Научная статья на тему 'Метафорическое представление поэта К. Кулиева о "о течении времени"'

Метафорическое представление поэта К. Кулиева о "о течении времени" Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
3294
69
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Метафорическое представление поэта К. Кулиева о "о течении времени"»

26

ВОПРОСЫ ЛИТЕРАТУРОВЕДЕНИЯ

Метафорическое представление поэта К. Кулиева о «течении времени»

Р.А. Керимова*

Своеобразие индивидуально-авторских словоупотреблений во многом зависит от отношения поэта к предметному миру, что впоследствии находит отражение в лексико-семантической организации поэтических текстов [10].

Во многом индивидуальный стиль автора характеризуется тем, каким именно сквозным образам отдает свое предпочтение автор и какие из них в основном преобладают в его текстах, что позволяет исследователям выявлять основные принципы словоупотребления, умножение средств обозначения одного предмета или понятия в разных ситуациях. Оригинальность данного принципа связана с универсальным свойством образов в их творчестве.

В поэзии Кайсына Кулиева сквозные образы становятся точками притяжения различных образных соответствий. По мнению некоторых ученых: «Так же, как и при использовании одних и тех же опорных слов, возникают пучки образов, но на сей раз это пучки разных образов при одном и том же предмете речи» [9]. Умножаются в первую очередь образные соответствия ключевых слов поэзии символистов: время, мир, жизнь, душа, сердце и т.п.

Разные слова в системе стиля К. Кулиева, включаясь в образные парадигмы, сочетаются со словами «жизнь», «бытие», «земной» и т. п. [8].

В процессе изучения индивидуальных образных представлений в поэзии К. Кулиева мы выделили очень интересное, на наш взгляд, тематическое направление, которое является продолжением и развитием (и в то же время истоком) размышлений о жизни - метафорическое представление К. Кулиева о ТЕЧЕНИИ ВРЕМЕНИ.

Многочисленные образные соответствия у поэта имеет такое отвлеченное понятие, как ВРЕМЯ. Часть тропов развивает традиционную метафору «время бежит, течет» через образное сопоставление ВРЕМЯ - вода.

Продолжением и развитием размышлений о жизни является метафорическое представление К. Кулиева о ТЕЧЕНИИ ВРЕМЕНИ.

ВРЕМЯ - одна из концептуальных величин в мировосприятии и поэзии К. Кулиева. Ощущение, понимание ВРЕМЕНИ, отливающееся в образы вечно движущегося, меняющегося потока, предстает в стихах автора с необычайной силой реальности, яркостью визуальных представлений, в почти осязаемой плоти: ... И за холмы ушли. К чему им быстрота? / Но время - как река, они одной породы! / Но песня и мужество не позабыты, / Бессмертны, как море, и вечны, как травы. // О время! Я вкушал твои плоды, / Но и вином меня поило горе. // О вечер мой, я знал, что ты придешь, / Что ты не опоздаешь, будешь точен, / Что ты мой мир закроешь тьмою сплошь, / Что ты приблизишь ночь - посланец ночи! // [7].

В поэзии автора слова лексико-семантического поля ВРЕМЯ включаются в образные парадигмы со словами из лексикосемантического поля «вода». Эта смысловая связь лежит в основе многочисленных метафор с опорными словами: река, поток, волна, водопад, дождь, ливень. Во многих стихотворениях время и жизнь у поэта имеют равные значения, как, например, в стихотворении:

Жизнь моя, чем была ты? Может, ливнем

счастливым,

Благодатной грозой, что, сойдя с перевала, Утоляла картофель, и арбузы, и сливы,

И пшеничные нивы, не скупясь, поливала.

Жизнь моя, чем была ты?

Может, зимним затишьем? Снегопадом спокойным на озимь легла ты, Вниз по склону катила в салазках детишек, Утешала больных сквозь окошко палаты.

' Керимова РА. — соискатель КБИГИ, зам. ответст. секретаря журнала «Известия КБНЦ РАН»

КЕРИМОВА РА. МЕТАФОРИЧЕСКОЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ ПОЭТА ...

27

Жизнь моя, ты бывала дождем и порошей И ущельным ручьем, подбегавшим к порогу, Ты шумела чинарой, на граните возросшей, Тень бросая на саклю, на скалу, на дорогу.

Жизнь моя, заклинаю, оставайся, как прежде, Снегом, ливнем, чинарой над горным ручьем, Будь чем хочешь, но будь равнозначна

надежде,

Будь щедра, не отказывай

людям ни в чем [6].

В поэтических текстах К. Кулиева ВРЕМЯ -это жизнь, и смысл его течения заключается в смене, переменах: // Ребенок плачет, но поверь, что вскоре / Он засмеется, радостью объят. / И так вся жизнь. Вслед за весельем - горе. / Обманывать себя не надо, брат // [5].

Стихотворение «Время» отражает философское видение и восприятие мира поэтом:

Твои цветы, как пламя очага,

Сверкали мне студеною зимою,

Твои штыки, — там, где легли снега, — Покрылись кровью теплою, густою.

Изрешетившие твои крыла —

И нам вонзались прямо в сердце пули,

Кровь по снегам твоих полей текла,—

Тебе мы нашей кровью присягнули.

Ты головы нам гладило порой По-матерински, доброю рукою,

Но ты и било этой же рукой,

И плакали мы с болью и тоскою.

Не надо было бить - ты било нас,

А надо было славить - проклинало,

Но за тебя мы гибли в трудный час,

Припав к земле, где наших дней начало,

Ты оставляло без отцов детей,

Но дети, вырастая, шли в сраженье,

И в мире было им всего нужней Тебе, тебе высокое служенье!

Ты нас порой бранило без вины,

Но мы, хоть слышали твои угрозы,

Пахали землю, родине верны,

Пасли отары и растили лозы.

Мы спотыкались - но всегда с тобой, Плутали, падали - с тобою рядом,

Мы двигались единою тропой,

И медом нас кормило ты и ядом.

О Время! Я вкушал твои плоды,

Но и вином меня поило горе,

И видел я не только мрак беды -И соловьиные мне пели зори.

О Время! Выполняя твой завет,

Везде кидался я в твой пламень ярый,

И с гордостью, забыв твои дары, Предчувствую грядущий твой рассвет [4].

В этом стихотворении поэт соединил разные этапы своей жизни, то есть жизнь для него состоит из разных времен, ВРЕМЯ - это постоянные перемены.

Интересно и необычно сравнение ВРЕМЕНИ с ярко горящим пламенем. Использование автором данного сравнения подчеркивает всю остроту того времени, в котором он жил.

Повтор лексем «пламя», «пламень», а так же употребление лексемы «рассвет» способствует более четкому описанию тех чувств и ощущений, которые испытывал поэт в то непростое время.

Происходящие в жизни перемены К. Кулиев передает через образы воды, которые являются одними из главных способов при передаче чувств, настроения, при описании различных образов, явлений природы, тем самым занимая важное место в системе стиля поэта. Образы воды (дождь, ливень, река, водопад и т.д.) наиболее ярко выражают его видение мира, смены происходящих событий. Исходя из этих наблюдений, мы можем считать, что именно поэтому ВРЕМЯ приобрело у него состояние текучести.

Особенностью философского мировосприятия поэта является метафорическое описание ВРЕМЕНИ в таких строках:

Я знаю - град пройдет,

И ливень прекратится,

И туча проплывет,

И вновь не возвратится.

Растают снег и лед И утечет вода,

Что будет, все пройдет,

Хотя не без следа.

Состарятся юнец И стройная жеманница,

Останется рубец,

Хоть рана и затянется.

Что было, все пройдет,

Окончится изгнание,

Что жило, все умрет,

Всплывет воспоминание.

Хоть и пройдет беда, -Снег на висках останется.

28

ВОПРОСЫ ЛИТЕРАТУРОВЕДЕНИЯ

Хоть утечет вода,

Русло в песках останется.

Дела твои, слова,

Добро и зло останется.

Хоть пригорят дрова,

От них тепло останется.

Старик отец умрет -Но в детях жить останется.

На свете все пройдет,

На свете все останется! [3].

Данное стихотворение является обоснованием жизненных принципов поэта, в нем он, рассуждая о смене времен и событий, проводит мысль о том, что в этом мире нет ничего постоянного и нет ничего ненужного, что у всего и всех есть свое предназначение и каждый сам выбирает, что после себя оставить - добрую память или плохие воспоминания о себе. Автор подчеркивает связанность всего происходящего на земле, что одно действие влечет за собой другое. Связанность, движение, вытекание одного из другого, постоянство и бесконечность жизни на земле - это все мировосприятие поэта, воплощенное в его стихотворных текстах:

Нет, не зря в огне костра пылало Дерево - краса и гордость гор,

И зола не зря золою стала:

Зимним днем нас обогрел костер.

Снег, что шел зимою, весной растает,

Но не зря зимою снег идет:

Хоть растает он, но пропитает Поле, где весною хлеб взойдет.

Не бесследно то, что преходяще,

Служит в мире все добру иль злу...

Вот и вспомнил я огонь гудящий,

Глядя на остывшую золу! [2].

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Смена событий и перемены являются глав-

ными мотивами, которые при создании образа ВРЕМЕНИ поэт передает в основном с помощью образов воды.

Образы, реализованные в кулиевских стихотворных текстах, отражают ценностные ориентиры писателя.

Таким образом, ВРЕМЯ в системе стиля К. Кулиева обрело новую, оригинальную оболочку, которая впоследствии перешла к индивидуальноавторскому понятию о ТЕЧЕНИИ ВРЕМЕНИ. Авторские способы актуализации данного образа не только эксплицируют этнокультурные и индивидуальные представления, но и становятся одними из важных особенностей индивидуального стиля К. Кулиева.

Исходя из проведенного анализа, мы пришли к выводу, что употребление метафор в поэзии Кулиева наблюдается не только в одной или нескольких тематических направлениях, они охватывают всю его поэзию и являются одним из доминирующих приемов в идиостиле поэта.

Метафоры у К. Кулиева часто выступают как синонимы к символичному выражению значения, вводят одну и ту же идею, соответствующую традициям, ориентированным на балкарскую культуру. Обращаясь к образным метафорам, писатель стремится стереть границу между метафорой и символом. Следовательно, можно говорить о сложном, преимущественно образнометафорическом и символическом характере идиостиля К. Кулиева.

Понятие ВРЕМЕНИ в поэзии К. Кулиева имеет образно-логическую природу. Анализ проводился с позиций номинативного, ассоциативно-образного и текстового измерений ассоциативно-семантического поля и был направлен на выявление семантических подполей (смысловых зон) поля ВРЕМЯ.

В изображении поэтом временных понятий выявляется повышенная роль символизации номинативных средств языка и высокая частотность собственно темпоральной лексики в метафорическом авторском применении для представления идей времени.

ЛИТЕРАТУРА

1. Ковтунова И.И. Вопросы структуры текста в трудах академика В.В. Виноградова // Русский язык. Текст как целое и компоненты текста. - М., 1982. С. 4-11.

2. Кулиев К.Ш. Собр. соч.: в 3 т. - Москва, 1976-1977. С. 12-17.

3. Кулиев К.Ш. Собрание сочинений. В 3 т. Т. 1. Стихотворения, поэмы. Вступительная статья Ч. Айтматова / Сост. Э. Кулиева, Л. Шерешевский. -М.: Художественная литература, 1987. 415 с.

4. Кулиев К.Ш. Собр. соч.- Нальчик, 1966. С. 4-5.

5. Кулиев К.Ш. Говорю людям: Книга лирики /Перевод с балкарского языка. - М.: Современник, 1985. 223 с.

6. Кулиев К.Ш. Благодарю солнце: Стихи разных лет. - М., 1969. С. 1-10.

7. Кулиев К.Ш. Избранные произведения/ Собр. соч.: в 2 т. - М., 1970. С. 45-60

8. Винарская Е.Н. Выразительные средства текста. На материале русской поэзии: учебное пособие для педагогических институтов по специальности «Русский язык и литература». - М.: Высшая школа, 1989. 134 с.

9. Виноградов В.А. Идиолект / В.А. Виноградов. Лингвистический энциклопедический словарь. - М.: Советская энциклопедия, 1990. С. 171.

10. Виноградов В.В. Стилистика, теория поэтической речи, поэтика. - М., 1963. 253 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.