Научная статья на тему 'Метафункциональные объекты как предмет специального изучения социологов'

Метафункциональные объекты как предмет специального изучения социологов Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
150
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Метафункциональные объекты как предмет специального изучения социологов»

ФРАГМЕНТЫ БУДУЩИХ КНИГ

Н.Н. Комарова, Д.С. Филиппова, Д.О. Хлевнюк

МЕТАФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ ОБЪЕКТЫ КАК ПРЕДМЕТ СПЕЦИАЛЬНОГО ИЗУЧЕНИЯ

СОЦИОЛОГОВ

Предлагаемый вниманию читателей материал представляет собой главу из готовящегося к изданию сборника “Теория социальных событий как язык социологических исследований”. Его авторы — стажеры-исследователи Центра фундаментальной социологии под руководством А. Филиппова

Проблема инкорпорирования функциональных объектов в повседневные социальные практики — одна из центральных проблем микросоциологии. В перспективе социологии повседневности технический объект предстает как неотъемлемый атрибут элементарных социальных взаимодействий. Объекты укореняются в социальных практиках, инкорпорируются в рутинные повседневные действия, становясь их конститутивными компонентами. Как писал Б. Латур, многие функции люди делегируют «не-человекам», а объектам, в свою очередь, это приводит к тому, что делегированные «не-человеки» структурируют наши повседневные действия70. В результате социальные практики повседневности конституируются, исходя из логики функционирования объектов, требования которых берутся в расчет наравне с требованиями людей.

Значительный вклад в нынешние объектцентричные концепции внес И. Гофман. Вещи, по его мнению, как и люди, вовлечены во фреймы деятельности и имеют протяженную биографию. Биография в данном случае понимается как своего рода следы, которые они оставляют до и после определенного события. Это позволяет объектам формировать вещную обстановку, помогающую ориентироваться во фрейме и зачастую являющуюся одним из важнейших элементов его построения (вспомним религиозные артефакты)71. Еще одна важная для нас фигура в контексте данного исследования — Л. Сачмен. Она предлагает

70 Латур Б. Об интеробъективности // Социология вещей. Сб. статей / Под ред. В. Вахштайна. - М.: : Издательский дом "Территория будущего", 2006. - С. 169-198.

71 Гофман И. Анализ фреймов: эссе об организации повседневного опыта. - М.: Институт социологии РАН; ФОМ: 2004. - С. 68.

231

использовать для исследования отношений между людьми и машинами этнометодологический подход и конверс-анализ. В своей работе автор спорит с утверждением, что взаимодействия людей и машин происходят по плану — шаг за шагом — и что каждый шаг детерминирует действие. Согласно ее концепции ситуативного действия, планы репрезентируют действия, в то время как действия сами по себе не следуют из планов, но становятся результатом ситуаций действий72. В отличие от Латура, К. Кнорр-Цетина рассматривает объекты по отношению к индивиду и предполагает, что объектные отношения не столько дополняют человеческие отношения, сколько их заменяют. В анализе этих новых отношений автор опирается на работы Лакана и его идеи «по поводу субъекта как предлежащей структуры желаний». Рассматривая фондовый рынок и анализируя отношения между ним и людьми, работающими на фондовом рынке, Кнорр-Цетина приходит к выводу, что «социальность имеет место тогда, когда «субъект» в качестве структуры желания пропускает это желание через объект и возвращает его обратно»73.

Социальные отношения становятся все более опосредованными техникой в силу того, что постоянное усовершенствование машин увеличивает их возможности, приводит ко все большей дифференцированности их функций, покрывающих все больше действий, которые раньше выполнялись исключительно человеком. Технологическое развитие подчинено логике функциональности — оно целесообразно, модернизация и усложнение окружающих нас объектов должно быть подчинено цели тех, кто их создает. Функциональность, о которой идет речь, можно условно назвать «линейной», так как она подразумевает, что вещь создается под удовлетворение определенной потребности. В нашей работе линейная функциональность противопоставляется метафункциональности. Этот термин ввел Жан Бодрийяр, описав его посредством предельной метафоры робота. Робот был для него неким мифичным объектом, к которому только стремились все известные ему технологические объекты. В пределе любая техника не должна создаваться под удовлетворение определенной потребности, т.е. обладать конечным набором функций. Робот отличается от обычной машины тем, что его основной функцией становится определение необходимой для выполнения в каждый конкретный момент функции. Таким образом, «миф о роботе вбирает в себя все пути бессознательного в сфере вещей»74, а выход за пределы линейной функциональности и отмечается приставкой

72 Suchman L. Human-Machine Reconfigurations. Plans and Situated Actions. — Cambridge: Cambridge University Press, 2006. - 326 p.

73 Кнорр-Цетина К. Социальность и объекты. Социальные отношения в постсоциальных обществах знания. Социология вещей. Сборник статей. / Под ред. В. Вахштайна. - М.: Издательский дом «Территория будущего», 2006 . - 390 c.

74 Бодрийяр Ж. Система вещей. - М.: Рудомино, 1999. - 168 c.

232

мета-. Уход от взаимодействия ради удовлетворения функционально обозначенной потребности приводит Бодрийяра к понятию «воображаемая суть предмета». Под метафункциональным объектом понимается вещь, суть которой формируется в воображении человека, ею пользующегося, и именно воображение определяет ту функцию, которую он может выполнять для конкретного действующего субъекта. Вывод из этого рассуждения заключается в том, что вещи могут быть метафункциональными, в пределе понимания механистического становясь своего рода «роботами», предугадывающими желания хозяина. Однако в существующей повседневности под метафункциональным понимается все то, что, отказываясь от логики линейной функциональности технического прогресса, все равно обнаруживает для себя место в пространстве действий, сообразуемым с человеческой психикой.

Мы берем это понятие, позволяющее, по мнению Бодрийяра, «заново рассмотреть имплицитно заложенное в нашем обществе представление о рациональности целей и средств в строе производства и в самом техническом проекте», для того, чтобы определить социальное место вещей, функциональное удобство которых представляется достаточно сомнительным, что не мешает им оставаться в практическом использовании.

Приведем пример. В настоящее время на улицах больших городов все чаще можно увидеть людей, фотографирующих на старые фотоаппараты. Несмотря на то, что «Зениты» и «Смены» давно уступили свою функциональную нишу цифровым и современным пленочным зеркальным фотоаппаратам, сегодня они снова становятся популярными. Что удерживает в социальных практиках вещи, которые потеряли свою функциональность в процессе технологического прогресса? Бодрийяр ответил бы на этот вопрос, апеллируя к индивидуальному человеческому воображению и бессознательному, однако распространенность наблюдаемого факта, на наш взгляд, делает подобный ответ неудовлетворительным. Нельзя говорить о сумме индивидуальных проявлений, складывающейся в поддерживаемую социальную практику. Исходя из известного принципа о том, что любое социальное нужно объяснять социальным, мы предполагаем, что нужно искать другие ответы. Самым простым может стать обоснование через ностальгию — ностальгию по «старому», по «советскому». Однако сразу возникает противоречие: большинство снимающих на старые фотоаппараты — молодые люди, которые никогда раньше ими не пользовались. Также можно было бы сказать, что устаревшие фотоаппараты становятся в один ряд со множеством других нефункциональных вещей, вернувшихся в нашу жизнь из-за того, что старина вошла в моду. Это достаточно правдоподобный ответ, однако он лишает фотоаппарат,

233

как вещь, своей индивидуальности, связанной со спецификой его использования. Мода — очень широкое явление, безусловно, играющее свою роль в возникновении данного феномена, но мы полагаем, что сводить причины использования множества различных вещей лишь к внешним причинам нельзя, так как конкретные характеристики вещей во многом определяют практики обращения с ними. Старый фотоаппарат отличается от старого граммофона хотя бы тем, что он не просто «потребляется», фотоаппарат производит продукт — фотографию, которая сочетает в себе отображение «новой» реальности «старыми» средствами.

Следовательно, необходимо объяснять причины инкорпорирования подобных объектов в социальные практики, исходя из логики устройства самих объектов. По крайней мере, на первом этапе изучение данного свойства социальных отношений требует последовательного рассмотрения различных частных ситуаций социальных практик субъект-объектного взаимодействия, не подчиняющихся очевидной целесообразности.

Обратившись к феномену использования людьми старых пленочных фотоаппаратов, произведенных в СССР или в других странах, мы преследовали две цели:

1. Составить язык описания практик использования старых фотоаппаратов (в создании некоторой понятийной базы для будущих исследований, если таковые будут проводиться).

2. Выявить смыслы, которые действующие субъекты вкладывают в такие практики.

Среди задач нашего исследования75: изучить практики взаимодействия со старыми

фотоаппаратами; выявить смыслы данных практик; определить отношение пользователей к старым фотоаппаратам; и установить причины обращения к подобной практике.

В основе исследования лежал ряд положений, которые необходимо эксплицировать перед анализом полученных данных.

1. Специфичные действия и практики имеют для людей, снимающих на устаревшие фотоаппараты, определенные смыслы, связанные, в том числе, и с причинами использования.

2. Устаревшие фотоаппараты используются в определенных ситуациях, отличных от ситуаций использования современных фотоаппаратов.

3. Специфичность устройства фотоаппарата влияет на практики его использования.

75 Исследование проводилось авторами в рамках практикума на факультете социологии ГУ-ВШЭ в 20072008 учебном году под руководством В.С. Вахштайна.

234

4. В практиках использования устаревших фотоаппаратов можно обнаружить

различия, указывающие на определенную логику поведения и обращения со старым фотоаппаратом, в зависимости от отношения к нему.

5. Практики использования устаревших фотоаппаратов зависят от отношения респондента к подобному использованию в целом.

6. Ситуация использования устаревшего фотоаппарата детерминирована

смыслами, вкладываемыми в практику.

7. Общие характеристики респондента могут влиять на смыслы, вкладываемые в

практики.

Методология нашего исследования была выработана с учетом поставленных в нем специфических задач. Мы применили два метода сбора информации: наблюдение и глубинное интервью. Сначала проводилась серия наблюдений, после чего с теми же респондентами проводились глубинные интервью, в которых обсуждались наблюдения, фотографии, сделанные во время наблюдения, а также ряд общих, контекстных тем.

Поскольку построить основу выборки из-за специфичности объекта было невозможно, единственным адекватным данному исследованию методом отбора респондентов был сочтен «метод доступных случаев», когда отбор происходит в тех местах, где гипотетически можно ожидать наибольшего «скопления» респондентов. В нашем случае ими стали фотолаборатории «Фотопроект», различные фотомастерские, а также специализированные сообщества в ЖЖ. Во всех этих местах были размещены объявления с приглашением принять участие в исследовании. В результате было проведено 15 наблюдений и 15 интервью.

Стоит сказать несколько слов о том, как проводился первичный анализ данных. Организация нашего исследования имела несколько принципиальных моментов. Прежде всего практики использования старого фотоаппарата были поделены на фокусные и фоновые. Первые относились ко всем действиям, в которых фотоаппарат играл активную роль (выставление настроек, выбор кадра, съемка и т.д.); вторые же составляли практики, в которых фотоаппарат не играл такой роли (покупка дополнительных приспособлений для съемки, съемка на цифровой фотоаппарат и др.). Фокусные практики выявлялись в ходе наблюдения и обсуждались с респондентами на интервью. Это важно, так как на основе фокусных практик и их объяснений нами был выделен ряд принципов аргументации, анализ которых в совокупности с фоновыми практиками позволил выделить типы взаимодействия фотографа с фотоаппаратом. Эти типы, в свою очередь, стали основой для установления

235

причин обращения к практике использования старых фотоаппаратов (и, соответственно, типов пользователей).

Первый выделенный нами тип получил название «фотохудожники» в силу значительной ориентации, составляющих его респондентов на результат, т.е. на конкретную фотографию. Этим пользователям присущи следующие качества:

1. Продуманное отношение к съемке (придумывание идей съемки, подготовка реквизита/моделей, выбор места/времени и т.д.)

2. Ориентация на то, чтобы фотография вызывала определенные эмоции, отражала некоторую идею/замысел автора.

3. Невнимание к техническим возможностям фотоаппарата и различным сопряженным со съемкой процессам (проявка/печать).

4. Отсутствие ориентации на какие-либо правила выстраивания кадра — все это делается скорее ситуативно и зависит от произвола автора.

Взаимодействия фотографа данного типа и фотоаппарата может быть описано как взаимодействие актора и инструмента. Среди причин использования именно старых механических пленочных фотоаппаратов для реализации своего увлечения респонденты выделяют два аспекта. Во-первых, они видят в пленочных фотографиях особую художественную ценность и не всегда готовы или не могут купить современные пленочные фотоаппараты. Во-вторых, благодаря старому фотоаппарату можно добится дополнительной художественной выразительности, ощутить эмоции, которые нельзя вызвать с помощью современных фотоаппаратов. Таким образом, этот тип респондентов использует старые пленочные фотоаппараты ради получения специфического результата, отражающего эмоции, мысли и/или атмосферу.

Следующий выделенный нами тип — «фототехники». Они в большей степени ориентированы на процесс фотографирования, интересуются самим устройством фотоаппарата, постоянно открывают для себя его новые технические возможности, а также постигают такие смежные с фотографированием технические процессы, как самостоятельная проявка и печать. «Фототехникам» фотография важна как некий видимый результат своих действий, она — тот объект, который позволяет им рефлексивно оценивать степень своих умений и навыков в обращении с фотоаппаратом. Мы пришли к выводу, что причиной обращения «фототехников» к старым фотоаппаратам является желание реализовать себя и утвердить в качестве «продвинутого» пользователя. Кстати, все представители этого типа

236

имеют несколько фотоаппаратов (в том числе и цифровой, причем зачастую зеркальный). Кроме того, они купили себе фотоаппарат специально. Эти два фактора говорят в пользу того, что пользователями данного типа принимается сознательное решение в отношении усложнения процесса фотографирования: они выбирают механическую сложность, как будто проверяют свои силы. Фотоаппарат для таких пользователей является механизмом, позволяющим им буквально «расти» в технических вопросах процесса фотографирования.

Последний из выделенных нами типов условно назван “фотоиспытателями”. Для них важен не конкретный результат фотографирования, а сам процесс, но не с технической точки зрения, как у “фототехников”, а с точки зрения того, что старые механические фотоаппараты полностью от них не зависят и приводят к непредсказуемому результату. Пользователи данного типа обладают минимальным объемом знаний о необходимых настройках, поэтому для них определяющим является скорее “ответ” фотоаппарата, чем их сознательные действия. Интересно также стремление сблизить оптические возможности человека и фотоаппарата не только в момент съемки, но и в момент поиска кадра. Присутствует и дух экспериментатора, который выражается в том, чтобы придумать такой способ съемки, благодаря которому можно получить еще более неожиданный “ответ” от фотоаппарата.

Таким образом, в данном случае пользователей привлекает спрятанная внутри старых пленочных фотоаппаратов тайна, которую они не хотят разгадывать, но с которой хотят взаимодействовать. Для них старый фотоаппарат — это «черный ящик», с которым они могут общаться, не зная, как он им “ответит” в каждый конкретный момент.

Два респондента по своим характеристикам не попали ни в один из типов. Здесь можно говорить лишь об индивидуальных причинах обращения к старым фотоаппаратам, в частности, об отсутствии средств на приобретение более качественной цифровой зеркальной камеры, ностальгии по технической составляющей процесса фотографирования, а также о ярко выраженном интересе коллекционера.

Проведенное нами исследование позволяет сделать ряд любопытных, на наш взгляд, выводов.

1. Выделенные типы пользователей различаются в своей ориентации на процесс (“фотоиспытатели”), результат (“фотохудожники”) и механизм (“фототехники”), что отражает все возможные стороны обращения с фотоаппаратом.

2. Для разных типов характерно разное отношение к фотоаппарату. Так, «фотохудожники» используют его лишь как функцию, позволяющую создать то, что требуется;

237

«фототехники» относятся к нему как механизму, который необходимо понять и превзойти, подчинив собственным желаниям; а «фотоиспытатели» — как к полноценному участнику процесса фотографирования.

3. Представители каждого из трех выявленных типов по-разному используют «старость» фотоаппарата. «Фотохудожники» видят в нем возможность выразить его аутентичность, ценят эффекты пленки; «фототехников» привлекает его механизм, особенное устройство; «фотоиспытатели» любят старые фотоаппараты за их непредсказуемость.

4. Существуют некоторые различия в причинах обращения к старым пленочным фотокамерам в зависимости от марки фотоаппарата. Так, у тех, кто снимает на фотоаппараты иностранного производства (например, Pentax или Nicon), наблюдается склонность к техническому интересу и реализации своих способностей к фотографированию. Скорее всего, специально покупая фотоаппарат иностранного производства, пользователь руководствуется своими знаниями о его технических преимуществах.

5. Выборка данного исследования довольно однородна по возрасту (от 17 до 25 лет), за исключением одного респондента в возрасте 37 лет. Последний не попал ни в один из типов и являет собой коллекционера, для которого это и технический интерес, и ностальгия по включению в процесс, а в целом просто «баловство» и увлечение.

6. Можно с уверенностью утверждать, что финансовые причины обращения к старым фотоаппаратам либо отсутствуют, либо второстепенны. Так, «фототехники» тратят на свое увлечение намного больше денег, чем могли бы потратить на дорогие современные фотоаппараты. «Фотоиспытатели» в принципе не заинтересованы в современной фототехнике, их волнует неизвестность в старых фотоаппаратах. О финансовых причинах говорили лишь «фотохудожники», однако даже если они могли бы позволить себе приобрести современную технику, ценность старого механического фотоаппарата для них не потерялась бы.

* * *

Ранее метафункциональные объекты не становились предметом специального изучения социологов. Между тем, как представляется, нам удалось показать их особое место в смысловом поле людей. Метод исследования метафункциональных объектов позволяет ответить на вопрос о причинах их присутствия и о той роли, которую они играют в повседневной жизни человека. Эти причины каждый раз уникальны, поэтому

238

соответствующие исследования необходимо продолжить, чтобы в перспективе разработать для них какую-то общую теоретическую основу.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.