Научная статья на тему 'Метафорическое переосмысление как средство создания образа политика во французском предвыборном дискурсе'

Метафорическое переосмысление как средство создания образа политика во французском предвыборном дискурсе Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
251
62
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОЛИТИЧЕСКАЯ КОММУНИКАЦИЯ / ПОЛИТИЧЕСКИЙ ДИСКУРС ФРАНЦУЗСКОГО ОБЩЕСТВА / ЖУРНАЛИСТ / МЕТАФОРИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ / ПРЕДВЫБОРНАЯ КАМПАНИЯ ФРАНЦИИ 2012 ГОДА / МАНИПУЛИРОВАНИЕ СОЗНАНИЕМ / POLITICAL COMMUNICATION / POLITICAL DISCOURSE OF FRENCH SOCIETY / JOURNALIST / METAPHORIC MODEL / ELECTIONEERING IN FRANCE IN 2012 / MANIPULATION OF CONSCIOUSNESS

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Шкильнюк Ирина Алексеевна

Политическая метафора является одним из лучших риторических инструментов манипулирования общественным сознанием, используемая журналистами, особенно во время политической кампании. Французские средства массовой информации сыграли значительную роль в создании образов кандидатов на пост президента 2012 года.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Political metaphor is one of the best rhetorical instruments for manipulating people’s consciousness by journalists, especially during the election campaign. French mass-media played a great role in creating the image of the candidates for presidency in France in 2012.

Текст научной работы на тему «Метафорическое переосмысление как средство создания образа политика во французском предвыборном дискурсе»

Шкильнюк Ирина Алексеевна

Магистрант второго года обучения, направление подготовки: 050100.68 Педагогическое образование ФГБОУ ВПО «ИГЛУ», Иркутск, Россия

УДК 81 ББК 81

МЕТАФОРИЧЕСКОЕ ПЕРЕОСМЫСЛЕНИЕ КАК СРЕДСТВО СОЗДАНИЯ ОБРАЗА ПОЛИТИКА ВО ФРАНЦУЗСКОМ ПРЕДВЫБОРНОМ ДИСКУРСЕ

Политическая метафора является одним из лучших риторических инструментов манипулирования общественным сознанием, используемая журналистами, особенно во время политической кампании. Французские средства массовой информации сыграли значительную роль в создании образов кандидатов на пост президента 2012 года.

Ключевые слова: политическая коммуникация; политический дискурс французского общества; журналист; метафорическая модель; предвыборная кампания Франции 2012 года; манипулирование сознанием.

METAPHORICAL REASSESSMENT AS A MEANS OF CREATING THE IMAGE OF A POLITICIAN IN FRENCH ELECTION DISCOURSE

Political metaphor is one of the best rhetorical instruments for manipulating people's consciousness by journalists, especially during the election campaign. French mass-media played a great role in creating the image of the candidates for presidency in France in 2012.

Key words: political communication; political discourse of French society; journalist; metaphoric model; electioneering in France in 2012; manipulation of consciousness.

Исследование общественно-политической лексики на сегодняшний день актуально по нескольким причинам. Политическая коммуникация принимает разные формы в связи с развитием общества и использованием новых информационно-коммуникационных средств. Значимость политической коммуникации и коммуникативной деятельности проявляется и в том, что у общества возрастает внимание к изучению общественно-политической лексики.

Окружающий мир рассматривается через призму системы идей, ценностей, образов, понятий и мифов, изученных личностью в процессе социализации. В политическом дискурсе это позволяет манипулировать массовым сознанием посредством создания и распространения идей и мифов, опираясь на систему ценностей, принятых в данном обществе.

По словам Е.И. Шейгал, политический дискурс это «все разновидности речи, в которой тема, получатель или содержание относятся к сфере политики» [Шейгал, 2004, с. 115].

Политика есть процесс производства значимых решений для общества и их реализация в жизнь. Данный процесс является динамическим, он может вызы-

вать дискуссии, устанавливать различные формы сотрудничества, и как результат - политические изменения. Следовательно, политические признаки являются совместной формой отношений и конфликтом как результатом столкновения интересов различных сторон, участвующих в процессе создания и достижения решений.

Политический дискурс французского общества в период последних десяти лет характеризуется обновлением содержания и формы коммуникативной деятельности, тенденцией создания индивидуального стиля, экспрессивностью и блеском, предоставлением независимости, которая может быть воспринята как вседозволенность, и политическим хамством.

Основной функцией политического дискурса является изменение восприятия адресата о политической реальности, то есть переосмысления политического мира в сознании читателей и слушателей.

Одним из наиболее важных средств этого переосмысления является метафорическая модель, которая помогает нам интерпретировать сложную проблему как достаточно простую и хорошо известную.

В современном мире, где международные отношения часто зависят от личностных характеристик лидеров, роль журналистики является значительной. Журналист, который заметил какое-либо личное качество политика, может оставить его незамеченным или развить в статье таким образом, что этот политик станет известен всем, даже людям, которые не проявляют интерес к политическим вопросам.

Известный лингвист Дж. Лакофф подчеркивает, что современная когнитивная наука раскрывает понятие метафоры как основную ментальную операцию, как принцип сознания, структуризации, оценки и объяснения мира. Концептуальная метафора представляет национальное, социальное и личностное сознание; она создает отношение человека к окружающей действительности. Можно утверждать, что человек не только выражает свои мысли с помощью метафоры, но и мыслит метафорически; с помощью метафор он создает мир, в котором живет [Лакофф, 2004].

И.В. Иванова в своей работе «Концептуальная метафора как средство формирования образа политического деятеля в англоязычной прессе» уточняет, что создание мнения о том или ином объекте/личности предполагает создание отношения к тому или иному объекту/личности. В предвыборной кампании, проводимой во Франции в 2012 году, которую мы наблюдали, вступили в дело два ключевых элемента: сущность и форма. Очевидно, что сущность - это идеи и программы. Формой же явилась видимость, которую участники создавали или хотели создать.

Практически весь мир с интересом наблюдал за борьбой двух мэтров французской политической жизни, которые сражались за пост президента: Николя Саркози, действующий на тот момент президент, и Франсуа Олланд, представитель социалистической партии. Поражение потерпел Саркози, период правления которого был постоянной темой для критики.

Анализ статей, посвященных президентским выборам во Франции 2012 года, показывает нам, что можно разделить метафоры, с помощью которых были охарактеризованы кандидаты, на две группы: позитивные и негативные.

Что касается метафор с позитивным и нейтральным оттенком - их не так много: Les deux favoris de la presse (Le Monde); Les maîtres du jeu (Le Figaro); Le noyau dur (Le Figaro); Un grand artisan d'un succès diplomatique (Le Monde); Le capitaine qui tient la barre pendant la tempête (Le Monde); La «marraine» commune (Le Parisien) - Bernadette Chirac pour Sarkozy et Hollande; Le Tarzan de la négociation (Le Figaro); Bon pédagogue sur la crise (Le Figaro). Данные примеры показывают нам, что французская пресса недостаточно лояльна к кандидатам. Большинство метафор содержит небольшую долю иронии: получить имя Тарзана или крестной не является достойным для главы государства. Сравнение с капитаном лодки, который делает все возможное для спасения ее во время шторма, героем в сознании общества, очень приятно для каждого политика. В этом случае повезло Николя Саркози. Тем не менее, эти метафоры с положительной оценкой почти уникальны во французской прессе, посвященной избранию кандидатов на пост президента в 2012 году.

Количество метафорических выражений с негативной и саркастичной окраской намного значительнее по сравнению с предыдущей группой: La cible du rival (Le Monde); Un lièvre à la chasse (Le Monde); Les deux jeunes loups (Le Parisien); Un boulet (Le Parisien); Guy Bedos (Le Parisien) - un humoriste, artiste de music-hall, acteur et scénariste français; Hibernatus de la politique (Le Parisien) -«Hibernatu» est un film franco-italien, dont le héros principal est un homme congelé dans les glaces du Pôle Nord qui était retrouvé miraculeusement vivant au bout de 65 ans par une expédition polaire franco-danoise; Un apparatchik (Le Parisien) - un mot d'origine russe qui signifie le militant responsable d'un parti politique; Monsieur Taxes (Le Parisien); «Le président des riches» (Le Parisien); Le combattant (Le Parisien); Une machine à dire oui à tout le monde (Le Figaro); Un accro aux craques (Libération); Un teigneux (Le Monde); Le chapeau (Le Figaro); Satana (Le Figaro). Эти метафоры - не единственные примеры проявления агрессивности прессы. Можно пронаблюдать недоброжелательное отношение журналистов в следующих фразах: M. Hollande est bienveillant, Sakcozy est dans l'agressivité (Le Monde); Sarkozy est un homme politique périssable (www.pscauxcailly.fr); N. Sarkozy nous présente un visage crispé au teint gris, une sourire grimaçant sous un regard fuyant (www.pscauxcailly.fr); Candidat crispé (www.pscauxcailly.fr); N'a pas de carrure pour être président (Le Monde); Le vainqeur (Le Monde).

Очевидно, что Николя Саркози - тот кандидат, которого журналисты выбрали мишенью для насмешек. Даже его имя стало очень популярным среди писателей для изобретения производных: les sarkozystes, la sarkcozie, le «sarko-bashing»; прилагательных: sarkozyste, sarkozien. Это звучит как презрительное издевательство. После прочтения статьи, содержащей такие отрицательные оценки, французские читатели подсознательно делают субъективные выводы о том или ином кандидате на пост президента. Таким образом, журналисты навя-

зывают свое мнение избирателям, благодаря стилистическим приемам с положительной или отрицательной коннотацией.

Также не стоит оставлять без внимания метафоры, использованные для характеристики избирателей: les camarades socialistes; les girouettes; les tartuffes de Saint-Germain-des-Près - «Le Tartuffe ou l'Imposteur» est une comédie de Molière en cinq actes dont le personnage principal Tartuffe est faux dévot, hypocrite et pique-assiette; les chevau-légers - des soldats appartenant, comme leur nom l'indique, à la cavalerie légère.

Любое высказывание призвано влиять на реципиента. Данная цель не всегда преднамеренна высказывающимся, но не в случае создания публицистического текста. Пресса по-прежнему является инструментом влияния на читателей, а значит - на общественное мнение и политическую ситуацию. Политическая метафора и технологии влияния посредством речевых приемов, в общем, являются наиболее применимыми и эффективными в языке прессы. Пресса сегодняшнего дня является основным и наиболее эффективным политическим и маркетинговым манипулятором.

Библиографический список

1.Лакофф, Дж. Метафоры, которыми мы живем [Текст] / Дж. Лакофф, М. Джонсон; пер. с англ.; под ред. и с предисл. А.Н. Баранова. - М. : Едито-риал УРСС, 2004. - 256 с.

2.Лиллекер, Дж. Политическая коммуникация. Ключевые концепты [Текст] / Д. Лиллекер; пер. с англ.; под ред. и с предисл. С.И. Остнек. - Харьков : Гуманитарный центр, 2010 - 297 с.

3.Иванова, И. В. Концептуальная метафора как средство формирования образа политического деятеля в англоязычной прессе [Текст] : автореф. дис. ... канд. филол. наук : 10.02.04 / И. В. Иванова. - М., 2004. - 24 с.

4.Шейгал, Е. И. Семиотика политического дискурса [Текст] / Е. И. Шейгал. -М. : Гнозис, 2004. - 326 с.

5.Abbou, M. La communication politique entre média et débats publics [Electronic resource] / M. Abbou // Texto! [en ligne]. - 2001. -http://www.arabparliaments.org/publications/legislature/algeriaconf/mabbou-f.pdf .

6.Bonnafous, S. L'image candidate à l'élection présidentielle. Analyse de discours dans les médias [Text] / S. Bonnafous. - Paris : L'Harmattan, 1999. - 205 p.

7.Delhomme, I. Questions politiques [Electronic resource] / I. Delhomme // Texto ! [en ligne]. - 2007. - http://questionspolitiques.blogspot.com. (дата обращения: 11.11.2013).

8.Halimi, L. Représentations médiatiques de l'homme politique (XVIIe - XXIe siècles) [Electronic resource] / L. Halimi // Texto ! [en ligne]. - 2009. -http://www.histoire-politique.fr/index.php?numero=1&rub=comptes-rendus&item=175. (дата обращения: 11.11.2013).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.