Научная статья на тему 'Метаболический синдром как показатель профессионального риска у инспекторов ДПС ГИБДД'

Метаболический синдром как показатель профессионального риска у инспекторов ДПС ГИБДД Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY-ND
71
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Черникова Е. Ф., Федотова И. В.

Профессиональная группа лиц, осуществляющих контроль за безопасностью дорожного движения, рассматривается как группа риска в отношении развития метаболического синдрома (МС). Исследование включало изучение условий труда и состояния здоровья 85 инспекторов ДПС ГИБДД, работающих на контрольных постах милиции г. Нижний Новгород. Оценка условий труда на постах показала, что автоинспекторы подвергаются воздействию комплекса неблагоприятных профессиональных факторов. Клиническое обследование выявило МС у 53 % автоинспекторов. Частота развития МС в данной профессиональной группе выше среднестатистической. Анализ стандартизованных по возрасту показателей распространенности МС свидетельствует о его значительном нарастании в группах со стажем работы 5-9 и 10 и более лет, по сравнению со стажевой группой 0-4 года. Зависимость частоты МС от стажа работы подтверждает наличие связи этой патологии с воздействием неблагоприятных профессиональных факторов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Черникова Е. Ф., Федотова И. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

METABOLIC SYNDROME AS AN INDICATOR OF OCCUPATIONAL RISK IN INSPECTORS OF STATE INSPECTORATE OF ROAD TRAFFIC SAFETY

An occupational group of people, who exercise control of road traffic, is considered as metabolic syndrome (MS) risk group. The author studied working conditions and health status of 85 traffic inspectors of State Inspectorate of Road Traffic Safety at stationary control posts in Nizhny Novgorod. Having evaluated the working conditions at stationary control posts, the author found that the traffic inspectors are exposed to a complex of unfavorable occupational factors. After clinical examination MS was revealed in 53 % of traffic inspectors. MS incidence in this occupational group was higher than average statistical one. Age adjusted MS incidence was significantly higher in groups of people with length of service «5-9 years» and «10 and over years» in comparison with group with length of service «0-4 years». The association between MS incidence and with length of service confirmed the presence of relationship between the pathology and impact of unfavorable occupational factors.

Текст научной работы на тему «Метаболический синдром как показатель профессионального риска у инспекторов ДПС ГИБДД»

40 ЗНиСО ЯНВАРЬ №1 (202)

МЕТАБОЛИЧЕСКИЙ СИНДРОМ КАК ПОКАЗАТЕЛЬ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РИСКА У ИНСПЕКТОРОВ ДПС ГИБДД

Е.Ф. Черникова, И.В. Федотова

METABOLIC SYNDROME AS AN INDICATOR OF OCCUPATIONAL RISK IN INSPECTORS OF STATE INSPECTORATE OF ROAD TRAFFIC SAFETY

E.F. Ernikowa, I.W. Fedotowa ГОУ ВПО «Нижегородская Государственная Медицинская Академия» Минздравсоцразвития России, ФГУН «Нижегородский научно-исследовательский институт гигиены и профессиональной патологии»

Профессиональная группа лиц, осуществляющих контроль за безопасностью дорожного движения, рассматривается как группа риска в отношении развития метаболического синдрома (МС). Исследование включало изучение условий труда и состояния здоровья 85 инспекторов ДПС ГИБДД, работающих на контрольных постах милиции г. Нижний Новгород. Оценка условий труда на постах показала, что автоинспекторы подвергаются воздействию комплекса неблагоприятных профессиональных факторов. Клиническое обследование выявило МС у 53 % автоинспекторов. Частота развития МС в данной профессиональной группе выше среднестатистической. Анализ стандартизованных по возрасту показателей распространенности МС свидетельствует о его значительном нарастании в группах со стажем работы 5-9 и 10 и более лет, по сравнению со стажевой группой 0-4 года. Зависимость частоты МС от стажа работы подтверждает наличие связи этой патологии с воздействием неблагоприятных профессиональных факторов.

An occupational group of people, who exercise control of road traffic, is considered as metabolic syndrome (MS) risk group. The author studied working conditions and health status of 85 traffic inspectors of State Inspectorate of Road Traffic Safety at stationary control posts in Nizhny Novgorod. Having evaluated the working conditions at stationary control posts, the author found that the traffic inspectors are exposed to a complex of unfavorable occupational factors. After clinical examination MS was revealed in 53 % of traffic inspectors. MS incidence in this occupational group was higher than average statistical one. Age adjusted MS incidence was significantly higher in groups of people with length of service «5-9 years» and «10 and over years» in comparison with group with length of service «0-4 years». The association between MS incidence and with length of service confirmed the presence of relationship between the pathology and impact of unfavorable occupational factors.

Введение. В последнее время появляется большое число сообщений о распространенности метаболического синдрома (МС) среди

различных групп населения и о его взаимосвязи с крайне высоким риском развития сердечно-сосудистых заболеваний и сахарного

ЯНВАРЬ № 1 (202)

41

диабета 2 типа, смертность от которых занимает ведущие места во многих странах мира, в том числе России.

По данным Всероссийского научного общества кардиологов (ВНОК) МС выявляется у 20—40 % взрослого трудоспособного населения [2]. Эксперты ВОЗ охарактеризовали МС как «пандемию XXI века».

Согласно определению ВНОК «... МС характеризуется увеличением массы висцерального жира, снижением чувствительности периферических тканей к инсулину и гиперин-сулинемией, которые вызывают развитие нарушений углеводного, липидного, пуринового обмена и артериальной гипертонии». Среди факторов, влияющих на развитие МС, отмечают генетическую предрасположенность, избыточное питание, гиподинамию, артериальную гипертензию (АГ) [2].

Профессиональная группа лиц, осуществляющих контроль за безопасностью дорожного движения, по целому ряду факторов может рассматриваться как группа риска в отношении развития МС [4]. Цель настоящей работы — изучение его распространенности среди автоинспекторов.

Материал и методы. Исследование включало изучение условий труда и состояния здоровья 85 инспекторов ДПС ГИБДД, работающих на контрольных постах милиции г. Нижний Новгород. Средний возраст автоинспекторов — 33,6 ± 0,51 года, средний стаж — 8,3 ± 0,44 года.

Для анализа химического состава воздуха было отобрано 1 777 проб на 12 веществ: оксиды азота и углерода, фенола, формальдегида, суммы углеводородов, бензола и бенз(а) пирена, взвешенных веществ, свинца, марганца, алюминия. Измерялись параметры шума, вибрации, микроклимата, оценивались тяжесть и напряженность труда. Изучалась интенсивность движения транспорта в динамике рабочего дня и недели.

Исследование проводилось общепринятыми методами оценки факторов рабочей среды с использованием поверенных приборов (хроматомассспектрометр, газовый хроматограф, шумомер «Октава-101АМ», виброметр «Октава-101ВМ», метеометр «МЭС-2»).

Для анализа степени воздействия вредных факторов рабочей среды на развитие МС все обследуемые автоинспекторы были разделены на три стажевые группы: 0—4 года (20 чел.), 5—9 лет (31 чел.), 10 и более лет (34 чел.).

Клинико-лабораторное обследование автоинспекторов включало осмотр терапевта, измерение артериального давления (АД), окружности талии (ОТ, по методике ВНОК-[2]) и биохимический анализ крови на содержание триглицеридов (ТГ), холестерин липопротеи-нов высокой и низкой плотности (ХС ЛПВП и ХС ЛПНП), а также уровня глюкозы в плазме крови натощак.

Критериями МС считали наличие у обследуемого абдоминального ожирения (ОТ > 94 см) и не менее двух дополнительных критериев [2]:

— повышение уровня ТГ > 1,7 ммоль/л;

— снижение уровня ХС ЛПВП < 1 ммоль/л;

— повышение уровня ХС ЛПНП > 3,0 ммоль/л;

— гипергликемия натощак (глюкоза в плазме крови натощак > 6,1 ммоль/л).

Обработка результатов проводилась с использованием ресурсов М8 Ехе1-2008. Для нивелировки влияния возраста на уровень показателей распространенности МС в различных стажевых группах использовали прямой метод стандартизации.

Результаты и обсуждение. Оценка условий труда на контрольных постах ДПС ГИБДД показала, что автоинспекторы подвергаются воздействию комплекса неблагоприятных профессиональных факторов. К наиболее значимым из них относятся тяжесть и напряженность труда, неблагоприятный микроклимат, повышенный уровень шума и химические вещества — продукты отработанного моторного топлива.

Было установлено, что до 80 % времени смены инспекторы проводят стоя, дополняет нагрузку на опорно-двигательный аппарат и тяжелое обмундирование (до 11 кг). Нервно-эмоциональные нагрузки обусловлены повышенным вниманием, сосредоточенностью в процессе наблюдения за дорожной обстановкой, постоянным слуховым и зрительным контролем за значительным числом объектов и постоянно меняющейся обстановкой, большим объемом информации, получаемой в том числе и по радиосвязи, дефицитом времени для принятия решения. Присутствует также в работе автоинспекторов риск для собственной жизни, ответственность за жизнь и безопасность других участников дорожного движения, значительное число конфликтных ситуаций, возникающих при контактах с водителями. Высокая напряженность трудовой

42

ЗНиСО ЯНВАРЬ №1 (202)

деятельности в данной профессиональной группе связана также с ненормируемым режимом труда и отдыха: наличием 12-часовых дневных и ночных дежурств, отсутствием регламентированных перерывов, отсутствием организованной системы горячего питания и условий для приготовления и разогрева пищи на рабочем месте.

Большую часть времени смены (до 80 %) инспектора ДПС ГИБДД проводят на открытом воздухе из-за специфики их профессиональной деятельности. Измеренные параметры микроклимата свидетельствуют, что в холодный период года температура воздуха рабочих помещений ниже допустимых значений в 40 % случаев.

Анализ виброакустического режима показал превышение уровней шума, измеренных у автомагистрали, на 1—18 дБ А в 98,9 % замеров.

Результат оценки загрязненности воздуха показал, что в ряде проб анализируемые вещества превышают предельно допустимые концентрации (ПДК). Наиболее часто это отмечалось для взвешенных веществ (33,7 ± 1,12 % отобранных проб), бенз(а)пи-рена (20,7 ± 0,96 %), суммы углеводородов (9,8 ± 0,71 %). Содержание вредных веществ в воздухе зависело от интенсивности движения, плотности транспортного потока и значительно возрастало в часы пик (до 10 раз выше ПДК по бенз(а)пирену и до 19,4 раз — по сумме углеводородов).

Таким образом, класс условий труда инспекторов ДПС ГИБДД с учетом всех вышеперечисленных показателей относится к третьей степени вредности (3.3). Следовательно, данные условия труда характеризуются такими уровнями факторов рабочей среды, воздействие которых приводит к развитию, как правило, профессиональных и профессионально обусловленных болезней (P 2.2.2006—05 «Руководство по гигиенической оценке факторов рабочей среды и трудового процесса. Критерии и классификация условий труда»).

Ряд зарубежных авторов также рассматривает аналогичные профессиональные факторы в качестве причин повышения риска развития МС. Так, итальянские исследователи пришли к выводу, что загрязненный городской воздух влияет на баланс липидов у дорожных полицейских [4]. Другие авторы считают неблагоприятным наличие в работе автоинспекторов нервно-эмоционального напряжения, поскольку именно активаторы симпатико-

адреналовой системы, такие как тревога, играют основную роль в возникновении метаболических расстройств и, как итог — стойкая артериальная гипертензия (АГ) [3].

Клиническим обследованием 85 автоинспекторов установлено, что у большинства из них отмечаются те или иные признаки МС. Так, в 98,9 ± 1,13 % анализов был выявлен повышенный уровень ХС ЛПНП, у 76,5 ± 4,59 % — повышенный уровень АД, 63,5 ± 5,22 % обследованных имели абдоминальный тип ожирения, в 22,4 ± 4,52 % проб крови определялся повышенный уровень ТГ, в 5,9 ± 2,56 % — сниженный уровень ХС ЛПВП и в 4,7 ± 2,29 % проб зарегистрирована гипергликемия натощак.

МС или наличие у обследуемого трех и более вышеперечисленных критериев зарегистрирован у 53 ± 5,41 % инспекторов.

Полученные данные о распространенности МС в профессиональной группе инспекторов ДПС ГИБДД более чем в 2 раза превышают приведенные в литературе показатели (20—40 случаев на 100 работающих). Следует отметить, что только 3 признака МС отмечались у 60 ± 7,3 % инспекторов с установленным МС, другие 40 ± 7,3% имели 4 и более признаков, причем у одного инспектора уже был зарегистрирован сахарный диабет 2 типа.

Наиболее частым сочетанием признаков МС являлось наличие у обследуемых абдоминального ожирения, повышенного АД и высоких показателей ХС ЛПНП (91 ± 4,27 % от числа лиц с установленным МС). Эти данные согласуются с мнением сотрудников Государственного научно-исследовательского центра профилактической медицины о том, что в нашей стране АГ является доминирующим компонентом МС. По данным ряда авторов, распространенность МС среди лиц, страдающих АГ, достигает 86,7 % [1]. В ряде случаев АГ может быть первичным звеном в развитии МС [2].

Стандартизованные по возрасту показатели распространенности МС среди автоинспекторов свидетельствуют о нарастании этой патологии с увеличением стажа (т.е. продолжительности воздействия неблагоприятных профессиональных факторов). Так, в стажевой группе 0—4 года — 26,7 случаев на 100 работающих, в группе 5—9 лет — 54,1 и в группе 10 и более лет — 52,5. Относительный риск развития этой патологии в более стажированных группах по сравнению с группой 0—4 года, составляет 2,02 и 1,97 усл. ед. Такой уровень

ЯНВАРЬ № 1 (202)

43

риска указывает на значительную вероятность профессиональной обусловленности МС в данной группе работающих. Это же подтверждается достаточно высоким коэффициентом аппроксимации (Я2 = 0,7037).

Практически одинаковая распространенность МС в стажевых группах 5—9 и 10 и более лет может объясняться тем фактом, что к данной профессиональной группе, учитывая специфику их работы, предъявляются повышенные требования в отношении состояния здоровья, в связи с чем лица, не соответствующие этим требованиям, вынуждены уходить из профессии (своего рода «эффект здорового работника»).

Выводы. Таким образом, проведенное нами исследование показало, что:

1) условия труда автоинспекторов оказывают влияние на метаболический обмен, что подтверждается нарастанием распространенности МС с увеличением стажа работы;

2) выявленный уровень распространенности МС в профессиональной группе инспекторов ДПС ГИБДД более чем в 2 раза превышает среднестатистические показатели;

3) необходимо разработать систему профилактических мероприятий с учетом обратимости изменений, предшествующих развитию МС, и возможность их корректировки путем оптимизации режимов труда и питания.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Нестеров Ю.И., Полтавцева О.В., Лазарева О.А., Тепляков А.Т. Метаболический синдром: распространенность среди амбулаторных больных артериальной гипертонией, эффективность лечения //Клиническая медицина. 2008. № 2. С. 67—70.

2. Проект рекомендаций экспертов Всероссийского научного общества кардиологов по диагностике и лечению метаболического синдрома (Второй пересмотр). М.: ВНОК, 2009. 40 с.

3. Bjorntorp B. Do stress reactions cause abdominal obesity and comorbidities? //Obes. Rev. 2001. Vol. 2, № 2. С. 73—86.

4. Teruo N., Hideyo Y., Hidekatsu T., Makoto K., Policemen and firefighters have increased risk for type-2 diabetes mellitus probably due to their large body mass index: A follow-up study in Japanese men //Amer. J. Ind. Med. 2006. Vol. 49, № 1. P. 30—35.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.