Научная статья на тему 'Метафорическое представление концепта "терроризм" в медийном дискурсе'

Метафорическое представление концепта "терроризм" в медийном дискурсе Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
194
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕТАФОРА / METAPHOR / КОНЦЕПТ / CONCEPT / ФРЕЙМ / FRAME / ТЕРРОРИЗМ / TERRORISM / СМИ / MASS MEDIA / КОГНИТИВНЫЙ ПОДХОД / COGNITIVE APPROACH

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Васенёва Екатерина Викторовна, Рябкова Алёна Сергеевна

Рассматриваются особенности функционирования метафоры в дискурсе печатных СМИ. Метафора как когнитивный механизм способствует улучшению восприятия информации, поскольку позволяет упрощать, конкретизировать и наглядно представлять описываемые факты и события. Кроме того, метафора часто используется в СМИ как средство воздействия, поскольку обладает эмоциональным и оценочным потенциалом. В представленной статье выявляются и анализируются метафорические модели, объективирующие концепт «терроризм».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

METAPHORICAL REPRESENTATION OF THE CONCEPT "TERRORISM" IN MEDIA DISCOURSE

The paper anlyses features of metaphor functioning in a printed media discourse. The metaphor as a cognitive mechanism fascilitates perception of information due to the fact that it allows to simplify, specify and vividly represent facts and events described in a certain text. Moreover, the metaphor is often used in media since it has emotional and estimated potential. The paper defines and analyses metaphorical models that represent the concept «terrorism».

Текст научной работы на тему «Метафорическое представление концепта "терроризм" в медийном дискурсе»

Однако, в итоге добро, даже скрытое и невидимое, продолжает существовать и в конечном итоге играет решающую роль в жизни людей.

Список литературы

1. Дудинцев В. Белые одежды. - СПб.: Азбука, Азбука-Аттикус, 2014. -704 с.

2. Крюкова Г.А. Концепт. Определение объема содержания понятия [Электронный ресурс]. - URL: http://cyberleninka.ru/artirie/n/kontsept-opredelenie-obema-soderzhaniva-ponvativa (дата обращения: 28.04.2017).

3. Попова З.Д., Стернин И.А. Понятие «концепт» в лингвистических исследованиях. - Воронеж, 1999. - 30 с.

© Бурчинский В.Н., Медведева А.О., 2017

МЕТАФОРИЧЕСКОЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ КОНЦЕПТА «ТЕРРОРИЗМ» В МЕДИЙНОМ ДИСКУРСЕ

Васенёва Екатерина Викторовна

канд. филол. наук, доцент, зав. кафедрой теории и практики французского языка Нижегородский государственный лингвистический университет

им. Н.А. Добролюбова, г. Нижний Новгород E-mail: [email protected]

Рябкова Алёна Сергеевна

студентка гр. 402(a) факультетаромано-германских языков Нижегородский государственный лингвистический университет

им. Н.А. Добролюбова, г. Нижний Новгород E-mail: [email protected]

METAPHORICAL REPRESENTATION OF THE CONCEPT «TERRORISM» IN MEDIA DISCOURSE

Ekaterina Vaseneva, Ph.D.

Associate Professor, Head of the French Language Theory and Practice Department Nizhny Novgorod State Linguistics University, Nizhny Novgorod

E-mail: [email protected]

Alena Ryabkova

Student of the Roman-Germanic Languages Faculty, group 402(a) Nizhny Novgorod State Linguistics University, Nizhny Novgorod

E-mail: elenaryabkova95@rambler. ru

Аннотация: рассматриваются особенности функционирования метафоры в дискурсе печатных СМИ. Метафора как когнитивный механизм способствует улучшению восприятия информации, поскольку позволяет упрощать, конкретизировать и наглядно представлять описываемые факты и события. Кроме того, метафора часто используется в СМИ как средство воздействия, поскольку обладает эмоциональным и оценочным потенциалом. В представленной статье выявляются и анализируются метафорические модели, объективирующие концепт «терроризм».

Ключевые слова: метафора; концепт; фрейм; терроризм; СМИ; когнитивный подход.

Abstract: the paper anlyses features of metaphor functioning in a printed media discourse. The metaphor as a cognitive mechanism fascilitates perception of information due to the fact that it allows to simplify, specify and vividly represent facts and events described in a certain text. Moreover, the metaphor is often used in media since it has emotional and estimated potential. The paper defines and analyses metaphorical models that represent the concept «terrorism».

Key words: metaphor; concept; frame; terrorism; mass media; cognitive approach.

Говоря о значимости языковых средств реализации концепта «терроризм» в дискурсе СМИ, стоит отметить роль метафоры в формировании представлений о терроризме у рецепиента. Эта значимая категория когнитивной лингвистики, согласно книге американского ученого-лингвиста Джорджа Лакоффа «Метафоры, которыми мы живем», пронизывает всю нашу повседневную жизнь и проявляется не только в языке, но и в мышлении и действиях. Своим утверждением, что наша обыденная понятийная система, в рамках которой мы мыслим и действуем, метафорична по самой своей сути, ученый подчеркивает когнитивную роль метафоры. Помимо имени Дж. Лакоффа когнитивный подход к изучению метафоры связан также с исследованиями еще одного американского лингвиста, соавтора книги «Метафоры, которыми мы живем» Марка Джонсона. Согласно их теории, сущность метафоры состоит в осмыслении и переживании явлений одного рода в терминах явлений другого рода. При этом под явлением понимается не отдельный конкретный объект, что характеризуется традиционным подходом к метафоре, а целостная картина реального мира, которая в свою очередь служит для репрезентации и осмысления объемного и многоаспектного абстрактного явления [3].

Изучение корреляций между метафорами и их интерпретациями в рамках данного исследования дает важную дополнительную информацию

об их функциональной значимости в дискурсе, представляет собой способ изучения ментальных процессов и постижения специфики формирования представлений о терроризме в рамках национального сознания [1, 2].

В ходе исследования анализ материала выявил, что наиболее частоупотребительными и структурированными являются метафорические модели, где в качестве источника используются такие сферы, как социум, природа, человек. Соотношение выявленных моделей можно представить в виде следующего рисунка:

Социальная Природная метафора 34%

метафора Антропоморфная метафора 19%

43% Другие 4%

Рис. Соотнесение метафорических моделей (%)

Являясь одним из сложных социально-политических феноменов, терроризм может быть сопоставлен с более понятными феноменами в этой сфере жизни человека. Тем самым обусловлено функционирование в медийном дискурсе метафорических моделей с исходной понятийной областью «Социум».

Среди социальных метафор наиболее употребительны следующие модели: «терроризм - это театр» (30 %), «терроризм - это бизнес» ( 19 %), «терроризм - это зло» (19 %).

Театральной метафоре свойственно описывать акт терроризма как представлнение, которое, как и подобает спектаклю, состоит из актов, сцен, имеет режиссера и сценариста, а также актеров и зрителей в лице целого мира. Отсюда употребление театральных терминов, таких как spectacle (спектакль, зрелище), scénario (сценарий), scène (сцена), protagoniste (главное действующее лицо).

«- Ce serait un scénario cauchemardesque pour les pays voisins. / Это было кошмарным сценарием для соседних стран» [10].

Изобилие театральной метафоры при реперезентации концепта «терроризм» в СМИ объясняется ее способностью эксплицировать различные признаки концепта именуемые как публичность, устрашение, организованность. Более того, театральная метафора позволяет, в некотором смысле, дедраматизировать происходящее, так как театральное действие понимается как нереальное.

Среди социальных метафор значительное место занимает экономическая метафора. Метафорическая модель «терроризм - это бизнес» описывает данное явление как деятельность международной корпорации, работающей по франчайзингу, продавая в пользование права

на свой патент или фирменную марку. Международной корпорацией предстает Аль-Кайда, ее филиалами - другие террористические формирования. Суть любого коммерческого предприятия заключается в предоставлении услуг или продаже какого-либо продукта. Наибольшую выгоду приносит продажа недорогого и надежного товара. В рамках модели «терроризм - это бизнес» в качестве товара выступает террорист-новобранец как продукт идеологической обработки, или террорист-смертник как дешевое и удобное в применении взрывное устройство.

«- Quel est, dans Vislam, le courant qui fabrique aujourd'hui le plus de terroristes? / Какое течение Ислама производит наибольшее количество террористов?» [7].

Концепту «терроризм», как и любому концепту, присущи эмоции и переживания. Будучи ментальным образом явления, внушающего страх, концепт «терроризм» реализуется в дискурсе СМИ посредством метафор, имплицирующих любого рода негативные эмоции. Культовая метафора, объективирующая концепт «терроризм», представлена моделью «терроризм - это зло». В рамках данной модели терроризм описывается лексическими единицами, обозначающими существ со сверхспособностями, борьба с которыми не под силу простым смертным, например, spectre (призрак), sorciere (ведьма), passe-muraille (проходящий сквозь стены).

«- En tant qu'habitant de cette ville, je redoute de nouveaux attentats, et en tant que musulmanje crains une chasse aux sorcieres / Как житель этого города я опасаюсь новых терактов, как мусульманин я боюсь, что начнется охота на ведьм» [7].

В контексте СМИ, описывающих феномен терроризма, достаточно широко представлена метафора со сферой-источником Природа. Среди природных метафор целесобразно выделить следующие модели: «терроризм - это мир животных» (53 %), «терроризм - это природное явление» (32 %), «терроризм - это мир растений» (15 %).

Для зооморфной метафоры значимы концептуальные векторы жестокости и агрессивности. Метафорическая модель «терроризм - мир животных» представляет террористический акт как действия хищника, нападающего, как правило, на более слабого представителя животного мира, каковым выступает мирное население. Данная модель имплицирует чувство опасности и тревоги:

«- Différentes compagnies jordaniennes et koweitiennes ont reconnu de leur côté avoir déboursé plusieurs centaines de milliers de dollars pour sortir leurs employés des griffes des ravisseurs / Различные иорданские и кувейтские компании также признали, что им пришлось выложить сотни тысяч долларов, чтобы высвободить своих служащих из когтей похитителей» [8].

Чаще всего метафорическая модель «терроризм - мир животных» уравновешивается моделью «борьба с терроризмом - это охота». данная модель обладает способностью четко имплицировать идею превосходства антитеррористических государственных структур над силами террористов:

«- Il ne faut pas chasser les terroristes d'un pays à l'autre, mais les détruire sur place / Не надо охотиться на террористов из одной страны в другую, нужно уничтожить их на месте» [6].

Метафорическая модель «терроризм - это природное явление» описывает терроризм в терминах разного рода природных катастроф и других природных явлений, наносящих ущерб жизни и деятельности человека, например, orage (гроза), tsunami (цунами), séisme (землетрясение) и др. Данная модель актуализирует такие концептуальные признаки, как непредсказуемость, неуправляемость и масштабность.

«- L'orage terroriste tourne autour de la France / Над Францией собирается террористическая гроза» [11].

Анализ выявленных антропоморфных метафор позволяет выделить три модели: «терроризм - это живой организм» (15 %), «терроризм - это болезнь» (77 %), «терроризм - это доктор» (8 %).

Так, среди антропоморфных метафор, объективирующих концепт «терроризм» в дискурсе сми, преобладает морбиальная метафора, т.е. метафора болезни. метафорическая модель «терроризм - это болезнь» представлена несколькими вариациями: «терроризм - это онкологическое заболевание», «терроризм - это заразная болезнь» и «терроризм - это психическое заболевание».

в рамках модели «терроризм - это онкологическое заболевание» терроризм концептуализируется как раковая опухоль, поражающая различные органы тела. В качестве пораженных органов выступают регионы, на территории которых отмечается рост терроризма. В тех случаях, когда рост терроризма не удается контролировать, возникает образ рака, дающего метастазы.

«- Commeun cancer métastatique, les groupes terroristes ont cette faculté de ses cinder rapidement en sous-groupes... / Как метастатический рак, террористические группы имеют возможность быстро разделить на группы...» [9].

В рамках модели «терроризм - это заразная болезнь» исламизм представлен как зараза, поражающая страны или регионы с ослабленным иммунитетом, то есть страны с низким уровнем развития или уже ослабленные внутренними конфликтами.

«- La contagion islamiste. Il ne s'agit pas des musulmans mais il s'agit d'une posture bien précise celle de l'islam politique qui commence avec les frères musulmans, qui est portée par l'Arabie saoudite mais pas seulement... / Исламистская зараза. Это не о мусульманах, но об определенной позиции

политического ислама, который начинается с мусульманского братства, которое поддерживается неи только Саудовской Аравией...» [5].

В рамках выявленных метафорических моделей актуализируются различные понятийные, образные и эмотивные признаки концепта «терроризм»: публичность, организованность, устрашение, масштабность, жестокость, агрессивность, рост, неуправляемость, опасность [4]. следует отметить, что метафорическое представление концепта «терроризм» в дискурсе СМИ не только формирует негативное отношение общества к терроризму как глобальному явлению, но и используется как средство снижения уровня тревожности по поводу данного явления у адресата.

Список литературы

1. Арутюнова Н.Д. Метафора и дискурс // Теория метафоры. - М., 1990. - С. 5-32.

2. Гак В.Г. Метафора: универсальное и специфическое // Метафора в языке и тексте. - М.: Прогресс, 1988. - С. 11-66.

3. Лакофф Дж., Джонсон М. Метафоры, которыми мы живем // Теория метафоры. - М., 1990. - С. 387-416.

4. Феденева Ю.Б. Функции метафоры в политической речи // Художественный текст: структура, семантика, прагматика. -Екатеринбург, 1997. - С. 179-188.

4. Information.TV - [Электронный ресурс]. - URL: information.tv5monde.com (дата обращения: 01.06.2017).

5. Le Figaro - [Электронный ресурс]. - URL: www.lefigaro.fr (дата обращения: 19.10.2016).

6. Le Point - [Электронный ресурс]. - URL: www.lepoint.fr (дата обращения: 17.01.2017).

7. Le Temps - [Электронный ресурс]. - URL: www.letemps.ch (дата обращения: 0117.06.2017).

8. Mondafrique - [Электронный ресурс]. - URL: mondafrique.com (дата обращения: 0117.06.2017).

9. Slateafriqque - [Электронный ресурс]. - URL: slateafrique.com (дата обращения: 0117.06.2017).

10.Today - [Электронный ресурс]. - URL: today.reuters.fr/news (дата обращения: 0117.06.2017).

© Васенёва Е.В., Рябкова А.С., 2017

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.