УДК 811.161.1373
МЕТАФОРИЧЕСКИЕ ЗАГЛАВИЯ СОВРЕМЕННЫХ РОССИЙСКИХ ПОЛИТИЧЕСКИХ МЕМУАРОВ: СМЫСЛОВОЙ И ПРАГМАТИЧЕСКИЙ АСПЕКТЫ
Сурина A.B.
В статье рассматриваются особенности заглавий мемуаров российских политиков постсоветской эпохи с тонки зрения их смысловой и прагматической направленности. Автором выделены различные типы заголовков с учетом отражения в них структурных элементов основного текста. В исследовании говорится о преимуществе метафорических названий в реализации авторских интенций.
Заголовок является одним из важнейших текстовых компонентов, значимость которого обусловлена рядом факторов. Во-первых, заглавие занимает начальную позицию в тексте, что во многом определяет успешность первичного восприятия произведения в целом. Во-вторых, роль заголовка традиционно видится учеными в выражении основной идеи, темы произведения. В-третьих, заглавие выполняет информативную, рекламную и иные важные функции. Наряду с номинативным и смысловым ядром, в заглавии отражено, по словам Т.А. Чекеневой, концептуальное ядро, которое «складывается в сознании читателя постепенно, отражая поэтапный путь познания: предвкушение - разгадывание - обогащение своего тезауруса»1. Интерпретация наименования текста предваряет его восприятие в целом, является подготовительным этапом для понимания более сложных моментов произведения: сюжетных линий, деталей, авторского замысла и др.
В большинстве работ, посвященных изучению основных элементов текста с точки их значимости в корпусе произведения, доминирует положение о «сильной позиции» названия. Заглавие представляет собой смысловой код произведения. Метафора, включенная в наименование произведения, кроме реализации выразительного и эмоционального потенциала, создает в рамках заглавия дополнительный смысловой код. Эта усложненная структура требует от читателя, с одной стороны, раскрыть метафорический смысл, заключенный в начальном текстовом знаке, с другой стороны, правильно интерпретировать заглавие в целом, соединив метафорический код с общим авторским замыслом. Таким образом, от читателя требуется двойная дешифровка названия произведения.
Заголовок представляет собой особый тип высказывания, обладающий определенной автономностью, признаками самостоятельного текста, своей внутренней структурой. Вместе с тем он является частью текста и детерминируется текстом или его фрагментами. По словам Э.И. Турчинской, «иногда сам заголовок выступает в роли контекстуального программатора, задает смысл текста,
позволяет понять содержание коммуникативного отрезка»2. В других случаях исследователь говорит о детерминированности заголовка всем текстом, в таком положении он представляет собой ключевое высказывание произведения. Интересной, на наш взгляд, является мысль о том, что «особенно велико участие текста и контекста в раскрытии смысла заголовков, основанных на нестандартных метафорических употреблениях слов и словосочетаний заголовков, имеющих слишком абстрактный характер»3. Действительно, метафорическое заглавие не явно отражает основную мысль текста, а в большинстве случаев лишь указывает направление основного содержания текста.
В заголовках политических мемуаров могут найти отражение разные смысловые элементы текста. В связи с этим можно говорить о нескольких типах метафорических заголовков, различающихся между собой по способу и характеру выражения разных смысловых частей текста. При выделении данных типов мы использовали классификации газетных заголовков Э.А. Лазаревой. Мы посчитали это возможным, поскольку обнаруживаются несомненные параллели между газетными и мемуарными заголовками, так как политические мемуары близки по своему характеру к публицистическим жанрам. Э.А. Лазарева приводит две классификации заглавий. Первая строится с учетом того, один или несколько элементов смысловой схемы текста отражены в заголовке. По данному признаку исследователь выделяет однонаправленные и комплексные заглавия. Однонаправленные заголовки соотносятся только с одним элементом смысловой структуры (схемы) текста -основным или второстепенным. Комплексные заглавия отражают не один, а несколько элементов смысловой структуры текста. В нем могут сочетаться иллюстрация к тезису и итог текста - аналитическая оценка ситуации. Вторая классификация заглавий основана на том, полностью или неполностью отражен в них тот или иной смысловой элемент текста. По признаку полноты выражения смысловых элементов заглавия делятся на полноинформативные (полностью актуализирующие
Зеленые страницы
смысловой компонент текста) и неполноинформативные, пунктирные (частично актуализирующие смысловой компонент текста). Э.А. Лазарева выделяет среди полноинформативных номинативные и предикативные заглавия. Неполноинформативные заглавия не называют темы текста, они только частично отражают его основную мысль4.
Мы постарались классифицировать заглавия политических мемуаров с учетом ведущего критерия - способа связи их с разными элементами основного текста. В связи с этим можно выделить несколько типов.
1. Однонаправленные, неполноинформатив-
ные заголовки указывают на жанр и характер (автобиографический) книги, не отражают конкретную цель автора, а только намечают манеру повествования, например: «Записки президента»
(Б.Н. Ельцин), «Исповедь на заданную тему» (Б.Н. Ельцин)».
2. Комплексные, неполноинформативные
заголовки указывают только на объект повествования, в подобных случаях идея произведения обозначена нечетко, поэтому читатель может лишь предположить, о чем пойдет речь: «Жила-была
коммунистическая партия» (А. Собчак), «За Державу обидно» (А. Лебедь), «Мы дети твои, Москва» (Ю. Лужков).
3. Комплексные; полноинформативные, номинативные заголовки, включающие выразительные языковые средства. Заголовки данного типа являются достаточно распространенными, так как они удобны для передачи авторского замысла. Отметим также, что наряду с информативностью, такие заголовки обладают выразительным потенциалом, который помогает мемуаристу-политику привлечь внимание читателя к своей книге. Например: «Особенности национального политика» (И. Хакамады), «Дюжина ножей в спину» (А. Собчак), «Вариант дракона» (Ю. Скуратова) «Президентский марафон» (Б.Н. Ельцина), «Борис Ельцин: от рассвета до заката» (А. Коржаков).
4. Комплексные; полноинформативные, номинативные заголовки, стилистически нейтральные. В данном случае сохраняются свойства вышеназванного типа, но эти заглавия представляют собой нейтральный вариант изложения основной идеи мемуариста, заключенной в начальном компоненте текста: «Годы в большой политике» Е. Примакова, «Преображение» А. Козырева, «Провинциал» Б. Немцова, «Дни побед и поражений» Е. Г айдара.
Метафорические заголовки политических мемуаров в приведенной выше классификации чаще всего представлены комплексными; полноинформативными (номинативными) и неполноинформативными заголовками. Таким образом, названия мемуаров в большинстве случаев детерминируются несколькими структурными элементами текста, отражая основную идею произведения с разной степенью развернутости.
Заголовок, как уже было отмечено выше, отражает основную мысль, заложенную автором в произведение. Особенно важна данная функция заглавия при создании современных политических мемуаров, где интересующий нас начальный компонент текста должен соответствовать авторской интенции и, как в большинстве политических текстов в целом, обладать ярко выраженным рекламным оттенком. З.Я. Тураева полагает, что успешному восприятию и пониманию произведения способствует лишь полностью семантизированный текстом заголовок5. Политические мемуары рассчитаны чаще всего на массового читателя, поэтому авторы-политики избегают сложных заголовков. Мемуарист должен стремиться к тому, чтобы заглавие точно и полно отражало суть книги, чтобы оно не было сложным для восприятия, чтобы оно вызывало интерес у читателя к основному содержанию произведения. Все эти задачи успешно решаются, на наш взгляд, с помощью использования метафорических заглавий. Нами исследованы 18 заглавий политических мемуаров, из которых 10 метафорических. Такое частое обращение к метафоре говорит о ее востребованности при наименовании текста.
Названия политических мемуаров, в большинстве случаев, включают в себя либо узуальные («стертые») метафоры или метафоры, смысл которых легко угадывается. Например, «Снова в оппозиции» Г. Попова, «Президентский марафон» Б.Н. Ельцина, «Борис Ельцин: от рассвета до заката» А. Коржакова, «Дюжина ножей в спину» А. Собчака, «Хроники времен «царя Бориса» О. Поповцова. Приведенные выше заголовки обозначают тему повествования, не являются сложными для понимания и большинство из них выразительны и эмоционально окрашены.
Другая особенность метафорического заглавия политических мемуаров заключается в том, что оно в некоторых случаях может не в полной мере раскрываться основным текстом, то есть связь заглавия с содержанием произведения ослаблена. Иногда для автора важно создать яркий заголовок, чтобы привлечь читателя, а содержание не всегда соответствует мысли, заложенной в наименовании произведения. Вопросу соотношения метафорического заголовка публицистического текста и его основного содержания посвящен ряд работ (Э.А. Лазарева 2004, А.П. Чудинов 2001 и др.), в которых выделено несколько специальных стилистических приемов: эффект обманутого
ожидания, эффект усиленного ожидания и эффект оправданного ожидания. Эффект обманутого ожидания проявляется в том случае, когда мнение, сложившееся у читателя о содержании публикации по ее заголовку, опровергается по мере прочтения. Эффект усиленного ожидания возникает в том случае, когда буквальный смысл заголовка мало вероятен, но читателю трудно догадаться и о возможном метафорическом смысле, перед ним по-
Сурина А.В.
Метафорические заглавия современных российских политических мемуаров: смысловой и прагматический аспекты
ставлена своего рода загадка, ответ на которую можно найти в тексте. При реализации эффекта оправданного ожидания смысл метафорического заголовка достаточно ясен, однако благодаря яркому образу, у адресата закономерно возникает желание более детально познакомиться с проблемой6.
Среди метафорических заглавий политических мемуаров наибольшее распространение получили названия, которые рассчитаны на эффект оправданного ожидания. Авторы политических мемуаров стараются подбирать понятные читателю заглавия, которые могли бы вызвать интерес и побудить к чтению всей книги. К таким заголовкам можно отнести: «Дюжина ножей в спину» А. Собчак, «Президентский марафон» Б.Н. Ельцина.
Примером заголовка, заключающего в себе эффект усиленного ожидания, является название мемуаров Ю. Скуратова «Вариант дракона». При первом знакомстве с названием книги возникает смутное представление о ее содержании. Но уже с первых страниц автор объясняет смысл заголовка: «Вариант дракона» - это один из самых острых и самых древних вариантов сицилийской защиты.
Исследуя метафорические заглавия современных политических мемуаров, можно отметить следующую особенность: часто авторы используют метафоры, обладающие общим значением «состязание», «борьба». В первую очередь, речь идет о милитарных и спортивных метафорах. Метафора является эффективным «оружием» политика в достижении политических целей. Заголовки со сферой-источником «война»: «Дни побед и поражений» Е. Гайдара, «Снова в оппозиции» Г. Попова, «Дюжина ножей в спину» А. Собчака. Метафоры со значением «противостояние», «спортивное состязание»: «Президентский марафон» Б.Н. Ельцина, «Вариант дракона» Ю. Скуратова. Употребление метафор именно с такими значениями, представляет собой закономерное, на наш взгляд, явление, т.к. сама сфера политики требует от ее субъектов использования эффективных, действенных средств.
Кроме заголовков мемуаров российских политиков постсоветской эпохи мы рассмотрели наименования структурных подразделов воспоминаний (частей, глав), чтобы выявить, насколько характерно обращение того или иного автора-политика к метафорическим названиям. Богатый материал представляют собой мемуарные произведения А. Собчака и Б.Н. Ельцина. Из трех исследованных нами книг бывшего мэра Санкт-Петербурга два наименования включают в себя метафорические выражения: «Жила-была коммунистическая партия», «Дюжина ножей в спину». В них встретилось пять интересующих нас примеров названия глав, три из которых представлены спортивными метафорами и отражают мотив состязания: «Избирательный марафон: уроки на будущее», «Президентский марафон - 96», «Я должен добежать». Данные примеры созвучны с общим
характером повествования, отличающимся повышенной эмоциональностью. В воспоминаниях Б.Н. Ельцина большинство метафорических сочетаний отражают различные негативные, отрицательные факты и события, к ним относятся: «Мэр идет в атаку...», «Ельцин сошел с ума», «Шокотерапия», «Черная полоса» и др. Отбор метафор не случаен, так как автор мемуаров в постоянной конфронтации на фоне сложного для России исторического периода.
Вполне справедлива закономерность: выбор метафорического заголовка является признаком того, то автор будет часто использовать данное языковое средство в основном тексте. Например, активное обращение к метафоре характерно для воспоминаний Ю. Скуратова «Вариант дракона», Б.Н. Ельцина «Президентский марафон», А. Собчака «Жила-была коммунистическая партия». В некоторых случаях мемуарные произведения с неметафорическими заголовками также могут содержать достаточно большое количество метафор как в наименовании структурных частей произведения, так и во всем повествовании в целом. Например, в мемуарах Е.М. Примакова «Годы в большой политике» мы встречаем такие названия глав, как «Преобразования в тупике», «Надежный тыл», «В прицеле Косово» и многие другие. И.Хакамада использует в своих мемуарах «Особенности национального политика» следующие метафорические заглавия: «Моя крепость» (о своей семье), «Из породы белых ворон», «В царстве серых мышей», само повествование также включает множество примеров с интересующим нас языковым средством. Данные наблюдения позволяют говорить об активном использовании метафорических выражений в разных структурных частях текста. Это обусловлено универсальностью и богатым потенциалом метафоры. В тексте, в соответствии с авторским замыслом, метафора может быть развернутой, индивидуально авторской, или, наоборот, предельно понятной и лаконичной. В заглавии политических мемуаров рамки употребления метафоры несколько сужаются. Это связано, во-первых, с ограниченным объемом заголовка как текстового знака с достаточно жесткими требованиями. При создании заголовка автор-мемуарист должен подобрать метафорического выражение, наиболее точно и полно передающее основной смысл книги. Во-вторых, жанровая принадлежность произведения и его тематическая отнесенность, а именно политическая направленность текстов, предполагают доступность в восприятии заглавия воспоминаний, рассчитанных, в большинстве своем, на обывателя. Но несмотря на некоторые ограничения в использовании метафоры, она в составе начального компонента текста выполняет свои основные функции, являясь смысловой, прагматической, экспрессивной доминантой произведения.
Зеленые страницы
Таким образом, можно сказать, что метафора, занимая сильную начальную позицию в политических мемуарах, придает основному тексту дополнительную смысловую и эмоциональную значимость, а также способствует достижению общей цели - привлечь и сформировать потенциальный электорат. Это объясняется и позицией в тексте, и выразительными ресурсами метафоры, и ее многофункциональностью. Заглавие, включающее в себя метафорическое выражение, выполняет не только номинативную и информативную функции, а главное, является смысловым «ядром» текста в плане реализации авторских интенций и отвечает прагматике произведения в целом.
1 Чекенева, Т.А. Текстообразующие потенции названий художественных произведений / Из сб. Лингвистические средства текстообразования. Барнаул, 1985. С. 130.
2 Турчинская, Э.И. Заголовок как особый тип высказывания / Сб. науч. трудов Структурно-семантические единицы текста (на сопост. основе фр. и рус. яз.). Вып. 267. М., 1986. С. 98.
3 Там же, С. 99.
4 Лазарева, Э.А. Заголовок в газете / Э.А. Лазарева. Екатеринбург: Изд-во Урал, ун-та, 2004. С. 28-39.
5 Тураева З.Я. Лингвистика текста. М., 1986. С. 56.
6 Чудинов, А.П, Россия в метафорическом зеркале: когнитивное исследование политической метафоры (1991-2000). Екатеринбург, 2001. С. 38.