МЕСТО ЗРИТЕЛЬНОГО ВОСПРИЯТИЯ В ПРОЦЕССЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПИЛОТА С ПРИБОРНОЙ ИНФОРМАЦИЕЙ
А.Д. Левин, специалист
Санкт-Петербургский государственный университет гражданской авиации имени Главного маршала авиации А.А. Новикова (Россия, г. Санкт-Петербург)
DOI:10.24412/2500-1000-2024-9-2-122-124
Аннотация. В данной статье анализируется место зрительного восприятия в процессе взаимодействия пилота с приборной информацией. Внимание уделяется чтению авиационных приборов, а в частности зрительному восприятию, посредством которого пилот получает большую часть информации. Рассматривается глазодвигательная активность в структуре взаимоотношений человека с окружающим миром. Отмечена высокая значимость зрительного восприятия при взаимодействии пилота с приборной информацией, а также сделан вывод о необходимости учёта характера движений глаз при исследовании взаимосвязи человек - машина.
Ключевые слова: авиация, зрительное восприятие, окуломоторная активность, метод окулографии, приборная информация.
В настоящее время негативное влияние человеческого фактора в лётной деятельности находится на первом месте среди причин авиационных инцидентов и происшествий [1]. Обращаясь к модели SHEL, описывающей взаимодействие субъекта, в качестве которого выступает человек, с компонентами авиационной транспортной системы, таких как процедуры (Software), машины (Hardware), окружающая среда (Environment), человек (Liveware), стоит обратить внимание на связь человек-машина (L-Н). Главным образом проблемы взаимодействия человека с машиной возникают по причине несовершенства эргономики оборудования, с которым взаимодействует персонал, недостатков в вопросе логичной и интуитивной маркировки и использования переключателей и рычагов управления [2].
Характерным примером проблемы взаимодействия человека с машиной может выступить авиационное происшествие с воздушным судном Boeing 737-500 авиакомпании «Аэрофлот-Норд» в аэропорту г. Пермь, произошедшее 14 сентября 2008 года. В результате расследования непосредственной причиной данного авиационного происшествия Межгосударственным авиационным комитетом была названа «потеря пространственной ориентиров-
ки экипажем, в первую очередь КВС, осуществлявшим активное пилотирование самолёта на заключительном этапе полета, что привело к перевороту самолёта через левое крыло, его вводу в интенсивное снижение и столкновению с землей» [3]. Рабочей группой, сформированной для проведения независимой лётной оценки обстоятельств аварийного полёта и действий членов экипажа, одной из причин потери пространственной ориентировки была названа недостаточная натренированность пилотов точно определять направление вывода из крена в стрессовой ситуации. Это объясняется тем, что навыки, приобретённые пилотами при работе с авиагоризонтами обратной индикации, не позволили правильно определить направление вывода из крена в случае прямой индикации авиагоризонта на самолёте Boeing 737-500.
Так, чтение показаний авиационных приборов является частью взаимодействия человека с машиной, в ходе которого происходит непосредственно восприятие пилотом приборной информации [2]. От «совершенства» данного взаимодействия зависит время, правильность и точность интерпретации пилотом пилотажно-навигационной информации и, как следствие, безопасность выполнения полётов.
По этой причине устройства отображения информации находятся в центре внимания специалистов по эргономике [4].
Также важно заметить, что формирование у человека образа окружающей его объективной действительности осуществляется в результате работы ряда таких анализаторов, как зрительного, слухового, тактильного, вестибулярного, обонятельного, температурного, вкусового, болевого. Самыми важными с точки зрения получения человеком информации являются первые три из них. при этом стоит отметить, что более 90% информации воспринимается человеком именно посредством визуального канала или, иначе говоря, в результате зрительного восприятия [5].
В случае лётной практики характеристики зрительного анализатора человека должны непосредственно учитываться при конструировании авиационных приборов, разработке эргономики кабины воздушного судна и лётной эксплуатации в целом.
Восприятием, в свою очередь, является процесс формирования у человека субъективной модели непосредственно воздействующей на него объективно существующей реальности. Под зрительным же восприятием понимается «совокупность процессов построения зрительного образа мира на основе сенсорной информации, получаемой с помощью зрительной системы» [6]. Процесс восприятия, в том числе зрительного, может быть представлен в виде семи этапов, первые пять, из которых имеют вполне определённый характер [7]. Однако на следующих этапах в процесс восприятия вмешивается мышление, тем самым значительно осложняя формирование чувственного образа предмета.
Приведённое выше утверждение имеет особое значение в лётной эксплуатации в связи с тем, что в ряде случаев могут возникать ситуации резко выраженного несоответствия представлений и восприятий, например, в процессе считывания показания приборов. Примером данной проблемы может являться процесс восприятия пилотом менее знакомой индикации при-
борной информации с учётом имеющихся у него представлений об индикации, с которой он имел большой опыт взаимодействия ранее. Можем говорить о том, что считывание показаний приборов является сложным сенсорно-интеллектуальным актом, в процессе которого функция зрения осложнена мышлением и другими чув-ствительностями.
Говоря о значимости зрительного восприятия в процессе взаимодействия пилота с приборным оборудованием, стоит обратить внимание, что в структуре взаимоотношений человека с миром особое место занимает движение глаз, или же окуломо-торная активность человека. Окуломото-рика позволяет выявлять закономерности восприятия, представлений, мышления, прослеживать намерения и установки личности [8]. Окуломоторная активность выступает неотъемлемой составляющей психических процессов, которые непосредственно связаны с получением, преобразованием и использованием зрительной информации. В характере перемещения глаз выражается динамика внимания, воображения, мышления, представления, а в их направленности - интенции личности, т. е. интерес, установка, намерение, отношение. По характеру движений глаз при проведении исследований можно определить направленность взгляда наблюдателя, тактику прослеживания движущихся объектов и маршруты сканирования предъявляемого материала, сложность объекта с информационной точки зрения, зоны поиска и ряд других параметров.
Таким образом, по итогам проведённого анализа можно отметить высокую значимость зрительного восприятия в процессе взаимодействия пилота с приборной информацией. В связи с этим при изучении взаимосвязи человек - машина (Ь-Н) особое внимание заслуживает глазодвигательная активность пилота, посредством исследования которой могут быть выявлены и изучены особенности восприятия приборной информации.
Библиографический список
1. Bureau of Aircraft Accidents Archives // официальный сайт. - [Электронный ресурс]. -Режим доступа: https://www.baaa-acro.com (дата обращения: 05.09.2024).
2. Руководство по управлению безопасностью полётов (РУБП). Doc. 9859-AN/474. -Издание второе. - Канада, Монреаль: ИКАО, 2009. - 318 с.
3. Окончательный отчёт по результатам расследования авиационного происшествия // Межгосударственный авиационный комитет (МАК). - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://mak-iac.org/rassledovaniya/boing-737-500-vp-bko-14-09-2008/ (дата обращения: 05.09.2024).
4. Руководство по обучению в области человеческого фактора. Doc. 9683-AN/950. - Издание первое. - Канада, Монреаль: ИКАО, 1998. - 370 с.
5. Коваленко Г.В., Микинелов А.Л., Чепига В.Е. Лётная эксплуатация: учебное пособие для студентов высших учебных заведений. В 2 ч. Ч. 1 / под ред. Г.В. Коваленко. - 2-е изд. - СПб.: Наука, 2016. - 463 с.
6. Ауэрбах А., Корсини Р. Психологическая энциклопедия. - М.: Астрель, 1997. - 254 с.
7. Психология: учебник / В.М. Аллахвердов [и др.]; отв. ред. А.А. Крылов. - 2-е изд., перераб. и доп. - Москва: Проспект, 2009. - 743 с.
8. Барабанщиков В.А., Жегалло А.В. Айтрекинг: Методы регистрации движений глаз в психологических исследованиях и практике. - М.: Когито-Центр, 2014. - 128 с.
THE PLACE OF VISUAL PERCEPTION IN THE PROCESS OF INTERACTION OF THE PILOT WITH THE INSTRUMENT INFORMATION
A.D. Levin, Specialist's degree
Saint Petersburg State University of Civil Aviation named after Chief Marshal of Aviation
A.A. Novikov
(Russia, Saint-Petersburg)
Abstract. This article analyzes the place of visual perception in the process of pilot interaction with instrument information. Attention is paid to reading aircraft instruments, and in particular to visual perception, through which the pilot receives most of the information. The oculomotor activity in human interaction with the environment is considered. The high importance of visual perception in the interaction of the pilot with instrument information is noted, and it is also concluded that it is necessary to take into account the nature of eye movements when studying the human - machine interaction.
Keywords: aviation, visual perception, oculomotor activity, oculography method, instrument information.