Научная статья на тему 'МЕТАФОРА ПОЕЗДА В БЛЮЗЕ: АТРИБУТИВНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЖАНРА И СРЕДСТВО МИФОЛОГИЗАЦИИ ВРЕМЕНИ '

МЕТАФОРА ПОЕЗДА В БЛЮЗЕ: АТРИБУТИВНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЖАНРА И СРЕДСТВО МИФОЛОГИЗАЦИИ ВРЕМЕНИ Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
2
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
темпоральная метафора / метафора поезда / мифологизация времени / блюз / мифологический герой / temporal metaphor / train metaphor / time mythologization / blues / mythologic hero

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Андрей Геннадиевич Иванов

Жанр блюза рассматривается как органичное единство музыки и текста, в котором метафорам принадлежит заметная роль. Автор разделяет когнитивную теорию метафоры. Выделяется несколько базовых (корневых) метафор, соотносимых с архетипическими мифологическими сюжетами. Метафора поезда взята в качестве одной из производных от метафоры пути, соотносящейся с путешествием мифологического героя. Метафора, используемая в музыке, свидетельствует о живучести мифа, обладает когнитивной значимостью, а эволюция даже одной конкретной метафоры отражает также развитие личности и общества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TRAIN METAPHOR IN THE BLUES: ATTRIBUTIVE CHARACTERISTICS OF THE GENRE AND A MEANS OF TIME MYTHOLOGIZATION

The article shares the cognitive approach to metaphor and shows its connection with the theory of basic (root) metaphors of S. Pepper, with the metaphor of the path, with the monomyph of J. Campbell. The author, based on the assumption that the basic (root) metaphors can be associated with archetypal mythological plots, considers the train metaphor as one of the derivatives of the path metaphor, correlating with the journey of the mythological hero. A concrete example shows how the train metaphor becomes temporal: in the course of its evolution, the train metaphor, initially associated mainly with the dynamic aspect, with movement, with the development of new spaces, is filled with a deeper existential meaning, reflecting, on the one hand, the acceleration of time, on the other mythologizing processes characterized by the temporal unity of time modes. The interrelational approach to myth proposed by С. Bottici allows us to consider metaphor as a means of time mythologization. The metaphor turns out to be the most appropriate device to demonstrate, in the language of object-oriented ontology, “access to reality” and the existential essence of the hero. The blues genre is considered as an organic unity of music and text, in which metaphors play a significant role. The prevalence of the use of metaphors in the blues is due in part to the fact that the blues is often a so-called free narrative, in which the narrator integrates the objects around him into one storyline, combining them according to common or overlapping features, and the blues itself turns out to be the treasure that the hero finds. Blues enriches the so-called “work on the myth”, giving a new sound to the well-known mythological motifs and plots, and metaphors turn out to be a fruitful source and tool for time mythologization. Attention was drawn to the concept of “life path”, considered as a kind of transformation of a mythological hero’s journey: the original blues theme is based on the sensual social component of the life of the African-American population, its difficulties and obstacles. Further, including under the influence of new media, we can see a change in the essential characteristics of the concept of “life path”. Of particular interest here is the period of the 1960s and 70s, when blues-rock appears, and the metaphor of the train is filled with a new meaning associated with the search for freedom in the conditions of the formation of a post-industrial society, with an escape from civilization, with a return to the roots. Fragments of the lyrics of blues songs and examples from the history of the blues are given, confirming how important is the train and the metaphors built around this phenomenon as attributive characteristics of the genre. It is concluded that the metaphor used in music demonstrates the vitality of the myth, has cognitive significance, and the evolution of even one particular metaphor also reflects the development of the individual and society.

Текст научной работы на тему «МЕТАФОРА ПОЕЗДА В БЛЮЗЕ: АТРИБУТИВНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЖАНРА И СРЕДСТВО МИФОЛОГИЗАЦИИ ВРЕМЕНИ »

Вестник Томского государственного университета. Культурология и искусствоведение.

2024. № 53. С. 149-161. Tomsk State University Journal of Cultural Studies and Art History. 2024. 53. pp. 149-161.

Научная статья УДК 130.2

doi: 10.17223/22220836/53/12

МЕТАФОРА ПОЕЗДА В БЛЮЗЕ: АТРИБУТИВНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЖАНРА И СРЕДСТВО МИФОЛОГИЗАЦИИ

ВРЕМЕНИ

Андрей Геннадиевич Иванов

Липецкий государственный технический университет; Липецкий филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, Липецк, Российская Федерация, agivanov2@yandex.ru

Аннотация. Жанр блюза рассматривается как органичное единство музыки и текста, в котором метафорам принадлежит заметная роль. Автор разделяет когнитивную теорию метафоры. Выделяется несколько базовых (корневых) метафор, соотносимых с архетипическими мифологическими сюжетами. Метафора поезда взята в качестве одной из производных от метафоры пути, соотносящейся с путешествием мифологического героя. Метафора, используемая в музыке, свидетельствует о живучести мифа, обладает когнитивной значимостью, а эволюция даже одной конкретной метафоры отражает также развитие личности и общества.

Ключевые слова: темпоральная метафора, метафора поезда, мифологизация времени, блюз, мифологический герой

Благодарности: Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ в рамках научного проекта № 20-011-00297 «Мифологизация времени в современной медийной среде: риски трансформации, стратегии конструирования, дискурсивные практики».

Для цитирования: Иванов А.Г. Метафора поезда в блюзе: атрибутивная характеристика жанра и средство мифологизации времени // Вестник Томского государственного университета. Культурология и искусствоведение. 2024. № 53. С. 149-161. doi: 10.17223/22220836/53/12

Original article

TRAIN METAPHOR IN THE BLUES: ATTRIBUTIVE CHARACTERISTICS OF THE GENRE AND A MEANS OF TIME MYTHOLOGIZATION

Andrey G. Ivanov

Lipetsk State Technical University; Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration, Lipetsk, Russian Federation, agivanov2@yandex.ru

Abstract. The article shares the cognitive approach to metaphor and shows its connection with the theory of basic (root) metaphors of S. Pepper, with the metaphor of the path, with the monomyph of J. Campbell. The author, based on the assumption that the basic (root) metaphors can be associated with archetypal mythological plots, considers the train metaphor as one of the derivatives of the path metaphor, correlating with the journey of the mythological hero. A concrete example shows how the train metaphor becomes temporal: in the course of its evolution, the train metaphor, initially associated mainly with the dynamic aspect, with movement, with the development of new spaces, is filled with a deeper - existential - meaning, reflecting, on the one hand, the acceleration of time, on the other - mytholo-

© А.Г. Иванов, 2024

gizing processes characterized by the temporal unity of time modes. The interrelational approach to myth proposed by С. Bottici allows us to consider metaphor as a means of time mythologization. The metaphor turns out to be the most appropriate device to demonstrate, in the language of object-oriented ontology, "access to reality" and the existential essence of the hero. The blues genre is considered as an organic unity of music and text, in which metaphors play a significant role. The prevalence of the use of metaphors in the blues is due in part to the fact that the blues is often a so-called free narrative, in which the narrator integrates the objects around him into one storyline, combining them according to common or overlapping features, and the blues itself turns out to be the treasure that the hero finds. Blues enriches the so-called "work on the myth", giving a new sound to the well-known mythological motifs and plots, and metaphors turn out to be a fruitful source and tool for time mythologization. Attention was drawn to the concept of "life path", considered as a kind of transformation of a mythological hero's journey: the original blues theme is based on the sensual social component of the life of the African-American population, its difficulties and obstacles. Further, including under the influence of new media, we can see a change in the essential characteristics of the concept of "life path". Of particular interest here is the period of the 1960s and 70s, when blues-rock appears, and the metaphor of the train is filled with a new meaning associated with the search for freedom in the conditions of the formation of a post-industrial society, with an escape from civilization, with a return to the roots. Fragments of the lyrics of blues songs and examples from the history of the blues are given, confirming how important is the train and the metaphors built around this phenomenon as attributive characteristics of the genre. It is concluded that the metaphor used in music demonstrates the vitality of the myth, has cognitive significance, and the evolution of even one particular metaphor also reflects the development of the individual and society. Keywords: temporal metaphor, train metaphor, time mythologization, blues, mythologic hero

Acknowledgments: The reported study was funded by RFBR, project number 20-011-00297 "Time Mythologization in the Modern Media Environment: The Risks of Transformation, Construction Strategies, Discursive Practices".

For citation: Ivanov, A.G. (2024) Train metaphor in the blues: attributive characteristics of the genre and a means of time mythologization. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo uni-versiteta. Kul'turologiya i iskusstvovedenie - Tomsk State University Journal of Cultural Studies andArt History. 53. pp. 149-161. (In Russian). doi: 10.17223/22220836/53/12

There's a slow train coming Coming right on time Джо Бонамасса ("Slow Train", 2011)

Метафора

В вышедшем в 1990 г. советском лингвистическом словаре дается следующее определение метафоры: «Метафора - это троп или механизм речи, состоящий в употреблении слова, обозначающего некоторый класс предметов, явлений и т.п. <.. .> для характеризации или наименования объекта, входящего в другой класс, либо наименования другого класса объектов, аналогичного данному в каком-либо отношении» [1. С. 296]. Метафора как бы раздвигает границы текста, создает ощущение его «открытости», делает его более емким.

Сегодня существует множество подходов к исследованию метафоры: сравнительная теория метафоры, теория семантического взаимодействия (ин-теракциональная теория), теория языковых оппозиций.

В последней четверти XX в. в отношении метафоры в рамках различных направлений когнитивизма ставится вопрос о концептуализации, один из главных ответов на который состоял в том, что метафора представляет собой вербализированный прием мышления о мире.

Суть когнитивной метафоры состоит в следующем: «Относя чувственно воспринимаемые признаки к отвлеченным и непосредственно ненаблюдаемым объектам, когнитивная метафора выполняет гносеологическую (познавательную) функцию. Она формирует область вторичных предикатов-прилагательных, глаголов, характеризующих непредметные сущности, свойства которых выделяются по аналогии с доступными восприятию признаками физических предметов и наблюдаемых явлений» [2].

Согласно когнитивистскому подходу метафора «...выступает важнейшим инструментом категоризации мира в целом и отдельных предметных областей, структурирования восприятия и чувственного опыта. Благодаря метафоре мы можем свести (и, следовательно, понять) абстрактные понятия к физическому, чувственному опыту в его связи с внешним миром, т.е. понятийная система метафорична по своей сути. Метафорическое понятие является посредником между репрезентацией мира в понятиях и нашим сенсорным опытом» [3. С. 40-41].

Свой рассказ 1951 г. «Сфера Паскаля» Х.Л. Борхес начинает словами «Быть может, всемирная история - это история нескольких метафор» [4. С. 334], тем самым, на наш взгляд, подчеркивая важность поиска этих метафор, начатого американским философом С. Пеппером в 1935 г., когда им была предложена фраза «корневая метафора».

С. Пеппер [5] считал, что все метафизические системы западной философии можно свести к семи или восьми основным корневым метафорам, из которых только четыре он считал относительно адекватными. Четыре относительно адекватные системы он назвал механизмом, основанным на корневой метафоре машины, такой как простой рычаг; формизмом, основанным на корневой метафоре сходства, такой как сходство между различными листами желтой бумаги в пачке желтой бумаги; контекстуализмом, основанном на корневой метафоре исторического события в его контексте, проиллюстрированном решением поставить точку в конце предложения типа «точка будет поставлена в конце этого предложения», и органицизмом, основанным на корневой метафоре органического целого, проиллюстрированный слиянием небесных явлений во все более последовательные и всеобъемлющие схемы мышления со времен древних греков до современных космологий Эйнштейна и других. Среди относительно неадекватных гипотез мира С. Пеппер выделяет анимизм, основанный на корневой метафоре человека (персоны) как на идее, что каждое событие в природе является продуктом божества или божеств, действующих на природу, - теория, которая в конечном счете должна быть поддержана чрезмерным догматизмом священников и священных книг, и мистицизм, основанный на корневой метафоре мистического опыта, являющегося опытом, эмоциональная интенсивность которого приводит его переживающего к переоценке его познавательной ценности. Третьей относительно неадекватной теорией была теория порождающей субстанции древних досократических философов и других, которые пытались объяснить все во Вселенной в терминах некоторой фундаментальной субстанции, такой как вода (Фалес) или воздух (Анаксимен), из которых порождаются все остальные субстанции. Основная проблема теории корневой метафоры заключается в том, можно ли объединить четыре относительно адекватные теории под одной корневой метафорой. Категории метафизической системы человека

должны быть выведены из анализа его корневой метафоры. Геометрическая аналогия, по-видимому, подтверждает эту идею. Если мы представим куб как корневую метафору для прямоугольной системы координат, то длина, ширина и высота будут равны категориям такой системы, с помощью которых мы можем определить положение любой точки в пространстве. Аналогично, если мы рассматриваем сферу как корневую метафору сферической системы координат, то широта, долгота и высота будут соответствовать категориям такой системы, с помощью которых мы можем определить положение любой точки в пространстве. В метафизике, по аналогии, мы должны быть в состоянии объяснить любой факт природы, описывая его в терминах категорий своей корневой метафоры.

Здесь следует перейти к тому, что может объединить в каком-то смысле метафору и миф: некий исходный феномен.

В 1949 г. Дж. Кэмпбелл опубликовал книгу «Тысячеликий герой» [6], в которой было предположено, что основой всех мировых мифологий выступает «мономиф», в центре которого - повествование о герое, как правило, начинающееся с чудесных историй, сопровождающих его рождение. Часто использующиеся сторонниками психоаналитической концепции мифа термины - «мифологема», «архетип», «сюжет» - имеют много общего с корневой метафорой. Как к комплексу мифов, сопровождающих мифологему героя, восходит множество архетипов, мифологических сюжетов, так и искомая одна корневая метафора объединяет в себе не только основные корневые метафоры С. Пеппера, но и любые метафоры вообще. Это в целом соответствует принципу архаического мифа, гласящему, что все взаимосвязано со всем, восходящему, в свою очередь, к принципу синкретизма.

Сила мифологемы героя базируется на цикличности событий путешествия, пути героя, оформленных в сюжетную линию. Выделяемые корневые (или базовые) метафоры вполне соотносятся с архетипическими мифологическими сюжетами. В основе же многих известных сюжетов лежит повествование о путешествии героя (самый яркий пример здесь - «Одиссея» Гомера).

Метафора поезда взята в качестве одной из производных от базовой метафоры пути, соотносящейся с путешествием мифологического героя. Поезд при этом выступает как дополнительное средство, позволяющее герою путешествовать более быстро. Метафора же оказывается наиболее подходящим приемом для того, чтобы продемонстрировать, выражаясь языком объектно-ориентированной онтологии, «доступ к реальности» и экзистенциальную сущность героя.

Так, по мнению главного представителя объектно-ориентированной онтологии Г. Хармана, «метафора, конечно, хуже логичного мышления, но „метафорический доступ к реальности - это лучшее, что мы имеем"» [7]. Кроме того, упомянутое экзистенциальное измерение и соответствующий смысл у него во многом связаны со временем, с проживанием времени: «В терминологии ООО, сильно отличающейся от хайдеггеровской, две оси различения называются реальное (Р) - чувственное (Ч) и объект (О) - качество (К). Они дают четыре сочетания: реальный объект (РО), реальное качество (РК), чувственный объект (ЧО), чувственное качество (ЧК). С учетом феноменологической редукции, что нет объекта без качеств и нет качеств без объекта, есть четыре возможных комбинаций этих сочетаний:

- РО-ЧК называется „пространством", это место, где для ООО разворачивается эстетика;

- ЧО-ЧК можно назвать „временем" в смысле проживаемого времени, а не объективного научного времени;

- РО-РК - это „сущность", поскольку указывает на скрытую внутреннюю жизнь вещи и ее свойств;

- ЧО-РК - „эйдос", так как это диагональная линия, на которой происходит то, что мы называем познанием» [8. С. 197-198].

Метафора объединяет в себе, на наш взгляд, чувственные качества объекта и иллюстрируется в нашем случае феноменом поезда, который покрывает пространство (РО-ЧК) и позволяет проживать время (ЧО-ЧК). Эстетика поезда, сопровождающаяся переживанием времени, движения, предъявляет, таким образом, «метафорический, а не буквальный объект» [8. С. 211].

Метафора поезда

Итак, поезд. Поезд почти сразу после изобретения стал символом новой эпохи ускоренного движения, стал использоваться во многих сферах и значениях, в том числе и как метафора. Например, «в советской пропаганде „поезд" всегда был символом утопической идеи - светлого будущего, открывшегося после Октябрьской революции» [9. С. 39].

В ходе своей эволюции метафора поезда, поначалу связанная преимущественно с динамическим, пространственным аспектом, с движением, с освоением новых пространств, наполнялась все более глубоким - экзистенциальным - смыслом, отражая, с одной стороны, ускорение времени, с другой -мифологизационные процессы, характеризующиеся темпоральным единством модусов времени. Метафора поезда постепенно становилась темпоральной метафорой.

При концептуализации социальной темпоральности явлению ускорения уделяется отдельное внимание. Так, «.конструируемые образы прошлого требуют не осмысления, а восприятия и участия, как правило, эмоционального, так как сильная эмоциональная реакция - один из наиболее эффективных способов привлечь внимание в условиях его дефицита. В свою очередь потребитель, воспринимая информацию, начинает ее транслировать дальше, если, конечно, она показалась ему достаточно занимательной для этого, и до тех пор, пока новая информация не привлечет его внимание. Ускоряющийся мир требует соучастия, аффекта, а не понимания, потому что „понимание" -это конструирование опыта, а главный опыт, который сейчас нужен, - это уметь отказываться от своего опыта. Образы прошлого в этих условиях лишаются контекста: невозможно представить картину прошлого, а только отдельный эпизод, не связанный с другими такими же эпизодами.

Ускорение, таким образом, создает принципиально иную ситуацию, которая требует, как заметил Фр. Джеймисон, переосмысления всех представлений о темпоральности и прежних определений. Речь идет о трансформациях ее содержания, структуры, иерархии и конфигурации составных частей и элементов, смысловых полей, границ культурной памяти локальных групп» [10. С. 261].

Кроме того, ускорение способствует также и усилению эмоционального накала, и даже экзистенциальных переживаний. «Повышение эмоционально-

го накала влечет за собой обострение суждений, и спектр когнитивных категорий, предлагаемых для интерпретации события или явления, сужается» [11. С. 81]. Отсюда - актуализация мифологизационных процессов: обращение к узнаваемым (мифологическим) сюжетам, связанным с корневыми метафорами. Действительно, зачем разбираться с прошлым, когда легче прибегнуть к знакомой метафоре, к мифу, в котором дана готовая модель реальности.

Сам процесс мифологизации является одним из этапов «работы над мифом» (понятие «работа над мифом» стало использоваться после выхода соответствующей публикации Х. Блюменберга [12] в 1985 г.), под которым понимается процесс перманентного знакомства с мифом и его пересказывания.

Исполнение блюза, в котором повествуется о жизни, - один из вариантов работы над мифом, так как при этом происходит пересказывание, трансляция сюжета, и опосредуется это взаимодействием между исполнителем и слушателями. Применяющиеся в такого рода повествованиях метафоры выступают как средства мифологизации времени. Мы даем следующее определение понятия «мифологизация времени»: «Мифологизация времени - это процесс наделения мифологической образностью и мифосимволикой аспектов бытия (социального, художественного) любого модуса времени, осуществляемый как отдельным индивидом, так и социальными группами, обществом в целом, состоящий из нескольких стадий (от появления простого нарратива, затем, например, панегирического нарратива и далее до формирования цепи событий в виде сюжетной линии) и способный оказывать влияние на развитие человека и общества; в результате данного процесса историческое, календарное время сакрализуется, приобретает универсальные архетипические черты, связывается с категорией "вечность"; действенным средством мифологизации времени и, следовательно, приобщения к мифологическому времени выступают ритуализированные (мифоритуальные) практики» [13. C. 83]. И в этом смысле даже процесс исполнения блюза можно считать своеобразными ми-форитуальными практиками.

Рассматривать метафору как средство мифологизации времени позволяет предложенный К. Боттичи [14] ситуационный (interrelational) подход к мифу, в соответствии с которым «миф использует образные средства; он может иметь дело со всеми видами контента; и, наконец, он представляет себя в качестве нарратива» [14. P. 114]. В то же время этот подход корреспондирует с психоаналитической теорией мифа с той разницей, что фокусируется на реляционности процесса мифологизации, в отличие от стремления сторонников К.Г. Юнга осуществлять поиск универсальных истин, содержащихся в архетипах и выражающихся во всех формах творчества личности.

Посредством метафоры дается определение, например, определение времени: миф и мифологизация времени могут помочь не в ответе на вопрос «что есть время?», а в ответе на вопрос «на что похоже время?», предполагающий ответ с использованием метафор. Более того, когда мы даем имена (с использованием метафор) чему-то неизвестному, то «оказываются задействованными целые сети других смыслов» [14. P. 116]. По мнению К. Боттичи, «...миф не действует в вакууме. Концепт „работы над мифом" Х. Блю-менберга предлагает в точности следующее: каждый вариант мифа, так же как и каждая различная мифологема, работает на руинах ранее существовавших взглядов. Ранее существовавший материал, таким образом, используется

для новых потребностей и трансформируется для того, чтобы иметь значение в новых обстоятельствах с помощью процесса, который Х. Блюменберг назвал „реоккупация"» [14. Р. 127].

В настоящее время мифологическая темпоральность обнаруживается в особенном эмоциональном взгляде на временные периоды, результатом чего становятся аксиологические нагруженные модусы времени - некие потенциальные возможности дальнейших мифологизаций всех модусов времени. При этом сам по себе процесс мифологизация времени оказывается, как было отмечено выше, одним из этапов «работы над мифом» и часто манифестирует себя не как мифологизация времени в целом, а как мифологизация определенного, выделенного времени. Например, мифологизируется время событий, о которых повествуется в блюзе (кстати, так же и миф, как правило, часто является конкретным - мифом о чем-то). В этом случае метафоры оказываются плодотворным источником и инструментом дальнейших мифологиза-ционных процессов. Так, в частности, в блюзе мифологизируется и время в пути, и время ожидания поезда, в результате мы имеем дело с целыми сюжетными линиями: «... повествование о событиях не просто предполагает временную последовательность того, что происходит, но и конфигурационное измерение или сюжет, в котором из разрозненных событий выстраивается значительное целое» [14. Р. 179].

Метафоры позволяют акцентировать внимание на, можно сказать, фреймах (фрейм как структура, содержащая некоторую информацию; т.е. то, что обладает когнитивным значением), которые могут рассматриваться как очередной этап работы над мифом; такой этап, на котором происходит оформление сюжетов - «поставщиков» новых социальных мифов и мифологем. Метафора с сюжетом находятся примерно в таком же отношении, как и мифологема с мифом: часть - целое. Поэтому метафору поезда в блюзовом тексте можно сравнить, например, с мифологемой героя в мифе о путешествии героя (мономифе). В любом случае здесь важен структурный аспект. Интересно, что, по мнению К. Леви-Строса, «.мифологические структуры в латентном состоянии предвосхищали музыкальные формы. И, двигаясь в обратном направлении, мы можем использовать последние для лучшего понимания первых. Еще до того, как стать музыкальными формами, „фуги" и „сонаты" существовали в мифах» [15. С. 271].

Блюз

Блюз придал наглядность темпоральному и экзистенциальному измерениям метафоры.

Концепт пути всегда являлся одним из центральных компонентов блюзового текста, выражая образ жизни героя. Так, многие авторы и исполнители блюза работали в палаточных городках строителей железных дорог, отдыхали в джук-джойнтах, расположенных близ железнодорожных путей.

К.А. Копейко следующим образом характеризует компоненты текста блюзового произведения: «Одним из центральных концептов блюзового текста принято считать концепт пути. Для героя блюза путь - это способ его существования. Этот путь всегда тяжелый, сопряжен с препятствиями и трудностями. <...> Образы дороги, поезда, автобуса, парохода, лодки -метафоричны, они подразумевают побег, разлуку, свободу» [16. С. 653].

И далее: «Концепты времени и пространства занимают особое место в образной системе блюза. Эти концепты отражают субъективное отношение ко времени и пространству автора текста. Эти образы вносят свой вклад в понимание внутреннего мира автора. <...> Образ пути является центральным в образной системе блюза. Путь для автора - это и жизнь во всем ее многообразии, и странствия, которые помогают автору обрести себя, найти свое место. Именно благодаря странствиям и путешествиям автор обретает себя таким, каким его узнает уже слушатель» [16. С. 656].

Жанр блюза рассматривается нами как органичное единство музыки и текста, в котором метафорам принадлежит заметная роль. Распространенность использования метафор в блюзе связана в том числе с тем, что блюз часто представляет собой так называемое свободное повествование. В такого рода нарративе рассказчик как бы встраивает в одну сюжетную линию окружающие его объекты, объединяя их по общим или пересекающимся признакам. Блюз же своеобразно обогащает «работу над мифом», давая новое звучание известным мифологическим мотивам и сюжетам.

Здесь также стоит напомнить, что исконная блюзовая тематика строится на чувственной социальной составляющей жизни афроамериканского населения, его трудностях и препятствиях, встречающихся на жизненном пути. То есть следует говорить о некоем концепте «жизненный путь» (своеобразная трансформация путешествия героя), где каждый мог ощутить себя героем.

Далее, в том числе и под влиянием современных медиа (которые постоянно напоминали, как крепко связан блюз с поездом), можно увидеть изменение сущностных характеристик концепта «жизненный путь». Новые обстоятельства общественной жизни отражаясь в тексте, включались, таким образом, в перипетии путешествия героя блюза.

Далее приведем ряд примеров, подтверждающих востребованность метафоры поезда в блюзе. Начнем с размышлений лидера британской группы «Джетро Талл» («Jethro Tull») об одной их песне о поезде - «Locomotive Breath» («Дыхание локомотива»). Лирически эта песня была инспирирована беспокойством И. Андерсона о перенаселении планеты. Он объяснял, что это была его первая песня, сочиненная на тематику, более соответствующую сегодняшнему миру. Речь шла о безудержном росте населения при капитализме: «Мы в этом сумасшедшем поезде, мы не можем сойти. Куда он направляется? Учитывая, что когда я родился в 1947 году, население планеты Земля составляло чуть меньше трети от того, сколько оно составляет сегодня. Отсюда - отрезвляющая мысль, что за одну человеческую жизнь население нашей планеты выросло более чем втрое. Можно было бы подумать, что рост населения принес процветание, счастье, пищу и разумное распределение богатства, но случилось совершенно обратное. И по сей день ситуация становится все хуже» [17]. В песне также присутствует мотив поезда, который И. Андерсон использовал во многих песнях. Также, в очередной раз комментируя сюжет песни, автор отмечал следующее: «Песни о поездах были с нами с тех пор, как возник блюз, и я написал свою изрядную долю из них. Меня постоянно тянет вернуться к этой теме, потому что общественный транспорт является частью моей жизни. Я не вожу машину, поэтому полагаюсь на автобусы, поезда и тому подобное» [18].

Блюз оказывается удачным индикатором, демонстрирующим широкий спектр измерений метафоры поезда: пространственный, темпоральный, каузальный и даже социальный (как в случае с песней «Locomotive Breath»; да и отмеченные выше тяготы жизни афроамериканского населения также показательны).

Особый интерес в эволюции данной метафоры представляет период 1960-1970-х гг., когда возник блюз-рок, а метафора поезда наполняется новым смыслом, связанным с поиском свободы в условиях становления постиндустриального общества, с бегством от цивилизации, с возвращением к корням.

В 2002 г. в песне «Win My Train Fare Home (If I Ever Get Lucky)» («Отправлюсь на своем поезде домой (если мне когда-нибудь повезет)») Pоберт Плант (Robert Plant) произносит следующие слова: «If I ever get lucky, mamma, win my train fare home. I'm goin' back to the border, where I'm better known» («Если мне когда-нибудь повезет, детка, отправлюсь домой на поезде. Собираюсь вернуться назад, к границе, где меня знают лучше»). Интересно, что эта песня является авторской интерпретацией блюзового произведения, текст и авторство которого принадлежат Артуру Крудапу (Arthur William «Big Boy» Crudup), известному представителю дельта-блюза; вероятно, А. Крудап поет о городе Кларксдэйл (в котором он начинал свою карьеру), находящемся у западной границы американского штата Миссисипи.

О своеобразном возвращении свидетельствуют как названия, так и иллюстрации некоторых обложек альбомов известных исполнителей блюз-рока: альбом 2001 г. «Back to the Blues» («Назад к блюзу») Гэри Мура (Gary Moore), на обложке которого фотография самого гитариста, сидящего у железнодорожных путей (рис. 1); альбом 2005 г. «Back Home» («Обратно домой») Эрика Клэптона (Eric Clapton), на обложке которого изображен сходящий с поезда человек с гитарой (рис. 2).

GARY MOORE

•back

то the blues

Рис. 1. Обложка альбома Г. Мура «Назад к блюзу» (2001) Fig. 1. Cover of Gary Moore's album "Back to the Blues" (2001)

Рис. 2. Обложка альбома Э. Клэптона «Обратно домой» (2005) Fig. 2. Cover of Eric Clapton's album «Back Home» (2005)

Эти иллюстрации лишний раз убеждают нас в том, насколько важной атрибутивной характеристикой жанра блюза является поезд и выстраивающиеся вокруг этого феномена метафоры.

Происходит дальнейшее развитие мифологического сюжета о путешествии героя, теперь возвращающегося к истокам. При этом богатством, которое приобретается этим героем (а из своего путешествия герой, согласно теории о мономифе Дж. Кэмпбелла [6], возвращается с неким эликсиром, являющимся даром богов), оказывается сам блюз. Здесь стоит вспомнить слова Хаулина Вулфа (Howling' Wolf) из ответов на вопросы спрашивающей у него о сущности блюза публике: он все время повторял, что если у тебя нет денег, у тебя все еще есть блюз. Даже в самих названиях песен подчеркивается особая значимость обладания «богатством блюза»: например, «I Gave Up Everything For You, 'Cept The Blues» (Joe Bonamassa) («Я отдал все ради тебя, кроме блюза» (Джо Бонасмасса)). А метафоры поезда наполняются самым разнообразным содержанием. Так, альбом Джо Бонамассы 2016 г. «Blues of Desperation» («Отчаянный блюз») изобилует метафорами поезда: «This train don't stop for no one This train got a mind of it's own This train don't wait for no one This train, I'm gonna' leave this town» («Этот поезд ни для кого не останавливается У этого поезда есть свое собственное мнение Этот поезд никого не ждет

Этот поезд, я собираюсь покинуть этот город») (песня «This Train» («Этот поезд»));

«When I hear that cold wind howl

Midnight, pouring rain

Oh I hear my baby's voice call my name

On that distant lonesome train»

(«Когда я слышу тот холодный вой ветра

Полночь, проливной дождь

О, я слышу, как голос моей подруги зовет меня.

В том далеком одиноком поезде») (песня «Distant Lonesome Train» («Далекий одинокий поезд»)).

В этих текстах можно наблюдать и одушевление поезда, и его с ассоциирование с природой, с человеческими отношениями.

Кроме того, в современном блюз-роке «обыгрываются» новые метафорические выражения темпоральности: рингтон на станции (песня Дэвида Гилмора (David Gilmour) 2015 г. «Rattle That Lock» («Погреми тем замком»)), ритм городского метро (песня Дэвида Боуи (David Bowie) 1976 г. «Station To Station» («От станции к станции»)). Здесь интересно заметить, что упомянутый в начале статьи рассказ Х.Л. Борхеса завершается предложением, в котором акцентируется модальность выражения и используется слово «интонация», относящееся в том числе и к теории музыки: «Быть может, всемирная история - это история различной интонации при произнесении нескольких метафор» [4. С. 337].

Есть и другие образы и метафоры, иллюстрирующие движение у исполнителей блюза и блюз-рока: автобус у Марка Нопфлера (Mark Knopfler), автомобили у Криса Pи (Chris Rea) и группы «Зи Зи Топ» («ZZ Top»), и даже дирижабль у группы «Лед Зеппелин» («Led Zeppelin»). Все это указывает на непреходящую востребованность метафоры пути, движения.

Однако поезд и истории, разворачивающиеся вокруг него, оказываются наиболее востребованными сюжетами. Возможно, это дань прошлому, демонстрация связи с теми временами, когда жанр блюза только обретал свое величие. Но в целом приведенные выше примеры наглядно показывают, что именно поезд, конечно, является атрибутивной характеристикой жанра блюза. И здесь особенно характерен пример, когда продюсер Кевин Ширли (Kevin Shirley) предлагает блюзмену Джо Бонамассе в процессе подготовки альбома, вышедшего в 2011 г., обязательно написать песню о поезде. В результате появляется альбом «Медленный поезд» («Slow Train») с открывающей его одноименной композицией, начинающейся с характерных звуков, напоминающих медленно отъезжающий от станции поезд.

Таким образом, на примере метафоры поезда в блюзе показано, что метафора, используемая в художественном творчестве и медиа, свидетельствует о живучести мифа, обладает когнитивной значимостью, а эволюция даже одной конкретной метафоры отражает также развитие личности и общества.

Нам представляется, что в блюзовых текстах сюжеты с поездами, в которых в метафоричной форме повествуется об особой темпоральности, будут только приумножаться. Объясняется это также любовью блюзовых исполнителей к метафорам вообще.

Примечательно, что знаковое выступление современной иконы блюз-рока - американского гитариста Джо Бонамассы - на концерте, состоявшемся 31 августа 2014 г. в амфитеатре <^ед Pок» («Red Rock Amphitheatre») близ

Денвера (штат Колорадо, США) и посвященном творчеству, так сказать, отцов-основателей чикагского блюза Мадди Уотерсу (Muddy Waters) и Хаули-ну Вулфу, начинается с композиции с таким метафорическим названием, как «Mississippi Heartbeat» («Сердцебиение реки Миссисипи»). Это также дополняет измерения метафоры, но заставляет вспомнить и о корневой метафоре органического целого, выделяемой С. Пеппером.

Но все же почему бы далее не предпринять исследование метафоры реки в блюзе как темпоральной метафоры? Ведь выражение «река времени» известно с древнейших времен.

Список источников

1. Лингвистический энциклопедический словарь / гл. ред. В.Н. Ярцева. М. : Сов. энциклопедия, 1990. 682 с.

2. Abraham W. A Linguistic Approach to Metaphor. Lisse : The Peter de Ridder Press, 1975.

54 p.

3. Барышников П.Н. Миф и метафора: лингвофилософский подход. СПб. : Алетейя, 2010.

216 с.

4. Борхес Х.Л. Сфера Паскаля // Собрание сочинений : в 4 т. СПб. : Амфора, 2005. Т. 2. С. 334-337.

5. Pepper S.C. The Root Metaphor Theory of Metaphysics // The Journal of Philosophy. 1935, July 4. Vol. 32, № 14. P. 365-374.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6. Кэмпбелл Дж. Тысячеликий герой. М. : Рефл-бук : АСТ ; Киев : Ваклер, 1997. 384 с.

7. Харман Г. За эстетикой - будущее философии URL: https://www.colta.ru/articles/art/12175-grem-harman-za-estetikoy-buduschee-filosofii (дата обращения: 15.02.2021).

8. Харман Г. Спекулятивный реализм: введение. М. : РИПОЛ классик, 2020. 290 с.

9. Савицкий С.А. «Железная дорога» как метафора в советской культуре 1920-1930-х гг. // Вестник Российского государственного гуманитарного университета. 2011. № 17. С. 38-46.

10. Головашина О.В. От интерсубъективности к интеробъективности: социальная онтология времени. М. : Аквилон, 2019. 336 с.

11. Флад К. Политический миф. Теоретическое исследование. М. : Прогресс-традиция, 2004. 264 с.

12. BlumenbergH. Work on Myth. Cambridge, MA : MIT Press, 1985. 685 p.

13. Иванов А.Г. Мифологизация времени: теоретические основания и современная специфика // Вестник Томского университета. 2020. № 459. С. 80-87. doi: 10.17223/15617793/459/9

14. Bottici C. A Philosophy of Political Myth. Cambridge : Cambridge University Press, 2007.

286 p.

15. Леви-Строс К., Эрибон Д. Издалека и вблизи. СПб. : Изд-во Ивана Лимбаха, 2018.

288 с.

16. Копейко К.А. Жанровые признаки блюза в англоязычном музыкально-поэтическом дискурсе // Ученые заметки ТОГУ. 2015. № 4. С. 649-657.

17. Grow K. Jethro Tull's Ian Anderson: My Life in 10 Songs // Rolling Stone. 2018, June 27. URL: https://www.rolhngstone.com/music/music-lists/jethro-tulls-ian-anderson-my-life-in-10-songs-666164/ (accessed: 04.03.2021).

18. DomeM. Ian Anderson's Top 10 Jethro Tull Songs // Classic Rock. 2015, July 21. URL: https:// www.loudersound.com/features/ian-anderson-s-favourite-jethro-tull-songs (accessed: 04.03.2021).

References

1. Yartseva, V.N. (1990) Lingvisticheskiy entsiklopedicheskiy slovar' [Linguistic Encyclopedic Dictionary]. Moscow: Sovetskaya entsiklopediya.

2. Abraham, W. (1975) A Linguistic Approach to Metaphor. Lisse: The Peter de Ridder Press.

3. Baryshnikov, P.N. (2010) Mif i metafora: lingvofilosofskiy podkhod [Myth and metaphor: A linguo-philosophical approach]. St. Petersburg: Aleteyya.

4. Borges, J.L. (2005) Sobranie sochineniy: v 4 t. [Collected Works: in 4 vols]. Vol. 2. Translated from Spanish. St. Petersburg: Amfora. pp. 334-337.

5. Pepper, S.C. (1935) The Root Metaphor Theory of Metaphysics. The Journal of Philosophy. 32(14). pp. 365-374.

6. Campbell, J. (1997) Tysyachelikiy geroy [The Hero with a Thousand Faces]. Translated from English. Moscow: Refl-buk: AST; Kiev: Vakler.

7. Harman, G. (n.d.) Za estetikoy - budushchee filosofii [Aesthetics is the Future of Philosophy]. [Online] Available from: https://www.colta.ru/articles/art/12175-grem-harman-za-estetikoy-buduschee-filosofii (Accessed: 15th February 2021).

8. Harman, G. (2020) Spekulyativnyy realizm: vvedenie [Speculative realism: an introduction]. Translated from English. Moscow: RIPOL klassik.

9. Savitskiy, S.A. (2011) "Zheleznaya doroga" kak metafora v sovetskoy kul'ture 1920-1930-kh gg. ["Railroad" as a metaphor in Soviet culture of the 1920s-1930s]. Vestnik Rossiyskogo gosudarstvennogo gumanitarnogo universiteta. 17. pp. 38-46.

10. Golovashina, O.V. (2019) Ot intersub"ektivnosti k interob"ektivnosti: sotsial'naya ontologiya vremeni [From Intersubjectivity to Interobjectivity: Social Ontology of Time]. Moscow: Akvilon.

11. Flood, Ch. (2004) Politicheskiy mif. Teoreticheskoe issledovanie [Political Myth: A Theoretical Introduction]. Translated from English. Moscow: Progress-traditsiya.

12. Blumenberg, H. (1985) Work on Myth. Cambridge, MA: MIT Press.

13. Ivanov, A.G. (2020) Mythologization of time: Theoretical foundations and modern specifics. Vestnik Tomskogo universiteta - Tomsk State University Journal. 459. pp. 80-87. (In Russian). DOI: 10.17223/15617793/459/9

14. Bottici, C. (2007) A Philosophy of Political Myth. Cambridge: Cambridge University Press.

15. Lévi-Strauss, K. & Eribon, D. (2018) Izdaleka i vblizi [From Afar and Near]. Translated from French. St. Petersburg: Ivan Limbakh.

16. Kopeyko, K.A. (2015) Zhanrovye priznaki blyuza v angloyazychnom muzykal'no-poeticheskom diskurse [Genre characteristics of blues in English-language musical and poetic discourse]. Uchenye zametki TOGU. 4. pp. 649-657.

17. Grow, K. (2018) Jethro Tull's Ian Anderson: My Life in 10 Songs. Rolling Stone. 27th June. [Online] Available from: https://www.rollingstone.com/music/music-lists/jethro-tulls-ian-anderson-my-life-in-10-songs-666164/ (Accessed: 4th March 2021).

18. Dome, M. (2015) Ian Anderson's Top 10 Jethro Tull Songs. Classic Rock. 21st July. [Online] Available from: https:// www.loudersound.com/features/ian-anderson-s-favourite-jethro-tull-songs (Accessed: 4th March 2021).

Сведения об авторе:

Иванов А.Г. - д-р филос. наук, заведующий кафедрой философии Липецкого государственного технического университета; профессор кафедры государственной, муниципальной службы и менеджмента Липецкого филиала Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации (Липецк, Российская Федерация). E-mail: agivanov2@yandex.ru

Автор заявляет об отсутствии конфликта интересов.

Information about the author:

Ivanov A.G. - Lipetsk State Technical University; Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration (Lipetsk, Russian Federation). E-mail: agivanov2@yandex.ru

The author declares no conflicts of interests.

Статья поступила в редакцию 09.03.2021; одобрена после рецензирования 03.01.2022; принята к публикации 15.02.2024.

The article was submitted 09.03.2021; approved after reviewing 03.01.2022; accepted for publication 15.02.2024.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.