личности, история психологии

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.