Научная статья на тему 'Метафизические основания высших ценностей в философии Вл. Соловьева'

Метафизические основания высших ценностей в философии Вл. Соловьева Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
120
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Метафизические основания высших ценностей в философии Вл. Соловьева»

1 Андреев Даниил. Роза Мира. М.: Прометей, 1991. С. 121.

2 Там же.

3 Соловьев Владимир. Чтения о Богочеловечестве. Статьи. Стихотворения и поэма. Из «Трех разговоров». СПб.: Худож. лит. 1994. С.314.

4 Андреев Даниил. Роза Мира. М.: Прометей, 1991. С. 120.

5 Соловьев Владимир. Чтения о Богочеловечестве. Статьи. Стихотворения и поэма. Из «Трех разговоров». СПб.: Худож. лит. 1994. С. 409.

6 Андреев Даниил. Роза Мира. М.: Прометей, 1991. С. 194.

7 Соловьев Владимир. Чтения о Богочеловечестве. Статьи. Стихотворения и поэма. Из «Трех разговоров». СПб.: Худож. лит. 1994. С.401.

ФИЛОСОФСКАЯ АНТРОПОЛОГИЯ:

A.B. ПАВЛЕНКО

Тамбовский государственный университет

МЕТАФИЗИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ ВЫСШИХ ЦЕННОСТЕЙ В ФИЛОСОФИИ ВЛ. СОЛОВЬЕВА

Приемлемое раскрытие данного вопроса мыслится в четырех аспектах. Во-первых, необходимо применение анализа постулатов, относящихся к общим религиозно-идеалистическим вопросам метафизики Соловьева, касающихся определения им процесса абсолютизации бытия, где основополагающим пунктом представляется положение о «всеедином сущем», единстве творца и творения, посредником между которыми выступает Мировая Душа. Причем оба начала - Абсолют и «первая материя» как творение - выступают как бытие потенциальное . В отношении перечисленных «первопонятий» метафизика всеединства подразумевает определенную двойственность. Сущее как начало бытия не может быть понято как бытие, в то же вре-

мя сущее не может обозначаться как небытие, или ничто2. Подобная двойственность объясняется неоднозначностью Абсолюта по отношению к бытию. Он одновременно и содержит бытие, и свободен от него . «Второму Абсолютному - Абсолютному становящемуся в метафизическом обосновании историософии Соловьевым отведена определяющая роль», - пишет М. В. Максимов , наделяя бытие становящееся потенцированными качествами Абсолютного. Бытие, развиваясь посредством установленных Богом законов и непосредственно через человека, движется к Абсолюту. В этом непосредственно состоит суть идеи Христо-генеза. То есть действительное бытие, находясь в обладании Божественного, различно с ним, но может стать таковым в потенции. Материальный мир, а вместе с ним и человечество находятся в состоянии постоянного стремления к интеграции. Это представляется Соловьеву воплощением Божественной Мудрости - Софии. Данный процесс, согласно эсхатологическим представлениям христианства, должен завершиться в момент «конца мира». Русский религиозный философ значительно развивает эту тему и предполагает переход в иное идеальное состояние не только отдельных праведников, но и всего мира, который должен получить Спасение .

Соловьев признает множественность реального бытия, которое ниже божественного, поскольку имеет материальное основание. Теоретически реальное бытие формируется из идеи несовершенного божественного творения. Оно полагается вне Бога из-за наличия пространственных характеристик и механической причинности, отнесенных философом к гетерономным категориям. Под материей философ понимает не грубую вещественность, ощущаемую чувственно, а материально осуществленную идею. Специфика видения Соловьевым мировой материи заключается в отличении ее от бытия и признании ее, наряду с абсолютным началом, чуждой атрибутам бытия. Материя полу-

чает свое настоящее значение только тогда, когда принимает способность стать максимально совершенным бытием, и притом настолько совершенным, что все божественные качества оказываются субстанционально присущими ей. Иными словами, материя, по Соловьеву, и есть то самое потенцированное, совершенное бытие, часть Абсолютного бытия, в которое действительное бытие стремится, его конечная цель . Множественность вещественной реальности предполагает стремление к единению. Любое стремление есть признак воли, а воля видится выражением души. Всеобщее стремление к единению есть признак существования Мировой Души, субстрата сотворенного мира. Он осуществляет движение из хаоса к Абсолюту, то есть космогонический процесс, в результате которого наступает всеединение, или «Царство Божие».

Три Божественных ипостаси (Благо, Истина, Красота) возникают в процессе самопроявления Абсолюта и представляются в виде трех состояний (Потенциальное, Слово, Логос, Саморазделение, самоощущение себя в проявлении). Разделение миров (тварного и нетварного) ведет к проявлению множественности, следовательно, несовершенства. Последнее возможно преодолеть человечеству, действующему в рамках законов «всеединения». Иными словами, Логос есть единый закон мироздания, представляющийся Соловьеву как вечный духовный центр мира.

Во-вторых, здесь выделяется гуманистический аспект, т.е. степень влияния человека в данном процессе. Несмотря на выявление различных сил вселенского масштаба, участвующих (или должных участвовать) в процессе единения, учение Соловьева обращено к человеку и человечеству. Путь к добру для человека видится восхождением к всеединству через менталь -ный, социальный, и физический уровни. Целью первого этапа всеединения является гармония сознания, второго - гармония социальных связей, третьего - целостная гармония порядка всех элементов мира, переход в другую реальность, преодоление вещественности бытия и смерти.

Человеческая личность не столько относительная духовная реальность, но и первичный элемент метафизической коллек-

тивной личности - человечества. Поэтому Бог и человеческая личность суть основные (хотя и неравноценные) моменты эволюции вселенной, цель которой состоит в преодолении мирового зла, в просветлении и одухотворении мира . Человек здесь представляется несовершенным, но наделенным потенцией безграничного совершенствования . Данный процесс, полагает Соловьев, происходит через чувственную сферу человека (чувство стыда, жалость, симпатию и чувство благочестия). Это в корне отличается от рационалистических трактовок универсалий западноевропейской философии нового времени.

Проблему антропологизма Соловьев решает выделением социальной (помимо божественной) природы человека. Отдельный изолированный человек есть только наша абстракция, и в действительности она не существует. Но отдельный человек есть реальность и это только потому, что существует общество, элементом которого является наша отдельная личность . Философом выстраивается стройная система нравственных взаимоотношений в пространственно-временном континууме . Человек Соловьевым видится как средоточие связей органической материи, стремящейся к единению. Это обусловлено осознанием детерминации в пространстве (семья, народ, человечество) и по времени - все предыдущие уровни имеют право нахождения в прошлом, настоящем и будущем, а посему и взаимное определение по времени. В итоге перед нами разворачивается четкая схема социально-исторических связей, объективно признанная в современной науке .

Для начала всеединения необходимо собирание всех в идее, то есть достаточное единение общественного и индивидуального сознания. Высшие ценности при этом играют главенствующую роль, так как являются исходной целью и принципом, путем и средством такого единения. Иными словами, всеедине-ние есть процесс совершенствования мира посредством и через человека.

В-третъих, выделяется гносеологический аспект, раскрывающий значение сознания в процессе «обожения» мира. Владимир Сергеевич констатирует необходимость осознания чело-

веком законов мироздания и принятия его концепции всеединения за основной план деятельности. Таким образом, сознание будет являться сферой первичных процессов всеединения. Значение высших ценностей как мировоззренческого каркаса сознания человека здесь трудно переоценить. Соловьев выделяет триаду гносеологических принципов сущего всеединого: веру, воображение и творчество. Хотя Абсолют полагает он положительным всеединством, присущим Богу, но в идее он может быть также возможен и в человеческом разуме.

В-четвертых, отмечается аксиологический аспект, представляющий ценностные универсалии методом и средством все-единения. Природа универсалий сама по себе, согласно Соловьеву, не может находиться ни в какой конкретной сфере общественного бытия, а только в их полной совокупности . В этом Соловьев согласен с Лейбницем, относившим Абсолютные значения к атрибутам Абсолюта. «Оправдание добра» предстает стержневой концепцией метафизики всеединства в области универсалий, что делает абсолютное понятие «добро» не только основанием всего понятийного аппарата человека, но и необходимым обоснованием мира. Человек только стремится к полному добру, но пока не имеет его. Идея Богочеловечества, по Соловьеву, является конечной целью становления человечества. Непременными условиями и перспективами такого становления видятся высшие ценности.

Добро может актуально проявляться как в пространстве, всей совокупности пространственного бытия человека, так и во времени. Данные характеристики включают также и внутреннее пространство человеческой личности - его психику. Таким образом, происходит выявление добра в реальной действительности. Различные формы человеческого существования, человеческой деятельности предполагают выделение собственных точек зрения на добро, но в любом случае добро признается необходимым условием позитивного развития человека и общности людей, точнее, всеобщности, как полной совокупности проявления жизни и разума на Земле.

В рассуждениях о добре у Соловьева можно встретить оп -ределенную двойственность толкования. Во-первых, добро им отмечается как автономное образование, не зависящее не только от человека и его сознания, но и от Бога (Бог может обладать всей полнотой добра). Здесь вполне возможен след кантианской мысли, настаивающей на автономности морали. Во-вторых, в рамках традиции религиозной философии все добро им непосредственно относится к Богу13. В-третьих, философ относит добро как к человеку и материальному миру, так и к абсолютному в полном его значении.

Соловьев разделяет нравственное добро и реальное благо. Основное требование блага - его практическая претворенность в жизнь. Добро как прерогатива должного не всегда осуществляемо . Высшее благо с этой точки зрения есть такое состояние, которое доставляет наибольшую сумму удовлетворения. Сумма же эта определяется не только прямо через сложение приятных состояний, но и косвенно через вычитание состояний неприятных. Таким образом, высшее благополучие состоит в обладании такими благами, которые в совокупности или в окончательном результате доставляют максимум удовольствия и минимум страдания . Нравственное добро есть по самому существу своему способ действительного достижения настоящего блага, или блаженства, т. е. такого чувства, которое может дать человеку устойчивое и окончательное удовлетворение. Благо в этом смысле есть только другая сторона добра, или другая точка зрения на него16.

Соловьев останавливается на мысли, что аксиологические универсалии надо рассматривать с точки зрения их общественной значимости. Индивидуализм и стремление к нему есть социальное зло, а процесс ему противоположный заключается в программном принципе всеединения. Разбираемые категории предстают как необходимое условие и цель позитивного изменения действительности . В связи с этими задачами, согласно мысли Соловьева, человеку необходимо пересмотреть собственные взгляды на уже известные аксиологические универсалии. Например, им утверждается, что в истине не может быть границ,

следовательно, «пока наш ум ищет своего и стоит на своем, т. е. разграничивает между собой и не собой, он сам органичен и отделен от истины, истины нет в нем, и он не может познать ее» . Философ прямо указывает, что воплощение социальной истины или истины в социальной сфере есть справедливость .

Добром также необходимо считается и стремление бытия к совершенству. Мыслитель высказывает мнение, что все историческое развитие не только человечества, но и физического мира есть необходимый путь к совершенству. По этому поводу он пишет: «... между реальным бытием духовной и материальной природы нет разделения, а существует теснейшая связь и постоянное взаимодействие, в силу чего процесс мирового совершенствования, будучи богочеловеческим, необходимо есть и богома-териальный» . Итак, источник категории Добра находится в области Абсолюта и признается атрибутом Бога. В связи с этим достижение добра видится целью жизни, которая имеет свою ценность только в соотнесении со степенью стремления к добру. Добро как категория по своим качествам вбирает в себя весь категориальный аппарат, обеспечивающий операционный характер человеческого мышления. Из понятия человеческого отношения добро превращается в феномен универсального ценностного содержания, становится источником, целью, путем развития мира. Соловьев выдвигает идею со-развития его с существованием Абсолюта в системе «единое - множественное - всееди-ное», т.е. это универсальное становящееся.

Устремления добра на первом уровне всеединения (как воплощения божественной сущности) совпадают с принципами общественного бытия. На индивидуальном человеческом уровне добро выступает наличием духовных и душевных качеств и потенцией совершенствования в русле всеединения. Абсолютное добро охватывает человека пространственно - временными связями, поскольку само их лишено. Условия жизнедеятельности человека считаются добром, если они направлены на достижение общественного блага. Т.е. добро есть понятие, отражающее любую дискретность действительности относительно перспективы бытия человека.

Вся истина, по Соловьеву, - это положительное единство всего, изначально заложенное в живом сознании человека и постепенно осуществляющееся в жизни человечества с сознатель -ной преемственностью . Преимущество человека перед прочими существами природы - способность познавать и осуществлять истину - не есть только родовое, но и индивидуальное: каждый человек способен познавать и осуществлять истину. Однако объективную истину философ полагает присущей только социальному сознанию. Иными словами, истина предстает законом бытия и силой, которую может осознать природа человека, но только во всеобщности своих проявлений. Таким образом, познав вселенскую солидарность (единство в целостности) как истину, осуществив ее на деле как справедливость, возрожденное человечество будет в состоянии ощутить ее как внутреннюю свою сущность и вполне овладеть ею в духе свободы и любви.

Соловьев повествует об истине в ее двойственном понимании - как об отражении объективной реальности в сознании человека, так и о самой объективной действительности. Значит, развитие получает не только общественное сознание в плане гносеологии, но и реальная действительность как таковая. Истина сама по себе, по утверждению Соловьева, - это то, что есть, в формальном отношении - соответствие между нашими мыслями и действительностью . Она также зависит от способности человека к целеполаганию, то есть к сознательной деятельности по достижению определенных целей.

Отечественный мыслитель находит, что красота представляется той стороной явлений, которая в своей специфической особенности не подлежит суждению ни с точки зрения истины, ни с точки зрения нравственного добра, ни материальной пользы, которая, однако, составляет предмет положительной оценки . Он подробно разбирает природу категории «красоты» и приходит к заключению об ее истоках, восходящих к сознательной деятельности, т. е. выявляет, прежде всего, ее информационную составляющую. Он заявляет, что сущность красоты должна быть понята в ее действительных наличных явлениях , поскольку она есть действительный факт, произведение реаль-

ных естественных процессов, совершающихся в мире25. Однако сама красота не есть само вещество, а только воплощенная в нем идея. Хотя и признается, что природа неравнодушна к красоте. Она допускает безобразные формы в качестве переходных ста -дий, но для увековечивания своих форм произведений старается сообщить им возможную в каждом роде красоту .

Владимир Сергеевич признает красоту формальным определением достойного вида бытия, где полная свобода составных частей не исключает совершенное единство целого . Здесь, как и прежде, подтверждается тезис о неизменной взаимосвязи универсалий между собой и с понятием единого Космоса, Порядка. Мыслителем выводится основной принцип этой взаимосвязи: «... в процессе своего осуществления всемирная идея в самой общности своей представляется необходимо с трех сторон: 1) свобода или автономия бытия; 2) полнота содержания и смысла; 3) совершенство выражения или формы. Без этих трех условий нет совершенного бытия ; первое есть добро, второе - истина, а третье - красота..» . Таким образом, полагает Соловьев, в красоте, как в одной из определенных фаз триединой идеи, необходимо различать общую идеальную сущность и специально-эстетическую форму. Только эта последняя отличает красоту от добра и истины, тогда как идеальная сущность у них одна и та же. Диалектика философии всеединства признает и совершенную противоположность красоты - хаос, т.е. само безобразие. Оно видится необходимым фоном всякой земной красоты и придает ей эстетическую ценность . Иными словами, Соловьев признает красоту стремлением к гармонии, единству, совершенству, порядку всего бытия. Наивысшие качества этих определений и могут считаться красотой.

Соловьев отдельно разбирает так называемые богослов -ские добродетели: Веру, Надежду, Любовь, которые, по его мнению, также представляют нравственное достоинство не сами собою, а лишь в зависимости от других данных. Он утверждает, что не всякая вера может считаться добродетелью, а только та, которая не вступает в противоречие с другими положительными качествами. Категории веры и любви обе прича-

стны к непосредственному бытию человека и только через него могут воздействовать на остальные виды существования. По этому поводу Соловьев пишет: «если любовь есть общая и внутренняя основа истинной жизни, то вера ...есть особый отличительный признак этой жизни» . Религиозный философ непосредственно связывает веру с ограниченностью человеческого ума, неспособного к познанию истины как таковой .

Вера есть полная уверенность в аксиоматичности идеального, и прежде всего идеального в своем наивысшем качестве -Боге. У Соловьева здесь наиболее различаются его подходы к вере как философа и религиозного мыслителя. Он относит стремление философствующего разума к Абсолюту, а верою в Бога утверждаются религиозные истины христианства33.

Прерогатива Бога есть неизменное утверждение бытия и блага для всех, что относится Соловьевым к безусловной благости или любви . Иными словами, стремление к бытию признается тождественным понятию «любовь». Здесь еще раз мы сталкиваемся со значительным приближением идеальности к бытию как таковому, здесь, в частности, имеется в виду непосредственное бытие человека. Соловьев идет дальше, признавая, что основная цель Абсолюта в приведении человечества к состоянию любви между его членами.

Частный случай любви относится им к состоянию внутренней неразделенности двух жизней. Наиболее подробный анализ этого явления им делается в статье «Смысл любви», где признается разделение полов определенной дезинтеграцией челове-ка35. Мыслитель пытается доказать теорему обратной зависимости половой любви и размножения . Только та любовь, которая заставляет человека отказаться от эгоистического утверждения своей индивидуальности, может считаться, по Соловьеву, понятием настоящей любви. Она необходимо заложена в самом су-

37

ществе человека .

Соловьев разбирает религиозное чувство с точки зрения проявления благоговейной любви и выделяет в нем три составляющих: неудовлетворение наличествующим; положительное ощущение идеала; стремление к совершенству . Процесс стрем-

ления несовершенной материи (человека) к единению, Абсолютному положению, должен осуществляться, по Соловьеву, через Любовь. Интеграционные процессы в обществе будут считаться проявлением Божественной Любви. В данном случае им рассматривается два варианта отношения человека к Божественной Любви: позитивный и негативный. Первый понимается как отказ от самоутверждения и находится в прямой зависимости от процесса самоотречения, которое приводит к нахождению собственного «Я» в Абсолюте.

Соловьев, очевидно, понимал теоретические трудности выдвинутых до него философских теорий: религиозной догматики, субъективного и объективного идеализма, натуралистического материализма, эмпиризма и сциентизма в вопросе высших ценностей. Он заключил необходимость новой мировоззренческой парадигмы, имеющей возможность служить человеку во всех сферах его бытия: и в мировоззренческой, и в аксиологической, и в рациональной (в т. ч. и в научной), и в эмоциональной, эстетической, и в социально-политической, экономической, правовой, и в нравственной и др. Именно с этой точки зрения стоит рассматривать проблему создания им «теории всеединства», потенциально справляющейся со всеми перечисленными задачами. Всеединство признается Соловьевым как нерасторжимая цельность Истины, Добра и Красоты. Оно постигается лишь «цельным» знанием, синтезирующим в себе различные формы знания: научного, метафизического (философского) и религиозно-созерцательного.

Соловьев предполагал, что данная система мировоззрения станет новой религией для всего человечества. Конечно, сама идея такой религии сейчас выглядит весьма утопично, но для периода российской действительности конца Х1Х века, когда «в воздухе витали» идеи преобразования мира, она не виделась нонсенсом, а наоборот, представлялась неким интеллектуальным «прорывом» к новому «глобальному сознанию». Именно эти положения сделали ее достаточно популярной в среде русской интеллигенции конца Х1Х - начала XX века. Значительную актуальность ее положений для сегодняшней науки обосно-

вывают современные исследования в сфере отдельного направления системы философских изысканий - соловьеведении.

В заключение коснемся вопроса значения методологии всеединства для процесса выработки нового подхода к понима-

«39

нию природы универсалий .

I. Методология всеединства полагает аксиологические универсалии присущими как сознанию, так и закономерностям развития бытия (Абсолюту, иному бытию, становящемуся), что представляет собой значительный шаг в освоении единых закономерностей Универсума.

II. В таком виде оно некоторым образом, преодолевает значительные недостатки предыдущих философских систем, тем, что находит адекватный философский инструмент, метафизику всеединства, для изучения высших ценностей. Она заключается в выведении единого принципа мировой детерминации и стремления к целокупности и центрации. Универсалиям требуется универсальный критерий.

III. Все это в определенной мере указывает, с одной стороны, на единство универсалий, но с другой - на их функциональные различия и соподчиненность.

IV. Гуманизм методологии всеединства проявляется в видении Соловьевым непосредственно через человека осуществления единения мира.

V. Важным в философии всеединства является представление о роли, сознания в процессе всеединения, в определенной мере объединяющее некоторые идеалистические тенденции и позицию диалектического материализма.

Интеграция всех видов познания во всех видах деятельности неизменно привела Соловьева к глобальным мировоззренческим обобщениям, которые потребовали «органического синтеза» всех известных ему философских взглядов. Он создает глобальный теоретический конгломерат, «мегасистему» разрозненных представлений, объединяя ее только двумя принципиальными мыслями: всеобщей детерминацией и признанием всеобщего стремления к единству. Это теоретическое «ядро» его метафизики и стало, по сути, основанием для понимания систе-

мы универсалий, хотя и взятых им из обихода христианства, но переосмысленных в «ключе» теории всеединения.

Исходя из двойственности положения Абсолюта и естественного бытия в теории Соловьева выдвигается мысль: понимать идеальность Соловьева как потенциальное бытие или «потенцированное» бытие, имеющее возможность становления в идеальное. Непосредственно сам этот процесс выражен смысловым стержнем метафизики всеединства. В таком случае идеальность Соловьева, коей присущи высшие ценности как качества, может видеться необходимыми условиями процесса «обожествления» мира. В этом процессе человеку отведена главенствую -щая роль, так как процесс единения реальности должен, по Соловьеву, начаться с единения идей в сознании человека и привития ему идеи всеединения как Спасения. Именно здесь происходит объективация высших ценностей, как осознанных условий всеединения и Спасения. Представленная таким образом метафизика всеединства позволяет говорить об универсалиях как о понятиях, присущих идеальному Соловьева, где само идеальное рассматривается с позиций потенциального бытия, потенциальной бесконечности. Это делает возможным разговор об интерпретации методологии всеединства к современным условиям социально-философского дискурса.

1 Соловьевские исследования. Вып. 2. Иваново, 2001, С. 90.

2 Указ. соч. С. 92.

3 Указ. соч. С. 87.

4 Максимов М. В. Владимир Соловьев и Запад: невидимый континент. М.: Прометей,1998. С. 77.

5Соловьев В. С. Соч. В 2 т. М.: Мысль, 1990. Т.1. С. 48-63.

6 Соловьев В. С. Философское начало цельного знания. Минск: Хар-вест, 1999. С.176, 185-187.

7 Владимир Соловьев и философско-культурологическая мысль XX века // Материалы междунар. научн. конф. Иваново, 2001. С. 152-154.

8 Соловьев В. С. Соч. В 2 т. М.: Мысль, 1990, Т.1.С.761-763.

9 Указ. соч. Т. 2. С. 279-296.

10 Соловьев В. С. Чтения о Богочеловечестве. Духовные основы жизни. Оправдание добра. Минск: Харвест, 1999. С. 580-589.

11 Гринин Л. Философия и социология истории: некоторые закономерности истории человечества. В 3ч. Волгоград: Учитель, 1996. С. 6064.

12 Акулинин В. Н. Философия всеединства. Новосибирск: Знание, 1990. С. 80-83.

13 Наша природа сама по себе не есть добро, нравственный же закон нашего разума бессилен дать нам добро в действительности. Поэтому нужно или вовсе отказаться от добра, или признать, что оно существует независимо от нашей природы и разума, что оно есть само по себе и сообщается нам от себя. Это сущее добро, т. е. существо, само по себе обладающее полнотой добра и источником благодати, есть Бог (С. 219). Все добро есть Бог (С. 220). Сознательно и разумно делать добро я могу только тогда, когда верю в добро, в его объективное самостоятельное значение в мире (С. 442). Соловьев В. С. Оправдание добра// Чтения о Богочеловечестве. Минск, 1999.

14 Соловьев В. С. Чтения о Богочеловечестве. Духовные основы жизни. Оправдание добра. Минск: Харвест, 1999. С.475.

15Указ. соч. С. 481.

16Указ. соч. С. 516.

17 Указ. соч. С. 263-266.

18 Указ. соч. С. 239.

19 Указ. соч. С. 251.

20 Указ. соч. С.553.

21 Соловьев В. С. Спор о справедливости. М.: Эксмо-Экспресс-Фолио -Харьков, 1999, С. 755.

22 Соловьев В. С. Философское начало цельного знания. Минск: Харвест, 1999. С. 151.

23 Философский словарь В. Соловьева. Ростов/н Д.: Феникс, 1997. С. 238.

24 Соловьев В. С. Спор о справедливости. М.: Эксмо-Экспресс-Фолио -Харьков, 1999. С. 705.

25 Указ. соч. С. 711.

26 Указ. соч.С. 727.

27 Указ. соч. С. 714.

28 Указ. соч. С. 714.

29 Указ. соч. С. 720.

30 «Третья величайшая богословская добродетель - любовь. Любовь сама по себе или любовь вообще не есть добродетель.., т. к. в любви присутствует эгоистическое начало... Ап. Павел писал: «Не любите мира, ни всего что в мире». К отрицательному предписанию библейская этика приписывает два положительных: люби Бога всем сердцем своим и люби ближнего как самого себя. Любовь к ближнему определяет жалость, а к Богу - благоговение. Дело истинной любви основывается на вере. Соловьев В. С. Спор о справедливости. С. 784.

31 Соловьев В. С. Россия и Вселенская Церковь. Минск: Харвест, 1999. С. 70.

32 И насколько наш ум еще не познал внутренне истину Божию в самом существе ее, он должен признать ее как утверждение ради достоверности утверждающего, т. е. принимать ее по вере в высший священный авторитет. Соловьев В. С. Россия и Вселенская Церковь. С. 149.

33 Бог есть. Эта аксиома веры находит свое себе подтверждение в философствующем разуме, который по самой природе своей стремится найти Абсолютное и необходимое бытие, то есть такое бытие, которое имеет все основания своего существования в себе, само себя объясняет и может служить объяснением всему. Соловьев В. С. Указ. соч. С. 438-439.

34 Божественная воля утверждает бытие и благо всех, поэтому сама определяется как безусловная благость или любовь. Соловьев В. С. Указ. соч. С. 87.

35 Соловьев В. С. Спор о справедливости. М.: Эксмо-Экспресс-Фолио -Харьков, 1999. С. 774.

36 Половая любовь и размножение рода находятся между собою в обратном отношении: чем сильнее одно, тем слабее другая. Указ. соч. С. 745.

37 Истина, как живая сила, овладевающая внутренним существом человека и действительно выводящая его из ложного самоутверждения, называется любовью. Любовь... Смысл человеческой любви вообще есть оправдание и спасение индивидуальности через жертву эгоизма. Указ. соч. С. 757.

38 Соловьев В. С. Чтения о Богочеловечестве. Духовные основы жизни. Оправдание добра. Минск.: Харвест, 1999. С.536-537,458-459.

Л.В. ДОРОФЕЕВА

Сахалинский государственный университет

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.