Научная статья на тему 'Метафизика креационизма и теория биологической эволюции'

Метафизика креационизма и теория биологической эволюции Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
1636
188
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАУКА И РЕЛИГИЯ / КРЕАЦИОНИЗМ / ТЕОРИЯ БИОЛОГИЧЕСКОЙ ЭВОЛЮЦИИ / ДАРВИНИЗМ / МЕТАФИЗИКА / МАТЕРИАЛИЗМ / SCIENCE AND RELIGION / CREATIONISM / THEORY OF BIOLOGICAL EVOLUTION / DARWINISM / METAPHYSICS / MATERIALISM

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Дмитриев А. В.

Рассматривается проблема взаимоотношения метафизики креационизма и теории биологической эволюции. Отмечена ограниченность философского материализма в объяснении эволюции жизни с её принципом новизны. При этом показана определенная значимость и новизна креационизма для современной науки в области метафизики, позволяющего осмыслить эволюцию как творческий процесс. Подобная метафизика может послужить платформой для диалога между религией и наукой.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Metaphysics of creationism and theory of biological evolution

The article discusses the problem of the relationship of metaphysics creationism and the theory of biological evolution. The author notes the limitedness of philosophical materialism in explaining the evolution of life with its principle of "novelty". However a certain significance and novelty creationism to modern science in the field of metaphysics is approved, which allows to reflect on the evolution as creative process. Such metaphysics can serve as a platform for dialogue between religion and science.

Текст научной работы на тему «Метафизика креационизма и теория биологической эволюции»

ФИЛОСОФИЯ

Вестн. Ом. ун-та. 2013. № 3. С. 45-46.

УДК 215 А.В. Дмитриев

МЕТАФИЗИКА КРЕАЦИОНИЗМА И ТЕОРИЯ БИОЛОГИЧЕСКОЙ ЭВОЛЮЦИИ

Рассматривается проблема взаимоотношения метафизики креационизма и теории биологической эволюции. Отмечена ограниченность философского материализма в объяснении эволюции жизни с её принципом новизны. При этом показана определенная значимость и новизна креационизма для современной науки в области метафизики, позволяющего осмыслить эволюцию как творческий процесс. Подобная метафизика может послужить платформой для диалога между религией и наукой.

Ключевые слова: наука и религия, креационизм, теория биологической эволюции, дарвинизм, метафизика, материализм.

Под метафизикой креационизма мы понимаем рассуждения о Боге и Его действиях в контексте представлений о происхождении мира с опорой на христианское учение. Теперь определимся с понятием «эволюция». На наш взгляд, наиболее удачное определение предложил известный биолог Л.С. Берг, по мнению которого эволюция есть «историческое творчество, т. е. создание нового в процессе истории» [1, с. 44]. В настоящее время существуют различные гипотезы и подходы к пониманию механизмов и факторов биологической эволюции. Поэтому, по выражению известного эволюциониста С.В. Мейена, «говоря об эволюционном учении (в биологии. - А. Д.), следует ясно различать (1) твердо установленный факт эволюции организмов в геологическом прошлом, (2) гипотезы о конкретных путях эволюционного процесса и (3) еще более гипотетические представления о факторах и механизмах эволюции» [2, с. 89]. Среди основных подобных гипотез в современной биологии следует выделить синтетическую теорию эволюции (СТЭ), или неодарвинизм, полагающий в основу этого процесса случайные явления и определенные материальные факторы (наследственность, изменчивость и естественный отбор). Согласно этому учению, в результате отбора мелких и случайных отклонений (или мутаций) происходит постепенное изменение видов в процессе их адаптации к условиям окружающей среды. Родоначальником этого подхода был Ч. Дарвин, чьи идеи затем были синтезированы с генетикой во второй половине XX в. Именно основополагающая работа Ч. Дарвина «Происхождение видов» (1859) послужила основой формирования новой естественнонаучной парадигмы, связанной с эволюцией. При этом большинство современных исследователей, стоящих на позициях СТЭ, полагают, что учение о естественном отборе представляет собой «материалистический стержень биологии» [3, с. 24], и тем самым наиболее резко заостряют противоречия между наукой и религией.

Например, еще в XIX в. известный русский мыслитель Н.Я. Данилевский полагал, что благодаря дарвиновскому учению «устраняются последние следы того, что принято теперь называть мистицизмом, устраняется даже мистицизм законов природы, мистицизм разумности мироздания. А если разумность, то, конечно, и сам разум, как божественный, так и наш, человеческий, устраняется или является одним из частных случаев нелепости, бессмысленности, случайности, которые и остаются истинными, единственными господами мира и природы» [4, с. 19]. Поэтому, согласно Данилевскому, необходимо прилагать всяческие усилия для опровержения этого учения, так как в противном случае оно может привести к господству материалистического мировоззрения. Этой же позиции придер-

© А.В. Дмитриев, 2013

46

А.В. Дмитриев

живается и ряд современных авторов. К сожалению, подобное противостояние приводит к росту социальной напряженности в обществе, одним из проявлений которой являются так называемые обезьяньи процессы. В 2006 г., в Санкт-Петербурге прошел первый в истории России обезьяний процесс [5], направленный против преподавания теории Дарвина в школах и получивший широкую огласку в обществе. Последовавшее затем известное «Письмо 10 академиков» [6] лишь усугубило возникшие противоречия. Поэтому поиск решения данной проблемы является актуальной задачей в настоящее время.

С нашей точки зрения, выходом из этой проблемы является поиск новой метафизики, которая бы объединила науку и религию и через это обогатила бы обе эти сферы. По выражению М. Хайдеггера, «метафизика -это вопрошание сверх сущего, за его пределы, так, что мы получаем после этого сущее для понимания как таковое и в целом» [7, с. 24]. Соответственно, никакие научные данные, добытые в рамках ограниченного опыта, не могут заменить собой метафизики, но сами являются компонентом той картины, которую так или иначе формируют в своем сознании ученые. При этом необходимо отличать собственно науку с её методологией и метафизику как философскую систему. В XX в. философ и математик А. Уайтхед обратил внимание на то, что современное научное мышление пропитано чувством глубокой трагедии [8, с. 66]. Этому во многом способствовал философский материализм, ставший популярным в научной среде. По меткому выражению философа Н. Бердяева, «не наука нападает на религию, а плохая философия» [9, с. 50]. То же можно сказать и о религиозном фундаментализме: не религия нападает на науку, а плохое богословие. При этом в обоих случаях страдает как наука, так и религия. Однако именно на основе метафизики возможен полноценный диалог между ними. Причем, говоря о диалоге науки и религии, мы бы использовали определение дополнительности, предложенное еще физиком Н. Бором для описания квантовомеханических явлений. В рамках этой модели наука и религия дополняют друг друга, говоря о различных уровнях восприятия реальности, целостное представление о которой и определяет метафизику, но не пытаются навязать свою точку зрения, спекулируя научным или религиозным содержанием своих доктрин.

Платформой для подобного диалога может служить метафизика креационизма, раскрывающая иное, новое понимание мира. С позиции креационизма метафизика творения есть метафизика любви. Эта любовь заключается в том, что Бог дарует Своему творению свободу, которая проявляется там, где дарвинизм усматривает случай-

ность, а христианство говорит о чуде. По замечанию философа Ф.А. Степуна, «случай

- только атеистический псевдоним чуда» [10, с. 255]. Смысл этого чуда - в появлении нового, которое само является результатом творческого акта природы, отвечающей на призыв своего Творца («да произведет вода/земля» и пр.). Следовательно, в основе эволюции метафизика креационизма полагает понятие творчества, выходящего за рамки причинно-следственной необходимости в сферу контингентного (возможного, или не необходимого). Однако материалистическая интерпретация эволюции усматривает в качестве источника появления нового перетасовку изначально существующих элементов, игнорируя понятие новизны. При этом «в христианском видении природа

- это совершенно новая реальность, подлинная, динамичная, оживотворенная “светоносной” “семенной” силой, которую Бог ввел в нее не ради имманентности, описанной стоиками... но как напряженное стремление к трансценденции» [11, с. 11]. В свою очередь, поскольку мир все еще стремится выйти за собственные пределы, мы не можем говорить о его совершенстве, против которого выступают такие жестокие проявления эволюции, как вымирание и борьба за существование. При этом у мира есть надежда на спасение, ибо с позиции христианской метафизики «космология неотделима от истории спасения» [11, с. 18], что делает осмысленным прогрессивный характер эволюции в целом. Подобная метафизика может избавить современную науку от гнетущего ее чувства «высокой трагедии» и бессмысленности бытия, а также содействовать дальнейшему диалогу науки и религии.

ЛИТЕРАТУРА

[1] Берг Л. С. Теории эволюции // Труды по теории эволюции. Л., 1977. С. 43-93.

[2] Мейен С. В. Введение в теорию стратиграфии. М. : Наука, 1989.

[3] Яблоков А. В., Юсуфов А. Г. Эволюционное учение : учебник для биологических специальностей вузов. М. : Высшая школа, 2006.

[4] Данилевский Н. Я. Дарвинизм. Критическое исследование. СПб., 1885. Т. 1. Ч. 1.

[5] Новый обезьяний процесс? // «Ученые» с большой дороги - 3. М. : Наука, 2009. С. 173177.

[6] Там же. С. 178-182.

[7] Хайдеггер М. Что такое метафизика? // Время и бытие : ст. и выступления. М. : Республика, 1993. С. 16-27.

[8] Уайтхед А. Наука и современный мир // Избр. работы по философии. М. : Прогресс, 1990. С. 56-271.

[9] Бердяев Н. Наука о религии и христианская апологетика // Путь. 1927. № 6. С. 50-68.

[10] Степун Ф. А. Мысли о России // Избр. труды. М., 2010. С. 88-333.

[11] Клеман О. Смысл Земли. М., 2005.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.