Научная статья на тему 'Метафора как часть медиатекста'

Метафора как часть медиатекста Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
458
113
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕДИАОБРАЗОВАНИЕ / ЭСТЕТИЧЕСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ МЕДИАОБРАЗОВАНИЯ / ЭСТЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ / ВИЗУАЛЬНАЯ МЕТАФОРА

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Познин В.Ф.

В отечественном искусствоведении и культурологии проблеме восприятия зрителем визуальных кодов, с помощью которых конкретное экранное изображение приобретает метафорический характер, уделено явно недостаточное внимание. Между тем, понимание механизма создания визуальной метафоры является составной частью эстетического образования, без которого сегодня не может быть полноценного восприятия экранной культуры в различных ее проявлениях. Предлагаемая в статье типология визуальных метафор, используемых в экранных искусствах, частично основанная на исследованиях зарубежных ученых, частично представляющая собой авторскую концепцию (понятие контекстуальной метафоры, семантического оверлэппинга, эстетического анамнезиса, горизонтальной ориентационной метафоры и др.) может быть полезна в процессе кинообразования и медиаобразования в целом. За рамками данного исследования остались цветовая и звуковая метафора, метафоричность метонимии, использование метафоры в экранных произведениях различных видов и жанров, включая метафору в анимации, но предлагаемая в статье типология экранной метафорики может помочь в анализе и этих аспектов аудиовизуального творчества. Использование на практике знаний, объясняющих природу метафоры, может способствовать формированию эстетического вкуса, развитию ассоциативного и образного мышления, полноценному восприятию мультимедийного текста.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по языкознанию и литературоведению , автор научной работы — Познин В.Ф.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Метафора как часть медиатекста»

A

Медиакул ьтура

Media Culture

Метафора как часть медиатекста

В.Ф. Познин, доктор искусствоведения, профессор, Санкт-Петербургский государственный университет, Санкт-Петербург, Университетская наб. д.7-9

poznin @mail.ru

Аннотация. В отечественном искусствоведении и культурологии проблеме восприятия зрителем визуальных кодов, с помощью которых конкретное экранное изображение приобретает метафорический характер, уделено явно недостаточное внимание. Между тем, понимание механизма создания визуальной метафоры является составной частью эстетического образования, без которого сегодня не может быть полноценного восприятия экранной культуры в различных ее проявлениях.

Предлагаемая в статье типология визуальных метафор, используемых в экранных искусствах, частично основанная на исследованиях зарубежных ученых, частично представляющая собой авторскую концепцию (понятие контекстуальной метафоры, семантического оверлэппинга, эстетического анамнезиса, горизонтальной ориентационной метафоры и др.) может быть полезна в процессе кинообразования и медиаобразования в целом. За рамками данного исследования остались цветовая и звуковая метафора, метафоричность метонимии, использование метафоры в экранных произведениях различных видов и жанров, включая метафору в анимации, но предлагаемая в статье типология экранной метафорики может помочь в анализе и этих аспектов аудиовизуального творчества. Использование на практике знаний, объясняющих природу метафоры, может способствовать формированию эстетического вкуса, развитию ассоциативного и образного мышления, полноценному восприятию мультимедийного текста.

Ключевые слова: медиаобразование, эстетическая концепция медиаобразования, эстетический анализ, визуальная метафора.

Abstract. Russian art criticism and cultural studies give clearly insufficient attention to the perception of visual codes by the viewer, through which a particular screen image acquires a metaphorical character. Meanwhile, understanding the mechanism of creating a visual metaphor is an integral part of aesthetic education, without which today there can not be a full-fledged perception of the screen culture in its various manifestations. The typology of visual metaphors used in the screen arts, partially based on the research of Western scientists, partly representing the author's concept (the concept of contextual metaphor, semantic overlapping, aesthetic anamnesis, horizontal orientational metaphor, etc.) can be useful in the process of film & media education generally. Beyond this study, there are color and sound metaphors, the metaphorical metonymy, the use of metaphor in screen products of various kinds and genres, including the metaphor in animation, but the typology of screen metaphorics suggested in the article can help in the analysis of these aspects of audiovisual creativity. The use in practice of knowledge that explains the nature of the metaphor can contribute to the formation of aesthetic taste, the development of associative and figurative thinking, the full perception of a multimedia text.

Keywords: bedia education, aesthetic concept of media education, aesthetic analysis, visual metaphor.

Film metaphor and media text

Prof. Dr. Vitaly Poznin Saint Petersburg State University, St. Petersburg, Universitetskaya nab., 7-9 poznin@mail.ru

Введение

Способность человека адекватно воспринимать медиатексты формируется в том числе в результате эстетического образования, что позволяет реципиенту проводить «анализ художественной концепции произведений медиакультуры разных видов и жанров» [Федоров, 2007, с. 387]. Осмысление способов создания художественного образа и законов его восприятия дает человеку возможность развить эстетическое / художественное восприятие и вкус, способности к квалифицированному эстетическому анализу [Федоров, 2007; Челышева, 2013].

Это особенно важно сегодня, когда нарастающий поток массовой культуры, производящий фильмы и сериалы с примитивными сюжетами, одномерными характерами и минимумом выразительных средств, отучает молодое поколение от полноценного эстетического восприятия аудиовизуальных произведений высокого художественного уровня.

Одна из целей эстетического образования школьников и студентов - усвоение ими «систематизированных знаний о кино в контексте смежных искусств, навыков анализа пространственно-временной формы повествования, активизирующих воздействие и восприятие идейно-художественного содержания фильма» [Усов, 1995, с. 22].

Составная часть анализа художественного медиатекста - выявление зрителем средств и способов творческого использования в экранном произведении многомерной метафорической трактовки того или иного объекта или явления, что становится одним из средств создания художественного образа. Такого рода анализ развивает в зрителе ассоциативное мышление, будит творческое восприятие экранного произведения, формирует его эстетический вкус.

Материалы и методы исследования

Материалом исследования явились статьи и книги, посвященные различным аспектам изобразительной и звуковой метафоры, методам ее анализа; наблюдения и выводы автора, а также анализируемый в статье эмпирический материал, который может быть использован на занятиях, посвященных изобразительному и звуковому решению аудиовизуального произведения. Используется метод типологизации метафоры.

Дискуссия

В таком феномене, как метафора, появившемся в человеческой речи еще на заре цивилизации, нашло отражение синкретическое восприятие мира. Яркое выражение метафора получила в античных мифах, тесно связав между собой различные явления окружающего нас мира. Как заметил В.Б. Шкловский, размышляя об ассоциативном восприятии нами окружающей действительности, «в жизни все монтажно, - но только нужно найти, по какому принципу» [Шкловский, 1983, с. 448].

Современные исследователи рассматривают метафору как универсальную онтологическую и гносеологическая категорию [Тарасова, 2010], исследуют это явление с философско-когнитивной точки зрения [Геворкян, 2011]; выделяют различные виды лексической концептуальной метафоры [Опарина, 1988; Шабанова 1999]; проводят типологический анализ различных видов метафор, выявляя их роль в человеческом общении [Лакофф, Джонсон, 2003].

Изучению специфики визуальной и аудиовизуальной метафоры в отечественной науке уделено внимание в ряде книг и статей [Ямпольский, 1993; Елисеева, 2011; Ворошилова, 2012; Борисова, 2013], однако в большинстве этих работ либо рассматривается кинометафора в фильмах немого периода, либо метафора рассматривается в связи с изучением новых явлений экранной культуры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.