Научная статья на тему 'Метафорическое моделирование исходного пространства «Женщина» и отражение этого пространства в американских СМИ'

Метафорическое моделирование исходного пространства «Женщина» и отражение этого пространства в американских СМИ Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
641
95
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГЕШТАЛЬТ / ЖЕНЩИНА / МЕТАФОРА / МЕТАФОРИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ / СКРИПТ / СЛОТ / СЦЕНАРИЙ / ФРЕЙМ / GESTALT / WOMAN / METAPHOR / METAPHORICAL MODEL / SLOT / SCRIPT / FRAME

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Мизюрина Татьяна Витальевна

Исследуется метафорическая модель и ее структура. Также рассмотрена минимальная схема для описания метафорической модели, охарактеризованы ее признаки. Статья актуальна в связи с тем, что сопоставительное изучение закономерностей метафорического моделирования действительности позволяет выявить универсальное и национально специфичное в ментальном мире человека.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Metaphorical Modelling of the Source Filed «Woman» and Its Reflection in American Mass Media

The present article is devoted to studying the metaphorical model, its structure. We also review the minimum scheme of description of the metaphorical model and characterize its characteristics. The article is topical as the comparative study of the reality metaphorical modelling trends allows picking out the universal and the national speciefic components in the mental world of a person.

Текст научной работы на тему «Метафорическое моделирование исходного пространства «Женщина» и отражение этого пространства в американских СМИ»

Вестник Челябинского государственного университета. 2013. № 22 (313).

Филология. Искусствоведение. Вып. 81. С. 27-30.

МЕТАФОРИЧЕСКОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ ИСХОДНОГО ПРОСТРАНСТВА «ЖЕНЩИНА» И ОТРАЖЕНИЕ ЭТОГО ПРОСТРАНСТВА В АМЕРИКАНСКИХ СМИ

Исследуется метафорическая модель и ее структура. Также рассмотрена минимальная схема для описания метафорической модели, охарактеризованы ее признаки. Статья актуальна в связи с тем, что сопоставительное изучение закономерностей метафорического моделирования действительности позволяет выявить универсальное и национально специфичное в ментальном мире человека.

Ключевые слова: гештальт, женщина, метафора, метафорическая модель, скрипт, слот, сценарий, фрейм.

В американской культуре понятие «woman» занимает одно из ведущих мест по частоте употребления. Когнитивный анализ его содержания представляет собой способ раскрытия глубинных смыслов, связанных с особенностями восприятия женщины в американской традиции.

Очевидно, все человечество делится на мужчин и женщин. В. А. Маслова утверждает, что оппозиция «мужской - женский» является фундаментальной для человеческой культуры. Этому есть многочисленные доказательства. Одно из них коренится в древних представлениях о мире: слово, дух - отец всего сущего, а материя - мать. Результат их слияния - Вселенная и все, что в ней есть [1. С. 121].

В американских СМИ исходное пространство «женщина» занимает одно из ключевых мест. Под данным понятием мы понимаем то, что женщина - лицо, противоположное мужчине по полу, взрослое, в отличие от девушки и девочки, вступившее в брачные отношения и имеющее определенный жизненный опыт.

Стоит отметить, что концептуальные метафоры обладают не только значительным когнитивным потенциалом, но и охватывают все сферы человеческой жизни. Современные исследования по концептуальной метафоре свидетельствуют об интересе к теории Дж. Лакоф-фа и М. Джонсона. В последнее время даже существует своеобразная тенденция называть научные работы согласно образцу классической монографии Дж. Лакоффа и М. Джонсона: «Metaphors we can leam by», «Metaphor and nation: metaphors Afrikaners live by», «Metaphors Economists Live by» и др [2. С. 44].

Одним из наиболее многообещающих и перспективных исследований в области метафоры на сегодняшний день, по нашему мнению, является разработка представителей российской

школы когнитивной лингвистики. Российский ученый А. П. Чудинов, основываясь на теории концептуального анализа Дж. Лакоффа и М. Джонсона, применяет теорию метафорического моделирования в своих работах к политическому дискурсу и определяет метафору как «основную ментальную операцию, способ познания и категоризации мира» [4. С. 53].

А. П. Чудинов отмечает, что человек в своем повседневном общении, сталкиваясь с чем-то новым и непознанным, часто использует для осмысления элементы более знакомой и понятной сферы, иными словами более простые и конкретные образы из тех сфер, которые ему хорошо знакомы. «Метафора - это не средство украшения уже готовой мысли, а способ мышления, повседневная реальность языка» [4. С. 53].

Стоит отметить, что метафора может выступать не только как отдельно взятое слово, но и как процесс «метафорического развития словесной семантики в языке или в конкретной коммуникативной ситуации» [4. С. 53]. А. П. Чудинов указывает, что при анализе концептуальной метафоры учитываются не только собственно метафоры, но и сравнительные обороты, перифразы, метонимия и другие средства выразительности, а также фразеологизмы, составные наименования и слова, относящиеся к различным частям речи, лексико-грамматическим разрядам и семантическим объединениям [6. С. 39].

Перед тем как подойти к вопросу более детального описания метафорических моделей, мы считаем необходимым определиться с понятием «метафорическая модель» и ее составляющими.

А. П. Чудинов определяет метафорическую модель как «существующую и / или склады-

вающуюся в сознании носителей языка схему связи между понятийными сферами, которую можно представить определенной формулой: «Х - это Y». Отношение между компонентами формулы понимается не как прямое отождествление, а как подобие: «Х подобен Y» [5. С. 131]. А. П. Чудинов утверждает, что в соответствии с этой формулой «система фреймов одной ментальной сферы (сферы-источника) служит основой для моделирования ментальной системы другой сферы (сферы-магнита). При таком моделировании в сфере-магните обычно сохраняется не только структура исходной области, но и эмотивный потенциал, характерный для концептов сферы-источника, что создает широкие возможности воздействия на эмоционально-волевую сферу адресата в процессе коммуникативной деятельности» [4. С. 70].

В настоящее время существует множество научных школ, и, как следствие, разнообразие методов и принципов исследования метафорического моделирования. Таким образом, метафора может рассматриваться в различных аспектах, с использованием определенных методик и алгоритмов описания.

Понятие метафорической модели и ее структура включают целый комплекс компонентов, без которого полноценный анализ невозможен. Но стоит отметить, что в соответствии с существующей традицией существует минимальная схема для описания метафорической модели. Следовательно, в соответствии с ней, по мнению А. П. Чудинова, можно охарактеризовать ее следующие признаки:

- исходную понятийную область (ментальную сферу-источник, сферу-донор, откуда-сферу, сигнификативную зону, источник метафорической экспансии, область источника), то есть понятийную область, к которой относятся неметафорические смыслы охватываемых моделью единиц;

- новую понятийную область (ментальную сферу-магнит, сферу-мишень, куда-сферу, денотативную зону, реципиентную сферу, направление метафорической экспансии, область цели), то есть понятийную область, к которой относятся метафорические смыслы соответствующих модели единиц;

- относящиеся к данной модели фреймы, каждый из которых понимается как фрагмент наивной языковой картины мира и которые структурируют исходную концептуальную сферу, а в метафорических смыслах служат

для нетрадиционной ментальной категоризации сферы-магнита;

- составляющие каждый фрейм типовые слоты, то есть элементы ситуации, которые включают какую-то часть фрейма, какой-то аспект его конкретизации;

- компонент, который связывает первичные (в сфере-источнике) и метафорические (в сфере-магните) смыслы, охватываемых данной моделью единиц, то есть выяснить, что дает основания для метафорического использования соответствующих слов;

- дискурсивную характеристику модели (типичные для соответствующих метафор концептуальные векторы, ведущие эмотивные характеристики, прагматический потенциал модели, ее взаимосвязи с экстралингвистиче-скими факторами, взглядами и интенциями субъектов коммуникации);

- продуктивность модели, то есть способность к развертыванию на основе актуализации новых фреймов, слотов, концептов (степень продуктивности модели увеличивается по мере использования все новых и новых лексических единиц); частотность модели и при необходимости ее доминантность (если потенциал развертывания и частотность использования метафорической модели на данном этапе развития общества и языка значительно увеличиваются) [6. С. 44-46; 4. С. 70-72].

При когнитивном анализе метафорических моделей А. П. Чудинов отмечает, что «элиминируются все ограничения, определяющие особенности традиционного структурного подхода, в том числе не только требование о принадлежности рассматриваемых элементов к одной лексико-семантической группе или хотя бы к одной части речи, но и ограничения, связанные с уровнями языка: в рамках единой системы рассматриваются собственно лексические единицы, фразеологизмы и их компоненты, а также другие воспроизводимые единицы (пословицы, поговорки, афоризмы, сленговые выражения и т. п.)» [6. С. 41].

В целом, в настоящее время, в когнитивной лингвистике существуют различные типы структур представления знаний: представление, схема, картина, фрейм, сценарий (скрипт), гештальт.

Термин «фрейм» ввел в оборот М. Минский. «Фрейм моделирует знание о типичных ситуациях и позволяет правильно интерпретировать содержание текста» [6. С. 39]. Иными словами, фрейм - это объёмный, много-

компонентный концепт, представляющий собой «пакет» информации, знания о стереотипной ситуации. Примером будет являться - театр (его компонентами будут: билетная касса, актеры, зрительный зал, буфет, раздевалка, спектакль и т.д.) Формально фрейм предстает в виде двухуровневой структуры узлов и отношений: 1) вершинные узлы, которые содержат данные, всегда справедливые для данной ситуации и 2) терминальные узлы, или слоты, которые пополняются данными из конкретной практической ситуации и часто представляются как подфреймы, или вложенные фреймы. Т. е. когда мы активизируем фрейм при помощи данных второго уровня, мы воссоздаем структуру этой ситуации в целом [2. С. 37].

Н. Н. Болдырев трактует сценарий (или скрипт) как «динамически представленный фрейм, как разворачиваемую во времени определённую последовательность этапов и эпизодов (например, отдельные эпизоды внутри фрейма «театр»: посещение театра, покупка билетов и т. д.)» [2. С. 37]. Иными словами, сценарий (скрипт) - представляет собой последовательность нескольких эпизодов во времени; т. е. стереотипные эпизоды с признаком развития и движения. Фактически это и будут фреймы, которые разворачиваются во времени и пространстве как определенная последовательность отдельных эпизодов (этапов, элементов): посещение ресторана, поездка в другую страну, посещение бассейна, столовой, драка, экскурсия. Театр - это фрейм, а посещение театра, выступление на сцене, реконструкция театра - сценарии.

Стоит отметить, что в теории метафорического моделирования можно выделить несколько семантических (понятийных) разрядов или сфер, которые способны служить непосредственно источником или мишенью для метафорической экспансии.

А. П. Чудинов в своей работе отмечает, что «создаваемая человеком картина мира сама по себе антропоцентрична» [4. С. 42]. Через призму человеческого сознания, которое концептуализирует уже существующие реалии, основываясь на собственных представлениях об отношении индивида и мира, отражается окружающий нас мир.

Человек моделирует существующую реальность исключительно по своему подобию, что может позволить метафорически представить сложные понятия как простые и хорошо

известные реалии, что порождает так называемую антропоморфную метафору. К данному разряду метафор относятся такие понятийные сферы-источники, как «Анатомия», «Болезнь», «Секс», «Семья», «Физиология» и т. п. [4. С. 42].

Также человек для осмысления действительности с древних времён опирается на живую и неживую природу, что составляет основу своего существования, возводя её в ранг модели, в соответствии с которой складывались его представления об окружающей социальной и политической реальности. Настоящая модель сформировала природоморфную метафору, которая включает в себя такие понятийные сферы, как «Водные пространства», «Климат и погода», «Почва», «Стихийные бедствия» и др. [2. С. 119].

А. П. Чудинов полагает, что «различные составляющие социальной картины мира постоянно взаимодействуют между собой в человеческом сознании». Именно поэтому многие сферы человеческой жизни постоянно метафорически моделируются в соответствии с видами социальной деятельности человека, образуя таким образом социоморфную метафору. При исследовании этого разряда анализируются концепты, относящиеся к исходным понятийным сферам «Война», «Игра и спорт», «Преступность», «Театр (зрелищные искусства)», «Экономика» [6. С. 52].

Еще одну понятийную сферу составляет артефактная метафора, которая связана с созидательной деятельностью человека. Последний реализует себя в создаваемых им вещах, иными словами, артефактах. В соответствии с артефактами люди могут метафорически моделировать и другие сферы жизнедеятельности, и представлять их компоненты как «Офис (здание)», «Домашний интерьер», «Инструмент», «Механизм» и т.д.

Все вышеперечисленные разряды метафор могут быть схематически представленны как «Человек как центр мироздания», «Человек и природа», «Человек и общество», «Человек и результаты его труда». А. П. Чудинов утверждает, что в процессе когнитивной деятельности в основе каждой понятийной сферы будет лежать концептуализация человеком себя и мира [4. С. 42].

Использование данной методики позволит выявить доминантные метафорические модели в национальном дискурсе США, а также проследить степень воздействия когнитивных и

дискурсивных факторов на функционирование метафорических моделей исходного пространства «женщина» в американских СМИ.

Список литературы

1. Болдырев, Н. Н. Когнитивная семантика. Тамбов, 2000. 223 с.

2. Будаев, Э. В. Метафора в политическом интердискурсе / Э. В. Будаев, А. П. Чудинов. Екатеринбург, 2006. 213 с.

3. Маслова, В. А. Введение в когнитивную лингвистику. М., 2004. 405 с.

4. Чудинов, А. П. Метафорическая мозаика в современной политической коммуникации. Екатеринбург, 2003. 248 с.

5. Чудинов, А. П. Политическая лингвистика : учеб. пособие. М., 2007. 256 с.

6. Чудинов, А. П. Россия в метафорическом зеркале: когнитивное исследование политической метафоры (1991-2000). Екатеринбург, 2001. 238 с.

Вестник Челябинского государственного университета. 2013. № 22 (313).

Филология. Искусствоведение. Вып. 81. С. 30-33.

С. В. Минибаева

ТРАНСФОРМАЦИЯ КАРТИНЫ МИРА СУБЪЕКТА ПОД ВЛИЯНИЕМ СМИ

Ставится проблема влияния средств массовой информации на картину мира в сознании читающего субъекта, в связи с чем возникает необходимость более требовательного отношения к профессиональной этике журналиста. Тема актуальна вследствие непомерного количества печатных текстов в СМИ, не отвечающих требованиям медиабезопасности и медиакультуры.

Ключевые слова: картина мира, трансформация, журналистика, медиабезопасность, медиакультура, профессиональная этика.

Следует признать, что современное состояние СМИ вызывает опасения. Речь идет, прежде всего, о норме допустимости некоторых тем, выносимых средствами массовой информации на всеобщее обсуждение, а также о норме преподнесения содержания. В любом случае общество должно обеспокоиться тем, что именуется профессиональной этикой журналиста. Лишь на первый взгляд понятия «этично» - «неэтично» канули в лету. Этика слова останется всегда, будут ли о ней помнить носители языка или забудут. Газетные и журнальные полосы - это каждодневно выражаемое многомирие, требующее особо тщательного рассмотрения с позиций интерпретатора, субъекта с его индивидуальной картиной мира.

В результате взаимодействия человека с миром складываются его представления о мире, формируется некоторая модель мира, которая в философско-лингвистической литературе именуется картиной мира. Современная наука предлагает целый ряд терминов, отразивших попытку определить видение мира индивидом,

этносом и человечеством в целом. Вот лишь некоторые из них: «картина мира», «образ мира», «универсальная картина мира», «эмоциональная картина мира». Создание их имеет целью терминологически обозначить представление о мире в сознании субъекта или социума, представляющего собой группу индивидов. Поэтому антропоцентричность выступает главным свойством понятий, являющихся сутью указанных терминов. Так, В. А. Маслова определяет картину мира как «определенное видение и конструирование мира в соответствии с логикой миропонимания» [7. С. 48]. На протяжении всей своей жизни человек вольно или невольно формирует картину мира в своем сознании. При этом, как отмечал А. Эйнштейн, он «стремится каким-то адекватным способом создать в себе простую и ясную картину мира для того, чтобы в известной степени попытаться заменить этот мир созданной таким образом картиной. Этим занимается художник, поэт, теоретизирующий философ и естествоиспытатель, каждый по-своему» [7. С. 49]. Журналист

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.