Научная статья на тему 'Метафора в неклассических интерпретациях'

Метафора в неклассических интерпретациях Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
706
108
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕТАФОРА / ФОРМА МЫСЛИ / ФОРМА МЫШЛЕНИЯ / СИМВОЛ / СОЗНАНИЕ / ПСИХИКА / МИФИЧНОСТЬ СОЗНАНИЯ / ИНТЕРПРЕТАЦИЯ / МОДЕЛЬ

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Мигуренко Р. А.

В рамках нетрадиционного понимания метафора представлена как символическая форма в аспекте мифичности сознания, как онтологическая форма существования и механизм функционирования мифичности на уровне мысли и языка. Исследование метафоры в новом аспекте расширяет границы её трактовок и позволяет видеть в ней не только языковую спецификацию «культурной» формы символа, а шире как спецификацию символов сознания. Определяются специфические функции метафоры, связанные с характером взаимодействия сознания и психики. Делается попытка описать метафору в смысле мифичности сознания в топографической модели.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE METAPHOR IN NONCLASSICAL INTERPRETATIONS

Within the limits of the nonconventional understanding, the metaphor is presented as a symbolical form in the aspect of consciousness mythisity, as an ontological form of existence and a mechanism of mythisity functioning at the level of idea and language. The research of the metaphor in the new aspect expands the borders of its tractability and allows seeing in it not only the language specification of the «cultural» form of a symbol, but wider as well -as specification of consciousness symbols. Specific functions of the metaphor connected with the character of interaction between consciousness and mentality are defined. An attempt is made to describe the metaphor in the sense of consciousness mythisity in the holographic model.

Текст научной работы на тему «Метафора в неклассических интерпретациях»

изменяющейся действительностью, что, несомненно, обнаруживает их единые истоки. Но актуализация прикладного аспекта научного знания и темы повседневности в философии все более удаляет их друг от друга. И конечно, осознание взаимной необходимости должно присутствовать и дополнять исследования.

Итак, выше были представлены существующие подходы к реконструкции онтологии науки в философии. В качестве таковых обозначены следующие: реконструкция на основании существующих в обществе теоретических тенденций и реконструкция образа науки из какой-либо философ-

ской системы. Обращение к истории философии позволило продемонстрировать, каким образом осуществлялась реализация этих подходов в истории развития философской мысли. Но указанные подходы оказываются недостаточными в связи с обнаруживающейся динамикой научного знания. Был предложен иной подход к осмыслению научной онтологии, позволяющий проблематизировать ряд актуальных моментов. Философия, основная функция которой - рефлексия над современностью, благодаря своей плюралистичности, позволяет выделять, осмыслять самые разные проблемы научного знания.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Гейзенберг В. Физика и философия [Электронный ресурс]. -режим доступа: lib.ru/filosof/gejzenberg /physicsandphilo-sophy.txt. - 366 k. - 26.11.2008.

2. Парус В.Н., Никифоров А.Л. Эволюция образа науки во второй половине XX века // В поисках теории развития науки / Под ред. А.Л. Никифорова. - М.: Наука, 1982. - 210 с.

3. Степин В.С. Теоретическое знание. - М.: Прогресс-традиция, 2000. - 744 с.

4. Маркова Л.А. От математического естествознания к науке о хаосе // Вопросы философии. - 2003. - № 5. - С. 78-91.

5. Глейк Дж. Хаос: Создание новой науки. - СПб.: Амфора, 2001. - 398 с.

6. Поппер К. Логика и рост научного знания. - М.: Прогресс, 1983. - 599 с.

7. Кун Т. Структура научных революций. - М.: ООО Изд-во «АСТ», ЗаО нПп «Ермак», 2003. - 365 с.

8. Фейерабенд П. Избранные труды по методологии науки: пер. с англ. и нем. - М.: Прогресс, 1986. - 544 с.

Поступила 28.11.2008 г.

УДК 140.1

МЕТАФОРА В НЕКЛАССИЧЕСКИХ ИНТЕРПРЕТАЦИЯХ

Р.А. Мигуренко

Томский политехнический университет E-mail: [email protected]

В рамках нетрадиционного понимания метафора представлена как символическая форма в аспекте мифичности сознания, как онтологическая форма существования и механизм функционирования мифичности на уровне мысли и языка. Исследование метафоры в новом аспекте расширяет границы её трактовок и позволяет видеть в ней не только языковую спецификацию «культурной» формы символа, а шире - как спецификацию символов сознания. Определяются специфические функции метафоры, связанные с характером взаимодействия сознания и психики. Делается попытка описать метафору в смысле мифичности сознания в голографической модели.

Ключевые слова:

Метафора, форма мысли, форма мышления, символ, сознание, психика, мифичность сознания, интерпретация, модель.

Начало традиционной парадигме метафоры, господствовавшей в философии в течение многих веков, положило учение Аристотеля. В классическом понимании, метафора - это скрытое сравнение, основанное на принципах аналогии; служит она для украшения речи и является художественным приемом; принадлежит поэтике и риторике и находится вне сферы мышления.

Представление о метафоре как о форме мышления стало доминировать со второй половины XX в. Изменения в понимании метафоры связаны и со сменой традиционных философских воззрений в

отношении рационализма и формально-логического мышления, и в связи с признанием языка в качестве самостоятельной реальности. Именно признание языка первичной сферой философского анализа («лингвистический поворот»), сделал востребованным изучение философскими методами такой формы языка как метафора.

Самое радикальное и неклассическое понимание метафоры мы находим у Ницше, который утверждает: метафора - всё! Человек обладает не знаниями о вещах, а лишь метафорами вещей. Истины - это метафоры, которые уже истрепались и

стали чувственно бессильными [1. С. 258]. Вместе с тем, следует признать, что первым «нетрадиционное» отношение к метафоре выразил Дж. Вико. Это ему принадлежит идея первичности метафорического смысла по отношению к буквальному. Ход рассуждения Вико схематично выглядит следующим образом: массовое сознание связано с эмоциями ^ эмоциональное сознание порождает символы ^ символы воплощаются в метафоры ^ метафора - это маленький миф ^ миф - это всё [2].

Все теории метафоры, полагает Дж.Р. Сёрль, можно разделить на теории сравнения, утверждающие, что метафорические высказывания связаны со сравнением или сходством двух или более объектов (это и есть традиционные теории), и теории семантического взаимодействия, а именно, метафорически употребленного выражения и окружающего буквального контекста (нетрадиционные теории) [3. С. 315].

В результате исследований метафоры в нетрадиционной парадигме появились новые трактовки метафоры как:

• формы мышления (А. Ричардс: метафора - результат взаимодействия мыслей; цель метафорического процесса определяет сознание, а смысл метафорического образа - слова и выражения) [3. С. 44-67];

• особой формы мысли (П. Рикёр: метафора -это отклоняющаяся предикация, а не отклоняющееся название; семантический сдвиг происходит не на уровне слов, а на уровне смысла; метафорическая референция является первоначальной, так как подсказывает, раскрывает, выявляет глубинные структуры реальности, с которыми мы соотносимся) [3. С. 416-427];

• механизма познания (Э. Маккормак: метафоры как компонента человеческого познания. Как форма познавательного процесса она связана с тем, что получает языковое выражение в определённом культурном контексте с помощью воплощенного сознания) [3. С. 363-381];

• средство организации концептуальных структур, как форма, способная задавать определённые представления о мире (Дж. Лакофф и М. Джонсон: метафора пронизывает всю нашу повседневную жизнь. Наша обыденная понятийная система, в рамках которой мы мыслим и действуем, метафорична по самой своей сути. Наше мышление, повседневный опыт и поведение в значительной степени обусловливаются метафорой) [3. С. 387-389];

• форма выражения первичного дорефлексивно-го отношения человека к миру, как генетический феномен (П. Рикёр: метафора связана с метафизическим отношением человека к миру. В метафорический акт вовлечены когнитивный, имагинативный и эмоциональный компоненты духовных сил человека) [3. С. 438-440];

• как номинативный приём, порождающий символ (имя), и как средство выражения символа (Н.Д. Арутюнова: метафора развивается в сторону фиксации смысла; она имеет функцию именования и функцию характеризующую) [3. С. 5-32].

В современной философии сложились различные подходы к метафоре. Если семантический подход наделяет метафору когнитивным значением и смыслом, то прагматический - лишает её всякой когнитивности. Дж.Р. Сёрль первичными полагает конкретные акты произнесения, основополагающим признается прагматический аспект языка, значение метафоры отождествляется с субъективным смыслом: «проблема метафоры затрагивает отношения, с одной стороны, значения слова и предложения, а с другой, - значение высказывания или значение говорящего высказывание... в настоящих метафорических высказываниях именно сохранение выражениями своих значений, и только оно, делает высказывание метафорическим». Безусловно, соглашается Дж.Р. Сёрль, метафорическое высказывание значит нечто отличное от значения соответствующих слов и предложений, но не потому, что изменились значения лексических элементов, а потому, что говорящий имеет в виду нечто отличное от их значений, потому что значение высказывания говорящего не совпадает со значением слова или предложения. Подход Сёрля прагматический, при таком подходе метафора лишается всякого когнитивного значения и считается или бессмыслицей, или, как в данном случае, заменой в прагматических целях прямого значения на фигуральное [3. С. 308-315].

При интенсиональном подходе ведущим признаётся коннотативное значение слова. Обратимся к теории Н. Гудмена, согласно которой при образовании метафоры происходит сдвиг от центрального значения рассматриваемого слова к его маргинальному значению. Принадлежность к метафоре, полагает Н. Гудмен, определяет наличие двух составляющих: семантического различия между двумя уровнями значения и логической оппозиции на одном из уровней. Метафора трансформирует свойство, действительное или привнесённое, в смысл; она не только вводит в состав значения скрытые коннотации, но включает в него и такие свойства, которые до той поры не подразумевались [3. С. 208-213].

Контекстуальный подход к метафоре исходит из решающей роли контекста в понимании метафоры; в основе эмотивного подхода лежит идея о том, что смысл метафоры тяготеет к её эмоциональной функции, формальный подход предполагает создание некой особой формулы метафоры.

Философско-онтологический подход позволяет рассматривать метафору как форму бытия мифичности воплощенного сознания на уровне мысли и языка.

Исследование метафоры в различных аспектах позволяет представить её во всей сложности и многообразии. Изучение роли метафоры в процессе мышления привело к описанию её как средства выражения понимания сложных значений. В ходе изучения взаимоотношений метафорического мышления с метафорой как языковым явлением демонстрируется производность метафорического выражения в языке от концептуальных метафор. Исследование метафоры в отношении проблемы истинности способствовали предположению, что ложность буквального выражения может означать его истинность в метафорическом смысле. Рассмотрение метафоры в области коммуникации явило её в качестве своеобразного фильтра в информационных потоках. Метафора в аспекте мифичности воплощенного сознания описывается как спецификация символа. В этом аспекте метафора предстаёт онтологической формой и механизмом функционирования мифичности сознания.

В рамках онтологического подхода возможно исследование метафоры в смысле мифичности сознания, что, с одной стороны, расширяет границы её трактовок, а с другой, - позволяет видеть в ней не только языковую спецификацию «культурной» формы символа, но и спецификацию символов сознания. При этом, мифичность в отношении сознания трактуется как способность сознания к мифотворчеству, обусловленная его символической природой.

Как онтологическая форма мифичности сознания метафора содержит в себе сознательные и психические компоненты: «основу задаёт сознание», «оболочка» принадлежит психическому. Модификации содержания метафоры, возникающие благодаря «оболочке», - результат множества интерпретаций, проистекающих из множества смыслов, заключённых в символической основе «содержания». В духе Мамардашвили - Пятигорского [5], метафора в смысле мифичности сознания может быть представлена как материя символа, явившаяся в результате индивидуальной психической проработки и языкового описания факта сознания. Иначе: метафора - это изображение символа на полюсе индивидуальной психической и языковой проработки. Если символ понимать как задание сознания, то метафора есть то, что «получилось в ответе», есть результат выполнения этого задания психическим механизмом. Метафора как спонтанный текст представляет собой репрезентацию спонтанных посылок сознания - символов. Как языковой феномен, метафора закрепляет интерпретацию психофизиологическим механизмом структур сознания, в которых уже содержится первичная рефлексия - «переживание» психикой состояний сознания. Как форма, в которой объекта и его интерпретация неразличимы, метафора представляет собой новую (мифическую) реальность. Как особое измерение объектов и явлений она есть мифическое сознание. В то же время, метафора является конкретной формой мифического, и чем

ближе метафора к «первичному» сознательному содержанию, тем глубже она по смыслу.

Как способ актуализации символа метафора реализуется двумя путями: от психики к сознанию и наоборот. Способность метафоры ввести психику в определённые структуры сознания - это «путь обратно» (путь К.Г. Юнга). Движение от сознания к психике - «путь туда» (путь Мамардашвили - Пятигорского). Способность символа реализоваться в метафоре обусловлена наличием у него нескольких смыслов: собственного смысла, смысла в отношении сознания и смысла в отношении психики («мира вещей»). Как способ конкретизации символа, метафора есть формализация того нечто от сознания, которое нёс символ; она есть форма жизни символа.

В современных теориях метафора описывается как многофункциональный феномен. Метафора, являясь онтологической формой мифичности сознания, т. е. форма проявления и существования мифологизирующего сознания, решает специфические задачи:

• репрезентации посылок сознания - символов;

• изображения символов сознания на полюсе индивидуальной психической и языковой проработки (иконическая функция);

• простейшей систематизации метаязыка.

Указанные функции связаны с характером

взаимодействия сознания и психики. Согласно теории символического сознания, метафора является формой закрепления интерпретации индивидуальной психикой содержательных структур сознания. В ней содержится первичная (специфическая) рефлексия, являющаяся переживанием психикой состояний сознания [5]. В этом случае метафора выполняет указанную функцию систематизации метаязыка. Поскольку метаязык может существовать в форме мифа, метафора участвует в систематизации метаязыковых текстов.

Для описания природы и механизма метафоры была использована модель голограммы, заимствованная из сферы физической оптики, как идеальная форма, позволяющая решить многие проблемы, связанные с познанием метафоры: объединить классические и неклассические трактовки, представить с точки зрения формы, объяснить слияние в ней смысла и образа, мгновенность и эффективность её действия - всё это способна объяснить, по мнению И.В. Полозовой, голографическая модель метафоры [4. С. 23].

Голограмма представляет собой «картинку» взаимодействия двух лучей света - луча отражённого и луча непосредственно идущего от источника света. Это взаимодействие (интерференция) и обеспечивает объёмное изображение, т. е. форму. Воспользуемся идеей голограммы для того, чтобы представить метафору как «объёмную форму», специфическую онтологическую форму мифологизирующего сознания. В нашем случае «источником

света» будет сознание, «отражателем» - индивидуальная психика и её механизм. «Луч света» - это символ сознания, «луч света, отражённый от индивидуальной психики» есть уже символ сознания, интерпретированный психикой. Многофункциональный объект голограммы = символ сознания, психически отражённый, описанный на языке культуры = метафора/«маленький миф». Онтологической основой метафоры/мифа является реальность между сознанием и психикой, но с сознанием и психикой. Модель голограммы позволила нам сконструировать метафорический процесс на уровне взаимодействия сознания и психики. При интерпретации сознания: а) как уровня корреляции психических феноменов; б) как явления совпадения «как?» и «что?»; в) как того, что способно интерпретировать психическое как само себя, - в этом случае необходимое для «голографического» эффекта условие взаимодействия сходных структур «обеспечено» [5. С. 42-44].

Для объяснения природы метафоры, её механизма используются возможности и философии, и психологии, и лингвистики, и квантовой механики (эффект рождения метафоры как эффект квантового скачка), голографическая модель и т. д. Каков

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Ницше Ф. Об истине и лжи во вненравственном смысле. Избранные произведения в 3 т. Т. 3. Сост. А.А. Жаровский. - М.: REEL-BOOK, 1994. - С. 254-265.

2. Вико Дж. Основания новой науки об общей природе нации. -М.-Киев: REFL-BOOK, 1994. - 656 с.

3. Теория метафоры. Сб. статей. Под общей ред. Н.Д. Арутюновой и М.А. Журинской. - М.: Прогресс, 1990. - 512 с.

эффект от «эффектов»? Ф. Ницше, занимая самую радикальную, самую неклассическую позицию в отношении метафоры, утверждал: Всё - метафора. Истины - это метафоры, это движущиеся толпы метафор, о которых позабыли, что они метафоры. Наш интеллект - жалкий самообманщик. Побуждение к образованию метафор - это основное побуждение человека» [1]. И опровергнуть классика, и обратное доказать - трудно: есть аргументы «за», есть аргументы «против». Но следует признать: и человек разумный боится интуиций, и интуитивно мыслящий - презирает абстракции, «но оба они хотят господствовать над жизнью» (в духе Ф. Ницше и вместе с ним).

Двадцатый век - свидетель: неклассические интерпретации метафоры реабилитируют её как форму мышления и мысли; не отрицают её эвристические, гносеологические и интуитивные возможности; признают способности метафоры к структурированию и моделированию наших представлений о мире; объясняют высокий онтологический статус метафоры, который обеспечивается безрассудным (дорефлексивным) отношением человека к миру.

4. Полозова И.В. Метафора как средство философского и научного познания: Aвтореф. дис. ... д.ф.н. - М.: МГУ, 2003. - 38 с.

5. Мамардашвили М.К., Пятигорский АМ. Символ сознания. -

М.: Школа «Языки русской культуры», 1999. - 216 с.

Поступила 19.11. 2008 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.