лиогр. А.Н. Николюкина. - СПб., 2001.
5. Берберова Н. Курсив мой // Д.С. Мережковский: pro et contra / Сост., вступ. ст., коммент., библиогр. А.Н. Николюкина. - СПб., 2001.
6. Ермилова Е.В. Теория и образный мир русского символизма. - М., 1989.
7. Криволапова Е.М. Литературное творчество З.Н. Гиппиус конца XIX - начала XX века (1893-1904 гг.): Религиозно-философские аспекты: Автореф. дис. - СПб., 2003.
8. Лавров А.В. З.Н. Гиппиус и ее поэтический дневник// Гиппиус З.Н. Стихотворения. - СПб., 1999.
9. Лихачев Д. С. Смех как мировоззрение // Лихачев Д.С., Панченко А.М., Понырко Н.В. Смех в Древней Руси. - Л., 1984.
10. Мережковский Д.С. Воскресшие боги. Леонардо да Винчи // Мережковский Д.С. Собр. соч.: В 4 т. - М., 1990. - Т. 1, 2.
11. Поварцов С.Н. Траектория падения: О литературно-эстетических концепциях Мережковского // Вопросы литературы. - 1986. - .№11.
12. Хейзинга Й. Homo ludens. В тени завтрашнего дня. - М., 1992.
С.Ю. Сусык
СТРУКТУРА КОНЦЕПТА «ТЕРРОРИЗМ»
И ЕГО ОБЪЕКТИВАЦИЯ В ДИСКУРСЕ ФРАНЦУЗСКИХ СМИ
Лингвистическая наука последних десятилетий характеризуется интенсивным . развитием когнитивного направления. Когнитивная наука - это наука о знании и познании, о результатах восприятия мира и предметно-познавательной деятельности человека, накопленных в виде осмысленных и приведенных в определенную систему данных, которые некоторым образом репрезентированы в нашем сознании и составляют основу ментальных или когнитивных процессов [1, с. 34-47]. Языковая форма является отражением структур человеческого знания, мышления и познания, т.е. когнитивных структур.
Оперативной единицей нашего сознания признается концепт. Различные дисциплины когнитивного направления (психология, лингвокульту-рология, лингвистика) предлагают свое понимание категории концепт.
Концепт как единица лингвистического плана определяется как структура опыта или памяти и соотносится с ментальной репрезентацией видимого объекта действительности [2, с. 30], реального или идеального мира, хранимого в национальной памяти носителей языка, в виде познанного субстрата [3, с. 29]. Таким образом, концепт представляет собой совокупность определенным образом структурированных признаков объекта действительности, а поскольку концепт находит отражение в языке, то именно язык обеспечивает доступ к концептам и дает возможность их реконструировать.
Разнообразные объекты и явления действительности отражаются в сознании человека по-
средством различных когнитивных структур, а именно разных по содержанию и репрезентации концептов (представление, схема, понятие, прототип, пропозиция, фрейм, сценарий, гештальт) [4, с. 36-38].
В качестве основы для исследования и систематизации концепта «терроризм» мы используем такое ментально-психическое образование как фрейм.
Обращение к понятию фрейма признается одним из эффективных приемов изучения принципов организации представления знаний в языковой системе.
Термин фрейм был введен в науку М. Минским, который определял его как некую систему данных, предназначенную для представления стереотипной ситуации [8]. В современной лингвистике фрейм понимается по-разному, например как
- единица знаний, организованная вокруг некоторого концепта и содержащая данные о существенном, типичном и возможном для этого концепта в рамках определенной культуры [5];
- система знаний, объединяющая многочисленные области, ассоциируемые с данной языковой формой (Тейлор);
- объемный, многокомпонентный концепт, представляющий собой «пакет» информации, некоего знания о стереотипной ситуации [4, с. 37];
- средство организации и инструмент познания, некая внутренняя когнитивная информация [7, с. 119].
Несмотря на различие существующих формулировок, практически все лингвисты признают,
что основной характеристикой фрейма является то, что он включает полный комплекс знаний о ситуации или объекте, существующий в данный исторический момент в данном социуме. Фрейм, с одной стороны, служит базой для формирования контекстных ожиданий в плане дальнейшего хода событий, с другой стороны, задает рамки допустимых интерпретаций.
Структурно фреймы состоят из вершины (или темы, вершинных узлов, ядра, макрофрейма) и слотов (или микрофреймов, подфреймов, терминалов, узлов). При этом вершинные узлы всегда фиксированы и соответствуют понятиям, которые верны и справедливы по отношению к предполагаемой ситуации, а слоты представлены примерами [9, с. 188]. Таким образом, фрейм мыслится как иерархически организованная система знаний об обозначаемом.
Фрейм может рассматриваться как один из видов концепта (А.П. Бабушкин, Н.Н. Болдырев) и как один из способов ментальной репрезентации концепта (М.Р. Проскуряков), как образное измерение концепта (В.И. Карасик).
В нашем исследовании мы понимаем фрейм как некое схематизированное представление концепта, т.е. придерживаемся той точки зрения, что концепт структурируется во фрейм, организуется посредством фрейма, который является носителем типической, когнитивно упорядоченной информации.
Кроме того, фреймы являются наиболее приемлемыми структурами представления знаний при исследовании дискурса как текста в социальном контексте [6, с. 108].
Поскольку понятие является обобщенным представлением о предмете или явлении, изучение концепта целесообразно начинать с обращения к словарю. Так, в толковом словаре французского языка Micro Robert (1987) терроризм определяется следующим образом:
- Emploi systematique de la violence pour atteindre un but politique; actes de violence (attentats, destructions) destines a declencher des changements politiques (систематическое употребление насилия для достижения политических целей; акты насилия (покушения, разрушения), цель которых - вызвать политические изменения).
Энциклопедический словарь Le petit Larousse illustre (1997) дает следующее определение терроризму:
- Ensemble d’actes de violence commispar une organisation pour creer un climat d’insecurite ou renverser le gouvernement (совокупность актов насилия, совершаемых той или иной организацией, с целью установления атмосферы страха или для свержения правительства).
В электронном словаре французского языка (www.lexilogos.com) терроризм в современном его виде определяется следующим образом:
- Ansemble des actes de violence qu'une organisation politique execute dans le but de desorganiser la societe existante et de creer un climat d'insecurite tel que la prise du pouvoir soit possible (совокупность актов насилия, осуществляемых какой-либо политической организацией с целью дестабилизации существующего режима и создания ситуации, в которой захват власти стал бы возможен).
Таблица
Субъекты Организации
Исполнители
Деятельность Причины
Цели
Виды терр. деятельности
Теракты Виды
Способы осуществления
Время
Место
Противодействие
Объекты Люди
Блага
Результат Жертвы
Разрушения
Атмосфера
Участь нападавших
На базе словарных статей, дающих определение лексической единицы «terrorisme», содержательный минимум концепта можно представить следующим образом: объединения людей совершают насильственные действия, направленные на людей или материальные блага с целью устрашения для изменения политической ситуации.
На основе словарных дефиниций мы выделили вершинные узлы фрейма «терроризм»: субъекты террористической деятельности, деятельность (акции), объекты, результат. Анализ текстов СМИ, описывающих предметную область «терроризм» позволил выделить так же такие слоты, как причины терроризма, виды терроризма, формы террористических актов, противодействие терроризму. Схематично фрейм «терроризм» можно представить в виде таблицы.
Терроризм как современный социально-политический феномен находит широкое отражение средствах массовой информации.
Информация, передаваемая с помощью СМИ, - это средство интеллектуальной коммуникации, осуществляемой главным образом посредством языка, который выступает в качестве основного инструмента ее актуализации.
Язык СМИ не приравнивается к так называемому газетно-публицистическому стилю, а является симбиозом нескольких функциональных стилей. Однако диалектическое единство двух основных функций, выполняемых СМИ (информационной и воздействующей) позволяет выделить два основных типа газетных статей: информационный и аналитический. К информационному типу относятся краткие новости, заметка, репортаж, а к аналитическому - передовая статья, тематическая или полемическая статья, комментарий, памфлет. Тексты информационного характера отличаются наличием преимущественно фактической информации, в то время как тексты аналитического типа характеризуются авторской модальностью, оце-ночностью, и высокой степенью идеологичности.
Так, концепт «терроризм» по разному реализуется в текстах информационного и аналитического характера.
Вершинные узлы фрейма «терроризм» обычно объективируются как в текстах информационного, так и в текстах аналитического характера. Актуализация же слотов и подслотов зависит от прагматической установки адресанта. Так, в информационном сообщении, как правило, актуализируются слоты:
Исполнители и стоящие за ними организации:
Les membres d’Al-Qaida, les commandos, les tamouls, une organisation clandestine, les immigres, les kamikazes, kes islamistes radicaux и др.
Следует отметить, что в текстах информационного характера зачастую отсутствует обозначение субъекта, поскольку информационное сообщение выходит непосредственно после совершения события, когда личность нападавших еще устанавливается.
Вид теракта, способ его осуществления:
Un attentat suicide, un attentat a voiture piegee, un attentat a la bomde, la prise d’otages, un enlevement, un meurtre, plastiquer une fourgonnette, declancher les explosifs, mettre le feu и т.д.
Люди или блага как объекты:
Un attentat contre un convoi de la marine, contre des hommes politiques et des batiments gouvernementaux, contre un convoi de la force internationale, une fourgonnette de la gendarmerie, le petrolier frangais Limburg.
Жертвы:
Faire 12 morts et 42 blesses, causer la mort de 17 personnes.
Разрушения:
Detruire une cathedrale, endommager une voiture.
Участь нападавших:
Arreter un collaborateur, interpeller les suspects, offrir une recompense de 25.000 dollars pour tout renseignement permettant l'arrestation, placer en garde a vue au commissariat, mettre en prison.
В информационном сообщении концепт «терроризм» основном реализуется посредством нейтральной лексики и прямых номинаций.
В текстах аналитического характера концепт «терроризм» объективируется иначе. Т.к. по своей сути статьи подобного типа представляют из себя анализ явления, в них актуализируются такие слоты, как
- причины террористической деятельности (la pauvrete, la haine et la rencoeur envers l’Erope, l’absence d’education, la jalousie de la liberte et du bien-etre de la civilisation occidentale, de mauvais traitements infliges aux musulmans);
- цели (semer la terreur, appeler au Djihad, l’inspiration politique et religieuse);
- противодействие терроризму (le developpement de la videosurveillance, la conservation des donnees telephoniques et informatiques, alerter l’opinion, la loi antiterroriste),
и часто не получают реализации слоты время и место, количество жертв и участь нападавших. Кроме того в текстах аналитического типа используются разнообразные языковые средства такие, как тропы, оценочные или эмоциональные прилагательные, слова, имеющие яркую коннотацию, переименования и др.
Так, субъекты часто обозначаются посредством образных средств и перифрастических выражений:
Les forcenes, les egorgeurs islamistes, le reseau islamique - une pieuvre gigantesque, l’ennemi ayant des ramifications, increvable et mythyque Al-Qaida, les fanatiques de l’Islam, l’infame reseau israelicain, les precheurs de haine.
Вершинный узел деятельность часто заполняется образными и оценочными выражениями типа un attentat hideux, une attaque barbare, la barbarie djihadiste, le fleau, quatrieme guerre mondiale, une terrible explosion, une action atroce, un bain de sang.
В слот жертвы часто входят обобщающие существительные и метонимические выражения, гиперболизирующие масштаб террористической деятельности и ее последствий:
Battre l’Europe en plein Coeur, egorger les Eropeens, l’Amerique en pleurs.
Существенную роль в реализации концепта «терроризм» в дискурсе СМИ играет метафора. В современной науке метафоре отводится не только орнаментальная роль. Метафора является одной из категорий когнитивной лингвистики. Когнитивный подход к метафоре связан прежде всего с именами Дж. Лакоффа и М. Джонсона. Согласно их теории, сущность метафоры состоит в понимании и ощущении одного явления в терминах другого. При этом под явлением понимается не изолированный объект, как в случаях традиционного подхода к метафоре, а целостная картина видимого реального мира, который используется для репрезентации и осмысления объемного и многоаспектного абстрактного явления [10, с. 338].
Опираясь на концепцию Дж. Лакоффа и М. Джонсона, отечественные ученые А.Н. Баранов, Ю.Н. Караулов, Д.О. Добровольский и
А.П. Чудинов развивают теорию концептуальной метафоры и разрабатывают методику построения метафорических моделей на примере политического дискурса.
Так, А.П. Чудинов выделяет следующие признаки метафорической модели:
1) исходная понятийная область (сфера-источник) - семантическая сфера, к которой относятся охватываемые моделью слова в первичном значении;
2) новая понятийная область (сфера-мишень) - семантическая сфера, к которой относятся охватываемые моделью слова в переносном значении;
3) типовые для данной модели фреймы, которые отражают наиболее характерные для исходной понятийной сферы последовательности ситуаций;
4) относящиеся к данной модели фреймы, каждый из которых понимается как фрагмент наивной языковой картины мира и которые структурируют соответствующую понятийную область (концептуальную сферу);
5) составляющие каждый фрейм типовые слоты, т.е. элементы ситуации, включающие какой-либо аспект его конкретизации;
6) компонент, связывающий первичные и вторичные значения, охватываемые данной моделью, то, что дает основания для метафорического использования соответствующих концептов.
Каждое конкретное метафорическое словоупотребление отражает индивидуальные представления отдельного говорящего, но в результате анализа множества таких словоупотреблений появляется возможность выделить метафорические модели - своего рода типовые схемы, отражающие специфику национальной ментальности на данном этапе развития общества и социальные представления о концептуальной организации сферы-источника и сферы-мишени метафорической экспансии [11, с. 45-46, 54-55].
Анализ статей, освещающих предметную область терроризм, показывает, что наиболее частотными в дискурсе французских СМИ являются такие метафорические модели, как «терроризм -это болезнь», «терроризм - это индустрия», «терроризм - это хищное животное».
В рамках метафорической модели «терроризм - это индустрия» терроризм понимается как производство некоторого товара, реализация которого приносит прибыль. Различные формы террористических актов являются товаром, объекты террористической деятельности выступают к качестве невольных потребителей товара.
Le terrorisme d’aujourd’hui est une industrie florissante.
. ..l’attentat qui portait le label Al-Qaida.
Le prix que la Grande Bretagne a paye...
Метафорическая модель «терроризм - это болезнь» описывает терроризм в терминах медицины. Террористическая деятельность (ТД) рассматривается как опасное и внушающее страх заболевание (психическое, онкологическое и др.), субъекты ТД страдают от заболевания, объектам ТД это заболевание грозит, поэтому возникает необходимость найти лекарство против этой болезни.
Le terrorisme: quels remedes?
...pour arreter le grossisement demesure du phenomene Al-Qaida.
L’activite des forcenes qui... provoque le psychose anti-arabe.
Терроризм сегодня воспринимается как варварское, античеловеческое явление. Поэтому в дискурсе СМИ терроризм часто представлен как живое, но нечеловеческое существо. Отсюда такие обращение к таким сферам-источникам, как хищный животный мир, растительный мир, мифология.
Метафорическая модель «терроризм - это хищное животное» представляет субъектов терроризма в качестве хищников, жертвами которого являются субъекты ТД. Хищник внушает жертве страх. Противостояние терроризму осмысливается как охота на хищника:
...les etrangers, proie privilegieе des terroristes.
... sortir des employes des griffes des ravisseurs. La chasse aux terroristes n’a pas donne de resultats attendus.
Le reseau terroriste, la pieuvre gigantesque... Метафорическая модель «терроризм - это растительный мир» представляет терроризм как сорное растение. Государства-объекты ТД выступают в качестве садовников. Чтобы избежать гибели сада хороший садовник вырывает сорняки с корнем.
Il faut agir sur les racines du terrorisme.
.. .deraciner l’islamisme de son sol.
В дискурсе СМИ терроризм часто бывает представлен фантастическими и мифическими образами такими, как un spectre obsedant, la boite de Pandore, un monstre, l’hydre.
Нередко используется метафорическая модель «терроризм - это театр», отсюда использование лексического поля театр:
les principaux acteurs de l’attentat, le metteur en scene du spectacle monstrueux.
Анализ статей, описывающих предметную область терроризм , показал, что концепт «терроризм» получает неодинаковую реализацию в текстах разной жанровой направленности, что позволяет говорить о необходимости интегративного подхода к дискурсу СМИ при изучении того или иного концепта.
Библиографический список
1. Кубрякова Е. С. Начальные этапы становления когнитивизма: лингвистика - психология - когнитивная наука // Вопросы языкознания. - 1994. - .№4.
2. Кравченко А.В. Методологические основания когнитивного анализа значения // Когнитивный анализ слова. - Иркутск: Изд-во ИГЭА, 2000. -С. 8-32.
3. БабушкинА.П. Типы концептов в лексикофразеологической семантике языка. - Воронеж: Изд-во Воронеж. гос. ун-та, 1996. - 104 с.
4. БодыревН.Н. Когнитивная семантика: Курс лекций по английской филологии. - Тамбов: Изд-во Тамбов. гос. ун-та, 2000. - 123 с.
5. Дейк Т.А. ван Язык. Познание. Коммуникация: Пер. с англ. / Сост. В.В. Петрова; под ред.
В.И. Герасимова. - М.: Прогресс, 1989. - 312 с.
6. Меграбова Э.Г. Фрагмент семантического пространства дискурса о России: «Государственная власть - Олигархи» // Культурно-языковые контакты: сб. науч. тр. Вып. 7. - Владивосток: Изд-во Дальневост. гос. ун-та, 2002. - С. 107-115.
7. Харитончик З.А. Способы концептуальной организации знаний // Язык и структура представления знаний. - ИНИОН РАН, 1992. - С. 98-123.
8. Минский М. Фреймы для представления знаний. - М.: Энергия, 1979. - 151.
9. КСТК - Кубрякова Е.С., Демьянков В.З., Панкрац Ю.Г., Лузина Л.Г. Краткий словарь когнитивных терминов. - М.: МГУ, 1996. - 245 с.
10. Лакофф Дж., Джонсон М. Метафоры, которыми мы живем // Теория метафоры. - М., 1990.
11. Чудинов А.П. Россия в метафорическом зеркале: когнитивное исследование политической метафоры (1991-2000). - Екатеринбург: УГПУ, 2001. - 238 с.
1 2. Иллюстративный материал
www.armee.com,www.lemonde.fr, www.terrorisme.com.