Научная статья на тему 'Метафизические основания познания в философии рене Декарта'

Метафизические основания познания в философии рене Декарта Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
2292
216
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОЗНАНИЕ / МЕТОД / ОСНОВАНИЯ / ДОСТОВЕРНОСТЬ / БОГ / ПРИЧИНА / COGNITION / METHOD / FOUNDATION / TRUSTWORTHINESS / GOD / REASON

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Дмитриева А. В.

В статье рассмотрены основные принципы познания в учении французского философа Рене Декарта, обозначены их роль в мышлении Нового времени и их влияние на последующие философские системы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Метафизические основания познания в философии рене Декарта»

А.В. Дмитриева

Аспирант кафедры культурологии, философии и социальных наук Нижневартовский государственный гуманитарный университет

A.V. Dmitrieva

Postgraduate of the faculty of culturology, philosophy and social sciences of

Nizhnevartovsk state humanitarian university ([email protected], 89048824587)

Аннотация: в статье рассмотрены основные принципы познания в учении французского философа Рене Декарта, обозначены их роль в мышлении Нового времени и их влияние на последующие философские системы.

The summary: the article deals with the main principles of cognition in the doctrine of French philosopher - René Descartes. It also shows the importance of his principles for the philosophical thought of the New time and their influence upon the following doctrines.

Ключевые слова: познание, метод, основания, достоверность, Бог, причина.

Keywords: cognition, method, foundation, trustworthiness, God, reason.

МЕТАФИЗИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ ПОЗНАНИЯ В ФИЛОСОФИИ РЕНЕ ДЕКАРТА

Большой вклад в создание трансцендентальной метафизики Нового времени внес выдающийся французский философ и ученый Рене Декарт (1596-1650 гг.). Одним из первых европейских мыслителей он обосновал активность человеческого Я и тем самым активность процесса человеческого познания в целом. По мнению Кар-тезия, «...Я - субстанция, вся сущность, или природа, которой состоит в мышлении и которая для своего бытия не нуждается ни в каком месте и не зависит ни от какой материальной вещи» [2, с. 269].

Еще в Средние века Фома Аквинский трактовал рационализм как господство разума над ощущениями. Однако риторикодиалектическая ипостась схоластического рационализма не годилась в качестве органона новоевропейской науки. Декарт пытался создать учение о методе, посредством которого приобретаются новые истины либо обосновываются и упорядочиваются уже имеющиеся. Ведь рационалистическая методология способна решить вопрос о том, как из самого мышления происходит знание. Такое учение вполне пригодно для создания универсальной науки, имеющей отношение ко всем видам познания. Французский мыслитель стремился

отделить философию от остальных наук, понимая ее как инструмент осмысления любой науки. «Вся философия подобна как бы дереву, - писал он, - корни которого -метафизика, ствол - физика, а ветви, исходящие из этого ствола, - все прочие науки, сводящиеся к трем главным: медицине, механике, этике...» [3, с. 35].

По мнению Картезия, вопрос о достоверности познания является важнейшим вопросом науки: «Всякое познание достоверно в той мере, в какой достоверны основания, из которых оно исходит; только из вполне достоверных оснований может родиться свободное от сомнений познание, только к этому и следует стремиться» [4, с. 305]. Научные истины незыблемы и достоверны только в том случае, если вытекают из синтеза, который состоит в логическом выведении последующей истины из истины предыдущей. Первая истина суть принцип всего познания, каждое выведенное из нее знание - последующая истина.

Метод Декарта, который лежит в основании его теории познания, - это метод истинной дедукции; сомнение же представляет собой двигатель критического мышления и проводник к истине. Необходимо рассуждать так, чтобы не упустить

ни одного звена в логической цепочке рассуждений и принимать на веру лишь то, что свободно от сомнений.

Первое, что Картезий подвергает сомнению, - это самого себя и свое существование. Усомнившись в реальности своей плоти, во всех возможных чувственных ощущениях, человек не может сомневаться только в одном - в том факте, что он сомневается: «Если я отделю от себя все сомнительное, то не останется ничего, кроме самого сомнения, сомнение, воображение, утверждение, отрицание и т.д. суть роды мышления Мышление остается по отвлечении всего сомнительного, в нем поэтому заключается неотъемлемая особенность моего существования, мое мышление есть мое истинное бытие. Я мыслю, следовательно, существую» [4, с. 325]. Так рационалистическая философия Нового времени в лице Декарта сформулировала принцип: «Cogito ergo sum», понимая истину как результат интеллектуальной деятельности мыслящего существа.

Французский ученый полагал, что самая ясная и открытая познанию сущность - это наш дух, ибо он дан нам непосредственно. Познание через ощущения способно дать лишь суждения об объектах, но никак не знания о них. Декарт приводит пример с солнцем, которое кажется нам светящимся диском, но в действительности таковым не является.

Не менее важное основание всякого познания философ видит в принципе причинности: «Из ничего не выйдет ничего, всякое нечто есть действие производящей причины» [4, с. 330]. В причине должен содержаться потенциал, равный или превышающий действие. Картина, к примеру, не может содержать в себе больший потенциал, чем у ее художника и поэтому не может быть его причиной. Потенциал художника больше или равен потенциалу картины, следовательно, он может быть причиной картины. Если мы допустим, что в нас находится идея, содержащая в себе больший потенциал, чем наше существо, то станет ясно, что мы не можем быть причиной этой идеи, ее причина находится

вне нас. Таким путем Декарт подходит к осознанию достоверности Бога, что, несомненно, подчеркивает трансцендентальный характер оснований познания, выводимых мыслителем.

Самоисследование Декарт предлагает как средство в борьбе с самообманом -достоверно только то, что мы мыслим, а, следовательно, существуем. Принцип причинности ясен и отчетлив - это достоверно так же, как и то, что мы мыслим и существуем, иначе мы могли бы мыслить и не существовать. Из этого принципа следует, что причина всегда больше, чем действие. Идея Бога содержит в себе больший потенциал, чем мы сами, поэтому мы не можем быть ее причиной. Исходя из этого, должно быть Высшее Существо вне нас, Которое обладает теми качествами (совершенствами), что и наше представление о нем. Следовательно, причина идеи Бога -сам Бог.

Поскольку в моем мышлении имеется идея Бога, рассуждает Декарт, под которой я понимаю некую бесконечную субстанцию, независимую, в высшей степени разумную, всемогущую, сотворившую и меня самого, и все, что существует [2, с. 38-43], то невозможно представить, чтобы всемогущий и всеблагий Бог меня обманывал относительно существования вещей окружающего мира.

На первый взгляд аргумент Декарта напоминает онтологический аргумент Ансельма Кентерберийского в схоластическую эпоху, когда из идеи Бога выводится достоверность его существования. Однако доказательство Декарта имеет свои особенности. Мы существуем, говорил он, и от рождения наделены идеей совершенного. Для того, что бы создать идею совершенного, мы сами должны таковыми являться. Этого требует принцип причинности. Если бы мы имели силу создать идею совершенства, мы бы имели силу обладать этими качествами. Мы не совершенны, следовательно, необходимо присутствие существа, обладающего всеми совершенствами, которые мы представляем. Достоверность существования Бога, таким обра-

зом, исходит не из факта нашей идеи о нем, поскольку мы не обязательно должны мыслить Бога. Доказательство Декарта в первую очередь отталкивается от природы человека, а значит, носит антропологический характер. Это, собственно, и есть картезианское доказательство бытия Бога.

Истинным французский мыслитель считал лишь то, что предстает перед умом ясно и отчетливо. Такие идеи, согласно его учению, идут от Бога. Все то, что смутно и неясно сознанию - продукт человеческого заблуждения. У Декарта Бог выступает источником мышления, а самосознание всегда открыто Богу. При этом возникает некий метафизический круг: достоверность всякой реальности, в том числе и Бога, осуществляется посредством самосознания, которое обеспечивается опять-таки Богом.

В своем учении Картезий стремился к тому, чтобы самосознание и богосозна-ние образовали две стороны одного и того же созерцания, чтобы наше представление о Боге стало необходимым, если оно заключено в представлении о нашем собственном мыслящем бытии и дано нам через него. Именно через идею божественного совершенства, которая, согласно Декарту, есть врожденная идея, мы осознаем собственное несовершенство. Только в свете совершенства видны наши недостатки, ибо без истины нет потребности в истине, нет самоисследования, нет заблуждения в самом себе и во всех наших представлениях, нет сомнения, нет самодостоверности, нет «cogito ergo sum» [4, с. 344].

Итак, на положениях о самосознании, самодостоверности, причинности, идее и реальности Бога, основывается у Декарта процесс познания. Тем не менее среди философов Нового времени нашлось немало критиков картезианского учения, которые откликнулись на призыв ученого сомневаться во всем и подвергли сомнению основы самой декартовской философии. Их характер представлялся противникам Декарта слишком метафизичным, не имеющим под собой твердого эмпирического

доказательства. Сам метод, основывающийся на принципе достоверности чистого мышления, оспаривался философами-сенсуалистами, апеллировавших к чувствам, доводы которых господствовали в сознании большинства людей того времени.

Многочисленны также возражения против принципа: «Cogito ergo sum». Такие мыслители как Томас Гоббс и Пьер Гассенди полагали, что положение: «Я есмь» никоим образом не вытекает только из мышления индивида, но также следует из любого другого пункта его деяния. Многие философы обвиняли Декарта в ошибочности положения: «Мышление есть мое истинное бытие, моя сущность». Утверждать так, по их мнению, означает свойство вещи делать самой вещью. Можно лишь утверждать: «Я есмь мыслящее существо».

Последнее основание всякой достоверности и познания Картезия - идея Бога в нас, причиной которой может быть только сам Бог - также нашло себе немало противников. Так, Гоббс и Гассенди считали, что идея Бога не является для нас врожденной, иначе она должна была бы постоянно сопутствовать нам. Однако многие люди не имеют ее вовсе, а значит идея Бога - наша фикция, создание человеческого ума. Более того, Гоббс считал присутствие идеи Бога в нас недоказанным и недоказуемым, а существование Бога непостижимым.

Отвечая на замечания своих современников, Декарт далее уточняет, что он выводит самодостоверность не из самого акта мышления, а из его осознания. Не важно, что я делаю, важно, что я осознаю это. Самодостоверность также вытекает из осознания нашего собственного несовершенства, освещенного идеей совершенства, предшествующей нашему сознанию и обосновывающей его. Таким образом, трансцендентальный принцип cogito является, по Декарту, единственным и самым верным способом для отыскания истины.

Картезианская философия содержит в себе учение о методе, физику и метафизику. Однако занятия Декарта точными

науками не рождают в нем склонности к эмпиризму, напротив, мысли ученого все время устремляются к Богу. Но, исследуя проблему отношения души к телу, французский мыслитель так и не смог преодолеть дуализма: «...Существует великое

различие между умом и телом, состоящее в том, что тело по природе своей всегда делимо, ум же совершенно неделим...» [1, с. 68]. Декарт делает вывод о том, что мышление и тело представляют собой две самостоятельные субстанции - мыслящую и протяженную.

Несмотря на непрекращающиеся споры вокруг учения Картезия, следует подчеркнуть, что его философия положила начало новой эпохе. Последователи Декарта - Бенедикт Спиноза и Готфрид Вильгельм Лейбниц - во многом развивали его идеи. Очевидно, что нет в мире большей противоположности, чем сознательное и бессознательное, темный мир тел и просветленный мир сознания. Столь же ясна необходимость естественной и постоянной связи мироздания, которая вытекает из

принципа причинности. Из соединения двух этих положений вытекает третье: противоположность в природе вещей опосредована связью, которая обеспечивает развитие, восхождение от мира природы к нравственному миру. Эти три основные истины суть истина противоположностей, истина причинной связи и истина развития. Первая берет начало в дуалистической системе Декарта, вторая - в монистической системе Спинозы, третья - в эволюционной (гармонической) системе Лейбница [4, с. 481].

Таким образом, Рене Декарт заложил основы трансцендентальной метафизики Нового времени. В поисках всеобщих оснований и принципов бытия, полагал он, философия прежде всего должна дать универсальное объяснение явлений реального мира, вскрыть изначальные законы, управляющие природой и человеческим сознанием [3, с. 3]. Истинная философия должна исследовать и обосновывать возможность познания, исходя из способностей самого разума.

Литература:

1.Декарт Р. Размышления о первой философии, в коих доказывается существование Бога и различие между человеческой душой и телом // Соч.: В 2 т. М., 1989. Т. 2. С. 3-72.

2.Декарт Р. Рассуждение о методе, чтобы верно направлять свой разум и отыскивать истину в науках // Соч.: В 2 т. М., 1989. Т. 1. С. 250-296.

3.Матвиевская Г.П. Рене Декарт. М., 1987. 79 с.

4.Фишер К. История Новой философии. Декарт: Его, жизнь, сочинения и учение. СПб., 1994. 526 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.