Научная статья на тему 'Место Военно-Грузинской дороги в туристско-рекреационном освоении Центрального Кавказа'

Место Военно-Грузинской дороги в туристско-рекреационном освоении Центрального Кавказа Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
88
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТУРИЗМ / ВОЕННО-ГРУЗИНСКАЯ ДОРОГА / ПЕРЕВАЛ / ИСТОРИЯ / ВЛАДИКАВКАЗ / РЕКРЕАЦИЯ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Возиянова И.С., Шабанова С.М.

В статье рассматривается развитие туристско-экскурсионных объектов Центрального Кавказа Военно-Грузинская дорога и город Владикавказ. История Владикавказской крепости с позиции рекреации и туризма. В статье сделан акцент на объекты Военно-Грузинской дороги, как для экскурсионного показа, так и для организации туристских услуг горнолыжных центров.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Место Военно-Грузинской дороги в туристско-рекреационном освоении Центрального Кавказа»

122

СТРАТЕГИЯ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ РЕГИОНОВ РОССИИ

МЕСТО ВОЕННО-ГРУЗИНСКОЙ ДОРОГИ В ТУРИСТСКО-РЕКРЕАЦИОННОМ ОСВОЕНИИ ЦЕНТРАЛЬНОГО КАВКАЗА

© Возиянова И.С.*, Шабанова С.М.

Северо-Осетинский государственный университет им. К.Л. Хетагурова,

г. Владикавказ

В статье рассматривается развитие туристско-экскурсионных объектов Центрального Кавказа - Военно-Грузинская дорога и город Владикавказ. История Владикавказской крепости с позиции рекреации и туризма. В статье сделан акцент на объекты Военно-Грузинской дороги, как для экскурсионного показа, так и для организации туристских услуг горнолыжных центров.

Ключевые слова: туризм, Военно-Грузинская дорога, перевал, история, Владикавказ, рекреация.

«Проложенная железом и порохом, при затрате неимоверных трудов и громадных средств, дорога является самой лучшей и удобной из всех дорог, ведущих с Северного Кавказа в Закавказье» [1]. Живописное ущелье в хребтах Центрального Кавказа размыла река Терек, образовав легендарный Дарьял, через который проходит Военно-Грузинская дорога, соединяющая Северный Кавказ с Закавказьем. Дарьяльская дорога, Александровский путь, свое последнее название - Военно-Грузинская, она получила благодаря военному ведомству, которое в стратегических целях занималось «ее обслуживанием и сохранностью». Современная дорога начинается в городе Владикавказ, и по долинам рек Терек и Арагви, через Крестовый перевал соединяет его с конечным пунктом - Тбилиси, ее протяженность 208 км.

В 1783 году, после подписания Георгиевского трактата о протекторате России над Грузией войска Российской Империи начали вести ремонтные работы на перевальной дороге, тогда же была заложена русская крепость «Владыкавказ», предназначенная для «охраны дороги от набегов горцев» [2]. Изначально, тракт на Крестовый перевал проходил через русскую крепость Моздок, но в 1825 году главнокомандующий Кавказским корпусом генерал А.П. Ермолов приказал перенести дорогу с правого берега реки Терек на ее левый берег из-за «хищнических нападений на оказии».

Крепость была основана в 1784 году, она быстро разрасталась, в периодической печати Владикавказ уже давно называли городом, хотя соответствующий статус официально ему был присвоен лишь в 1860. Благодаря выгодному расположению росло население крепости, помимо коренных жите-

* Доцент кафедры Индустрии сервиса и туризма, кандидат исторических наук.

Проблемы и перспективы развития регионального туризма

123

лей - осетин и русской военной интеллигенции, все большее и большее количество людей обосновывалось во Владикавказе: стали появляться районы и кварталы, непосредственно связанные с социально-демографическими особенностями: Молоканка (религиозные беженцы) Курская слободка (рабочие из курской губернии) Грузинский, Армянский, Греческий и т.д.

В конце XIX века велосипед становится одним из самых модных увлечений, и «циклисты» (велосипедисты) Владикавказа, не имея специально отведенной территории, использовали Александровский проспект, предназначенный для пешеходных прогулок. Под руководством М.Р.Ерофеева, местная интеллигенция обратилась к администрации города с просьбой о выделении заброшенного участка на правом берегу Терека с целью оборудования велосипедного трека, где впоследствии, устраивались гонки - мероприятия достаточно важные среди высших структур Терской области [7]. Первым велотуристом на Северном Кавказе стал житель города Владикавказ Константин Иванович Андреев, он же первый решил проложить веломаршрут по Военно-Грузинской дороге. Отчет о путешествии в виде дневника, Андреев публиковал в газете «Терские ведомости», где сообщал о трудностях преодоления Крестового перевала, о сильном ветре, необычном подъеме и о легком спуске. Путешествие продолжалось порядка месяца и по Мамисонской дороге (Военно-Осетинской) «велопионер» вернулся во Владикавказ [5].

Первую «Экскурсионную карту Военно-Грузинской дороги, ледников Казбекской группы и Кистинского ущелья» создали во Владикавказском кадетском корпусе, который был открыт в 1901 году [3]. Составителями, под руководством Н.Д. Казанцева и Д.В. Раковича, были участники горного кружка. Благодаря карте туристы могли самостоятельно путешествовать, и пояснительные рассказы гидов -экскурсоводов могли быть и невостребованными.

Знаменитый литературный критик Ираклий Андроников о Военно-Грузинской дороге писал: «Дорога-памятник, дорога-музей». Ее красотами вдохновлялись писатели, поэты и художники, воплощая свои впечатления в произведениях искусства. Наиболее интересным участком, на наш взгляд, является Дарьяльское ущелье - речная долина Терека при пересечении Бокового хребта Центрального Кавказа к востоку от вершины Казбек. Дарь-яльский проход был известен древним географам как «Аланские ворота», по имени народа, контролирующего его через Главный Кавказский хребет в эпоху раннего Средневековья.

Если начать движение на юг, первой достопримечательностью можно определить Ермоловский камень. Происхождение этого валуна в геологии объясняется эрратическим явлением, т.е. он относится к магматической горной породе (розовый гранит), а окружают его исключительно породы осадочного происхождения, причиной тому служит Девдоракский ледник. В недалеком прошлом камню был выписан паспорт, хранившийся в сельсовете селения Чми. Валун считался самым большим не только в СССР, но и в

124

СТРАТЕГИЯ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ РЕГИОНОВ РОССИИ

мире. Его вес порядка 17000 тонн. Свое имя Ермоловский камень получил в честь генерала Кавказского корпуса А.П. Ермолова, выполняя функции казачьего пикета, а в годы Великой Отечественной войны был обращен в мощную огневую точку. Рядом с камнем находится КПП «Верхний Ларс», который был открыт 1 марта 2010 года, пункт предполагает круглосуточный режим пропуска автомобилей (исключение составляют погодные условия). Для россиян таможенные правила не составляют трудностей, для преодоления границы требуется загранпаспорт. Несколькими километрами южнее линии российско-грузинской границы расположен грузинский пункт пропуска «Казбеги». В прошлом между селениями Казбеги и Верхний Ларс находился небольшой мост, имевший в народе название «Чертов», нечистых сил в ущелье не наблюдалось, в основу названия легло слово «черта».

Преодолев небольшое расстояние от границы, сложно не заметить Храм Святой Троицы (груз. Цминда Самеба). Это крестово-купольный храм, XIV века, единственный храм такого типа в казбегском районе. Находится он высоко на горе над селом Гергети и городком Степанцминда. «... белые оборванные тучи перетягивались через вершину горы, и уединенный монастырь, озаренный лучами солнца, казалось, плавал в воздухе, несомый облаками» - так описывал ее великий русский поэт А.С. Пушкин. Гергетская Самеба - редкий случай храмового строительства высоко в горах, на абсолютной отметке 2170 метров [8]. Внимание путешественников обращает на себя следующая далее смотровая площадка в селении Казбеги, построенная в 1983 году в честь дружбы России и Грузии. Площадка имеет форму полукруга с огороженными выступами в направлении обрыва, ее архитектура резко контрастирует с живописной горной местностью, выделяясь пестрыми цветами мозаики на стенах. Расположение площадки выбрано не случайно, именно с нее открывается взору изумительная панорама на вершину легендарного Казбека и окружающих его вершин.

Завершающий пункт перед Крестовым перевалом (2379) - современный горнолыжный поселок Гудаури, расположенный на южных склонах Бокового хребта Центрального Кавказа, относящийся к муниципалитету Степанц-минда (бывший Казбекский район). В 1987 году в поселке проживало 10 человек, на сегодняшний день это центр туризма и горнолыжный курорт, известный практически во всем мире. Становление Гудаури как курорта датируется 1975-1985 гг. и продолжается по настоящее время. В 1982 началось серьезное освоение и модернизация зимнего Гудаури. Специалисты из Австрии построили здесь первые подъемники и оборудовали ими трассы: нижняя станция на высоте 1990 метров, верхняя - 3307 метров. Снежный покров достаточно стабилен: с декабря по апрель, мощность его на склонах порядка 1.5 м. Несмотря на то, что курорт находится высоко в горах, типичная для Гудаури погода - это теплые, безветренные, солнечные дни. Для профессионалов построены трассы слалома, слалома-гиганта, супергиганта и

Проблемы и перспективы развития регионального туризма

125

скоростного спуска. Трассы с FIS-сертификацией. Широкие открытые склоны создают хорошие условия для внетрассового катания и сноубординга, практически все они находятся выше уровня леса [9].

Таким образом, объекты Военно-Грузинской дороги являются ключевыми для создания туристской привлекательности Кавказскому региону. Эстетическая привлекательность горных ландшафтов, историко-культурное содержание экскурсий, возможность горнолыжного отдыха должны стать основой для создания современного турпродукта.

Список литературы:

1. Москвич Григорий. Практический путеводитель по Кавказу. - СПб., Издательство путеводителей Гр. Москвича, 1913.

2. Блиев М.М., Бзаров Р.С. История Осетии с древнейших времен до конца XIX века. - Владикавказ: Ир, 2014.

3. Экскурсионная карта Военно-Грузинской дороги, ледников Казбекской группы и Кистинского ущелья / Сост. Н.Д. Казанцев, Д.В. Ракович. -Владикавказ: Тип. Лит. Кавказский печатник, З. Шувалова, 1909.

4. Кусов Г.И. Встречи со старым Владикавказом. - Владикавказ: Алания, 1998.

5. Возиянова И.С. История формирования туристско-рекреационной деятельности в Северной Осетии (вторая половина XIX - начало XX вв.). -Владикавказ: Издательство СОГУ, 2015.

6. Торчинов В.А. Владикавказ-Дзжуджыхьжу. Краткий историко-краеведческий справочник. - Владикавказ, 1999.

7. Чибиров Л.А. Периодическая печать Кавказа об Осетии и Осетинах. Кн. 6. - Владикавказ: Ир, 2006.

8. Храм Святой Троицы [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://travelgeorgia.ru/246/ (дата обращения: 20.11.2015).

9. Горнолыжный курорт Гудаури [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.gudauri.ru/about_gudauri/ (дата обращения: 21.11.2015).

РАЗВИТИЕ КУРОРТНО-РЕКРЕАЦИОННОГО И ТУРИСТИЧЕСКОГО КЛАСТЕРА В СКФО

© Казиханова Д.М.*

Дагестанский государственный педагогический университет, г. Махачкала

Рассмотрены вопросы развития туристического кластера Российской

Федерации.

Ключевые слова туризм, туристические кластеры.

Аспирант.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.