Научная статья на тему 'МЕТАФОРИЧЕСКАЯ РЕПРЕЗЕНТАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В АНГЛОЯЗЫЧНОМ ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ИНТЕРНЕТ-ДИСКУРСЕ'

МЕТАФОРИЧЕСКАЯ РЕПРЕЗЕНТАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В АНГЛОЯЗЫЧНОМ ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ИНТЕРНЕТ-ДИСКУРСЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
119
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНЦЕПТУАЛЬНАЯ МЕТАФОРА / ОБРАЗОВАНИЕ / ПРОЦЕСС ОБУЧЕНИЯ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ИНТЕРНЕТ-ДИСКУРС

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Муравьева Анастасия Евгеньевна, Мучкина Екатерина Сергеевна

В данной статье исследуется метафорическое представление одного из важнейших процессов в жизни человека - процесса обучения. Исследование выполнено на материале текстов педагогического интернет-дискурса, и в нём рассматривается ряд концептуальных метафор, многосторонне освещающих процесс обучения. Анализ практического материала позволяет выделить пять доминантных концептуальных метафор: LEARNING IS EATING, LEARNING IS A JOURNEY, LEARNING IS CLIMBING A MOUNTAIN, LEARNING IS BUILDING A PUZZLE, LEARNING IS BUILDING A HOUSE.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

METAPHORICAL REPRESENTATION OF THE LEARNING PROCESS IN PEDAGOGICAL INTERNET DISCOURSE

In this article, the authors analyze the metaphors used to communicate one of the most important processes in human life - the process of learning - in the pedagogical Internet discourse. They conclude that this type of discourse features five dominant metaphors: LEARNING IS EATING, LEARNING IS A JOURNEY, LEARNING IS CLIMBING A MOUNTAIN, LEARNING IS BUILDING A PUZZLE, LEARNING IS BUILDING A HOUSE. The article will primarily benefit metaphor scholars and might also be relevant to anyone with an interest in the representation of different aspects of education.

Текст научной работы на тему «МЕТАФОРИЧЕСКАЯ РЕПРЕЗЕНТАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В АНГЛОЯЗЫЧНОМ ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ИНТЕРНЕТ-ДИСКУРСЕ»

Wol'f, E. M. Subjective modality and semantics of proposition // Logical Analysis: Selected Works. 1988-1995. Ed. N. D. Arutyunova, N. F. Spiridonov. M .: Indrik, 2003. P. 87-101. (In Russian).

Zaliznyak Anna A. Polysemy in a language and ways of its presentation. M.: Yazyki slavyanskih kul'tur, 2006. 672 p. (In Russian).

УДК 811.11 ББК 81.2

DOI 10.51955/2312-1327_2021_3_87

МЕТАФОРИЧЕСКАЯ РЕПРЕЗЕНТАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В АНГЛОЯЗЫЧНОМ ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ИНТЕРНЕТ-ДИСКУРСЕ

Анастасия Евгеньевна Муравьева, orcid.org/0000-0001-7161-8105, Сибирский федеральный университет

пр. Свободный, 79 Красноярск, 660041, Россия anastasiae. m@mail.ru

Екатерина Сергеевна Мучкина, orcid.org/0000-0002-7173-0583, кандидат филологических наук, доцент Сибирский федеральный университет

пр. Свободный, 79 Красноярск, 660041, Россия EMuchkina@sfu-kras.ru

Аннотация. В данной статье исследуется метафорическое представление одного из важнейших процессов в жизни человека - процесса обучения. Исследование выполнено на материале текстов педагогического интернет-дискурса, и в нём рассматривается ряд концептуальных метафор, многосторонне освещающих процесс обучения. Анализ практического материала позволяет выделить пять доминантных концептуальных метафор: LEARNING IS EATING, LEARNING IS A JOURNEY, LEARNING IS CLIMBING A MOUNTAIN, LEARNING IS BUILDING A PUZZLE, LEARNING IS BUILDING A HOUSE.

Ключевые слова: концептуальная метафора, образование, процесс обучения, педагогический интернет-дискурс.

METAPHORICAL REPRESENTATION OF THE LEARNING PROCESS IN PEDAGOGICAL INTERNET DISCOURSE

Anastasia E. Muravieva, orcid.org/0000-0001-7161-8105, Siberian Federal University, 79, Svobodny Prospect Krasnoyarsk 660041, Russia anastasiae. m@mail.ru

Ekaterina S. Muchkina, orcid.org/0000-0002-7173-0583, Ph.D. in Philology, Associate Professor Siberian Federal University, 79, Svobodny Prospect Krasnoyarsk 660041, Russia EMuchkina@sfu-kras.ru

Abstract. In this article, the authors analyze the metaphors used to communicate one of the most important processes in human life - the process of learning - in the pedagogical Internet discourse. They conclude that this type of discourse features five dominant metaphors: LEARNING IS EATING, LEARNING IS A JOURNEY, LEARNING IS CLIMBING A MOUNTAIN, LEARNING IS BUILDING A PUZZLE, LEARNING IS BUILDING A HOUSE. The article will primarily benefit metaphor scholars and might also be relevant to anyone with an interest in the representation of different aspects of education.

Keywords: conceptual metaphor, education, learning, pedagogical discourse.

Введение

Издревле метафора понималась исключительно как троп, выполняющий поэтическую и эстетическую функцию: в Китае метафора изучалась как средство поэтики со времён Конфуция [Fan, 2018, p. 16], в Древней Индии и Древней Греции взгляды на метафору были аналогичными. За последнее столетие произошёл глубинный пересмотр онтологического статуса метафоры и её функций. Как отмечает Л. Кэмерон, метафора становится объектом исследования прикладной лингвистики, так как она рассматривается не как исключительная собственность поэтов, а как неотъемлемая часть повседневной речи, позволяющая «лучше понять как люди мыслят, как они извлекают смыслы из этого мира и друг из друга, а также как они общаются между собой» [Cameron, 2003, p. 2]. Так, с точки зрения когнитологии, метафора приобретает статус инструмента познания мира, так как она базируется на установлении ассоциативных связей между объектами.

Основоположники теории концептуальной метафоры Дж. Лакофф и М. Джонсон дают следующее классическое определение метафоры: «понимание и переживание сущности (thing) одного вида в терминах сущности другого вида» [Лакофф и др., 2004, с. 27]. В данном определении понятие метафоры приобретает более широкий характер, чем отмечалось

ранее - метафора рассматривается как основа концептуальной системы человека, в рамках которой он мыслит, объясняет и оценивает мир.

Таким образом, исследование концептуальных метафор позволяет увидеть, как носители той или иной культуры осмысляют то или иное явление, а также как подобное осмысление структурирует деятельность человека. Исследование концептуальных метафор, посредством которых осмысляется образовательный процесс, представляет особую важность, так как позволяет отследить те изменения, которые претерпевает образование в современном мире. Так, целью данного исследования является дальнейшее выявление и анализ концептуальных метафор, описывающих образовательный процесс в современном английском языке, на основе текстов педагогического интернет-дискурса. Поясним, что под педагогическим интернет-дискурсом мы понимаем динамическую и социальную систему ценностно-смысловой коммуникации участников образовательного процесса, функционирующую в образовательной среде [Полянина, 2014, с. 82] и реализующуюся в интернет-среде.

К числу базовых задач, стоящих перед авторами, следует отнести следующие: 1) описать феномен метафоризации, в том числе в рамках теории концептуальной метафоры; 2) рассмотреть когнитивные структуры, участвующие в процессе метафоризации; 3) описать выделенные метафорические модели, представляющие образовательный процесс (learning) в современной англоязычной культуре.

Материалы и методы

Данное исследование было выполнено на основе анализа ряда контекстов, отобранных методом сплошной выборки с 43 педагогических интернет ресурсов, т.е. англоязычных сайтов, имеющих педагогическую направленность; статей из интернет-ресурсов Edutopia, Teachers of Tomorrow; заметок из блогов на тему обучения, а также материалов с сайтов образовательных учреждений. Все материалы для анализа отбирались за период 2008-2021 гг.

Основным методом, применяемым в ходе настоящего исследования, является метод идентификации метафор в тексте (MIP), разработанный Л. Кэмерон [Cameron, 2003, p. 51-86]. Для анализа практического материала также применялся метод контекстуального анализа.

Результаты и дискуссия

В современной когнитивной парадигме, в русле которой выполнено данное исследование, метафора изучается как «средство мышления», а не как «языковое средство». Поэтому, согласно авторам теории концептуальной метафоры, локус самого процесса метафоризации всецело находится в мысли. Процессу метафоризации в теории концептуальной метафоры уделяется большое внимание, и именно в рамках этой теории было разработано подробное описание данного процесса. Основное положение теории концептуальной метафоры, касающееся метафоризации, состоит в

том, что метафоризация происходит на уровне когнитивных структур, именуемых областью цели (target domain) и областью источника (source domain), которые определяются как «когнитивные структуры, содержащие всю схематическую информацию, потенциально доступную для отображения посредством данной метафоры» [Sullivan, 2016, p. 147]. Так, метафора трактуется в терминах проекции знаний из области источника в область цели или как «ряд систематических соответствий между двумя структурами знаний (experience)» [Kövecses, 2020, p. 2]. Природа непосредственно области источника и области цели была описана ещё М. Блэком в 1962 г. в работе "Models and Metaphors: Studies in Language and Philosophy". В своём эссе исследователь сравнивает процесс метафоризации с тем, как мы смотрим на звёздное небо через затонированное стекло, на котором некоторые полосы оставлены прозрачными. Так, звёзды, попадающие в эти полоски, образуют некую структуру. Таким же образом, область цели проецируется на фоне области источника (вторичный предмет и основной предмет в терминах М. Блэка) [Black, 1962, p. 41]. Отсюда следует, что в процессе метафоризации данные две области обладают разной природой: область цели имеет структуру (подобно линиям на стекле), в то время как область источника представляет собой набор данных.

Развивая данное положение, исследователи отмечают, что когнитивные структуры, участвующие в процессе метафоризации, могут отличаться по уровню схематичности и концептуального разнообразия. Среди них выделяются схемы-образы [Dodge et al., 2005], области, фреймы, ментальные пространства [Fauconnier, 2007]. З. Кёвечеш утверждает, что упомянутые структуры «могут рассматриваться как занимающие разные уровни в иерархии схематичности» [Kövecses, 2017, p. 323-324]. Исследователь представляет данные структуры в виде схемы по нарастанию схематичности, где IS - схема-образ, DM - концептуальная область, FR - фрейм, MS -ментальное пространство (см. рис. 1).

Рисунок 1 - Когнитивные структуры по уровню схематичности

Схемы-образы, которые определяются как «относительно простые когнитивные структуры, постоянно воспроизводящиеся в процессе физического взаимодействия человека с действительностью» [Лакофф и др., 2004, р. 267], являются наиболее схематичными, и, как утверждают

IS

исследователи, такие метафоры, как метафоры путешествия, укоренены в первичных метафорах. Например, метафора ЛЮБОВЬ - ЭТО ПУТЕШЕСТВИЕ основана на таких первичных метафорах как ЦЕЛИ - ЭТО ПУНКТЫ НАЗНАЧЕНИЯ и ПЕРЕМЕНЫ/ПРОГРЕСС - ЭТО ДВИЖЕНИЕ [Gibbs, 2017, p. 325].

Если рассматривать вышеназванные структуры по уровню концептуального разнообразия и степени узости и специфичности хранящегося в них знания, то они будут располагаться в обратном представленному на схеме порядке [Kövecses, 2020, p. 52-55]. Следовательно, существуют разные уровни метафор в зависимости от того, на основе каких структур они формируются [Kövecses, 2017, p. 321]. Чем выше уровень, тем более метафора специфична, и тем больше ограничений на появление или частоту употреблений определённых метафорических связей [David et al., 2016, p. 234].

Далее обратимся непосредственно к анализу практического материала. В числе первых рассмотрим метафору, структурирующую процесс обучения в терминах движения: My thoughts run toward how to help teachers and support them with that learning curve so they don't do a nosedive off the cliff [Allen, 2020].

• Схема-образ: ЦЕЛЕНАПРАВЛЕННОЕ ДЕЙСТВИЕ - ЭТО ДВИЖЕНИЕ.

• Область: ОБУЧЕНИЕ - ЭТО ПУТЬ.

• Фрейм: ОБУЧЕНИЕ - ЭТО ПУТЬ К ВЕРШИНЕ.

• Ментальное пространство: СДАТЬСЯ В ТЯЖЁЛОМ ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ - СОРВАТЬСЯ С УТЁСА.

На этом примере мы видим, что на уровне схемы-образа метафоры обладают «высокой степенью генерализованности и универсальности», и в них «трудно увидеть что-либо культурно-специфичное» [Musolff, 2017, p. 339]. Тем не менее, на более высоких уровнях когнитивные структуры «могут включать в себя культурные модели» (например, как в той или иной культуре выглядит морское путешествие, и как выглядит процесс обучения) [David et al., 2016, p. 215]. Следовательно, высшие уровни метафоры содержат более культурно-специфичное знание, и в этом также заключается культурная ценность метафоры как носителя культурного опыта. Согласно К. Бассо, именно в метафоре, более чем в какой-либо другой форме символического выражения, язык и культура демонстрируют свою неразрывную связь [Basso, 1976, p. 79].

Также стоит отметить, что источник и цель рассматриваются не только с позиции схематичности, но и с позиции конкретности/абстрактности. Автор расширенной теории концептуальной метафоры З. Кёвечеш отрицает строгое разделение конкретных и абстрактных понятий, которые могут выступать в качестве области источника. Исследователь утверждает, что любое понятие содержит как онтологическую, т. е. конкретную часть (embodied content ontology), так и часть фигуративного конструкта (figurative construal -понимание посредством фигуративного значения), т.е. абстрактность

[Kovecses, 2020, p. 33]. Метафора является инструментом осмысления понятий любой степени конкретности/абстрактности. Исследователи, начиная с Дж. Лакоффа, отмечают тенденцию к осмыслению более абстрактных сущностей в терминах более конкретных. Пусть не каждая метафора вписывается в данное утверждение, но таких метафор довольно много, так как «метафоры, которые могут прояснить многие сложности абстрактных понятий <...> будут наиболее привлекательными и широко распространятся среди говорящих» [Gibbs, 2017, p. 325]. Следовательно, такие онтологические категории как процессы (в нашем случае - процесс обучения) будут иметь тенденцию к осмыслению посредством процессов, имеющих более конкретный характер.

Исследования, касающиеся метафорической репрезентации образовательного процесса, проводились такими отечественными и зарубежными лингвистами как Дж. Грэди [Grady, 1998], Л. Кэмерон [Cameron, 2003], Е.Г. Кабаченко [Кабаченко, 2007], С.А. Хахалова [Хахалова, 2014], Е.Н. Вершинина [Вершинина, 2014], Э.В. Будаев [Budaev et al., 2015] и др. К примеру, Э.В. Будаевым были выделены основные области источника, проецируемые на образовательный процесс: «для репрезентации концепта "образование" чаще других привлекаются метафоры со сферами-источниками "путешествие" (19,4%), "дом, строительство" (12,2%), "производство" (9,8%) и "растительный мир" (9,8%)» [Budaev et al., 2015, p. 564].

Так как неотъемлемыми компонентами образовательного процесса являются ученик и учитель, процесс обучения концептуализируется с двух сторон: как LEARNING и как TEACHING. В фокус метафорического представления обучения с позиции учителя могут попадать такие метафоры, как:

TEACHING IS SHAPING: Together, we're paying homage to the teachers that have played such an integral part in shaping our lives [Teachers are Role Models, 2020].

TEACHING IS CULTIVATING: The key to preserving (not creating) intrinsic motivation is to nurture students to move to the next level [Pijanowski, 2018].

TEACHING IS GUIDING: The teacher leads the student through interesting new concepts, places and ideas [The Best Metaphors about Teaching, 2020].

В задачи же нашего исследования входит описание второй стороны метафорической концептуализации процесса обучения - со стороны ученика (learning). Одна из концептуальных метафор процесса обучения -LEARNING IS ACQUIRING - была предложена и подробно описана Дж. Грэди [Grady, 1998, p. 14]. Исследователь приводит следующие примеры реализации данной метафоры:

• I have a much better understanding of tax law now than I did before I took this course [ebd].

• She had acquired an intimate knowledge of the terrain, which now helped her to travel quickly [ebd].

В нашем исследовании данная концептуальная метафора была намеренно опущена.

В рамках настоящего исследования было выделено ещё пять концептуальных метафор, концептуализирующих образовательный процесс (learning). Выделенные концептуальные метафоры представлены ниже.

Первой концептуальной метафорой, выявленной в ходе данного исследования, является метафора LEARNING IS EATING, в метафорическом фокусе которой находится та часть процесса обучения, которая предполагает получение информации и дальнейшее её осмысление и категоризацию, т.е. «потребление» и «переваривание» полученных новых знаний. Приведём несколько примеров реализации данной метафоры в педагогическом интернет-дискурсе:

• They need time to reflect on and digest the learning activities before moving on to the next segment of a lesson [McCartny, 2015].

• James Conduit, Director of ESL provided us with some interesting ideas of how we can help our students digest the information that is around them [Food For Thought - How Do We Take It In, 2019].

• "Educators need to be watching students consume content, " Cross says [Kennedy, 2015].

Данная метафора имеет тесную взаимосвязь с концептуальной метафорой IDEAS ARE FOOD [Лакофф и др., 2004, c. 75-76] и представляет образовательный процесс со стороны ученика как принятие и усвоение идей и концепций, необходимых для обучения. Так, здесь более абстрактный процесс обучения осмыслен через процесс более выраженного материально характера - принятие пищи. Стоит отметить, что подобное осмысление образовательного процесса встречается и в довольно древних текстах. К примеру, в Тайттирийа упанишаде (около X-VI в. До н.э.) встречается следующее обращение-молитва на санскрите, которое традиционно повторялось перед началом обучения:

Ом саха нававату | саха нау бхунакту | саха вйрйам карававахаи | теджасви навадхйтамасту | ма видвишавахаи 11

Пусть он защитит нас обоих. Пусть он питает нас обоих. Пусть оба мы, вместе, обретём силу. Пусть наше изучение будет блестящим. Пусть мы не будем искать недостатки друг в друге [Тайттирийа упанишад, 1994, с. 56]. Здесь мы видим интересный случай метафорической репрезентации образовательного процесса: Бог «кормит» учителя и ученика знанием, в результате чего они становятся сильными и способными, так же и учитель «кормит» ученика знанием. В современном английском языке также встречаются метафорические выражения, в которых учитель «кормит» ученика знанием/информацией:

• Teachers are apparently stopping children from thinking creatively by spoon-feeding them the answers they need to successfully complete their work [Wells, 2015].

• Teachers _ feed students with information to memorise and regurgitate for a test or an exam, and then forget it [Lucantoni, 2019].

Однако стоит отметить, что в отличие от языка культуры Древней Индии - санскрита, в современном английском языке метафорическое выражение «кормить знанием/информацией» чаще встречается в негативном контексте (см. пример выше). Это объясняется как снижением ценности информации в современном мире в связи с её доступностью, так и тенденциями к самостоятельности в образовании в британской и американской культурах.

Другой распространённой концептуальной метафорой является метафора LEARNING IS A JOURNEY. Путешествие представляет собой прохождение ряда уроков или тем, последовательный набор необходимых компетенций:

• Because of her dedication and hard-work, Sydney will not only go _ far in learning the Spanish language, but also achieve great things in life [Hutchinson High School October Students of the Month, 2015].

• Teachers need to continually come back to how information is relevant in order to show students that applying the knowledge does happen at some point down the road [Bleifeld, 2017].

• That student would then be able to move on to the next lesson or the next competency set [Vogt, 2015].

• In Teaching Online, we will walk you step-by-step through the entire process of launching and facilitating an online course [Teaching Online, 2020].

Данный аспект также включает в себя то, что скорость продвижения на пути образования может различаться у каждого обучающегося. Также, обучающийся может ускорить или замедлить ход своего обучения, может остановиться или сменить направление:

• Many of the students I encounter who are trying to learn a second language cite the same frustration: the slow, glacial pace of their language acquisition [7 Innovative Tips to Speed Up Language Acquisition, 2012].

• Also, do not rush through everything; instead, take your time to understand the entire meaning of the text [How to Speed Up Learning Process: Step-by-step Guide, 2021].

Также, в метафоре LEARNING IS A JOURNEY принимается во внимание не только количество последовательно изученных тем, но и тщательность и глубина изучения каждой темы. Так, Дж. Лакофф и М. Джонсон отмечают: «в метафоре ПУТЕШЕСТВИЯ глубокое - это то, что неочевидно, что находится не на поверхности, скрыто от непосредственного восприятия; нам необходимо углубляться в это. <...> Продвижение в тему на достаточную глубину - это часть путешествия» [Лакофф и др., 2004, с. 134].

• But the notion that wherever students go next is inherently a deeper exploration of material might not apply to every model and might not always achieve the goal at hand [Fisher, 2014].

Тот же аспект содержания или глубины может быть представлен согласованным (coherent) с метафорой путешествия метафорой LEARNING IS A CONTAINER. Согласно Дж. Лакоффу и М. Джонсону, «метафорической ориентации глубины соответствует базовость в метафорах СТРОЕНИЯ и ВМЕСТИЛИЩА и идея неясности в метафоре ПУТЕШЕСТВИЯ» [Лакофф и др., 2004, с. 134]. Приведём ещё несколько примеров с лексемой "deep", употреблённой метафорически:

• There are actions we can take now to empower teachers to achieve these deeper levels of learning [Elias, 2018].

• There's great value in going deeply into a subject and learning the tools and the approaches that are used by specialists in those areas [Cruickshank, 2008].

Таким образом, в согласованных метафорах ПУТЕШЕСТВИЯ и ВМЕСТИЛИЩА представлен ход образовательного процесса: обучение - это продвижение по поверхности и вместе с тем оставление следа определённой глубины. Иными словами, две рассмотренные выше метафоры в согласованности отражают идею последовательного накопления содержания в процессе обучения.

Другая выделенная в ходе исследования концептуальная метафора -LEARNING IS CLIMBING A MOUNTAIN - также согласована с метафорой «путешествия», так как она, как и вышеупомянутые концептуальные метафоры, определяется в терминах категорий «прохождения», «перемещения в пространстве». Приведём некоторые примеры реализации концептуальной метафоры «восхождения»:

• They take students to new heights of knowledge, new levels of skill, and new degrees of multicultural awareness [Transformative Learning, 2018].

• We've all experienced a pretty steep learning curve as parents, homeschool tutors, and a new-to-working-at-home workforce as we constantly try to adjust to the Covid-19 world [Allen, 2020].

В данном случае, в метафорическом фокусе, помимо всего прочего, находится и возрастающая трудность обучения: каждый шаг при восхождении в гору даётся труднее, чем предыдущий. Это можно представить в виде так называемой «кривой обучения», вначале имеющей небольшой угол наклона, который постепенно увеличивается, что отражает трудность продвижения в обучении на высоком уровне (см. рис. 2)

Кривая обучения

Рисунок 2 - Кривая обучения

Рассмотрим следующую концептуальную метафору, позволяющую осмыслить процесс обучения несколько с другой стороны - LEARNING IS BUILDING A PUZZLE:

• While the teacher acts as facilitator or coach, students assemble their own understanding of the concepts [Crawford, 2015].

• In today's classroom building background knowledge is easier than ever before with the help of instructional technology [Smith, 2015].

Здесь в метафорическом фокусе оказываются желаемые для обучающегося результаты (т.е. картинка на коробке паззла), а также особенности протекания данного процесса (например, деление картинки на части и работа с каждой в отдельности):

• You can start by breaking skills down into very simple pieces and work your way up to more complicated pieces [How to Learn New Skills Faster: 11 Ways to Start, 2021].

• Students learn by connecting new knowledge with knowledge and concepts that they already know, thereby constructing new meanings [Student Construction of Knowledge, 2021].

• One reason these problem-based approaches work is because giving students a context for the information they need to learn creates a way to connect pieces of information together and move from just rote memorization to application [Motivating Deeper Learning, 2021].

Заключительная в данном перечне концептуальная метафора -LEARNING IS BUILDING A HOUSE - согласована с предыдущей в категории «построения», но при осмыслении образовательного процесса посредством данной метафоры особое внимание уделяется последовательности («уровневости») обучения, начиная с «закладки фундамента»:

• The Sequence is intended to help children establish strong_foundations of knowledge grade by grade from preschool through grade eight [What is the Core Knowledge Sequence, 2020].

Итак, на основе анализа практического материала в ходе данного исследования выделены следующие концептуальные метафоры: LEARNING IS EATING (1), LEARNING IS A JOURNEY (2), LEARNING IS CLIMBING A MOUNTAIN (3), LEARNING IS BUILDING A PUZZLE (4), LEARNING IS BUILDING A HOUSE (5). Данные концептуальные метафоры являются инструментом для многостороннего осмысления образовательного процесса в различных его аспектах, таких как процесс и результат образования, постепенность и качество обучения, его «порционность» и т.д. Поскольку процесс образования многогранен, данный перечень не является исчерпывающим, и он может быть дополнен другими концептуальными метафорами, которые не вошли в фокус настоящего исследования.

Заключение

На основе проведённого анализа практического материала представляется возможным заключить, что образовательный процесс в педагогическом интернет-дискурсе подвергается тщательному и разноплановому метафорическому осмыслению. Разноплановость проявляется как и в разнообразии источниковых зон для концептуальных метафор, так и в разнообразии языковых единиц, посредством которых данные метафоры реализуются. Тем не менее, в метафорической репрезентации процесса обучения в англоязычном педагогическом интернет-дискурсе присутствует общая тенденция к его осмыслению в терминах деятельности человека, имеющей более конкретный характер, такой как принятие пищи, перемещение в пространстве, строительство. Естественно, что такая важнейшая сфера человеческой жизни как образование всегда будет предметом метафорического осмысления, и анализ концептуальных метафор позволяет проследить изменения в образовательном процессе, а также его культурную специфику, что открывает новые горизонты для дальнейшего изучения данной темы.

Библиографический список

Вершинина, Е. Н. Имиджеобразующая роль фитоморфной метафоры в образовательном дискурсе // Стилистика сегодня и завтра: материалы конференции. Часть II. М.: Московский государственный университет. 2014. С. 67-71.

Кабаченко, Е. Г. Метафорическое моделирование базисных концептов педагогического дискурса: автореф. дис. ... канд. филол. наук: 10.02.01 / Е. Г. Кабаченко. Екатеринбург, 2007. 23 с.

Лакофф, Дж. Метафоры, которыми мы живем / Дж. Лакофф, М. Джонсон. М. : Едиториал УРСС, 2004. 256 с.

Полянина, Е. В. Педагогический дискурс: основные характеристики и жанры (на материале немецкого языка) // Иностранные языки в контексте межкультурной коммуникации: материалы докладов VI Международной интернет-конференции. Саратов: Наука. 2014. С. 82-87.

Тайттирийа Упанишад (с комментариями Шанкарачарии). СПб.: ОВК., 1994. 148 с. Хахалова С. А. Метафора как педагогический инструмент // Вестник Бурятского государственного университета. Философия. 2014. № 1-2. С. 35-40.

Basso, K. H. Meaning in Anthropology / K.H. Basso, H.A. Selby (eds). Albuquerque : University of New Mexico Press, 1976. 176 p.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Black, M. Models and Metaphors: Studies in Language and Philosophy. - Cornell University Press, Ithaca, 1962. 273 p.

Budaev, E. V., Chudinov A. P., Trubina G. F. Conceptual Metaphor in Educational Discourse //

Biosciences Biotechnology Research Asia. 2015. №12 (1). Pp. 561-567.

Cameron, L. Metaphor in Educational Discourse. - Continuum. London. 2003, 294 p.

David O., Lakoff G., Stickles E. Cascades in metaphor and grammar // Constructions and Frames,

2016. №8 (2). Pp. 214-255.

Dodge, E., Lakoff, G. Image schemas: From linguistic analysis to neural grounding // From perception to meaning. Berlin, New York: De Gruyter Mouton, 2005. Pp. 57-90. Fan, L. Literature Review on the Cognitive Approach to Metaphor // Journal of RationalEmotive & Cognitive-Behavior Therapy. 2018. №26. Pp. 16-29. Fauconnier G. Mental Spaces. - Cambridge University Press, Cambridge, 2007. 190 p. Gibbs, R. The embodied and discourse views of metaphor: Why these are not so different and how they can be brought closer together // Metaphor: Embodied Cognition and Discourse. Cambridge: Cambridge University Press, 2017. Pp. 319-335.

Grady, J. The 'Conduit' Metaphor Revisited: A Reassessment of Metaphors for Communication // Discourse and Cognition: Bridging the Gap. Stanford: CSLI Publications, 1998. Pp. 1-16. Kovecses, Z. Extended Conceptual Metaphor Theory. - Cambridge University Press. 2020, 196 p.

Kovecses, Z. Levels of metaphor // Cognitive Linguistics. 2017. №28-2. Pp. 321-347. Musolff A. Metaphor and Cultural Cognition //Advances in Cultural Linguistics, 2017. Pp. 325344.

Sullivan, K. Integrating constructional semantics and conceptual metaphor // Constructions and Frames. 2016. №8(2). Pp. 141-165.

Список источников иллюстративного материала

7 Innovative Tips to Speed Up Language Acquisition // [Electronic resource]. - 2012. URL: https://www.gettingsmart.com/2012/12/7-innovative-tips-to-speed-up-language-acquisition/ (дата обращения: 04.04.2021).

Allen M. Planning for Better Professional Development in an Uncertain Future // Edutopia [Electronic resource]. - 2020. URL: https://www.edutopia.org/article/planning-better-professional-development-uncertain-future (дата обращения: 04.04.2021). Bleifeld K. Getting Students to Think Deeper About Content Using Technology // [Electronic resource]. - 2017. URL: https://blog.mimio.com/getting-students-to-think-deeper-about-content-using-technology (дата обращения: 04.04.2021).

Crawford C. Going Viral // [Electronic resource]. - 2015. URL: https://eric.ed.gov/?id=EJ1046189 (дата обращения: 04.04.2021).

Cruickshank D. Kaleidoscopic Learning: An Overview of Integrated Studies // Edutopia [Electronic resource]. - 2008. URL: https://www.edutopia.org/integrated-studies-interdisciplinary-learning-overview (дата обращения: 04.04.2021).

Elias M. Nurturing Intrinsic Motivation in Students // Edutopia [Electronic resource]. - 2018. URL: https://www.edutopia.org/article/nurturing-intrinsic-motivation-students (дата обращения: 04.04.2021).

Fisher J. Going deeper or going further: Where students advance in competency-based models // Christensen Institute Blog [Electronic resource]. - 2014. URL:

https://www.christenseninstitute.org/blog/going-deeper-or-going-further-where-students-advance-in-competency-based-models/ (дата обращения: 04.04.2021).

Food For Thought - How Do We Take It In? // [Electronic resource]. - 2019. URL: https://www.shrewsbury.ac.th/riverside/recruitment/cpd/teaching-and-learning-detail/~board/shr-teaching-blog/post/food-for-thought-how-do-we-take-it-in (дата обращения: 04.04.2021). How to Learn New Skills Faster: 11 Ways to Start // [Electronic resource]. - 2021. URL: https://greatjobnew.com/how-to-learn-new-skills-faster-11-ways-to-start/ (дата обращения: 04.04.2021).

How to Speed Up Learning Process: Step-by-step Guide // [Electronic resource]. - 2021. URL: https://greatjobnew.com/how-to-speed-up-learning-process/ (дата обращения: 04.04.2021). Hutchinson High School October Students of the Month // [Electronic resource]. - 2015. URL: https://www.crowrivermedia.com (дата обращения: 04.04.2021).

Kennedy J. 4 Behaviors That Help College Students Consume Video Content // [Electronic resource]. - 2015. URL: https://mytechdecisions.com/video/4-behaviors-that-help-college-students-consume-video-content/ (дата обращения: 04.04.2021).

Lucantoni P. Getting Students To Do Things Themselves // Brighter Thinking Blog [Electronic resource]. - 2019. URL: https://www.cambridge.org/us/education/blog/2019/07/20/getting-students-do-things-themselves/ (дата обращения: 04.04.2021)

McCartny J. 3 Ways to Plan for Diverse Learners: What Teachers Do // Edutopia [Electronic resource]. - 2014. URL: https://www.edutopia.org/blog/differentiated-instruction-ways-to-plan-john-mccarthy (дата обращения: 04.04.2021).

Motivating Deeper Learning // [Electronic resource]. - 2021. URL: https://wp.auburn.edu/writing/motivating-deeper-learning/ (дата обращения: 04.04.2021). Pijanowski L. 8 Principles of Deeper Learning // Edutopia [Electronic resource]. - 2018. URL: https://www.edutopia.org/article/8-principles-deeper-learning (дата обращения: 04.04.2021) Smith J. Easy Ways to Build Background Knowledge Using Technology // [Electronic resource]. - 2015. URL: https://www.thetechieteacher.net/2015/09/building-background-knowledge-techie-way_16.html (дата обращения: 04.04.2021).

Student Construction of Knowledge // [Electronic resource]. - 2021. URL: https://poorvucenter.yale.edu/ConstructingStudentKnowledge (дата обращения: 04.04.2021). Teachers are Role Models // Teach.com [Electronic resource]. - 2020. URL: https://teach.com/what/teachers-are-role-models (дата обращения: 04.04.2021). Teaching Online // [Electronic resource]. - 2020. URL: https://www.leadingequitycenter.com/remoteteaching (дата обращения: 04.04.2021). The Best Metaphors about Teaching // [Electronic resource]. - 2020. URL: https://helpfulprofessor.com/metaphors-about-teachers/ (дата обращения: 04.04.2021). Transformative Learning // [Electronic resource]. - 2018. URL: https://soe.uncg.edu/real-world-learning-2/ (дата обращения: 04.04.2021).

Vogt K. Prior Learning Assessment & Competency-Based Education // Educause [Electronic resource]. - 2015. URL: https://er.educause.edu/blogs/2015/3/prior-learning-assessment--competencybased-education (дата обращения: 04.04.2021).

Wells A. To Spoon-Feed Or Not? // [Electronic resource]. - 2017. URL: https://www.teachertoolkit.co.uk/2017/02/23/spoon-feeding/ (дата обращения: 04.04.2021) What is the Core Knowledge Sequence? // [Electronic resource]. - 2020. URL: https://www.coreknowledge.org/our-approach/core-knowledge-sequence/ (дата обращения: 04.04.2021).

References

Basso, K. (1976). «'Wise Words' of the Western Apache: Metaphor and Semantic Theory». Meaning in Anthropology. Albuquerque, Pp. 93-121.

Black M. (1962) Models and Metaphors: Studies in Language and Philosophy. Cornell University Press, Ithaca. 273 p.

Budaev E .V., Chudinov A. P., Trubina G. F. (2015) Conceptual Metaphor in Educational Discourse. Biosciences Biotechnology Research Asia. 12(1)A 561-567. doi: 10.13005/bbra/1698 Cameron L. (2003) Metaphor in Educational Discourse. Continuum. London. 294 p. doi: 10.5040/9781474212076

David O., Lakoff G., Stickles E. (2016) Cascades in metaphor and grammar. Constructions and Frames. 8(2)A 214-255. doi: 10.1075/cf.8.2.04dav

Dodge E., Lakoff G. (2005) Image schemas: from linguistic analysis to neural grounding. From perception to meaning: image-schemas in cognitive linguistics. Hampe B., Grady J. (eds.). New York. Pp. 57-90. doi: 10.1515/9783110197532.1.57

Fan L. (2018) Literature Review on the Cognitive Approach to Metaphor. Journal of RationalEmotive & Cognitive-Behavior Therapy, 26: 16-29. doi: 10.1016/j.procs.2018.04.224 Fauconnier G. (2007). Mental Spaces. Cambridge University Press, 190 p. Gibbs R. (2017) The embodied and discourse views of metaphor: Why these are not so different and how they can be brought closer together. Metaphor: Embodied Cognition and Discourse. Hampe B. (ed.), Cambridge: Cambridge University Press, Pp. 319-335. doi: 10.1017/9781108182324.018

Grady J. (1998) The 'Conduit' Metaphor Revisited: A Reassessment of Metaphors for Communication. Discourse and Cognition: Bridging the Gap. Koenig, J.-P. (ed.), Stanford (CA), Pp. 1-16.

Kabachenko, E. G. (2007). Metaphoric modelling of basic concepts in pedagogical discourse. PhD thesis abstract. Yekaterinburg, 23 p.

Khakhalova, S. A. (2014)/ Metaphor as a pedagogical tool [Metafora kak pedagogicheskii instrument]. Vestnik Buriatskogo gosudarstvennogo universiteta. Filosofia [Bulletin of the Buryat University. Philosophy]. № 1-2: 35-40.

Kovecses Z. (2020) Extended Conceptual Metaphor Theory. Cambridge University Press. 196 p. Kovecses Z. (2017) Levels of metaphor. Cognitive Linguistics, 28(2): 321-347. doi: 10.1515/cog-2016-0052

Lakoff G., Johnson M. (2004) Metafory kotorymi my zhivem (Metaphors we live by). М.: Editorial URSS. 256 p.

Lakoff G. (1990) The Invariance Hypothesis: Is Abstract Reason Based on Image-Schemas? Cognitive Linguistics, 1: 39-74.

Musolff A. (2017) Metaphor and Cultural Cognition. Advances in Cultural Linguistics. Sharifian F. (ed.), Singapore: Springer, Pp. 325-344. doi: 10.1007/978-981-10-4056-6_15 Polianina E. V. (2014/). Pedagogical discourse : key features and genres (on the material of the German language) [Pedagogicheskii diskurs : osnovnye kharakteristiki I zhanry (na materiale nemetskogo iazyka)]. Inostrannye iazyki v kontekste mezkul'turnoi kommunikatsii : materialy dokladov VI Mezdunarodnoi internet-konferentsii [Foreign languages in International Communication : Reports of the VI International Internet Conference]. Saratov, Pp. 82-87. Sullivan K. (2016) Integrating constructional semantics and conceptual metaphor. Constructions and Frames, 8(2): 141-165. doi: 10.1075/cf.8.2.02sul

Taittiriya Upanisad (with the commentary of Sankaracarya). Transl. by D.M. Ragoza. OVK. Saint-Petersburg. 1994. 148 p.

Vershinina, N. (2014). The image-making role of phitomorphic metaphor in educational discourse [Imidzheobrazuiushchaia rol' fitimorfnoi metafory v obrazovatel'nom diskurse]. Stilistika segodnia i zavtra. Materialy konferentsii. Chast' II [Stylistics today and tomorrow. Conference materials. Part II]. Moscow, Pp. 67-71.

Sources

Innovative Tips to Speed Up Language Acquisition (2012), Available at: https://www.gettingsmart.com/2012/12/7-innovative-tips-to-speed-up-language-acquisition/ (accessed 4 April 2021).

Allen M. Planning for Better Professional Development in an Uncertain Future (2020), Available at: https://www.edutopia.org/article/planning-better-professional-development-uncertain-future (accessed 4 April 2021).

Bleifeld K. Getting Students to Think Deeper About Content Using Technology (2017), Available at: https://blog.mimio.com/getting-students-to-think-deeper-about-content-using-technology (accessed 4 April 2021).

Crawford C. Going Viral (2015), Available at: https://eric.ed.gov/?id=EJ1046189 (accessed 4 April 2021).

Cruickshank D. Kaleidoscopic Learning: An Overview of Integrated Studies (2008), Available at: https://www.edutopia.org/integrated-studies-interdisciplinary-learning-overview (accessed 4 April 2021).

Elias M. Nurturing Intrinsic Motivation in Students (2018), URL:

https://www.edutopia.org/article/nurturing-intrinsic-motivation-students (accessed 4 April 2021).

Fisher J. Going deeper or going further: Where students advance in competency-based models

(2014), Available at: https://www.christenseninstitute.org/blog/going-deeper-or-going-further-

where-students-advance-in-competency-based-models/ (accessed 4 April 2021).

Food For Thought - How Do We Take It In? (2019), Available at:

https://www.shrewsbury.ac.th/riverside/recruitment/cpd/teaching-and-learning-detail/~board/shr-

teaching-blog/post/food-for-thought-how-do-we-take-it-in (accessed 4 April 2021).

How to Learn New Skills Faster: 11 Ways to Start (2021), Available at:

https://greatjobnew.com/how-to-learn-new-skills-faster-11-ways-to-start/ (accessed 4 April

2021).

How to Speed Up Learning Process: Step-by-step Guide (2021), Available at: https://greatjobnew.com/how-to-speed-up-learning-process/ (accessed 4 April 2021). Hutchinson High School October Students of the Month (2015), Available at: https://www.crowrivermedia.com (accessed 4 April 2021).

Kennedy J. 4 Behaviors That Help College Students Consume Video Content (2015), Available at: https://mytechdecisions.com/video/4-behaviors-that-help-college-students-consume-video-content/ (accessed 4 April 2021).

Lucantoni P. Getting Students To Do Things Themselves (2019), Available at: https://www.cambridge.org/us/education/blog/2019/07/20/getting-students-do-things-themselves/ (accessed 4 April 2021).

McCartny J. 3 Ways to Plan for Diverse Learners: What Teachers Do (2014), Available at: https://www.edutopia.org/blog/differentiated-instruction-ways-to-plan-john-mccarthy (accessed 4 April 2021).

Motivating Deeper Learning (2021), Available at: https://wp.auburn.edu/writing/motivating-deeper-learning/ (accessed 4 April 2021).

Pijanowski L. 8 Principles of Deeper Learning (2018), Available at:

https://www.edutopia.org/article/8-principles-deeper-learning (accessed 4 April 2021).

Smith J. Easy Ways to Build Background Knowledge Using Technology (2015), Available at:

https://www.thetechieteacher.net/2015/09/building-background-knowledge-techie-way_16.html

(accessed 4 April 2021).

Student Construction of Knowledge (2021), Available at: https://poorvucenter.yale.edu/ConstructingStudentKnowledge (accessed 4 April 2021). Teachers are Role Models. (2020), Available at: https://teach.com/what/teachers-are-role-models (accessed 4 April 2021).

Teaching Online (2020), Available at: https://www.leadingequitycenter.com/remoteteaching (accessed 4 April 2021).

The Best Metaphors about Teaching (2020), Available at: https://helpfulprofessor.com/metaphors-about-teachers/ (accessed 4 April 2021). Transformative Learning (2018), Available at: https://soe.uncg.edu/real-world-learning-2/ (accessed 4 April 2021).

Vogt K. Prior Learning Assessment & Competency-Based Education (2015), Available at: https://er.educause.edu/blogs/2015/3/prior-learning-assessment--competencybased-education (accessed 4 April 2021).

Wells A. To Spoon-Feed Or Not? (2017), Available at: https://www.teachertoolkit.co.uk/2017/02/23/spoon-feeding/ (accessed 4 April 2021). What is the Core Knowledge Sequence? (2020), Available at: https://www.coreknowledge.org/our-approach/core-knowledge-sequence/ (accessed 4 April 2021).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.