Wol'f, E. M. Subjective modality and semantics of proposition // Logical Analysis: Selected Works. 1988-1995. Ed. N. D. Arutyunova, N. F. Spiridonov. M .: Indrik, 2003. P. 87-101. (In Russian).
Zaliznyak Anna A. Polysemy in a language and ways of its presentation. M.: Yazyki slavyanskih kul'tur, 2006. 672 p. (In Russian).
УДК 811.11 ББК 81.2
DOI 10.51955/2312-1327_2021_3_87
МЕТАФОРИЧЕСКАЯ РЕПРЕЗЕНТАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В АНГЛОЯЗЫЧНОМ ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ИНТЕРНЕТ-ДИСКУРСЕ
Анастасия Евгеньевна Муравьева, orcid.org/0000-0001-7161-8105, Сибирский федеральный университет
пр. Свободный, 79 Красноярск, 660041, Россия anastasiae. m@mail.ru
Екатерина Сергеевна Мучкина, orcid.org/0000-0002-7173-0583, кандидат филологических наук, доцент Сибирский федеральный университет
пр. Свободный, 79 Красноярск, 660041, Россия EMuchkina@sfu-kras.ru
Аннотация. В данной статье исследуется метафорическое представление одного из важнейших процессов в жизни человека - процесса обучения. Исследование выполнено на материале текстов педагогического интернет-дискурса, и в нём рассматривается ряд концептуальных метафор, многосторонне освещающих процесс обучения. Анализ практического материала позволяет выделить пять доминантных концептуальных метафор: LEARNING IS EATING, LEARNING IS A JOURNEY, LEARNING IS CLIMBING A MOUNTAIN, LEARNING IS BUILDING A PUZZLE, LEARNING IS BUILDING A HOUSE.
Ключевые слова: концептуальная метафора, образование, процесс обучения, педагогический интернет-дискурс.
METAPHORICAL REPRESENTATION OF THE LEARNING PROCESS IN PEDAGOGICAL INTERNET DISCOURSE
Anastasia E. Muravieva, orcid.org/0000-0001-7161-8105, Siberian Federal University, 79, Svobodny Prospect Krasnoyarsk 660041, Russia anastasiae. m@mail.ru
Ekaterina S. Muchkina, orcid.org/0000-0002-7173-0583, Ph.D. in Philology, Associate Professor Siberian Federal University, 79, Svobodny Prospect Krasnoyarsk 660041, Russia EMuchkina@sfu-kras.ru
Abstract. In this article, the authors analyze the metaphors used to communicate one of the most important processes in human life - the process of learning - in the pedagogical Internet discourse. They conclude that this type of discourse features five dominant metaphors: LEARNING IS EATING, LEARNING IS A JOURNEY, LEARNING IS CLIMBING A MOUNTAIN, LEARNING IS BUILDING A PUZZLE, LEARNING IS BUILDING A HOUSE. The article will primarily benefit metaphor scholars and might also be relevant to anyone with an interest in the representation of different aspects of education.
Keywords: conceptual metaphor, education, learning, pedagogical discourse.
Введение
Издревле метафора понималась исключительно как троп, выполняющий поэтическую и эстетическую функцию: в Китае метафора изучалась как средство поэтики со времён Конфуция [Fan, 2018, p. 16], в Древней Индии и Древней Греции взгляды на метафору были аналогичными. За последнее столетие произошёл глубинный пересмотр онтологического статуса метафоры и её функций. Как отмечает Л. Кэмерон, метафора становится объектом исследования прикладной лингвистики, так как она рассматривается не как исключительная собственность поэтов, а как неотъемлемая часть повседневной речи, позволяющая «лучше понять как люди мыслят, как они извлекают смыслы из этого мира и друг из друга, а также как они общаются между собой» [Cameron, 2003, p. 2]. Так, с точки зрения когнитологии, метафора приобретает статус инструмента познания мира, так как она базируется на установлении ассоциативных связей между объектами.
Основоположники теории концептуальной метафоры Дж. Лакофф и М. Джонсон дают следующее классическое определение метафоры: «понимание и переживание сущности (thing) одного вида в терминах сущности другого вида» [Лакофф и др., 2004, с. 27]. В данном определении понятие метафоры приобретает более широкий характер, чем отмечалось
ранее - метафора рассматривается как основа концептуальной системы человека, в рамках которой он мыслит, объясняет и оценивает мир.
Таким образом, исследование концептуальных метафор позволяет увидеть, как носители той или иной культуры осмысляют то или иное явление, а также как подобное осмысление структурирует деятельность человека. Исследование концептуальных метафор, посредством которых осмысляется образовательный процесс, представляет особую важность, так как позволяет отследить те изменения, которые претерпевает образование в современном мире. Так, целью данного исследования является дальнейшее выявление и анализ концептуальных метафор, описывающих образовательный процесс в современном английском языке, на основе текстов педагогического интернет-дискурса. Поясним, что под педагогическим интернет-дискурсом мы понимаем динамическую и социальную систему ценностно-смысловой коммуникации участников образовательного процесса, функционирующую в образовательной среде [Полянина, 2014, с. 82] и реализующуюся в интернет-среде.
К числу базовых задач, стоящих перед авторами, следует отнести следующие: 1) описать феномен метафоризации, в том числе в рамках теории концептуальной метафоры; 2) рассмотреть когнитивные структуры, участвующие в процессе метафоризации; 3) описать выделенные метафорические модели, представляющие образовательный процесс (learning) в современной англоязычной культуре.
Материалы и методы
Данное исследование было выполнено на основе анализа ряда контекстов, отобранных методом сплошной выборки с 43 педагогических интернет ресурсов, т.е. англоязычных сайтов, имеющих педагогическую направленность; статей из интернет-ресурсов Edutopia, Teachers of Tomorrow; заметок из блогов на тему обучения, а также материалов с сайтов образовательных учреждений. Все материалы для анализа отбирались за период 2008-2021 гг.
Основным методом, применяемым в ходе настоящего исследования, является метод идентификации метафор в тексте (MIP), разработанный Л. Кэмерон [Cameron, 2003, p. 51-86]. Для анализа практического материала также применялся метод контекстуального анализа.
Результаты и дискуссия
В современной когнитивной парадигме, в русле которой выполнено данное исследование, метафора изучается как «средство мышления», а не как «языковое средство». Поэтому, согласно авторам теории концептуальной метафоры, локус самого процесса метафоризации всецело находится в мысли. Процессу метафоризации в теории концептуальной метафоры уделяется большое внимание, и именно в рамках этой теории было разработано подробное описание данного процесса. Основное положение теории концептуальной метафоры, касающееся метафоризации, состоит в
том, что метафоризация происходит на уровне когнитивных структур, именуемых областью цели (target domain) и областью источника (source domain), которые определяются как «когнитивные структуры, содержащие всю схематическую информацию, потенциально доступную для отображения посредством данной метафоры» [Sullivan, 2016, p. 147]. Так, метафора трактуется в терминах проекции знаний из области источника в область цели или как «ряд систематических соответствий между двумя структурами знаний (experience)» [Kövecses, 2020, p. 2]. Природа непосредственно области источника и области цели была описана ещё М. Блэком в 1962 г. в работе "Models and Metaphors: Studies in Language and Philosophy". В своём эссе исследователь сравнивает процесс метафоризации с тем, как мы смотрим на звёздное небо через затонированное стекло, на котором некоторые полосы оставлены прозрачными. Так, звёзды, попадающие в эти полоски, образуют некую структуру. Таким же образом, область цели проецируется на фоне области источника (вторичный предмет и основной предмет в терминах М. Блэка) [Black, 1962, p. 41]. Отсюда следует, что в процессе метафоризации данные две области обладают разной природой: область цели имеет структуру (подобно линиям на стекле), в то время как область источника представляет собой набор данных.
Развивая данное положение, исследователи отмечают, что когнитивные структуры, участвующие в процессе метафоризации, могут отличаться по уровню схематичности и концептуального разнообразия. Среди них выделяются схемы-образы [Dodge et al., 2005], области, фреймы, ментальные пространства [Fauconnier, 2007]. З. Кёвечеш утверждает, что упомянутые структуры «могут рассматриваться как занимающие разные уровни в иерархии схематичности» [Kövecses, 2017, p. 323-324]. Исследователь представляет данные структуры в виде схемы по нарастанию схематичности, где IS - схема-образ, DM - концептуальная область, FR - фрейм, MS -ментальное пространство (см. рис. 1).
Рисунок 1 - Когнитивные структуры по уровню схематичности
Схемы-образы, которые определяются как «относительно простые когнитивные структуры, постоянно воспроизводящиеся в процессе физического взаимодействия человека с действительностью» [Лакофф и др., 2004, р. 267], являются наиболее схематичными, и, как утверждают
IS
исследователи, такие метафоры, как метафоры путешествия, укоренены в первичных метафорах. Например, метафора ЛЮБОВЬ - ЭТО ПУТЕШЕСТВИЕ основана на таких первичных метафорах как ЦЕЛИ - ЭТО ПУНКТЫ НАЗНАЧЕНИЯ и ПЕРЕМЕНЫ/ПРОГРЕСС - ЭТО ДВИЖЕНИЕ [Gibbs, 2017, p. 325].
Если рассматривать вышеназванные структуры по уровню концептуального разнообразия и степени узости и специфичности хранящегося в них знания, то они будут располагаться в обратном представленному на схеме порядке [Kövecses, 2020, p. 52-55]. Следовательно, существуют разные уровни метафор в зависимости от того, на основе каких структур они формируются [Kövecses, 2017, p. 321]. Чем выше уровень, тем более метафора специфична, и тем больше ограничений на появление или частоту употреблений определённых метафорических связей [David et al., 2016, p. 234].
Далее обратимся непосредственно к анализу практического материала. В числе первых рассмотрим метафору, структурирующую процесс обучения в терминах движения: My thoughts run toward how to help teachers and support them with that learning curve so they don't do a nosedive off the cliff [Allen, 2020].
• Схема-образ: ЦЕЛЕНАПРАВЛЕННОЕ ДЕЙСТВИЕ - ЭТО ДВИЖЕНИЕ.
• Область: ОБУЧЕНИЕ - ЭТО ПУТЬ.
• Фрейм: ОБУЧЕНИЕ - ЭТО ПУТЬ К ВЕРШИНЕ.
• Ментальное пространство: СДАТЬСЯ В ТЯЖЁЛОМ ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ - СОРВАТЬСЯ С УТЁСА.
На этом примере мы видим, что на уровне схемы-образа метафоры обладают «высокой степенью генерализованности и универсальности», и в них «трудно увидеть что-либо культурно-специфичное» [Musolff, 2017, p. 339]. Тем не менее, на более высоких уровнях когнитивные структуры «могут включать в себя культурные модели» (например, как в той или иной культуре выглядит морское путешествие, и как выглядит процесс обучения) [David et al., 2016, p. 215]. Следовательно, высшие уровни метафоры содержат более культурно-специфичное знание, и в этом также заключается культурная ценность метафоры как носителя культурного опыта. Согласно К. Бассо, именно в метафоре, более чем в какой-либо другой форме символического выражения, язык и культура демонстрируют свою неразрывную связь [Basso, 1976, p. 79].
Также стоит отметить, что источник и цель рассматриваются не только с позиции схематичности, но и с позиции конкретности/абстрактности. Автор расширенной теории концептуальной метафоры З. Кёвечеш отрицает строгое разделение конкретных и абстрактных понятий, которые могут выступать в качестве области источника. Исследователь утверждает, что любое понятие содержит как онтологическую, т. е. конкретную часть (embodied content ontology), так и часть фигуративного конструкта (figurative construal -понимание посредством фигуративного значения), т.е. абстрактность
[Kovecses, 2020, p. 33]. Метафора является инструментом осмысления понятий любой степени конкретности/абстрактности. Исследователи, начиная с Дж. Лакоффа, отмечают тенденцию к осмыслению более абстрактных сущностей в терминах более конкретных. Пусть не каждая метафора вписывается в данное утверждение, но таких метафор довольно много, так как «метафоры, которые могут прояснить многие сложности абстрактных понятий <...> будут наиболее привлекательными и широко распространятся среди говорящих» [Gibbs, 2017, p. 325]. Следовательно, такие онтологические категории как процессы (в нашем случае - процесс обучения) будут иметь тенденцию к осмыслению посредством процессов, имеющих более конкретный характер.
Исследования, касающиеся метафорической репрезентации образовательного процесса, проводились такими отечественными и зарубежными лингвистами как Дж. Грэди [Grady, 1998], Л. Кэмерон [Cameron, 2003], Е.Г. Кабаченко [Кабаченко, 2007], С.А. Хахалова [Хахалова, 2014], Е.Н. Вершинина [Вершинина, 2014], Э.В. Будаев [Budaev et al., 2015] и др. К примеру, Э.В. Будаевым были выделены основные области источника, проецируемые на образовательный процесс: «для репрезентации концепта "образование" чаще других привлекаются метафоры со сферами-источниками "путешествие" (19,4%), "дом, строительство" (12,2%), "производство" (9,8%) и "растительный мир" (9,8%)» [Budaev et al., 2015, p. 564].
Так как неотъемлемыми компонентами образовательного процесса являются ученик и учитель, процесс обучения концептуализируется с двух сторон: как LEARNING и как TEACHING. В фокус метафорического представления обучения с позиции учителя могут попадать такие метафоры, как:
TEACHING IS SHAPING: Together, we're paying homage to the teachers that have played such an integral part in shaping our lives [Teachers are Role Models, 2020].
TEACHING IS CULTIVATING: The key to preserving (not creating) intrinsic motivation is to nurture students to move to the next level [Pijanowski, 2018].
TEACHING IS GUIDING: The teacher leads the student through interesting new concepts, places and ideas [The Best Metaphors about Teaching, 2020].
В задачи же нашего исследования входит описание второй стороны метафорической концептуализации процесса обучения - со стороны ученика (learning). Одна из концептуальных метафор процесса обучения -LEARNING IS ACQUIRING - была предложена и подробно описана Дж. Грэди [Grady, 1998, p. 14]. Исследователь приводит следующие примеры реализации данной метафоры:
• I have a much better understanding of tax law now than I did before I took this course [ebd].
• She had acquired an intimate knowledge of the terrain, which now helped her to travel quickly [ebd].
В нашем исследовании данная концептуальная метафора была намеренно опущена.
В рамках настоящего исследования было выделено ещё пять концептуальных метафор, концептуализирующих образовательный процесс (learning). Выделенные концептуальные метафоры представлены ниже.
Первой концептуальной метафорой, выявленной в ходе данного исследования, является метафора LEARNING IS EATING, в метафорическом фокусе которой находится та часть процесса обучения, которая предполагает получение информации и дальнейшее её осмысление и категоризацию, т.е. «потребление» и «переваривание» полученных новых знаний. Приведём несколько примеров реализации данной метафоры в педагогическом интернет-дискурсе:
• They need time to reflect on and digest the learning activities before moving on to the next segment of a lesson [McCartny, 2015].
• James Conduit, Director of ESL provided us with some interesting ideas of how we can help our students digest the information that is around them [Food For Thought - How Do We Take It In, 2019].
• "Educators need to be watching students consume content, " Cross says [Kennedy, 2015].
Данная метафора имеет тесную взаимосвязь с концептуальной метафорой IDEAS ARE FOOD [Лакофф и др., 2004, c. 75-76] и представляет образовательный процесс со стороны ученика как принятие и усвоение идей и концепций, необходимых для обучения. Так, здесь более абстрактный процесс обучения осмыслен через процесс более выраженного материально характера - принятие пищи. Стоит отметить, что подобное осмысление образовательного процесса встречается и в довольно древних текстах. К примеру, в Тайттирийа упанишаде (около X-VI в. До н.э.) встречается следующее обращение-молитва на санскрите, которое традиционно повторялось перед началом обучения:
Ом саха нававату | саха нау бхунакту | саха вйрйам карававахаи | теджасви навадхйтамасту | ма видвишавахаи 11
Пусть он защитит нас обоих. Пусть он питает нас обоих. Пусть оба мы, вместе, обретём силу. Пусть наше изучение будет блестящим. Пусть мы не будем искать недостатки друг в друге [Тайттирийа упанишад, 1994, с. 56]. Здесь мы видим интересный случай метафорической репрезентации образовательного процесса: Бог «кормит» учителя и ученика знанием, в результате чего они становятся сильными и способными, так же и учитель «кормит» ученика знанием. В современном английском языке также встречаются метафорические выражения, в которых учитель «кормит» ученика знанием/информацией:
• Teachers are apparently stopping children from thinking creatively by spoon-feeding them the answers they need to successfully complete their work [Wells, 2015].
• Teachers _ feed students with information to memorise and regurgitate for a test or an exam, and then forget it [Lucantoni, 2019].
Однако стоит отметить, что в отличие от языка культуры Древней Индии - санскрита, в современном английском языке метафорическое выражение «кормить знанием/информацией» чаще встречается в негативном контексте (см. пример выше). Это объясняется как снижением ценности информации в современном мире в связи с её доступностью, так и тенденциями к самостоятельности в образовании в британской и американской культурах.
Другой распространённой концептуальной метафорой является метафора LEARNING IS A JOURNEY. Путешествие представляет собой прохождение ряда уроков или тем, последовательный набор необходимых компетенций:
• Because of her dedication and hard-work, Sydney will not only go _ far in learning the Spanish language, but also achieve great things in life [Hutchinson High School October Students of the Month, 2015].
• Teachers need to continually come back to how information is relevant in order to show students that applying the knowledge does happen at some point down the road [Bleifeld, 2017].
• That student would then be able to move on to the next lesson or the next competency set [Vogt, 2015].
• In Teaching Online, we will walk you step-by-step through the entire process of launching and facilitating an online course [Teaching Online, 2020].
Данный аспект также включает в себя то, что скорость продвижения на пути образования может различаться у каждого обучающегося. Также, обучающийся может ускорить или замедлить ход своего обучения, может остановиться или сменить направление:
• Many of the students I encounter who are trying to learn a second language cite the same frustration: the slow, glacial pace of their language acquisition [7 Innovative Tips to Speed Up Language Acquisition, 2012].
• Also, do not rush through everything; instead, take your time to understand the entire meaning of the text [How to Speed Up Learning Process: Step-by-step Guide, 2021].
Также, в метафоре LEARNING IS A JOURNEY принимается во внимание не только количество последовательно изученных тем, но и тщательность и глубина изучения каждой темы. Так, Дж. Лакофф и М. Джонсон отмечают: «в метафоре ПУТЕШЕСТВИЯ глубокое - это то, что неочевидно, что находится не на поверхности, скрыто от непосредственного восприятия; нам необходимо углубляться в это. <...> Продвижение в тему на достаточную глубину - это часть путешествия» [Лакофф и др., 2004, с. 134].
• But the notion that wherever students go next is inherently a deeper exploration of material might not apply to every model and might not always achieve the goal at hand [Fisher, 2014].
Тот же аспект содержания или глубины может быть представлен согласованным (coherent) с метафорой путешествия метафорой LEARNING IS A CONTAINER. Согласно Дж. Лакоффу и М. Джонсону, «метафорической ориентации глубины соответствует базовость в метафорах СТРОЕНИЯ и ВМЕСТИЛИЩА и идея неясности в метафоре ПУТЕШЕСТВИЯ» [Лакофф и др., 2004, с. 134]. Приведём ещё несколько примеров с лексемой "deep", употреблённой метафорически:
• There are actions we can take now to empower teachers to achieve these deeper levels of learning [Elias, 2018].
• There's great value in going deeply into a subject and learning the tools and the approaches that are used by specialists in those areas [Cruickshank, 2008].
Таким образом, в согласованных метафорах ПУТЕШЕСТВИЯ и ВМЕСТИЛИЩА представлен ход образовательного процесса: обучение - это продвижение по поверхности и вместе с тем оставление следа определённой глубины. Иными словами, две рассмотренные выше метафоры в согласованности отражают идею последовательного накопления содержания в процессе обучения.
Другая выделенная в ходе исследования концептуальная метафора -LEARNING IS CLIMBING A MOUNTAIN - также согласована с метафорой «путешествия», так как она, как и вышеупомянутые концептуальные метафоры, определяется в терминах категорий «прохождения», «перемещения в пространстве». Приведём некоторые примеры реализации концептуальной метафоры «восхождения»:
• They take students to new heights of knowledge, new levels of skill, and new degrees of multicultural awareness [Transformative Learning, 2018].
• We've all experienced a pretty steep learning curve as parents, homeschool tutors, and a new-to-working-at-home workforce as we constantly try to adjust to the Covid-19 world [Allen, 2020].
В данном случае, в метафорическом фокусе, помимо всего прочего, находится и возрастающая трудность обучения: каждый шаг при восхождении в гору даётся труднее, чем предыдущий. Это можно представить в виде так называемой «кривой обучения», вначале имеющей небольшой угол наклона, который постепенно увеличивается, что отражает трудность продвижения в обучении на высоком уровне (см. рис. 2)
Кривая обучения
Рисунок 2 - Кривая обучения
Рассмотрим следующую концептуальную метафору, позволяющую осмыслить процесс обучения несколько с другой стороны - LEARNING IS BUILDING A PUZZLE:
• While the teacher acts as facilitator or coach, students assemble their own understanding of the concepts [Crawford, 2015].
• In today's classroom building background knowledge is easier than ever before with the help of instructional technology [Smith, 2015].
Здесь в метафорическом фокусе оказываются желаемые для обучающегося результаты (т.е. картинка на коробке паззла), а также особенности протекания данного процесса (например, деление картинки на части и работа с каждой в отдельности):
• You can start by breaking skills down into very simple pieces and work your way up to more complicated pieces [How to Learn New Skills Faster: 11 Ways to Start, 2021].
• Students learn by connecting new knowledge with knowledge and concepts that they already know, thereby constructing new meanings [Student Construction of Knowledge, 2021].
• One reason these problem-based approaches work is because giving students a context for the information they need to learn creates a way to connect pieces of information together and move from just rote memorization to application [Motivating Deeper Learning, 2021].
Заключительная в данном перечне концептуальная метафора -LEARNING IS BUILDING A HOUSE - согласована с предыдущей в категории «построения», но при осмыслении образовательного процесса посредством данной метафоры особое внимание уделяется последовательности («уровневости») обучения, начиная с «закладки фундамента»:
• The Sequence is intended to help children establish strong_foundations of knowledge grade by grade from preschool through grade eight [What is the Core Knowledge Sequence, 2020].
Итак, на основе анализа практического материала в ходе данного исследования выделены следующие концептуальные метафоры: LEARNING IS EATING (1), LEARNING IS A JOURNEY (2), LEARNING IS CLIMBING A MOUNTAIN (3), LEARNING IS BUILDING A PUZZLE (4), LEARNING IS BUILDING A HOUSE (5). Данные концептуальные метафоры являются инструментом для многостороннего осмысления образовательного процесса в различных его аспектах, таких как процесс и результат образования, постепенность и качество обучения, его «порционность» и т.д. Поскольку процесс образования многогранен, данный перечень не является исчерпывающим, и он может быть дополнен другими концептуальными метафорами, которые не вошли в фокус настоящего исследования.
Заключение
На основе проведённого анализа практического материала представляется возможным заключить, что образовательный процесс в педагогическом интернет-дискурсе подвергается тщательному и разноплановому метафорическому осмыслению. Разноплановость проявляется как и в разнообразии источниковых зон для концептуальных метафор, так и в разнообразии языковых единиц, посредством которых данные метафоры реализуются. Тем не менее, в метафорической репрезентации процесса обучения в англоязычном педагогическом интернет-дискурсе присутствует общая тенденция к его осмыслению в терминах деятельности человека, имеющей более конкретный характер, такой как принятие пищи, перемещение в пространстве, строительство. Естественно, что такая важнейшая сфера человеческой жизни как образование всегда будет предметом метафорического осмысления, и анализ концептуальных метафор позволяет проследить изменения в образовательном процессе, а также его культурную специфику, что открывает новые горизонты для дальнейшего изучения данной темы.
Библиографический список
Вершинина, Е. Н. Имиджеобразующая роль фитоморфной метафоры в образовательном дискурсе // Стилистика сегодня и завтра: материалы конференции. Часть II. М.: Московский государственный университет. 2014. С. 67-71.
Кабаченко, Е. Г. Метафорическое моделирование базисных концептов педагогического дискурса: автореф. дис. ... канд. филол. наук: 10.02.01 / Е. Г. Кабаченко. Екатеринбург, 2007. 23 с.
Лакофф, Дж. Метафоры, которыми мы живем / Дж. Лакофф, М. Джонсон. М. : Едиториал УРСС, 2004. 256 с.
Полянина, Е. В. Педагогический дискурс: основные характеристики и жанры (на материале немецкого языка) // Иностранные языки в контексте межкультурной коммуникации: материалы докладов VI Международной интернет-конференции. Саратов: Наука. 2014. С. 82-87.
Тайттирийа Упанишад (с комментариями Шанкарачарии). СПб.: ОВК., 1994. 148 с. Хахалова С. А. Метафора как педагогический инструмент // Вестник Бурятского государственного университета. Философия. 2014. № 1-2. С. 35-40.
Basso, K. H. Meaning in Anthropology / K.H. Basso, H.A. Selby (eds). Albuquerque : University of New Mexico Press, 1976. 176 p.
Black, M. Models and Metaphors: Studies in Language and Philosophy. - Cornell University Press, Ithaca, 1962. 273 p.
Budaev, E. V., Chudinov A. P., Trubina G. F. Conceptual Metaphor in Educational Discourse //
Biosciences Biotechnology Research Asia. 2015. №12 (1). Pp. 561-567.
Cameron, L. Metaphor in Educational Discourse. - Continuum. London. 2003, 294 p.
David O., Lakoff G., Stickles E. Cascades in metaphor and grammar // Constructions and Frames,
2016. №8 (2). Pp. 214-255.
Dodge, E., Lakoff, G. Image schemas: From linguistic analysis to neural grounding // From perception to meaning. Berlin, New York: De Gruyter Mouton, 2005. Pp. 57-90. Fan, L. Literature Review on the Cognitive Approach to Metaphor // Journal of RationalEmotive & Cognitive-Behavior Therapy. 2018. №26. Pp. 16-29. Fauconnier G. Mental Spaces. - Cambridge University Press, Cambridge, 2007. 190 p. Gibbs, R. The embodied and discourse views of metaphor: Why these are not so different and how they can be brought closer together // Metaphor: Embodied Cognition and Discourse. Cambridge: Cambridge University Press, 2017. Pp. 319-335.
Grady, J. The 'Conduit' Metaphor Revisited: A Reassessment of Metaphors for Communication // Discourse and Cognition: Bridging the Gap. Stanford: CSLI Publications, 1998. Pp. 1-16. Kovecses, Z. Extended Conceptual Metaphor Theory. - Cambridge University Press. 2020, 196 p.
Kovecses, Z. Levels of metaphor // Cognitive Linguistics. 2017. №28-2. Pp. 321-347. Musolff A. Metaphor and Cultural Cognition //Advances in Cultural Linguistics, 2017. Pp. 325344.
Sullivan, K. Integrating constructional semantics and conceptual metaphor // Constructions and Frames. 2016. №8(2). Pp. 141-165.
Список источников иллюстративного материала
7 Innovative Tips to Speed Up Language Acquisition // [Electronic resource]. - 2012. URL: https://www.gettingsmart.com/2012/12/7-innovative-tips-to-speed-up-language-acquisition/ (дата обращения: 04.04.2021).
Allen M. Planning for Better Professional Development in an Uncertain Future // Edutopia [Electronic resource]. - 2020. URL: https://www.edutopia.org/article/planning-better-professional-development-uncertain-future (дата обращения: 04.04.2021). Bleifeld K. Getting Students to Think Deeper About Content Using Technology // [Electronic resource]. - 2017. URL: https://blog.mimio.com/getting-students-to-think-deeper-about-content-using-technology (дата обращения: 04.04.2021).
Crawford C. Going Viral // [Electronic resource]. - 2015. URL: https://eric.ed.gov/?id=EJ1046189 (дата обращения: 04.04.2021).
Cruickshank D. Kaleidoscopic Learning: An Overview of Integrated Studies // Edutopia [Electronic resource]. - 2008. URL: https://www.edutopia.org/integrated-studies-interdisciplinary-learning-overview (дата обращения: 04.04.2021).
Elias M. Nurturing Intrinsic Motivation in Students // Edutopia [Electronic resource]. - 2018. URL: https://www.edutopia.org/article/nurturing-intrinsic-motivation-students (дата обращения: 04.04.2021).
Fisher J. Going deeper or going further: Where students advance in competency-based models // Christensen Institute Blog [Electronic resource]. - 2014. URL:
https://www.christenseninstitute.org/blog/going-deeper-or-going-further-where-students-advance-in-competency-based-models/ (дата обращения: 04.04.2021).
Food For Thought - How Do We Take It In? // [Electronic resource]. - 2019. URL: https://www.shrewsbury.ac.th/riverside/recruitment/cpd/teaching-and-learning-detail/~board/shr-teaching-blog/post/food-for-thought-how-do-we-take-it-in (дата обращения: 04.04.2021). How to Learn New Skills Faster: 11 Ways to Start // [Electronic resource]. - 2021. URL: https://greatjobnew.com/how-to-learn-new-skills-faster-11-ways-to-start/ (дата обращения: 04.04.2021).
How to Speed Up Learning Process: Step-by-step Guide // [Electronic resource]. - 2021. URL: https://greatjobnew.com/how-to-speed-up-learning-process/ (дата обращения: 04.04.2021). Hutchinson High School October Students of the Month // [Electronic resource]. - 2015. URL: https://www.crowrivermedia.com (дата обращения: 04.04.2021).
Kennedy J. 4 Behaviors That Help College Students Consume Video Content // [Electronic resource]. - 2015. URL: https://mytechdecisions.com/video/4-behaviors-that-help-college-students-consume-video-content/ (дата обращения: 04.04.2021).
Lucantoni P. Getting Students To Do Things Themselves // Brighter Thinking Blog [Electronic resource]. - 2019. URL: https://www.cambridge.org/us/education/blog/2019/07/20/getting-students-do-things-themselves/ (дата обращения: 04.04.2021)
McCartny J. 3 Ways to Plan for Diverse Learners: What Teachers Do // Edutopia [Electronic resource]. - 2014. URL: https://www.edutopia.org/blog/differentiated-instruction-ways-to-plan-john-mccarthy (дата обращения: 04.04.2021).
Motivating Deeper Learning // [Electronic resource]. - 2021. URL: https://wp.auburn.edu/writing/motivating-deeper-learning/ (дата обращения: 04.04.2021). Pijanowski L. 8 Principles of Deeper Learning // Edutopia [Electronic resource]. - 2018. URL: https://www.edutopia.org/article/8-principles-deeper-learning (дата обращения: 04.04.2021) Smith J. Easy Ways to Build Background Knowledge Using Technology // [Electronic resource]. - 2015. URL: https://www.thetechieteacher.net/2015/09/building-background-knowledge-techie-way_16.html (дата обращения: 04.04.2021).
Student Construction of Knowledge // [Electronic resource]. - 2021. URL: https://poorvucenter.yale.edu/ConstructingStudentKnowledge (дата обращения: 04.04.2021). Teachers are Role Models // Teach.com [Electronic resource]. - 2020. URL: https://teach.com/what/teachers-are-role-models (дата обращения: 04.04.2021). Teaching Online // [Electronic resource]. - 2020. URL: https://www.leadingequitycenter.com/remoteteaching (дата обращения: 04.04.2021). The Best Metaphors about Teaching // [Electronic resource]. - 2020. URL: https://helpfulprofessor.com/metaphors-about-teachers/ (дата обращения: 04.04.2021). Transformative Learning // [Electronic resource]. - 2018. URL: https://soe.uncg.edu/real-world-learning-2/ (дата обращения: 04.04.2021).
Vogt K. Prior Learning Assessment & Competency-Based Education // Educause [Electronic resource]. - 2015. URL: https://er.educause.edu/blogs/2015/3/prior-learning-assessment--competencybased-education (дата обращения: 04.04.2021).
Wells A. To Spoon-Feed Or Not? // [Electronic resource]. - 2017. URL: https://www.teachertoolkit.co.uk/2017/02/23/spoon-feeding/ (дата обращения: 04.04.2021) What is the Core Knowledge Sequence? // [Electronic resource]. - 2020. URL: https://www.coreknowledge.org/our-approach/core-knowledge-sequence/ (дата обращения: 04.04.2021).
References
Basso, K. (1976). «'Wise Words' of the Western Apache: Metaphor and Semantic Theory». Meaning in Anthropology. Albuquerque, Pp. 93-121.
Black M. (1962) Models and Metaphors: Studies in Language and Philosophy. Cornell University Press, Ithaca. 273 p.
Budaev E .V., Chudinov A. P., Trubina G. F. (2015) Conceptual Metaphor in Educational Discourse. Biosciences Biotechnology Research Asia. 12(1)A 561-567. doi: 10.13005/bbra/1698 Cameron L. (2003) Metaphor in Educational Discourse. Continuum. London. 294 p. doi: 10.5040/9781474212076
David O., Lakoff G., Stickles E. (2016) Cascades in metaphor and grammar. Constructions and Frames. 8(2)A 214-255. doi: 10.1075/cf.8.2.04dav
Dodge E., Lakoff G. (2005) Image schemas: from linguistic analysis to neural grounding. From perception to meaning: image-schemas in cognitive linguistics. Hampe B., Grady J. (eds.). New York. Pp. 57-90. doi: 10.1515/9783110197532.1.57
Fan L. (2018) Literature Review on the Cognitive Approach to Metaphor. Journal of RationalEmotive & Cognitive-Behavior Therapy, 26: 16-29. doi: 10.1016/j.procs.2018.04.224 Fauconnier G. (2007). Mental Spaces. Cambridge University Press, 190 p. Gibbs R. (2017) The embodied and discourse views of metaphor: Why these are not so different and how they can be brought closer together. Metaphor: Embodied Cognition and Discourse. Hampe B. (ed.), Cambridge: Cambridge University Press, Pp. 319-335. doi: 10.1017/9781108182324.018
Grady J. (1998) The 'Conduit' Metaphor Revisited: A Reassessment of Metaphors for Communication. Discourse and Cognition: Bridging the Gap. Koenig, J.-P. (ed.), Stanford (CA), Pp. 1-16.
Kabachenko, E. G. (2007). Metaphoric modelling of basic concepts in pedagogical discourse. PhD thesis abstract. Yekaterinburg, 23 p.
Khakhalova, S. A. (2014)/ Metaphor as a pedagogical tool [Metafora kak pedagogicheskii instrument]. Vestnik Buriatskogo gosudarstvennogo universiteta. Filosofia [Bulletin of the Buryat University. Philosophy]. № 1-2: 35-40.
Kovecses Z. (2020) Extended Conceptual Metaphor Theory. Cambridge University Press. 196 p. Kovecses Z. (2017) Levels of metaphor. Cognitive Linguistics, 28(2): 321-347. doi: 10.1515/cog-2016-0052
Lakoff G., Johnson M. (2004) Metafory kotorymi my zhivem (Metaphors we live by). М.: Editorial URSS. 256 p.
Lakoff G. (1990) The Invariance Hypothesis: Is Abstract Reason Based on Image-Schemas? Cognitive Linguistics, 1: 39-74.
Musolff A. (2017) Metaphor and Cultural Cognition. Advances in Cultural Linguistics. Sharifian F. (ed.), Singapore: Springer, Pp. 325-344. doi: 10.1007/978-981-10-4056-6_15 Polianina E. V. (2014/). Pedagogical discourse : key features and genres (on the material of the German language) [Pedagogicheskii diskurs : osnovnye kharakteristiki I zhanry (na materiale nemetskogo iazyka)]. Inostrannye iazyki v kontekste mezkul'turnoi kommunikatsii : materialy dokladov VI Mezdunarodnoi internet-konferentsii [Foreign languages in International Communication : Reports of the VI International Internet Conference]. Saratov, Pp. 82-87. Sullivan K. (2016) Integrating constructional semantics and conceptual metaphor. Constructions and Frames, 8(2): 141-165. doi: 10.1075/cf.8.2.02sul
Taittiriya Upanisad (with the commentary of Sankaracarya). Transl. by D.M. Ragoza. OVK. Saint-Petersburg. 1994. 148 p.
Vershinina, N. (2014). The image-making role of phitomorphic metaphor in educational discourse [Imidzheobrazuiushchaia rol' fitimorfnoi metafory v obrazovatel'nom diskurse]. Stilistika segodnia i zavtra. Materialy konferentsii. Chast' II [Stylistics today and tomorrow. Conference materials. Part II]. Moscow, Pp. 67-71.
Sources
Innovative Tips to Speed Up Language Acquisition (2012), Available at: https://www.gettingsmart.com/2012/12/7-innovative-tips-to-speed-up-language-acquisition/ (accessed 4 April 2021).
Allen M. Planning for Better Professional Development in an Uncertain Future (2020), Available at: https://www.edutopia.org/article/planning-better-professional-development-uncertain-future (accessed 4 April 2021).
Bleifeld K. Getting Students to Think Deeper About Content Using Technology (2017), Available at: https://blog.mimio.com/getting-students-to-think-deeper-about-content-using-technology (accessed 4 April 2021).
Crawford C. Going Viral (2015), Available at: https://eric.ed.gov/?id=EJ1046189 (accessed 4 April 2021).
Cruickshank D. Kaleidoscopic Learning: An Overview of Integrated Studies (2008), Available at: https://www.edutopia.org/integrated-studies-interdisciplinary-learning-overview (accessed 4 April 2021).
Elias M. Nurturing Intrinsic Motivation in Students (2018), URL:
https://www.edutopia.org/article/nurturing-intrinsic-motivation-students (accessed 4 April 2021).
Fisher J. Going deeper or going further: Where students advance in competency-based models
(2014), Available at: https://www.christenseninstitute.org/blog/going-deeper-or-going-further-
where-students-advance-in-competency-based-models/ (accessed 4 April 2021).
Food For Thought - How Do We Take It In? (2019), Available at:
https://www.shrewsbury.ac.th/riverside/recruitment/cpd/teaching-and-learning-detail/~board/shr-
teaching-blog/post/food-for-thought-how-do-we-take-it-in (accessed 4 April 2021).
How to Learn New Skills Faster: 11 Ways to Start (2021), Available at:
https://greatjobnew.com/how-to-learn-new-skills-faster-11-ways-to-start/ (accessed 4 April
2021).
How to Speed Up Learning Process: Step-by-step Guide (2021), Available at: https://greatjobnew.com/how-to-speed-up-learning-process/ (accessed 4 April 2021). Hutchinson High School October Students of the Month (2015), Available at: https://www.crowrivermedia.com (accessed 4 April 2021).
Kennedy J. 4 Behaviors That Help College Students Consume Video Content (2015), Available at: https://mytechdecisions.com/video/4-behaviors-that-help-college-students-consume-video-content/ (accessed 4 April 2021).
Lucantoni P. Getting Students To Do Things Themselves (2019), Available at: https://www.cambridge.org/us/education/blog/2019/07/20/getting-students-do-things-themselves/ (accessed 4 April 2021).
McCartny J. 3 Ways to Plan for Diverse Learners: What Teachers Do (2014), Available at: https://www.edutopia.org/blog/differentiated-instruction-ways-to-plan-john-mccarthy (accessed 4 April 2021).
Motivating Deeper Learning (2021), Available at: https://wp.auburn.edu/writing/motivating-deeper-learning/ (accessed 4 April 2021).
Pijanowski L. 8 Principles of Deeper Learning (2018), Available at:
https://www.edutopia.org/article/8-principles-deeper-learning (accessed 4 April 2021).
Smith J. Easy Ways to Build Background Knowledge Using Technology (2015), Available at:
https://www.thetechieteacher.net/2015/09/building-background-knowledge-techie-way_16.html
(accessed 4 April 2021).
Student Construction of Knowledge (2021), Available at: https://poorvucenter.yale.edu/ConstructingStudentKnowledge (accessed 4 April 2021). Teachers are Role Models. (2020), Available at: https://teach.com/what/teachers-are-role-models (accessed 4 April 2021).
Teaching Online (2020), Available at: https://www.leadingequitycenter.com/remoteteaching (accessed 4 April 2021).
The Best Metaphors about Teaching (2020), Available at: https://helpfulprofessor.com/metaphors-about-teachers/ (accessed 4 April 2021). Transformative Learning (2018), Available at: https://soe.uncg.edu/real-world-learning-2/ (accessed 4 April 2021).
Vogt K. Prior Learning Assessment & Competency-Based Education (2015), Available at: https://er.educause.edu/blogs/2015/3/prior-learning-assessment--competencybased-education (accessed 4 April 2021).
Wells A. To Spoon-Feed Or Not? (2017), Available at: https://www.teachertoolkit.co.uk/2017/02/23/spoon-feeding/ (accessed 4 April 2021). What is the Core Knowledge Sequence? (2020), Available at: https://www.coreknowledge.org/our-approach/core-knowledge-sequence/ (accessed 4 April 2021).