Научная статья на тему 'Метафора дома: особый пространственный образ в раннем романном творчестве Генри Джеймса'

Метафора дома: особый пространственный образ в раннем романном творчестве Генри Джеймса Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
177
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕТАФОРА ДОМА / METAPHOR HOME / ПРОСТРАНСТВЕННЫЙ ОБРАЗ / SPATIAL IMAGE / СОЗНАНИЕ / CONSCIOUSNESS / ПАРАДИГМА ПРОСТРАНСТВЕННО-ВЕЩЕСТВЕННЫХ ХАРАКТЕРИСТИК / PARADIGM REAL-SPACE CHARACTERISTICS

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Сафарова З. А. -г

В статье рассматривается пространственный образ дома в творчестве Генри Джеймса. Через метафору дома автор передает характеры персонажей, мотивацию их поступков и точку зрения. Практически всегда образ дома это внутреннее состояние героя, его переживания или, наоборот, радости и надежды. Джеймс представляет и литературу в целом как дом с миллионом окон. Очень часто образ дома подается с такими образами как окно, дверь, порог, лестница, которые характеризуют героев в критические моменты их жизни. Целью исследования есть определить, как выражается метафора дома в ранних произведениях Генри Джеймса, проследить, как этот пространственный образ влияет на характер образа персонажа. Методы исследования-лингвостилистический анализ, лингвопоэтический анализ художественного текста на уровне отдельных художественных примеров. В выводах указывается, как отдельные пространственные образы приобретают многоплановую символику. Пространственный образ дома у Джеймса наполняется богатыми и разными нюансами, получает детальную словесную обработку, имея при этом выраженную визуальную доминанту.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Metaphor of the House: the Special Spatial Image in the Early Works of the Novel by Henry James

The article deals with the spatial image of the house in the works of Henry James. Through the metaphor of the house the author conveys a character, motivation their actions and views. Almost always the image of the house is the internal state of the protagonist, his experience, or, on the contrary, joy and hope. James is and literature in general as a house with a million windows. Very often the image of the house served with such images as a window, door sill, stair, which characterize the characters in the critical moments of their lives. The aim of the study is to define how the metaphor expressed at home in the early works of Henry James, to see how this affects the image of the spatial nature of the image of character. Research Methods-lingvostilistical analysis Lingvopoetical analysis of literary text on individual examples of artistic level. The findings indicate the individual spatial images become multifaceted symbolism. The spatial image of the house of James filled with rich and different nuances, received detailed verbal processing, while having expressed visually dominant.

Текст научной работы на тему «Метафора дома: особый пространственный образ в раннем романном творчестве Генри Джеймса»

УДК 811.111-31 (73).09

МЕТАФОРА ДОМА: ОСОБЫЙ ПРОСТРАНСТВЕННЫЙ ОБРАЗ В РАННЕМ РОМАННОМ ТВОРЧЕСТВЕ ГЕНРИ ДЖЕЙМСА

З.А.-Г. САФАРОВА,

кандидат филологических наук, преподаватель кафедры английской филологии, ГБОУ ВО РК «Крымский инженерно-педагогический университет», Симферополь, пер.Учебный,8, e-mail: [email protected].

Аннотация

Сафарова З.А.-Г. Метафора дома: особый пространственный образ в раннем романном творчестве Генри Джеймса.

В статье рассматривается пространственный образ дома в творчестве Генри Джеймса. Через метафору дома автор передает характеры персонажей, мотивацию их поступков и точку зрения. Практически всегда образ дома - это внутреннее состояние героя, его переживания или, наоборот, радости и надежды. Джеймс представляет и литературу в целом как дом с миллионом окон. Очень часто образ дома подается с такими образами как окно, дверь, порог, лестница, которые характеризуют героев в критические моменты их жизни. Целью исследования есть определить, как выражается метафора дома в ранних произведениях Генри Джеймса, проследить, как этот пространственный образ влияет на характер образа персонажа. Методы исследования-лингво-стилистический анализ, лингвопоэтический анализ художественного текста на уровне отдельных художественных примеров. В выводах указывается, как отдельные пространственные образы приобретают многоплановую символику. Пространственный образ дома у Джеймса наполняется богатыми и разными нюансами, получает детальную словесную обработку, имея при этом выраженную визуальную доминанту.

Ключевые слова: метафора дома, пространственный образ, сознание, парадигма пространственно-вещественных характеристик.

Summary

Safarova Z.A.-G. The Metaphor of the House: the Special Spatial Image in the Early Works of the Novel by Henry James.

The article deals with the spatial image of the house in the works of Henry James. Through the metaphor of the house the author conveys a character, motivation their actions and views. Almost always the image of the house - is the internal state of the protagonist, his experience, or, on the contrary, joy and hope. James is and literature in

© З. А.-Г. Сафарова, 2016

general as a house with a million windows. Very often the image of the house served with such images as a window, door sill, stair, which characterize the characters in the critical moments of their lives. The aim of the study is to define how the metaphor expressed at home in the early works of Henry James, to see how this affects the image of the spatial nature of the image of character. Research Methods-lingvostilistical analysis Lingvopoetical analysis of literary text on individual examples of artistic level. The findings indicate the individual spatial images become multifaceted symbolism. The spatial image of the house of James filled with rich and different nuances, received detailed verbal processing, while having expressed visually dominant.

Keywords: metaphor home, spatial image, consciousness, paradigm real-space characteristics.

Постановка проблемы. Генри Джеймс - известный трансатлантический писатель начала ХХ века. Его творчество и стиль написания произведений литературы выделяется среди большого количества писателей начала века. Века, для которого характерными были поиски нового, неисследованного, нетрадиционного не только в искусстве в целом, но и в литературе в частности.

Цель исследования. В художественном мире Генри Джеймса выделяются пространственные образы и мотивы. Следует отметить, что пространственные образы автора тесно связаны с миром вещей, событий, которые изображает писатель. Целью исследования есть определить, как выражается метафора дома в ранних произведениях Генри Джеймса, проследить, как этот пространственный образ влияет на характер образа персонажа.

По сравнению с традиционной реалистической поэтикой в произведениях Джеймса постепенно формируется другая парадигма пространственно-вещественных характеристик.

Эта парадигма становится, по мнению Д. В. Затонского, «зеркалом новейших отношений между человеком и вещами, отношений, при которых вещи больше не выражают человека или выражают его не полностью»[2, с.69].

Сквозным пространственным образом в прозе Джеймса является дом.

Этот образ (часто в виде развернутой метафоры) и его значение обнаруживаются в авторских комментариях-предисловиях к собственным произведениям.

В одном из них (предисловии к роману «Женский портрет», написанной для главного прижизненного собрания сочинений Джеймса, так называемого «нью-йоркского издания» (1907-1909) он описывает литературу как «the house of fiction» - дом творчества.

В этом доме, по мнению автора, есть множество окон «The house of fiction has in short not one window, but a million» [6]. Каждый из них открывает вид на определенный фрагмент «сцены человеческой жизни». Контуры окна и присущие только ему размеры - это и есть «литературная форма», уникальный в каждом случае ракурс представления материала. У каждого окна стоит фигура наблюдателя, который обладает «парой глаз», индивидуальным восприятием, собственной волей. Эта фигура - сознание художника. Поэтому из здания литературы открывается бесконечно большое число точек зрения на мир.

Перед нами плюралистическая концепция вселенной, таким образом описанная Генри Джеймсом на рубеже веков применительно к искусству прозы. И хотя американский писатель в то время не был единственным носителем подобного мировоззрения, но именно такой взгляд на природу нового нарратива составил американскому писателю репутацию новатора и главного «разработчика» техники «точки зрения» в современной прозе.

Метафора литературы как дома с миллионом окон наглядно, даже в несколько обостренном виде, воплотилась уже в повести «Связка писем». Произведении, написанном в эпистолярном жанре за два года до издания «Женского портрета». Его герои проживают в том же пансионе в Париже и в посланиях к родственникам и друзьям подробно раскрывают свои мысли о том, что происходит с ними и вокруг них. Каждый описывает ход событий так, как видит он. Некоторые факты и мнения людей расходятся, порой доходя до комичного. Даже взгляды на одно и тоже платье англичанки Эвелин Уэйн для бостонца Луи представляется признаком грядущего «ренессанса художественного вкуса и чувства прекрасного» на Британских островах, в то время как Миранда Хоуп называет это же наряд «одеянием прошлого», а мадам де Мезонруж -одеждой «прошлого сезона».

В итоге читатель так и не узнает, что же представляла из себя владелица пансиона, насколько хорошо одевалась Эвелин и какими были его отношения с братом. Более того, сама возможность такого объективного знания кажется поставленной под сомнение.

В романах Генри Джеймса метафора о доме со многими окнами воплотилась в несколько иной повествовательной форме, вы-

лившись, по мнению большинства исследователей, в принцип «многосубъектного сознания», или «множественного отражения». Данный подход позволяет, ведя рассказ от третьего лица, показывать читателю совокупность взглядов на мир разных людей, одновременно характеризовать и того, кто воспринимает, и то, что воспринимается, создавать многосторонние образы героев, состоящие, как говорит Н.Т. Рымарь, «в диалоге разных правд, комплексов и систем отношение к жизни» [3, с. 378].

В художественном творчестве для Джеймса, на первый взгляд, традиционным является изображение дома как помещения, выполняющего в жизни человека различные функции, а прежде всего быть для нее убежищем и косвенно передавать сущность характера владельца. Например, в романе «Вашингтонская площадь» тяжелый в архитектурном отношении, мрачный дом доктора Слоу-пера отражает особенности его натуры - излишне рационалистической, принципиально-эгоистической, наконец упорной и неуступчивой. Зато в романе «Женский портрет» знакомство с главной героиней (точнее, не собственно знакомство, а первая ретроспекция рассказчика, когда он обращается к детству Изабеллы) происходит через описание двух домов - родительского и бабушкиного, в каждом из которых Изабелла чувствует себя по-разному. Неслучайно рассказчик указывает на любимую комнату Изабеллы - «конторку» («office»), в которой она любила уединяться и читать книги. Подчеркивается, что в этой комнате был прямой выход на улицу, кстати закрытый, но он и не интересовал героиню, поскольку это разрушило бы изобретаемые ею картины и образы. Таким образом акцентируются возможности, богатство и самоценность представления, что многопланово подтверждается в ее поведении и мировосприятии:

«...She knew that this silent, motionless portal opened into the street; if the sidelights [sic] had not been filled with green paper she might have looked out upon the little brown stoop and the well-worn brick pavement. But she had no wish to look out, for this would have interfered with her theory that there was a strange, unseen place on the other side-a place which became to the child's imagination, according to its different moods, a region of delight or of terror.» [4].

Наряду с собственно характерологическими функциями изображения дома воспроизведение Джеймсом различных домов в собственно художественном измерении отмечается, прежде всего, антропоморфностью. Дома в его произведениях часто приобретают способность «видеть», «краснеть», «одевать маски». Ср. в романе «Вашингтонская площадь»: «...a region where the extension of the city began to assume a theoretic air, where poplars grew beside the pavement (when there was one), and mingled their shade with the steep roofs of desultory Dutch houses, and where pigs and chickens disported themselves in the gutter. These elements of rural picturesqueness have now wholly departed from New York street scenery; but they were to be found within the memory of middle-aged persons, in quarters which now would blush to be reminded of them.» [5].

Об описании дома Тачитов, куда попадает Изабелла, приехав из Америки в Европу, уже говорилось выше. Сейчас акцентируем тот важный момент, что через шесть лет после первого визита в Гарденкорт Изабелла возвращается сюда, и описание дома (точнее, фрагментарное упоминание отдельных деталей через призму восприятия героини) имеет целью акцентировать те изменения, которые произошли с Изабеллой и ее размышления о том, как могла бы сложиться ее судьба, если бы она не получила часть наследства от отца Ральфа, мистера Тачита-старшего.

Еще один важный аспект, характеризующий пространственный образ дома в произведениях Джеймса - это насыщение его культурно-семиотическими доминантами.

С образом дома тесно связаны и такие пространственные образы, как окно, дверь, порог, лестница. Часто автор подводит своих героев к окну или останавливает их взгляды на окне, что символизирует их стремление к открытому пространству. Интересно, что это происходит в самые кризисные моменты их существования.

Еще чаще используется в образе Изабеллы метафорическое использование образов дверей, окна, порога, преграды и т.д. Например:

«Ее воображение всегда было до чрезвычайности стремительно, и если пред ним захлопывали дверь, оно устремлялось в окно. Изабелла не умела ставить ему преграды и в критические минуты,

когда лучше было бы положиться всецело на разум, расплачивалась за поблажки этой своей склонности видеть, накапливать не просеянные рассудком впечатления. Теперь, когда она знала, что стоит на пороге больших перемен, картины той жизни, которую она покидала, обступили ее со всех сторон.» [1].

Отдельные пространственные образы приобретают многоплановую символику. В «Женском портрете» таким является прежде всего «путь» («way») в разнообразных вариантах - от полета и крыльев, которые наполняются ветром надежды, до лабиринта, клетки и подземелья. С помощью этих образов передаются различные эмоциональные состояния Изабеллы Арчер - сначала уверенность в своем будущем в начале нового жизненного периода после приезда в Европу, потом надежды, которые преподносит ей Гилберт Озмонд, безвыходность и замкнутость, в которые быстро окунул ее несчастный брак, лишивши ее полета и просто движения вперед.

Выводы. Таким образом, пространственный образ дома у Джеймса наполняется богатыми и разными нюансами, получает детальную словесную обработку, имея при этом выраженную визуальную доминанту. Благодаря такой детальной обработке этот образ приобретает самоценность, автономное существование, что делает автора уникальным в своем роде. А исследователей подталкивает к многочисленным интерпретациям и одновременно видению здесь какой-то стилистической надменности и даже определенного стилистического авторского нарциссизма.

Перспективы исследования. В ходе дальнейших исследования хотелось бы затронуть не только ранние романы Генри Джеймса, но и более поздние романы, такие как «Послы», «Золотая чаша».

Список использованных источников

1. Джеймс Г. Женский портрет. М.: Наука, 1981 (Серия «Литературные памятники»). 592 с.

2. Затонский Д. В. Европейский реализм XIX в. Линии и лики Киев: Наукова Думка, 1984. 279 с.

3. Рымарь Н. Т., Скобелев В. П. Теория автора и проблема художественной деятельности. Воронеж: ЛОГОС-ТРАСТ, 1994. 262 с.

4. James H. The Portrait of a Lady. Volume 1 / Henry James. URL: http://www2.newpaltz.edu/~hathawar/portrait1 .html.

5. James H. Washington Square. / Henry James URL: http:// www.gutenberg.org/ebooks/2870.

6. James, H. Literary Criticism. French Writers, Other European Writers. The Prefaces to the New York Edition. New York: Literary Classics of the United States, 1984. 1408 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.