УДК 159.9
МЕТАФОРИЧЕСКИЕ АССОЦИАТИВНЫЕ КАРТЫ В ПСИХОЛОГИЧЕСКОМ КОНСУЛЬТИРОВАНИИ РОДИТЕЛЕЙ, ИМЕЮЩИХ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ РАЗВИТИЯ
Чеснокова Галина Николаевна.
Россия, г. Новоалтайск, Семейный центр «Равновесие», психолог, chesnokova-71_2011 @mail.ru.
Аннотация. Рождение ребенка с нарушениями в развитии всегда стресс для родителей. Тревога связана с необходимостью решения широкого круга проблем, связанных с решением вопросов медицинского, социального, экономического и психолого-педагогического характера. Для преодоления кризисного состояния в семье могут результативно использоваться в психологическом консультировании метафорические ассоциативные карты.
Ключевые слова: метафорические ассоциативные карты, дети с нарушениями развития, психологическое консультирование.
METAPHORICAL ASSOCIATIVE MAPS IN PSYCHOLOGICAL COUNSELING OF PARENTS OF CHILDREN WITH DEVELOPMENTAL
DISABILITIES
Chesnokova Galina Nikolaevna.
Russia, Novoaltaisk, family center "Ravnovesie", psychologist, [email protected].
Abstract. Having a child with developmental disabilities is stressful for parents. Anxiety is related to a wide range of problems like solving medical, social, economic, psychological, and pedagogical issues. Metaphorical cards can be effectively used in psychological counseling to overcome the crisis in the family.
Keywords. metaphorical cards, children with developmental disabilities, psychological counseling.
В настоящий момент рождение ребенка с нарушением в развитии воспринимается родителями более толерантно, чем несколько десятилетий назад. Но не все отклонения от нормы диагностируются сразу после рождения, многие проявляются в течение первых лет жизни или в подростковом возрасте.
Поэтому для родителей, не зависимо от времени проявления нарушения и постановки диагноза, всегда является сильнейшим стрессом то, что их ребенок отличается от сверстников своими возможностями здоровья. Такое состояние можно назвать кризисным. Родители не могут уйти от актуальных вопросов, связанных с здоровьем ребенка и психологических проблем, являющихся следствием такой ситуации. проблемы, чаще всего, не решаются сразу и от них невозможно уйти.
Первым возникает вопрос: «Почему родился такой ребенок?». Такой вопрос чаще задает себе мать. Можно назвать это первой фазой кризисного состояния. Возникает чувство подавленности, страха, непонимания происходящего. Беспокойство о будущем ребенка, семьи. Переживание относительно принятия ребенка родственниками, социальным окружением.
Когда боль немного притупляется, родители свыкаются с мыслью о особенностях здоровья своего ребенка, могут появиться «поиски виноватого» в произошедшем. В этот период возможен распад семьи. Часто психологической защитой является ограничение социальных контактов. Возможен иной вариант: отец полностью посвящает себя работе, мать погружается в проблемы ребенка. Это отдаляет всех членов семьи друг от друга, а если есть и другие дети - это оставляет их без должного внимания родителей. Попытка «не замечать» имеющиеся проблемы во взаимоотношениях всех членов семьи, напряжение, не удовлетворение психологическое, а часто и социальное, материальное, может привести к высокой конфликтности как в самой семье, так и с социальным окружением.
Третьей фазой можно назвать переход к понимаю того, что за ребенком с нарушенным развитием необходим иной уход. Возникает страх за его жизнь, здоровье. Родители могут погрузиться в жизнь этого ребенка, «забывая» о других детях и о себе. Гиперопека, в условиях которой растет ребенок, приводит к эгоистичности, требованию повышенного внимания, не умению справляться с малейшими жизненными сложностями.
В современном обществе огромное количество семей испытывают трудности во взаимопонимании, а семьи с особенным ребенком сталкиваются чаще других с деформирующим влиянием такой ситуации на взаимоотношения всех членов семьи. Все больший интерес вызывает арт-терапия в консультировании семей, воспитывающих ребенка с нарушением в развитии. Используемые в образовательных, медицинских учреждениях методы лечения, коррекции, профилактики нарушений в развитии носят системно-ориентированный характер. Специалисты все чаще включают в процесс оказания помощи не только детей, но и их родственников, учитывая семейные особенности и факторы социальной и культурной среды [9, с. 14-19].
По мнению С.В. Толстой в психологическом консультировании специальным инструментом, который может широко использоваться в решении различных вопросов взаимоотношений и принятия, могут быть метафорические ассоциативные карты. Они дают материал для интерпретаций и диагностических заключений, приемлемый выход эмоциям гнева, боли, страдания, страха и многим другим [9, с. 9-14].
Данный автор считает, что использование в психологическом консультировании родителей, родственников, имеющих ребенка с нарушенным развитием, метафорических ассоциативных карт позволяет работать с чувствами и мыслями, кажущимися непреодолимыми. Позволяют изучить прошлый и текущий опыт семьи, наладить взаимоотношения между ее членами, принять ребенка таким, какой он есть, осмыслить и выразить переживания семьи, определить семейные конфликты и пути выхода из них,
осуществить коррекцию родительского поведения. Коррекционные техники могут быть следующие: воспроизведение сцен семейной жизни, значимых семейных событий (приятных и нет), проблемных ситуаций (и возможных путей их решения), того, что представляется наиболее важным, отображение «жизненного пути» семьи и т.д. Консультирование может быть индивидуальным и групповым [9, с. 19-29].
Колоды метафорических ассоциативных карт могут быть разные. Например: «OH», «Cope», «Morena», «Saga», «Habitat» и другие. В своей работе широко используются метафорические карты, составленные Российскими авторами. Это такие колоды как: «Все в моих руках», «Зонтики», «Она», «Я и все-все-все», «Проститься, чтобы жить», «Расправляя крылья...», «Сказка внутри тебя», «Тропинка к своему «Я», «Шкатулка доброго волшебника» и др. Индивидуальная и совместная работа, творчество, с использованием метафорических карт, дает возможность членам семьи без страха проявлять свои чувства, эмоции. Она оказывает терапевтический эффект и укрепляет семейные отношения. Любая колода по-своему уникальна и, рассматривая изображение карт, человек видит себя, внутренний конфликт, неразрешенную ситуацию [1-10].
Каждая из колод карт дает психологу широкие возможности перестроить мышление членов семьи, показать, что нет правых и виноватых, существует множество способов преодоления конфликтов, принятие ситуации дает возможность нахождения ресурсов и путей роста и развития.
Библиографический список.
1. Гераськина Г.В. «Зонтики». Метафора совладания с трудными жизненными ситуациями. - Москва: Генезис. 2017. - 128 с.
2. Воловикова Ю. Сказка внутри тебя. Метафорические ассоциативные карты. - Санкт-Петербург: Речь, 2019. - 45 с.
3. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д., Куликова И. Шкатулка доброго волшебника: психологическая игра для взрослых и детей старше 10 лет на основе древних сказочных сюжетов. - Санкт-Петербург; Москва: Речь, 2016. - 95 с.
4. Кононова Л.И. Тропинка к своему «Я»: ассоциативные метафорические карты в арт-терапии. - Москва; Санкт-Петербург: Речь, 2019. - 45 с.
5. Крюгер К. Все в моих руках: метафорические карты для принятия решений. - Санкт-Петербург; Москва: Речь, 2019. - 38 с.
6. Крюгер К. Расправляя крылья. Метафорические карты для раскрытия внутренних ресурсов. - Санкт-Петербург: Речь, 2019. - 48 с.
7. Крюгер К. Метафорические ассоциативные карты «Она». - Санкт-Петербург: Речь, 2017. - 44 с.
8. Крюгер К. Метафорические ассоциативные карты для детей и взрослых «Я и все-все-все». - Санкт-Петербург: Речь, 2016. - 148 с.
9. Толстая С.В. Метафорические ассоциативные карты в семейном консультировании. - Москва: ООО «Вариант», 2018. - 260 с.
10. Травкова М. Проститься, чтобы жить. Метафора переживания горя и утраты. - Москва: Генезис, 2017. - 136 с.