Научная статья на тему 'Метафоры российской экономики: лингвокогнитивный аспект (на материале текстов СМИ)'

Метафоры российской экономики: лингвокогнитивный аспект (на материале текстов СМИ) Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
1422
176
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕТАФОРА / ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ДИСКУРС / КОНЦЕПТ / ЭКОНОМИКА / СФЕРЫ-МИШЕНИ / СФЕРЫ-ИСТОЧНИКИ / METAPHOR / ECONOMIC DISCOURSE / CONCEPT / ECONOMY / TARGET SPHERES / SPHERE-SOURCES

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Матиенко О.П.

Статья посвящена исследованию метафоры в экономическом дискурсе. В центре внимания автора сферы-источники метафорической экспансии. Знания и представления об экономических реалиях составляют содержание одного из концептов научного знания «экономика». Данный концепт характеризуется достаточно сложной структурой и разнообразием средств лексической объективации. Наряду с экономической терминологией средством объективации содержательных компонентов концепта «экономика» становятся метафорические обозначения. В текстах СМИ, посвященных экономической тематике, активно используются различные типы метафор: антропоморфные, природоморфные, социоморфные, артефактные и др. Целью работы является определение сфер-источников формирования метафор, обозначающих реалии российской экономики. На материале текстов СМИ были выявлены сферы-мишени метафорической экспансии, которые связаны с представлениями об экономике как народном хозяйстве, стране. Популярный экономический дискурс стал материалом для выявления и описания сфер-источников метафорических обозначений. Анализ когнитивных механизмов формирования экономических метафор позволил определить ряд наиболее значимых для данной тематики сфер-источников. Представлены такие сферы-источники метафорической экспансии, как «Человек», «Болезнь, медицина», «Война», «Игра», «Спорт», «Механизмы», «Транспорт», являющиеся продуктивными для метафорических моделей различных типов .

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The metaphor of the Russian economy: linguistic and cognitive aspect (on the material of media texts)

This article is devoted to the investigation of metaphor in economic discourse. The author focuses on spheres-sources of metaphorical expansion. Knowledge and ideas about economic realities constitute to the content of one of the concepts of scientific knowledge “economy”. This concept is characterized by a rather complex structure and a variety of means of lexical objectification. Metaphorical designations become means of objectifying the content components of the concept of “economy” along with economic terminology. Various types of metaphors are actively used in media texts on economic topics: anthropomorphic, naturalmorphic, sociomorphic, artifact metaphors and others. The purpose of the work is to identify areas that are sources of metaphor formation that denote the realities of the Russian economy. On the basis of texts in the media, the target areas of metaphorical expansion were identified, which are associated with the idea of the economy as a national economy, a country. Popular economic discourse has become a material for identifying and describing spheres-sources of metaphorical designations. The analysis of cognitive mechanisms of economic metaphor formation allowed us to identify a number of the most important spheres-sources.The author presents such spheres-sources of metaphorical expansion as “Man”, “Disease, medicine”, “War”, “Game”, “Sport”, “Mechanisms”, “Transport” that are productive for metaphorical models of various types.

Текст научной работы на тему «Метафоры российской экономики: лингвокогнитивный аспект (на материале текстов СМИ)»

УДК 808.2

Б0110.24147/2413-6182.2020.7(1).123-137

НБЫ 2413-6182 еЯБИ 2658-4867

МЕТАФОРЫ РОССИЙСКОЙ ЭКОНОМИКИ: ЛИНГВОКОГНИТИВНЫЙ АСПЕКТ (НА МАТЕРИАЛЕ ТЕКСТОВ СМИ)

О.П. Матиенко

Омская академия МВД России (Омск, Россия)

Аннотация: Статья посвящена исследованию метафоры в экономическом дискурсе. В центре внимания автора - сферы-источники метафорической экспансии. Знания и представления об экономических реалиях составляют содержание одного из концептов научного знания - «экономика». Данный концепт характеризуется достаточно сложной структурой и разнообразием средств лексической объективации. Наряду с экономической терминологией средством объективации содержательных компонентов концепта «экономика» становятся метафорические обозначения. В текстах СМИ, посвященных экономической тематике, активно используются различные типы метафор: антропоморфные, природоморфные, социоморфные, артефактные и др. Целью работы является определение сфер-источников формирования метафор, обозначающих реалии российской экономики. На материале текстов СМИ были выявлены сферы-мишени метафорической экспансии, которые связаны с представлениями об экономике как народном хозяйстве, стране. Популярный экономический дискурс стал материалом для выявления и описания сфер-источников метафорических обозначений. Анализ когнитивных механизмов формирования экономических метафор позволил определить ряд наиболее значимых для данной тематики сфер-источников. Представлены такие сферы-источники метафорической экспансии, как «Человек», «Болезнь, медицина», «Война», «Игра», «Спорт», «Механизмы», «Транспорт», являющиеся продуктивными для метафорических моделей различных типов.

Ключевые слова: метафора, экономический дискурс, концепт, экономика, сферы-мишени, сферы-источники.

Для цитирования:

Матиенко О.П. Метафоры российской экономики: лингвокогнитивный аспект (на материале текстов СМИ) // Коммуникативные исследования. 2020. Т. 7. № 1. С. 123-137. DOI: 10.24147/2413-6182.2020.7(1).123-137.

Сведения об авторе:

Матиенко Олеся Петровна, старший преподаватель кафедры иностранных языков

© О.П. Матиенко, 2019

Контактная информация:

Почтовый адрес: 644092, Россия, Омск, пр. Комарова, 7

E-mail: matienko_o@mail.ru

Дата поступления статьи: 03.10.2019 Дата рецензирования: 17.11.2019 Дата принятия в печать: 30.01.2020

Введение

Любые экономические процессы, происходящие как в мировой экономике, так и в экономике отдельных государств, можно отнести к ключевым темам средств массовой информации. СМИ не только сообщают об экономических фактах и событиях, но и способствуют формированию ценностного отношения к ним. Медиа служат основным «инструментом» внедрения экономической лексики и экономических знаний, причем средства массовой коммуникации не только популяризируют знания в области экономики, но и воздействуют на адресата, рекомендуя модели поведения в той или иной экономической ситуации [Китайгородская 1996: 214].

Статьи, посвященные экономической жизни страны, занимают значительное место в российских медиа как общественно-политических, так и профильных («Российская газета», «Комсомольская правда», «Коммерсантъ», «РБК» и др.]. Экономика отражается на страницах СМИ в формате новостных сообщений, аналитических статей, обзоров и других журналистских жанров. В традиционных для экономической тематики жанрах освещение фактов имеет объективную и субъективную составляющую. В современной рыночной экономике как субъектно-ориентированной присутствует личностный фактор: большинство экономических операций так или иначе затрагивают интересы человека. В качестве объективной основы выступает тот или иной информационный повод, аналитическая задача. Субъективная составляющая находит выражение в позиции автора, который предлагает читателю свое видение фактов и ситуации, причем нередко в метафорическом осмыслении. По сути, в дискурсивных практиках СМИ и происходит интерпретация экономических процессов. Именно там «кристаллизуются» позиции ключевых субъектов экономической жизни, там обнаруживается конкуренция за право на интерпретацию события, там читателю предлагается осмысление определенных экономических реалий, в том числе и метафорическое. Можно высказать предположение, что практически ни одна экономическая статья не может не включать метафор, хотя метафоры экономического дискурса нередко являются стертыми и используются в качестве устоявшихся терминов (рост, падение, обвал и т. п.].

Современные дискурсивные практики традиционных и новых медиа обнаруживают тенденцию к метафорическому осмыслению практи-

чески всех аспектов экономической жизни, что представляет несомненный интерес с точки зрения конструирования версий современной экономики в условиях «борьбы дискурсов». При анализе дискурсивных практик СМИ за лингвистическими феноменами обнаруживаются структуры знания, предлагаемые либо навязываемые массовому адресату.

В последние годы появился ряд работ отечественных ученых, посвященных экономическому дискурсу [Томашевская 2000; Петушинская 2008; Шереметьева 2009 и др.]. Экономическая действительность и экономические знания находят отражение в содержании концепта экономика. Несмотря на высокую степень сложности семантической структуры концепта экономика, исследователями были предложены различные методики систематизации содержания данного концепта, а также изучены средства его лексической объективации [Китайгородская 1996; Ковлакас 2003; Махницкая 2003; Зяблова 2005; Калугина 2010; Ратмайр 2013 и др.].

Как отмечают исследователи, языковым средством, которое помогает эксплицировать, репрезентировать интересы и предпочтения некой социальной группы и ее членов, в экономическом дискурсе чаще всего выступает метафора, потому что язык метафор находит больший эмоциональный отклик у массового адресата, нежели терминологически сложный язык экономической отрасли [Махницкая 2003]. Метафорический способ репрезентации концепта экономика в текстах СМИ представляет особый интерес.

Одним из эффективных инструментов лингвокогнитивной реконструкции является анализ метафорического моделирования. В связи с этим целью данного исследования является определение сфер-источников формирования метафор, обозначающих реалии российской экономики.

Интерес к описанию метафор в различных видах / типах дискурса не угасает на протяжении нескольких десятилетий конца XX - начала XXI вв. Наибольший интерес российские и зарубежные исследователи проявляют к изучению метафорики политического дискурса [Баранов, Караулов 1994; Будаев, Чудинов 2006; Шейгал 2000; Dijk 2002; Лакофф, Джонсон 2004; Chilton 1996; 2004 и др.]. Однако наблюдается некий дефицит работ по исследованию метафоры в экономическом дискурсе. Этим фактором мотивирован выбор объекта изучения.

Материалы и методы исследования

Рассматривая метафору в качестве ментального феномена, можно выявить ряд понятийных сфер-источников метафорических обозначений реалий российской экономики. А.П. Чудинов предложил классификацию политических метафор по сфере-источнику, включив в нее антропоморфные, природоморфные, социоморфные и артефактные метафоры [Чудинов 2009]. Основываясь на данной классификации, рассмотрим основные сферы-источники в экономическом дискурсе российских СМИ. Следует

отметить условность предложенной классификации, так как не всегда удается разграничить понятия, связанные со знаниями и представлениями о человеке, его физическом состоянии, социальной деятельности, артефактах, создаваемых им и т. п.

По аналогии с подходом к отбору текстовых материалов при изучении политического дискурса [Чудинов 2003; Шейгал 2000 и др.], в качестве источников для «узкопрофильного» исследования, как правило, привлекаются тексты, созданные экономистами либо журналистами, пишущими об экономике, и функционирующие в специализированных медиа. Они относятся к числу институциональных и обладают весьма существенной спецификой [Карасик 2004]. При широком подходе к отбору источников для исследования экономической коммуникации используются не только тексты, созданные собственно экономистами, но и любые журналистские материалы, посвященные экономическим проблемам. И в этом смысле они представляют особый интерес в аспекте формируемых у массового адресата фрагментов экономической картины мира. Как отмечает Дж. Юл, исследование дискурса направлено на изучение того, что не сказано или не написано, но получено (или ментально сконструировано] адресатом в процессе коммуникации. Необходимо обнаружить за лингвистическими феноменами структуры знания (концепты, фоновые знания, верования, ожидания, фреймы и др.], то есть исследуя дискурс, «мы неизбежно исследуем сознание говорящего или пишущего» [Yule 2000: 84].

Источником материала явились федеральные общественно-политические издания «Коммерсантъ», «Инвестинг.ком», «Прайм», «Московский комсомолец», «РБК» и др. Объем материала составил более 800 единиц (фрагменты высказываний, содержащие метафорические обозначения].

Необходимо также отметить, что анализировались тексты, принадлежащие так называемому «популярному экономическому дискурсу», то есть рассчитанные не на специалистов-экономистов, а на массовую аудиторию. Под «популярным экономическим дискурсом» будем понимать масс-медиальный текст в совокупности с прагматическими, социокультурными, психологическими и другими факторами, представляющий собой когнитивный процесс речепроизводства, отражающий социокультурное взаимодействие и механизм познания коммуникантов [Петушин-ская 2008]. Для нашего исследования когнитивный аспект рассмотрения данного типа дискурса представляет особый интерес, так как метафора, как уже говорилось выше, имеет когнитивную природу.

Результаты и обсуждение

В центре данного исследования оказались сферы-мишени метафорических обозначений содержательных компонентов концепта экономика, связанные со знаниями и представлениями об экономике как народном хозяйстве, стране [Калугина 2010]. Сферами-мишенями стали такие

экономические понятия, как инфляция, бюджет страны, экономический кризис, банковская система, валютный рынок, санкции в отношении России и др. Метафорические репрезентации данных феноменов имеют следующие сферы-источники. Для обозначения сфер-источников использована терминология, предложенная в ряде работ по данной проблематике [Ряпосова 2002; Шехтман 2005; Телешева 2004; Керимов 2005; Будаев, Чудинов 2006].

Антропоморфные метафорические модели

Сфера-источник «Человек»

Как показывает анализ материала, эта группа оказалась наиболее представленной (примерно 3/4 единиц анализа]. Данные метафоры относятся к типу антропоморфных и базируются на представлениях о физических и эмоциональных состояниях человека, его действиях. Например: Рубль показал злой характер (Коммерсантъ. 2015. № 215], Береженого рубль бережет (РБК. 2015. № 189], Рубль ищет крышу над головой (Коммерсантъ. 2015. № 156], Санкции старались напакостить особо сильно, сделав жизнь в Крыму хуже, чем в других регионах (https://www. kirov.kp.rU/daily/26692.4/3715684/ 01.10.2019], Рубль «утопился», доллар «повесился» (Московский комсомолец. 2016. № 27263], Антироссийские санкции споткнулись о Северную Корею (http://nvo.ng.ru/world/ 2017-07-17Z1_7030_kndr.html, 01.10.2019], Экономика прирастает оптимизмом (https://www.kommersant.ru/doc/3397938?vk, 01.10.2019], Экономика проявила скромность (Коммерсантъ. 2017. № 169], Экономика выйдет на пенсию. Правительство вознамерилось изменить систему пенсий в России (Московский комсомолец. 2018. № 27648].

Среди приведенных примеров встречаются прецедентные тексты, как-то: Береженого рубль бережет. В данном высказывании произведена замена слова «бог» на слово «рубль»: Береженого бог бережет. Согласно Большому толковому словарю русского языка, одно из значений слова береженый - это «2. Устар. Осторожный, осмотрительный. □в зн. сущ.» [Кузнецов 2001]. Есть еще один вариант данной пословицы: Береженого Бог бережет, а не береженого конвой стережет. Это уголовная поговорка, смысл которой заключается в том, что «если не будешь просчитывать всё наперед, то тебя быстро поймают и закроют, и будешь ты еще долго топтать зону в местах не столь отдаленных» ^А^://хп—8sbfgf1bdjhf5a1 j.xn--p1ai/2238-berezhenogo-bog-berezhet-chto-znacЫthtml). Очевидно, что такого рода пословицы употребительны в отношении поступков человека. Трансформированная метафора Береженого рубль бережет отражает проблему финансовых сбережений, которые россияне, как правило, делают на «черный день». По данным АКРА (Аналитическое кредитное рейтинговое агентство], в РФ в последние два десятилетия наиболее привлекательными стали рублевые сбережения (https://www.banki.ru/news/co-

lumnists/?id=9615384]. Рубль в данном контексте выступает в качестве гаранта благополучия человека.

Сфера-источник «Болезнь, медицина»

В основе таких метафор лежит сравнение экономических феноменов с организмом больного человека, которого нужно лечить. Ср. контексты: А всё потому, что предлагаемые меры лечат симптомы, а не болезнь, утверждает директор Банковского института ВШЭ Василий Со-лодков (https://www.mk.ru/economics/2019/09/01/ekonomike-rossii-nachal-ugrozhat-kreditnyy-puzyr.html], Лизинг объявлен государственным недомоганием (https://www.kommersant.ru/doc/3799622], Ориентированная на экспорт экономика еврозоны чувствует себя крайне не важно (https:// ru.investing.com/analysis/article-200248211].

Прокомментируем некоторые метафорические обозначения. Например, Весеннее экономическое обострение (Коммерсантъ. 2019. № 72]. Словосочетание «весеннее обострение», как правило, встречается не в медицинском, а в обыденном употреблении. «Весеннее обострение» - это собирательный термин, которым обозначают изменения в организме во время первых теплых месяцев. В медицинских справочниках такого понятия нет: под «обострением» обычно понимают комплекс симптомов вроде колебаний настроения, сонливости и подавленности (https://lifehacker.ru/ vesennee-obostrenie/].

Экономическое развитие России будет подорвано (Актуальные проблемы экономики и права. 2015. № 3]. Приведенные ниже контексты свидетельствуют о том, что в русском языке является достаточно устойчивым словосочетание «подорвать здоровье»: Наряду с активной деятельностью не забывайте про отдых, если не хотите подорвать здоровье. В некоторых сферах деятельности работа очень опасна и может подорвать здоровье даже очень крепкого человека. С фронта вернулся с подорванным здоровьем (https://kartaslov.ru]. В основе словосочетания «подорвать здоровье» лежит метафорический перенос. Согласно Большому толковому словарю русского языка С.А. Кузнецова, слово подорвать имеет следующее значение: «1. кого-что. Уничтожить, разрушить взрывом. П. мост. П. подлодку. П. себя гранатой. 2. что. Причиняя вред, нанося ущерб чему-л., расшатать, ослабить что-л. П. экономику страны. П. основы, устои. П. здоровье. // Разг. Нанести ущерб чьему-л. здоровью, душевному состоянию» [Кузнецов 2001]. Сферой-источником для данной метафоризации становится «Война» и связанные с ней боевые действия. С одной стороны, можно предположить, что сферой метафорического обозначения Экономическое развитие России будет подорвано является фрейм «боевые действия», а с другой - сфера-источник «Болезнь, медицина».

Экономика РФ никак не может слезть с «нефтяной иглы» (https:// tass.ru/interviews/3940219, 01.10.2019]. Что касается нефтяной иглы, то

данная метафора апеллирует к представлениям о наркотической зависимости, от которой могут страдать люди.

Экономические метафоры сферы-источника «Болезнь, медицина» репрезентируют представления о российской экономике как человеческом организме, который подвержен заболеваниям и которому необходимо лечение.

Социоморфные метафорические модели

Наиболее частотными в этой группе являются метафоры со сферой-источником «Война», «Игра» и «Спорт».

Сфера-источник «Война»

Человечество на протяжении всей своей истории вело войны, поэтому военная лексика, по мнению исследователей, является одним из источников метафоризации. Военная метафора может быть репрезентацией и оценкой какого-либо фрагмента действительности, причем относящегося к совершенно иной понятийной области [Логачев 2008]. Особую активность данная метафорическая модель приобретает в политическом дискурсе, одной из функций которого является борьба за власть [Баранов, Караулов 1994; Будаев, Чудинов 2006 и др.].

В экономической сфере осмысление реалий через призму военных действий характеризует неспокойное, тревожное состояние российской экономики и финансового рынка: Рубль не заметил вывода войск ^И^:// www.rbc.ru/newspaper/2016/03/16/56e7b5309a794712903a669f], Наибольший удар по российской экономике наносят европейские санкции из-за сильной связи с европейской банковской системой (http://rusrand.ru/events/ uscherb-v-sanktsionnoj-vojne], Растущий процент делает кредит менее доступным, и эта ситуация очень напоминает «двойной удар по национальной экономике (Вопросы экономики. 2015. № 2], Зимнее наступление рубля (Московский комсомолец. 2016. № 27239], Спекулятивные атаки на рубль могут возобновиться с новой силой (https://1prime.ru/experts/ 20180905/829197771.html], Торговая война приблизилась к границам США (Коммерсантъ. 2019. № 94], Доллар достал пистолет (Инвестинг.ком. 2019]. Такие понятия, как «удар», «нанесениеудара», «наступление», «атака», «оборона», «оружие» и т. п., используются в дискурсах военной тематики. Ср. Основную группу наступательных действий составляют атаки, они, по признаку момента их применения, делятся на основные, повторные, контратаки, ответные и встречные (http://combat-arnis.ru/2015/12 /08/actions-of-attack-and-defense/]. Внезапность нанесения удара заключается в неожиданном по месту и времени для противника применении СВН. Большие возможности ВТО могут оказать влияние также на выбор направления главного удара в наступлении (https://zinref.ru/000_ucheb-niki/05599_voenoe_delo/023_00_00_taktika_voisk_pv0/003.htm).

Сфера-источник «Игра»

Данная модель чаще всего отражает конкурентное состояние финансового рынка и поведение российской и иностранных валют. Участниками игрового соперничества в большинстве случаев являются рубль и доллар: Рубль всех переиграл (https://www.rbc.ru/society/02/10/2015/ 56bc97ed9a7947299f72bab7), Рубль выиграл у доллара (Коммерсант. 2016. № 91], Отечественные производители выиграли от ответных мер санкций, произошло «импортозамещение» (Проблемы современной экономики. 2015. № 3 (55]], Политическая нестабильность в Турции играет против лиры (Инвестинг.ком. 2019], Доллар обыграл и европейскую валюту (Коммерсант. 2019 № 74], Российский рынок продолжает отыгрывать санкционную тему (Инвестинг.ком. 2019], Доллар выиграет гонку на дно (Инвестинг.ком. 2019]. В данных контекстах обращает на себя внимание деривация глагола «играть». Префиксальным способом образованы глаголы «переиграть», «выиграть», «обыграть», «отыграть» и т. п. Новые значения глагола «играть», приобретаемые с помощью префиксации, характеризуют действия человека. В данных контекстах рубль, доллар, рынок и др. экономические феномены оказываются наделенными человеческими способностями. Хотя согласно классификации, приведенной выше, данные метафоры относятся к социоморфным, нельзя отрицать их тяготения к сфере-источнику «Человек», т. е. к антропоморфным метафорам. Достаточно трудно отделить представления о человеке от видов его социальной деятельности: труда, игры, учения и т. д.

Сфера-источник «Спорт»

Источниками метафорической экспансии, как правило, становятся обозначения реалий, которые являются актуальными, хорошо известными и интересными для большинства людей. К такому источнику метафо-ризации можно отнести понятийную сферу «Спорт», являющуюся продуктивной для создания метафорических моделей политического дискурса [Чудинов 2009]. Данная понятийная сфера служит источником метафорических обозначений и экономических феноменов. В ряде экономических метафор находят отражение представления о видах спорта, например игровых: Состояние мировой экономики ухудшается, и обостряются противоречия между основными игроками международного торгового рынка (https://www.mk.ru/economics/2019/11/14/otkaz-ot-plavayu-shhego-kursa-rublya-ocenili-ekonomisty.html], Рубль на воротах. Гендиректор «Гознака» Аркадий Трачук о защите от фальшивок, больших банкнотах и новой купюре к чемпионату мира (https://rg.ru/2018/05/06/trachuk-rasskazal-o-novyh-banknotah-i-borbe sfalshivomonetchikami.html], Санкции США не смогли вызвать нефтяное ралли (Инвестинг.ком. 2019]. Активно используются в метафорических контекстах такие спортивные понятия, как «старт», «финиш», «рекорд» и др.: Курс доллара и евро побил рекорды: что творится в обменниках (https://www.mk.ru/economics/2018 /

04/10/kurs-donara-i-evro-pobil-rekordy-chto-tvoritsya-v-obmennikakh.html] На отечественном рынке ожидается негативный старт (Инвестинг.ком. 2019].

Таким образом, процессы, происходящие в финансово-экономической сфере, концептуализируются как спортивные соревнования, которым присущи борьба за первенство, победы и поражения.

Артефактные метафоры

Артефактная метафорическая модель использует понятия механической, транспортной, архитектурной, бытовой, гастрономической и др. сфер. Изучению артефактных метафор в политическом и экономическом дискурсах посвящен ряд исследовательских работ [Керимов 2005; Будаев, Чудинов 2006; Шереметьева 2009 и др.]. Человек, реализуя себя в создаваемых им вещах, метафорически моделирует по аналогии с артефактами актуальные для него сферы деятельности. Экономика является одной из таких сфер. Наиболее частотными в экономическом дискурсе оказались метафоры со сферой-источником «Механизмы» и «Транспорт»: Этот механизм вызовет рост процентных ставок, что будет означать фактическое целенаправленное замораживание экономического роста (Вопросы экономики. 2015. № 2], Экономика России буксует около нуля (http:// www.ng.ru/economics/2017-09-05/1_7066_zero.html), Логика оппонентов Эльвиры Набиуллиной такова: нашей экономике для необходимого рывка нужны дешевые кредиты (https://omsk.mk.ru/?noredirect=1), Эффективность свободного плавания рубля налицо, Отправка рубля с родного причала стала смелым и драматичным политическим решением <...> (https://b-n-e.livejournal.com/1970242.html], Если щедро открыть кредитный кран, рублю точно не поздоровится (https://russian-vesna.ru/kazus-nabiullinoj-v-chem-kritiki-obvinyayut-glavu-centrobanka/). Следует отметить определенный антропоморфизм приведенных ниже метафор. С одной стороны, в них использованы апелляции к представлениям о различных видах транспорта: самолете, автомобиле и др., с другой стороны, в их основе лежат апелляции к таким фреймам, как «полет на самолете», «управление самолетом», «вождение автомобиля» и т. п., где субъектом действий выступает человек: Евро: пристегните ремни, идем на взлет, Доллар нарушил правила дорожного движения (Инвестинг.ком. 2019], Рубль дорвался до руля (Российская газета. 2018], Авиаторы накеросинили цены (Коммерсант 2018. № 130]. Путь развития российской экономики сопоставим с представлениями о дорожном движении, где возможны трудности пути, рывки, торможение и т. п. Сама идея дорожного движения с его рисками, непредсказуемыми ситуациями на дорогах, неопытностью и/или лихачеством водителей. Судя по текстам СМИ, продуктивна для осмысления российских экономических реалий.

Заключение

Анализ сфер-источников метафорической экспансии подтвердил, что в экономическом дискурсе содержательные компоненты концепта экономика имеют достаточно частые метафорические объективации.

Сферами-источниками экономических метафор стали такие сферы, как «Человек», «Болезнь, медицина», «Война», «Игра», «Спорт» и др. Наиболее представленной оказалась группа антропоморфных метафор, что объясняется субъектно-ориентированным характером рыночной экономики и антропоцентрической направленностью современного научного знания.

Нестабильность российской экономики и связанные с нею негативные процессы: инфляция, ослабление рубля, падение доходов населения и др. - явились причиной активизации метафорической экспансии в таких сферах-источниках, как «Болезнь, медицина» и «Война». Большинство метафор данных сфер-источников носят отрицательно-оценочный, деструктивный, конфликтный характер.

Для определения частотности использования тех или иных сфер-источников и номинирования их в качестве «базовых» источников мета-форизации в российском экономическом дискурсе требуется дальнейшее изучении метафорических обозначений в области экономики и экономических знаний.

Список литературы

Баранов А.Н., Караулов Ю.Н. Словарь русских политических метафор. М.: По-

мовский и партнеры, 1994. 330 с. Будаев Э.В., Чудинов А.П. Метафора в политическом интердискурсе: монография.

Екатеринбург: Уральский гос. пед. ун-т, 2006. 208 с. Зяблова О.А. Принципы исследования языка для специальных целей: на примере

языка экономики: автореф. дис. ... д-ра филол. наук. М., 2005. 40 с. Калугина Ю.В. Концептосфера «Экономика» в английском и русских языках // Вестник Московского государственного университета. Серия: Лингвистика. 2010. № 2. С. 137-144. URL: https://elibrary.m/item.asp?id=15576333 (дата обращения: 02.10.2019). Карасик В.И. Языковой круг: личность, концепты, дискурс. М.: Гнозис, 2004. 390 с. Керимов Р.Д. Артефактная концептуальная метафора в немецком политическом

дискурсе: автореф. дис. ... канд. филол. наук. Барнаул, 2005. 18 с. Китайгородская М.В. Современная экономическая терминология // Русский язык конца XX столетия (1985-1995). М.: Издательский дом «ЯСК», 1996. 473 с. Ковлакас Е.Ф. Семантические аспекты рыночно-экономической терминологии:

автореф. дис. ... канд. филол. наук. Краснодар, 2003. 22 с. Кузнецов С.А. Большой толковый словарь русского языка. СПб.: Норинт, 2001.

1536 с. URL: https://gufo.me/dict/kuznetsov (дата обращения: 02.10.2019). Лакофф Дж., Джонсон М. Метафоры, которыми мы живем: пер. с англ. / под ред. и с предисл. А.Н. Баранова. М.: Едиториал УРСС, 2004. 256 с.

Логачев С.А. Метафора войны в политическом дискурсе (на материале немецких СМИ) // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. № 49. 2008. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ metafora-voyny-v-politicheskom-diskurse-na-materiale-nemetskih-smi (дата обращения: 02.12.2019).

Махницкая Е.Ю. Метафора в современном экономическом дискурсе и принципы ее лексикографического описания: дис. ... канд. филол. наук. Ростов н/Д., 2003. 191 с.

Петушинская Е.Г. Язык популярного экономического дискурса: на материале англоязычной публицистики: автореферат дис. ... канд. филол. наук. М., 2008. 27 с. URL: https://www.dissercat.com/content/yazyk-populyarnogo-eko-nomicheskogo-diskursa-na-materiale-angloyazychnoi-publitsistiki (дата обращения: 02.10.2019).

Ратмайр Р. Русская речь и рынок. Традиции и инновации в деловом и повседневном общении. М.: Языки славянских культур, 2013. 456 с. URL: http://bib-lioclub.ru/index.php?page=book&id=219914 (дата обращения: 23.09.2019).

Ряпосова А.Б. Метафорические модели с агрессивным прагматическим потенциалом в политическом нарративе «Российские федеральные выборы (19992000 гг.)»: автореф. дис. ... канд. филол. наук. Екатеринбург, 2002. 22 с.

Телешева И.В. Политическая ситуация как сфера-магнит для морбиальной метафоры в российских и американских СМИ // Лингвистика. Бюллетень Уральского лингвистического общества. Екатеринбург, 2004. Т. 14. С. 97-107.

Томашевская К. В. Экономический дискурс современника в его лексическом представлении: дис. ... д-ра филол. наук. СПб., 2000. 532 с. URL: https://www. dis-sercat.com/content/ekonomicheskii-diskurs-sovremennika-v-ego-leksicheskom-predstavlenii (дата обращения: 02.10.2019).

Чудинов А.П. Метафорическая мозаика в современной политической коммуникации. Екатеринбург, 2003. 248 с.

Чудинов А.П. Спортивная метафора в современном российском политическом дискурсе. 2009. URL: https://www.bibliofond.ru/view.aspx?id=124792 (дата обращения 03.12.2019).

Шехтман Н.Г. Зрелищные искусства как источник метафорической экспансии в политическом дискурсе России и США // Лингвистика. Бюллетень Уральского лингвистического общества. Екатеринбург, 2004. Т. 14. С. 118-128.

Шереметьева А.А. Метафоры немецкого экономического дискурса: автореф. дис. ... канд. филол. наук. Иркутск, 2009. 17 с.

Шейгал Е.И. Семиотика политического дискурса. Волгоград: Перемена, 2000. 368 с. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/2001-02-010-sheygal-e-i-semiotika-politi-cheskogo-diskursa-in-t-yazykoznaniya-ran-volgogr-gos-ped-un-t-volgograd-pe-remena-2000-368-s-bibliogr-s (дата обращения: 02.10.2019).

Yule G. Pragmatics. Oxford, 2000. 138 p.

Dijk T.A. van. Political discourse and political cognition // Politics as Text and Talk: Analytic Approaches to Political Discourse / P. Chilton, C. Schaffner (eds.). Amsterdam, 2002. 246 p.

Chilton P. Security Metaphors. Cold War Discourse from Containment to Common House. New York; Bern; Frankfurt / M.: Peter Land, 1996. 468 p.

Chilton P.A. Analysing Political Discourse: Theory and Practice. London, 2004. 226 p. DOI: 10.1016/j.pragma.2004.06.003.

References

Baranov, A.N., Karaulov, Yu.N. (1994), Slovar" russkix politicheskix metafor [Dictionary of Russian political metaphors], Moscow, Popovski and partners publ., 330 p. (in Russian)

Budaev, E.V., Chudinov, A.P. (2006), Metafora v politicheskom interdiskurse [Metaphor in political interdiscourse], Ekaterinburg. 208 p. (in Russian) Chilton, P. (1996), Security Metaphors. Cold War Discourse from Containment to Com-

on House. New York; Bern; Frankfurt / Moscow. Peter Land publ., 468 p. Chilton, P.A. (2004), Analysing Political Discourse: Theory and Practice. London. 226 p.

DOI: 10.1016/j.pragma.2004.06.003. Chudinov, A.P. (2003), Metaforicheskaya mozaika v sovremennoi politicheskoi kom-munikatsii [Metaphorical mosaic in modern political communication], Ekaterinburg, 248 p. (in Russian) Chudinov, A.P. (2009), Sportivnaya metafora v sovremennom rossiiskom politichekom diskurse [Sports metaphor in modern Russian political discourse], available at: https://www.bibliofond.ru/view.aspx?id=124792 (date accessed: 03.12.2019). (in Russian)

Dijk, T.A. van. (2002), Political discourse and political cognition // Politics as Text and Talk: Analytic Approaches to Political Discourse / P. Chilton, C. Schaffner (eds.). Amsterdam. 246 p.

Kalugina, Yu.V. Konceptosfera «E^konomika» v angliiskom i russkix yazy^kakh [The concept sphere of "Economics" in English and Russian languages]. Bulletin of the Moscow state University. Series: Linguistics, available at: https://elibrary.ru/ item.asp?id=15576333 (date accessed: 02.10.2019). (in Russian) Karasik, V.I. (2004), Yazykovoi krug: lichnost', koncepty, diskurs [Language circle:

personality, concepts, discourse], Moscow, Gnosis publ., 390 p. (in Russian) Kerimov, R.D. (2005), Artefaktnaya konceptuaVnaya metafora v nemetskom politicheskom diskurse [Artifact conceptual metaphor in German political discourse], Dissertation, Barnaul, 18 p. available at: https://search.rsl.ru/ru/record/0100294 6012 (date accessed: 02.10.2019). (in Russian) Kitaigorodskaya, M.V. (1996), Sovremennaya ekonomicheskaya terminologiya [Modern economic terminology]. Russian language of the end of XX century (19851995) / V.L. Vorontsova, M.Ya. Glovinskaya, E.I. Golanova, O.P. Ermakova, E.A. Zemskaya, N.E. IFina, M.V. Kitaigorodskaya, E.V. Kakorina, L.P. Krysin, N.N. Rozanova. Moscow, Publishing house «YASK» publ., 480 p. (in Russian) Kovlakas, E.F. (2003), Semanticheskie aspekty rynochno-ekonomicheskoi terminologii [Semantic aspects of market and economic terminology], Dissertation, Krasnodar, 22 p. available at: https://search.rsl.ru/ru/record/01003240101 (date accessed: 02.10.2019). (in Russian) Kuznetsov, S.A. (2001), Bol'shoi tolkovij slovar' russkogo yazyka [Big explanatory dictionary of Russian language], St. Petersburg, Norint publ., 1536 p. (in Russian) Lakoff, Dzh., Dzhonson, M. (2004), Metafory, kotorymi my zhivem: Per. s angl. / Pod red. i s predisl. A.N. Baranova [The metaphors we live by: TRANS. eng. / ed.

and with a preface. A.N. Baranova], Moscow, Editorial URSS publ., 256 p. (in Russian)

Logachev, S.A. (2008), Metafora voiny v politicheskom disburse (na materiale neme-tskikh SMI) [Metaphor of war in political discourse (on the material of German media)] // Izvestiya Rossiiskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo univer-siteta im. A.I. Herzen, no. 49, available at: https://cyberleninka.ru/article/n/meta-fora-voyny-v-politicheskom-diskurse-na-materiale-nemetskih-smi (date accessed: 02.12.2019). (in Russian) Makhnitskaya, E.Yu. (2003), Metafora v sovremennom ekonomicheskom disburse i principy eyo leksikograficheskogo opisaniya [Metaphor in modern economic discourse and principles of its lexicographical description], Dissertation, Rostov-na-Donu, 191 p. available at: https://search.rsl.ru/ru/record/01002648979 (date accessed: 02.10.2019) (in Russian) Petushinskaya, E.G. (2008), Yazyk populyarnogo ekonomicheskogo diskursa: na materiale angloyazychnoi publicistiki [The language of popular economic discourse: by the material of English-language journalism], Dissertation, Moscow, 27 p. available at: https://www.dissercat.com/content/yazyk-populyarnogo-ekonomi-cheskogo-diskursa-na-materiale-angloyazychnoi-publitsistiki (date accessed: 02.10.2019). (in Russian) Raizberg, B.A. (2019), Sovremennyi ekonomicheskii slovar [Modern economic dictionary] / B.A. Raisberg, L.Sh. Lozovski, E.B. Starodubtseva. 6th ed., rev. Moscow, 512 p. available at: http://znanium.com/catalog/product/1003268 (date accessed: 02.10.2019). (in Russian) Rathmayr, R. (2013), Russkaya rech i rynok. Traditsii i innovatsii v delovom i povsed-nevnom obshchenii [Russian speech and market. Tradition and innovation in business and everyday communication], R. Rathmayr. Moscow, Languages of Slavic cultures publ., 456 p. available at: http://biblioclub.ru/index.php?page= book&id=219914 (date accessed: 02.10.2019). (in Russian) Ryaposova, A.B. (2002), Metaforicheskie modeli s agressivny'm pragmaticheskim po-tencialom v politicheskom narrative «Rossijskie federaVny^e vysborys (19992000 gg.)» [Metaphorical models with aggressive pragmatic potential in the political narrative "Russian Federal elections (1999-2000)»], Dissertation, Yekaterinburg, 22 p. available at: https://search.rsl.ru/ru/record/01002317310 (date accessed: 02.10.2019) (in Russian) Shekhtman, N.G. (2004), Zrelishchnyye iskusstva kak istochnik metaforicheskoi ekspansii v politicheskom diskurse Rossii i SSHA [Spectacular arts as a source of metaphorical expansion in the political discourse of Russia and the USA], Linguistics. Bulletin of the Ural linguistic society. Ekaterinburg, vol. 14. (in Russian)

Sheremetyeva, A.A. (2009), Metafory nemetskogo ekonomicheskogo diskursa [Metaphors of German economic discourse], Dissertation, Irkutsk, 17 p., available at: https://search.rsl.ru/ru/record/01003467073 (date accessed: 02.10.2019). (in Russian)

Sheigal, E.I. (2000), Semiotika politicheskogo diskursa [Semiotics of political discourse], Volgograd, Peremena publ., 368 p., available at: https://cyberleninka.ru/article/ n/2001-02-010-sheygal-e-i-semiotika-politicheskogo-diskursa-in-t-yazykoznaniya-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ran-volgogr-gos-ped-un-t-volgograd-peremena-2000-368-s-bibliogr-s (date accessed: 02.10.2019). (in Russian) Telesheva, I.V. (2004), Politicheskaya situaciya kak sfera-magnit dlya morbiaVnoj metafory" v rossijskix i amerikanskix SMI [The political situation as a field-magnet for mobilnoy of metaphor in the Russian and American media], Linguistics: Bulletin of the Ural linguistic society. Ekaterinburg, vol. 14, pp. 97-107. (in Russian)

Tomashevskaya, K.V. (2000), Ekonomicheskii diskurs sovremennika v ego leksiche-skom predstavlenii [The economic discourse of the contemporary in its lexical representation], Dissertation, Saint-Petersburg, 532 p. available at: https://www. dissercat.com/content/ekonomicheskii-diskurs-sovremennika-v-ego-leksicheskom-predstavlenii (date accessed: 02.10.2019). (in Russian) Yule, G. (2000), Pragmatics. Oxford. 138 p.

Zyablova, O.A. (2005), Principy' issledovaniya yazy'ka dlya speciaFny'x celej: Na pri-mere yazy'ka e'konomiki [Principles of language research for special purposes: the example of the language of Economics], Dissertation, Moscow. 40 p. available at: https://search.rsl.ru/ru/record/01002942013 (date accessed: 02.10.2019). (in Russian)

THE METAPHOR OF THE RUSSIAN ECONOMY: LINGUISTIC AND COGNITIVE ASPECT (ON THE MATERIAL OF MEDIA TEXTS)

O.P. Matiyenko

Omsk Academy of the MIA of Russia (Omsk, Russia)

Abstract: This article is devoted to the investigation of metaphor in economic discourse. The author focuses on spheres-sources of metaphorical expansion. Knowledge and ideas about economic realities constitute to the content of one of the concepts of scientific knowledge - "economy". This concept is characterized by a rather complex structure and a variety of means of lexical objectification. Metaphorical designations become means of objectifying the content components of the concept of "economy" along with economic terminology. Various types of metaphors are actively used in media texts on economic topics: anthropomorphic, naturalmorphic, sociomorphic, artifact metaphors and others. The purpose of the work is to identify areas that are sources of metaphor formation that denote the realities of the Russian economy. On the basis of texts in the media, the target areas of metaphorical expansion were identified, which are associated with the idea of the economy as a national economy, a country. Popular economic discourse has become a material for identifying and describing spheres-sources of metaphorical designations. The analysis of cognitive mechanisms of economic metaphor formation allowed us to identify a number of the most important spheres-sources.The author presents such spheres-sources of metaphorical expansion as "Man", "Disease, medicine", "War", "Game", "Sport", "Mechanisms", "Transport" that are productive for metaphorical models of various types.

Key words: metaphor, economic discourse, concept, economy, target spheres, sphere-sources.

For citation:

Matiyenko, O.P. (2020), The metaphor of the Russian economy: linguistic and cognitive aspect (on the material of media texts). Communication Studies (Russia), Vol. 7, no. 1, pp. 123-137. DOI: 10.24147/2413-6182.2020.7(1).123-137. (in Russian)

About the author:

Matiyenko, Olesya Petrovna, Senior teacher Corresponding author:

Postal address: 7, Komarova pr., Omsk, 644092, Russia E-mail: matienko_o@mail.ru Received: October 3, 2019 Revised: November 17, 2019 Accepted: January 30, 2020

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.