Научная статья на тему 'Метафора как основное средство оценки в современных немецких СМИ'

Метафора как основное средство оценки в современных немецких СМИ Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
215
50
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОЦЕНОЧНАЯ КОНЦЕПТУАЛИЗАЦИЯ / ОЦЕНОЧНАЯ КАТЕГОРИЗАЦИЯ / МЕТАФОРИЗАЦИЯ / ОЦЕНОЧНОСТЬ / ЭМОТИВНОСТЬ / ЭКСПРЕССИВНОСТЬ / ПУБЛИЦИСТИЧЕСКАЯ МЕТАФОРА

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Стародуб А. О.

В статье рассматривается такой способ концептуализации и категоризации спортивной сферы как метафоризация. Отмечается тот факт, что метафора выступает одним из основных средств оценки в современных немецких СМИ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Метафора как основное средство оценки в современных немецких СМИ»

Список литературы:

1. Сайфуллаева Р.Р., Сайфуллаев Ш.Р. Монолингвистический эффект им. Ф.С. Убаевой // Научно-практический «Журнал научных и прикладных исследований». - 2013. - № 3. - С. 25.

2. Сайфуллаева Р.Р., Сайфуллаев Ш.Р. Би-трилингвистический эффект им. А.Р. Сайфуллаева // Научно-практический «Журнал научных и прикладных исследований». - 2013. - № 4. - С. 29.

3. Сайфуллаева Р.Р., Сайфуллаев Ш.Р. Психолингвистический эффект имени Раъно Р. Сайфуллаевой // Научно-практический «Журнал научных и прикладных исследований». - 2013. - № 5. - С. 25.

4. Адлер А. Воспитание детей, взаимодействие полов. - 1998.

5. Анохин П.К. Биология и нейрофизиология условного рефлекса. - 1968.

6. Ахутина Т.В. Нейролингвистический аспект синтаксиса. - 2002.

7. Бескова И.А. Эволюция сознания: новый взгляд. - 2002.

8. Валлон А. Психическое развитие ребенка. - 2001.

9. Вайсгербер Й.Л. Родной язык и формирование духа. - 2000.

10. Гальтон Ф. Наследственность таланта. - 1996.

11. Гердер И.Г. Трактат о происхождении языка. - 2001.

12. Донских О.А. К истокам языка. - 1988.

13. Дубровинская Н.В. Психофизиология ребенка. - 2000.

14. Есперсен О. Философия языка. - 2000.

15. Колшанский Г.В. Логика и структура языка. - 2000.

16. Радченко О.А. Язык как миросозидание. - 2001.

17. Соссюр Ф. Курс общей лингвистики. - 2000.

18. Уорф Б.А. Отношение норм поведения и мышления к языку// Новое в лингвистике. - 1999.

19. Хомский Н. Язык и мышление. - 1972.

20. Шпиц Р.А. Первый год жизни. - 2000.

21. Шухард Г. Избранные статьи по языкознанию. - 2000.

22. Юрченко В.С. Философия языка и философия языкознания. - 2002.

МЕТАФОРА КАК ОСНОВНОЕ СРЕДСТВО ОЦЕНКИ В СОВРЕМЕННЫХ НЕМЕЦКИХ СМИ

© Стародуб А.О.*

Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина, г. Тамбов

В статье рассматривается такой способ концептуализации и категоризации спортивной сферы как метафоризация. Отмечается тот факт,

* Аспирант кафедры Немецкой филологии.

что метафора выступает одним из основных средств оценки в современных немецких СМИ.

Ключевые слова: оценочная концептуализация, оценочная категоризация, метафоризация, оценочность, эмотивность, экспрессивность, публицистическая метафора.

В процессе познания окружающей действительности человек определяет свое отношение к миру, оценивая события, явления, факты. В связи с этим проблема оценки привлекает внимание исследователей в области философии, логики, психологии, а также лингвистики. Вопросы категории оценки находят свое отражение в трудах лингвистов Н.Д. Арутюновой, Н.Н. Болдырева, Е.М. Вольф, В.Н. Телии и др.

Если исходить из определения когнитивной деятельности как активности, связанной с приобретением, организацией и использованием знания [Найссер, 1981], то оценочную концептуализацию и оценочную категоризацию следует понимать как познавательную активность особого рода, в которой в полной мере проявляется то, что Е.С. Кубрякова назвала способностью человека «видеть мир и осмыслять его в различных ипостасях и проявлениях» [Кубрякова, 2004: 17]. Как отмечает Н.Н. Болдырев специфика этих познавательных процессов оценочного характера заключается в том, что «они направлены на поиск и выделение определенных характеристик в уже познанном объекте. Это - интерпретация полученных знаний, вторичная концептуализация и вторичная категоризация в рамках другой системы координат: системы мнений, оценок, ценностей, стереотипов, - которую осуществляют человек как отдельный индивидуум или как член конкретного сообщества, оперируя уже существующими, вербализованными концептами» [Болдырев, 2006].

Язык располагает различными способами выражения оценки. Метафо-ризация является одним из наиболее распространенных способов создания образности и охватывает огромное количество общеупотребительных, нейтральных и стилистически маркированных слов, в первую очередь многозначных. Способность слова иметь не одно, а несколько значений, а также возможность обновления его семантики, его необычного, неожиданного переосмысления лежит в основе лексических образных средств, для которых характерно наличие оценочной функции.

Исследование особенностей концептуализации и категоризации различных фрагментов спортивной деятельности человека в немецкой прессе показало, что за языковыми структурами лежат различные способы познавательной деятельности человека в процессе его взаимодействия с окружающей средой. Основным способом познания человеком мира является конкретно--чувственный опыт человека, результаты его осмысления и использование полученных знаний в концептуализации и категоризации других сфер его жизнедеятельности. Однако информацию о многих аспектах человече-

ской деятельности, в том числе и в сфере спорта, индивид может получить лишь опосредованно, в первую очередь через тексты СМИ.

Причём нужно отметить, что медиатексты способны не только формировать отдельные ячейки знаний в этнокультурном сознании, но и влиять на наше отношение к любым фактам, персонам, событиям, в том числе, и к спорту. «Ряд учёных связывают влияние медиатекстов с наличием в человеческом сознании этнокультурно маркированных стереотипов, формирующихся под воздействием коллективного бессознательного и соответствующей социоэтнокультурной среды при бесспорном воздействии текстов СМИ, которые способствуют закреплению полезных на данный момент стереотипов посредством их многократного повторения и использования соответствующих языковых средств» [Кузьмина, 2012: 219].

Особую роль в концептуализации и категоризации спортивной сферы играют метафорические конструкции, с помощью которых в языке формируются новые образные концепты, позволяющие во многих случаях ментально дополнить оценочно-экспрессивные коннотации, что вербально находит отражение в соответствующей лексической единице.

«Метафора является универсальным механизмом в образовании эмоционально-оценочных номинаций» [Лукьянова, 1976: 20-32]. В семантической структуре метафоры наличие положительной или отрицательной оценочно-сти всегда свидетельствует о присутствии эмотивности, которая представляет собой «языковое отображение эмоции средствами разных уровней языка, в том числе лексического, который не только связан с выражением эмоционально-оценочного отношения отправителя речи, но и направлен на создание у слушателя эмоционального резонанса» [Ретунская, 1996: 10]. Оценочность является средством достижения экспрессивности слова. Экспрессивность в свою очередь понимается как «совокупность семантико-стилистических признаков единицы языка, которые обеспечивают ее способность выступать в коммуникативном акте как средство субъективного выражения отношения говорящего к содержанию или к адресату речи» [Гридин, 1990: 591].

Следует отметить, что в метафоре заключены не только образное представление и информация об оценке, но и выражение некоторого чувства-отношения, осознанной эмоции, например, презрения, пренебрежения или, наоборот, уважения восхищения и т.п., а также стилистическая окраска. Интеграция оценочности и эмотивности в семантике метафоры делает метафору экспрессивным средством.

Эмоционально-оценочная функция заключается в том, что метафора является великолепным средством воздействия на адресата речи. Образ, новая метафора в тексте сами по себе уже вызывают эмоционально-оценочную реакцию. Развитие значений умножает разнообразие наименований для одних и тех же реалий, денотатов, понятий, способствует углублению их характеристики, усиливает экспрессию, вносит новые оценочные моменты.

Публицистика не имеет тематических ограничений и освещает все вопросы, имеющие общественный интерес, и спорт, как неотъемлемая часть жизни, не может остаться без внимания прессы.

Спортивным новостям посвящаются как тематические разделы в газетах, специализированные издания, а также интернет-сайты.

Публицистическая метафора представляет собой употребление автором определенного слова, переосмысленного на базе образно-ассоциативного подобия, которое возникает в результате субъективного впечатления, ощущения, эмоционального восприятия. Это, с одной стороны, отражение реального мира и объективного знания о нем, закрепленного в языке, а с другой - способ создания индивидуального, образного мира журналиста. Ассоциативность, вызываемая метафорическим употреблением слова, помогает более ярко представить описываемую журналистом реальность.

По справедливому мнению Г. Пауля «из совокупности метафор, ставших в языке узуальными, можно видеть, какие интересы преобладали в народе в ту или иную эпоху, какие идеалы были заложены в основу культуры на том или ином этапе ее развития» [Пауль, 1960: 115]. Чудинов А.П. продолжает эту мысль: «каждый новый этап социального развития страны отражается в метафорическом зеркале, где вне зависимости от чьих-либо намерений фиксируется подлинная картина общественного самосознания. Система базисных метафор - это своего рода ключ к пониманию «духа времени» [Чудинов, 2001: 31].

Рассмотрим следующие примеры языковых единиц, в основе которых лежат менатально-образные схемы, выражающих ту или иную оценку в современных немецких СМИ:

Der Bomber der Nation Gerd Müller gehört zu den bekanntesten deutschen Fußballspielern. Антропоморфная метафора Bomber характеризует спортсмена по шкале наивысшей оценки.

Der italienische Abwehr ist bekanntlich stark besetz. Метафора Abwehr несет в себе положительную оценку футбольной команды, при этом субъект имеет уточнителя, выраженного прилагательным italienisch, что в свою очередь дает читателю информацию о национальной принадлежности команды.

Der beste Theater Schauspieler aller Zeiten: Christiano Ronaldo... Театральная метафора служит не столько в функции идентификации субъекта, сколько для выражения его оценочной категоризации, в данном случае негативной оценки корреспондента поведением игрока на футбольном поле.

Необходимо отметить, что театральная метафора служит не только в функции идентификации одушевленного объекта, где в большей степени выражает ту или иную оценочную категоризацию, но и имеет место быть для выражения оценочной категоризации неодушевленного субъекта. Ср.: Sinfonie des Fußballstadions. В данном случае метафора служит для выражения положительной оценки. Корреспондент восхищается атмосферой, царящей на футбольном стадионе.

Jagudin gewinnt Nervenspiel. Лексема Nervenspiel выступает в качестве прямого объекта, на который направлено действие, выраженное глаголом gewinnen. Образный характер лексемы репрезентируется составляющим компонентом Nerven, характеризующим эмоциональное состояние человека. В приведенном примере источник переноса, таким образом, - это состояние человека, а «мишень» переноса - «спортивная игра».

Torschützenkönige der EM ist ein Europameister: Fernando Torres... Метафорическая единица Torschützenkönige несет в себе положительную оценку футбольного игрока Фернандо Торреса. Футболист идентифицируется с королем, человек имеющим власть над кем или чем-либо. В данном случае король мяча.

„ Wackelige Neubauten. Deutsche Nationalmannschaft startet gegen Australien mühsam ins Turnier".

Man muss sich Bundestrainer Jürgen Klinsmann als Bauherren vorstellen, der in einem Neugebaugebiet vor seinem Haus steht, in das er bald einziehen will. Von außen sieht das Haus schon ganz ordentlich aus; noch nicht perfekt, aber es ist ja auch noch Zeit. Doch als Klinsmann eintritt und sich anschaut, was sich innen getan hat, da erkennt er sich schnell: da ist noch verdammt viel arbeit.

В данной статье спортивный редактор Ганноверской газеты (HAZ) Heiko Rehnberg сравнивает национальную сборную Германии с только что построенным зданием. Журналист пользуется метафорой, взятой из области ремесла и техники. Сборная - это дом, ее тренер - строитель. При этом он использует метафору в заголовке статьи для того, чтобы четко представить ситуацию в сборной Германии по футболу. В конце статьи он отмечает, что, несмотря на возникающие разногласия, дом может быть красивым домой, т.е. он верит в успехи данной сборной. Таким образом, мы видим, что автор статьи положительно относится к национальной сборной Германии по футболу и тренеру данной сборной.

Mit Schmackes in die Mitte" 75 Minuten lang stand die tunesische Defensive wie eine Betonmauer; Betonmauern kann man nicht mit einem Schlag einreißen, das braucht viele Kräfte raubende Schläge. Ballack führte die Hiebe, die sie zum Bröckeln und dann zum Einsturz brachten. В данной статье сборная команда Германии сравнивается с бетонной стеной. Данная метафора передает ощущение подавляющей демонстрации силы немецких игроков против сборной Туниса (viele Kräfte raubende Schläge).

Таким образом, очевидным является тот факт, что метафорические конструкции играют особую роль в концептуализации и категоризации спортивной сферы. Метафора становится универсальным механизмом в образовании эмоционально-оценочных номинаций в современной немецкой прессе.

Список литературы:

1. Болдырев Н.Н. Языковые категории как формат знания // Вопросы когнитивной лингвистики. - 2006. - № 2. - С. 5-22.

2. Гридин В.Н. Экспрессивность / В.Н. Гридин // Лингвистический энциклопедический словарь. - 1990. - 685 с.

3. Кузьмина Е.А. К вопросу о взаимовлиянии медиатекстов и процессов эволюции немецкого этнокультурного влияния // Когнитивные исследования языка. Вып. XII. Теоретически аспекты языковой репрезентации. - М.: Ин-т языкознания РАН; Тамбов: Издательский дом ТГУ им. Г.Р. Державина, 2012. - С. 216-224.

4. Лукьянова Н.А. О соотношении понятий экспрессивность, эмоциональность, оценочность / Н.А. Лукьянова // Актуальные проблемы лексикологии и словообразования. - Новосибирск, 1976. - Вып. 5. - С. 20-32.

5. Ретунская М.С. Английская аксиологическая лексика: монография. -Нижний Новгород, 1996. - 272 с.

6. Чудинов А.П. Россия в метафорическом зеркале: когнитивное исследование политической метафоры. - Екатеренбург, 2001. - 238 с.

7. Paul H. Prinzipien der Sprachgeschichte. - Halle, 1880. - 500 S.; рус. пер.: Пауль Г. Принципы истории языка. Пер. с нем. - М.: Издательство иностранной литературы, 1960.

ЛОГИЧЕСКИЕ МЕХАНИЗМЫ РАЗВИТИЯ ЯЗЫКА (ЗАКОНОМЕРНОСТИ РАЗВИТИЯ ЯЗЫКА И ЗАКОН СОХРАНЕНИЯ ЭНЕРГИИ)

© Стародубова О.Ю.*

Институт гуманитарного образования и информационных технологий,

г. Москва

Работа имеет междисциплинарный характер, написана на стыке философии, логики, психологии, лингвистики. Статья посвящена исследованию проблем аутентичности теории и практики языка, а также вопросам соотношения закономерностей развития языка и эволюции картины мира.

В ходе исследования автор приходит к выводу о том, что существуют некие общие закономерности в развитии языка, науки, цивилизации, постижение которых (включая экстраполяцию терминологических систем) приводит к пониманию логических механизмов эволюции, действующих как в отдельно взятой области науки, так и в жизни в целом.

Ключевые слова закономерности развития языка, картина мира, закон сохранения энергии в языковой практике, логические механизмы языкознания, генетический код, языковая компетенция, компенсаторное действие противоположно направленных тенденций, центральная антиномия философии, цикличность как принцип развития языка и представлений о нем, функциональное перераспределение языкового материала.

* Преподаватель кафедры Русского языка, кандидат филологических наук.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.