Научная статья на тему 'МЕТАФОРА КАК ПЕРСПЕКТИВНЫЙ СПОСОБ ДИАГНОСТИКИ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ'

МЕТАФОРА КАК ПЕРСПЕКТИВНЫЙ СПОСОБ ДИАГНОСТИКИ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
79
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОРГАНИЗАЦИОННАЯ КУЛЬТУРА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ / ДИАГНОСТИКА ОРГАНИЗАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ / МЕТАФОРА ОРГАНИЗАЦИИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Передельская Светлана Александровна

Предлагается теоретическое обоснование использование метафоры как способа диагностики организационной культуры образовательных организаций, позволяющего не только изучать особенности присущей образовательному учреждению образовательной культуры, но и запускать процессы ее развития, совершенствования. Предлагается опыт использования метафоры в диагностике организационных культур школ г. Волгограда.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

METAPHOR AS THE PROGRESSIVE WAY OF THE DIAGNOSTICS OF THE ORGANIZATIONAL CULTURE OF THE EDUCATIONAL INSTITUTION

The article deals with the theoretical substantiation of the use of the metaphor as the way of the diagnostics of the organizational culture of the educational institutions, allowing not only to study the peculiarities of the educational culture, proper to the educational institution, but also to start the processes of its development and improvement. There is suggested the experience of the use of the metaphor in the diagnostics of the organizational cultures of the schools in Volgograd.

Текст научной работы на тему «МЕТАФОРА КАК ПЕРСПЕКТИВНЫЙ СПОСОБ ДИАГНОСТИКИ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ»

Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya. 2021. № 2. URL: https://science-education.ru/ru/article/vi ew?id=30578 (data obrashcheniya: 09.10.2022).

2. Ketrish E.V. Gotovnost' pedagoga k rabote v usloviyah inklyuzivnogo obrazovaniya. Ekaterinburg, 2018. S. 120-127.

3. Korotaeva E.V. Problemy podgotovki k peda-gogicheskomu vzaimodejstviyu v sovremennyh pro-fessional'nyh standartah // Pedagogicheskoe obrazo-vanie v Rossii. 2018. № 2. S. 28-34.

4. Masharova V.A. Pedagogicheskoe vzaimo-dejstvie kak faktor stanovleniya cennostno-smyslovoj sfery sub#ektov obrazovatel'nogo processa // Vospi-tanie v sovremennoj obrazovatel'noj srede: materialy Mezhregion. nauch.-prakt. konf. SPb., 2015. S. 55-63.

5. Prozumentova G.N. Potencial vzaimodejstviya vuzov i shkol: empiricheskie modeli // Vestn. Tom. gos. un-ta. 2012. № 358. S. 182-187.

6. Sardushkina Yu.A. Vzaimodejstvie shkoly i vuza kak sredstvo povysheniya rezul'tativnosti pro-forientacionnoj raboty // Vestn. Samar. municip. in-ta upravleniya. 2013. № 2(25). S. 165-173.

7. Sklyarova I.V. Principy vzaimodejstviya shkoly i vuza // Nauka o cheloveke: gumanitarnye issle-dovaniya. 2014. № 4(18). S. 124-130.

Networking cooperation of school, college and university in the process of the development of the future teacher of inclusive education

The article deals with the implemented in the network form work system, directed at the development of the future teacher of the inclusive education and the deliberate vocational choice of the profession of the special education teacher by the students. The system has the internal structure - the vertical and horizontal one, including the legal and regulatory aspect, the consideration of the age-related laws of the child's development, the deliberate choice of the sphere of the self-actualization of each student and the distributive influence on him.

Key words: vocational choice, students - future special education teachers, senior high school students, system of career guidance counselling, system of support of gifted children, gymnasium cooperation with pedagogical university and pedagogical college.

(Статья поступила в редакцию 11.12.2022)

с.а. передельская

(Волгоград)

метафора как перспективный способ диагностики организационной культуры образовательного учреждения

Предлагается теоретическое обоснование использования метафоры как способа диагностики организационной культуры образовательных организаций, позволяющего не только изучать особенности присущей образовательному учреждению образовательной культуры, но и запускать процессы ее развития, совершенствования. Предлагается опыт использования метафоры в диагностике организационных культур школ г. Волгограда.

Ключевые слова: организационная культура образовательного учреждения, диагностика организационной культуры, метафора организации.

Изменения, происходящие в системе образования в настоящее время, приводят к поиску путей повышения качества функционирования образовательных учреждений. Формально основные цели образовательных учреждений определяются образовательным стандартом, а его выполнение зависит от его понимания и принятия субъектами образовательного процесса на уровне их «внутренней картины мира». В этом контексте организационная культура образовательной организации представляется важным ресурсом, работа с которым может способствовать консолидации целей развития организации и способов их достижения.

Организационная культура является сложным феноменом, осуществляя поиск способов диагностики которого исследователи обращаются к различным методам [1; 8; 9 и др.]. Особого внимания среди других методов, на наш взгляд, заслуживает метафора.

Современные исследователи считают метафору одним из перспективных способов работы с организационной культурой различных организаций [2-4; 6; 11]. Так, утверждается, что одним из наиболее перспективных подходов к осуществлению диагностики организационной культуры вуза является метафорический подход (Е.А. Дагаева [6]). Автор выде-

© Передельская С.А., 2023

педагогические науки

ляет две основные парадигмы изучения организационной культуры: феноменологическую и рационально-прагматическую. Метафорический подход исследователь относит к феноменологической парадигме, согласно последней организационная культура - это есть сама организация. В описании метафорического подхода особое внимание автор уделяет взглядам Э. Петтигрю. В его концепции основа организационной культуры - это представления, символы, язык, видение реальности и др. существующее в сознании индивида - работника организации.

Ссылаясь на Т.Ю. Базарова, Е.А. Дагае-ва обосновывает незаменимость метафор как разновидности символов. Автор указывает, что они оказывают влияние на когнитивный, аффективный и поведенческий компоненты, формирующие установки, которые составляют систему ценностных ориентаций сотрудников. А система ценностей, в свою очередь, фиксируется в организационных нормах, правилах, символике. Таким образом, метафоры затрагивают все уровни культуры и могут быть эффективным средством не только диагностики, но и изменений организационной культуры [6].

Метафору можно рассматривать как одну из форм самоописания. В случае метафоры организации это самоописание сотрудниками своего видения организации, в которой они работают [4].

А.В. Соснин считает, что сущность когнитивной метафоры предполагает категориальный сдвиг и заключается в постижении явлений одного рода через явления другого рода. При метафорическом переносе одна концептуальная область отображается на другую (или, другими словами, проецируется в нее) [10].

С.Ю. Карпук, проводя анализ исследований роли метафоры в процессе познания, указывает на широту ее развивающих возможностей, отмечает, что метафора - один из приемов познания объектов действительности, их наименования, создания художественных образов и порождения новых значений; метафора выполняет когнитивную, номинативную, художественную, смыслообразующую функции и создает двойственность (объект-признак), что определяет системный характер метафоры и сложную взаимосвязь ее признаков» [7].

Г. Морган пишет, что метафора является способом познания организации, который сужает понимание организации, подчеркивая отдельные свойства, вместе с тем позволяет изучать представления людей об организации,

наполненные сравнениями, эмоциональными отношениями [9].

Метафора оперирует запоминающимися образами, поэтому можно применять метафору для развития целого ряда взаимодополняющих и противостоящих друг другу идей и представлений, что дает возможность в разнообразии идей искать преимущества и пути развития.

Различные метафоры обладают способностью схватывать различные стороны ситуации, показывая, каким образом могут сосуществовать различные качества. Накопленные знания предоставляют возможности для использования метафоры организации в коллективе, что позволит сотрудникам по-другому взглянуть на свою организацию, увидеть пути совершенствования.

Раскрывая сущность понятия «феноменологический подход», М.Г. Масилова пишет, что с точки зрения философии феномен - это то, что явилось в сознании человека, в его чувственном опыте в процессе его осмысления. Понятие «феномен» объединяет ощущение, восприятие, представление и мысль о действительности. Автор считает, что понимание организационной культуры как феномена позволяет использовать для ее изучения феноменологический поход. Например, для диагностики могут быть применены метафоры и ассоциации.

М.Г. Масилова считает метафору нетрадиционным методом исследования, наряду с традиционными, такими, например, как опросники [8]. Используя метафору в своем исследовании организационной культуры вуза, она получила интересные данные, позволяющие строить представление об эмоциональном восприятии работниками своей организации, т. е. о том, что часто сложно вербализуется в традиционных опросах. На наш взгляд, именно такие составляющие организационной культуры могут иметь важное значение для понимания того, как сотрудники видят смыслы своей работы в организации. Например, как видится доброжелательность в отношениях руководства и учителей, и сотрудников между собой; совпадение личных представлений учителей, связанных с саморазвитием в профессиональной сфере, с требованиями организации; схожесть видения целей профессиональной деятельности у сотрудников и руководства. Эти признаки имеют эмоциональную, ценностную, мотивационную составляющие. Они не всегда осознаются самим учителем, а в ряде случаев не могут быть открыто заявлены даже в анонимной анкете или конфиденциальном опросе [Там же].

частота указанных метафор в «школе 1» (первый столбец) и «школе 2» (второй столбец), %

70 60 50 40 30 20 10 0

31

20 19

8 10 8

Указанные метафоры: 1 - муравейник, улей; 2 - дом, семья; 3 - корабль; 4 - другие

Мы находим подтверждение этой мысли в исследовании П.к. Власова и A.A. киселевой, которые отмечают, что метафора передает скрытые базовые установки работников по отношению к своей организации, отражает ценности, роль работника в организации, «организационную идентичность» [4].

кроме того, метафора помогает осмысливать опыт. Например, A.A. Бочавер пишет, что метафора позволяет «овеществлять» первичный опыт, приводя к новым формам его осмысления. В метафоре может быть заложено понимание взаимодействия среды и организации, а также ценностей (самоценности, ценности среды, ценности взаимодействия). это может значительно влиять на деятельность сотрудников организации и их понимание друг друга, целей своего труда. когда метафора вербализуется, у сотрудников появляется возможность сближения смыслов. A.A. Бочавер отмечает, что руководители интуитивно прибегают к метафорическим описаниям на этапах преобразований в организации, т. к. это способствует организационным изменениям [2].

Можно предполагать, что работа с метафорой, которая начинается на этапе диагностики организационной культуры, может быть продолжена в дальнейшем на этапе организационных изменений. В случае нашего исследования это может быть и работа с коллективом, и индивидуальная работа с педагогами по формированию условий, способствующих профессиональному долголетию членов педагогического коллектива.

Приведем пример анализа метафор, полученных в исследовании организационных культур некоторых образовательных учреждений г. Волгограда. В исследовании задавался вопрос: «На что похожа Ваша школа?».

частота метафор, которые учителя указывали в ответах на этот вопрос, отражена на рисунке выше. Из диаграммы видно, что в «школе 1» значительно чаще встречается метафора муравейника, улья (31% в отличие от 8% в «школе 2»). П.к. Власов и A.A. киселева указывают, что в современных организациях наиболее распространены метафоры, описывающие организацию как биологическую, механическую или познавательную систему. Такие метафоры можно распределить на оси по степени сложности и закрытости описываемой системы от простых закрытых к сложным открытым системам [4].

Преобладание в средней «школе 1» метафор муравейника и улья может говорить, с одной стороны, о том, что школа представляется значительной части учителей как живой организм, а с другой - что в этом организме недостаточно свободы творческого самоопределения, выражения. В такой живой системе все предопределено и это обеспечивает порядок и безопасность. люди в такой системе чувствуют себя частью целого. Сильной стороной такой метафоры является то, что труд осознается как полезный и для системы, и для общества в целом, люди ощущают взаимосвязь, чувствуют, что делают общее дело. Слабой стороной является ощущение некоторой не-

педагогические науки

свободы в выборе целей и средств труда, что ограничивает творческий компонент в работе.

Преобладание метафор муравейника, улья указывает на то, что в данном коллективе присутствует совместная деятельность, доброжелательность в отношениях, совпадение целей администрации и сотрудников при низком уровне соревновательности в работе. Эти выводы подтверждаются тем, что среди метафор в «школе 1» не было ни одной негативно окрашенной и всего 8% учителей не указали никакой метафоры, в то время как в «школе 2» присутствовали такие, как «сизифов труд» и 23% учителей никак не ответили на поставленный вопрос.

Особое внимание привлекает разница метафор биологических и механических систем. Биологическая система живая, способна к саморазвитию и самовосстановлению, а механическая требует постоянного участия человека в ее обслуживании. Механическая система менее гибкая, не эволюционирует, не учитывает индивидуальности людей [1].

С этой позиции преобладание метафор «улья», «муравейника» является более позитивным, чем метафор «корабля» или других неживых объектов. Перспективным представляется дальнейшее изучение метафор образовательной организации, которые обнаруживаются в сознании учителей и учеников. Можно предполагать, что учителя и ученики (преподаватели и студенты) воспринимают школу (вуз) и свою роль в ней отличным образом [5].

Изучение метафор учителей и учеников (преподавателей и студентов) может помочь обнаружить пути совершенствования жизни школы, взаимоотношений учителей и учеников, повышения качества образования в целом. Например, имеются исследования, в которых выявлено преобладание метафор студента (ученика) как пассивного потребителя, указывается, что необходим переход к метафорам, акцентирующим активность самого студента (ученика) [3].

Э.В. Будаев и А.П. Чудинов рекомендуют преподавателям обсуждать метафоры учения со студентами и формировать у них убеждение в том, что образование - это процесс, который они должны сами контролировать. Задача преподавателей видится в вытеснении пассивных образов губки, впитывающей знания, или ребенка, которого преподаватели должны кормить информацией, и заменой их на более активные образы для представления образовательной деятельности [Там же].

Таким образом, представляется перспективным дальнейшее исследование возможностей применения метафоры в изучении организационных культур образовательных учреждений и построении дальнейшей работы по развитию и совершенствованию мнений участников образовательного процесса об образовательной организации и собственной роли в ней. Это, в свою очередь, может быть продуктивным способом повышения эффективности деятельности образовательной организации.

список литературы

1. Артемов О.Ю., Овчинников С.А. Организационные метафоры и особенности их применения в практике современного менеджмента [Электронный ресурс] // Вестн. РГГУ. Сер.: Экономика. Управление. Право. 2016. № 2(4). URL: https:// cyberleninka.ru/article/n/organizatsionnye-metafory-i-osobennosti-ih-primenemya-v-praktike-sovremennogo-menedzhmenta (дата обращения: 17.08.2022).

2. Бочавер А.А. Метафора как инструмент анализа убеждений (в контексте представлений учителя о своей работе) // Современная зарубежная психология. 2012. № 1. С. 65-73.

3. Будаев Э.В., Чудинов А.П. Метафора в педагогическом дискурсе: современные зарубежные исследования [Электронный ресурс] // Политическая лингвистика. 2007. № 21. URL: https://cyberleninka. ru/article/n/metafora-v-pedagogicheskom-diskurse-so vremennye-zarubezhnye-issledovaniya (дата обращения: 16.08.2022).

4. Власов П.К., Киселева А.А. Метафоры в самоописании организаций [Электронный ресурс] // Социальная психология и общество. 2014. Т. 5. № 2. С. 127-137. URL: http:http://psyjournals.ru/ files/69384/spio_2014_n2_vlasov.pdf (дата обращения: 04.05.2020).

5. Гуляева Ю.А., Никитина Е.Б. Влияние эмоционального выгорания на метафорическую репрезентацию концептов «Учитель», «Ученик» [Электронный ресурс] // Филологический класс. 2013. № 3(33). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vliya nie-emotsionalnogo-vygoraniya-na-metaforicheskuyu-reprezentatsiyu-kontseptov-uchitel-uchenik (дата обращения: 18.08.2022).

6. Дагаева Е.А. Метафорический подход к диагностике организационной культуры вуза // Проблемы качества образования. Психолого-педагогические аспекты гуманитарной культуры общества. Управление в региональных социально-экономических системах: сб. докл. XVIII науч.-практ. конф. преподавателей, студентов, аспирантов и молодых ученых. Таганрог, 2017. С. 112-117.

7. Карпук С.Ю. Метафорическое пространство как условие развивающего обучения [Электронный ресурс] // Царскосельские чтения. 2010. № XIV. URL: https://cyberleninka.ru/article/n7metaforicheskoe-pro

stranstvo-kak-uslovie-razvivayuschego-obucheniya (дата обращения: 16.08.2022).

8. Масилова М.Г. Организационная культура вуза: нетрадиционные подходы к ее восприятию и изучению // Территория новых возможностей. Вестн. Владивосток. гос. ун-та экономики и сервиса. 2015. № 1(28). С. 52-57.

9. Морган Г. Образы организации / пер. с англ. М., 2008.

10. Передельская С.А., Тихомиров М.Ю. Диагностика организационной культуры образовательной организации в контексте профессионального долголетия педагога // Ярославская психологическая школа: история, современность, перспективы: сб. материалов Всерос. науч. конф. ЯрГУ, 810 окт. 2020 г. / отв. ред. А.В. Карпов. Ярославль, 2020. С. 421-424.

11. Соснин А.В. Когнитивная метафора как средство формирования концепта [Электронный ресурс] // Историческая и социально-образовательная мысль. 2017. № 1-1. URL: https://cy berleninka.ru/article/n/kognitivnaya-metafora-kak-sre dstvo-formirovaniya-kontsepta (дата обращения: 20.05.2020).

* * *

1. Artemov O.Yu., Ovchinnikov S.A. Organiza-cionnye metafory i osobennosti ih primeneniya v praktike sovremennogo menedzhmenta [Elektronnyj resurs] // Vestn. RGGU. Ser.: Ekonomika. Upravlenie. Pravo. 2016. № 2(4). URL: https://cyberleninka.ru/ article/n/organizatsionnye-metafory-i-osobennosti-ih-primeneniya-v-praktike-sovremennogo-menedzhmenta (data obrashcheniya: 17.08.2022).

2. Bochaver A.A. Metafora kak instrument analiza ubezhdenij (v kontekste predstavlenij uchitelya o svoej rabote) // Sovremennaya zarubezhnaya psihologiya. 2012. № 1. S. 65-73.

3. Budaev E.V., Chudinov A.P. Metafora v pedagogicheskom diskurse: sovremennye zarubezhnye issledovaniya [Elektronnyj resurs] // Politicheskaya lingvistika. 2007. № 21. URL: https://cyberleninka. ru/article/n/metafora-v-pedagogicheskom-diskurse-so vremennye-zarubezhnye-issledovaniya (data obrash-cheniya: 16.08.2022).

4. Vlasov P.K., Kiseleva A.A. Metafory v samo-opisanii organizacij [Elektronnyj resurs] // Social'naya psihologiya i obshchestvo. 2014. T. 5. № 2. S. 127-137. URL: http:http://psyjournals.ru/files/69384/spio_2014_ n2_vlasov.pdf (data obrashcheniya: 04.05.2020).

5. Gulyaeva Yu.A., Nikitina E.B. Vliyanie emo-cional'nogo vygoraniya na metaforicheskuyu repre-zentaciyu konceptov «Uchitel'», «Uchenik» [Elektronnyj resurs] // Filologicheskij klass. 2013. № 3(33). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vliyanie-emotsi onalnogo-vygoraniya-na-metaforicheskuyu-reprezenta tsiyu-kontseptov-uchitel-uchenik (data obrashcheniya: 18.08.2022).

6. Dagaeva E.A. Metaforicheskij podhod k dia-gnostike organizacionnoj kul'tury vuza // Problemy ka-chestva obrazovaniya. Psihologo-pedagogicheskie as-pekty gumanitarnoj kul'tury obshchestva. Upravlenie v regional'nyh social'no-ekonomicheskih sistemah: sb. dokl. XVIII nauch.-prakt. konf. prepodavatelej, studentov, aspirantov i molodyh uchenyh. Taganrog, 2017. S. 112-117.

7. Karpuk S.Yu. Metaforicheskoe prostranstvo kak uslovie razvivayushchego obucheniya [Elektronnyj resurs] // Carskosel'skie chteniya. 2010. № XIV. URL: https://cyberleninka.ru/article/n7metaforicheskoe-pro stranstvo-kak-uslovie-razvivayuschego-obucheniya (data obrashcheniya: 16.08.2022).

8. Masilova M.G. Organizacionnaya kul'tura vu-za: netradicionnye podhody k ee vospriyatiyu i iz-ucheniyu // Territoriya novyh vozmozhnostej. Vestn. Vladivostok. gos. un-ta ekonomiki i servisa. 2015. № 1(28). S. 52-57.

9. Morgan G. Obrazy organizacii / per. s angl. M., 2008.

10. Peredel'skaya S.A., Tihomirov M.Yu. Diag-nostika organizacionnoj kul'tury obrazovatel'noj orga-nizacii v kontekste professional'nogo dolgoletiya pedagoga // Yaroslavskaya psihologicheskaya shkola: istoriya, sovremennost', perspektivy: sb. materialov Vseros. nauch. konf. YarGU, 8-10 okt. 2020 g. / otv. red. A.V. Karpov. Yaroslavl', 2020. S. 421-424.

11. Sosnin A.V. Kognitivnaya metafora kak sredstvo formirovaniya koncepta [Elektronnyj resurs] // Istoricheskaya i social'no-obrazovatel'naya mysl'. 2017. № 1-1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ kognitivnaya-metafora-kak-sredstvo-formirovaniya-ko ntsepta (data obrashcheniya: 20.05.2020).

Metaphor as the progressive way of the diagnostics of the organizational culture of the educational institution

The article deals with the theoretical substantiation of the use of the metaphor as the way of the diagnostics of the organizational culture of the educational institutions, allowing not only to study the peculiarities of the educational culture, proper to the educational institution, but also to start the processes of its development and improvement. There is suggested the experience of the use of the metaphor in the diagnostics of the organizational cultures of the schools in Volgograd.

Key words: organizational culture of educational institution, diagnostics of organizational culture, metaphor of organization.

(Статья поступила в редакцию 19.11.2022)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.