Научная статья на тему 'Метагеография славян: территория Беларуси вероятная прародина'

Метагеография славян: территория Беларуси вероятная прародина Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
768
211
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Шарухо Игорь Николаевич

The article deals with a search for the most probable historical Motherland of slavs. The areas that proclaim themselves as "Slavs' Motherlands" are analyzed. On the basis of imagological method Belarus may be considered as a probable great-motherland of Slavs.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article deals with a search for the most probable historical Motherland of slavs. The areas that proclaim themselves as "Slavs' Motherlands" are analyzed. On the basis of imagological method Belarus may be considered as a probable great-motherland of Slavs.

Текст научной работы на тему «Метагеография славян: территория Беларуси вероятная прародина»

Шарухо И.Н.

МЕТАГЕОГРАФИЯ СЛАВЯН: ТЕРРИТОРИЯ БЕЛАРУСИ -ВЕРОЯТНАЯ ПРАРОДИНА

Ни одно историческое исследование не дает конкретного ответа на вопрос: «Откуда пошли славяне?»

Славянская история наиболее запутанная: в исторических монографиях, исследованиях как западных, так и российских авторов много надуманного. Русская история вообще полна мифов. В 1792 г. «появился» неизвестный «Львовский свод», затем был придуман «Летописный свод государства Российского в 5 томах», Мусин-Пушкин «находит» «Лаврентьевскую летопись», к которой даже авторы «БелСовЭн» относились скептически. Н. Карамзин «нашел» в 1809 г. Киевскую и Волынскую летописи. И многое в своей «Истории» придумал, в чем сознался: «Но История... наполнена ложью: скажем лучше, что в ней... бывает примесь лжи» [Т.1., с.18; цит. по: 6, с.196]. При Екатерине II завершено уничтожение исторических документов, летописей Западной Руси - Полоцких, Витебских, Смоленских, Могилевских, Курских. Карамзин поддержал такую ревизию документов, т.к. «белорусские летописи содержат неверную оценку Москвы в ее месте в Руси и вредны истории Российского государства» [6, с.218].

Еще В. Татищев отмечал: «некоторые, не желая . потрудиться и не разумея подлинности сказания... , но скорее для потемнения истины басни сложив, внесли путаницу в. правду сказания древних закрыли.» [22, с. 9].

Российская история во многом написана в духе тройки: «авось, небось, как-нибудь». Такое же отношение у части славян к своей истории [21, с. 139].

Базируясь на имагологическом подходе, можно как доказать, так и опровергнуть все существующие версии о прародине индоевропейцев, славян, а также можно сформулировать гипотезу о территории Беларуси (Западная Русь, Северо-Западный край) и прилегающих землях как о прародине славян.

Имагология - новый, «модный» термин, употребляемый главным образом для обозначения нескольких, отличающихся по предмету исследования дисциплин таких традиционных наук как психология, политология, история, искусствоведение, лингвистика, которые изучают разные аспекты формирования и функционирования образов массовой сознательности. Белорусский историк А.Белы имагологические аспекты в истории предлагает называть «история образов», или «история идей». Все исторические образы он увязывает с «метагеографией» («сверхгеографией»).

Мы рассматриваем метагеографию как пространственную подложку для образов в первом приближении, как пространственную имагологию, а точнее как пространственновременную имагологию во втором-третьем приближениях, т.е. географическую имагологию (познание географических «смыслов» и «образов», которыми наполнено геокультурное пространство в воображении людей разных эпох, территорий, культур).

Термин «метагеография» ввели в оборот в 1997 г. Мартин Льюис, Карен Уиген (M Lewis, K Wigen) в книге «Миф о континентах: критика метагеографии» [17], под которым понимается «совокупность пространственных структур, при помощи которых люди организуют свои знания о мире: преимущественно несознательные ментальные образцы, которые предопределяют познание истории, социологии, антропологии, экономики, политических наук, и даже естественной истории» [17, p. 82]. Под «миром» понимается не столько «физический» мир, сколько мир ментальный, культурный. Идеи метагеографии популяризированы в книге Д. Замятина «Метагеография: Пространство образов и образы пространства» (2004) [12].

Метагеография - это и есть культурная география. Ее предмет - не пространство как физический объект, а то, как этот объект, во всех своих разнообразных проявлениях видится и осмысливается человеком. «Географические образы», которые возникают при этом -субъективные и изменчивые, как и любые образы, но подчас удивительно устойчивые. Такие образы взаимодействуют и создают собственное «метагеографическое пространство».

Образ стал категорией не столько в научных отраслях, сколько, по мнению А. Белого, в «товароведении», что особенно ярко проявляется в термине «имидж», который во многих языках имеет окраску подчеркнуто коммерциолизированного, культивированного «на продажу» образа [1, 2].

Персонажи теле-, видео-, кинофильмов, передач, сериалов, анимаций, компьютерных игр, торговые бренды и связанные с ними потребительские ассоциации - все это трэйд-образы, не возникающие спонтанно, а целенаправленно проектируемые и продуцируемые специалистами по рекламе, маркетингу, PR, политтехнологиям, геодемографии и т.д. Уже невозможно спонтанное, свободное волеизъявление большинства населения по поводу приобретения товаров и услуг - все запрограммировано производителями. Самой перспективной линией поведения для производителей становится даже не максимально удачное «проникновение» в запросы и вкусы потребителей, а долгосрочное программирование самих этих вкусов, начиная от системы образования, главной задачей которой становится гарантированное воспитание потребителя, лояльного к основной массе производителей данной страны («Купляйце беларускае!»), до всех слоев и сторон жизнедеятельности.

Образы имеют не только индивиды, товары, корпорации, но и регионы, народы, города, страны. В нашей статье «Создание образа территории как один из подходов современного страноведения (На примере образа Беларуси)» [27], осуществлена попытка воспроизведения и конструирования такого образа (в данном случае имагологический подход может быть востребован и в географии и в идеологии).

От значимости синтезированных образов непосредственно зависит и цена, по которой можно продать почти идентичные товары, произведенные в разных странах. Особенно ярко значение географических образов проявляется в туриндустрии: выбор страны, региона диктуется не столь «свободным» желанием обывателя, а разрекламированным соотношением цены турпакета и воображаемой ценностью объектов (прежде всего их обслуживанием), «модностью» объектов, соотношением предлагаемых объектов пониманию собственной успешности, привлекательности в глазах окружающих.

Российский политолог В. Федотов считает, что «имагология... виртуализирует реальность, делает ее не только относительной, но подчас заставляет сомневаться в ее существовании. ослабляет фактор объективации субъективных значений, релятивирует их содержание» [23].

Славяновед А. Мыльников, занимаясь вопросами этнической имагологии [18], пришел к выводу, что она имеет дело не с первичными фактами (этносы и их культура в историческом развитии), а с вторичными, отраженными (воображения этносов о самих себе и своей культуре, а также о других этносах и их культурах). Это же с полным правом применимо и к любой другой ветви имагологии ([1]).

Древность славян. Имагология славян такова, что они на Западе устойчиво воспринимаются молодым народом, появившимся никак не ранее II пол. 1 тыс. н.э. Но существуют определенные доказательства, что славяне заселили Центрально-Восточную Европу (далее - ЦВЕ) в интервале от У1-У вв. до н.э. (Б.Рыбаков, В.Хенсель) до VI-VII вв. (В. Кожинов, 2001), завоевав широкие просторы, вызвав высокий уровень экспансии в Европе, образовав массу союзов, а затем - государств. Историков, допускающих древность славян, меньшинство (Б. Рыбаков, А. Петухов, В. Пьянов, В.Чудинов и др.). Обрусевший немец Е. Классен (1854) обосновал теорию, согласно которой славяне более древние, чем римляне и греки. Еще более древнюю датировку истории (тридевять веков -27) дает «Книга Велеса».

Считать славян более древним этносом можно, с одной стороны, из-за их связи с тшинецкой культурой (II пол. Ш тыс. до н.э.; племена между Вислой и Средним Днепром). Славяне могли заселить Европу в УТ-ТУ вв. до н.э., т.к. около ХУ-ГУ вв. до н.э. из культуры полей погребальных урн выделилась лужицкая культура, с которой в дальнейшем связаны и славяне. Некоторые считают праславян носителями чернолесской (Х-УП вв. до н.э.) культуры в Поднепровье, связывают их с неврами и скифами-земледельцами (согласно Геродоту). Существует и мнение о связи с милоградской (УП-Ш вв. до н.э.), зарубинецкой (конец 1 тыс. до н.э., Припять и Среднее Поднепровье; ее преемница - киевская культура (П-У вв. н.э.). Славянский элемент есть в черняховской культуре (Ш^У вв.). Не вызывает сомнения, что славянам принадлежали пражская (У-УП вв.; между Днепром, Припятью, Эльбой и Дунаем), банцеровская, колочинская, культура длинных курганов лесной зоны (Ш чтв. 1 тыс. н.э.).

С другой стороны, в древности славяне могли выступать под разными именами. Этнос остается, остается осознание себя как этноса, культура, но изменяется имя - чаще экзоэтноним, реже эндоэтноним. Например, славяне известны под экзоэтнонимами: венеты (овенеты, «овцееды», УН в. до н.э., Гесиод), «энеты» (Геродот) и др.

Можно предположить: 1) венеты - название славян у кельтов; 2) венеты - некая часть кельтов, кельто-славяне (кельтские слова: слуга, брага, лют, гуня, тесто, дужий и др.).

Кельты доминировали в Европе и Малой Азии (Галатия) с УГ по III вв. до н.э.; они в большой степени предки значительной части французов, испанцев, португальцев, чехов (кельты-бои, Богемия), словаков, западных украинцев (Галиция - Галлия), австрийцев (раки; Австрия по-чешски - Ракоуско). В Чехии и Словакии они сталкивались со скифами. В ЦВЕ было около 60 племен, в т.ч. бемы, бои, котини (Чехия, Моравия, Словакия), волки (невры, Моравия, юго-запад Беларуси), кимвры,раки [6, с.69], скордиски. Позднее они растворились в германцах, славянах, балтах (подтверждение раннего германо-балто-славянского единства1). Одни из предков славян (Бычков, Голденков, Ковадло и др.) - кельтов-венеты [4, с.17], к тому же православных [8, с.73]. О кельтах-неврах на территории Беларуси упоминает Геродот (от них коренному населению Западного Полесья достались в наследство темные глаза и волосы). С ними связывают ряд гидронимов (Неман, Оресса, Дрисса, Очесса, Лучесса, Авчесса, Плисса, Усса, Исса и др.), патронимов (Раков, Голоцк, Клецк, Кимборовка и др.) [6, с.71]). Вероятно, кельтским является и название летописного Га(о)лотическа. В Моравии река и край имеют кельтское название Гана, в Полесье название-дублер - р. Ганя. Островки кельтской цивилизации в Беларуси в ПНУ вв. были накрыты готами.

Готы стали составной частью поляков, белорусов... В то время, когда готы состояли в союзе с приднепровскими славянами, то себя называли «тьюдь» (народ); в русском это звучит как «чужд», «чудь» (название перешло на чудь - западных прибалтийских финнов; Чудово, Чудское оз.) [15, с.234]. Готы - измененный корень гыт/кыт - в названии скиф («Скифы, которым на родном языке имя Готы» [13, с.93]. Интересно, что у славян до имен на - слав (не очень древние имена), господствовали более древние формы с -вит, - мир, -мут, -гаст (гост/ гаст - это гот; [13, с.83]). То, что готы не были славянам врагами говорят термины «гасцщь», “гасцшны”, “гасцшец”.

1 Общий народ для германцев, балтов, славян в IV в. до н.э. - гауты, или свеоны («собранные») [6, с.62] заселили Беларусь до нач. IV в. до н.э. Польский лингвист В. Манбчак доказывает, что древний славянский язык ближе всего к балтскому и германскому, «славяне в лексическом отношении ближе к пруссам, чем к литовцам; ближе к германским языкам, чем к романским» [4, с.32]. Пшеворский (II в. до н.э. - V в. н.э.) ареал заселяли и венеды и германцы (данная культура сформировалась на основе поморско-подклешевых древностей при участии латенской культуры - южная и средняя Польша, позднее расширилась в бассейн Зап. Буга и верхнего Днестра). Культура боевых топоров в равной степени принадлежит балтам, славянам, германцам [3, с.20]. В эпоху Геродота «языки готский, славянский и литовский, конечно, были так близки к друг к другу, что находились еще на степени разных наречий одного и того же языка. В это время готы, литовцы, славяне входили в состав Скифов» [13, с.187]

В Беларуси встречается ряд патронимов связанных с готами: Гоцк, Готище, Гоцак, которые В. Жучкевич [11] объясняет как этнонимические. Литовцы называют белорусов экзоэтнонимом - гуды (названия: Гудогай, Гудишки, фамилии: Гудов, Гуда, Перегуд)

Венетов, ретов и этрусков в качестве славянских народов античного времени видит словенский академик М. Бор (считал, что славянами могли быть фракийцы, фригийцы, иллирийцы и яподы). Венеты и этруски (М. Бор, А. Шахматов), пришли с Балтики, что подтверждают названия-дублеры: венедская р. Морава - реки в Сербии - Великая Морава, Моравец, Южная, Западная Морава, области - Моравия Сербская и др.; от польских рр. Ниса, Драва, Варта - сербская р. Нишава, Драва, р. Вардар и т.д. Вене(д)тский язык отличается от этрусского в той степени, как славянские отличаются между собой. Дионисий Галикарнасский этрусков называл расенами.

Под венедами греки и римляне понимали, главным образом, северо-западные племена славян (Вендское королевство). В Беларуси с вендами допускает связь В. Жучкевич [11] -ойконимы Вендараж и Вендрыж. Иордан (VI в.) для венетов сообщает три имени: венеты, анты и склавины. Венеты - западные, склавины - южные, анты - восточные славяне.

Еще одна группа славян, по мнению М.Бора, - это этруски (южнее венетов). Академик В.Чудинов пришел к интересным выводам, правда, слабо аргументированными: 1) этруски считали своим домом земли кривичей; 2) они прибыли из Смоленско-Полоцкого региона и др. [25].

Огромная проблема - локализация родины («прародины») славян, о чем говорит количество версий и гипотез (около 30). Наиболее вероятные регионы-претенденты: 1) Верховья Вислы (версия польских, чешских историков) - «Хорватская земля» [14]; 2) Верхний Днепр (теория русских); 3) восток Карпат (версия украинцев, В.Ключевского); 4) Сев. Италия; 5) Кавказ [5]; 6) Одро-Неманский; 7) бас. Вислы и Одры [7]; 8) междуречье Эльбы и Немана [15]; 9) междуречье Эльбы (Лабы) и Одера, юг Ютландии ([6] и др.); 10) Полесье (Л. Ковадло, В. Пьянов, Б. Рыбаков и др.); 11) Беларусь в целом [21] и др.); 12) Восточное побережье Балтийского моря (А. Шахматов); 13) междуречья Днестра, Припяти и Вислы (А. Шахматов); т.е. начало славянского расселения - эпоха зарубинецкой культуры); 14) междуречье Днепра и Одера, южнее Беларуси (М. Любавский; Б. Рыбаков (1988) отождествляет славян с тшинецко-комаровской XY-XII вв. до н.э., раннепшеворской и зарубинецкой II в. до н.э.-II в. н.э. культурами; в пределах территории Среднего Поднепровья на юг от Припяти и на запад от Одера); 15) Средний Дунай (ПВЛ); 16) Ближний Восток, Малая Азия, Балканы, Средиземноморье, Центральная и Восточная Европа [20]; в талмудической литературе - славяне-потомки библейских хананейцев; Ханаан в Средние века - Чехия и Моравия, чешские евреи и сейчас называют Чехию - Арцейну Кнаан, свой язык - кнаанит; Кирилл и Мефодий занимали кафедру в Каннаане [3, с.194]; 17) Иран [5]; 18) Западная Европа (А. Шахматов, 2001); 19) Центральная Европа (С.Лесной, 1964, 1966); 20) Восточная Европа (М. Покровский); 21) ЦВЕ (от Эльбы и Одера до Вислы, Верхнего Поднестровья, Среднего Поднепровья) - официальная версия белорусских историков (БелЭн, 2002.-Т.14); 22) Гиперборея (В. Демин, Б. Тилак, А. Асов); 23) широкий регион - между Причерноморьем и Балтикой и др.

Консолидированный регион славянской прародины. Применение приемов «сгущения» и «объединения выделов (контуров)», картографического метода дают возможность предположить, что прародина славян - одна или несколько областей на территории консолидированного геопространства между Эльбой, Верхним Поднепровьем, Южной Балтикой и бассейном Западной Двины, Восточными Карпатами, Средним Днепром.

Беларусь - вероятная прародина славян. Определение консолидированного региона прародины позволяет предполагать, что славяне являются автохтонами на своей территории, на которой расположены западные регионы России, Беларусь, северо-запад и запад Украины, Польша, Чехия, Словакия. Автохтонность славян доказывали Л.Нидерле, Е.Карский, Б.Рыбаков, Т. Трофимова, Ф. Дебец [16, с.408], Л. Ковадло [15, с.22], Ф.Филин (на основе лингвистического анализа), В.Пьянов [21] и др. Даже мифологическая Гиперборея греков по

описаниям мало отличается от Приднепровья [9].

Если брать более узкий ареал для «прародины», то на роль такового может подходить польско-белорусско-украинское Полесье, Припятский регион. Это подтверждает, правда с большой долей иронии, В. Ларионов: если «взять все. карты и, наложив их друг на друга, попытаться определить. прародину древнего славянства, то. очутимся в географическом центре Припятских топей.» [16, с.5]. Авторы работы «Славяне на Днестре и Дунае» (К., 198З) подтверждают первоначальную локализацию славян А.Шахматова: треугольник Днестр-Припять-Висла [8, 2З]; начало славянского расселения - эпоха зарубинецкой культуры).

Л. Нидерле видит прародину славян между Эльбой и Средним Поднепровьем с Десной, Припятью и Березиной.

Днепр рассматривается как главная ось расселения в «Книге Коляды» и регион, вероятно, и есть «тридевять земель» [27], т.е. Верхний Днепр с рр. Проня (Проня - Перун; Татищев указывал: «Проноте, выше Проне»), Сож, Проня Рязанская, затем расширение до Дона и Дуная [21, с.215]. Наша реконструкция «тридевяти земель» - 27 рек: Поросье Белорусское (область Рса/Руса/Рша - Басея (Васея) 1З рек) - Адров (с Оршицей), Проня с 9 притоками, Друть, Березина, Сож; Пятиречье (Припять - «поток при (из) пяти реках»: Ясельда, Птичь, Стырь, Горынь, Уборть); Семиречье (Пятиречье, Днепр, Десна); Поросье (4; Тетерев, Рось с Росавой, Трубеж, Сула с Оржица/Оршица); Проня (Рязанская) - приток Оки, Становая Ряса, Дон.

«Влесова книга»2 [8, с. 18] утверждает: славяне-автохтоны ЦВЕ, прародина (V тыс. до н.э.) славян - Верхнее Поднепровье. Припять-Непра - это Пятиречье. Геродот невров размещал по Припяти. Невры-непры - соседи гелонов и будинов, т.е. уже к нач. VI в. до н.э. славяне проживали на исторической территории.

Славянская экспансия могла проходить только в направлении с севера на юг, от Пяти-речья (Припять) к Семиречью (Припять и Десна), т.е. по течению рек, а затем к «Карпатской горе» во II тыс. до н.э. Это подтверждается исследованими «русских генов» Балановской: славяне продвигались с севера на юг при заселении Юго-Западной Руси, что делает несостоятельной поиск славянской прародины в Подунавье [16, с.241]. Древние предания также не дают свидетельства, что Дунай - прародина. Это подтверждает далматинский историк Мавро Орбини в работе «Славянское царство» (1601 г.).

У Птолемея Рипейские горы на 55° с.ш., а долгота как у гор Тавриды, что соответствует Белорусской гряде и Смоленско-Московской возвышенности. Загадочный «остров Русов» (Скандий/Эритий у Птолемея) - междуречье Волги, Оки, Дона, Днепра, а Сарматское море

- не Балтийское, согласно данным Доманского, а пресноводные разливы Приднепровской низменности, т.е. все эти территории относятся к центральным районам России и к Беларуси [16, с.272].

Родина славян по Б.Рыбакову (1982) - это лесистые территории южнее р. Припять, VI-V вв. до н.э.

Родина по Г. Вернадскому - достаточно значительный по площади ареал на ВЕР: от Черного моря до Валдайской возвышенности, от Карпат до Дона, т.е. увязывается с территорией Беларуси. [5, с.З2З].

В. Пьянов считает, что славяне сформировались на своей территории - первоначально на границе современных Беларуси и России. Точнее на территории Беларуси и прилегающих регионов России. Еще в ХІХ в. франко-германский исследователь Т.Пеше на основе анализа общих корней индоевропейских языков (последователи Н. Андреев, Р. Доманский, Г. Емелья-ненко) выявил общие названия только для северных животных и растений, явлений - медведь, волк, береза, дуб, снег, лед, зима. Отсутствуют общие названия для тигра, верблюда, пальмы, что исключает из их прародины Средиземноморье. Нет там и общего названия для бука, что исключает из прародины Западную Европу. Необходимо из прародины исключить территории севернее Петербурга и Вологды, восточнее Нижнего Новгорода, т.к. там отсут-

2 Л. Гумилев со ссылкой на С. Лесного «Русь, откуда ты», Виннипег, 1964; «Влесова книга», Виннипег, 1966.

ствует дуб [16, с.270], исключим степные регионы южнее Киева и Воронежа, где отсутствуют лес (хотя в древние времена лес распространялся по рекам намного южнее). Пеше пришел к выводу, что «прародиной арийцев могла быть только Центральная часть России и Белоруссия» [16, с.270]. Выводы Пеше подтвердил в 1882 г. Основоположник русской антропологии А.П. Богданов. Этот же регион - прародина славян.

Используя данные языкознания, Л. Ковадло находит подтверждение белорусской (полесской) версии прародины. Используя данные А. Шахматова, других языковедов, исследователь заключает, что у древних славян не было слов для обозначения горных, степных ландшафтов, а распространены лесные и болотные. «Область древнейшего расселения ... лесистый и болотистый край, удаленный от гор и морских берегов. Ответ на вопрос, где находится этот край, надо искать в названиях деревьев, там произраставших. (заимствованными были названия бука, явора, плюща, лиственницы (модрень, модрев), тиса, черемши). Славянскими являются названия. береза, дуб, ясень, липа, верба, сосна, ель, ива; . брусника, клюква, гонобель . Значит, славяне не жили западнее современной линии Калининград-Одесса, являющейся границей распространения бука». Расселяясь на север и северо-запад «славяне встретились с пихтой, которую они называли привычным словом «ель» [15, с.22].

В.С. Передольский, А.А. Шахматов «исконной территорией восточных индоевропейских племен, в т.ч. и славян, был Северо-Запад России3, бассейн Балтийского моря.» [16, с.279]. Согласно схеме А. Шахматова, прагерманцы расселились от Вислы до Эльбы, восточнее их - от Вислы до Днепра, главным образом, в Белорусском Полесье - протобалты, севернее протобалтов, от Вислы на восток (Северная и Центральная Беларусь), до Верхнего Поволжья и на север до Ладоги - протославяне (протоскифы, расселившиеся затем в Причерноморье).

В современной исторической науке в настоящее время господствует версия (противоположна версии А. Шахматова, согласно которой славяне селились севернее германцев - за их спиной), что славяне селились южнее балтов - Северное Поднепровье, Беларусь, Полесье (балты - по Неману и Западной Двине) [16, с.281].

Тот факт, что все потерпевшие поражение и притесняемые этносы историки отправляют в Беларусь: Л. Нидерле - дулебов, готов, радимичей, Д.Иловайский - авар, радимичей, вятичей, хорватов и т.д., привел В. Пьянова к мысли, что «проще взять и сделать вывод, что все они вышли из Беларуси» [21, с.453]. Те же готы прошли от Балтики и Приднепровья на юг, на Северное побережье Черного моря, потом - на юг Европы, потом круто повернули на север и из славян вдруг превратились в германцев. Д. Иловайский, возвращает готов на родину - в Беларусь, тем более, что «готский народ не принадлежит к немецкой группе» [13, с.249].

В. Пьянов предполагает, что истоки цивилизации находятся во внутренних районах континентов (движение из глубинных районов к побережьям), которые наиболее защищены от разгулов стихии, с возможностью сохранения и накопления традиций социального развития. И, скорее всего, это происходило на малых водоемах, где легче добывать пищу простейшими приспособлениями. Прибрежные зоны крупных водоемов, исключая собирательство, можно осваивать только с ростом населения и закреплением начал трудовых навыков с усложнением орудий труда. Конкурирующая с рыболовством охота в деле социализации человека могла проявить себя как кочевье за стадами диких животных, тем самым она представляла то же собирательство более слабых и отбившихся от стад животных. Охота в лесной зоне могла служить началом иной социальной культуры. В зоне проживания речных племен возникла и новая система производства: пойменное земледелие [21, с.22].

Походы Александра Македонского в Индию свидетельствует о неразвитости племен морских побережий (собиратели рыбы - больше ничего не требовалось для выживания) и развитости по рекам (земледелие, т.е. социальная история началась не на побережьях морей). К мореходству нужно было прийти, имея производительные силы, способные дать орудия для покорения морей. Развитие производственных навыков во внутренних районах континентов

3 Северо-Западный край - название вместо запрещенного названия Белоруссия в конце ХІХ в.

позволило создать средства передвижения по крупным рекам и позже - по морям. Благо в этих местах было достаточное количество древесины. При необходимости из внутренних областей можно было переселяться на побережья [21, с.23].

Начало древних начал - дерево. Даже «древо» и «древность» - слова однокоренные: древо жизни, родословное древо. Каменные орудия по отношению к деревянным - вспомогательная роль.

Развитие славянского мира шло этапами: 1) освоение рек; 2) освоение лесов; 3) освоение земель для земледелия и содержание животных; 4) военное перераспределение земель.

Распространение славян с исторической родины. Пока у славян господствовали собирательство, речная культура, культура охоты, они не могли заселить значительных территорий. Но как только у них зарождается земледелие, начинается освоение новых пространств. Можно предположить, что родина подсечного земледелия - Беларусь и прилегающие регионы сопредельных стран. П.Н. Третьяков в «Происхождении земледелия» (1934 г.) доказывал, что земледелие зародилось не в Месопотамии, на Ниле, Инде, но оно могло зародиться только в лесах Севера, где использовался огонь. [16, с.273]. ВЕР - наиболее подходящая родина земледелия (отсюда ячмень, полба, просо, репа). В. Пьянов, утверждает, что радимичи по косвенным признакам знали земледелие уже в XI тыс. до н.э. [21, с.511]. Для железных земледельческих орудий использовался лимонит (бурый железняк) - железо легче добыть из болотных руд - их огромные запасы сконцентрированы в Беларуси и сопредельных странах, главным образом, в России.

Календарь («Каляды Дар», а вовсе не некие непонятные римские календы) славян также указывает, что подсечно-огневое земледелие славян возникло не в степях, в лесной и лесостепной полосе: январь - сечень, ачень, styszen, студзень (месяц подруба, рубки деревьев (хотя лучше подрубать в феврале), самый студеный месяц); февраль - сухой, люты (сохнут на корню); март - березозол, березень, сакавж (сухостой рубят и сжигают на корню, получая золу); апрель - кветень, красавж (цветут/кве(и)тут/красуют/ сады); май - травень (растет трава -терва/дерва; образуется дзірван; растут деревья (тра/три); июнь - чэрвень, червец (цветут красным (или красный - красивый) цветы); июль - лшень (цветение липы); август - серпень, жшвень (начало уборки, жниво под серп); сентябрь - вресень, верасень (вреща - молотьба и верасень - цветение вереска); октябрь - кастрычшк, жовтень (желтеет лес, теребление льна

- отделение костры); ноябрь - лктапад, грудень (падают листья, первые заморозки с образованием мерзлых комков почвы); декабрь - студзень, снежань (холода-стужа, устойчивый снеговой покров).

Городецкая культура (с У-УГ до X в.) свидетельствует, что славяне к У! в., в основном, заняли свои постоянные места обитания, а к Х в. заселили огромное пространство - от Балтики до Адриатики и от Эльбы до Дона. К X в. исторические пути трех ветвей славян разошлись бесповоротно. По данным Ю. Петухова около 1000 г. н.э. «славян было не менее 10 млн. чел.» [20, с.17]; цифра входит в разрез с подсчетами Л. Гумилева, Я. Риера.

Быстрое распространение славян по Европе не было результатом демографического взрыва: победители брали жен из числа пленниц, дети которых усваивали язык отцов. Потому-то и стали славянские племена мало похожи друг на друга, хотя «язык словенск» их потомки без труда понимали вплоть до XI в.» [8, с.43].

Славяне на периферии своего расселения оставили множество названий с понятием «край». У Э.Мурзаев [19] «край» - «окраина», «кромка», «граница»: Тульская Украина, Край-на (Польша), Крайна (Словения), Крайна (Австрия), Крайова (город и область на юго-западе Румынии, по Дунаю, в стыке границ с Сербией и Болгарией), Юлийская Краина, современная Украина; этноним укране (в Беларуси дд. Край, Крайск, Крайцы, Крайщинка, р. Крайщанка (бас. Вилии).

На периферии основного ареала расселения славян были расположены земли племен с корнем слав/слов (относятся к частично славянам), тогда как племена во внутренних частях основного ареала имели названия типа ляхи, чехи, сорбы, куябы, наречане, мазовшане, древ-

ляне и т.д. Форманта - ичи, вероятно указывает на производность названий племен (кривы-кривичи; друговиты-дреговичи).

Разделение славян на ветви. Исследования лингвистов показывают, что в древности (и до IX в.) у славян существовали диалектные зоны: северная (лесная) и южная, что означает:

1) самыми древними являются славяне, которые:

а) жили в лесной и лесостепной зонах;

б) в настоящее время называются восточными, т.е. прародина славян - восточнославянский регион;

2) славяне сначала разделились на лесных и степных, а затем - на западных и восточных;

3) восточные и западные славяне говорили на одном диалекте.

Л. Гумилев [8] указывает, что к ^ в. венеды разделились на склавинов и антов. (1) имя «склавин» родственно «свеон» - ранний союз готов-гаутов; переводится как «свитый», «объединенные племена» [6, с.150]; 2) свеоны/свеняне - и германское, и славянское племя; свеняне/свеи («свеянные вместе»)- славяне на островах Волин и Узедом, название от р. Свена [13, с.115]. В Беларуси распространены названия типа Свенцянская возвышенность, Свенск, Свиона/Свина, Освейское озеро, Усвея). После 602 г., когда обры разбили антов, исчезает славянское единство [8, с.25].

Формирование западных славян. К ^-У вв. славяне колонизируют земли Чехии, Словакии, Австрии, Баварии, Швейцарии, инкорпорировав кельтов и иллирийцев (появляется этноним словене), к У (У-УГ) в. перешли в бассейн р. Лаба (Эльба), на территорию Южной Дании, Шлезвиг-Гольштейна (Англия, angulus -угол), Южной Скандинавии. В 410-420-х гг. часть славян из Северного Полабья, устья Эльбы (Лабы), Южной Скандинавии переселились на о. Великобритания (Белый Альбион, Новая Эльба). Вендские скотты (шетты - «богатые», т.к. скот - эквивалент богатству), оказавшись в Британии, перешли на чужой язык [Голденков, с.33]. Причиной интенсивной миграции венедов стало (У в.) резкое похолодание, вызвавшее резкое увеличение осадков, подтопление плодородных угодий. В УШ в. славяне перешли Лабу. К УГ-УП вв. сформировалась западная ветвь (чешско-моравские, польско-висленские, полабско-прибалтийские) славян на обширной территории ЦВЕ (до 0,5 млн. км2). А.Ирасек в книге «Старинные чешские сказания» указывает, что чехи выводят себя вместе с поляками из «Хорватской земли» (Привисленская долина) [14, с.10].

К IX в. славяне вытеснили германцев из бассейна Эльбы, дошли до притоков Рейна [3, с.22], заняв значительную территорию - от юго-востока Англии, побережья Северного моря, южной Дании, о. Рюгена - на севере, до низовий Рейна - на юге, приобретя дополнительно 400 тыс. км2.

Понятие «славянин» стало распространяться по мере распространения в Европе вендов. Славяне изначально не различались ни по языку, ни по внешности, а только по месту жительства, но при этом, термин славяне - все-таки не языковой и не этнический, а в «большей степени культурный показатель» [4, с.96]. Культура первична по отношению к этносам.

Южные славяне. Появление славян на Дунае Б. Рыбаков допускал уже во II в. н.э., Л.Нидерле - в 1 в. н.э., А.Асов - во II в. н.э. По распространенной версии, славяне с германцами стали проникать на Среднее Подунавье, вытесняя оттуда иллирийцев в У в., а широкое ве-недское проникновение на юг относится лишь в I пол. У! в. [4, с.24, 35]. Под именем склавины южные славяне проходят у Иордана. Этноним склавин/склав/склавон со временем трансформировалось в славон/славин/славен. На карте ЦВЕ Б.Ваповского (1507) в междуречье Дравы и Савы находим страну Sklavoma. Северо-восток современной Xорватии - Славония, на р.Сава, расположен г. Славонски Брод, рядом - г. Славонска-Пожега. На Адриатике - Славен-ское Приморье. Рядом - Словения.

На формирование южных славян значительно повлияли авары (обры) и гунны. И те, и другие могут быть также славянами.

Болгары в У! в. имели имена гунны, кутургуры (западные), утургуры (восточные; постоянно враждовали между собой), в УПЫХ вв. - гунны или болгары (родина болгар - Ку-

банская низменность; болгары Таманские, Таврические, Камские [13, с.261]. Древние авторы были уверены, что гунны-славяне: Прокопий, Кедрен, Беда Достопочтенный (западные славяне), Саксон Грамматик (балтийские славяне), Иордан (страна гуннов - Гунивар соответствует территоррии Украины, Беларуси, Россиия), в Эдде, в Вилькинга Саге (город велетов

- столица гуннов). По данным Шафарика в Швейцарии (Валиский кантон) потомков славян немцы называют гуннами [13, с.606].

Странными парадоксами славянской истории являются факты: нашествия готов позволило сформироваться западнославянским государствам, аваров - южнославянским, монголо-татар - восточнославянским [21, с.49].

Перенос названий в славянском пространстве. А. Шахматов, сопоставляя совпадающие названия у восточных и западных славян, пришел к выводу, что они перенесены в направлении восток-запад. Племена южных славян также имели названия как у восточных из бассейна Припяти и на север от Припяти (нет только полян - они появились с приходом аваров, что может быть подтверждением, что авары - славяне).

Исходя из этапов развития славянства (речной, лесной, земледелия и скотоводства, военное перераспределение земель) получим следующее: одни племена получили имена от названия рек и территорий (посуляне, полочане, мораване), вторые от эколого-географических условий (онглы/англы/уличи - от «угол», поляне/спалеи/исполины - в полях, лучигане - по лугам, куяване - по пустошам и болотам, мазовшане - по болотам; сорбы - по лесам4), третьи

- от особенностей этнического природопользования, т.е. по родам занятий и направлениям социальной деятельности (кривичи, радимичи, древляне, дреговичи, вятичи - соответственно племена речной культуры, земледельцы, лесные охотники [21, с.145]; распространенное начало славянских сказок: «У отца было три сына: рыболов, охотник, земледелец.».

С территории прародины лесные племена древлян колонизировали полабье (полабские древане; древляне-тервинги были и среди весот р. Одра, Одер. Древляне-тервы, или севера /севры /серевы /сервы дали лужицких сорбов (на лесных озерах-лужах, т.е. лесо-озерные сябры, собратья; от «бры» - бор; от глагола «собирать») в среде западных и сербов - в среде южных славян.

У западных славян - брезница (брезане, р. Березина), у южных - берзиты, среди по-лабов - смольяне и бытенцы (на белорусских землях - смоляне, бытенцы, Бытень), на Балканах - смоляне. Дублирование названий: морочане/мораване (р. Морочь-р. Морава), наречане, захлумяне, гоболяне (стодоряне; р. Оболь). Имя племени бодричей/ободритов выводят: 1) от бодрый (Шафарик); 2) от р. Одра (поодричи; Венелин, Чертков), но и 3) от р. Одров (как и от р. Оршица/Рша - поршане). Англы («.англичане славянского происхождения» [13, с.45] -это онглы /уличи/угличи - 1) от р. Угла (Орел); несколько названий в Южной Руси, например, Ингул/Угла [13, с.80]; 2) угол между Черным морем и Дунаем - Буджак (Шафарик); 3) угол на полуострове Ютландия (ангулс - угол). Лютичи - 1) лютые; волки (вильцы)/велеты/волоты (вильцы - развилка рек); 2) от р. Льта (Альта, Олюта), Льва, Лютава.

Восточнославянские земли сначала «выплеснули» племена на запад и юг, а через некоторое время стали восполняться частью возвращенцев. Славяне, попутешествовав, возвращаются на историческую родину в У^УП вв., затем в 800-809 гг. (с территории западнобал-тославянской), третье переселение пришлось на 862 г. [8]. Вместе с племенами возвращались и подвергшиеся во время путешествия трансформации этнические названия.

ЛИТЕРАТУРА

1. Белы А. Назва «Белая Русь» у святле псторьи вобразау // Беларуси пстарычны часошс. — 2006.

- № 3. — С. 16—21.

2. Белы А. Xроніка «Белай РусЬ>. Нарыс псторыи адной геаграф1чнай назвы. — Мн.: Энцыклапе-дыкс, 2000. — 237 с.

4 С лесной культурой бор/бры В. Пьянов связывает понятия: «брат», «сябры/шабры» - со бры (собры-сорбы). С бора (сбор) как единицы семьи - «собратья» («соседи» - сидящие рядом).

3. Буровский А. Несбывшаяся Россия.- М.: Яуза, Эксмо, 2007. -512 с.

4. Бычков А. Происхождение славян. - М.: Олимп: Аст: Астрель, 2007. - 252 с.

5. Вернадский, Г.В. Древняя Русь. - Тверь: ЛЕАН, 1999.- 380 с.

6. Голденков М. Русь - другая история. - Мн.: Совр. школа, 2008. - 384 с.

7. Грыцкевіч В. Псторыя i міфы. — Мн.: БелФранс, 2000. - 205 с.

8. Гумилев Л.Н. Древняя Русь и Великая степь. - М.: Айрис-пресс, 2007.- 768 с.

9. Демин В.Н. Гиперборея. Исторические корни руского народа. - М.: ФАИР-ПРЕСС, 2001. - 480 с.

10. Демин В.Н., Зеленцов С.Н. Загадки российской цивилизации. Сакральная история, география и этнография. - М.: Вече, 2002.- 480 с.

11. Жучкевич В. А. Краткий топонимический словарь Белоруссии. - Мн., 1974. - 448 с

12. Замятин Д.Н. Метагеография: Пространство образов и образы пространства. — М.: Аграф, 2004.

— 512 с.

13. Иловайский Д.И. Начало Руси. - М.: Астрель: АСТ, 2006. - 629 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

14. Ирасек, Алоиз. Старинные чешские сказания: Пер. с чешск. Ф. Боголюбовой / Послесл. и комм. Н. Пашаевой. - М.: Правда, 1987. - 368 с.

15. Ковадло Л. Я. Слово - тайна тысячелетш. - Мн.: Тесей, 2004. - 304 с.

16. Ларионов В.Е. Исток Русского племени. - М.: Вече, 2008. - 448 с.

17. Lewis M.W., Wigen K.E. The Myth of Continents: A Critique of Metageography. - Berkeley, 1997.

18. Мыльников А.С. Картина славянского мира: взгляд из Восточной Европы. Представления об этнической номинации и этничности XVI — начала XVIII в. — СПб.: Петербургское востоковедение, 1999. — 398 с.

19. Мурзаев Э.М. Словарь народных географических терминов. - М.: Мысль, 1984. - 653 с.

20. Петухов Ю.Д. Норманны - Русы Севера. - М.: Вече, 2008. - 368 с.

21. Пьянов В.И. Древности славян. - Минск: МФЦП, 2005. - 528 с.

22. Татищев В. История Росийская. В 3 тт. - Т.1. - М.: ООО Изд-во АСТ, 2003.

23. Федотова В. Манипуляция как субститут демократии. http://www.intelros.ru/lib/statyi/fedotova4.

htm

24. Хайров Ш. Славянская лингвистическая имагология сегодня: «образы языка» и способы их сопряжения с ментальностью и культурой. https://dspace.gla.ac.uk/ bitstream/1905/42/1/KhairovEd.pdf

25. Чудинов В.А. Вернем этрусков Руси. - М.: Издательство «Поколение», 2006. - 656 с.

26. Шарухо И.Н. Метагеография: палеокультурная география и имагология славян и Литвы. http:// www.pws.na.by/pws-9/

27. Шарухо И.Н. Создание образа территории как один из подходов современного страноведения (На примере образа Беларуси) // Псковский регионологичсекий журнал. - 2009. - №8. - С. 105-114.

Sharukho I.

METHAGEOGRAPHY OF SLAVS: TERRITORY OF BELARUS AS A POSSIBLE MOTHERLAND

The article deals with a search for the most probable historical Motherland of slavs. The areas that proclaim themselves as “Slavs’ Motherlands” are analyzed. On the basis of imagological method Belarus may be considered as a probable great-motherland of Slavs.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.